петрушенко л а повседневная жизнь средневековой европы
Повседневная жизнь средневековой Европы, Петрушенко Л.А., 2012
Повседневная жизнь средневековой Европы, Петрушенко Л.А., 2012.
Средние века в Европе продлились целое тысячелетие и вместили в себя многое — крестовые походы и рост городов, чудеса святых и костры еретиков, песни трубадуров и величие готических соборов. В этом калейдоскопе фактов и событий трудно разглядеть, как жили обычные люди той эпохи, во что они верили, что заставляло их совершать те жестокие, милосердные и экстравагантные поступки, что и сегодня удивляют нас. Этому посвящена книга историка и философа Леонида Петрушенко, описывающая, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении — в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.
СРЕДНИЕ ВЕКА И СОВРЕМЕННОСТЬ.
История не исчерпывается неким множеством фактов и не сводится к ним, как и вообще к материально-экономической жизни общества — так называемому «общественному бытию». Хотя то и другое лежит в основании истории, об этом не думаешь, разбираясь в калейдоскопической, завораживающей пестроте исторических лиц и событий. Так тому, кто наслаждается вкусом румяных сочных яблок, нет дела до старой сучковатой яблони, на которой они росли, а тем более до ее корневой системы, качества почвы и удобрений, хотя без яблони и земли, на которой она растет, не было бы и этих яблок. Подобно этому нас обычно интересуют исторические события, лица, законы отнюдь не сами по себе в отрыве от историка, их излагающего (что вообще-то и невозможно), а в его приблизительно верной оценке, в его субъективно предвидящем, стоящем над ними прогностическом и, следовательно, нравственном отношении к ним.
Конечно, реальная жизнь людей и всего общества — «корневая тема» исторического процесса. Однако мы не должны ни ограничиваться ею, ни сбрасывать ее со счетов, ибо, несмотря на многоликость и многоплановость, историческое осознание и восприятие социальной действительности не только релятивны и хаотичны. Они по своей природе являются личностными, связанными с человеком как познающим субъектом, а следовательно, необходимыми и закономерными.
СОДЕРЖАНИЕ
Вадим Эрлихман. Путешествие в средневековье
Предисловие. Средние века и современность
Часть первая. ЧЕЛОВЕК
Глава первая. Человек. Время. История
«Человеко-усадьба»
Время и вечность
История в средние века
Глава вторая. Земля и город
Человек средневековья
Земля, ее хозяин и его богатства
Город и горожанин
Глава третья. Возрождение и Реформация
Накануне перемен
Возрождение: экономика и личность
От Возрождения к Реформации
Часть вторая. ВЛАСТЬ
Феодальная лестница
Идеология рыцарства
Рыцарь и солдат
Часть третья. ЦЕРКОВЬ
Церковь и монашество
Переход в свою противоположность
Бог и дьявол, церковь и еретики
Инквизиция и инквизиторы
Часть четвертая. ШКОЛА
Церковь и образование
Школа и школяры
Университет и студенты
Учеба в университете
Средневековое мышление
Примечания
Краткая библиография.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Повседневная жизнь средневековой Европы, Петрушенко Л.А., 2012
Повседневная жизнь средневековой Европы, Петрушенко Л.А., 2012.
Средние века в Европе продлились целое тысячелетие и вместили в себя многое — крестовые походы и рост городов, чудеса святых и костры еретиков, песни трубадуров и величие готических соборов. В этом калейдоскопе фактов и событий трудно разглядеть, как жили обычные люди той эпохи, во что они верили, что заставляло их совершать те жестокие, милосердные и экстравагантные поступки, что и сегодня удивляют нас. Этому посвящена книга историка и философа Леонида Петрушенко, описывающая, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении — в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.
СРЕДНИЕ ВЕКА И СОВРЕМЕННОСТЬ.
История не исчерпывается неким множеством фактов и не сводится к ним, как и вообще к материально-экономической жизни общества — так называемому «общественному бытию». Хотя то и другое лежит в основании истории, об этом не думаешь, разбираясь в калейдоскопической, завораживающей пестроте исторических лиц и событий. Так тому, кто наслаждается вкусом румяных сочных яблок, нет дела до старой сучковатой яблони, на которой они росли, а тем более до ее корневой системы, качества почвы и удобрений, хотя без яблони и земли, на которой она растет, не было бы и этих яблок. Подобно этому нас обычно интересуют исторические события, лица, законы отнюдь не сами по себе в отрыве от историка, их излагающего (что вообще-то и невозможно), а в его приблизительно верной оценке, в его субъективно предвидящем, стоящем над ними прогностическом и, следовательно, нравственном отношении к ним.
Конечно, реальная жизнь людей и всего общества — «корневая тема» исторического процесса. Однако мы не должны ни ограничиваться ею, ни сбрасывать ее со счетов, ибо, несмотря на многоликость и многоплановость, историческое осознание и восприятие социальной действительности не только релятивны и хаотичны. Они по своей природе являются личностными, связанными с человеком как познающим субъектом, а следовательно, необходимыми и закономерными.
СОДЕРЖАНИЕ
Вадим Эрлихман. Путешествие в средневековье
Предисловие. Средние века и современность
Часть первая. ЧЕЛОВЕК
Глава первая. Человек. Время. История
«Человеко-усадьба»
Время и вечность
История в средние века
Глава вторая. Земля и город
Человек средневековья
Земля, ее хозяин и его богатства
Город и горожанин
Глава третья. Возрождение и Реформация
Накануне перемен
Возрождение: экономика и личность
От Возрождения к Реформации
Часть вторая. ВЛАСТЬ
Феодальная лестница
Идеология рыцарства
Рыцарь и солдат
Часть третья. ЦЕРКОВЬ
Церковь и монашество
Переход в свою противоположность
Бог и дьявол, церковь и еретики
Инквизиция и инквизиторы
Часть четвертая. ШКОЛА
Церковь и образование
Школа и школяры
Университет и студенты
Учеба в университете
Средневековое мышление
Примечания
Краткая библиография.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Петрушенко л а повседневная жизнь средневековой европы
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
Интересные нескучные книги по Средневековью
Понятие телесности в Средние века — предмет удивительный и во многом для нас необычный. Что люди думали о жизни и смерти своей оболочки — и как они ее изображали? Ответ на этот нетривиальный вопрос ждет вас на страницах этой глубокой и увлекательной книги, богато и ярко иллюстрированной. Как средневековый человек представлял, что у него внутри? Какое тело казалось ему красивым? Стыдился ли он своей наготы? «Голое Средневековье» дает читателю уникальную возможность проникнуть в мысли людей, живших несколько столетий назад, и взглянуть на человеческое тело их глазами.
Джек Хартнелл — английский историк искусств, писатель, исследует визуальную культуру и историю медицины. В этой книге он рассказывает о жизни и смерти в Средние века для самого широкого читателя. В лучших традициях «Страдающего Средневековья»! (eBook)
2. Валерия Косякова «Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец света» (2018)
Эта книга рассказывает о важнейшей, особенно в средневековую эпоху, категории — о Конце света, об ожидании Конца света. Главный герой этой книги, как и основной ее образ, — Апокалипсис. Однако что такое Апокалипсис? Как он возник? Каковы его истоки? Почему образ тотального краха стал столь вездесущ и даже привлекателен? Что общего между Откровением Иоанна Богослова, картинами Иеронима Босха и зловещей деятельностью Ивана Грозного? Обращение к трем персонажам, остающимся знаковыми и ныне, позволяет увидеть эволюцию средневековой идеи фикс, одержимости представлением о Конце света. Читатель узнает о том, как Апокалипсис проявлял себя в изобразительном искусстве, архитектуре и непосредственном политическом действе. (eBook)
3. Андрей Мартьянов «Прогулки по Средневековью. Война. Чума. Инквизиция» (2017)
Пожалуй, больше всего мифов и страшных сказок окружает Средневековье. В нашем представлении это жуткое время, когда текли реки крови, города выкашивала чума, а в центре каждой деревни горел костер с ведьмой. Период, который, протянулся почти на тысячелетие, — с точки зрения современного человека представляет собой непрерывную череду ужасов, войн, эпидемий. Главная задача этой книги – не просто развеять наиболее одиозные мифы и заблуждения, касающиеся Средневековья, но и побудить читателя к самостоятельным изысканиям.
4. Леонид Петрушенко «Повседневная жизнь средневековой Европы» (2013)
Средние века в Европе продлились целое тысячелетие и вместили в себя многое — крестовые походы и рост городов, чудеса святых и костры еретиков, песни трубадуров и величие готических соборов. В этом калейдоскопе фактов и событий трудно разглядеть, как жили обычные люди той эпохи, во что они верили, что заставляло их совершать те жестокие, милосердные и экстравагантные поступки, что и сегодня удивляют нас. Этому посвящена книга историка и философа Леонида Петрушенко, описывающая, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении — в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.
5. Серж Ютен «Повседневная жизнь алхимиков в Средние века» (2013)
Книга посвящена средневековой «науке наук» — алхимии. Как показывает автор, несмотря на тайный характер занятий алхимиков и вопреки расхожим представлениям об отреченности их деятельности, адепты использовали свою науку как средство познания и преобразования Божьего мира, оставаясь чаще всего в рамках ортодоксальной церкви. Повседневная жизнь алхимиков, их теории, символы, инструменты и лаборатории, а также вклад в экспериментальную химию, искусство, архитектуру и литературу ярко воссозданы знаменитым французским историком Сержем Ютеном.
6. Барбара Такман «Загадка XIV века» (2013)
Одно из самых мрачных и загадочных столетий в европейской истории.
Время Столетней войны между Англией и Францией, «авиньонского пленения» пап и кровавой Жакерии. Время «Черной смерти» — пандемии чумы 1348-1350 годов, унесшей треть населения Европы. Время насилия и беззакония, голода и разорения, безверия и уныния. Время, тайны которого знаменитая писательница Барбара Такман, дважды лауреат Пулитцеровской премии и автор «Августовских пушек», раскрывает читателю в своей уникальной книге!
7. Жак Ле Гофф, Николя Трюон «История тела в средние века» (2008)
Жак Ле Гофф — французский историк-медиевист, один из ярчайших представителей «Новой исторической науки», вышедшей из школы «Анналов». Сторонник концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной и от античной, и от новоевропейской. В кратком курсе истории тела рассказывается о главном объекте дискуссий и конфликтов того времени, размышляя о свободе, чувственности и сексуальности. Отношение к телу, угнетаемому и превозносимому, в Средние века было противоречивым и неоднозначным — от воздержания священников до наслаждения мирян, от устоев христианства до пережитков язычества, от моды в одежде до привычек в питании, от целибата до страстной любви.
8. Жак Ле Гофф «Средневековый мир воображаемого» (2001)
Мир воображаемого присутствует во всех обществах, во все эпохи, но временами, благодаря приписываемым ему свойствам, он приобретает особое звучание. Именно этот своеобразный, играющий неизмеримо важную роль мир воображаемого окружал мужчин и женщин средневекового Запада. Невидимая реальность была для них гораздо более достоверной и осязаемой, нежели та, которую они воспринимали с помощью органов чувств; они жили, погруженные в царство воображения, стремясь постичь внутренний смысл окружающего их мира, в котором, как утверждала Церковь, были зашифрованы адресованные им послания Господа, — разумеется, если только их значение не искажал Сатана.
«Долгое» Средневековье, которое, по Жаку Ле Гоффу, соприкасается с нашим временем чуть ли не вплотную, предстанет перед нами многоликим и противоречивым миром чудесного. Мы узнаем, как в ту пору люди представляли себе время и пространство, как им мыслился мир земной и мир загробный, каковы были представления о теле и почему их ограничивали жесткими рамками идеологии, в каких символических системах и литературных метафорах осмыслялись мир и общество. Здесь же, вслед за автором «Королей-чудотворцев», историком Марком Блоком, Ле Гофф ставит вопрос: какое место надо отвести миру воображаемого в процессе возвращения к обновленной политической истории — к историко-политической антропологии?