перспективы на жизнь очень мрачные я решу наболевший вопрос
Перспективы на жизнь очень мрачные я решу наболевший вопрос
Лежу на пляжу я и млею,
О жизни своей не жалею,
И пенится берег морской
Со своей неуёмной тоской.
Раскроется злая пучина,
Погибнет шикарный мужчина,
И дамы, увидевши гроб,
Поймут, что красавец усоп.
Останется чёрная шляпа,
Останется город Анапа,
Останется берег морской
Со своей неуёмной тоской.
Надену я чёрную шляпу,
Поеду я в город Анапу,-
И там я всю жизнь пролежу
На солёном как вобла пляжу.
1.
1. Надену я черную шляпу,
Поеду я в город Анапу
И целую жизнь пролежу
На соленом, как вобла, пляжу.
2. Лежу на пляжу я и млею
И жизни своей не жалею.
И нежится берег морской
Со своей неуемной тоской.
4. Останется город Анапа,
Останется черная шляпа,
Останется берег морской
Со своей непонятной тоской.
5. Надену я черную шляпу,
Поеду я в город Анапу
И целую жизнь пролежу
На соленом, как вобла, пляжу.
Шел трамвай десятый номер… Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). / Сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.
2. Непонятная тоска
Надену я черную шляпу,
Поеду я в город Анапу
И выйду на берег морской
С своей непонятной тоской.
Я сяду на пляж, разомлею,
О жизни своей пожалею.
И жизнь до конца просижу
На этом песчаном пляжу.
Волна будет мчать за волною,
Беседовать тихо со мною,
Тереться о берег морской
С своей непонятной тоской.
Не раз в своей жизни невзрачной
Хотел я под поездом дачным
Решить наболевший вопрос
С улыбкою из-под колес.
В тебе, о, морская пучина,
Погибнет прекрасный мужчина,
Который сидел на песке
В своей непонятной тоске.
И каждый, увидевши гроб,
Поймет, что страдалец утоп:
Он долго сидел на песке
В своей непонятной тоске.
Останется черная шляпа,
Останется город Анапа.
Останется берег морской
С своей непонятной тоской.
Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. – (Золотая коллекция).
Аркадий Северный: надену я черную шляпу
Надену я чёрную шляпу
Надену я чёрную шляпу,
Поеду я в город Анапу, –
И там я всю жизнь пролежу
На солёном, как вобла, пляжу.
Лежу на пляжу я и млею,
О жизни своей не жалею,
И пенится берег морской
Со своей неуёмной тоской.
Перспективы на жизнь очень мрачные, –
Я решу наболевший вопрос:
Я погибну под поездом дачным,
Улыбаясь всем промеж колёс.
Раскроется злая пучина,
Погибнет шикарный мужчина,
И дамы, увидевши гроб,
Поймут, что красавец усоп.
Останется чёрная шляпа,
Останется город Анапа,
Останется берег морской
Со своей неуёмной тоской.
Надену я чёрную шляпу,
Поеду я в город Анапу, –
И там я всю жизнь пролежу
На солёном как вобла пляжу.
Чем это интересно
Аркадий Северный (Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград), как известно, сам песен не сочинял. Он мог добавить что-то от себя, изменить мелодию, сделать оригинальную аранжировку. Но не более того. Кстати, на первых его записях вместо «надену» было «одену», но потом, видимо, кто-то подсказал певцу, как надо правильно говорить.
Песня про черную шляпу вошла в первый «подкаст» Северного: записи Аркадия были оформлены как радиопередача. Такую форму подачи материала придумал его «продюсер» Рудольф Фукс.
Северный отвечал на письма несуществующих радиослушателей из Ростова, Одессы, Магадана, рассказывал анекдоты. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Это был 1972 год.
Вот фрагмент расшифровки «радиопередачи» (из книги Михаила Шелега «Аркадий Северный»): «Ну вот целая группа слушателей из Ростова буквально угрожает нам физической расправой, если мы не продолжим наш первый цикл песен из славного прошлого Одессы-мамы. Они предлагают нам создать другой цикл песен, под названием «Одессе-маме Ростов-папа шлет привет»».
Далее шла песня «На Багартьяновской открылася пивная»… Судя по всему, Северный не подозревал о ростовских корнях песни, и что правильно будет не «Багартьяновская», а Богатяновская (проспект в центре Ростова-на-Дону). Но получилось, что Одессе-маме Ростов-папа действительно шлет привет.
В этой же передаче прозвучала и знаменитая песня «Одену я черную шляпу»… О ее ростовском происхождении Северный тоже не знал.
В книге воспоминаний журналистки Татьяны Комаровой (настоящее имя – Сара Коренблат) о поэтессе Елене Ширман («История одной жизни», Ростов н/Д, 1967 год) описана история этой песни:
Справка об авторе
Молодой поэт и журналист Арсений Старосельский (1904 –1953) – первый муж писательницы Веры Пановой. Они поженились весной 1925 года.
В автобиографической книге «Моё и только моё» Панова вспоминала: «Муж мой немедленно начал меня перевоспитывать в духе материализма и атеизма. Я читала «Капитал», Энгельса, Каутского. «Капитал» давался мне каторжным трудом, поэтому я должна была читать его вслух, а Арсений комментировал и объяснял. Не в коня был корм – я так и не стала материалисткой. Но моя детская вера в Бога, в чудо, в царствие небесное была у меня отнята, а с нею отнято величайшее утешение, которое так нужно человеку в жизни. Я перестала ходить в церковь, перестала молиться, даже упоминать имя Божье, стесняясь мужа. А с Богом стало уходить и другое, столь же важное для человеческой души – благоговейное почитание матери, любовь к близким людям».
Брак распался, когда их дочери Наташе не было и двух лет. Однако Старосельский и Панова поддерживали дружеские отношения вплоть до смерти Арсения Владимировича в 1953 году.
Другие стихи Старосельского нам неизвестны. Он всю жизнь проработал журналистом – в газетах Ростова, а затем Ленинграда, окончил КИЖ – Коммунистический институт журналистики.
Последний год жизни Арсения Владимировича был тяжелым: в 1952 году за опечатку, пропущенную в газетной статье, где речь шла о Сталине, он был уволен из редакции с «волчьим билетом» и в течение всего следующего года не мог найти работу.
Как автор текста песни про шляпу, Старосельский неизвестен. А песня стала популярной. Появились варианты с желтой шляпой, с белой. Менялся и текст, но сохранялось ядро – гибель мужчины в шляпе на пляже города Анапа. Кстати, в Анапе полюбили версию с белой шляпой, как наиболее соответствующую пляжному сезону.
Именно в таком виде песня стала неофициальным гимном Анапы, где в 2007 году белой шляпе был установлен памятник. На постаменте закреплены буквы, образующие фразу: «Та самая белая шляпа».