период средневековой философии ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг
Проблематика средневековой схоластики.
Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название схоластика.
Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так».
Была создана идеология, названная «теорией двух истин». Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии, признать равноправие.
От окончательного падения в сердцах людей церковь спас Фома Аквинский. Он постригся в монахи, отказавшись от денег и титула. Оставил после себя огромную библиотеку. Он создал учение о гармонии веры и разума, в котором указывал, что они находятся в вечном противоборстве. И то и другое направлено к свету, только разными путями. Проведя черту между естественным и сверхъестественным, Фома признал их самостоятельность. Но если возникали конфликты, правда оставалась на стороне Божьих откровений. И никаким естественным доказательствам нельзя доверяться. Так как истина откровений превыше всего, то есть, вроде бы философия стала самостоятельной, но в то же время был строгий контроль над любым поползновением чему-либо противоречить. Усилиями церковных верхов нераздельно установилось единовластие. Не согласных с церковниками уничтожали духовно и физически.
Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав
Проблематика средневековой схоластики
Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название схоластика.
Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так».
Была создана идеология, названная «теорией двух истин». Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии, признать равноправие.
От окончательного падения в сердцах людей церковь спас Фома Аквинский. Он постригся в монахи, отказавшись от денег и титула. Оставил после себя огромную библиотеку. Он создал учение о гармонии веры и разума, в котором указывал, что они находятся в вечном противоборстве. И то и другое направлено к свету, только разными путями. Проведя черту между естественным и сверхъестественным, Фома признал их самостоятельность. Но если возникали конфликты, правда оставалась на стороне Божьих откровений. И никаким естественным доказательствам нельзя доверяться. Так как истина откровений превыше всего, то есть, вроде бы философия стала самостоятельной, но в то же время был строгий контроль над любым поползновением чему-либо противоречить. Усилиями церковных верхов нераздельно установилось единовластие. Не согласных с церковниками уничтожали духовно и физически.
Эта тема принадлежит разделу:
Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является милетская vii v вв до н э ее родоначальники.. фалес астроном политический деятель он произвел переворот в.. анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблематика средневековой схоластики
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:
Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия –это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область челове
Мировоззрение и его типы
Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жиз
Религиозное мировоззрение
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное. Религия – мир
Школа Пифагора
Пифагор(VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и
Философия Древней Греции (общая характеристика)
Античный мир –эпоха греко-римской классической древности. Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает пер
Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике
5 век- особая веха в развитии древнегр. Философии-расцвет рабовл демократии, история воздействует на чел.Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии с физи
Характеристика основных этапов, принципов и проблем средневековой философии
Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной куль
Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика
Возрождением называют переходный период от Средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий с XIV по XVI в., когда Средневековье в его экономических, социальных, духовных формах уже
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт
На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который обычно называют Новым временем. Для этого периода характерны следующие черты: 1) падает авторитет церкв
Философия К. Маркса и ее эволюция. Проблема отчуждения
К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся – от эксплуатации и духовным средством созидания
Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития
Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения,
Русская философия. Истоки русской философии. Русское Просвещение. Русская философия 19 века
Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского пер
Русская религиозная философия 20 века
В русской религиозной философии наиболее часто разрабатываемыми были следующие темы: 1.Христианское осмысление взаимоотношений между миром божественным и миром тварным (сотво
Философская проблема бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии
Бытие– одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Лишь на первый взг
Основные формы бытия
Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах: 1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реал
Философское учение о материи и атрибутах ее существования
МАТЕРИЯ – это реальный вещественный субстрат, из которого состоят все тела, и который является основой или средой всего того, что чувственно воспри
Основные законы и принципы диалектики
Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. Диалектическое учение реализуется в принципах, законах, категориях.
Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции
Сознание —это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправл
Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека
Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действитель
Учение об истине в современной философии. Формы истины. Истина, заблуждение, ложь
Достижение истины является целью познания. Платон различал истинное знание и обыденное мнение. Классическое определение истины принадлежит Аристотелю: истина– это соответс
Проблемы философской антропологии
В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Говоря об особенностях человека, употребля
Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы
Социальная философияисследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружаю
Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое единство
Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений,
История и философия техники
Исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (1877). философия техники, во-пе
Глобальные проблемы современности и их характеристика. Будущее человечества
Глобальные проблемы можно разбить на 2 группы.К первой группеотносится угроза экологической катастрофы на Земле, энергетический кризис, проблемы, связанные с выживанием человечеств
Период средневековой философии ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг
Что представляла собой философия в средние века?
Это был сплав теологии и античной философской мысли. Важнейшей идей средневековой философии стала идея единого Бога.
Развитие средневековой философии делится традиционно на два этапа. Первый этап — со II по VI века н.э. Это так называемая патристика: отцы церкви в своих учениях заложили основы Священного предания.
Второй этап — схоластика (VII-XIV вв. н.э.), в этот период философы пытались рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Каковы основные черты средневековой философии?
Философия была тесно связана со Священным писанием, которое воспринималось как основа философского знания. Главным считалось искусство трактовать тексты Библии.
Одной из главных была идея божественного предопределения и учение о конце света.
Окружающий мир рассматривался как вторичный по отношению к Богу и людям; человек был центром мира, сотворенного Богом.
Схоласты утверждали, что познать истину можно не столько разумом, сколько верой.
Что такое креационизм и теоцентричность?
Креационизм — учение о сотворения мира Богом из ничего. Теоцентричность — идея о том, что источник и основа всего существующего — Бог.
Августин Аврелий жил в 354-430 гг. н.э. Родился он в Северной Африке, жил в Карфагене, в возрасте 30 лет принял христианство. Свои представления Августин изложил в нескольких трудах, среди которых «Исповедь», «О свободной воле», «О граде Божием».
В чем ключевая идея Августина?
Необходимо познать Бога и собственную душу. Бога познать можно через познания души, душу — через Бога. Движение вглубь собственного «Я» мыслилось Августином как движение к Богу, то есть чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу.
По мнению Августина, внутри у человека есть качества, которые аналогичны божественной Троице. Это — бытие, познание, любовь.
Нужно размышлять над прожитым, проговаривать свои ощущения и переживания. При этом необходимо быть абсолютно искренним. Путь самопознания не имеет конца.
Есть ли предел искренности?
Человеку нужно признать, что он не может быть искренним постоянно, что он склонен обманывать самого себя и Бога. Такое признание свидетельствует о достоверности внутреннего опыта. Оно убеждает в том, что, размышляя, человек имеет дело не с фантазиями и иллюзиями, а со своим подлинным «Я». «Я ошибаюсь (обманываю себя), следовательно существую» — выдвигает Августин свой знаменитый тезис.
Что говорил Августин о любви и о зле?
Он выделил два вида любви. Страстная любовь основана на вожделении, а креативная любовь выявляет в вещах образы Бога. Обе они возвышают человека, т.к. при помощи любви человек обретает силу победить зло.
С моральной точки зрения, зло — это нарушение божественных заповедей. Зло исходит от порочных устремлений и желаний. Порочность состоит не в обращении к земному, а в забвении божественного.
Преодолеть зло можно, если вернуться к Богу. Особую роль в этом играет воля.
Что Августин понимал под свободой воли?
Свобода — свойство человеческой воли, а не разума. Свободная воля стремится к выполнению божественных заповедей. Свобода воли состоит в том, чтобы подчиниться божественной благодати. Божественная благодать не насилует волю, ибо воля свободно ей подчиняется. Свободно утвердиться в благодати — значит обрести высшую степень свободы.
Каким образом человек открывает истину?
Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений. Таким состояниям предшествует душевное потрясение. Душевное потрясение связано с самыми серьезными или даже трагическими обстоятельствами жизни. Но в результате открывается чистая ясность души.
В чем смысл человеческой истории?
Историю Августин мыслил как поступательное движение к нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории — нравственный прогресс. Этот процесс осуществляется неуклонно, несмотря на все повороты истории.
Годы жизни: 1225/26-1274 гг. Родился в аристократической семье в Неаполитанском королевстве в местечке Аквино, отсюда его прозвище Аквинский. Образование получил в монастыре бенедиктинцев, в Неаполитанском университете, затем в Парижском университете, стал учеником немецкого философа Альберта Великого. В 1248 году вместе с Альбертом он отправился в Кельн, где создал центр по изучению теологии. В 1252 году возвращается в Парижский университет, становится магистром теологии. Умер в Париже. В 1323 году был причислен к лику святых.
Наиболее известные произведения Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма истины католической веры против язычников», «О правлении князей», «Спорные вопросы».
Что главное в учении Аквинского?
Он приспособил учение Аристотеля к христианскому вероучению, создал синтез христианства и аристотелизма, веры и разума.
Аквинскому, как и Аристотелю, окружающий мир представлялся иерархически упорядоченной структурой: на вершине находится Бог, ниже — небесные сферы, люди, животные, растения, камни, земля.
Человек — это высшее материальное творение, по своей природе разумное и духовное создание. Человек одновременно является и телом и душой. Душа человека едина и неделима. Главные функции души — познание и воля. Воля — активизирующая сила, которая следует за познанием. Познание направлено на постижение добра. Познание является первичным, а воля — импульс, который зависит от выбранной цели.
Познание начинается с чувственного восприятия. В разуме человека нет ничего, что не прошло через чувственное восприятие. Исходя из чувственных впечатлений, человек распознает общие черты в явлениях и формирует о них понятия.
Познавая мир, человек обнаруживает, что во всех вещах скрыты религиозные ценности.
Как доказать существование Бога?
Для доказательства Фома Аквинский выдвинул пять способов:
1. Космологический аргумент: все в мире изменяется, следовательно, должна существовать первая причина, которая сама ничем не обусловлена, но является источником всех изменений и движений. Именно такую первопричину мы называем Богом.
2. Казуальный аргумент: любое следствие указывает на свою причину, которая тоже указывает на причину и т.д. Первопричина всего и есть Бог.
3. Аргумент, основанный на необходимости: любая вещь на земле является принципиально случайной в том смысле, что ее существование не является необходимым. Вещь могла быть иной, вместо существующих вещей могли быть другие. Однако немыслимо, чтобы все было случайным. Должно существовать нечто, являющееся необходимым, его мы называем Богом.
4. Аргумент, основанный на степенях совершенства. Все существа в мире являются более или менее совершенными. Следовательно, можно говорить о градации Бытия и совершенства. Должно быть нечто, что находится за пределами земного мира и является совершенным. Это нечто — Абсолютное Бытие, которое мы называем Богом.
5. Теологический аргумент: мы видим порядок в природе и за всем обнаруживаем цель. Порядок в мире свидетельствует о том, что он создан по исключительно продуманному плану, то есть существует рациональный дух, который породил этот план.
Если Бог есть причина всего, то и зло — от Бога? Отвечая на этот вопрос, Фома Аквинский утверждал, что реальное зло происходит не от Бога, а от свободных действий человека. Бог даровал людям свободу воли, выбор между праведной и греховной жизнью. Но Бог не виноват, что человек неправильно использует волю.
Годы жизни: 1285-1349 г.г. У. Оккам родился в Англии, учился и преподавал в Оксфордском университете, вступил в орден францисканцев, активно участвовал в борьбе против папства. В 1324 году обвинен в ереси, находился в заточении в Авиньоне, бежал в Мюнхен, где в 1349 году умер от чумы.
Какие взгляды высказывал Оккам?
Он защищал государство от папского влияния. Как философ, он считал, что теология (богословие) — не наука, а философия и настоящие науки должны быть свободны от влияния религии. Знание должно быть отделено от веры. В основании человеческого знания лежит конкретный опыт. Всякое познание следует основывать на чем-то реальном. В основе мира лежит всемогущая и неопределимая Божья воля. Реально существуют единичные вещи, а общие понятия (универсалии) существуют только в уме.
Что такое «бритва Оккама»?
Оккам выдвинул принцип, который назвали «бритвой Оккама»: «Не следует умножать сущности без необходимости».
Может ли человек познать окружающий мир?
Нет. Человеку даны две реальности: Божественная, дарованная через Откровение, и реальность эмпирического мира, постигаемая через непосредственный опыт. Человек не может познать Бога эмпирически (путем экспериментов).
По мнению Оккама, истина двойственна: одна истина является в христианском Откровении, она недосягаема ни для сомнений, ни для рационального постижения, вторая включает в себя наблюдаемые частные факты, описываемые эмпирической наукой и рациональной философией. Они не обязательно выступают продолжением друг друга.
Какую роль сыграло учение Оккама?
Учение Оккама предвосхитило путь, по которому пошло развитие западноевропейской философии. Оккам считал, что церковь должна быть в политическом плане отделена от светского мира, что реальность Бога должна в теологическом плане отличаться от эмпирической реальности. Эти понятия стали фундаментальными в период Реформации.
Период средневековой философии ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг
— католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский (с 1093).
Представитель реализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077—1078).
Канонизирован Католической церковью в 1494. Упоминается Данте Алигьери в разделе «Рай» в «Божественной комедии»
https://sites.google.com/site/2015mamkin/home/ogse-01-osnovy-filosofii/6
Поиск Шиловских О.
Глоссарий
Христианство (от греч. — «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистикомессианистских движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, во уже в первые десятилетия получало все больше последователей из др. народов («язычников»). До 5 в. распространение X. происходило гл. обр. в географич. пределах Рим. империи, а также в сфере её политич. и культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-йпол. 1-го тыс.) — среди герм. и слав. народов, позднее (к 13—14 вв.) — также среди балт. и фин. народов. В новое и новейшее время распространение X. вне Европы происходит за счёт колон. экспансии и деятельности миссионеров. Число приверженцев X. во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе — ок.475 млн., в Лат. Америке — ок. 250 млн., в Сев. Америке — ок. 155 млн., в Азии — ок. 100 млн., в Африке — ок. 110 млн.; католиков — ок. 660 млн., протестантов — ок. 300 млн. (вместе с сектами, среди которых 42 млн. методистов и 37 млн. баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских» вероисповеданий Востока (монофиситов, несториан и т. п.) — ок. 120 млн.
Церковь (от греч. kyriakon – дом Господний) в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое «тело Христово»; см. Corpus mysticum. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь – общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также Католицизм) откололась в 16 в. протестантская (см. Протестантизм), которая тотчас же снова распалась – на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект.
Патристика (от греч. pater, или лат. pater — отец) — термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 — 8 в., — т.н. отцов церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен четвертый — одобрение церкви). Этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной т.зр. составной частью П. являются и те учения, которые христианская традиция не считаетвполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства.
Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами[1]. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.
Креационизм (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.
Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. П. характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии.
П. предполагает завершение истории, наличие конца истории. В Средние века Царство небесное вводилось в историю как ее предел, как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях.
Реалисты 1) последователи реализма в философии искусстве и в отношении к действительности; 2) ученики реальн. училищ и также защитники реализма, как системы образования.
Монотеизм (от греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — не ставит под сомнение его единство).
Вера — глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.
Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. близка интуиции. Как и интуиция, В. субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. были диаметрально противоположные воззрения: то, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству представлялось уже наивным предрассудком. В. затрагивает не только разум, но и эмоции; нередко она захватывает всю душу и означает не только интеллектуальную убежденность, но и психологическую расположенность. В отличие от В. интуиция, даже когда она является наглядно-содержательной, затрагивает только разум. Если интуиция — это непосредственное усмотрение истины и добра, то В. — непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром; интуиция — способ открытия нового содержания, В. — способ удержания такого содержания в душе и разуме.
Поиск информации – Савченко Р