мем в интернете в жизни общение
Мемы — форма общения, новый язык или вид искусства?
Дарья Абашева
В XXI веке и визуальное, и даже устное народное творчество переживают новый этап развития: они уже давно вышли за рамки былин, сказок и «преданий старины глубокой». Сатиричные анекдоты и частушки тоже отошли на второй план — их место заняли емкие картинки. Разбираемся в античных корнях мемов и пытаемся понять, будет ли в Эрмитаже выставка мемов и как увеличить охваты в соцсетях за счет забавных изображений.
Что такое мем и какой у него срок годности
Докинз, впрочем, не сводил мем к троллфейсу и забавным картинкам: мемом он называл единицу значимой для культуры информации, все то, что транслируется через поколения. Излагая свою теорию в биологических терминах, он приравнял мем к гену и наделил его теми же свойствами. Поэтому злободневные картинки, которые мы шерим в соцсетях, подчиняются общим правилам естественного отбора блогосферы: они могут мутировать и размножаться в геометрической прогрессии.
Исследование, проведенное австралийским ретейлером Yellow Octopus совместно с Google Trends, показало, что у каждого мема есть свой жизненный цикл и в среднем интернет-мем живет два года. Срок годности мема зависит от двух факторов: первый — это событие, реакцией на которое и стал мем. Как только теряется актуальность события, мем, посвященный этому прецеденту, ждет забвение.
Второй фактор — это целевая аудитория. Мем может превратиться в баян, набить оскомину, перестать вызывать истерический смех, но при этом оставаться мемом ровно до тех пор, пока его не перестанут понимать. Поскольку мем является носителем информации о культурном феномене или историческом событии, скажем, узнаваемое сегодня выражение «Лет ми спик фром май харт ин инглиш» для поколения наших внуков не будет иметь никакого смысла, а значит, перестанет быть мемом.
Почему мы разговариваем мемами
Сначала на смену словам, передающим наше эмоциональное состояние, пришел смайлик, а мем стал следующей ступенью эволюции речи в сети. С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами 2.0. или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом.
Экономия свойственна человеку не только в магазине, мы экономим и наш язык
Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий.
Мемы отличает лаконичность и концентрированность смысла, поэтому «ничоси» заменило «вот это да!». Интересно, что мемы тоже могут менять свое значение, а также заимствоваться одним социокультурным слоем из другого — эти процессы влияют на продолжительность жизни мема и не дают ему кануть в Лету. Мем снова начинают обсуждать, он снова заполняет паблики и чаты, для него создается питательная среда в виде хайпа.
Эмоциональный отклик, порожденный мемом, — то, что ищет хороший маркетолог, поэтому мем, покоривший сердца пользователей интернета, принесет успех, сделав рекламу вирусной. Джон Сноу рекламирует пуховики фабрики «Снежинка», и ее целевая аудитория сразу увеличивается до 18 млн человек, ведь именно такое количество людей посмотрели «Игру престолов», по версии «Кинопоиска».
Находясь на пересечении смешного и странного, мемы способны оживить соцсети даже самого консервативного музея. Заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Сергей Винокуров говорит о том, что музей не только готов соединить холст, масло и фотошоп, но и активно практикует это: «В особенности сейчас, когда все культурные институции просто вынуждены искать новые формы работы с посетителем в онлайне». Но дотягивает ли современный интернет-мем до произведения искусства? Может ли он появиться в музее как экспонат?
Мем как памятник культуры, или Будет ли в Эрмитаже и Третьяковке выставка мемов
Интернет-мемы — зеркало современной жизни. Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное», — комментирует искусствовед Сергей Винокуров.
По замечаниям экспертов, мем изначально появился как — и с большой степенью вероятности таковым и останется. Однако не исключено, что мемы однажды будут коллекционировать, а затем выставлять в частных галереях, как это произошло с марками и монетами. В будущем мемы также могут стать экспонатами залов современного искусства (как письма и вырезки из газет и журналов), однако для этого они должны быть пропитаны историей. Ведь ценность имеет не сам объект, а исторический контекст, в котором он появился.
Кто знает — вполне возможно, что фраза «Слово „мем“ вошло в употребление в начале XXI века» через пару десятилетий будет красоваться в учебниках, Ждун войдет в историю как мем золотого века, а меметика будет признана наукой.
Популярные интернет-мемы (46 фото + 2 видео)
Источники появления мемов
Сегодня они появляются и на популярных сайтах с комиксами и смешными картинками, появляются в переписках на форумах. В России самым вирусным источником считается «ВКонтакте». Тут и объяснять не нужно, почему так происходит. Но не всегда «Вконтакте» — первое место, где они появляются. Сначала фраза или картинка может появиться на каком-нибудь форуме. Позже «имиджброды» и просто Интернетчики используют эту информацию в какой-нибудь сфере или ситуации. Комикс с использованием мема, попав на «ВКонтакте», в какое-нибудь популярное сообщество, быстро набирает обороты.
История термина
Неологизм ввел профессор Докинз. Оксфордский профессор в книге «Эгоистичный ген» использовал понятие как «единицу культурной информации», которая способна быстро «размножаться». Сам Докинз это слово вывел термин от греческого слова.
Ошибочное мнение сложилось у некоторых людей на счет этого термина. Многие считают, что образовался он от слова «memory», что в переводе с английского означает «память». Можно провести параллель со значением в статье, будут некие сходства, но это ошибочная точка зрения.
Rage faces
Первые мемо-рожицы появились в на имиджборде 4chan в 2007 году. (Прим. Форчан, Фурчан, Фурричан, Форчонг, «4 (for) chan» для девушек (тян) — известнейший англоязычный имиджборд, создананный в октябре 2003 обитателями Something Awful. Почти все винрарные мемы мира или появились на 4чонге, или были им растиражированы). Число их было невелико, но уже тогда каждая из них проявила свой характер с достаточной определённостью. Комиксы были короткими, сюжеты крайне примитивными, персонажей – по пальцам пересчитать. Графика чаще всего была любительской, да это было и не важно. Главным было не качество изображения, а ясно различимые эмоции (обычно негативные).
Неумело нарисованная рожица не только делала комиксы смешнее – она позволяла выразить эмоции самым «лёгкоусвояемым» способом.
Как в случае с любым новым видом, шанс на процветание и размножение получают самые подготовленные и приспособляемые, в то время как судьба самых слабых экземпляров – бледнеть, хиреть, и исчезать в забвении. Самые живучие мемо-рожицы сегодня пытаются вытеснить поднадоевшие смайлы и используются для создания любительских комиксов. Постепенно они становятся общепринятой и унифицированной формой общения в сети, с их помощью люди рассказывают самые разные истории – то короткие и забавные, то серьёзные и глубоко личные.
Путеводитель по теме для удобства поиска:
1. Будь мужиком
Мем Будь мужиком – это популярный отечественный мем, суть которого в призыве вернуться к истокам или же наоборот эволюционировать до правильного варианта – настоящего мужика. Используется в качестве мотивационного посыла с целью вдохновления или же просто ради прикола и из стадного соображения. Через год после появления стал узнаваем в отечественном интернете на 97% и вызывает приступы тошноты у одних и приступы беспричинного смеха у других. В чем же причина успеха этого мема?
Причина успеха, по словам анонимного источника, в том, что изображенный на оригинальном рисунке мужик – это воплощение среднестатического мужика. В возрасте, лысоват, немного брутален, чуть небрежно одет, ругается матом и является предметом поклонения и подражания. Но не только в этом секрет успеха! Мужика легко дорисовать, перерисовать, написать свою надпись и выложить в интернет, чтоб другие посмеялись. Возможно, еще никогда не было так просто стать чуть ближе к творчеству и креативу, чем с Мужиком!
Сама же фраза «Будь мужиком, *цензура*!» наиболее близка к фразам «Ну ты чо, не мужик?» или «Тебе что, слабо?» Она должна дать человеку понять, что необходимо сделать заложенную в слова Мужика перед словом *цензура* задачу. При этом мотивация высока как никогда, и задача выполняется в 97 раз активнее, чем просто по просьбе.
История Мужика
Впервые мужика нарисовал один из пользователей одного из имиджбордов. Как известно, когда мем доходит до школоты, он теряет свою суть и естество. А именно, школьники стали употреблять выражение по поводу и без, потеряв смысл. Если ранее картинка использовалась как совет старшего товарища молодому, то теперь она используется исключительно ради лулза. Собрать лайки и потешить школьное самолюбие – не это ли первоочередная задача любого? Мужик стал настолько популярным, что перешел даже в рекламу, как онлайн, так и оффлайн. Получается, к слову, обычно очень убого. Естественно, завуалированный мат убирается, потому и теряется всякий смысл. Впрочем, поговаривают, что он потерялся еще тогда, когда буква «а» была заменена на букву «я» в слове *цензура*.
Картинок про Мужика было нарисовано двести три тысячи, и каждая из них переполнена духом и гордостью авторов. Лозунг все тот же – «Нарисуй мужика, *цензура*!» Соответственно, с распространением Мужика начался полный и безоговорочный коллапс. И даже бабу нарисовали, которая обращается к мужикам. Вышло, конечно, смешно, но на один разок. Ибо баба не должна командовать мужиком.
Как рисовать мужика?
Основные правила:
а. Рисовать, а не делать из фоток
б. Надпись – от руки
в. Никаких комиксов
____________________________________________________________________________________
2. Trollface
История мема
Автором является пользователь сайта DeviantArt под ником Whynne. Изначально Whynne собирался изобразить собственную версию персонажа Rape Rodent (грызун насильник). Это ему не вполне удалось, но получившийся мем быстро стал популярным и распространился по всему интернету.
Оригинальный комикс, в котором показано, как участник дискуссии, осознав необоснованность своего мнения заявляет, что он все время занимался троллингом:
Этот комикс был нарисован в Paint. Пусть автор сам расскажет нам о своем творении.
Цитата:
Trollface – это представление тех людей, которых в Интернете называют троллями, а таких людей полно. Обычно троллинг происходит следующим образом: один человек задает такие вопросы, на которые сложно ответить, или просто издевается над другим, тогда-то можно и прикрепить мем к сообщению.
Оригинальный комикс показывает то, что я имею в виду, во всей красе. Людям понравилось нарисованное мной кривое лицо, и они стали его использовать для троллинга. Можно сказать, количество троллей в сети увеличилось.
Могу сказать только, что фразу «Problem?» придумал не я, но она тематически вписывается лучше каких-либо других фраз.
Распространение
Уже не секрет, что сотни людей пытались исказить свое лицо так, чтобы стать похожими на троллей. На YouTube даже появилось множество уроков, как сделать Троллфейс. Причем такие уроки дают и русскоязычные видеоблогеры. Далее Вы сможете увидеть реальные фотографии, где люди пытаются сделать троллфейс:
3. Me Gusta
Мем Me Gusta – один из самых интересных фейсов, поскольку смысл его не лежит на поверхности, а известен лишь части аудитории. Обычно эта ухмыляющаяся рожа используется в комиксах для выражения удовлетворения от чего-то омерзительного и извращенного, принято также считать Me Gusta Face рожей извращенца. Да вы только посмотрите на этот фейс, настоящий упырь!
Что значит Me Gusta?
Возникновение и использование Me Gusta
Чаще всего Me Gusta Face встречается именно в комиксах, как в классических четырехпанельных стрипах, так и в любых других формах.
4. Forever Alone
Мем Forever Alone дословно обозначает — всегда один. Это популярный мем зарубежных имиджбордов, перекатившийся на отечественные борды. Представляет собой N-панельный стрип, в котором некий омега-самец терпит фейл, оставаясь в результате навеки одиноким. Мем одиночества и непонимания окружающими, разочарования жизнью и собственным существованием.
История мема
Есть и другие, не подтвержденные мнения, согласно которым персонаж появился задолго до 2010 года на одном из зарубежных имиджбордов.
Опухшее лицо вечно одинокого героя по свидетельству «очевидцев» появилось от того, что в одном из самых первых комиксов парня укусила оса и он превратился из Rage в Forever Alone Guy, так как ругаться с синяками уже не мог.
Распространение
5. Fffuuu
Мем Fffuuu (а также fuuu, ffffuuuu, fuuuuu и так далее) – это очень известный джедайский мем, который был рожден на форчане (ну кто бы сомневался), и получил широчайшее распространение по всему миру и в этой стране в частности. Обычно используется в виде fffuuu комиксов, состоящих из четырех (необязательно, можно и двух, и десяти) частей, в итоге завершающихся поражающей воображение и захватывающей мозг картинкой с мужиком, во все горло орущим ffffuuuu! Вот таким вот:
История мема
Правильность написания fffuuu и немного интересных деталей
6. Okay Guy
Мем Okay Guy появился в интернете как полная противоположность вечно рвущему на себе рубашку от ярости Rage Guy. Ворвался также внезапно, как это делает пенсионерка, опаздывающая на последний троллейбус. Классический Okay Guy занимает последний кадр четырехпанельного комикса и выражает молчаливую покорность с теми событиями, который комикс описывает. По сравнению с обычным завершением подобных комиксов данный подход был достаточно оригинален, за счет этого и набрал популярность, став отдельным подмемом.
Если вы когда-нибудь чувствовали себя беспомощным что-либо изменить, вам не нужно объяснять, какие эмоции скрываются за этой гримасой. Этому персонажу явно не хватает настойчивости. В любой мало-мальски затруднительной ситуации он просто обречённо вздыхает и довольствуется скупыми подачками, которые время от времени подбрасывает ему судьба. В общем только смирение, только хардкор.
История мема
Почему никому неизвестный автор Okay Face обратил внимание на задний план? Как можно было упустить из вида троюродного брата Бориса Гребенщикова по маминой линии? Чем его не устроил суровый охранник в правом углу? Не понятно!
Как бы там ни было, одним из самых первых комиксов, отражающих всю суть популярного мема был сюжет, в котором мужчина хотел заказать колу, но за неимением последней согласился на пепси.
Удивляет тот факт, что, в отличие от абсолютного большинства черно-белых комиксов, «окей мем» и по сей день используется строго по назначению. Печальным лицом заканчивают короткие сюжеты по той же схеме, что и несколько лет назад. Единственная современная трансформация, которая произошла с мемом, это слезы, которые дорисовывают герою в определенных ситуациях.
____________________________________________________________________________________
7. Сuteness overload
Сuteness overload, так называемый плачущий мем, сложно назвать героем яростных комиксов. Его первоначальное значение никак не вписывается в концепцию Rage Comics, и тем не менее рыдающего от внутреннего восхищения героя знают практически все.
История мема
8. fap fap fap
История мема
9. LOL Guy
История мема
Как считается, LOL Guy был нарисован под впечатлением от этой фотографии:
10. Derpina
Мем Derpina связан в основном с женскими персонажами rage-комиксов. Хотя есть несколько вариаций персонажа с различной мимикой, Дерпина чаще всего изображается с косыми глазами или улыбкой в стиле японского смайлика (^ ^)
История мема
11. Oh God Why
История мема
12. Яо Мин
Мем Яо Мин пользуется огромной популярностью во всех комиксах и мемах уже давно. В американских версиях этого мема вы можете увидеть это название как «Dumb Bitch» или «Fuck That Guy», поэтому не удивляйтесь, если увидите разные варианты. Это реальные названия данного комикса на английском языке.
Чаще всего мем используется, чтобы показать пренебрежительное отношение к чужим мнениям и безразличность, а также посмеяться над их тупостью и глупостью. Очень часто бывает, что у людей такие глупые и нелепые фотографии и не обойтись без мема Яо. Есть люди, которые думаю, что мем Яо – это просто вымышленный портрет, на самом деле это не так. Сейчас мы убедимся в этом.
Происхождение мема Яо
Яо Мин
Яо Мин – это китайский баскетболист, который играл в NBA за команду Houston Rocket. На момент выступления в NBA имел самый высокий рост – 2,29 метра. Является знаменосцем олимпиад 2004 и 2008 года. Оба родителя были баскетболистами, неудивительно, что уже в 10 лет его рост составлял 165 сантиметров. Увлекаться баскетболом начал еще в детстве, поэтому уже в подростковом возрасте выступал за «Шанхайских акул». Уже в это время он точно знал, что будет профессиональным баскетболистом.
В настоящее время Яо Мин является одним из самых богатых и узнаваемых людей Китая. Был снят документальный фильм о его карьере в NBA. Сам же он написал свою автобиографию. Оставаясь преданным баскетболу, он комментирует все важные матчи, ведя свои репортажи с баскетбольных соревнований.
Многие задают вопрос: «Нравится ли ему то, что на его фотографию создали комикс, который заполонил весь Интернет?». Он не против этого комикса, даже наоборот. Благодаря ему он обрел большую популярность не только в Китае, но и во всем мире.
Мем Яо в сети
13. True Story
Мем True Story — мем, широко известный на просторах интернета. Переводится с английского как «правдивая история». Это черно-белое изображение человека, который держит в руке бокал. Снизу картинки размещается надпись «True Story». Выражение лица героя комикса, кстати, как нельзя подходит под фразу, оно как бы подтверждает вышесказанное.
Чаще всего данное изображение размещается в конце комикса, подтверждая правдивость истории, хотя на самом деле история может быть ложью или из области фантастики.
История мема
14. Николас Кейдж или «Да ладно?», «Неужели», «Да что ты говоришь?», «Нет, блин..»
История мема
Первоначально никто и не думал выделять кадр из видео и изобретать популярный мем. Это произошло намного позже, в середине 2009 года, когда судьбоносный момент попал на youtube.
Спустя еще два года один из художников популярного имиджборда Reddit выделил кадр из видео, перевел картинку в векторный формат и использовал в качестве окончания комикса.
Самый первый комикс «Да ладно» определяет суть всей последующей серии. В нем девушка рассказывает парню о том, что, как оказалось, Луна не излучает свет, а просто отражает солнечный лучи. На что парень ехидно отвечает фразой, которая и стала флагманом мема — you don’t say?
15. Facepalm
Facepalm (фэйспалм, лицоладонь, надм. рукалицо, лобхлоп) — форчановский мем *Форчан, Фурчан, Фурричан, Форчонг, «4 (for) chan» для девушек (тян) — известнейший англоязычный имиджборд, источник меметических эпидемий. Создан в октябре 2003 обитателями Something Awful. Почти все винрарные мемы мира или появились на 4чонге, или были им растиражированы*, представляет собой изображение человека (в большинстве случаев), закрывающего лицо рукой. Сам жест выражает разочарование, негодование или же досаду, однако более известным жест стал благодаря применению его в ответ на очевидную глупость.
Интересным фактом является также простота мема — его значение будет понято вне зависимости от расы, религии, чистоты крови и половой принадлежности. Именно поэтому постинг изображения зачастую не сопровождается комментариями — все и так ясно.
История мема
Изображение постится в тредах, состоящих из унылости, нубства и прочего фейла. Также примененяется в местах сосредоточения лютых, бешеных холиваров на различные темы. В общем там и тогда, где слова ничего не изменят, но чувства держать в себе нету мочи. Ну вы поняли.
____________________________________________________________________________________
16. Not Bad
История мема
17. Саша Фокин
Плачущий мальчик по имени Саша — это реальный человек, из фото которого создали культовый черно-белый мем. Точнее не из фотографии, а из секундного фрагмента шоу «Дорогая, мы убиваем детей».
История мема
Серия с трудным ребенком настолько взбудоражила умы школоненавистников, троллей и просто креативных людей, что последние кадры ролика моментально превратились в мем. Черно-белая интерпретация Александра стала появляться под рассказами и подборками фотографий, в которых главный герой теряет что-то очень важное для виртуальной жизни.
За время съемки передачи исправить детей не удалось, так как отведенных трех недель попросту не хватило. Однако, судя по словам главы семьи, спустя год ситуация изменилась и эльф 80 уровня превратился в более-менее самостоятельного и адекватного парня.
____________________________________________________________________________________
18. My Brain is Full of Fuck
История мема
И только через полтора года, 30 сентября 2009, благодаря автору под ником Darksky Forever мир увидел современный WTF мем, точнее его прообраз.
Многие интернет пользователи до сих пор спрашивают, с какого фильма срисован Джеки Чан мем, и откуда вообще появилась эта картинка. Некоторые источники утверждают, что знаменитый актер был заснят на одном из фестивалей кино, возможно в Каннах. Ни в одном из фильмов Джеки не прикасался к своей голове с таким выражением лица, а значит, версия про Канны имеет право на существование.
История сюжета современных комиксов и макросов с китайских актером не сильно отличается от предшественников. Большинство из них заканчивается практически одинаково и взрывает мозг всего несколькими кадрами.
____________________________________________________________________________________
19. Боромир
Сегодня чуть ли не каждый пользователь ВКонтакте считает, что так называемый Боромир-мем родился несколько месяцев назад. И уверен, что настоящее название мема именно Боромир. Также его еще называют «Нельзя просто так взять и. «. Это утверждение того, что нельзя просто так взять и сделать то, что написано в нижней строке.
История мема
С первого взгляда не понятно о чем именно картинка и где нужно смеяться. Да, естественно смешно смотреть на кривую фотографию Боромира в таком же кривом автомобиле, но суть комикса в другом. Шоб Бин как бы намекает, что нельзя просто так взять и ворваться в Мордор.
Сама фраза была взята из эпического момента властелина колец, где Шон рассказывает о трудностях завоевания темных земель и изрекает ту самую фразу: «One does not simply drive into Mordor».
Обрадовавшись появлению свежего персонажа, зарубежные художники взяли его в оборот и в кратчайшие сроки нарисовали несметное количество комиксов на тему захвата Мордора. Все они были похожи по текстовому наполнению, но радикально отличались фоновой картинкой.
20. «Упоротый лис»
Прежде чем появиться на свет, ему пришлось умереть. Он пал жертвой капкана, установленного где-то в британском лесу. Его обнаружил местный житель, у которого нашлась подруга, увлекающаяся таксидермией (изготовлением чучел из шкур животных).
Создательницей чучела оказалась вполне симпатичная девушка — Адель Морзе, проживающая в Лондоне, 26 лет, родом из Уэльса, а сейчас живет в Лондоне.
Она рисует, лепит всякие чудеса, набивает чучела, в общем, занимается творчеством. Когда к ней попал мертвый лис, она решила попробовать сделать из него чучело (прежде она не работала со столь крупными тушками). Было это около года назад.
»Лис был моим первым крупным чучелом! Я не высушила его с помощью соли, как делала до этого, и поплатилась. Чучело немного »поплыло», именно поэтому у него такой забавный вид», — рассказала Адель. По словам таксидермиста, она убрала неудавшегося лиса в коробку и забыла о нем на целый год.
К слову сказать, чучела у нее, в отличии от других художеств, никогда по-настоящему хорошо не получались.
И вот осенью 2012 года Адель собралась переезжать и наткнулась на будущую знаменитость среди прочих вещей. Поначалу девушка даже собиралась выбросить свидетельство своей таксидермической неудачи, однако »эти глаза» удержали ее от этого. И все же она решила избавиться от лиса. Адель выставила его на продажу через онлайн-аукцион eBay.
В описании лота Морзе не стала признаваться, что нарушила технологию в процессе изготовления чучела, а указала лишь, что лис получился именно таким потому, что она, таксидермист с шестилетним опытом, решила попробовать что-то новенькое. »Лис выглядит так, будто он решил, что он человек».
Странноватого вида лис ушел с молотка 14 октября за 330 фунтов стерлингов — в сущности, абсолютная мелочь, если принять ко вниманию, что теперь он мегазнаменитость. Покупателем чучела стал некий Майк из Манчестера. Но покупал он чучело из желания устроить отличную вечеринку. Майк прочел пост на фейсбук-странице DJ Space Dimension Cotroller, в котором диджей заявлял, что сыграет на вечеринке того, кто принесет ему это чучело лисы.
Популярность пришла к лису оттуда, откуда ни он сам, ни Адель, разумеется, и думать не могли, — из России, страны, где это чучело поняли, полюбили и приняли как родного (все это в нашей стране действительно умеют, ведь всякого рода кривые и бесполезные вещи вызывают у нас не только сочувствие, но и ощущение неуловимого восторга перед невозможностью постичь всю их бессмысленную мощь). Чучело в Рунете прозвали Упоротым лисом, и в тот же день, 14 октября, он уже находился в зените славы, а мы и знать не знали, что его кто-то где-то купил. Впрочем, это обстоятельство совершенно не помешало российским интернетчикам восхищаться лисом, копировать и множить коллажи с его участием, раз от раза прибавляя к его безупречному образу все больше русского флера.
В русскоязычном сегменте Сети по запросу »упоротый лис» можно отыскать »фотожабы» с участием героя, который то оказывается на руках у Владимира Путина, то улетает в космос (причем и там его ничто не радует), то становится героем картин, кинофильмов, плакатов. Как справедливо заметили блогеры, лис оказался уместным в любой ситуации. Вам весело? Взгляните на Упоротого лиса. Вам грустно? Вы голодны? Вы устали? Вы хотите увидеть свет в конце тоннеля? Вы спите? Вы улетаете на Марс? Посмотрите на Упоротого лиса.
____________________________________________________________________________________
21. Свидетель из Фрязино
Свидетель из Фрязино — популярный персонаж, используемый в фотожабах. Меметизировался летом 2006 года. Внешний вид: суровый, несколько похмельный мужик в белоснежных спортивных штанах и кожаной куртке.
Во Фрязино о нём узнали едва ли не позже, чем во Владивостоке и других городах России. Его появление вызвало смешанные чувства: смех, удивление, раздражение, а у кого и стыд за свой город.
Феномен «Свидетеля из Фрязино» поражает: едва появившись в Сети, фотография стала достоянием общественности. Ничего не предпринимая, не пытаясь прославиться, обычный житель города Фрязино в одночасье стал знаменитым и в течение последующих двух месяцев приобрел такую популярность, какой позавидовали бы многие.
В городе с населением 53 тысячи жителей живут и работают 120 лауреатов Государственной и Ленинской премий, 460 кандидатов и 77 докторов наук, 2 академика Российской Академии наук. Здесь много состоявшихся творческих личностей и, наконец, достаточно тех, кто просто чувствует в себе талант и медленно, но верно обретает известность. Стыдиться фрязинцам вроде бы нечего…
…Но символом города в глазах Рунета стала фигура человека, олицетворяющая безвкусицу, деревенскую простоту — в плохом смысле этого слова — и как бы «низкий уровень интеллекта». «Мужик», «браток», «тренер», «гопник» — эпитеты появлялись один за другим. И о том, что Фрязино — деревня, не написал только ленивый. Даже тот, кто после переезда в Москву не перестал быть колхозником, умудрялся высказать своё «фи» в комментариях, сопровождающих многочисленные копии этой фотографии на просторах Рунета.
Свадьбы бывают разные, люди тоже. Спешно пригласили, не было времени — ну мало ли какие бывают обстоятельства… И в конце концов: стали бы вы покупать новый костюм на 3 часа, твердо зная, что больше в этой жизни он вам не понадобится?
На раскрутку персонажей и брендов продюсеры и специалисты по рекламе тратят огромные деньги и усилия, но, как выяснилось, результаты в виде сумасшедшей известности иногда появляются из ничего. И как тут не вспомнить рассуждения о роли личности в истории! Невольно закрадывается крамольная мысль, что инвестиционную привлекательность города определяют, оказывается, не только деловые дядьки в строгих костюмах с галстуками, а любой недавно проснувшийся гражданин, оказавшийся в (не?)нужное время в (не?)нужном месте. После чего перестаешь удивляться тому, что наряду с «законным» вопросом: «Откуда подобное берется в городе интеллигентов?» — всё чаще можно услышать восклицание: «И как только этот город гопников стал наукоградом!»
И как бы ни тешили мы себя уверенностью в своей «интеллигентской природе», на столь колоритном фоне она выглядит всё бледнее. Всего одно фото, а далее — любое количество цифровых копий без потери качества. Качество было потеряно где-то в самом начале…
История мема
Дальнейшая судьба Свидетеля из Фрязино неизвестна, но его часто можно встретить на свадьбах в разных городах страны. В кожанке, белых спортивных штанах адидас с тремя полосками и кроссовках.
Если верить слухам, то Свидетель из Фрязино не очень рад своей популярности, поэтому не любит, когда его так называют.
____________________________________________________________________________________
22. [10] Guy
История мема
Вскоре после этого тот же пользователь «Ahahaha__10» создал шаблон для макросов, назвав его «[10] Guy». 30 ноября 2011 года один из таких макросов попал на главню страницу сайта Reddit.
После этого картинка с молниеносной скоростью распространилась по всему зарубежному интернету, пройдясь по всем основным англоязычным развлекательным порталам.