перечень работ и услуг представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения
Приложение 2. Перечень обязательных санитарно-эпидемиологических требований, обеспечение которых необходимо юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении отдельных видов деятельности, выполнении работ и оказании услуг, представляющих потенциальную опасность для человека
Перечень
обязательных санитарно-эпидемиологических требований, обеспечение которых необходимо юридическим лицам и индивидуальным предпринимателямпри осуществлении отдельных видов деятельности, выполнении работи оказании услуг, представляющих потенциальную опасность для человека
(утв. постановлением Главного государственного санитарноговрача по г. Москве от 5 ноября 2001 г. N 11)
Обоснование необходимости наличия документа
Подтверждающие соблюдение санитарных правил при разработке проектной документации, строительстве и вводе объектов в эксплуатацию:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12
2. Закон РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», ст. 41, 43, 44
3. Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 14.
4. Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 16.
5. Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 г. N 73-ФЗ, ст. 8, 10, 28, 61.
6. Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г. N 167-ФЗ, ст. 105.
7. Федеральный закон от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 4.
8. Приказ Минздрава РФ от 27.10.2000 г. N 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора».
Требуется при создании юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем объектов для осуществления деятельности, выполнении работ, оказании услуг.
1.1. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации по строительству, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объекта санитарным правилам.
1.2. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии вводимого в эксплуатацию построенного (реконструированного) объекта санитарным правилам.
Подтверждающие соблюдение санитарных правил при осуществлении видов деятельности, выполнении работ, оказании услуг:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13, 17, 22, 24-28, 40, 41, 42.
2. Приказ Минздрава РФ от 27.10.2000 г. N 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора».
3. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве от 23.05.2000 г. N 7 «О санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии санитарным правилам хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг».
4. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве от 13.09.2000 г. N 10 «О приложениях к бланкам санитарно-эпидемиологических заключений и санитарных паспортов».
2.1. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии видов деятельности, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека санитарным правилам с приложениями: «ассортиментный перечень реализуемой (изготавливаемой) продукции» для объектов общественного питания и продовольственной торговли, «перечень видов выполняемых работ и (или) оказываемых услуг».
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения и материалов гигиенической оценки необходимо постоянно. Санитарно-эпидемиологические заключения размещаются в помещениях, где осуществляются хозяйственная и иная деятельность, выполняются работы, оказываются услуги, в удобном для обозрения потребителю месте.
2.2. Материалы санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических и других видов гигиенических оценок.
Наличие плана санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий обязательно для юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, у которых срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на осуществляемую деятельность, выполняемые работы, оказываемые услуги составляет менее трех лет.
2.3. План санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил.
Наличие обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.
Подтверждающие соблюдение санитарных правил при производстве продукции или ввозе ее на территорию Российской Федерации:
3.1. Свидетельство о государственной регистрации на:
— впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека;
— отдельные виды продукции, в т.ч. пищевые продукты, представляющие потенциальную опасность для человека;
— отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16, 43
2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 10.
Наличие свидетельства о государственной регистрации обязательно для производителей и поставщиков продукции.
3.2. Санитарно-эпидемиологическое заключение либо копии, заверенные в установленном порядке на:
— продукцию производственно-технического назначения, товары для личных и бытовых нужд и технологии их производства;
— производство, применение (использование) и реализацию новых видов пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий;
— ввозимую на территорию Российской Федерации продукцию, предназначенную для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13, 15, 16, 41, 42.
2. Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
3. Приказ МЗ РФ N 217 от 20.07.98 г. «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров».
4. Приказ Минздрава РФ от 27.10.2000 г. N 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора».
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения (гигиеническое заключение) обязательно для производителей и поставщиков продукции.
Подтверждающие выполнение требований санитарного законодательства и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий:
4.1. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 18.
2. Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г. N 167-ФЗ, ст. 133, 143.
3. Закон РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей среды».
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, занятий спортом и в лечебных целях (артезианские скважины минеральной воды).
4.2. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 18.
2. Закон РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей среды».
3. Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г. N 167-ФЗ; ст. 89, 109, 144.
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения обязательно для юридических лиц, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в черте города.
4.3. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии качества питьевой воды централизованных, нецентрализованных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах санитарным правилам.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 19, 42.
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах.
4.4. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в атмосферный воздух.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 20.
2. Закон РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей среды».
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, выполняющих работы и оказывающих услуги на объектах, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
4.5. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии организации и благоустройства санитарно-защитной зоны требованиям санитарных правил.
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и оказывающих услуги на объектах, которым в соответствии с требованиями санитарных правил и норм требуется разработка проекта санитарно-защитных зон.
4.6. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии порядка и условий содержания территории санитарным правилам.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 21.
2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 9, 10, 11.
3. Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 г. N 556 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами».
4. Закон РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», ст. 54.
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения обязательно для органов местного самоуправления.
4.7. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения, захоронения отходов производства и потребления требованиям санитарных правил.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 22.
2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 9, 10, 11.
3. Постановление Правительства РФ от 20.05. 1999 г. N 556 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами».
4. Закон РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», ст. 54.
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения обязательно для органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления
1. Распоряжение мэра Москвы от 02.07.98 г. N 667-РМ «Об усилении мероприятий по профилактике ГЛПС, других природно-очаговых инфекций и борьбе с грызунами в г. Москве».
2. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве от 29.05.2000 г. N 8 «О санитарной паспортизации объекта, подлежащего дезинсекции и дератизации».
Наличие обязательно постоянно, независимо от видов осуществляемой деятельности, выполняемых работ и оказываемых услуг.
4.9. Журнал учета дезинфекционных работ в профилактических целях на объекте.
1. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве от 22.02.2001 г. N 4 «Об учете дезинфицирующих средств и проведении дезинфекционных мероприятий на объектах г. Москвы.
2. Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Московского комитета образования от 28.08.2001 г. N 665/164 «Об учете получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных мероприятий на объектах Московского комитета образования»
3. Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Комитета социальной защиты населения г. Москвы от 30.08.2001 г. N 158/147 «Об учете получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных мероприятий в учреждениях социальной защиты населения»
4. Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Комитета здравоохранения г. Москвы от 30.08.2001 г. N 158/147 «Об учете получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях»
5. Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы от 03.09.2001 г. N 792-а/160 «Об учете получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных мероприятий на объектах, подведомственных Комитету физической культуры и спорта Правительства Москвы»
6. Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Комитета по культуре Правительства Москвы от 10.09.2001 г. N 167/465 «Об учете получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных мероприятий на объектах, подведомственных Комитету по Культуре Правительства Москвы».
Наличие обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность, выполняющих работы и оказывающих услуги относящиеся к эпидемиологически значимым.
4.10. Наличие неснижаемого запаса дезинфекционных средств.
4.11. Личная медицинская книжка.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 34-36.
2. Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ст. 23.
3. Федеральный закон от 18.07.2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза» ст. 8
4. Распоряжение Правительства Москвы от 28.12.1999 г. N 1228-РП «Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации».
5. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 14.04.2000 г. N 122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов».
6. Инструкция Департамента Госсанэпиднадзора Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 17.05.2000 г. N 11-7/101-09 «О порядке выдачи и ведения личной медицинской книжки и санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов».
7. Приказ МЗ РФ от 29.09.89 г. N 555 «О совершенствовании системы медосмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
8. Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязанных проходить при поступлении и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.08.2000 г. N 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий».
8. Приказ Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве от 21.02.2000 г. N 24 «О профессиональной гигиенической подготовке».
9. Распоряжение Комитета Здравоохранения Москвы от 26.11.97 г. N 475-р(А) «О введении стандартных штампов для заполнения личных медицинских книжек».
Наличие обязательно для декретированных контингентов.
Наличие обязательно для юридических лиц.
4.12. Пофамильные списки работников из числа контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (с указанием профессий, подразделения, вредного фактора).
1. Приказ Минздравмедпрома от 14.03.1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии».
2. Приказ МЗ РФ от 10.12.1996 г. N 405 «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров».
Наличие обязательно для юридических лиц, осуществляющих деятельность, выполняющих работы и оказывающих услуги во вредных и опасных условиях труда.
4.13. Список профессий, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам.
4.14. Приказ о проведении предварительных медицинских осмотров в соответствии с графиком, согласованным в лечебно-профилактическом учреждении, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
4.15. Заключительный акт по результатам периодических осмотров.
4.16. Сертификат о профилактических прививках: (форма 156/у-93) или справка лечебно-профилактического учреждения, или соответствующие записи в личных медицинских книжках.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 35.
2. Федеральный закон от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 5, ст. 17 п. 2.
3. Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 17.09.93 г. N 220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации».
В соответствии с законодательством РФ.
1. Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 19.
2. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 14.04.2000 г. N 122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов».
3. Инструкция Департамента Госсанэпиднадзора Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 17.05.2000 г. N 11-7/101-09 «О порядке выдачи и ведения личной медицинской книжки и санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов».
4. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве от 05.04.2000 г. N 5 «О санитарной паспортизации транспорта для перевозки пищевых продуктов».
5. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве от 13.09.2000 г. N 10 «О приложениях к бланкам санитарно-эпидемиологических заключений и санитарных паспортов».
Наличие обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые при осуществлении деятельности, выполнении работ и оказании услуг выполняют работы по перевозке пищевых продуктов.
4.18. Документы о профессиональной подготовке и аттестации кадров, осуществляющих производственный контроль.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11, 29, 32.
2. Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 4, 22.
3. Постановление Правительства Москвы от 15.02.2000 г. N 118 «О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил».
4. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве от 10.05.2000 г. N 6 «О временных рекомендуемых нормативах периодичности и видах исследований, измерений и испытаний».
4.19. Аттестация рабочих мест: (протокол аттестации рабочих мест по условиям труда, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда, сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда).
1. Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», ст. 14.
2. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Минтруда от 14.03.97 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест».
4.20. Лицензия на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 40.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2001 г. N 474 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, Положения о лицензировании деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний человека».
Наличие лицензии обязательно для юридических лиц, выполняющих работы или имеющие в своем составе соответствующие структурные подразделения с:
микроорганизмами, бактериальными токсинами и ядами биологического происхождения 1-4 групп патогенности; патогенными производственными и музейными штаммами бактерий, вирусов, риккетсий, грибков и простейших;
генно-инженерными модифицированными микроорганизмами, геномами и фрагментами геномов вирусов и бактерий, потенциально способными к передаче инфекционных заболеваний человека.
4.21. Санитарный журнал.
1. Приказ Министерства здравоохранения от 04.10.1980 г. N 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».
Наличие обязательно постоянно.
4.22. Официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11.
2. Постановление Правительства Москвы от 15.02.2000 г. N 118 «О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил».
Наличие санитарных правил обязательно постоянно; наличие методов и методик контроля обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих аккредитованные лаборатории.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 N 105 Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2003 г. N 4291
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 28 февраля 2003 г. N 105
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО
ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2002 г. N 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст. 3585) приказываю:
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 1011 издан 21 сентября, а не 21 октября 2002 года.
Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).
к Приказу МЧС России
ТРЕБОВАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов;
организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях;
классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций;
проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий;
управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий;
подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий.
Кроме того, настоящие Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
2. Требования разработаны в соответствии с:
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648.
Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1113 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2692.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563.
Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;
Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.
Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 61 «Об утверждении изменения N 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;
Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2477.
Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности» ;
Зарегистрировано Минюстом России 01.10.1999, регистрационный N 1920.
Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 62 «Об утверждении изменения N 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности» ;
Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2476.
другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
3. Требования предназначаются для применения:
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
4. Настоящие Требования не распространяются на вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
5. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:
на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;
на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).
6. При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются:
показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);
опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.
7. Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:
расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);
частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;
границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;
распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.
8. Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.
9. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частотах аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.
10. В основу организации взаимодействия субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:
существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
11. По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:
12. Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.
13. Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.
14. Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.
15. Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.
17. Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне предусматривает:
организацию взаимодействия между различными функциональными подсистемами РСЧС (представление в МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);
организацию обмена оперативными сводками между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех регионов Российской Федерации (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);
создание в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МЧС России и других федеральных органах исполнительной власти необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях;
разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ
ОБЪЕКТАМ И ОБЪЕКТАМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Требования на стадии разработки
ходатайства о намерениях инвестирования в строительство
и обоснования инвестиций в строительство предприятий,
зданий и сооружений
19. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции предоставляют заказчикам (инвесторам) по их запросам исходные данные, необходимые для разработки ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций. В состав исходных данных включаются сведения о наличии источников чрезвычайных ситуаций и уровнях риска чрезвычайных ситуаций на территории (в районе), где предполагается разместить площадку (трассу) строительства потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения.
20. Решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, содержащих сведения в соответствии с установленным порядком.
21. Разработка решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
22. Правильность определения вероятности, масштабов и продолжительности ЧС в составе ходатайства о намерениях рассматривается органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при подготовке решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предварительном согласовании (выделении) земельного участка. После получения положительного заключения органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется разработка обоснования инвестиций.
23. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывают задание на разработку обоснований инвестиций в строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, включают в него требования о необходимости учета мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Указанные органы вправе включать в задание требования по проведению специальных инженерных изысканий, необходимых для получения или уточнения данных о степени опасности района строительства.
24. Обоснования инвестиций на строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в городах и других поселениях разрабатываются с учетом мероприятий по предупреждению ЧС, предусмотренных утвержденной градостроительной документацией, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации для городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
25. При наличии положительного заключения государственной экспертизы осуществляется выбор земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта.
Требования на стадии разработки
26. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется на основе соответствующих решений и информации, полученных на предыдущих этапах процесса проектной подготовки строительства (при разработке градостроительной документации, ходатайства о намерениях, обоснований инвестиций).
27. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными документами системы нормативных документов в строительстве мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в проекте строительства в составе специального раздела.
28. По запросу заказчика органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции сообщают исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
29. В установленном порядке орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывает задание на разработку проектной документации.
30. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется с учетом анализа степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, во взаимосвязи с материалами декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений.
31. В проекте строительства предусматриваются мероприятия:
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;
по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;
по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций в результате опасных природных процессов.
32. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций предусматриваются:
установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации с указанием применяемых для этого методик расчетов;
определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
определение численности и размещения населения на прилегающей территории к зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории;
устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
решения, направленные на предупреждение развития и локализацию чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ;
решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;
устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;
резервирование источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
создание резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;
решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
33. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, в том числе аварий на транспорте, предусматриваются:
определение потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте строительства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации на рядом расположенных потенциально опасных объектах, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;
определение численности и размещения людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на рядом расположенных объектах;
решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздействия поражающих факторов.
34. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, источниками которых являются опасные природные процессы, предусматриваются:
определение природно-климатических условий в районе расположения объекта строительства;
проведение необходимых инженерных изысканий с целью оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также установления категории их опасности;
мероприятия по инженерной защите территории объекта, зданий, сооружений и оборудования (в случае необходимости) от опасных геологических процессов, затоплений и подтоплений, экстремальных ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров и т.д.;
мероприятия по молниезащите;
системы мониторинга опасных природных процессов и оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера.
35. В состав проектной документации включаются:
ситуационный план (планы) с обозначением проектируемого объекта, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций (попадающих в зону действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации на проектируемом объекте), а также границ зон возможной опасности и зон вероятных чрезвычайных ситуаций с указанием численности людей в этих зонах;
генеральный план объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений, указанием этажности, количества работающих и указанием путей эвакуации людей с территории объекта.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть II), ст. 135.
Требования на стадии строительства
и ввода в эксплуатацию
38. При строительстве потенциально опасных объектов предусматривается защита работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других объектов, обеспечивающих строительство от опасных воздействий чрезвычайных ситуаций, источники которых находились в зоне до начала строительства.
39. До реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования.
40. Программа пусконаладочных работ и испытаний на потенциально опасном объекте должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, защите работников объекта, населения и территорий.
41. Уполномоченный представитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям включается в состав комиссии по проведению пусконаладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию. При этом осуществляется контроль за:
соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
готовностью персонала, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ.
42. Проведение пусконаладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перед проведением пусконаладочных работ и испытаний осуществляется проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
43. При необходимости по предложению органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям могут проводиться тренировки и учения по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварий на этапе ввода потенциально опасного объекта в эксплуатацию с задействованием объектовых и территориальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведением мероприятий по защите персонала, населения и территорий.
44. Ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:
заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации;
заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защит