павел вовк мумий тролль биография
Павел вовк мумий тролль биография
Группа Мумий Тролль была основана во Владивостоке, приморской столице России, незадолго до смены тысячелетий, обозначив своим появлением новую эру в истории российской рок-музыки.
Именно с клипа Мумий Тролль «Владивосток 2000» началось вещание MTV Россия, группа получала «Золотые граммофоны», представляла Россию на конкурсе «Евровидение», ежегодно становится обладателем самых престижных наград в сфере музыки и шоу-бизнеса.
Именно Мумий Тролль и Илья Лагутенко – основатель, идеолог и вдохновитель «самой морской» российской группы – год из года делают то, на что до них никто не отваживался. Они снимают клип в жерле действующего вулкана на Камчатке, выступают, получив специальное разрешение командования ВМФ России, на палубе противолодочного корабля «Керчь», дают бесплатный предновогодний концерт для всех пассажиров в московском аэропорту.
Первый же альбом группы, «Морская» (1997), принес ей суперуспех и признание слушателей. Сегодня у Мумий Тролль уже десять студийных альбомов, более пятидесяти клипов и несколько поколений поклонников, которые с нетерпением ждут новых песен и с восторгом принимают на концертах любимые хиты.
География концертов Мумий Тролль вот уже больше 15 лет охватывает все российские города, от Калининграда через Москву, Урал, Сибирь и до самого Дальнего Востока – родины неутомимых послов дальневосточного рок-н-ролла в мире. Илья Лагутенко и его команда дали более сотни концертов в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке, Европе. На борту парусника Росрыболовства «Седов» музыканты Мумий Тролль совершили кругосветное путешествие: за 14 месяцев состоялись десятки концертов в Европе, Азии и Африке; в ЮАР (Кейптаун) они стали первой русской группой, выступившей в этой далекой стране.
Мумий Тролль создал свой уникальный музыкальный почерк, изысканно цитируя события политической и культурной жизни страны и мира в своих песнях. Их тексты цепляют и поднимают в сознании у слушателей глубинные ассоциации, основанные на их личном опыте. С каждым новым альбомом музыканты открывают слушателям новые культурные пласты и горизонты, становятся проводниками в «редкие земли» и иные миры. Используя новейшие технологии, группа осуществляет успешные проекты с такими компаниями, как Google, Gibson, с представителями contemporary art всех континентов.
Фронтмен группы Илья Лагутенко поет на русском, английском и китайском языках, вызывая восторг слушателей в разных странах, пишет книги, является патроном российско-британского фонда по защите амурских тигров и дальневосточных леопардов «Амур».
Неоднократно принимая участие в международных фестивалях и конференциях по всему миру, от США и Европы до Китая и Монголии, группа основала собственный фестиваль – Vladivostok Rocks (V-ROX). Фестиваль проходит ежегодно в столице Приморья и собирает сотни участников и гостей. Это промоутеры и представители звукозаписывающих лейблов, журналисты, фотографы и, конечно, молодые группы. Весь город вовлечен в фестивальное движение: концерты, и лекции проходят в самых популярных городских клубах и на площадях, известные музыканты дают бесплатные мастер-классы. Молодые музыканты из США, Великобритании, Японии, Кореи, Китая, ЮАР и коллективы из России общаются и получают уникальную возможность обмена опытом и налаживания интернациональных культурных связей.
«Наше музыкальное путешествие еще только начинается, и кто знает, куда оно нас с вами приведет», – говорит Илья Лагутенко, каждым альбомом, каждой новой песней и клипом удивляя поклонников.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
Илья Лагутенко
Олег Пунгин
Александр Холенко
Артем Крицин
Павел Вовк
Юридическая поддержка
Группа «Мумий Тролль»
Биография
Группа «Мумий Тролль» — культовый советский и российский рок-коллектив. Сегодня песнями музыкантов заслушивается уже поколение детей первых фанатов. Что не удивительно, ведь их треки не одно десятилетие звучат на радио и с экранов телевизоров. За плечами — сотни тысяч гастрольных километров, а на полках и на сайтах в интернете — масса премий с определением «Лучший».
История создания и состав
Корни и история создания «Мумий Тролля» родом из детства солиста Ильи Лагутенко. Любитель психоделического панк-рока собрал компанию из друзей еще в начале 80-х годов: это были Андрей Барабаш, Игорь Кульков, Павел и Кирилл Бабий. Ребята назвались Boney-P и пели на английском языке.
Знакомство с Леонидом Бурлаковым привело к переименованию в «Шок» и смене репертуара на русскоязычный. Вслед за Лёней пришли его одноклассники — гитаристы Альберт Краснов и Владимир Луценко.
У коллектива есть точная, как у человека, дата рождения — 16 октября 1983 года. В этот день парням пришла идея назваться в честь героев сказок шведской писательницы Туве Янссон — муми-троллей. В 1990-м на одном из концертов Лагутенко назвал коллег мумиями, так и сформировалось окончательно первое слово — «Мумий».
Рок-группа быстро обрела известность в родном городе и на всем Дальнем Востоке. В середине 90-х «Мумий Тролль» на некоторое время распался, пока его участники искали иные источники средств существования, помимо музыки. Илья оказался в Лондоне, в представительстве российской фирмы.
Леонид и Кирилл открыли во Владивостоке музыкальный магазин. Однажды их компаньон Роман Самоваров предложил возродить «мумии». Записывать альбом решили в Англии — так выходило дешевле и качественнее. Но Луценко, преуспевавший в стабильной карьере инженера, ехать отказался, и в итоге студийных музыкантов набирали на месте из англичан.
Со временем через участие в одной из самых необычных российских групп прошли Юрий Цалер, игравший с Земфирой и Павлом Кашиным, клавишник и саксофонист Денис Транский, басист Евгений Звиденный и другие. Единственная певица Олеся Ляшенко выступала с «троллями» год, уехала в Японию, но и там не забросила музыку — пела джаз в клубах.
В состав «Мумий Тролля», заявленный в декабре 2020 года, входили, помимо бессменного солиста Ильи, барабанщик Олег Пунгин, бас-гитарист Павел Вовк и гитарист Артем Крицин. За электронное звучание группы отвечает Александр Холенко.
Музыка
Первые альбомы «Новая луна апреля» и «Делай Ю-Ю», хотя и были раскуплены, но широкой известности «мумиям» не добавили. Программные директора теле-и радиоканалов не жаловали и следующий — «Морская». На непонятные тексты и не вписывающееся в известные в то время жанры звучание повесили ярлык неформатных. Не побоялся рискнуть только продюсер Александр Шульгин, который пробил группе «Мумий Тролль» ротации и снял видеоклипы на композиции «Кот кота» и «Утекай». Клипом на бессмертный хит «Владивосток 2000» открывалось вещание на территории России канала МТV.
До декабря 1998 года группа выпустила 5 альбомов. Помимо «Морской», поклонники получили «Икру», «С Новым годом, крошка!» и «Шамору» в двух частях. В последнем, по сути, собрано раннее творчество «мумий» в новой обработке: «Инопланетный гость», «Черная дыра», «Бит бум» и песни, словами из которых названы первые пластинки.
Концертный тур растянулся на полтора года, музыканты собирали аншлаги. По словам Севы Новгородцева, радиоведущего Русской службы ВВС, в стихах Илья Лагутенко присутствовало «застрочное пространство», философская, а главное — эмоциональная нагрузка, что не могло остаться незамеченным.
Сингл «Дельфины» вошел в золотой фонд русского рока. И все же Илья считал, что коммерческий успех был бы значительнее, если бы издатель выпускал альбомы, выдерживая паузу и тем самым подогревая к пластинкам интерес.
В 1999-м «Мумий Тролль» уже в статусе супергруппы взяла паузу и осела в студии. В феврале 2000-го дискография коллектива пополнилась пластинкой «Точно ртуть алоэ» под слоганом «Первый альбом нового тысячелетия». На песни «Невеста?», «Клубничная», «Без обмана» и «Карнавала нет» сняты клипы.
В 2001-м рок-группа представляла Россию на 46-м конкурсе «Евровидение» с композицией Lady Alpine Blue. Русскоязычный вариант под названием «Обещания» вошел в следующий альбом — «Меамуры». Спустя пару лет с программой «Меамуры Тур» музыканты отправились на гастроли.
На концертах исполнялись композиции с новой пластинки «Похитители книг». Выходу альбома предшествовала премьера синглов «Где такой я?» и «Медведица». Лейбл «Мистерия звука» выпустил альбом в двух коллекционных и одном массовом тиражах. Илья Лагутенко снялся в роли камео в одноименном фильме Леонида Рыбакова.
Очередной тур неутомимых музыкантов по стране состоялся в 2005-м, на этот раз — в поддержку альбома «Слияние и поглощение». В 2007 году, получая премию на MTV Russia Music Awards в номинации «Легенда», Лагутенко объявил, что готовит к изданию новый альбом. Им стал «Амба» с хитами «Бермуды» и «Ru.Da». В работе над диском принял участие Кубанский казачий хор. Через год вышел еще один с лаконичным названием «8».
Истории записи альбома «SOS матросу» группа посвятила целый документальный фильм с одноименным названием. Как известно, песни записывались во время кругосветного путешествия на паруснике «Седов», в дорогу рокеры взяли инструменты только российского производства.
Продюсированием диска занимался Бен Хилльер, известный тем, что работал с рок-коллективами Depeche Mode, The Horrors, Elbow. Илья Лагутенко говорил, что «SOS матросу» — это дань уважения русскому року, клубам и музыкальным сообществам 80-х годов, которые повлияли на его творчество.
В 2014 году вышла версия пластинки, содержащая бонусные композиции «Пиротехника», «Кажется» и «Пиратские копии». Новому альбому дали название «SOS Матросу Stay True Edition». В декабре Лагутенко порадовал поклонников появлением в телешоу «Вечерний Ургант». Илья в шутливой манере рассказал о своих поездках в Японию и об отношении жителей этой страны к российской культуре.
В 2015 году состоялся релиз «Пиратских копий». В клипе на трек «С чистого листа» снялись дочери лидера «троллей». Пластинка не поступила в продажу, а досталась вместе с автографом фронтмена в качестве приза победителям, правильно ответившим на 25 вопросов Ильи.
В 2018 году, к радости поклонников, вышел новый студийный альбом группы «Мумий Тролль» с названием «Восток Х СевероЗапад». За год до этого на концерте в Санкт-Петербурге, посвященном 20-летнему юбилею альбома «Морская», Илья исполнил песню с будущего диска «Не помню зачем» и сообщил о предстоящем релизе. В июне 2017-го состоялась премьера клипа на эту композицию. Видео сняты также на синглы «Ой» и «Отв. за романтику».
Согласно пресс-релизу, «Ой» — это своеобразная путевая песня куклы Тоби, участвующей в рок-фестивале V-Rox во Владивостоке. Куклу нарисовал еще один британский друг Лагутенко — художник Гэри Бэйсман, автор рекламных кампаний известных мировых брендов и героев диснеевского мультфильма «Любимчик учителя».
Творчество группы востребовано и в кинематографической среде. «Владивосток 2000» и «Утекай» с успехом использованы в качестве саундтреков в комедии «Напарник» с Сергеем Гармашем, Лизой Арзамасовой и Яном Цапником. «Фантастика» прозвучала в картине Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения» и сериале «Маргоша». Музыкальная мелодрама «Птица» с участием Ивана Охлобыстина и Гарика Сукачева не обошлась без «Мошки» и «Медведицы».
На официальном сайте «Мумий Тролль» в разделе «Неизданное» значится песня «Мне грустно и легко», исполненная вместе с группой «Браво», а также кавер-версии «Малыша» и «Восьмиклассницы» на стихи Виктора Цоя.
«Мумий Тролль» сейчас
Из-за пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году российские рок-звезды не могли собирать стадионы. Все гастроли были перенесены на 2021-й. Однако с творчеством на изоляции «тролли» не завязывали. Именитые музыканты активно работают с молодыми исполнителями.
Группа старается шагать в ногу со временем. В октябре сначала вышел небольшой диск с участием популярных реперов T-Fest и Скриптонита. В том же месяце выпустили трибьют-альбом «Карнавала.Нет XX лет», который посвятили 20-летнему юбилею пластинки «Точно ртуть алоэ». Известные поклонникам песни исполнили такие кумиры молодежи, как Иван Дорн и Монеточка.
Под конец 2020 года рокеры представили публике новый студийный альбом «После зла», на котором присутствуют 8 новых синглов.
Сейчас у группы «Мумий тролль» есть официальные аккаунты в «Инстаграме» и других социальных сетях. Здесь регулярно появляются анонсы клипов, фото рабочих моментов и другие посты, посвященные деятельности проекта. Помимо этого, в Сети присутствует множество фанатских страничек популярного коллектива.
Бас-гитарист «Мумий Тролля» отпраздновал юбилей и получил тортик на сахалинской сцене
Отгремевший накануне в Южно-Сахалинске концерт группы «Мумий Тролль» привел поклонников этой команды в восторг качеством звука и эмоциями. Расстройство было лишь одно — концерт продлился всего полтора часа. «Мало, ребята, мало», — досадовали сахалинские фанаты «троллей».
Как сообщил в Instagram @inspiresakh, команда Лагутенко отметила день рождения Павла и на сцене, внеся торт с горящими свечами, которые музыкант тут же задул.
— Единственное, не хватает любимой жены и сына рядом в этот день, но они со мной в сердце, и я знаю, что через пять дней я к ним вернусь и смогу крепко-крепко обнять! — написал сам музыкант.
Концерт сахалинская публика восприняла на ура. «Шикарный звук», «Класс!», «Огонь», — такие комментарии музыкантам оставляли благодарные поклонники.
— Как будто это был не концерт, а просто друг у друга в гостях побывали. Наверное, такая особая атмосфера складывается не каждый раз, наверное, нам повезло. Остались самые хорошие впечатления от вечера, нового звучания старых песен, от превратившейся в энергетик «Жимолости», от группы, которая прекрасно выглядит, играет и общается, — отметил @inspiresakh.
— Я ждала эту встречу с @mumiytroll почти 20 лет. Почти 20 лет назад я пробралась бесплатно на их концерт в кинозал «Октябрь», а потом в гримерку к музыкантам и сказала им «Здрасьти». Тот восторг 15-летней девочки навсегда остался в сердце. А сегодня я погрузилась в нечто иное, совершенное от и до. Чистейший звук, раздирающий мою душу, и слезы счастья. А когда я подарила пионы, одна секунда глаза в глаза… Илюшечка, спасибо, родненький, — трогательно написала @fogseptember.
Группа «Мумий Тролль» – состав, фото, личная жизнь, новости, песни 2018
Группа «Мумий Тролль»: биография
Их песни звучат в «Дневном дозоре» и «Параграфе 78», за плечами – десятки тысяч гастрольных километров, на полках и на сайтах в Интернете – масса премий с определением «Лучший». Группу «Мумий Тролль» слушает уже поколение детей первых фанатов, биографии коллектива посвящен документальный фильм «Семь морей Ильи Лагутенко».
Состав
Корни «Мумий Тролля» — в детстве солиста Ильи Лагутенко. Любитель психоделического панк-рока собрал компанию из друзей Андрея Барабаша, Игоря Кулькова, Павла и Кирилла Бабий еще в начале 80-х годов. Ребята назвались Boney-P и пели на английском языке.
Илья Лагутенко
Знакомство с Леонидом Бурлаковым привело к переименованию в «Шок» и смене репертуара на русскоязычный. Вслед за Лёней пришли его одноклассники – гитаристы Альберт Краснов и Владимир Луценко.
У коллектива есть точная, как у человека, дата рождения – 16 октября 1983. В этот день музыкантам пришла идея назваться в честь героев сказок шведской писательницы Туве Янссон – муми-троллей. В 1990-м на одном из концертов Лагутенко назвал коллег мумиями, так и сформировалось окончательно первое слово – «Мумий».
Группа «Мумий Тролль»
Группа получила известность в родном городе и на Дальнем Востоке. В середине 90-х «Мумий Тролль» на некоторое время распался, пока его участники искали иные источники средств существования, помимо музыки. Илья оказался в Лондоне, в представительстве российской фирмы.
Леонид и Кирилл открыли во Владивостоке музыкальный магазин. Однажды их компаньон Роман Самоваров предложил возродить «мумии». Записывать альбом решили в Англии – так выходило дешевле и качественнее. Но Луценко, преуспевавший в карьере инженера, ехать отказался, и в итоге студийных музыкантов набирали на месте из англичан.
Первый состав группы «Мумий Тролль»
Со временем через участие в одной из самых необычных российских групп прошли Юрий Цалер, игравший с Земфирой и Павлом Кашиным, клавишник и саксофонист Денис Транский, басист Евгений Звиденный. Единственная солистка Олеся Ляшенко выступала с «троллями» год, уехала в Японию, но и там не забросила музыку – пела джаз в клубах.
В состав «Мумий Тролля», заявленный в январе 2018-го, входят, помимо Ильи, барабанщик Олег Пунгин, бас-гитарист Павел Вовк и гитарист Артем Крицин. За электронное звучание группы отвечает Александр Холенко.
Музыка
Первые альбомы «Новая луна апреля» и «Делай Ю-Ю», хотя и были раскуплены, но известности «мумиям» не добавили. Программные директора теле-и радиоканалов не жаловали и следующий – «Морская». На непонятные тексты и не вписывающееся в известные на то время жанры звучание повесили ярлык неформатных. Не побоялся рискнуть продюсер Александр Шульгин, пробил «Мумий Тролль» ротации и снял клипы на композиции «Кот кота» и «Утекай». Клипом на хит «Владивосток 2000» открывалось вещание на территории России канала МТV.
Песня «Владивосток 2000» группы «Мумий Тролль»
До декабря 1998 года группа выпустила 5 альбомов. Помимо «Морской», поклонники получили «Икру», «С Новым годом, крошка!» и «Шамору» в двух частях. В последнем, по сути, собрано раннее творчество «мумий» в новой обработке: «Инопланетный гость», «Черная дыра», «Бит бум» и песни, словами из которых названы первые пластинки.
Концертный тур растянулся на полтора года, музыканты собирали аншлаги. По словам Севы Новгородцева, радиоведущего Русской службы ВВС, в стихах Лагутенко присутствовало «застрочное пространство», философская, а главное – эмоциональная нагрузка, что не могло остаться незамеченным.
Песня «Дельфины» группы «Мумий Тролль»
Песня «Дельфины» вошла в золотой фонд русского рока. И все же Илья считал, что коммерческий успех был бы значительнее, если бы издатель выпускал альбомы, выдерживая паузу и тем самым подогревая к пластинкам интерес.
В 1999-м «Мумий Тролль» уже в статусе супергруппы взяла паузу и засела в студии. В феврале 2000 дискография коллектива пополнилась пластинкой «Точно ртуть алоэ» под слоганом «Первый альбом нового тысячелетия». На песни «Невеста?», «Клубничная», «Без обмана»
и «Карнавала нет» сняты клипы.
Песня «Невеста?» группы «Мумий Тролль»
В 2001-м группа представляла Россию на 46 конкурсе «Евровидение» с песней «Lady Alpine Blue». Русскоязычный вариант под названием «Обещания» вошел в следующий альбом – «Меамуры». Спустя пару лет с программой «Меамуры Тур» музыканты отправились на гастроли.
На концертах исполнялись композиции с новой пластинки «Похитители книг». Выходу альбома предшествовала премьера синглов «Где такой я?» и «Медведица». Лейбл «Мистерия звука» выпустил альбом в двух коллекционных и одном массовом тиражах. Илья Лагутенко снялся в роли камео в одноименном фильме Леонида Рыбакова.
Песня «Медведица» группы «Мумий Тролль» и Земфиры
Очередной тур неутомимых музыкантов по стране состоялся в 2005-м, на этот раз – в поддержку альбома «Слияние и поглощение». В 2007 году, получая премию на MTV Russia Music Awards в номинации «Легенда», Лагутенко объявил, что готовит к изданию новый альбом. Им стал «Амба» с хитами «Бермуды» и «Ru.Da» и участием Кубанского казачьего хора. Через год вышел еще один с лаконичным названием «8».
Истории записи альбома «SOS матросу» группа посвятила целый документальный фильм с одноименным названием. Как известно, песни записывались во время кругосветного путешествия на паруснике «Седов», в дорогу музыканты взяли инструменты только российского производства.
Группа «Мумий Тролль»
Продюсированием диска занимался Бен Хилльер, известный тем, что работал с рок-коллективами Depeche Mode, The Horrors, Elbow. Илья Лагутенко говорил, что «SOS матросу» — это дань уважения русскому року, клубам и музыкальным сообществам 80-х годов, которые повлияли на его творчество.
В 2014-м вышла версия пластинки, содержащая бонусные композиции «Пиротехника», «Кажется» и «Пиратские копии». Новому альбому дали название «SOS Матросу Stay True Edition». В 2016-м документальное повествование о морском путешествии демонстрировалось в рамках различных фестивалей, а спустя пару лет вышло на большой экран.
Песня «С чистого листа» группы «Мумий Тролль»
В 2015-м состоялся релиз «Пиратских копий». В клипе на трек «С чистого листа» снялись дочери Лагутенко. Пластинка не поступила в продажу, а досталась вместе с автографом фронтмена в качестве приза победителям, правильно ответившим на 25 вопросов Ильи.
На сайте «Мумий Тролль» в разделе «Неизданное» значатся «Мне грустно и легко», исполненная вместе с группой «Браво», кавер-версии «Малыша» и «Восьмиклассницы» на стихи Виктора Цоя.
«Мумий Тролль» сейчас
Творчество группы востребовано и в кинематографической среде. «Владивосток 2000» и «Утекай» с успехом использованы в качестве саундтреков в комедии «Напарник» с Сергеем Гармашем, Лизой Арзамасовой и Яном Цапником. «Фантастика» прозвучала в картине Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения» и сериале «Маргоша». Музыкальная мелодрама «Птица» с участием Ивана Охлобыстина и Гарика Сукачева не обошлась без «Мошки» и «Медведицы».
Группа «Мумий Тролль» в 2018 году
В 2018 году, к радости поклонников, вышел новый студийный альбом «Мумий Тролль» с названием «Восток Х СевероЗапад». За год до этого на концерте в Санкт-Петербурге, посвященном 20-летнему юбилею альбома «Морская», Илья исполнил песню с будущего диска «Не помню зачем» и сообщил о предстоящем релизе. В июне 2017-го состоялась премьера клипа на эту композицию. Видео сняты также на синглы «Ой» и «Отв. за романтику».
Песня «Не помню зачем» группы «Мумий Тролль»
Согласно пресс-релизу, «Ой» — это своеобразная путевая песня куклы Тоби, участвующей в рок-фестивале V-Rox во Владивостоке. Куклу нарисовал еще один британский друг Лагутенко – художник Гэри Бэйсман, автор рекламных кампаний известных мировых брендов и героев диснеевского мультфильма «Любимчик учителя».
В разгар лета «Мумий Тролль» даст концерты на крупнейших площадках Латвии, Беларуси и Молдовы.
Илья Лагутенко: «Не бью себя в грудь и не кричу, что я музыкант»
Группа «Мумий Тролль» одной из первых отреагировала на новые обстоятельства нашей жизни, связанные с пандемией. Квинтет под руководством Ильи Лагутенко оказался разбросан по разным частям света, но несмотря на это с первых дней карантина принялся радовать своих слушателей живыми видео с любимыми песнями. Параллельно коллектив заканчивал работу над новым альбомом, получившим название «После Зла». Сама пластинка увидит свет только в декабре, но музыканты уже опубликовали с нее несколько песен, последней из которых стала чувственная ретро-баллада «В Тот День, Когда». Ну а мы поговорили с Ильей Лагутенко о грядущем альбоме и жизни в новой реальности «после зла», причиненного коронавирусом.
— Прежде чем мы поговорим о новой песне и новом альбоме, я должен спросить вас о судьбе московского «Мумий Тролль Music Bar».
— Там все очень печально. Мы надеялись, что посидим на карантине и откроемся. Но оказалось, что хозяин помещения собирается строить там люксовые апартаменты. Мы округлили глаза и пошли собирать вещи. Сейчас стараемся найти какое-то новое помещение, чтобы люди не остались без работы. Да и площадка была все-таки очень достойная — не хотелось бы потерять это движение.
— Очень красивая новая песня «В Тот День, Когда». Звучит довольно неожиданно — похоже на музыку из старого кино или на продюсерские работы Дэнжер Мауса. Расскажите, как появилась эта песня и насколько она отражает звук нового альбома?
— Ну, мне, конечно, всегда сложнее всего говорить о том, как и откуда появилась песня. Я же не продюсер, пытающийся ухватиться за те или иные тенденции. Поэтому все так получается… Знаете, я прекрасно помню, как в начале восьмидесятых предпринимал первые попытки собрать группу. Мы с единомышленниками думали, что же мы будем играть: «А давай «Поворот» «Машины времени»?» А потом начинали играть, и на «Поворот» получалось как-то совсем не похоже. (Смеется.) Так я и решил сочинять собственные песни — чтобы не с чем было сравнивать. Этот подход я практикую и до сих пор. Отчасти из-за отсутствия каких-то навыков, отчасти — из-за идей, которые возникают у меня в голове и не укладываются в существующие рамки. Альбом «После Зла» — это фактически всего второй альбом, который мы пишем силами музыкантов, которые выступают в группе «Мумий Тролль» последние семь лет. Прошлый альбом «Восток Х Северо-Запад» был во многом интуитивным — мы его записали за десять дней. Работа над нынешней пластинкой, наоборот, оказалась растянута во времени. Мы начали сочинять года три назад, но так увлеклись гастрольными путешествиями, что никак не могли… Не могли…
— Вернуться в студию?
— Да, точно. В итоге мы только в феврале сумели закончить работу. Отчасти стоит даже поблагодарить эпидемиологическую ситуацию за то, что письмо не позвало куда-нибудь в дорогу. В общем, да, альбом будет примерно таким. Мы держались за лирическо-романтическую идею всего этого винтажного аналогового звука, который мне и музыкантам «Мумий Тролля» очень нравится. От этого никуда не уйдешь. Я в последнее время — особенно во время локдауна — становлюсь цифровым диссидентом в том, что касается музыки. Жить и общаться приходится при помощи современных технологий, и поэтому хочется оставить какую-то часть жизни, в которой я их не касаюсь. Музыкальное восприятие идет исключительно через винил и пленку. Я разрыл какие-то свои старые кассеты, приобрел двухкассетный магнитофон — вроде того, на который когда-то мы начинали записывать свои песни. Я мыслю понятием виниловой пластинки. Она не должна быть долгой — 15-20 минут на одной стороне. Важно еще, чтобы проигрыватель не был автоматическим, чтобы самому успеть перевернуть пластинку, иглу не испортить.
Компания для записи подобралась знакомая, мы использовали только аналоговую аппаратуру, писались на пленку. У нас был замечательный опыт с переизданием «Морской» и «Икры», когда мы нашли все существующие пленки и сделали новый мастеринг. Техника для этого есть только в Токио, в Германии и в Лос-Анджелесе. Мы получили замечательно звучащую запись и так обрадовались, что решили и эту запись сделать такой же. Мне хотелось, чтобы альбом был именно таким по настроению. Настроение сегодняшнего дня мечтательно-созерцательное. Непонятно, чего ожидать от будущего, так что приходится только фиксировать этот момент. Что же касается песни «В Тот День, Когда», то она возникла из мелодических зарисовок нашего гитариста, к которым я придумал текст. Жаль, что я писал его не в блокнот, а в айпеде — вчера проверял, когда была последняя правка — 19 апреля прошлого года.
— То есть вы писали альбом живьем?
— Да-да. Было очень много подходов к записи барабанов. В студии, где мы работали, очень много таких игрушек для музыкантов, открывающих простор для экспериментов. Альбом собирался как такой, знаете, аудиоконструктор. Другое дело, что широкому слушателю вряд ли есть до всего этого дела… Но надеюсь, что и остальные песни вас не разочаруют. Нас, во всяком случае, не разочаровали.
— Простите за идиотский вопрос, но что означает название альбома — «После Зла»?
— Все просто — это строчка из песни, которая еще не опубликована. У меня сложные отношения с названиями альбомов. Я до последнего откладываю эту работу, пока ко мне не придут и не скажут: «Все, Илья! Надо издавать. Ты должен принять какое-то решение». Как правило, это решение интуитивное. Здесь я, опять же, прошелся по собственным строчкам и быстро выбрал. В свете событий в стране и в мире, мне кажется, оно звучит правильно. Всем же хочется, чтобы все снова стало хорошо. Многие говорят, что мы сейчас вернемся туда же, где остановились. Я в это не верю — не думаю, что мы куда-то вернемся, и, думаю, к лучшему. Но есть надежда, что все как-то образуется, что зло закончится. В нашей жизни как музыкантов произошли ведь катастрофические изменения. Концертная индустрия погибла по всему миру, и я не знаю, когда этот труп реанимируют. Наши жизни были выстроены вокруг этой конструкции последние 25 лет. Так что хочется поскорее определиться с тем, что же будет дальше.
— У вас в последние годы значительно поменялся состав, да и звучит «Мумий Тролль» совсем иначе. У вас есть ощущение, что вы играете в другой группе — не той, что 20 лет назад?
— Да у меня, собственно, никогда не было ощущения, что у меня одна и та же группа. Дело в том, что первый музыкальный коллектив я создал с соседом по лестничной площадке — тому есть документальные свидетельства. Это была группа двоих пацанов, к которым примкнули еще трое. Никто из нас пятерых так и не научился играть на музыкальных инструментах, но у меня, во всяком случае, всегда было желание держать группу на плаву. Так что я еще много десятков лет назад вступил на этот путь: «Ну, ладно, этот не умеет, может, тот сыграет». Из людей, которых зрители запоминают на сцене, кто-то провел в группе год-два, кто-то десять — не больше. Это человеческий фактор. Люди же занимаются музыкой из разных побуждений. Кто-то ради веселья, кто-то ради опыта. А у меня назад дороги нет. (Смеется.)
— Я перед нашим разговором читал несколько ваших интервью последних лет, где вы сетовали, что рассчитывали на музыкальный переворот, который произойдет благодаря вашему опыту…
— Знаете, мне с самого начала нравилась идея рок-группы как некоего единого организма, компании друзей, которые собрались и пошли вперед, — The Beatles, The Rolling Stones, Radiohead, — есть еще несколько примеров. Мне всегда нравилась модель и хотелось, чтобы у меня получилось так же. Но так же не получалось. Друзей моих вообще не интересовала идея рок-группы. Я помню, что в нашей школе всем было начхать на рок-н-ролл. Владивостокский псевдо-рок-клуб насчитывал от силы человек 50. Так что не надо преувеличивать. Да, мне казалось, что жизнь становится краше и интереснее с разнообразием музыкальных жанров, мне хотелось создать группу, которая нравилась бы мне самому. Я в тот момент живьем видел «Машину времени» и… И группу «Форум». Но в обоих случаях мне хотелось что-то подправить. Песни групп Ленинградского рок-клуба я слышал, но живьем этих людей увидел только лет через 15 после того, как услышал их песни. В общем, мне просто хотелось что-то созидать. И когда у группы «Мумий Тролль» случился этот взлет популярности, я был уверен, что он что-то сдвинет в окружающем пространстве. Я же вообще убежденный сторонник креативной индустрии, мне кажется, придумывать работу из ничего — самое замечательное, что есть в жизни…
У меня, кстати, буквально вчера был разговор с владивостокскими промоутерами — молодежь подросла и собирается наступить на те же грабли, на которые я пытался наступить десять лет назад. Они мне говорят, мол, у нас же час лета от Токио, час лета от Сеула — привезем больших артистов, впишем их в мировой тур и будет о-го-го! А потом начинается арифметика. К моему большому сожалению, за последние 15-20 лет никто не попытался взрастить сцену молодых независимых коллективов, способных собирать несколько тысяч человек, которые могут платить за билеты. Поэтому мы остаемся с группами MTV 90-х годов — Muse, Red Hot Chili Peppers, Rammstein, — у которых бюджет одного выступления превышает сбор хоккейного дворца спорта во Владивостоке. А почему это произошло? Потому что в то время, когда нужно было принимать решения, никто этого не сделал. Поэтому… Ну вот что случилось после «Мумий Тролля»? Пять коллективов, дай бог, которые выжили до сегодняшнего дня.
— Ну почему? Случились же рэперы, например.
— Да я их туда же причисляю. Вася Вакуленко может собирать, конечно, но с материалом, хм, иногда спорным в жанровом отношении — в моем понимании. (Смеется.) Я говорю о том, что нету сотен коллективов, которые могут собирать людей и привлекать качеством материала.
— Слушайте, ну время взлета вашей популярности пришлось на нулевые — довольно сытое десятилетие.
— Я согласен, что сошлось много факторов, много звезд были благосклонны. Мы удачно подвернулись под руку. Я говорю «подвернулись», потому что песни с первых двух альбомов «МТ» были написаны за десять лет до записи и никем не были востребованы. Были другие настроения, все ждали перемен, рыба гнила с головы.
— Да, эти песни я прекрасно помню.
— И это было круто — они были первыми источниками моего вдохновения. Я тоже хотел так сочинять, но… Подпольная владивостокская пресса называла нашу музыку «пляжной романтикой». И я от этого совершенно не открещиваюсь…
— Ну, ваша новая песня «Лето без интернета» — это и есть чистая пляжная романтика.
— Точно. Она никуда не делась. Пляж, горизонт впереди, что там за ним… Задумываешься, мечтаешь, отключаешься от того, что происходит за спиной.
— При этом стилистически это совсем другая музыка. Как ее воспринимают ваши слушатели?
— Я в последнее время часто шучу, что благодаря пандемии мы стали блогерами и веб-моделями поневоле. (Смеется.) Обычно у меня не хватало времени на то, чтобы читать, что пишут в сетях, а сейчас приходится. И я вижу, что есть люди, которые начинали с «Икры», есть те, для кого первой песней была «Карнавала.нет», а есть и те, кто полюбил нашу музыку с песни «С чистого листа». Я знаю, что у нас есть 13-14-летние слушатели. Причем они сами — не то, что мама с папой велели послушать. Есть и такие, но, честно говоря, я этих мам-с-пап тоже не очень поддерживаю: «Что ты там слушаешь рэп свой! Вот, послушай, что мы в твои годы слушали!» Они же ностальгируют не по музыке, а по себе тогдашним… Оголтелая популярность «Мумий Тролля» в конце девяностых, конечно, осталась в головах. Но, с другой стороны, ничего ведь больше толком и не было. Опять же, я прекрасно понимаю, что сейчас, покупая пластинки, хочу купить те же пластинки, которые были у меня в детстве. Стою у прилавка, смотрю и думаю: «Ага, вот этот альбом группы Yes был неплохой». Но где сегодняшний мир, а где группа Yes? Два мира, два детства… Но я, прежде всего, меломан — всегда был и остаюсь. Я не бью себя в грудь и не кричу, что я музыкант или великий продюсер, что я что-то там закончил или у кого-то учился. Моим учителем был проигрыватель. У меня нет одного жанра, к которому я приклеен, всегда хотелось узнать побольше.
Придумывать работу из ничего — самое замечательное, что есть в жизни.
— Пару лет назад вы говорили, что много слушаете эмбиент, Рюити Сакамото…
— Да, Сакамото я всегда любил. Забавно, что любовь к нему пришла через группу Japan.
— Ну да, как и почти ко всем.
— Недавно мы, кстати, всей группой успели посмотреть на него живьем. Он просто играл один на рояле. Это было потрясающе. Я рад, что у Сакамото сейчас все в порядке — недавно же у него было плохое здоровье. К нам на фестиваль V-Rox несколько лет назад приезжал Юкихиро, который когда-то был у Сакамото барабанщиком. Я спрашивал тогда, может ли он доехать до Владивостока, и Юкихиро сказал, что Сакамото очень болеет. Ну вот, уже не болеет, к счастью.
— Я, собственно, хотел спросить, что вы сейчас слушаете?
— Много слушаю, не знаю, как это сейчас называется… Современный фри-джаз, наверное. Лондонская, калифорнийская, чикагская тусовка — то, что издает лейбл International Anthem, Макая Маккрейвен, Джефф Паркер. Меня на них навел Пол Брайан — продюсер, который живьем играл и, надеюсь, будет еще играть, — с Паркером. Брайан продюсировал альбом Паркера «The New Breed», который мне очень нравится по звуку. Это такая смесь джаза и очень скрупулезного редактирования. Кроме того, вы уже упомянули Дэнжер Мауса — за ним я тоже слежу, конечно, с давних времен. Он же тоже фанат лампового подхода, но по-своему — через хип-хоп. Некоторое время назад был на презентации его проекта Lux Prima— очень интересная работа с визуальной частью, среди прочего. Мне вообще нравится, как люди объединяются, создают коллаборации с привлечением визуальных артистов, интерактива, как выстраиваются концептуальные проекты. Мне вообще всегда была близка идея концептуального альбома, когда не только все песни объединены сюжетом, но и есть какое-то продолжение в концертной плоскости, в частности.
— Скажите, а как вы относитесь к продолжающимся разговорам о том, что альбомы сейчас никому не нужны?
— Ну, кому-то не нужны, а мне — нужны. Этим разговорам действительно уже много лет. Зачем альбом, если можно на сингле выехать. Да в принципе, музыка и начиналась с синглов — «Rock Around The Clock» и так далее… Но я вырос в семидесятые-восьмидесятые, когда концептуальные альбомы поражали воображение — «Стена» Pink Floyd, «Lamb Lies Down On Broadway» Genesis. Это, кстати, вообще, было большое потрясение. Я переводил эту пластинку, понимал, что там много какого-то смысла, но никак не мог понять, причем тут барашки на Бродвее?! (Смеется.) Ну, не знал я тогда слова «агнец».
— Давайте напоследок поговорим о том, что вам предстоит в ближайшем будущем. Я так понимаю, что вы планируете каким-то образом сыграть концерт, посвященный юбилею альбома «Точно Ртуть Алоэ»?
— Да, у нас планировался юбилейный тур, был объявлен сбор песен для трибьюта, но в итоге концерты, конечно, отменились. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сыграть этот концерт виртуально. Нашли даже способ преодолеть технические проблемы с одновременной игрой на музыкальных инструментах из разных частей света. Так что концерт все-таки состоится. Занятно, кстати: я недавно вспомнил, что «Точно Ртуть Алоэ» — это как раз тот альбом, из-за которого был сыр-бор с выпускающей компанией. Мы тогда решили выложить альбом в интернет — это была революционная идея. Я говорил, что это никак не повлияет на музыкальные продажи — ну, сколько людей вообще знало тогда об интернете? А у скольких был компьютер? Я просто понимал, что есть новые технологии, которыми надо пользоваться. В общем, на миллионном скачивании сервер сдох. Я к тому, что виртуальная презентация именно этого альбома сейчас наверняка придется многим по душе. Другое дело, что все это, конечно, не решит главных проблем: все-таки так очень тяжело совместно музицировать. И хотелось бы, конечно, вернуть роскошь живого общения, по которой мы все сильно изголодались.