павел титов абрау дюрсо биография
Президент «Абрау-Дюрсо»: «У большинства российских виноделов завышена самооценка»
Павел Титов по образованию и первому опыту работы финансист. Он признается, что «со своими банкирскими мозгами» не видел перспектив «Абрау-Дюрсо», когда его отец, Борис Титов, купил знаменитое прежде винодельческое хозяйство. На предприятии царила разруха. Много лет до этого хозяйство лихорадило – в начале 1990-х после приватизации акции оказались сначала у трудового коллектива, потом снова перешли в госсобственность, затем – в частные руки; были проблемы с налоговой, с алкогольными лицензиями, с зарплатой. Плюс ко всему наводнение в Новороссийске в 2002 г. уничтожило десятую часть виноградников. Так что, придя в «Абрау-Дюрсо» помогать отцу, Титов-младший пообещал себе оставаться лишь корпоративным финансистом, не смешивая дело и эмоции. Но остаться равнодушным не получилось. Магия места – природа, ведущие историю с царских времен производство и бренд – победила. И в конце концов Павел Титов возглавил компанию.
Он сосредоточился на повышении продаж и эффективности. Сейчас коллеги Титова с уважением вспоминают, что предприятие удалось поднять буквально из руин и вывести в лидеры рынка. В 2018 г. «Абрау-Дюрсо» продала рекордные для себя 37,5 млн бутылок вина, а также взяла первенство среди производителей шампанских вин.
Сейчас президент «Абрау-Дюрсо» занимается возрождением винных традиций в России и уверен: надо продвигать отечественное вино за рубежом. Он не готов смириться с тем, что до революции мир знал русское вино и считался с ним, а теперь Россия ассоциируется больше с водкой, пусть даже качественной.
– Отчасти это стечение обстоятельств. Сразу после университета я начинал свою карьеру в Merrill Lynсh. Через некоторое время оказался в Королевском банке Шотландии и, поработав в крупных финансовых структурах, начал осознавать, что ничего нового я не получаю и не узнаю. После размещения первых шести евробондов каждый следующий ничего интересного не приносил, и становилось скучно. Потом наступил печальный для банков 2008 год, возможности сильно сократились, как и перспективы получения нового опыта и тем более заработка. И, кстати, до сих пор те времена, когда банкиры зарабатывали больше всех в Лондоне, так и не вернулись. Тем временем мой отец, Борис Титов, завершал покупку «Абрау-Дюрсо», я его консультировал по некоторым финансовым аспектам сделки. Постепенно мы начали работать вместе, и изначально в этом проекте у меня была только казначейская функция.
Павел Титов
– В основном в том, чтобы управлять деньгами. У нас появилось определенное количество ликвидности, которую надо было инвестировать, а также активы, которые нуждались в финансовом управлении. Я со своими банкирскими мозгами сначала не видел перспектив «Абрау-Дюрсо». Однако у отца было долгосрочное видение развития проекта. Я же выбрал себе роль сухого корпоративного финансиста, решил работать без лишних эмоций, не попадать под магию места.
– Нет. Видимо, Абрау-Дюрсо не способно оставлять равнодушным. Начиная с 2009 г. я все глубже погружался в проект. Оказалось, что мои навыки применимы не только в скучноватой финансовой сфере, но и в реальном бизнесе. Когда я был инвестиционным банкиром, то даже маме не мог объяснить, чем конкретно занимаюсь. А теперь появился ощутимый продукт – это бутылка вина. Кроме того, я осознал, что в перспективе мой опыт не ограничится только виноделием. Производство и продажа – это локомотив. Но мы также развиваем туризм – это самый очевидный шаг, поскольку, я уверен, в вино можно влюбиться, только когда побываешь там, где его делают. Так мы завоевываем лояльность потребителей. Туризм и отели трудно представить без гастрономии, без спа, без экскурсий – многое уже сделано, но многое еще предстоит. У нас большие планы по развитию Абрау-Дюрсо.
В 2012 г. отец перешел на государственную должность и доверил мне управление бизнесом.
Борис Титов объявил об участии в выборах президента России
– Он до сих пор остается идеологом проекта. Для него Абрау-Дюрсо – это его жизнь, его гордость, его дом. Я часто обращаюсь к его советам, особенно что касается вкусовых и стилевых решений. Но дела отец не ведет, никакого отношения к нашим ежедневным заботам он не имеет, хотя мы всегда растем под его чутким надзором.
– За всё. (Улыбается.) В первую очередь, когда я возглавил группу, начал работать над повышением эффективности – в итоге создана продуктивная дистрибуционная платформа, и мы представлены по всей территории России. Во многом именно благодаря этому мы и опережаем рынок. Собрал команду высококлассных специалистов. Слежу за лучшими практиками в корпоративном управлении и маркетинге, интегрирую их в нашу работу. Также я веду красивые имиджевые проекты, которые не только повышают продажи, но и создают репутацию. «Абрау-Дюрсо» – легендарный бренд, которому уже 150 лет, нам нужно его и сохранить, и преобразить.
Недооцененные успехи
– Потенциал сложно выразить в цифрах. Оценка не только от нас зависит, к сожалению. Конъюнктура рынка такова, что не известно, сколько «Абрау-Дюрсо» сейчас стоит, если говорить откровенно.
ПАО «Абрау-Дюрсо»
(данные компании на 31 декабря 2018 г.): ООО «Актив капитал» (60,3%, акции принадлежат Борису Титову и переданы в доверительное управление Павлу Титову), Павел Титов (34,5%).
Капитализация – 13,6 млрд руб.
Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2018 г.):
выручка – 2,7 млрд руб.,
чистая прибыль – 165,2 млн руб.
Продажи (2018 г., данные компании) – 37,5 млн бутылок.
Занимается производством и продажей игристых и тихих вин, развитием винного туризма. По данным Euromonitor International, доля «Абрау-Дюрсо» на российском рынке игристых вин в 2017 г. составила 11,9% (в натуральном выражении, без учета шампанского).
Я считаю, что нынешняя капитализация не отражает наших успехов. Если посмотреть на EBITDA 2017 г. – 1,8 млрд руб., то наш мультипликатор меньше 10, что для рынка FMCG мало. Особенно если компания показывает стабильные продажи на протяжении нескольких лет. Мультипликатор 15 был бы более справедливой оценкой, но, что бы аналитики ни говорили, это все-таки субъективное восприятие. Почему Laurent-Perrier торгуется с мультипликатором 26? Для меня ответ очевиден: у них есть преимущество в 300 лет, наверное, и их EBITDA у них побольше и постабильнее. Растить капитализацию – вот наша цель, и у нас хорошие результаты. Мы занимаем все большие площади в современной рознице, становимся обязательным продуктом для большинства торговых сетей, строим успешные бренды в разных ценовых сегментах. Несмотря на конъюнктуру рынка, на которую жалуются многие в нашей отрасли, мы вновь показали рост по итогам 2018 г. – продажи увеличились на 15% и составили 37,5 млн бутылок.
– Мы размещались в России, потому что готовились к потенциальному зарубежному IPO и хотели потренироваться. Но сейчас неподходящая ситуация для выхода на международные рынки капитала, поэтому мы держим эту историю «на льду», наблюдаем, оставаясь публичной компанией и соответствуя всем нормам. Пока конкретных планов у нас нет – не стоит делать IPO только ради IPO. Если в будущем конъюнктура рынка улучшится и в процессе развития группы появится необходимость дополнительного финансирования, то мы будем рассматривать эту возможность. Наш free-float – 5%, есть инвесторы – физические лица, которые любят «Абрау-Дюрсо» и покупают акции, потому что знают бренд. Интересный феномен: обычно связи между любовью к продукту и покупкой акций нет – если я хожу с iPhone, то это не значит, что я акционер Apple, но с «Абрау-Дюрсо» все по-другому.
Есть и цели, которые мы ставим как предприниматели, а не как охотники за капитализацией. «Абрау-Дюрсо» – сейчас один из известнейших российских брендов, не просто винных, но и алкогольных. И мы направляем много усилий, чтобы вывести «Абрау-Дюрсо», да и вообще русское вино как категорию, на мировой рынок. В царские времена за рубежом высоко ценились наши вина, но потом позиции были утеряны, и Россия стала ассоциироваться только с качественной водкой.
Где оценят вино из России
– Прежде всего на западные рынки, которые являются трендмейкерами, на них надо присутствовать обязательно. Причем не Франция и не Италия, а Великобритания. Если заглянуть в историю, то именно здесь впервые распробовали «пузырьки» – игристые вина. Предвзятости к российскому вину в Великобритании мы не ощущали никогда. А потом началось все, что началось.
Виноделы просят президента ввести сборы на импортное вино
– Видимо, так. Впрочем, в барах, где мы продавались, антипатии у клиентов не было. Трудности возникли в оптовом звене – дистрибуторы и импортеры просто не пошли на риски.
– Бренд «Абрау-Дюрсо» на рынке Великобритании не представлен, но вина «Винодельни Ведерниковъ», одного из наших проектов, вы сможете найти в Hedonism Wines.
– Это приоритетный и очень непростой рынок, на который мы с 2011 г. всячески пытаемся зайти. Российское шампанское китайцы покупать не рвутся, если только не придумать какой-то гениальный ход. Чтобы их заинтересовать российским вином, требуются большие усилия и немалые средства. А так вам китаец скажет: «Лучше водочки. » Сейчас мы можем предложить им тихие вина, у нас их достаточно. Также мы уже два года работаем над совместным проектом в Порт-Артуре (ныне Далянь) в сфере премиального энотуризма.
Для успешного продвижения нужно найти локомотив – продукт, с которым легко заходить на новый рынок. В Поднебесной своя специфика: там предпочитают вино подешевле и практически не пьют игристого, потребление по стране – менее 10 млн бутылок. Вина там продается 700 млн бутылок – больше, чем в России, но для Китая это ничтожная цифра. В планах – выход на их рынок с портфельным предложением как российских, так и иностранных вин.
Что касается других стран, то мы стараемся закрепиться на каждом из интересных нам рынков. Пока наш экспорт невелик – 2–3% от продаж. В ближайшие годы хотим действовать более масштабно. Представлены в Германии (но это рынок недорогих вин – и здесь нам сложно конкурировать с местными производителями), ведем активную работу со странами Восточной Европы. Недавно в Венгрии мы зашли в сеть Metro. Это стало приятным сюрпризом, поскольку Венгрия – это винная страна. Мы поставляем и в Японию, но туда отправляется самый топовый товар и в основном частным клиентам, энтузиастам, не в супермаркеты.
– Мы открываем 1–2 страны в год и сейчас экспортируем вино в 20 стран. Понимаем, что надо создавать продукты для конкретного рынка. Недавно мы выпустили первое кошерное игристое вино для Израиля, этот процесс оказался сложным.
– Если ориентироваться на модель международных конгломератов, то на экспорт должно приходиться минимум 30%. Мы планируем достичь этих показателей через 7–8 лет. Работа в этом направлении требует огромных усилий, иногда прогресс сменяется спадом по не зависящим от нас причинам. К примеру, мы добились некоторого успеха на рынках США и Великобритании. Однако торговля сошла на нет из-за охлаждения между нашими странами. Но мы не оставляем попыток туда вернуться.
– Для меня очевидно, что виноделие в России пока в эмбриональном состоянии, хотя мы как сообщество уже добились определенных результатов и наград. В стране, безусловно, есть очень высококачественные вина, но у российских виноделов в большинстве своем, к сожалению, очень завышенная самооценка, я этого всегда боюсь: как только начинаешь мнить себя королем мирового виноделия, пропадает желание идти вперед. Мы себе такого не позволяем. Хотя и дружим с Артуром Саркисяном [винный критик, сомелье], он не балует нас высокими оценками. Если честно, 90% мирового вина – это далеко не произведение искусства. Но наши виноделы обижаются на непризнание громче. Я не считаю, что сети строят козни, ввозят дешевое импортное вино, создают СТМ и отказываются продавать российское. С представителем Metro, выступавшим на саммите, который говорит: «Ребята, вы сначала дайте продукт, достойный этой цены, и тогда уже приходите», я абсолютно согласен. Российские виноделы могут создавать более качественный продукт, это вопрос времени и усилий. Но есть и другая проблема: мы неконкурентоспособны по цене в сравнении с зарубежными производителями – вот самая большая трудность, и тут виноделы не виноваты. У нас чересчур жесткие рамки для отрасли, абсолютно незначительная государственная поддержка виноградарства и виноделия, множество законов, которые вводятся регулярно и только повышают издержки. Ко всем сложностям прибавляется специфика российского бизнеса, дорогие кредиты и т. д. Пока мы эти вопросы не решим, у нас не снизится себестоимость, поэтому остается только работать над качеством. И вот парадокс: никто не спрашивает, почему вино, выпущенное на другом конце света, с учетом логистики, таможенных платежей, акцизов на полке магазина в России стоит все равно дешевле, чем российское вино, а жаль.
Несовершенство регулирования
– Если ограничивать импорт, то это будет подарок не российским виноделам, а пивоварам и производителям водки. Российские виноделы пока не в состоянии полностью удовлетворить спрос в том же ценовом сегменте, что и импортеры. Поэтому очень вероятно, что при таком сценарии потребители просто перейдут на крепкий алкоголь.
Энотуризм в Абрау-Дюрсо
В 2010 г. в Абрау-Дюрсо был создан центр туризма. Сначала это был небольшой экскурсионный отдел при заводе шампанских вин, теперь – крупный туристический комплекс: помимо отелей и ресторанов здесь есть экскурсионное бюро, гастрономическая школа, ретритный йога-центр, парусный клуб, галерея современного искусства, 15 площадок для проведения самых разных мероприятий. Ежегодно Абрау-Дюрсо посещает более 250 000 гостей. Номерной фонд составляют 110 номеров (бутик-отель «Империал» и «Круглое озеро»). В 2019–2020 гг. открывается новый 4-звездочный отель Abrau light на 114 номеров. Эногастрономический кластер Абрау-Дюрсо состоит из семи проектов (ресторан «Империал», гранд-кафе «Абрау-Дюрсо» и др.). Основные гости центра туризма – россияне, но уже приезжают и иностранцы.
– Крайне мало, но мы и за это благодарны. Все-таки мы находимся в Краснодарском крае, где благодаря усилиям региональных властей выбиваются максимально возможные субсидии на виноградарство.
– Абсурд в том, что согласно законодательству вино относится к алкогольной продукции, регулируется тем же законом, что и крепкий алкоголь, водка. Причина в том, что РАР не хочет терять сферы влияния. Также до сих пор идут дискуссии, насколько вино полезно или вредно, хотя всем давно понятно, что это полезный продукт. Государство вообще мало заботится о виноделах. На приемах в посольствах стран-производителей – Америки, Австрии – вы никогда не увидите чужих вин. Это отражает их национальную позицию. У нас же сложная система госзакупок, что приводит к нелепым ситуациям, когда в российском посольстве на столе стоит посредственное Asti. Самые главные скептики российского вина на самом деле живут здесь, в нашей стране. Надо прививать новую идеологию: виноделие – это правильная, социально ответственная отрасль. Много противников продвижения вина, и нет сплоченности в политике в его отношении, поэтому выживают только те, у кого есть возможность с помощью маркетинга продвигать собственный бренд.
– Только что появился новый вариант документа, пока изучаем его, не готов комментировать. К предыдущей версии была масса вопросов.
Что считать российским вином
– Винные напитки оказались востребованными из-за экономической ситуации. Однако наш Abrau Light отличается от конкурентных марок использованием натурального вина, но именно поэтому же у него и высокая себестоимость.
Наш продукт, хоть и называется винным напитком, не дешевый – 300–350 руб. на полке. То, что мы стали развивать категорию в этот период, скорее совпадение. Хотя по себестоимости Abrau Light дешевле нашего шампанского – он натуральный. Однако при производстве львиной доли игристых напитков других марок вино вообще не используют, поэтому там себестоимость иная, намного ниже. Это совсем другой продукт, его цена – 150 руб. на полке. Потребитель платит за пузырьки по принципу «дешево и сердито». Это тоже позиция, но она нам чужда. А сейчас рост даже недорогих напитков затормозился: продажи игристого в целом стагнируют, да и рынок уже насытился.
– Пропорция изменилась незначительно: в 2018 г. выпустили 40% из российского винограда, так как переработали рекордные 7000 т ягоды. Мы семимильными шагами развиваем собственное виноградарство: купили огромное количество земель – сейчас у нас под засадку 3500 га – и планируем засаживать 300–500 га в год. Это требует больших инвестиций и огромного организационного труда. Но и тут не обошлось без трудностей: Россельхознадзор ограничил ввоз саженцев из большей части стран-поставщиков – Италии, Сербии, Франции и др. Контракты с поставщиками уже заключены, т. е. саженцы для нас выращены, но получить мы их не можем. Собственных же саженцев в России мало, и далеко не все подходят по сортам и качеству.
– Да, в итоге осенью мы засадили свои площади только на 50% от запланированного на 2018 г.
– Мы остаемся приверженцами ЮАР. Их продукт далеко не дешевый, но по техническим и органолептическим качествам остается для нас самым лучшим. Поставки из этой страны стабильные. Также покупаем виноматериалы в Испании. Мы бы с удовольствием приобретали виноматериалы у российских производителей, но их очень мало. И мы берем все, что подходит по качеству. В прошлом году делали акцент на этом, но все же покупки остались точечными. Сегодня есть, завтра нет.
– Виноматериал – это начальный продукт. Дальше идут месяцы работы с шампанизацией, и это очень непростой труд. Когда говорят, что мы делаем вообще не российский продукт, нам становится обидно: а как же талант наших шампанистов?
Сын бизнес-омбудсмена Павел Титов стал президентом «Деловой России»
На съезде «Деловой России» – одного из крупнейших объединений предпринимателей – президентом организации был избран председатель совета директоров ОАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Это сын уполномоченного по защите прав предпринимателей и одного из основателей «Деловой России» Бориса Титова.
Президентом «Деловой России» с 2014 г. был Алексей Репик, теперь он занял новый пост – председателя организации. Должности председателя в «Деловой России» в последние годы не было, его ввели на съезде 24 мая 2019 г. С 2004 по 2012 г., до назначения бизнес-омбудсменом, организацией в этом качестве руководил Борис Титов. После него должность никто не занимал. Внесенные весной поправки в устав «Деловой России» закрепили за председателем бизнес-объединения в первую очередь представительские функции.
«Весной прошел съезд, где был изменен устав – тогда и разделили должности президента и председателя, – сказал «Ведомостям» Репик. – Я оказался подходящим кандидатом на должность председателя, и меня сегодня утвердили». Репик говорит, что п редседатель будет работать над стратегическим планированием, представлять бизнес-объединение в высших органах власти, взаимодействовать с регионами. Президент будет заниматься операционным управлением, вопросами бюджета и подготовкой повестки для координационного совета (один из коллективных органов управления «Деловой России»), отметил он.
« Если посмотреть на аналогию с корпоративным миром, то наш тандем сейчас схож с должностями директора и гендиректора. Но в целом равняемся на руководство нашего государства, – добавил Репик. – По уставу максимальный срок в должности президента и председателя – три года. Но можно переизбираться два раза подряд».
С весны, когда в уставе были разделены руководящие должности, Павел Титов встречался с региональными отделениями и представителями комитетов «Деловой России», сказал собеседник в руководстве бизнес-объединения. Никто кроме него на должность президента бизнес-объединения не рассматривался, добавил собеседник.
Павел Титов сказал «Ведомостям», что его основной приоритет в «Деловой России» – привлечение молодых и амбициозных предпринимателей: для этого необходимо «выстроить прозрачное общение». При этом он намерен продолжить заниматься коммерческой деятельностью.
Придворные виноделы
Открыть шампанское точным ударом сабли — особый шик. Принимая в мае 2014 года премьер-министра Дмитрия Медведева на своем заводе шампанских вин «Абрау-Дюрсо», бизнес-омбудсмен Борис Титов в разгар застолья передал саблю сыну Павлу, председателю совета директоров. Павел — опытный сабражист (от французского sabre — «сабля»), он много раз так открывал бутылку, но в тот раз она оказалась дефектной. Раздался хлопок. Осколки разлетелись во все стороны. Шампанское разлилось перед губернатором Александром Ткачевым. Гусарская выходка никаких последствий для Бориса Титова не имела — у него тесные отношения с властью. Чему в немалой степени способствовали и инвестиции Титова в винный бизнес.
Маленькая Швейцария
Винный туризм обеспечивает компании 10% выручки. Бывшая заводская гостиница превратилась в четырехзвездный отель, помимо ресторана, французского гурме-кафе с видом на озеро и горы есть и «советская столовая», где комплексный обед в среднем стоит 150 рублей. «В год завод посещают порядка 130 000 человек. Это самый посещаемый отдельно взятый винный дом во всем мире», — гордится Павел.
Часы, порты и химия
Сейчас «Абрау-Дюрсо» — основной актив Титовых. Помимо винного предприятия у Титова-старшего есть еще небольшая птицефабрика в Ржеве, офисный центр в Москве, половина которого теперь сдается в аренду, акции и евробонды. Хотя относительно недавно он был классическим предпринимателем эпохи 1990-х с инвестициями в крупные промышленные и транспортные предприятия.
У Бориса Титова в юности были все условия для успешного старта. Обеспеченная семья (дед — главврач столичной больницы старых большевиков, отец — геолог, депутат Моссовета), английская спецшкола, учеба в МГИМО. Будучи студентом, он при случае приторговывал дефицитными пластинками, которые привозили из-за границы родители. Но, как признает сам Титов, был в этом далеко не так успешен, как его однокурсник Андрей Брежнев, внук генсека.
На четвертом курсе его, как и многих студентов с языками, вербовали в КГБ. Титов прошел собеседование на Лубянке, должен был пройти медкомиссию. Но, уверяет бизнес-омбудсмен, посоветовавшись с отцом, отказался.
На его карьере это никак не отразилось. Съездив переводчиком в Перу и получив диплом «экономиста-международника», он сразу устроился специалистом по поставкам масел и нефтехимии в Союзнефтеэкспорт — с работой помог тесть, прекрасно знавший директора объединения Владимира Морозова.
Вскоре подвернулась возможность заняться бизнесом совсем иного масштаба — вместе с другими выходцами из Союзнефтеэкспорта Титов устроился в советско-голландское СП Urals, созданное экс-сотрудником советского торгпредства Андреем Панниковым, высланным из Швеции за промышленный шпионаж. Партнером Панникова был Геннадий Тимченко, будущий совладелец нефтетрейдера Gunvor и друг Владимира Путина. Urals был последним местом работы, где Титов числился наемным менеджером.
Переехав в 1992 году в Лондон (Титов объясняет переезд неспокойными временами: «Бизнес был здесь, а жить семье лучше было за границей»), стал основным владельцем английской компании Solvalub, партнера Союзнефтеэкспорта. Она выросла в группу SVL Group, которая помимо трейдинга нефтепродуктами инвестировала и в другие отрасли. Так, группа «вошла» в латвийский порт Вентспилс, инвестировала в химический терминал Вентамоньякс, купила порт Кавказ в Тамани, скупала производителей минеральных удобрений и химии. В 2000 году группа «Интерхимпром», куда входили активы SVL Group, и газпромовская «дочка» ООО «Межрегионгаз» создали агрохимическую корпорацию «Азот». Когда в «Межрегионгазе» сменилось руководство, Титов предпочел продать свои акции и переключился на средний бизнес — инвестировал в производство химволокна, агрохимию, сельское хозяйство. Тогда он и обратил внимание на «Абрау-Дюрсо».
Приемлемые риски
В марте 2006 года во время визита Путина в Китай Борис Титов вез необычный багаж — 18 бутылок лучших вин производства «Абрау-Дюрсо». Этим вином он угощал участников бизнес-саммита во время одного из кофе-брейков. О том, что Титов приобрел 30% производителя игристых вин «Абрау-Дюрсо» у «Арианта», стало известно летом того же года.
Титов говорит, что заинтересовался производителем шампанского еще в 2003 году, когда возвращался из командировки в порт Кавказ — один из его тогдашних активов. Приятель предложил скоротать время, заехав в легендарное имение всего в 70 км от аэропорта Анапы. «Я всегда думал, что «Абрау-Дюрсо» — это где-то в Крыму», — признается Титов. Шампанское не понравилось, но, как вспоминает он, «мы зацепились — невероятная природа, озеро, узнаваемый бренд».
Имение, основанное в 1870 году распоряжением Александра II, было собственностью царской семьи. Промышленное производство шампанского наладил с помощью приглашенных французских специалистов князь Лев Голицын. В СССР вино миллионеров сделали напитком миллионов — в Абрау-Дюрсо «Советское шампанское» производилось ускоренным резервуарным методом.
В 1990-е годы хозяйство лихорадило. После приватизации в 1992 году акции оказались у трудового коллектива, семь лет спустя краевые власти через суд отменили итоги приватизации и воссоздали государственное унитарное предприятие.
В ноябре 2001 года после очередной перетряски производственные мощности отошли ЗАО «Абрау-Дюрсо» (70% акций принадлежало краю, 30% — трудовому коллективу), на балансе ГУП остались виноградники. Пока директора боролись друг с другом, рабочие не получали зарплату и грозили забастовками, налоговая опечатывала цеха и склады. «Абрау-Дюрсо» больше полугода не могло получить лицензию на производство алкоголя и торговлю им. К тому же наводнение в Новороссийске в августе 2002 года уничтожило 13% виноградников.
В 2003 году краевые власти передали госпакет ЗАО «Абрау-Дюрсо» в управление частным инвесторам — владельцам челябинского холдинга «Ариант» Александру Аристову и Юрию Антипову. Те были заинтересованы в диверсификации своего мясного бизнеса и к тому времени уже купили семь винодельческих хозяйств в Темрюкском районе, включая «Кубань-вино». Аристов доверил управление винным хозяйством зятю Александру Кретову, тот скупил у частных лиц оставшиеся 30% акций, пригласил команду французских виноделов, подготовил план модернизации на €60 млн. Но в 2006 году пакет был продан Титову.
Почему? По версии совладельца крупного винного предприятия на Кубани, у владельцев «Арианта» возник конфликт с губернатором Ткачевым и их, по сути, вынудили передать актив Титову, обладавшему связями в Кремле. Бывший топ-менеджер «Абрау-Дюрсо» уверяет, что подоплека у смены инвестора «очень политическая». В пресс-службе Ткачева на запрос Forbes не ответили, отказались от комментариев и в «Арианте». В интервью порталу Chel.ru Александр Кретов в 2007 году объяснял причины так: «инвестировать в госпредприятие глупо, а легитимной возможности полностью купить завод не было и нет».
«Многие смотрели [на актив], но боялись зайти. Мы пошли на риск», — говорит теперь Титов. По его словам, миноритарный пакет «Абрау-Дюрсо» был не совсем чистым из-за сложной истории с приватизацией. Но юристы Титова, изучив документы, констатировали, что риски приемлемые.
Титов утверждает, что местные власти ему не мешали. «А когда увидели, что мы вкладываемся, начали помогать», — говорит он. В мае 2004 года он возглавил общественную организацию «Деловая Россия». Вскоре выкупил у государства еще 28% «Абрау-Дюрсо», а летом 2011-го купил на торгах у края оставшиеся 42% ЗАО за 500 млн рублей. Так Титов стал единственным хозяином «Абрау-Дюрсо».
Секреты виноделов
После покупки «Абрау-Дюрсо» на предприятии высадился десант менеджеров, управлявших портом Кавказ. Как вспоминает Титов-старший, профессиональные трейдеры настаивали на прагматичном подходе: много производить — много зарабатывать. «Своим подходом зарабатывать на каждой бутылке они по-своему были правы, — признается Титов. — Я же как инвестор ориентировался на то, что нужно зарабатывать с каждой акции».
Первые два года в «Абрау-Дюрсо» реализовывались сразу обе стратегии: был построен цех по производству быстрого резервуарного шампанского, и в то же время стали высаживать новую лозу, закладывать в подвалы больше бутылок, изготовленных по классической технологии (в 2005 году — 400 000 бутылок, к 2009-му — уже 3,5 млн). Для возрождения традиций Титов, как и князь Голицын, призвал французов.
«Хороший приятель мне позвонил и говорит, мол, тут один русский ищет специалиста по производству шампанского, не хотел бы я попробовать поработать с ним», — вспоминает консультант-энолог «Абрау-Дюрсо» Эрве Жестин. Приехав первый раз в местечко под Новороссийском в феврале 2007 года, он был поражен разрухой: с потолка сыпалась штукатурка, резервуары все ржавые, в округе ни одной гостиницы. «В тот день говорил только я, — вспоминает француз. — Борис ходил за мной по пятам, кивал головой и записывал». Он отмечает, что Титов «обладает главным качеством для винодела — терпением».
В 2008 году, после продажи Титовым порта Кавказ, команда ушла от него и вернулась в портовый бизнес. Собственник начал вести хозяйство на свой вкус. В это время к бизнесу подключился и сын. Павел окончил лондонскую бизнес-школу Касса (Cass), поработал аналитиком в Merrill Lynсh, ABN Amro и RBS. «Было видно, что отец углубился в этот проект, и я пообещал себе, что останусь рациональным и прагматичным», — вспоминает Павел.
«Абрау-Дюрсо» — исторический бренд, историческое хозяйство. Боре повезло, что он смог это каким-то образом получить, и у него огромное преимущество на рынке, — комментирует Максим Каширин, основатель и гендиректор виноторговой компании Simple. — И сам Титов, и его сын много делают для развития «Абрау-Дюрсо». То, что они пошли в sub-premium, правильно, если смогут держать качество. Всегда найдется россиянин, готовый отдать деньги за родное, российское».
Другой резерв роста новые хозяева нашли в дистрибуции. Поставками в торговые сети занимались три посредника. «Это была катастрофа: 70% «дебиторки» было просрочено, не могли собрать», — вспоминает Павел Титов, в тот момент еще живший в Лондоне. Титовы решили строить собственный сбыт и приобрели дистрибьюторскую компанию «Атриум», занимавшуюся сбытом водки «Белуга» и оставшуюся без работы после продажи бренда группе «Синергия». У команды были налаженные связи с федеральными сетями, благодаря чему у «Абрау-Дюрсо» появились первые прямые контракты. В 2009 году продажи упали из-за кризиса, затем последовал бурный рост — к 2013 году объем продаж вырос на 27%, чистая прибыль по МСФО — на 67%, до 632,7 млрд рублей. «Бренд начал просыпаться», — с гордостью говорит Павел.
В апреле 2012 года Павел Титов принял решение разместить небольшой пакет акций на ММВБ (они котируются вне списка). С этого момента котировки выросли в три раза, 3% акций разошлись по двум сотням акционеров. Опционы по 20 000 акций компания раздала «послам Абрау-Дюрсо»: экс-министру по налогам и сборам Александру Починку, режиссеру Павлу Лунгину, тележурналисту Леониду Парфенову, актеру Леониду Ярмольнику, владельцу «Независимой газеты» Константину Ремчукову, винному критику, постоянному автору Forbes Игорю Сердюку.
Подъем в гору
Борис Титов в камуфляжной куртке и трекинговых ботинках, бодро орудуя телескопическими палками, взбирается на вершину холма. За 53-летним предпринимателем, пыхтя и отдуваясь, следуют винные критики, блогеры, журналисты. Наверху бревенчатый гостевой домик, холодное шампанское. Усевшись поудобнее с бокалом, Титов окидывает взглядом раскинувшуюся под ногами долину: покрытые виноградниками склоны, корпуса завода и озеро Абрау — зеленое, цвета бутылочного стекла. «Потрясающее озеро, не хуже чем в Италии, да?» — обращается он к журналистам. Замдиректора завода замечает, что скоро озеро будет выставлено на аукцион. Титов переходит на деловой тон: «Мы участвуем?» Менеджер кивает — он уже подал заявку от «Абрау-Дюрсо» и двух дружественных компаний.
В этом году приватизация ждет и виноградники, находящиеся в госсобственности. Управляет ими по-прежнему ГУП «Абрау-Дюрсо», хотя урожай полностью выкупает компания Титова, инвестируя и в обновление виноградников. Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов, отмечает, что узнаваемость бренда «Абрау-Дюрсо» вернулась к уровню советского времени. «Минус в том, что Титову пока не удалось решить вопрос с возвратом предприятию виноградников. Чтобы качество винограда стало выше, они должны быть полностью подконтрольны предприятию».
Летом 2013 года законодательное собрание Краснодарского края приняло закон, включающий ГУП «Абрау-Дюрсо» в перечень приватизируемых в 2014 году. По словам собеседника Forbes, знакомого с ситуацией, сейчас идет процесс акционирования предприятия. «Я вполне допускаю, что могут появиться сторонние претенденты на эти земли», — говорит Павел Титов. Его компания, конечно, будет участвовать в торгах, но платить за актив любые деньги не готова.
Главное вино страны
Намерен ли Титов ограничиться только «Абрау-Дюрсо»? Нет, и выяснилось это весьма неожиданно.
Юридически виноградные активы — шато Дивноморское — были оформлены на ООО «Лазурная ягода». Именно эту компанию спустя несколько месяцев после скандала с дворцом приобрело «Абрау-Дюрсо» Бориса Титова. Бизнесмен уверяет, что купил ее у миллиардера Александра Пономаренко, бывшего совладельца Новороссийского морского торгового порта. Компания была оформлена на кипрский офшор. Узнать имена бенефициаров не представлялось возможным. Пономаренко на запрос Forbes не ответил.
По данным ЕГРЮЛ, «Лазурной ягодой» управляет ООО «УК «Инвестстрой». Первое лицо компании Болат Закарьянов с июня 2005-го по август 2007 года, по данным СПАРК, являлся и. о. гендиректора ФГБУ «Дом отдыха «Туапсе» Управделами президента. Именно это госучреждение и Закарьянов фигурировали в инвестиционном договоре на строительство «пансионата в районе села Прасковеевка» в качестве правообладателя участка площадью 740 000 кв. м.
Дивноморское — это 30 га виноградников, которые дают 250–300 т винограда в сезон. Здесь производят около 200 000 бутылок премиального вина отпускной ценой 800–1000 рублей за бутылку. «Фактически это бутик виноделия. Проект с большой претензией», — замечает Кобоян. Там планируют развивать элитный винный туризм, сообщил представитель «Абрау-Дюрсо». В июне 2014 года Борис Титов потчевал журналистов и гостей «Абрау-Дюрсо» красным из Дивноморского. «Прасковеевка — резервная вотчина президента — находится совсем рядом с шато, но никаких документальных доказательств принадлежности нет. Юридически все это принадлежит семье Титова», — уверяет Кобоян. Почему управление шато доверили именно ему, Кобоян объясняет так: «Нужен был профессионал и по маркетингу, и по дизайну, и по реализации — никого ближе, чем Борис Юрьевич, не было».
«В Кремле нас знают, мы поставщики Кремля, они периодически у нас заказывают, но чтобы мы закрывали все игристое вино, такого нет», — скромно замечает Титов. По словам владельца завода, периодически протокол премьер-министра покупает шампанское для торжественных ужинов и подарков иностранным гостям. «Абрау-Дюрсо» выиграло тендер и было официальным поставщиком шампанского на Олимпиаде в Сочи. «Я сам пил шампанское на открытии Игр», — говорит Титов.
Крымский купаж
Горная дорога, на которой с трудом разъедутся два автомобиля, петляя, спускается мимо Генуэзской крепости к живописной бухте между горами Коба-Кая и Караул-Оба. В этом месте в 1878 году князь Голицын заложил имение, виноградники, а чуть позже начал производство шампанских вин. Завод «Новый Свет» до сих пор выпускает шампанское по классической технологии — оно не менее трех лет выдерживается в бутылках в огромных подземных тоннелях.
Прямой конкурент «Абрау-Дюрсо» на прилавках магазинов, крымское шампанское до революции тоже было частым гостем на торжественных приемах в Кремле и Зимнем дворце. Сто лет спустя, 18 марта 2014 года «Новый Свет» вернулся в Кремль — коллекционным шампанским с георгиевской ленточкой на горлышке отмечали присоединение Крыма к России. «Мы уступили место [поставщика Кремля] «Новому Свету», — улыбается Титов.
Два месяца спустя, в мае 2014 года топ-менеджеры «Нового Света» приехали в Абрау-Дюрсо на совещание российских виноградарей с участием Дмитрия Медведева и были обескуражены. «Сотрудники «Абрау» стали нас поздравлять — вы теперь будете у нас в группе», — пересказывает один из руководителей «Нового Света». Несколько источников подтвердили Forbes, что в правительстве активно обсуждался вариант передачи крымского актива в управление Титову.
В Крыму убеждены, что предприятия должны оставаться в подчинении Симферополя, а не Москвы. «Во-первых, управлять собственностью, которая находится далеко, неэффективно, а во-вторых — бюджет: во времена СССР 50% налогов республики приходили от виноделов, сейчас только 8%. Если все налоги будут уходить в Москву, для Крыма это плохо», — говорит Forbes источник, близкий к правительству республики.
Титов считает, что большинство крымских предприятий надо выставлять на торги и продавать частнику, но национальные бренды — «Массандра», «Новый Свет» — должны остаться у государства.
Шансы на то, что «Новый Свет» останется под контролем государства, выросли после объявления о новых санкциях, введенных ЕС против крымских предприятий — попадание в «черный список» грозит заморозкой зарубежных активов и проблемами иностранным контрагентам. По словам Янины Павленко, санкции мало скажутся на работе предприятия: поставки шампанского в Европу были мизерными, а производство пробки, которую везли из Испании и Португалии, можно организовать и в Крыму. Титовы пока дистанцируются от «Нового Света» и активной работы не ведут.
«Кому закон писан»
Но, как отмечает винный критик Игорь Сердюк, именно Крым стал своеобразным ускорителем прохождения закона. «Для Крыма виноделие значит куда больше, чем для России, — напоминает Сердюк. — Во всей России около 60 000 га заняты под виноградники, а в Крыму — аж 40 000 га».
После совещания в «Абрау» с участием Медведева государственная машина быстро заработала. Премьер-министр поручил внести поправки в закон, Минсельхоз должен подготовить проект закона о виноградарстве и вине. Это неудивительно, подъем крымской экономики стал политической задачей. А политика — прекрасный инструмент реализации частных проектов.
«Абрау-Дюрсо» в цифрах
23,5 млн бутылок было продано в 2013 году
27 % составил рост объема продаж в 2009–2013 годах
130 000 туристов в 2013 году посетило предприятие
$10 млн доход от туризма в 2013 году
Источник: данные компании
По правилам виноделов
Титов в 2010 году приобрел у Moët & Chandon дом Chateau d’Aviz в Шампани.
Кроме того, он интересуется крымскими винами «Нового Света». Кто еще из российских бизнесменов инвестировал в зарубежные и крымские вина?
Вагит Алекперов
президент НК «Лукойл»
№7 в рейтинге Forbes,
Хозяйство: Chateau Cotes de Saint-Daniel
Место: поселок Гурзуф, Крым
Объем: до 40 000 бутылок сухих, полусладких, десертных вин и портвейнов
Деталь: согласно легенде, погреб винодельни Chateau Cotes de Saint-Daniel строили по обнаруженным в Ай-Даниль чертежам дореволюционных подвалов.
Рустам Тарико
владелец группы «Русский стандарт»
Хозяйство: винный дом Gancia
Место: Пьемонт, Франция
Площадь виноградников: 2000 га, из них собственных — 30 га
Объем: 25 млн бутылок игристых и тихих вин, вермуты
Деталь: в интервью Forbes Тарико признавался, что купил Gancia, чтобы заменить ушедший от него бренд Cinzano. «Вино — бизнес очень романтичный и красивый», — считает владелец группы «Русский стандарт».
Евгений Швидлер
председатель совета директоров Millhouse
Хозяйство: Chateau Thenac
Место: регион Перигор, Бержирак, Франция
Площадь виноградников: 80 га
Объем: 125 000 бутылок вин под маркой Chateau Thenaс
Деталь: после гастротура по Франции заинтересовался виноделием и в 2001 году приобрел Chateau Thenac, построенное на руинах бенедиктинского монастыря XII века.
Валентин Завадников
совладелец алкогольного холдинга «Синергия»
Хозяйство: Fattoria di Montemaggio
Место: коммуна Радда, Кьянти, Италия
Площадь виноградников: 9 га
Деталь: в усадьбе вместе с семьей живет дочь Завадникова Валерия. На сайте хозяйства говорится, что она занимается продвижением и продажей вин Chianti Classico, Super Tuscan IGT, Rose IGT, произведенных в Монтемаджо.
Никита Михалков
председатель Союза кинематографистов России
Хозяйство: Монтереджио ди Масса Мариттима
Место: Тоскана, Италия
Объем: 200 000 бутылок в год планируют производить с 2015 года
Деталь: название для своей первой линейки DODICI (двенадцать на итальянском) Михалков и его партнер Константин Тувыкин выбрали в честь фильма «12». Следующую серию хотят назвать «Occhi neri» («Очи черные»).
Андрей Костин
председатель правления ВТБ
Хозяйство: завод полного цикла ООО «Инвест Плюс»
Место: поселок Вилино, Крым
Площадь виноградников: 120 га
Объем: 400 000–450 000 бутылок под маркой Alma Valley (Альминская долина).