павел александрович катенин биография краткая

Катенин П. А.

павел александрович катенин биография краткая. Смотреть фото павел александрович катенин биография краткая. Смотреть картинку павел александрович катенин биография краткая. Картинка про павел александрович катенин биография краткая. Фото павел александрович катенин биография краткая

Па́вел Алекса́ндрович Кате́нин (11 (22) декабря 1792, деревня Шаёво Костромской губернии — 23 мая (4 июня) 1853, там же) — русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель.

Содержание

Биография

Получил домашнее образование. С 1806 числился на службе в Министерстве народного просвещения. В 1808—1809 посещал салон А. Н. Оленина; познакомился с К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, А. А. Шаховским. Участвовал в любительских спектаклях.

С 1810 на военной службе. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. С конца 1816 член декабристского Союза спасения; один из руководителей тайной декабристской организации Военное общество. В 1820 по политическим мотивам отстранён от службы. В 1822 по распоряжению императора выслан из Санкт-Петербурга. Долгие годы провёл в деревне. Похоронен в селе Бореево Чухломского уезда Костромской губернии. В 1955 прах перенесён в Чухлому.

Адреса в Санкт-Петербурге

Творчество

Печататься начал перед Отечественной войной 1812 («Цветник», 1810). Переводил стихотворные произведения Биона, Гесснера, Вергилия, Гёте, Ф. Шиллера, Ариосто, «Романсы о Сиде» Гердера, отдельные песни из «Ада» Данте и Оссиана. В переработке Катенина ставилась трагедия Тома Корнеля «Ариана» (1811). Возглавил одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816 — «Ольга» (вольный перевод баллады Г. А. Бюргера «Ленора»), резко отличающейся по своим художественным принципам от поэзии карамзинистов и В. А. Жуковского и вызвавшие полемику. Ориентация на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала Катенина с А. С. Шишковым, но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы.

В 1810—1820-е годы много писал для театра, в частности переработки Ж. Расина, П. Корнеля, других французских драматургов. Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» была поставлена в 1827. Выступал также как театральный педагог (среди его учеников — В. А. Каратыгин).

Издания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Катенин П. А.» в других словарях:

Катенин — Павел Александрович (1792 1853) русский поэт, драматург и критик. Служил в министерстве народного просвещения, участвовал в войнах с Наполеоном 1812 1814. В 1817 член тайного общества. В 1820 вынужден покинуть военную службу, а в 1822 выслан в… … Литературная энциклопедия

Катенин — Катенин белок Катенин русская фамилия. Катенины дворянский род Катенин, Павел Александрович (1792 1853) русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Катенин, Александр Андреевич (1800… … Википедия

Катенин А. — Александр Андреевич Катенин 1800 24 июня 1860 генерал адъютант Александр Андреевич Катенин Принадлежность … Википедия

Катенин А. А. — Александр Андреевич Катенин 1800 24 июня 1860 генерал адъютант Александр Андреевич Катенин Принадлежность … Википедия

Катенин — Павел Александрович писатель (1792 1853), родился в родовом селе Костромской губ., первоначальное образование получил дома, поступил на службу в м стве народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей прапорщиком в Преображенский полк, сражался… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Катенин П. — Павел Катенин Павел Александрович Катенин (11 (22) декабря 1792, деревня Шаёво Костромской губернии 23 мая (4 июня) 1853, там же) русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Содержание 1 Биография … Википедия

Катенин — Павел Александрович [11(22).12.1792, деревня Шаёво Костромской губернии, 23.5(4.6).1853, там же], русский писатель и театральный деятель. Участник Отечественной войны 1812. Один из руководителей Военного общества тайной декабристской… … Большая советская энциклопедия

Катенин Павел Александрович — Катенин (Павел Александрович) писатель (1792 1853), родился в родовом селе Костромской губернии, первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей прапорщиком в… … Биографический словарь

Источник

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики «Душа поэта» на одесском радио «Гармония мира», плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

Поэт, переводчик, драматург, критик, и, как внушила нам современная литературоведческая критика, непримиримый оппонент Пушкина Павел Александрович Катенин также считается – декабристом, хотя его роль как в освободительных обществах, так и в русской литературе неоднозначна.

Родился Павел Катенин 11 (22) декабря 1792 года в семье отставного генерала. Получил хорошее домашнее образование, знал латынь и несколько европейских языков. В совсем юном возрасте – в 1806 году – начал службу в Министерстве народного просвещения. В Петербурге посещал салон Оленина, где познакомился с известными литераторами Батюшковым, Гнедичем, Шаховским. В 1810 году в очень тогда популярном издании «Цветник» были опубликованы первые стихи Павла Катенина. А еще он увлекся театром: играл в любительских спектаклях, переводил классические пьесы, ставил их на сцене. Кроме того, сам будучи прекрасным чтецом, позже обучал этому мастерству выдающихся русских актеров Василия Каратыгина и Александру Колосову.
Это о нем вспоминал Пушкин в первой главе романа «Евгений Онегин», когда перечислял самые популярные в те годы имена, связанные с русским театром:

Волшебный край! там в стары годы
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый…

Впервые же Пушкин услышал о Павле Катенине в доме своего дядюшки Василия Львовича Пушкина, где живо обсуждались все литературные события. Как известно, Василий Львович преклонялся перед творчеством Жуковского, Катенин же, едва начав печататься, заявил о себе резкой критикой стиля Жуковского, вводившего в русскую литературу эстетику немецкого романтизма: он считал, что эти заимствования вредят развитию народной самобытности русской культуры. В противовес балладам Жуковского Павел Катенин создавал свои, не только стремясь максимально приблизить литературный язык к народному, но и сознательно противопоставляя значение одних и тех же образов, используемых в немецком романтизме и в русской традиции. Так, в своей назидательной балладе «Убийца», которую Пушкин позже назвал его лучшей балладой, герой Катенина пренебрежительно отзывается о месяце – он у него «плешивый», в то время как в романтической стилистике луну и звезды принято воспевать.

Познакомились же Пушкин и Катенин в 1818 году, и, хотя и не стали близкими друзьями, отношения их отличались взаимным уважением. Пушкин прислушивался к его мнению, и как критика даже ставил выше Александра Бестужева, а как поэта ценил за оригинальность мысли. Вот что Пушкин писал Катенину: «Голос истинной критики необходим у нас; кому же, как не тебе, забрать в руки общее мнение и дать нашей словесности новое, истинное направление? Покамест, кроме тебя, нет у нас критика. Многие (в том числе и я) много тебе обязаны; ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли».

В жизни Павел Катенин был независимым, не подчиняющимся авторитетам, и неудивительно, что как только заявили о себе в России тайные общества, он в 1816 году стал членом Союза Спасения, а в 1817 руководил одним из отделений Военного общества. Это не случайно: он служил с 1810 года, поступив тогда в лейб-гвардейский Преображенский полк, участвовал в Отечественной войне, сражался при Бородино, при Кульме и Лейпциге.

Находясь с русской армией в Париже, Катенин не столько из праздного, сколько из профессионального интереса посещал театры, и, вернувшись в Россию, перевел большое количество пьес французских драматургов. Одним из его соавторов был Александр Грибоедов.

Во время участия в тайных обществах Катенин перевел французский революционный гимн, который среди декабристов был чрезвычайно популярен. Именно этот факт дает исследователям основание причислять Катенина к поэтам-декабристам. До нас гимн этот дошел не полностью, вот его сохранившийся фрагмент, характерный для декабристов вольнолюбивым пафосом:

Несмотря на то, что Катенин был членом тайных обществ, активного участия в их работе он не принимал, больше отдаваясь литературной полемике с последователями Карамзина и Жуковского. А вскоре и вообще выпал из активной столичной и литературной жизни: имея нрав независимый, Павел Катенин, уже будучи полковником, в 1820 году на одном и военных смотров поссорился с великим князем Михаилом Павловичем, и вынужден был выйти в отставку. А в 1822 году за то, что в театре осмелился «зашикать» бездарную актрису, которой покровительствовал генерал-губернатор Петербурга Милорадович, Катенин и вообще был выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы.

До 1825 года он жил в глухом костромском имении Шаёво, вдали от литературного процесса, где по совету Пушкина начал писать книгу критических статей «Размышления и разборы». Вернувшись в Петербург накануне восстания декабристов, Павел Катенин никакого участия в деятельности тайных обществ не принимал, и после подавления восстания даже не привлекался к следствию.

В двадцатых годах развивался романтизм, постепенно подводя литераторов и читателей к эстетике нового направления – реализма, но Павел Катенин оставался верен своим взглядам на литературу, сформировавшимся в начале века. Он, к примеру, не понимал пьес Шекспира, не признавал творчества Байрона. В печати завязалась полемика между ним и Пушкиным: Катенин в своем стихотворении к Пушкину 1828 года призывал его следовать юношеским идеалам, поэтический дар аллегорически сравнивая с древним княжеским кубком, из тех подарков, «что певцам в награду Владимир щедрый раздавал»:

Лишь кубок, говорят, остался
Один в живых из всех наград;
Из рук он в руки попадался,
И даже часто невпопад.
Гулял, бродил по белу свету;
Но к настоящему поэту
Пришел, однако ж, на житье.
Ты с ним, счастливец, поживаешь,
В него ты через край вливаешь
Свое волшебное питье…

Когда, за скуку в утешенье,
Неугомонною судьбой
Дано мне будет позволенье,
Мой друг, увидеться с тобой, –
Из кубка, сделай одолженье,
Меня питьем своим напой…

На что Пушкин в своем «Ответе Катенину» парировал:

Напрасно, пламенный поэт,
Свой чудный кубок мне подносишь
И выпить за здоровье просишь:
Не пью, любезный мой сосед, –

процитировав кстати и вечного противника Катенина – своего дядюшку Василия Львовича Пушкина, взяв эту последнюю фразу из его нашумевшей в свое время поэмы «Опасный сосед». И далее свой ироничный ответ Пушкин заканчивает так:

Я сам служивый: мне домой
Пора убраться на покой.
Останься ты в строях Парнаса;
Пред делом кубок наливай
И лавр Корнеля или Тасса
Один с похмелья пожинай.

Но именно Александр Сергеевич оказал ему в эти годы немалую поддержку: те самые «Размышления и разборы» были опубликованы в пушкинской «Литературной газете». В 1832 году вышло собрание «Сочинения и переводы в стихах Павла Катенина» – статьи о греческой поэзии и театре, переводы классических пьес. Издание это подверглось жесткой критике, и только Пушкин отозвался о нем сочувственно в своей статье 1833 года: «Никогда не старался он угождать господствующему вкусу в публике, напротив: шел всегда своим путем, творя для самого себя, что и как ему было угодно. быв один из первых апостолов романтизма и первый введши в круг возвышенной поэзии язык и предметы простонародные, он первый отрекся от романтизма и обратился к классическим идолам, когда читающей публике начала нравиться новизна литературного преобразования».

Приверженность раз и навсегда принятым правилам, свойственная направлению классицизма, была естественна для Павла Катенина, эти же требования он предъявлял к современным авторам, в том числе и к Пушкину, и этот педантизм явился камнем преткновения между Катениным и читателями. Пушкин вспоминал, что дядя его, Василий Львович, умер со словами: «Как скучны статьи Катенина».

Вынужденный решать свои финансовые проблемы, в 1833 году Павел Катенин вновь поступил на военную службу, принимал участие в военных действиях на Кавказе. В 1836 году вышел в отставку, и до конца своих дней прожил в имении Шаёво, все эти годы не оставляя литературных занятий, хотя печатался мало. И если Пушкин в большей степени ценил Павла Катенина как зачинателя русской критики, сегодня нам небезынтересны и его поэтические опыты. Стихотворения его в поздний период приобретают философское направление – как, к примеру, «Сонет» 1835 года:

Кто принял в грудь свою язвительные стрелы
Неблагодарности, измены, клеветы,
Но не утратил сам врожденной чистоты
И образы богов сквозь пламя вынес целы;

Кто терновым путем идя в труде, как пчелы,
Сбирает воск и мед, где встретятся цветы, –
Тому лишь шаг – и он достигнул высоты,
Где добродетели положены пределы.

Как лебедь восстает белее из воды,
Как чище золото выходит из горнила,
Так честная душа из опыта беды:

Гоненьем и борьбой в ней только крепнет сила,
Чем гуще мрак кругом, тем ярче блеск звезды,
И чем прискорбней жизнь, тем радостней могила.

Катенин трагически погиб, раздавленный лошадьми, 23 мая (4 июня) 1853 года. На надгробии его была высечена сочиненная им же эпитафия, написанная гекзаметром:

Так закончилась жизнь современника Пушкина, драматурга, поэта и критика Павла Катенина, внесшего свой бесценный вклад в формирование русской литературы.

Источник

Катенин Павел Александрович (1792-1853)

Катенин Павел Александрович (1792-1853)

Одним из первых поэтов раннего декабризма, вступивших в полемику с Жуковским, был Павел Александрович Катенин. Он родился в бедной дворянской семье в Кологривском уезде Костромской губернии, получил хорошее домашнее образование, знал 7 европейских языков. С 1806 года Катенин служил в Министерстве народного просвещения в Петербурге. Вместе с К. Н. Батюшковым и Н. И. Гнедичем он посещал литературный салон А. Н. Оленина. Первые литературные опыты, переводы и подражания Оссиану, Биону, Вергилию, С. Геснеру, появились в 1810 году в журнале «Цветник».

В 1810 году Катенин перешел на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк, где сдружился с офицерами-литераторами С. Н. Мариным (поэтом-сатириком и автором лирических песен в народном духе), П. Ф. Шапошниковым (одним из переводчиков трагедии Расина «Гофолия», поставленной на петербургской сцене в 1810 году, погибшим впоследствии на Бородинском сражении). Вскоре Катенин близко сошелся с драматургом А. А. Шаховским и другими театральными деятелями, стал членом «Беседы…», участвовал в любительских спектаклях. По литературным симпатиям он примыкал к левому крылу «архаистов». Катенин переводил на русский язык и добивался постановки на отечественной сцене трагедий французских классицистов П. Корнеля и его брата Т. Корнеля. 3 февраля 1811 года, в бенефис Е. С. Семеновой в Петербурге была поставлена в его переводе трагедия Т. Корнеля «Ариадна». Впоследствии Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Там наш Катенин воскресил / Корнеля гений величавый».

«Друзья! – сказал я им, – настал нам день блаженный,

Наш замысл довершить великий и священный;

К спасенью Рима Бог нас силою облек,

И счастью всех претит единый человек…

Искать ли случая? Но завтра он готов:

Он в Капитолии чтит жертвами богов,

И сам падет, от нас на жертву принесенный

Пред Вечным Судией спасению вселенной.

Кто охранит его? Там наши все друзья;

Сосуд и фимиам ему вручаю я.

Да будет знаком вам, когда я сей рукою

Не фимиам – кинжал глазам его открою…

Эстетические и политические взгляды Катенина близки к левому крылу русского романтизма – примат гражданского содержания над интимно-психологическим, интерес к проблемам историзма и народности. Катенин – решительный противник романтического субъективизма, манерности, слащавости и вялости поэтического языка писателей-карамзинистов. В 1815 году он начинает полемику с В. А. Жуковским, публикуя баллады «Наташа», «Убийца», «Леший». В 1816 году, вступая в прямое соперничество с «Людмилой» Жуковского, Катенин пишет балладу «Ольга» – вольный перевод «Леноры» Г. А. Бюргера. Выступая против перифрастического стиля и утонченного психологизма Жуковского, Катенин стремится к точности в передаче «простонародного» быта в этнографических описаниях и в языке, к психологически достоверной речевой характеристике героев. В полемике с мистицизмом баллады Жуковского Катенин намеренно, в простонародном духе огрубляет изображение нечистой силы, встреченной Ольгой на пути с мертвым женихом:

Казни столп; над ним за тучей

Брезжит трепетно луна;

Чьей-то сволочи летучей

Пляска вкруг его видна.

«Кто там! сволочь! вся за мною!

Вслед бегите все толпою,

Чтоб под пляску вашу мне

Веселей прилечь к жене».

В балладе «Убийца» и сам сюжет, и поэтический слог у Катенина в ряде моментов предвосхищает поэзию Н. А. Некрасова:

В селе Зажитном двор широкий,

Светлица и терём высокий,

Катенинская «Ольга» положила начало литературной полемике: с резкой критикой на нее выступил Н. И. Гнедич, осудивший «простонародные баллады Катенина за «грубость» языка и «жесткий слог» («Сын Отечества». – 1816. – № 27). За Катенина вступился Грибоедов, отметивший речевое новаторство поэта в передаче русского национального колорита («Сын Отечества». – 1816. – № 30). А потом и Кюхельбекер в статье «Взгляд на текущую словесность» (1820) из всей новейшей поэзии выделил баллады Катенина за «попытку сблизить наше нерусское стихотворство с богатою поэзиею народных песен, сказок, преданий – с поэзиею русских нравов и обычаев». В противоположность «вялому и бессильному» языку элегической поэзии он требовал использования всех языковых средств, пригодных для создания впечатления силы, напряженности, «разительности» стиха, в том числе и славянизмов. Слог поэта, считал он, хорош тогда, когда «ознаменован истинным вдохновением, и по сему самому мощен, живописен, разителен». Таким образом, Катенин имел все основания считать себя в своих балладах победителем Жуковского.

В произведениях высокого, героического звучания Катенин стремится преодолеть идущую от классицизма и просветительства традицию абстрактной, «чистой» гражданственности, существующей как бы вне времени и пространства. Он конкретизирует гражданскую тему на материале историческом в поэме «Мстислав Мстиславич». В ней идет речь о неудавшейся для русских полков битве с татарами. Действие поэмы переносится в XIII век. Катенин пытается воссоздать в ней тип культуры того времени, опираясь на «Слово о полку Игореве» и на фольклор. В поэму вводится национальный колорит: песенные и былинные мотивы, белые лебеди, белокрылые ладьи на синем море, ракитов куст на холме:

В той равнине холм высокий,

На холме ракитов куст.

Витязь там; стрелами пуст,

Тул отброшен бесполезный;

Конь лежит, в груди стрела;

Решето стал щит железный,

Меч – зубчатая пила.

Но порой в словах древнего героя Мстислава Мстиславича звучат речи, близкие и по форме, и по содержанию вольнолюбивой гражданской лирике декабризма:

Но чем бы ни решались битвы,

Моя надежда все крепка:

Услышит наши Бог молитвы,

И нас спасет Его рука.

Он русским даст терпенья силу,

Они дождутся красных дней…

По-прежнему Катенин активно переводит французских драматургов-классицистов (трагедии Ж. Расина «Эсфирь» и П. Корнеля «Сид») и ставит их на петербургской сцене. Но в своем осмыслении художественного наследия французских классиков он выступает как литератор, отстаивающий принципы романтического историзма и вносящий в свои вольные переводы соответствующие детали «местного колорита». «Его античность уже не соответствует идеалу классицизма. Это народно-героическая, демократическая античность, такая же, как и Средневековье, пора грубых и суровых нравов» (Я. Л. Левкович). «Чем ближе поэт новый наш, обрабатывая предмет древний или чуждый, подойдет к свойству, быту и краске изображаемого им места, времени, народа и лица, тем превосходнее будет его произведение», – утверждает Катенин в своем теоретическом труде «Размышления и разборы».

Совместно с Грибоедовым он пишет в это время комедию «Студент», продолжая начатую балладами творческую полемику с поэтами-карамзинистами, а также обогащает репертуар петербургского театра переводами-переделками французских комедий нравов: «Нечаянный заклад, или Без ключа дверь не отопрешь» (переделка комедии М.-Ж. Седена), «Сплетни» (Ж.-Б.-Л. Грессе). Катенин близок к А. А. Шаховскому в комедийном жанре, но не разделяет его театральной эстетики, склоняясь к глубокой психологической разработке сценических характеров. С 1818 года он занимается с актерами В. А. Каратыгиным и А. М. Колосовой, создавая свою актерскую школу, отмеченную глубоким психологизмом.

В правительственных кругах Катенин имеет репутацию «большого вольнодумца», на службе ведет себя с вызывающей независимостью. За это уволен в отставку в сентябре 1820 года, в ноябре 1822 года за «шиканье» в театре по личному распоряжению императора выслан из Петербурга в родовую усадьбу Шаёво (1822-1825).

Здесь он томится в одиночестве, занимается переводом «Романсов о Сиде. Из Гердера», ведет переписку с другом Н. И. Бахтиным и актрисой Колосовой. Летом 1825 года Катенин возвращается в Петербург, выводит на сцену свои переделки с французских комедий «Говорить правду, потерять дружбу» (П. Мариво), «Обман в пользу любви» (П. Мариво), «Недоверчивый, или Елена и Клерваль» (Ш. Колле). 3 февраля 1827 года ставит собственную трагедию «Андромаха» (отдельное изд. – СПб., 1827) – «лучшее произведение нашей Мельпомены по силе чувств, по духу истинно трагическому» (А. С. Пушкин). Но на театральной сцене она успеха не имеет.

В 1827-1832 годах Катенин вновь живет в деревне, работает над исторической комедией «Вражда и любовь», пишет оригинальную балладу «Старая быль», скрыто полемическую по отношению к общественной позиции Пушкина конца 1820-х («Стансы»), продолжает цикл литературно-критических статей «Размышления и разборы», публикуя их в «Литературной газете» Дельвига. Пушкин высоко оценивает дарование Катенина-критика. В «Размышлениях и разборах» дается энциклопедический очерк истории европейских литератур от античности до XVIII века. Катенин выступает здесь уже как решительный противник романтизма вообще и разделения поэзии на классическую и романтическую в частности. В ряде его суждений предчувствуется мысль о новом художественном методе, снимающем крайности классицизма и романтизма. Катенин – сторонник рационального отношения писателя к своему произведению. Поэзия для него не свободное вдохновение, а ремесленный труд, основанный на знании творцом незыблемых законов художественности, «вечных правил»: «Правило есть краткое изложение истины, рассудком замеченной и опытом подтвержденной».

В 1833 году Катенин возвращается в Петербург, вместе с Пушкиным и Загоскиным избирается членом Российской академии по Отделению русского языка и словесности. Работает над переводом «Ада» Данте, исторических хроник Шекспира, «Одиссеи» Гомера. Пишет оригинальную богатырскую поэму-сказку «Княжна Милуша» (СПб., 1834), а также лучшее свое произведение из народной жизни – «русскую быль» «Инвалид Горев» («Библиотека для чтения». – 1836. – Т. 17), предвосхищающую народные поэмы Н. А. Некрасова.

В сентябре 1833 года по материальным причинам он вновь поступает на службу в Эриванский карабинерный полк Отдельного кавказского корпуса, участвует в военных экспедициях, в 1836 году назначается комендантом крепости Кизляр, но в 1838-м вступает в конфликт с начальством, выходит в отставку в чине генерал-майора и окончательно поселяется в Шаёве.

Здесь он ведет жизнь одинокого отшельника-чудака. Младшим современникам его творчество и взгляды представляются анахронизмом (см. Катенин-Коптин в романе Писемского «Люди сороковых годов»). Даже Пушкин, высоко ценивший Катенина, писал о нем П. А. Вяземскому в 1820 году: «Он опоздал родиться – и своим характером, и образом мыслей весь принадлежит 18 столетию».

Читайте также

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878)

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) Петр Андреевич Вяземский принадлежал к числу старейшин в кругу поэтов пушкинской плеяды. Он родился в Москве в семействе потомственных удельных князей, в среде старинной феодальной знати. Хотя к началу XIX века она изрядно оскудела, но все

П. А. Вяземский (1792–1878)

П. А. Вяземский (1792–1878) Из старших друзей Пушкина наиболее талантливым был князь Петр Андреевич Вяземский. Как и другие «поэты пушкинского круга»[6], он обладал собственным поэтическим голосом, но подобно им, также испытал влияние Пушкина. Пушкин писал о Вяземском: Судьба

Ф. А. Туманский (1799–1853)

Ф. А. Туманский (1799–1853) Троюродный брат В. И. Туманского Ф. А. Туманский также писал «унылые» элегии, отличавшиеся изяществом стилистической отделки и строгостью соблюдения жанрового канона, но оригинальностью слога и мысли не блистал. Его поэтическое наследие

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович, отец Павел 9(21).I.1882, Евлах, Азербайджан, бывшая Елизаветопольская губерния — 8.XII.1937, в заключении

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович, отец Павел 9(21).I.1882, Евлах, Азербайджан, бывшая Елизаветопольская губерния — 8.XII.1937, в заключении В одной из ранних своих работ «Гамлет» Павел Флоренский отмечал, что «Гамлет безволен в отношении для другого и не безволен в себе и для себя».

Машинописная опись книг Ф. Сологуба (А — П. А. Катенин)[*]

П. А. Вяземский (1792—1878)

П. А. Вяземский (1792—1878) Родился в Москве в родовитой дворянской семье, ведущей свое начало от Рюрика и Мономаха. Родственник историка и писателя Н. М. Карамзина, который заботился о юноше Вяземском после смерти его отца. Учился в петербургском иезуитском пансионе, брал

В. С. Соловьев (1853—1900)

В. С. Соловьев (1853—1900) Родился в Москве в семье знаменитого историка С. М. Соловьева. Великий русский религиозный философ, автор фундаментальных работ «Оправдание добра», «Русская идея», «Три разговора» и других. Первый теоретик и практик (как поэт) русского символизма,

Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745-1792)

Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745-1792) Если Сумароков писал свои трагедии главным образом для того, чтобы внушить монархам должные представления об их монаршем нравственном облике и общественной позиции, а комедиями пытался расправиться со своими литературными

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *