пашенная актриса малого театра
Вера Пашенная
Вера Пашенная родилась 7 (19 по новому стилю) сентября 1887 года в Москве.
В 1904-1907 годах училась у А.П. Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина).
Вера Пашенная в молодости
На театральной сцене сыграла более 100 ролей.
Работы Веры Пашенной в Малом театре:
Работы Веры Пашенной в МХАТ:
Работы Веры Пашенной в Музыкальной студии при МХАТ под руководством В. И. Немировича-Данченко:
Работы Веры Пашенной в Московском мюзик-холле:
Работы Веры Пашенной в других театрах:
В 1924 году вместе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре Театр-студию и стала его директором.
В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала там Народный театр.
В кино снималась с 1912 года, дебютировав с роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице».
Далее были работы в лентах «Гроза» (Катерина), «Тайна дома номер пять» (куртизанка Эльза), «Поликушка» (Акулина), «Хромой барин» (Катенька Мордвинская).
Вера Пашенная в фильме «Поликушка»
Вера Пашенная в фильме-спектакле «Васса Железнова»
Вера Пашенная в фильме «Идиот»
Награды и звания Веры Пашенной:
В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Короленко, М. Горького, Б. Полевого, В. Пановой.
Член КПСС с 1954 года.
Вера Пашенная умерла 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Личная жизнь Веры Пашенной:
Дважды была замужем.
Вера Пашенная и Витольд Полонский
Вера Пашенная и Владимир Грибунин
Фильмография Веры Пашенной:
Библиография Веры Пашенной:
Пашенная Вера Николаевна
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна (7(19). IX. 1887, Москва — 28.Х.1962, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Член Коммунистической партии с 1954. Отец Пашенной Н.П. Рощин-Инсаров, а ее сестра — Е. Н. Рощина-Инсарова. В 1904 поступила в Московское театральное училище и стала ученицей А. П. Ленского.
В 1907 была принята в труппу Малого театра. К ней перешли некоторые роли Ермоловой: Кэтт («Джентльмен» Сумбатова, 1907), Мария Стюарт (1910), Катерина (1911), Лариса (1911). Пашенной — «артистке на сильные драматические роли», как определил ее дарование Ленский, ближе всего были образы русской бытовой драмы и комедии, особенно удавались ей роли девушек и женщин из народа, с их горестной судьбой, стремлением к лучшей, свободной жизни. Среди этих ролей — Мария Андреевна («Бедная невеста» Островского, 1909); эпилог драмы Пашенная играла как начало повести о возрождении человека. В «Горе от ума» играла Лизу как сметливую русскую девушку из народа, обладающую насмешливым умом, жизнерадостным характером. Уже на первом этапе сценической деятельности Пашенной проявился ее огромный темперамент, прекрасные сценические данные, великолепное владение русской речью. Она создавала образы сильных, цельных женщин, умеющих постоять за себя в жизни. Однако в ранний период творчества Пашенная подходила ко многим своим ролям (1-я редакция Марии Стюарт, 1910, и др.) еще стихийно; исполняя психологически сложные роли, Пашенная не раскрывала существа характера своих героинь и ограничивалась использованием своих внешних данных, природного темперамента.
Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных людей, чуждых сомнений и раздвоенности. Играя в произведениях писателей-классиков, Пашенная пользовалась резко сатирическими красками для обрисовки персонажей, олицетворяющих «темное царство» дореволюционной жизни. Она выступала как беспощадный прокурор в ролях Маланьи («Растеряева улица» по Г. Успенскому), Мурзавецкой («Волки и овцы», 1935 и 1943), Кукушкиной («Доходное место», 1948), Барабошевой («Правда хорошо, а счастье лучше», 1949), Анны Андреевны («Ревизор», 1938). К этим ролям примыкает и властная боярыня Ефросинья Старицкая («Иван Грозный» А. Н. Толстого, 1945). Все эти образы отличала страстность позиции актрисы, глубина обличит, правды. Роли в классическом репертуаре: Таня («Плоды просвещения», 1932), Эмилия («Отелло», 1935), Кручинина (1940).
Зрелостью мастерства отмечены лучшие сценические работы Пашенной в 50-е гг.: Васса Железнова (1952), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Вуолийоки, 1957), Кабаниха («Гроза», 1962). В роли Вассы Железновой Пашенная раскрывала трагическую судьбу женщины, богато одаренной от природы, но направившей все свои недюжинные силы и ясный ум на укрепление обреченного на гибель класса. Оставаясь до конца верной бытовой и психологической правде, Пашенная выдвигала на первый план социальную правду, подчеркивая конфликт мировоззрений. В образе старой хозяйки Нискавуори, также посвятившей свою жизнь утверждению жестокой собственнической морали, Пашенная раскрывала воздействие новых веяний на могучий, монолитный характер своей героини. Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента, Пашенная играла эмоционально, с высоким внутренним драматизмом. С 1914 Пашенная вела педагогическую работу. Руководила Студией Малого театра. С 1941 — профессор. С 1945 руководила кафедрой актерского мастерства в театральном училище им. Щепкина. Лауреат Государственной премии СССР (1943). В 1961 удостоена Ленинской премии. В 1962 Пашенная поставила «Грозу» (совместно с М.Н. Гладковым).
За годы работы в Государственном академическом Малом театре Союза ССР В.Пашенная много играла в пьесах А.Островского: «Волки и овцы», в роли Мурзавецкой, «Доходное место», в роли Кукушкиной, «На бойком месте», в роли Евгении Мироновны (сцена), «Без вины виноватые», в роли Кручининой (сцена), «Лес», в роли Гурмыжской (записи из коллекции радиофонда). Особенно В.Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных натур: Васса Борисовна в «Вассе Железновой» М.Горького, Любовь Яровая в «Любови Яровой» К.Тренева, Маланья в «Нравах Растеряевой улицы» Г.Успенского, Анна Андревна в «Ревизоре» Н.Гоголя, Хозяйка Нискавуори в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки (записи из собрания радиофонда). Есть также запись выступления В.Пашенной о спектакле «Любовь Яровая» К.Тренева, о работе над ролью Любови Яровой, о партнерах по спектаклю.
Литературные произведения, прочитанные В.Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. Это произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, В.Короленко, М.Горького, Б.Полевого, В.Пановой. Есть записи и радиоспектаклей с участием В.Пашенной: «Русский лес» Л.Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» А.Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» А.Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны.
Соч.: Моя работа над ролью, М., 1934;
Искусство актрисы, М., 1954;
Ступени творчества, М., 1964.
Лит.: Дурылин С., Вера Николаевна Пашенная, М.-Л., 1946;
Клинчин А., В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой (к 50-летию сценической деятельности), в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956.
РОЛИ В.Н. ПАШЕННОЙ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
В скобках указаны сезоны, в которые В. Н. Пашенная играла эту роль в дальнейшем.
Вера — «Дельцы» И.Колышко. Первый спектакль — 19/Х1907г. (1908/09).
Кэт — «Джентльмен» А. И. Сумбатова. Первый спектакль — 5/ХП 1907 г (1908/09).
Аннушка — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении —4/III 1908г. (1908/09, 1911/12).
Маша — «На покое» А. И. Куприна к А.И. Свирского. Первый спектакль—27/III 1908 г.
Франческа — «Франческа да Римини» Г. д\\\’Аннунцио. Первый спектакль — 1/1Х 1908 г.
Таня Дедявкина — «Казенная квартира» В. А. Рышкова. Первый спектакль—16/Х 1908 г. (1909/10).
Христиана Мюллер — «В борьбе за мужчину» К. Фибих. Первый спектакль — 3/Х1 1908 г.
Липа — «Белая ворона» Е. В. Чирикова. Первый спектакль — 3/П 1909г.
Наденька — «Жены» Д. Я. Айзмана. Первый спектакль — 28/1Х 1909 г.
Марья Андреевна — «Бедная невеста» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 29/Х 1909 г.
Клавдия — «В старые годы» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—13/I 1910 г.
Татьяна Кондарева — «Старый обряд» А. Н. Будищева. Первый спектакль—11/II 1910 г.
Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера. Первый спектакль по возобновлении— 16/IХ 1910 г. (1911/12—1913/14, 1921/22, 1923/24, 1924/25).
Агния Семеновна — «Клеймо» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль по возобновлении—11/Х 1910 г.
Катерина — «Гроза» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 27/I 1911 г. (1911/12).
Лариса — «Бесприданница» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении—10/IХ 1911 г. (1912/13, 1928/29).
Ганка Бельская — «Пир жизни» Ст. Пшибышевского. Первый спектакль—3/1 1912 г.
Розалинда — «Как вам угодно» В. Шекспира. Первый спектакль — 10/1Х 1912 г.
Опимия — «Побежденный Рим» Ал. Пароли. Первый спектакль по возобновлении — 21/1 1913 г. (1913/14).
Герцогиня Падуанская — «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной—10/III 1913 г.
Анна Демурина — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко. Первый спектакль по возобновлении — 11/III 1913 г. (1913/14, 1914/15, 1917/18).
Нина Степанова — «Насильники» А. Н. Толстого. Первый спектакль — 30/1Х 1913 г.
Татьяна Кунцева — «Проигранная ставка» А. М. Алпатьина. Первый спектакль — 26/Х 1913 г. Настасья — «Неприятель» С. С. Мамонтова. Первый спектакль — 29/I 1914 г. (1914/15, 1924/25). Елена — «Соучастники» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль — 29/I 1914 г.
Ксения — «Торговый дом» И. Д. Сургучева. Первый спектакль — 5/III 1914 г. (1914/15). Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба. (1924/25).
Людмила Батунина — «Старый закал» А. И. Сумбатова. Первый спектакль по возобновлении—12/IХ 1914 г. (1915/16).
Наташа Терлецкая — «Первые шаги» В. А. Рышкова. Первый спектакль— 13/Х 1914 г.
М-с Гильдфорд — «Добродетель и добродетель» А. Сутро. Первый спектакль—14/1 1915 г. (1915/16).
Ядвига Вародич — «Светочи» Анри Батайля. Первый спектакль — 4/ХП 1914 г. (1915/16).
Евгения Мироновна — «На бойком месте» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлению — 12/IХ 1915 г. (1916/17—1921/22, 1923/24— 1926/27, 1932/33— 1944/45).
Олена — «Воевода» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 23/ХI 1915 г. (1916/17—1918/19, 1924/25, 1925/26).
Кума Настасья — «Чародейка» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—11/I 1916 г. (1916/17, 1917/18).
Арданова — «Шарманка сатаны» Н. А. Тэффи. Первый спектакль — 2/Щ 1916 г. (1916/17).
Татьяна Телегина — «Вторая молодость» П. М. Невежина. Первый спектакль по возобновлении — 28/III 1916 г.
Порция — «Венецианский купец» В. Шекспира. Первый спектакль—11/Х 1916 г. (1917/18—1921/22, 1923/24, 1924/25).
Варенька Дьякова — «Романтики» Д. С. Мережковского. Первый спектакль — 27/П 1917 г.
Лауренсия — апофеоз «Освобожденная Россия» И. С. Платона. Первый спектакль —13/III 1917 г. (повторен 28/Х 1924 г.).
Анна Павловна Оброшенова — «Шутники» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении— 21/IХ 1917 г. (1918/19—1921/22, 1929/30).
Бианка — «Флорентийская трагедия» О. Уайльда. Первый спектакль — 27/Х 1917 г. (1921/22). Лиза — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной — 30/VIII 1917 г. (1918/19—1921/22, 1923/24 — 1926/27, 1932/33).
Сюзанна — «Женитьба Фигаро» Бомарше. Первый спектакль—18/IV 1918 г. (1919/20, 1920/21).
Девица — «Старик» М. Горького. Первый спектакль—1/1 1919 г. (1919/20, 1920/21).
Электра — «Электра» Г. Гофмансталя. Первый спектакль — 22/III 1919 г. (1919/20, 1921/22).
Леди Анна — «Ричард III» В. Шекспира. Первый спектакль по возобновлении — 19/I 1920 г. (1920/21, 1921/22).
Бригитта Клейполь — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского. Первый спектакль — 7/Х1 1921 г.
Поездка с Художественным театром.
Вера Филипповна — «Сердце не камень» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/ХП 1923 г. (1924/25).
Порция — «Юлий Цезарь» В. Шекспира. Первый спектакль—10/IV 1924 г. (1924/25).
Эсфирь — «За океаном» Я. Гордина. Первый спектакль—10/V 1924 г.
Маргарет — «Волчьи души» Дж. Лондона. Первый спектакль —14/Х 1924 г. (1925/26, 1926/27). Татьяна Русских — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Дм. Смолина. Первый спектакль — 27/1 1925 г. (1925/26, 1926/27).
Настасья Минкина — «Аракчеевщина» И. С. Платона. Первый спектакль — 20/Х 1925 г. (1926/27—1929/30).
Нипгал Умми — «Загмук» А. Г. Глебова. Первый спектакль — 29/ХП 1925 г. (1926/27).
Любовь Яровая — «Любовь Яровая» К.А. Тренева. Первый спектакль — 22/ХП 1926 г. (1927/28—1934/35, 1936/37, 1937/38).
Вера Михайловна Грушина — «Жева» К. А. Тренева. Первый спектакль — 15/ХП 1928 г. (1929/30—1931/32).
Ирина — «Огненный мост» Б. С. Ромашова. Первый спектакль — 28/II 1929 г. (1929/30—1933/34).
Маланья — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Гл. Успенскому). Первый спектакль — 25/ХI 1929 г. (1930/31—1938/39).
Клеопатра Кондратьевна Белосельская — «Вьюга» М. Шимкевича. Первый спектакль — 2/У1 1930 г.
Василиса — «Ясный лог» К. А. Тренева. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной —8/Х 1931 г. (1932/33).
Варя — «Разгром» А. А. Фадеева. Первый спектакль — 6/ХI 1932 г.
Таня — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого. В. Н. Пашенная вошла в спектакль с декабря 1932 г. (1933/34, 1934/35).
Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/П 1935 г. (1935/36, 1943/44—1952/53).
Эмилия — «Отелло» В. Шекспира. Первый спектакль—10/ХП 1935 г. (1936/37—1939/40).
Долорес — «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова. Первый спектакль — 23/Х1 1936 г.
Гурмыжская — «Лес» А. Н. Островского. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в конце сезона.
Поля Семенова — «На берегу Невы» К. А. Тренева. Первый спектакль — 14/ХI 1937 г. (1938/39, 1939/40).
Анна Андреевна — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Первый спектакль 12/П 1938 г. (1938/39—1940/41, 1948/49—1950/51).
Серафима Ивановна Горюнова — «Дружба» В. М. Гусева. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в апреле 1938 г.
Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль—10/III 1940г. (1940/41—1945/46).
Таланова — «Нашествие» Л. Леонова. Первый спектакль—11/V 1943 г. (1943/44, 1944/45, 1946/47).
Евфросинья Старицкая — «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Первый спектакль второй постановки (режиссеры П. М. Садовский, К. А. Зубов, Б. И. Никольский) — 5/V 1945 г. (1945/46, 1946/47, 1948/49-1952/53).
Кукушкина — «Доходное место» А. Н. Островского. Первый спектакль — 14/IV 1948 г. (1948/49—1952/53).
Рыбачка — «Южный узел» А. А. Первенцева. Первый спектакль — 5/V 1948 г.
Барабошева — «Правда — хорошо, а счастье — лучше» А. Н. Островского Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной 31/Х 1948 г. (1949/50— 1952/53).
Хлестова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1949/50—1952/53).
Наталья Ковшик — «Калиновая Роща» А. Е. Корнейчука. Первый спектакль—2/У1 1950г. (1950/51—1952/53).
Васса Железнова — «Васса Железнова» М. Горького. Первый спектакль — 23/V 1952 г.
Прасковия Шарабай – «Деньги» А.Софронова. Первый спектакль – 23/II 1956 г.
Хозяйка Нискавуори – «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки. Первый спектакль — 31/IX1957 г.
Ламбрини Кирьякули – «Остров Афродиты» А.Парниса. Первый спектакль – 3/IX1960 г.
Колесова – «Честность» А.Софронова. Первый спектакль — 17/X 1961 г.
Кабаниха – «Гроза» А.Островского. Первый спектакль – 9/I 1962 г.
ВНЕ МАЛОГО ТЕАТРА (по алфавиту названий пьес)
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ — СЕЗОН 1922/1923 года
«Вишневый сад» А.П. Чехова — Варя.
«На дне» М. Горького — Василиса.
«Три сестры» А.П. Чехова — Ольга.
«Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого — Ирина.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ МХАТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
«Лизистрата» Аристофана — Лизистрата (1924/25).
В ДРУГИХ ТЕАТРАХ И НА ГАСТРОЛЯХ (указываются основные роли):
«Анжело — тиран Падуанский» В. Гюго — Тизба.
«Анна Каренина» Л. Н. Толстого — Анна Каренина.
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева.
«Вера Мирцева» («Уголовное дело») Л. Урванцева—Вера Мирцева.
«Вишни цветут» И. В. Чекина — Зина.
«В новой семье» В. А. Александрова—Наталья Николаевна.
«Всех скорбящих» Г. Гейерманса — Рита.
«Гибель Содома» Г. Зудермана — Китти ГГаттенберг.
«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева — Ольга Николаевна.
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Соня.
«Евреи» Е. В. Чирикова — Хана Френкель.
«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Елена Кармина.
«Живой труп» Л. Н. Толстого — Лиза.
«Забава» («Без любви») А. Шницлера — Христина.
«За океаном» Я. Гордина — Эсфирь.
«Идиот» Ф. М. Достоевского — Настасья Филипповна.
«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Анна Клейнбауэр.
«Лес» А. Н. Островского — Аксюша.
«Мадам Сан-Жен» В. Сарду — Катрина Юбше.
«Марион де Лорм» В. Гюго — Марион.
«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана — Марикка.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Дуня.
«Привидения» Г. Ибсена — Фру Альвинг.
«Рабочая слободка» Е. П. Карпова — Лукерья.
«Склеп» В. А. Рышкова — Вера Васильевна Томилина.
«Сполохи» («Жизнь достанет») В. А. Тихонова — Люба.
«Царь Эдип» Софокла — Иокаста.
«Чайка» А. П. Чехова — Полина.
«Чайка» А. П. Чехова — Маша.
«Чайка» А. П. Чехова — Нина Заречная.
Вера Пашенная: биография и личная жизнь
Кто такая Вера Пашенная? Как сложилась ее карьера на театральной сцене и в советском кинематографе? В каких фильмах снялась Вера Пашенная? Биография, актерская деятельность, личная жизнь, судьба актрисы – все это будет рассмотрено в представленной статье.
О семье актрисы
Вера Пашенная родилась в семье русского провинциального актера Николая Пашенного, известного под сценическим псевдонимом Рощин-Инсаров. Играть в театре отец нашей героини начинал на любительских площадках Москвы. Настоящим родным домом для него стали театральные труппы Немчиновского и Секретаревского театров. Это были небольшие сцены, с которых, тем не менее, сошла целая плеяда выдающихся советских артистов.
В молодые годы в театре играла и мать Веры – Евгения Пашенная. Ее ожидала успешная сценическая карьера. Однако Евгения Николаевна заметила, что театральная деятельность не оставляет ей времени на семью. С этого момента она отказалась от выступлений на сцене и регулярных гастролей. Впрочем, протест матери Веры Николаевны против занятости в театре вскоре негативно отразился на отношениях с мужем. В результате – некогда крепкая семья в скором времени распалась.
Детство и юность
Пашенная Вера окончила обычную среднюю школу в Москве. Девушка решила посвятить жизнь врачебной практике. Однако незадолго до поступления в медицинскую гимназию сделала выбор в пользу актерской деятельности. Юная Вера Пашенная подала документы на поступление в Московское театральное училище, куда была успешно зачислена с первой попытки в 1904 году.
Дебют в театре
В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.
В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.
Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.
Раннее замужество
Незадолго до выпуска из Московского театрального училища Вера Пашенная, фото которой можно увидеть в статье, решила связать жизнь с довольно известным актером по имени Витольд Полонский. Венчание состоялось для молодых людей в июне 1905 года.
Вскоре новоиспеченные супруги переехали в небольшую комнату на Петровке, аренду которой оплачивали совместными усилиями.
В замужестве Вера Пашенная стала посвящать все свободно время работе в театре. Помимо прочего, начинающая актриса готовилась к рождению первого ребенка. Супруг молодой актрисы стал выказывать недовольство ее занятостью на сцене. Вскоре ни один день в доме молодоженов не обходился без скандалов.
Осенью 1906-го Пашенная Вера Николаевна, актриса, родила дочь, которую назвали Ириной. Однако даже появление на свет первенца не спасло семью от скоропостижного развала. Когда девочке исполнилось 3 года, знаменитая актерская чета окончательно решила расторгнуть брак.
Развитие сценической карьеры
Начиная с 1918 года Вера Пашенная стала заниматься преподавательской деятельностью в Малом театре. Здесь актриса вела актерские курсы, на которых обучала начинающих артистов драматическому искусству.
К 20-м годам прошлого века Пашенная уже была известна как актриса, которой удалось в совершенстве освоить весь сценический репертуар Малого театра. До 40-х Вере Николаевне довелось создать широчайшую плеяду женских образов на сцене. Особое внимание у московской аудитории вызывали такие успешные постановки, как «Любовь Яровая», «Нашествие», «На берегу Невы», «Разгром», «Калиновая роща».
Выдающиеся театральные работы
На театральной сцене Пашенная Вера Николаевна приняла участие десятках постановок. Среди наиболее успешных работ артистки следует отметить следующие пьесы:
Признание и награды
На сцене Малого театра Вера Николаевна проработала порядка 30 лет. За это время выдающаяся артистка успела удостоиться целого ряда престижных премий и наград. В 1937-м Пашенной присудили звание народной артистки Советского Союза. Затем в 1943 году последовала Сталинская премия, которой актрису наградили за достижения в сфере драматического и театрального искусства. В 1961-м Вере Пашенной была вручена Ленинская премия за талантливое исполнение главной роли в успешной постановке «Васса Железнова».
Актрису уважали как авторитетные театральные критики, так и многочисленные коллеги по сценической площадке. Помимо прочего, имя артистки было известно на всю страну.
Вера Пашенная: фильмы
Вера Николаевна не только играла в театре, но также довольно активно снималась в советских художественных лентах. За свою карьеру в советском кинематографезнаменитая артистка успела засветиться в следующих проектах:
Тяжелая болезнь
В 1961 году на сцене Малого театра состоялась премьера постановки «Честность» по произведению писателя А. Сафронова. В пьесе Вере Николаевне достался образ пожилой коммунистки по фамилии Колесова. Спектакль ставился к памятной дате – открытию 22-го съезда КПСС. Поэтому неудивительно, что все артисты, которые готовились к участию в пьесе, находились в нервном состоянии. Однако больше всего репетиции негативно отражались на самочувствии Пашенной. Артистка постоянно ощущала себя усталой и больной. Вскоре коллеги по сценической площадке забили тревогу и, как оказалось, не понапрасну.
В один момент Вере Пашенной потребовалась врачебная помощь. В ходе репетиций к показу будущей пьесы в театр была вызвана карета скорой помощи. После целой череды обследований Вере Николаевне поставили неутешительный диагноз – рак. Вначале актриса согласилась пройти комплексное лечение. Однако после проведения нескольких дней на больничной койке решила выписаться из медицинского учреждения. Актрису угнетала тамошняя атмосфера. Пашенная не привыкла проводить день за днем бездельничая. Да и оставаться наедине со своей проблемой артистка также не желала.
Вернувшись к работе в театре, Вера Николаевна осознавала, что это станет для нее приговором. Но артистка продолжала выходить на сцену, играя своих сильных, непокорных героинь. В утреннее время Пашенная посещала больницу, где проходила процедуры по облучению рентгеном. Уже в обеденное время ее можно было лицезреть в полной бодрости духа на сценической площадке.
Личная жизнь актрисы
Как уже было отмечено выше, первым супругом Веры Николаевны Пашенной был успешный советский актер Витольд Полонский, который в свое время являлся одной из главных звезд «немого» кино. С этим мужчиной актриса связала жизнь в 1905 году. Через несколько лет, практически сразу после рождения дочери, супруги разорвали союз.
В 1913 году Вера Пашенная вышла замуж во второй раз. Избранником артистки стал театральный артист Владимир Грибунин. Вместе знаменитая актерская чета занималась воспитанием Ирины – дочери Веры от первого брака. Совместных детей у Пашенной и Грибунина не было.
Последняя роль
В январе 1962 года в Малом театре стартовала пьеса «Гроза» по сценарию Островского. Постановка пользовалась огромным успехом у столичных театралов. И это неудивительно, ведь одну из центральных ролей в спектакле исполняла Вера Пашенная. Как оказалось позже, это была последняя пьеса выдающейся артистки. На то время актриса находилась в довольно преклонном возрасте и регулярно болела. Однако ее выдержка продолжала поражать окружающих. Актриса не сдавалась, днями и ночами отрабатывая реплики с партнерами по постановке.
Провожать Веру Пашенную в последний путь собралось пол-Москвы. Прощание с актрисой состоялось у входа в Малый театр, перед которым был размещен гроб с телом артистки. Вокруг театра собралась огромная толпа поклонников творчества Веры Николаевны. На протяжении нескольких часов никто никуда не расходился. Мужчины толпились вокруг театра, сняв головные уборы и склонив головы, а женщины не могли остановить слезы.
Вскоре после смерти знаменитой артистки на доме по улице Газетный переулок, 1/12 в Москве появилась мемориальная доска с ее именем. Именно здесь в свое время проживала легендарная театральная актриса.