панорама дорога жизни в ленинградской области
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Фотоотчёт о музее
Музей Великой Отечественной войны в музее «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро — обязательно стоит посетить каждому. Места эти связаны с героической страницей жизни города на Неве. События недавних лет, будут лучше и нагляднее поняты всем, кто неравнодушен к истории нашей Родины. Мой рассказ — о месте, свидетельствующем об истории блокадного Ленинграда. Обязательно приезжайте сюда сами. Берите с собой детей.
О месте, где расположен музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
Приезжаю я в эти места достаточно часто. Здесь очень красиво. Песчаный берег Ладожского озера, пляжи, сосны. Тут же находится и один из самых высоких маяков России — Осиновецкий. Но место это известно не только своей природой.
Именно здесь, на этом берегу Ладоги, брала своё начало переправа на Большую Землю из блокадного Ленинграда. Зимой — по льду озера. Летом — по открытой воде. В этих местах находилось руководство Осиновецкой военно-морской базы в годы войны. Не случайно, что именно здесь создан музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Большой комплекс- мемориал, с обширной экспозицией документальных, «живых» свидетельств ушедшей войны.
Здесь проходят мероприятия посвящённые блокадным событиям. Которые мне доводилось снимать.
Несколько кадров с реконструкции «Прибытие поезда Победы». Станция «Ладожское озеро».
Поезд Победы. Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро
Реконструкторы в военной форме времён ВОВ
Поезд Победы. Юный реконструктор
Ну, а теперь о самом музее.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция и история музея
История мемориала началась в далёком 1968 году. Открытие его было утверждено приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Этот комплекс — филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни». До этой даты в двух залах Осиновецкой школы размещалась лишь выставка об участниках событий на Дороге жизни.
С 12 сентября 1972 года филиал открыл свои двери для посетителей.
Этот музейный комплекс я посещал только до времени его реконструкции 2015-го года. И помню его совсем другим.
После реконструкции он сильно изменился. Стал более современным. А его площадки пополнились новыми экспонатами.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро сейчас полностью реконструирован. К Дню Военно-Морского Флота 2016-го года здесь достроили новое здание выставочного павильона. Который выполнен в виде гигантской ледяной глыбы. (Фото на заставке статьи)
Справа от входа в комплекс — небольшая часовня:
Часовня. Музей «Дорога жизни»
Левее часовни — Центральный выставочный павильон. Он двухэтажный. Первый этаж — большие, высокие залы со множеством экспонатов. Осмотр экспозиции я и начал отсюда.
Тут находятся стенды посвящённые истории освоения Ладожского берега. С моделями первых деревянных судов:
Модели деревянных судов Петровской эпохи
Но основная часть музейной экспозиции посвящена блокадным событиям:
Зал экспозиции
За стеклом — Ли-2. Самолёт, экспонат экспозиции под открытым небом
Схематичная карта фронтов времён Блокады Ленинграда:
Посетитель музея у карты боевых действий
Представлены образцы вооружения и техники:
Артиллерийские снаряды
Турельная пулемётная зенитная установка:
Знаменитые пулемёты «Максим»
Во время Блокады Ленинграда по дну Ладожского озера на Большую Землю был проложен электрический кабель и линии связи
Работой по прокладке кабеля и другими вспомогательными работами занимались подразделения водолазов. Образцы водолазной экипировки также представлены в экспозиции:
Манометр водолазной помпы:
Манометр помпы для подачи воздуха
Водолазная экипировка
Схематичная модель-карта Осиновецкого берега:
Осиновецкий берег. Схема
Модели техники тех лет и событий:
Экспозиция музея
Уменьшенная копия легендарной «полуторки». Грузовика «ГАЗ-АА». Самого известного отечественного транспортного средства ВОВ. (Кстати, настоящую «полуторку» можно увидеть в другом зале музея. И даже на ней прокатиться. Но об этом — ниже)
Модель «полуторки»
Второй этаж выставочного павильона
Осматривая экспозицию залов музея я поднялся на второй этаж. Здесь представлены образцы обмундирования Красной Армии. Вооружение и техника воюющих сторон.
Образцы формы бойцов Красной Армии
Дальномер
Стенд — демонстрирующий работу переправы по льду на Дороге жизни.
Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро. Фрагмент экспозиции музея
Интерактивная часть экспозиции
Кабина симулятора ГАЗ-АА
В кабине симулятора
С управлением грузовика справится даже не подготовленный водитель-подросток. Передачи рычагом переключать не нужно. Повернул ключ зажигания — машина завелась. Дальше только жмём педаль газа и рулим. Кабину будет трясти по ходу движения. Руля грузовик слушается, но совсем не как современный авто. Педаль газа в пол — едем быстрее. Чуть отпустим — начинаем притормаживать. В общем, впечатления достаточно реалистичные. С учётом того, что пред глазами будут вполне натуральные картины зимней дороги. Одну часть пути проезжаем днём. И две трети — в ночное время. «Опустится» ночь и автоматически включатся фары. (Вот, успел я одновременно с вождением снять картинку. «На ходу». Вид из кабины грузовика):
Едем по Ладожскому льду. Дорога жизни
Экспозиция под открытым небом
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро расположился на живописном берегу Ладожского озера. На набережной — башни артиллерийских батарей. Вдоль них — прогуливаются посетители. Сложно представить себе, какие страшные события разворачивались здесь во время войны. Мирно покоящиеся орудийные стволы батарей — свидетели того времени.
Башни орудий на набережной
Рядом с орудиями — самолёт ЛИ-2. С уважением рассматривал я этот экспонат. Самолёт- трудяга. Он широко применялся во время Великой Отечественной войны. В разных модификациях. Созданный на базе американского Douglas DC-3, этот самолёт конструкции Лисунова выпускался с 1942-го года. И широко применялся в военно-транспортной авиации. Использовался для переброски диверсионных групп в тыл врага. Для доставки грузов на передовую. И многие жизни ЛИ-2 спас в блокадном Ленинграде. Эвакуируя ленинградцев из осаждённого города на Большую Землю.
Ли-2
Ли-2
Между прочим, использовался ЛИ-2 и как бомбардировщик дальней авиации. И широко использовался как ночной бомбардировщик.
Самолёты эти хорошо знали и любили в войсках. Все без исключения модификации называя «Дуглас».
Шасси ЛИ-2
Рядом с самолётом, на вечную сухопутную стоянку встали военные катера и суда. Они несли основную нагрузку жизнеобеспечения Дороги жизни в период навигации.
Экспозиция под открытым небом
Многие гражданские суда несли суровую военную службу. Например, как этот буксирный пароход «Ижорец 8»:
Буксирный пароход «Ижорец 8». Музей «Дорога жизни»
Серп и молот на дымовой трубе парохода
За кормой судов этой сухопутной (уже) флотилии — расположился павильон групногабаритных экспонатов. Я приехал в музей уже под вечер. И достаточно долго уже гулял по экспозиции. Кто-то из персонала меня вежливо спросил:
-А вы были уже в павильоне крупногабаритных экспонатов? Если нет, то поторопитесь. А то мы скоро закрываемся.
Я внял совету и засобирался в указанный павильон. Он как раз находился рядом.
Павильон крупногабаритных экспонатов. Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
В этом павильоне я осмотрел достоверные экспонаты военной поры. Здесь представлены тщательно отреставрированные экспонаты.
ГАЗ-АА «Полуторка» (обращает на себя внимание открытый тип радиатора и только одна фара. Война. Не до роскоши. «Всё для фронта. Всё для победы»)
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. «Полуторка»
Справа от легендарного грузовика расположился автобус АТУЛ-АЛ-2. Советский городской автобус. Выпускавшийся с 1935-го года. Заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ). В военное время на этом автобусе удлинили раму. Взяв её с 3-х тонного грузовика ЗИС-5. Добавили ещё одну, неведущую ось. А деревянный каркас кузова обшили листовой сталью. В годы войны этими автобусами вывозили детей из блокадного Ленинграда. Пассажировместимость АТУЛ-АЛ-2 — 26 человек.
АТУЛ-АЛ-2
Решётка радиатора автобуса
Салон автобуса
А рядом с автобусом — другой военный грузовик. ЗИС-5. Или как его тогда называли — «трёхтонка». Это второй по массовости грузовой авто 30-40-х гг. Один из самых массовым грузовиков Красной Армии во время ВОВ. Выпускался автомобильным заводом им. Сталина с 1933 по 1948 год. Этот авто настоящий участник военных действий. Входил в состав 5-ой роты 390-го отдельного автотранспортного батальона. 17-ой отдельной автотранспортной бригады. Грузовик использовался на ледовых трассах Дороги жизни в 1941-43 гг. Перевозил грузы и эвакуируемых
ЗИС-5
ЗИС-5
Осмотрев колёсную технику я продолжил свою экскурсию по залу экспозиции. Здесь собраны различные виды вооружения и техники, которые использовались в период военного времени.
Вот два буя петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4:
Буи ПЭМТ-4
Образцы морских мин, которые этот трал (в том числе) обезвреживал.
Морские мины
В зале представлено множество видов арсенала вооружений и вспомогательной техники.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция групногабаритной техники
Полевая кухня
Осмотрев этот экспозиционный зал, я прогулялся по набережной комплекса и засобирался на выход. Время работы музея подходило к концу. И вежливые сотрудники музея мне об этом напомнили.
«Разорванное кольцо», паровоз «Комсомолец» и станция «Ладожское озеро»
В моих планах было посещение ещё двух объектов, связанных с историей Блокады Ленинграда. Расположенных по соседству с музейным комплексом. И если вы (как и я) приехали в музей «Дорога жизни» Ладожское озеро, то стоит обязательно осмотреть и эти два памятных места.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Я путешествую на авто. И отправившись на берег Ладожского озера у Осиновецкого маяка добирался сюда из Санкт-Петербурга по дороге А-128. (Дорога в отличном состоянии).
И попав сюда — не проехать мимо памятника «Разорванное кольцо». Мемориала, входящего в Зелёный Пояс Славы. Именно здесь я сделал свою первую остановку. Перед тем, как отправиться дальше. В музей «Дорога жизни» Ладожское озеро.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Памятник представляет собой две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров). Они символизируют кольцо блокады. А разрыв между ними — Дорогу жизни.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Мемориал открыт 29 октября 1966 года. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.
Мемориал «Разорванное кольцо»
На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.
Приехал сюда я в выходной день. И в момент моего посещения приехала большая группа китайских туристов.
Туристы
Китайские туристы фотографируются у зенитного орудия
У подножия кольца выбиты строки:
Потомок, знай: в суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели дорогу Жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда. После реконструкции мемориала 9 мая 2015 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на площадке под бетонными арками был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискарёвского кладбища. Возле чаши Вечного огня, выполненной в виде пятиконечной звезды — всегда свежие цветы. Паровоз «Комсомолец» и вокзал станции «Ладожское озеро»Если вы приехали сюда на электричке, то первое, что вас встретит — это здание вокзала и восстановленный паровоз. Если же вы путешествуете на автомобиле, то после мемориала «Разорванное кольцо» нужно ехать до самого конца асфальтной дороги. Проехав мимо музея «Дорога жизни». Чуть дальше. И совсем немного. Все три мемориальных объекта находятся в пределах пары километров друг от друга. И легко обойти их даже пешком. Вдоль удивительного по красоте берега Ладожского озера. Здание вокзала представляет собой стилизованную танковую надолбу. Вокзал — действующий. Возведён в 1974-ом году. Архитектор — Э.И. Казарновский. Внутри зала музея есть небольшая экспозиция. Посвящённая труду и доблести работников этого железнодорожного узла в годы войны. А также всех железнодорожников защищавших «Дорогу жизни». Рядом со зданием вокзала — паровоз «Комсомолец» Это настоящий участник событий времён Блокады Ленинграда. Паровоз Эш-4375 за 1941-42 гг. доставил 2312 тяжеловесных состава с 2 млн тонн груза для фронта и в блокадный Ленинград. Грузы с боеприпасами, топливом и продовольствием. Ряжом с «Комсомольцем» установлен поклонный крест, дровоколка, и километровый столб «47» «Дорога жизни». На паровоз можно свободно забраться и даже пройти в кабину машиниста. «Комсомолец» установлен на вечную памятную стоянку 7 мая 1975-го года. А в январе-апреле 2015-го года в честь 70-летия Победы был полностью отреставрирован силами сервисного локомотивного депо «Санкт-Петербург — Сортировочный — Московский». За что, низкий поклон вам, железнодорожники! P.S. Об этой поездкеЕсли вы собрались посетить эти места, то стоит осмотреть не только музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Поездка по-настоящему станет очень поучительной, если вы не знакомы в деталях с историей блокадного Ленинграда. Я специально не стал давать подробных исторических описаний событий тех лет. Это должен знать каждый, уважающий себя, соотечественник. Для того, чтобы лучше представлять себе, что происходило в те трагические и героические дни нашей истории, для того, чтобы более полно представлять всю картину событий — приезжайте в эти места. Почтите память героев, погибших и выживших. Расскажите и покажите эти экспонаты и музейные экспозиции детям. События тех лет — очень важная страница нашей истории. Поездка может быть однодневным выездом выходного дня. Кроме всех памятных объектов, здесь расположен один из самых красивых маяков Ленинградской области. Осиновецкий. О красоте этого берега, инфраструктуре и самом маяке я рассказываю вот в этой своей статье: Россия. Ленинградская область. Станция «Ладожское озеро» Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Время работы, стоимость посещения, как добратьсяСреда-воскресенье, с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15. Музей «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни» — это филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Новый музейный комплекс открылся в 1972 году, на берегу Ладожского озера, на месте бывшего поселка Осиновец. Место для открытия филиала выбрано не случайно, в годы Великой Отечественной войны здесь находились пекарня, столовая, Красный уголок и руководство Осиновецкой военно-морской базы. Именно отсюда начиналось легендарное шоссе, давшее название музею. Здание было сильно разрушено в результате бомбежек, но его сохранили и отреставрировали. Панорама главного входа: В создании экспозиции принимали участие сотрудники Центрального военно-морского музея, а также ветераны, для которых музей «Дорога жизни» стал важным местом встреч. Также на территории комплекса ежегодно проводятся торжественные мероприятия — 9 мая, вручение погон, приведение к присяге и пр. В 2015 году, в рамках подготовки к празднованию 70-летия со Дня Победы, территорию музея реконструировали, было построено новое здание для крупногабаритных экспонатов, проведено обустройство набережной, озеленение и другие работы. Сегодня музей «Дорога жизни» открыт для всех желающих. Посетители могут осмотреть выставочные залы, а также коллекцию военной техники под открытым небом. Режим работы и цены музея «Дорога жизни»Учреждение работает со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник — выходные. Касса закрывается в 17:15. Стоимость билетов на основную экспозицию: Услуги экскурсовода (входные билеты приобретаются отдельно от экскурсии): Экспозиция музея «Дорога жизни» на Ладожском озереНа территории комплекса располагаются несколько локаций: павильон с основной экспозицией, административно-бытовой комплекс, павильон для крупногабаритных экспонатов, павильон «Малый охотник» и экспозиция под открытым небом. Панорама зала: Основная экспозицияГлавная выставка располагается в здании, имеющем форму ледяной глыбы. Оно было построено в 2016 году, ко Дню ВМФ. В павильоне собраны экспонаты, рассказывающие о важнейшей магистрали, созданной в годы Великой Отечественной войны. Благодаря «Дороге жизни» удалось спасти тысячи людей в этот сложный и трагический период в истории нашей страны. Посетители узнают как создавалась ледяная магистраль, как с ее помощью удалось помочь жителям Ленинграда в период блокады, как прокладывались трубы, провода и другая инфраструктура необходимая для функционирования дороги и ее обороны. Павильон содержит 12 выставок, посвященных разным временным периодам ВОВ. Гости музея могут ознакомиться с ними самостоятельно или заказать экскурсию. Начинается экскурс с прошлого Ладожского озера, первый зал рассказывает о географических характеристиках озера, его историю с древнейших времен до наших дней. Особое внимание уделяется военным событиям — строительству крепости «Орешек», Северной войне, а также возведению судоходных каналов. Далее следуют залы, где собраны артефакты, отражающие судьбу озера и его инфраструктуры с начала и до конца Великой Отечественной войны. Подробное описание выставок можно почитать на сайте музея «Дорога жизни». Экспозиция музея: Павильон для крупногабаритных экспонатовПомещение представляет собой большой ангар, где выставлены автомобили времен войны, а также другие важные объекты, используемые в военных действиях и в строительстве «Дороги жизни» — морские мины, торпеды, полевая кухня, электромагнитный трал и другая крупногабаритная техника. Павильон «Малый охотник»В павильоне находится уникальный экспонат — сторожевой катер «Малый охотник» (МО-4), который использовался для поиска и уничтожения подводных лодок противника. В Музее «Дорога жизни» хранится единственный уцелевший экземпляр, участник боев в годы ВОВ. Кроме основной функции, «Малые охотники» использовались для выброски разведчиков во вражеский тыл, а после возведения переправы в блокадный Ленинград, охраняли баржи с продовольствием. Экспозиция под открытым небомНа территории музея «Дорога жизни» можно посмотреть коллекции военной техники. Здесь представлены не только авиационная и морская техника, но и виды артиллерийского орудия, а также памятник в честь защитников «Дороги жизни». Большую часть выставки занимают корабли-герои, которые охраняли дорогу и постоянно участвовали в боях. Посетители увидят буксирные пароходы «Ижорец» и «Ижорец № 8», части канонерской лодки «Бира», якорь Холла со сторожевого корабля «Конструктор» и др. Центральным объектом открытой экспозиции является транспортный самолет Ли-2Т. Авиация сыграла большую роль в помощи осажденному Ленинграду. До начала функционирования «Дороги жизни» в город доставлялось продовольствие и другие важные грузы старыми самолетами. С их помощью также вывозились ученые, дети, высококвалифицированные работники, ценные музейные экспонаты и пр. Административно-бытовой комплексЭто здание, где находятся служебные помещения, большой конференц-зал, кафе, а также интерактивные локации: стрелковый тир, симулятор «Полуторка» и интернет-кафе для проведения компьютерных игр и соревнований. Симулятор «Полуторка» дает возможность ощутить себя водителей автомобиля, проезжающего по «Дороге Жизни» в условиях обстрела и постоянных опасностей. Как добратьсяСамый быстрый способ доехать из Санкт-Петербурга до музея «Дорога жизни» — это сесть на электричку, следующую от Финляндского вокзала до ж/д станции «Ладожское озеро». От станции нужно пройти пешком около 1 километра в сторону Ладожского озера. Расписание электричек по станции «Ладожское озеро» от Яндекс. Расписания. Схема пешеходного маршрута от станции до музея: Поездка на машине является альтернативным вариантом. На дорогу уйдет около часа, автомобиль можно взять в аренду. Из Красногвардейского района Санкт-Петербурга следуйте в сторону КАДа, после него выезжайте на шоссе «Дорога Жизни». Нужно проехать Всеволожск, Романовку, Ваганово до Ладожского озера. Автомобильный маршрут на Яндекс. Картах: Заказать такси на такое расстояние будет сложно, можно попробовать вызвать машину через Яндекс. Такси, Gett, Uber или Maxim, но лучше воспользоваться услугами компаний предлагающих трансфер, например KiwiTaxi. Филиал Центрального военно-морского музея — музей «Дорога жизни»: видео
|