памятник в лисьем носу малой дороге жизни

Памятник «Дорога Мужества» (Санкт-Петербург)

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

Автор памятника скульптор Виктор Новиков, коренной житель Лисьего Носа, заставший войну в 12-летнем возрасте. До открытия памятника он не дожил полгода, его дело продолжил ученик и помощник Андрей Поляков.

Находится: п. Лисий Нос, площадь ограниченная Приморским шоссе, Раздельной ул. и Морским проспектом.

Историческая справка. Малой Дорогой жизни принято называть сеть дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от северного берега незанятой финскими войсками территории через Кронштадт до южного берега в районе Ораниенбаумского плацдарма. 17 сентября 1941 года штабом флота был подписан приказ о начале работ по созданию перевалочной базы в поселке Лисий Нос и трассы на Кронштадт и Ораниенбаум. Малая Дорога жизни действовала с ноября 1941 года до снятия блокады в январе 1944 года. Начиналась в районе поселков Лисий Нос и Горская и двумя нитками шла до северного побережья острова Котлин. Затем из Кронштадта трасса шла до Ораниенбаума и Красной Горки.

Ледовые трассы работали днем и ночью. С 20 ноября 1941 по 20 апреля 1942 года по ним прошли свыше 200 тысяч человек, более 40 тыс. машин, 29 танков и бронемашин, 134 орудия. В Ленинград были переправлены свыше полутора тысяч тонн муки, 105 тонн сахара, 100 тонн жиров, свыше 6700 тонн мазута и солярки, 40 тонн бензина из запасов Балтийского флота.

В конце марта 1942 года началась подготовка к организации движения по Малой Дороге жизни по воде. Был отремонтирован пирс, проложена железная дорога нормальной колеи от станции, а по самому пирсу проложена узкоколейка. Несколько позже из-за увеличения объемов движения были построены дополнительные пирсы. Для обеспечения перевозок в район Лисьего Носа был передислоцирован 176 отдельный инженерно-строительный батальон и головной ремонтный поезд.

С 15 декабря 1942 года по 28 марта 1943 года по ледовым трассам было проведено свыше 270 тыс. бойцов, 1240 орудий и других грузов, автомашины совершили около 350 тыс. рейсов.

5 ноября 1943 года по Малой Дороге жизни началась переброска войск 2-й Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. Переброска осуществлялась в тяжелых осенне-зимних условиях. Погода была теплая, лед замерзал плохо и был ненадежен, и в ночном мраке, с потушенными огнями, сквозь льдины упорно пробивались обледенелые корабли с баржами на буксире, от Лисьего Носа, вдоль восточной оконечности острова Котлин.
Перевозками руководил командующий Кронштадтским оборонительным районом контр-адмирал Г. И. Левченко. Задача скрытной переброски войск была успешно решена. Пристань в Лисьем Носу в дневное время выглядела пустынной. Перебрасываемые части маскировались в лесополосе, дубовых рощах, под прикрытием маскировочной сетки. В дневное время на берегу запрещались какие-либо перемещения.

В июне 1944 года дорога прекратила свое существование.

Источник

«Дорога Мужества»: в Лисьем Носу установили памятник Малой Дороге Жизни

Памятник «Дорога Мужества» сегодня появился в Лисьем Носу. Установку приурочили к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Процедура установки памятника заняла чуть больше часа. За ней внимательно наблюдал Алексей Жуков.

Высота монумента — 5 метров. Материалы – гранит и бронза. Солдат в шинели и с винтовкой в руках смотрит в сторону Кронштадта и Ораниенбаума, откуда в блокадный Ленинград, так же как и по Большой Дороге Жизни, доставляли ценой собственных жизней вооружение и еду. Под ногами у воина – мешки с тем самым хлебом, которого городу так не хватало. Спас их из тонущей машины.

Алексей Жуков, корреспондент: «Пожалуй, один из главных элементов памятника – фонарь. Машины по Малой Дороге Жизни ехали с выключенными фарами, чтобы быть максимально незаметными для врага, и вот такие солдаты вот с такими фонарями, как маяки для ориентира, стояли через каждые 500 метров и водители при движении ориентировались исключительно на них».

Так же как и большая дорога, она постоянно была под обстрелом артиллерии. Но несмотря на старания врага, по ней перевезли тысячи тонн продовольствия и горючего из запасов Балтийского флота. Автор монумента Виктор Новиков застал войну 12-летним мальчишкой. До установки памятника не дожил всего полгода. Его работу завершил ученик.

Андрей Поляков, художник-скульптор: «Он же маленьким-маленьким ребенком, в общем пацаном, прожил все эти тяжелые дни, которые были, там в этот период времени он написал целую книгу об этом, он сделал огромное количество графики».

Поставить памятник Малой Дороге Жизни в Лисьем Носу Новиков мечтал 20 лет. После десятков эскизов, пробных слепков и сотен обитых порогов наконец появился спонсор.

Вячеслав Заренков, инициатор проекта: «Виктор Новиков прямо заявил, что мечта моя будет неосуществима, если мы не решим вопросы финансирования, потому что в принципе государственное финансирование здесь не было предусмотрено».

За скульптурой 4 стелы с барельефами на тему войны. Школьники уходят на фронт, таран немецкого самолета над Финским заливом, освящение танков, построенных на средства жителей Лисьего Носа, Вторая ударная армия переправляется на Ораниенбаумский плацдарм. Торжественно монумент откроют 8 мая, в канун 70-летия Великой Победы. Для Лисьего Носа это будет первый памятник в честь подвигов, совершенных на Малой Дороге жизни.

Источник

К годовщине снятия блокады. Малая дорога жизни.

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

17 сентября 1941 года штабом флота был подписан приказ о начале работ по созданию перевалочной базы в посёлке Лисий Нос и трассы на Кронштадт и Ораниенбаум. В Лисьем Носу при этом требовалось построить пирс, уходящий в глубину залива. Одновременно от пристани до железной дороги прокладывалась автомобильная дорога. Все работы были за неделю завершены.
Трасса работала до полного ледостава, а после этого требовалось организовать дорогу по льду. По приказу командующего Балтийским флотом адмирала Трибуца 8 ноября 1941 года началась разведка трассы. В работах по расчёту трасс и экспериментах на льду принимали участие учёные А.Ф.Иоффе, В.В.Шулейкин, П.П.Кобеко и другие из незадолго до этого созданной экспериментальной группы Ленинградского физико-технического института. Особенностью этих экспериментов являлось то, что они проводились не в лаборатории, а непосредственно на трассе в естественных условиях. Результаты и выводы сразу поступали в штаб Балтийского флота для использования в практической деятельности. Координированием натурных экспериментов занималась ледовая служба Морской обсерватории.
17 ноября гидрографы Кронштадтского отряда ледоводорожной службы под руководством Н.П.Клюева завершили разметку будущей дороги, а в ночь с 20 на 21 ноября по этой дороге прошли первые войска – 4 батальона из Кронштадта в Лисий Нос и на Ленинград. По другим данным уже 17 ноября из Малой Ижоры на лёд Финского залива вышла первая автоколонна, взявшая курс на Лисий Нос. Расстояние в 37 километров машины преодолевали 6 часов.

Ледовые трассы работали днём и ночью. С 20 ноября 1941 по 20 апреля 1942 года по ним прошли свыше 200 тысяч человек, более 40 тыс. машин, 29 танков и бронемашин, 134 орудия. В Ленинград были переправлены свыше полутора тысяч тонн муки, 105 тонн сахара, 100 тонн жиров, свыше 6700 тонн мазута и солярки, 40 тонн бензина из запасов Балтийского флота. В обратную сторону двигались колонны с эвакуируемыми мирными гражданами, детьми, женщинами и стариками. В Лисьем Носу был организован госпиталь, куда попадали раненые с Ораниенбаумского плацдарма и Кронштадта. Там же, недалеко от аэродрома, имеется кладбище тех лет, в котором хоронили умерших от голода и ран мирных жителей и красноармейцев.
В конце марта 1942 года началась подготовка к организации движения по Малой Дороге жизни по воде. Был отремонтирован пирс, проложена железная дорога нормальной колеи от станции, а по самому пирсу проложена узкоколейка. Несколько позже из-за увеличения объёмов движения были построены дополнительные пирсы. Для обеспечения перевозок в район Лисьего Носа был передислоцирован 176 отдельный инженерно-строительный батальон и головной ремонтный поезд.
С 15 декабря 1942 года по 28 марта 1943 года по ледовым трассам было проведено свыше 270 тыс. бойцов, 1240 орудий и других грузов, автомашины совершили около 350 тыс. рейсов.

С 5 ноября 1943 года начинается переброска частей 2-й Ударной армии через Лисий нос для подготовки к прорыву немецкого окружения, начавшегося в начале 1944 года.

Трассы ледовых дорог по льду Финского залива.
памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

Источник

Памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

Малая дорога жизни

О Дороге жизни, которая в годы Великой Отечественной войны шла по Ладожскому озеру, знают все. О ней написаны книги и песни. Даже название с карты Ленинградской области не исчезло, осталось во Всеволожском районе. Есть и музей, и мемориальный комплекс.
О дорогах, проходивших по заливу, почему-то старались не упоминать. Вплоть до начала нового тысячелетия тема эта оставалась закрытой, а о том, что такие дороги были, напоминают лишь три скромных памятных знака – при въезде на дамбу со стороны Бронки, в Кронштадте и в Лисьем Носу. Но появились они сравнительно недавно – и во многом благодаря усилиям краеведов, посчитавших, что этот важнейший эпизод обороны Ленинграда забывать нельзя.
Сведения о Малой дороге жизни иногда все же просачивались. Например, старожилы Липова и Ручьев, которым в 1942 году пришлось отправиться в эвакуацию, говорили о том, что перевозили их по заливу в сторону Лисьего Носа, а уже оттуда – на восток страны. А вот те, кому довелось на этой дороге работать, об этом не говорили – привычка к секретности делала свое дело даже тогда, когда никакой секретности уже не было. Эта тема еще ждет своих исследователей – пока что никаких серьезных научных работ о Малой дороге жизни нет.
И тем важнее фильм, который недавно вышел – и который так и называется «Малая Дорога жизни». В минувшую субботу все три серии смогли посмотреть любители краеведения, собравшиеся в Краеведческом музее Ораниенбаума. И не только посмотреть, но и побеседовать с режиссером Ниной Прахарж. Была запланирована еще встреча с продюсером серии Сергеем Починым, но по независящим от организаторов причинам она не состоялась – но непременно состоится в будущем. Малая Дорога жизни – далеко не единственный эпизод Великой Отечественной, который благодаря усилиям этой группы кинематографистов стал известен всем, кто интересуется событиями, происходившими в те годы в окрестностях Ленинграда.
Нина Прахарж рассказала о том, как снимался фильм – но не стала рассказывать всех журналистских секретов. Материал собирали буквально по крупицам, в том числе и в двух краеведческих музеях Ломоносова, в архивах, опрашивали местных жителей, которые вспоминали рассказы своих родителей, работавших на этой дороге.
Фильм делится на три части – начальной точке трассы, середине и конечной.

Серия третья. Лисий Нос.
В Лисьем Носу и сейчас сохранился пирс, где проходила узкоколейка. И старая метеостанция, на которой работали молодые девушки – а снимать показания приборов в военные годы надо было каждый час, а не через три часа, как это делалось позднее. Территория эта до сих пор среди местных жителей носит название «секретка» (запретка), хотя война давно кончилась, да и воинские части, квартировавшие в этом районе позднее, давно покинули эти места.
Но сохранились военные фотографии, архивы, воспоминания, даже блокадный дневник одного из краснофлотцев. Все это собрано в местной школе – небольшому школьному музею может позавидовать даже профессиональный военный музей. А вот краеведческого музея, в котором была бы экспозиция, посвященная Малой Дороге жизни, там до сих пор нет.
Хотя тема эта давно интересует местных жителей – да и не только их. Любители военного туризма просто осаждают Лисий Нос и прилегающие районы, благо есть что посмотреть.
Подходящее помещение для краеведческого музея здесь тоже есть. Правда, как и многие объекты, брошенные военными на произвол судьбы, находится в печальном состоянии. Но в печальном – пока не в трагическом, его пока можно восстановить. За это пока никто не взялся.
А вот памятник там, где дорога выходила на берег, совсем недавно появился «Дорога мужества», установленный к 70-летию Победы. Автор – Виктор Новиков. В начале войны ему было 12 лет. На его долю выпали все тяготы блокады — голод, обстрелы, тяжелый труд рыбака… До открытия монумента он не дожил, работу завершал его ученик.
Потом была ленинградская Победа – 27 января 1944 года. Была Победа. Были годы, когда страна залечивала раны. Люди возвращались в свои города и села, начинали мирную жизнь. О многом нельзя было рассказывать еще и долгие годы спустя. Но сейчас уже можно. И многие страницы открываются – кстати, съемочная группа использовала далеко не все отснятые материалы. А некоторые темы подсказали и участники встречи – ведь научная история Ораниенбаумского плацдарма тоже пока еще не написана. Но это непременно произойдет, и очень скоро.
Ирина ПОЛЯКОВА

Источник

Именно через этот посёлок проходила знаменитая Малая дорога жизни. Зимой её путь проходил прямо по льду ладожского озера от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума. Летом же на её участке Финского залива были задействованы все имеющиеся в наличии маломерные суда, от военных катеров до рыбацких лодок.

Охраной трассы занимались посты ледово-дорожной службы. По этому участку эвакуировали людей из голодного Ленинграда. Многие из них были настолько ослаблены, что умирали ещё до прибытия в Лисий нос. Всех их хоронили на братской могиле Горского кладбища. Но многим всё-таки удавалось выбраться.

Многим нашим землякам эта дорога спасла жизнь и поэтому они по традиции каждый год собираются на праздничные мероприятия посвящённые снятию Блокады именно на мемориальных памятниках Лисьего Носа. Этот год не стал исключением. Сегодня здесь прошло торжественное мероприятие, на которое пришли те, для кого этот день не просто номинальная дата. Приятно, что среди участников мероприятия было очень много детей и подростков

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

P.S. Тогда в 1944-ом подвигом Ленинградцев восхищались во всём мире.

Президент США Франклин Рузвельт направил ленинградцам телеграмму в связи со снятием блокады:
«От имени народа Соединенных Штатов Америки, я преподношу эту грамоту Городу Ленинграду, как память его храбрым солдатам и его верным мужчинам, женщинам и детям, которые в условиях изоляции от своего народа захватчиками и несмотря на постоянные бомбардировки и бессчетные страдания от холода, голода и болезней успешно отстояли свой любимый город в критический период с 8 сентября 1941 до 18 января 1943 и, таким образом, продемонстрировали несокрушимый дух народа Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира противостоять силам агрессии.
Франклин Делано Рузвельт
Вашингтон».

памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Смотреть картинку памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Картинка про памятник в лисьем носу малой дороге жизни. Фото памятник в лисьем носу малой дороге жизни

А газета «Нью-Йорк Таймс» писала: «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь долгого времени ленинградцы. Их подвиг будет вписан в анналы истории как своего рода героический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народа России».

Сейчас спустя десятилетия мы снова возвращаемся к тем дням, чтобы отдать долг уважения и памяти тем, кто отстоял наш город.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *