отвечает за сохранность нарядов для актеров
Актуальные вопросы учета сценических костюмов в учреждении культуры
Нормы законодательства предписывают учитывать отдельные виды нефинансовых активов в особом порядке. Это относится, в частности, к сценическим костюмам, используемым в учреждениях культуры. В настоящей статье рассмотрим типичные вопросы практикующих специалистов по данной теме.
Сценическо-постановочные средства учреждений культуры представляют собой совокупность предметов материального оформления спектаклей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода. К сценическо-постановочным средствам относятся костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и др.). Такие правила предусмотрены разд. 1 Временных методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249 (далее – Рекомендации № 1249).
На каком счете следует учитывать сценические костюмы?
В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств.
Таким образом, сценические костюмы в большинстве случаев отвечают указанным признакам и должны учитываться на счете, предназначенном для учета основных средств. Причем сказанное относится ко всем элементам сценического костюма (в том числе обуви, головным уборам и т. п.).
Подчеркнем, что стоимость костюмов при этом значения не имеет. Так, по материалам проверки одного из учреждений специалисты контролирующих органов посчитали нарушением тот факт, что воротнички в количестве 15 штук и бескозырки в количестве 15 штук на сумму 3 750 руб. были поставлены на учет не в составе основных средств (на субсчете «Театральные и национальные костюмы, головные уборы»), а в составе мягкого инвентаря (см., например, отчет о проверке, размещенный на официальном сайте Суксунского района Пермского края http://www.suksun.ru/ (Ревизионная комиссия/Контрольные мероприятия/Отчет от 16.04.2015 № 1)).
Справедливости ради стоит отметить, что не всегда суды подобный вариант учета расценивают как нарушение. Так, по материалам одного из дел проверяющие настаивали на том, что учет сценических костюмов в материальных запасах образует состав правонарушения. Суды первой и аппеляционной инстанций полностью были на стороне учреждения, указав, что костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и пр.) относятся к сценическо-постановочным средствам театров и не учитываются в составе основных средств (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 № 17АП-4156/2010‑АК). Суд кассационной инстанции занял более осторожную позицию, указав, что возможность использования костюма на протяжения более 12 месяцев проверяющими не доказана и только поэтому нельзя говорить о нарушении, выразившемся в ненадлежащем учете основных средств (Постановление ФАС УО от 22.09.2010 № Ф09-7501/10‑С1 по делу № А60-63300/2009‑С9).
Вместе с тем подобных примеров судебного разрешения такой ситуации – единицы. Поэтому нежелание организовать учет основных средств сопряжено с рисками.
Согласно п. 53 Инструкции № 157н объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 20, 30, 40), и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. Актуальным является вопрос, на каком именно счете учитывать костюмы. Проверяющие рекомендуют в данной ситуации применять счета 0 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения», 0 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения». (См., например, информацию, размещенную на официальном сайте администрации муниципального образования Тигильского муниципального района http://www.tigil.ru/ (КСУ/Информация о проверках/Информация о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на обеспечение выполнения функций муниципального казенного учреждения культуры «Ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель»)).
К какому коду ОКОФ относятся сценические костюмы?
Классификатор ОКОФ (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359) содержит код 16 3696601 «Одежда сцены». Вместе с тем согласно Рекомендациям № 1249 термин «одежда сцены» (а точнее «дежурная одежда сцены») к сценическим костюмам не относится. К одежде сцены относится совокупность элементов, расположенных на всех планах и выполненных из ткани особого вида. Одежда сцены выполняет двойную функцию: и эстетическую, и техническую. Это театральный занавес, кулисы, арлекин.
Еще один вариант – относить костюмы к категории 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды)». Несмотря на указание «кроме одежды», сторонники данного подхода ссылаются на Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», содержащее ссылку на ОКОФ и включающее категорию 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды), включая театральные костюмы». Если не считать сценические костюмы одеждой в том смысле, в каком этот термин употребляется, например, по отношению к спецодежде, форменной одежде и проч., сценические костюмы можно отнести к категории 16 1721090 «Изделия текстильные швейные прочие».
На наш взгляд, последняя позиция является более обоснованной.
Нужно ли проставлять инвентарный номер на элементах костюмов?
Если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Отсутствие на основных средствах инвентарных номеров или ненадежно нанесенные инвентарные номера можно считать серьезным нарушением норм учета. Поэтому на сценических костюмах, включенных в состав основных средств, инвентарные номера должны быть. При этом, если инвентарные номера присвоены, но не нанесены, это также является нарушением (см., например, информацию по проверкам, опубликованную на официальном сайте Новошешминского муниципального района Республики Татарстан http://novosheshminsk.tatarstan.ru/ (О районе/Органы местного самоуправления/Контрольно-счетная палата/Отчет о работе/Отчет о проделанной работе за 2013 год)).
Номер можно нанести вышиванием или прикреплением жетона. Другие варианты нанесения номеров (например, краской) могут причинить вред костюму. Однако в разд. 4 Рекомендаций № 1249 они предусматриваются. В частности, сказано, что нанесение инвентарных номеров на сценическо-постановочные средства может производиться краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, вышиванием и т. п. – с тем, чтобы их не видел зритель, но легко мог найти работник театра.
Нужно ли выделять в учете костюмы, находящиеся в запасе?
В соответствии с разд. 1 Рекомендаций № 1249 бухгалтерский учет сценических костюмов должен обеспечить:
Поэтому каким‑либо образом выделять костюмы, находящиеся в запасе необходимо (например: путем введения отдельных субсчетов). Стоит отметить, что на сегодня отсутствуют материалы проверок деятельности учреждений, которые подтверждали бы, что контролирующие органы фиксируют отсутствие данного варианта организации учета как нарушение. Тем более, что доказать нахождение сценических костюмов в запасе может быть проблематично. Одни и те же костюмы могут использоваться сразу в нескольких мероприятиях.
Можно ли учитывать все элементы сценического костюма как одно основное средство?
В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Аналогичным образом в разд. 4 Рекомендаций № 1249 сказано, что отдельным объектом основных средств считается законченный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих отдельную работу.
На наш взгляд, к отдельным элементам сценического костюма это неприменимо, поскольку нет никаких препятствий для того, чтобы использовать их отдельно.
В каких случаях стоимость костюма будет увеличена?
В случае со сценическими костюмами бывает затруднительно принять решение, стоит ли в той или иной ситуации увеличивать отраженную в учете стоимость данного основного средства. Например: если учреждение приобретает бисер или кружево для украшения костюма, который уже числится в учете, у бухгалтера могут возникнуть сомнения при отражении данной операции.
Под достройкой понимается сооружение новых частей к основному средству. Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба. Поэтому о достройке речь может идти в случае учета такого основного средства, как объект недвижимого имущества.
Дооборудование – это дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Однако дооборудование применительно к сценическому костюму носит ироничный характер. Как правило, дооборудование приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств.
Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование основных средств, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей.
Таким образом, все из обозначенных выше случаев изменения стоимости основных средств мало применимы к сценическим костюмам. О достройке, дооборудовании, реконструкции или модернизации можно говорить, если в результате проведенных работ улучшаются или повышаются первоначальные показатели функционирования основного средства (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.).
Поэтому, на наш взгляд, первоначальная стоимость костюма будет изменяться крайне редко. Возвращаясь к обозначенному выше примеру, стоимость бисера или кружева, которые использовали для украшения сценического костюма, не должна увеличивать его первоначальную стоимость.
В заключение перечислим некоторые выводы, касающиеся особенностей учета сценических костюмов:
Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.
Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.
Ответы на игру CodyCross Группа 134
Находите правильные ответы и решения для кроссвордов в группе 134 раздела «Кулинарное искусство» в игре «CodyCross». На этой странице вы сможете посмотреть ответ для любого задания в группе 134.
Ответы на все пазлы в группе 134 «CodyCross»
Пазл 1
Долгосрочный кредит на покупку недвижимости
Ответ: ИПОТЕКА
Атрибут русских чаепитий родом из Тулы
Ответ: САМОВАР
Шутить над кем-то; точить нож
Ответ: ОСТРИТЬ
Длинный узкий плод у ванили или гороха
Ответ: СТРУЧОК
Временное расставание близких
Ответ: РАЗЛУКА
Имя актёра с фамилией Кейдж
Ответ: НИКОЛАС
Телевизионная программа «__ о рыбалке»
Ответ: ДИАЛОГИ
Шагающие друг за другом верблюды
Ответ: КАРАВАН
Отдельная комната для работника
Ответ: КАБИНЕТ
Поговорка гласит, что она бывает и на старуху
Ответ: ПРОРУХА
Игра с забиванием мяча в ворота руками
Ответ: ГАНДБОЛ
Украшение для запястья
Ответ: БРАСЛЕТ
С убийства в этом городе началась I мировая война
Ответ: САРАЕВО
Монеты из «Острова сокровищ»
Ответ: ПИАСТРЫ
Пазл 2
Крепкий алкогольный напиток из полыни
Ответ: АБСЕНТ
Истина, отсутствие лжи
Ответ: ПРАВДА
Солдатские сухие печенья
Ответ: ГАЛЕТЫ
Нагревание металла до жидкого состояния
Ответ: ПЛАВКА
Поговорка гласит, что «делу – время, а ей – час»
Ответ: ПОТЕХА
Эта крепость есть во многих старых городах России
Ответ: КРЕМЛЬ
Тот, кто не любит делиться чем-либо
Ответ: ЖАДИНА
Предприниматель, занимающийся сельским хозяйством
Ответ: ФЕРМЕР
Финансовая польза; личный интерес
Ответ: ВЫГОДА
Жидкая составляющая крови
Ответ: ПЛАЗМА
Детская игра __-разбойники
Ответ: КАЗАКИ
Пазл 3
Комик из телепередачи «Наша Russia» Михаил __
Ответ: ГАЛУСТЯН
Военный суд
Ответ: ТРИБУНАЛ
Соотечественники одной национальности за рубежом
Ответ: ДИАСПОРА
Отвечает за сохранность нарядов для актёров
Ответ: КОСТЮМЕР
Мясо лесного секача
Ответ: КАБАНИНА
Путешествующий богомолец
Ответ: ПАЛОМНИК
Тонизирующее растение, популярное в Китае
Ответ: ЖЕНЬШЕНЬ
Прохлада, чистота
Ответ: СВЕЖЕСТЬ
Порода собак малая итальянская борзая
Ответ: ЛЕВРЕТКА
Помещение для хранения одежды
Ответ: ГАРДЕРОБ
Мультфильм «Возвращение __ попугая»
Ответ: БЛУДНОГО
Злая колдунья из «Волшебника Изумрудного города»
Ответ: БАСТИНДА
«__ в кулак» означает быть без денег
Ответ: СВИСТЕТЬ
Пазл 4
Очки, часы, браслет или платок одним словом
Ответ: АКСЕССУАР
Ломтики этого фрукта образуют звёздочки
Ответ: КАРАМБОЛА
Садовая ягода с раскраской как у арбуза
Ответ: КРЫЖОВНИК
Обжалование судебного решения
Ответ: АПЕЛЛЯЦИЯ
Отрезок клеёнки, отделяющий моющегося в ванне
Ответ: ЗАНАВЕСКА
Вежливость и галантность
Ответ: УЧТИВОСТЬ
Понятный для всех, не требующий объяснений
Ответ: ОЧЕВИДНЫЙ
Им вытираются после купания
Ответ: ПОЛОТЕНЦЕ
Советский «супермаркет»
Ответ: УНИВЕРСАМ
Соотечественница Штрауса
Ответ: АВСТРИЙКА
Водонепроницаемая перегородка внутри корабля
Ответ: ПЕРЕБОРКА
Документ о залоге в ломбарде
Ответ: ЗАКЛАДНАЯ
Этот деревянный конь стал символом подвоха (прил.)
Ответ: ТРОЯНСКИЙ
Придание фортепиано правильного звучания
Ответ: НАСТРОЙКА
Первая деревня, где Чичиков скупал мёртвые души
Ответ: МАНИЛОВКА
Небольшой домашний попугай, часто зелёного цвета
Ответ: ВОЛНИСТЫЙ
Алопеция по-простому
Ответ: ОБЛЫСЕНИЕ
Пазл 5
Острый перечный соус родом из Мексики
Ответ: ТАБАСКО
Блюдо из улиток
Ответ: ЭСКАРГО
Прошлое человечества; школьный предмет
Ответ: ИСТОРИЯ
Слова песни Газманова «Ты __, я моряк»
Ответ: МОРЯЧКА
Городской электротранспорт на рельсах
Ответ: ТРАМВАЙ
Сварливая героиня из сказки о золотой рыбке
Ответ: СТАРУХА
Артист, выступающий под куполом цирка
Ответ: ГИМНАСТ
Повреждение целостности кости
Ответ: ПЕРЕЛОМ
Источник полезных ресурсов
Ответ: КЛАДЕЗЬ
Тюремная камера в крепости
Ответ: КАЗЕМАТ
Уход за ногтями на пальцах рук
Ответ: МАНИКЮР
Осмысленное высказывание, ставшее крылатым
Ответ: АФОРИЗМ
Искусственный водоём для плавания
Ответ: БАССЕЙН
Метёт двор и убирает снег
Ответ: ДВОРНИК
Птица, известная своим огромным клювом
Ответ: ПЕЛИКАН
Знаменитый китайский монастырь боевых искусств
Ответ: ШАОЛИНЬ
Основатель финансовой пирамиды «МММ»
Ответ: МАВРОДИ
Костюмер – это ответственный за сценические наряды
Костюмера никогда не увидишь ни в кадре, ни на сцене, его фамилия в числе последних значится в титрах. И никто не задумывается, сколько труда вложено в каждую складочку платья, которое хотя бы мелькнуло в эпизоде фильма.
Костюмер – это работник театра или киностудии, отвечающий за сохранность костюмов и реквизита, а также за подготовку их к спектаклям или съемкам.
История профессии
Театральные постановки являются развитием древних мистерий и религиозных культов. Очень долго ни каких специальных сценических костюмов не существовало, так как театральные труппы были в основном бродячими. С возникновением первых театров современного типа и распространением театрального искусства во времена Ренессанса в XV-XVI веках представления стали более сложными и костюмированными, актеры переодевались по ходу спектакля. Поэтому нужны были люди, которые помогали бы актерам надевать нужные наряды, а также чинили бы и сберегали бы их. Теперь эта профессия – обязательный элемент театрального дела и ни один театр не может обойтись без костюмера.
Описание и характеристика профессии
Основными местами работы костюмеров являются учреждения культуры, в частности:
Некоторые квалифицированные специалисты работают со звездами эстрады, помогая готовить к выступлению певца, его бэк-вокалистов и балет.
Костюмер несет ответственность за сценические наряды на всех этапах. Туалеты сберегаются в костюмерном цеху, это и есть непосредственное место работы специалиста.
Каждый костюм шьется под конкретного актера, поэтому в цеху все наряды должны быть систематизированы, занесены в опись и правильно развешены, снабжены бирками или ярлыками.
Для каждой роли есть определенный наряд, состоящий из верхней одежды, нижнего белья, обуви, головного убора, мелких аксессуаров (пояс, перчатки, платок). Костюмер за час-два до начала представления или накануне проверяет, полный ли комплект в наличии, гладит вещи и несет их в гримерку актера. После спектакля костюмер возвращает костюм на его место, проверив комплектность.
Некоторые туалеты настолько сложны, что самостоятельно надеть их актер не сможет, поэтому костюмер должен помогать ему. Чтобы создать полноценный образ, костюм дополняется предметами реквизита и гримом, поэтому костюмеру приходится сотрудничать с реквизитором и гримером. Также костюмер помогает актерам менять туалеты по ходу выступления, иногда это необходимо делать за одну-две минуты. Число переодеваний зависит от сложности постановки и количества действующих лиц.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Профессия костюмера не предполагает получения специального образования, достаточно просто иметь школьный аттестат и обладать необходимыми для этой работы качествами и навыками. Но для работы в крупных театрах с широким и разнообразным репертуаром могут потребоваться более глубокие познания. Их дает обучение в училище по специальности «театрально-декорационное искусство».
Для получения среднего специального образования по направлению «театрально-декорационное искусство» поступают в Театральный художественно-технический колледж (г. Москва). Там готовят специалистов по программе «Художественно-костюмерное оформление спектакля». Этой специальности можно учиться в Московском колледже музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской.
Образование более высокого уровня по направлениям «художник по костюмам» или «дизайн костюма» дает учеба в одном из вузов, готовящих кадры для учреждений культуры, как то:
Профессиональные обязанности
В обязанности костюмера входит выполнение таких работ:
Если сотрудник имеет необходимое образование и навыки, его могут привлекать к разработке новых художественных образов и оформления сцены.
Кому подходит
Этот вид деятельности лучше всего подходит женщинам, хотя иногда в костюмерном цеху можно встретить и мужчину. Костюмер должен обладать дисциплинированностью, ответственностью и трудолюбием, способностью работать в коллективе в обстановке цейтнота.
Необходимые профессиональные навыки и умения:
И разумеется, не обойтись без искреннего интереса к своему делу. Зачастую в костюмеры идут люди, которые с детства мечтали попасть в сферу искусства и желали стать ее частью хотя бы и с «черного хода», не имея специального образования.
Заработная плата
Зарабатывают костюмеры немного, обычно в пределах 15-30 тысяч рублей в месяц. В провинциальных Домах культуры могут платить и меньше, а в крупных столичных театрах зарплата квалифицированных опытных сотрудников может достигать 40 тысяч рублей.
Как построить карьеру
Данная профессия не предполагает карьерного роста, в основном это физический труд. Тарифная сетка определяет для костюмера разряды со 2 по 6, соответственно увеличивается и заработная плата. Чтобы расширить сферу своей деятельности, сотруднику нужно получать дополнительное образование.
Перспективы профессии
Данная специальность относится к числу редких и мало востребованных. В провинции устроиться на эту должность непросто из-за относительно небольшого количества работодателей. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах выбор шире, но и требования к кандидатам гораздо строже. К плюсам работы можно отнести возможность непосредственного общения со звездами театра, кино или эстрады.
Отзывы, комментарии и обсуждения
Ковалева Ольга Владимировна
Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».
Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.
Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.
Костюмер
Это преимущественно женская профессия, но встречаются в ней и мужчины. Костюмер работает в костюмерном цеху. Он следит за чистотой костюмов, их сохранностью.
Костюмер – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.
Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.
Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.
После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.
Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.
Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.
Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.
При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.
Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.
Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.
Рабочее место
Театры, кино- и телестудии, филармонии. Костюмер может состоять в коллективе какого-либо шоумена (певца, музыканта и т.п.), сопровождая его на всех выступлениях, в том числе и на гастролях.
Оплата труда
Зарплата костюмера на 01.10.2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Компании, где можно работать костюмером
Важные качества
Костюмеру необходим художественный вкус, ответственность, трудолюбие, интерес к той сфере искусства (тетра, кино и пр.), в которой он работает.
Знания и навыки
Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.
Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.