оценка фактов хозяйственной жизни
Факт хозяйственной жизни – это такая составная часть процесса хозяйствования организации, которая позволяет фирме подтвердить средства в наличии или менять их. Кроме того, факты связаны с источниками средств компании, источниками источников. В некоторых случаях связь есть со всеми тремя аспектами, иногда с двумя или только одним. Практика регистрации фактов хозяйственной жизни позволяет держать деятельность фирмы под контролем.
Бухгалтерия и факты
Бухгалтер, ответственный за факты хозяйственной жизни, должен точно ориентироваться в особенностях вопроса. Так, правильное ведение бухгалтерии предполагает разделение на три крупные категории. Это следующие типы фактов хозяйственной жизни:
Примеры: состояние – это факт наличия материала, действие – это приобретение, продажа материала, событие – это сообщение о произошедшей краже материала. Примеры упрощённые, но отражают суть деления на группы.
Значение, смысл и учет
Каждый из перечисленных фактов тогда становится значимым для бухгалтерского учета, когда имеет место правильность оформления факта хозяйственной жизни бумажной документацией по образцам, введённым внутри предприятия. Принцип довольно жёсткий – есть факт, когда есть документация, подтверждающая факт; нет – тогда и самого факта нет как такового. Это приводит к тому, что в организации факты хозяйственной жизни как таковой не учитываются, вместо него производится учет данных, известных из официальной документации.
Бухгалтерия вообще представляет собой большую теоретическую конструкцию, и ее содержание зависит не только от настоящего компании, но и от задач, поставленных на будущее. Поэтому отражение фактов хозяйственной жизни в бухучете потоком позволяет составить корректное представление о процессе хозяйствования и спрогнозировать перспективы организации. Из ведущегося бухгалтерией учета следует, в соответствии с какими нормами нужно организовать рабочий процесс компании. При этом ответственные за оформление факта хозяйственной жизни работники так ведут учетную систему, чтобы соблюдались правила, принципы регистрации.
Ведем учет правильно
Правильное отражение факта хозяйственной жизни – это такое, когда информация зафиксирована и подтверждена официальной документацией. Есть некоторый минимальный объем информации, подлежащий регистрации по установленным правилам. Он следует из нормативных документов, принятых на федеральном, региональном уровне и на уровне самой компании. Необходимо учитывать также предписания административного состава организации.
Подобный подход к контролю фактов хозяйственной жизни позволяет разделять управленческий инициативный бухгалтерский учет, обязательный финансовый. При этом факты, не требующие отражения, регистрироваться не должны.
Условие и правила
По умолчанию считается, что ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни всю информацию в систему учета вносит верно. Это условие считается категорически важным, из него следует соответствие действующим юридическим нормативам. В то же время нельзя быть уверенным на 100 %, что информация точно, адекватно показывает процесс хозяйствования организации, поскольку возможны определённые ошибки, включая спровоцированные человеческим фактором.
Учет фактов хозяйственной жизни – это логика действий, производимых в строгом соответствии с документацией, поданной бухгалтеру ответственными лицами. Бумаги бывают ошибочными, преднамеренно сфальсифицированными, что приведет к некорректному учету.
Нужно помнить!
По умолчанию недопустимо, чтобы имущество во владении компании применялось бесхозяйственно. Также недопустимы кражи, хищения. Это правило считается нормативным, на практике ситуация крайне редко обстоит столь радужно. Иные предполагают, что при точном соблюдении условий хозяйствования и честности работы бухгалтерский учет вовсе стал бы лишним мероприятием. В настоящих условиях он ведется таким образом, чтобы учитывать возможные неприятные моменты, в том числе учет фактов хозяйственной жизни «событий».
Управленческий состав должен принимать решения, важные для компании, ориентируясь на состояние дел внутри фирмы. Сделать о нем выводы можно из учета фактов хозяйственной жизни. И все же решение может оказаться неразумным, неэффективным, нецелесообразным в сложившейся обстановке. Осознание такой ситуации помогает держать под контролем функционирование компании и своевременно принимать корректирующие обстановку решения. Об их необходимости можно делать выводы, ориентируясь на информацию, подаваемую бухгалтерией.
Точность как залог успеха
Одна из самых важных задач бухгалтерии связана с корректным оформлением фактов хозяйственной жизни. Если происходит расхождение реальной обстановки и информации, представленной в бухгалтерской системе, нужно найти причины случившегося и срочно исправить положение. В то же время нужно учитывать, что бухгалтерия зачастую ведет учет фактов хозяйственной жизни, ориентируясь на плановые показатели, в то время как на производстве происходит реальный процесс, отставание от плана или опережение его. Это означает, что учет должен соответствовать реальности, но без фанатизма.
Принимать решения по управлению компанией представляется разумным с учетом данных, содержащиеся в базах бухгалтерии. Практика показывает: чем больше руководство компаний опирается на бухучет, тем эффективнее становится работа бухгалтеров. В то же время компании, в которых управленческие решения принимают, не обращая внимание на оформление фактов хозяйственной жизни и не учитывая поступающие из бухгалтерии данные, фактически содержат отдел, впустую тратящий ресурсы организации. При этом как непреложное правило нужно установить: данные, подаваемые бухгалтерией, нужно проверять.
Контроль над всем
Чем лучше реализуется принцип контроля над всеми отделами, над всеми данными внутри компании, тем лучше работает организация. Касаемо фактов хозяйственной жизни это выглядит следующим образом: необходимо четко отслеживать корректность, правдивость всей поступающей информации, проверять ее и своевременно выявлять ошибки и подлоги. Только в этом случае организация сможет работать успешно, развиваться быстро.
Если удается реализовать на практике перечисленные особенности учета фактов хоз. жизни организации, тогда можно не сомневаться, бухгалтерия, а через нее руководители организации в любой момент будут иметь полный доступ как к средствам для хозяйствования, так и к данным о том, откуда и как они сформировались. Каждый бухгалтер организации должен иметь общее представление о фактах хозяйственной жизни организации. Специализация отдельного сотрудника позволит ему более точно охватывать доверенную область, так как анализ производится с учетом общего положения в компании. Дополнительно учет корректнее, если ведущий его специалист ориентируется в математике, экономике, правовых дисциплинах. Глубокие знания в этих областях позволяют понимать факты хозяйственной жизни, делать прогнозы и производить анализ.
Источники и категории источников
Бухгалтерский учет предполагает до некоторой степени изучение ценностей и их источников, но гораздо большее внимание уделяет категориям. Как известно, бывают:
Для бухучета в заданную секунду хоздеятельность организации – это такая неподвижная картина, мгновенная, включающая в себя большое число фактов хозяйственной жизни. Конкретному пользователю вся эта картина обычно видится только фактами, связанными между собой.
Пример: в кассе фирмы есть 1 000 рублей. Для бухгалтерского учета, для пользователя, производящего анализ системы, имеет значение факт того, что деньги есть. Этот факт подтверждается соответствующей бумагой. Из него следует, что один из сотрудников ответственен за средства перед компанией.
В то же время отражение в бухгалтерском учете не данных о факте, а непосредственно факта сделало бы систему неактуальной, неадекватной, не соответствующей действительности. Многочисленные эксперименты с бухгалтерским учетом позволили прийти к заключению, что именно принятый нынче вариант оформления и учета работы компании позволяет получать наиболее корректное представление о состоянии дел в компании и о будущем организации.
Реально или нет?
Если учет фактов хозяйственной жизни организован опытным, профессиональным бухгалтером, тогда фиксация производится не для галочки, но с конкретными целями. Бухгалтерия учитывает, что данные о фактах активны относительно фактов, и учет не должен просто воспроизводить реальность внутри компании. Вместо этого бухгалтеры должны отбирать такие моменты, которые связаны с важной информацией, и передавать данные о них управляющему составу.
Своевременно ли?
Точность, своевременность бухгалтерского учета в целом и предоставления информации в частности зависят от того, с какими целями производится контроль ситуации. Не нужно (да и нельзя) в подробностях описывать всякий без исключения факт хозяйственной жизни, так как это создаст избыток ненужной информации в базах данных, что не позволит оперативно получать доступ к действительно важной информации. Нужно помнить, что невозможно фиксировать в бухучете факт хозяйственной жизни ровно в тот момент, когда он возник. Временной промежуток, отличающий моменты появления, регистрации называют лагом.
Чем более точные данные нужно получить о некотором факте хозяйственной жизни, тем больший лаг позволителен. Оперативные данные, в свою очередь, мало соответствуют реальному положению дел.
Факты: состояние
К этой категории относится информация, отражающая состояние объекта. Констатация обычно выявляется при инвентаризации. Так, в ходе такой проверки можно установить, что компания владеет зданием, оцененным в пять миллионов, на него оформлены все бумаги, из которых следует, что фирма – единственный собственник.
Каждый факт состоит из нескольких слоев. В нашем примере первый слой предполагает констатацию наличия здания. Никакой оценки не производится, главная задача – обнаружение материального объекта. Чтобы понять, сколько объект стоит, придется опуститься на второй слой. Он посвящен денежному выражению, при этом оценка может производиться остаточная, текущая, на момент покупки или связанная с восстановлением. Следующий слой – третий, отражающий владельца, собственника. На четвертом представлены данные о правовых отношениях между владельцем объекта и хранителем, которого может представлять администрация организации или некоторые иные лица.
На пятом декларируют отношения пользователя, управленцев объекта. Шестой отражает информативность. Рост этого показателя, измеряемого битами, отражает отличие фактического остатка от учетного. Наконец, седьмой отражает дату покупки, длительность эксплуатационного периода. Он свойственен состоянию, если нужно вычислить оборачиваемость привлекшего внимание руководящего состава объекта. Для этого слоя довольно типичная ситуация, когда запасы товаров в системе присутствуют в количестве дней.
Факты: действие
Простейший пример такой категории фактов можно описать следующим образом: из первичной документации следует, что привезено, оприходовано 100 кг по 30 рублей, предположим, муки. Общая сумма сделки составила три тысячи. Дополнительно привезли еще центнер сахара, каждый килограмм которого стоил 26 рублей, то есть суммарно это стоило 2 600. Общая стоимость поступившего товара – 5 600 рублей. Этот факт принадлежит к категории действие.
На первом слое – количество килограмм, тип продукции, поступившей на склад. Второй оценивает неоплаченные товары, а если они оплачены, тогда контролирует уменьшение объема денег в распоряжении организации с одновременным увеличением материальных запасов.
Структура, слои: что дальше?
На третьем можно найти данные об имуществе, которым владеет компания. Таковое не увеличивается, если за позиции заплатили до поступления, в момент, когда их привезли. Оплата еще не произошла, значит, увеличение происходит на 5 600 руб. Возникают правовые отношения. Их отражению посвящен четвертый слой факта-действия. Рассматриваются те отношения, которые возникают между покупателем, поставщиком. Покупатель, к примеру, наращивает долг, так как берет на себя обязательство по оплате, со временем будет должен направить поставщику 5 600 рублей.
На пятом слое отражают иерархию правоотношений работников, администрации организации. На основании этой системы бухгалтер может понять, кто и за что несет материальную ответственность. Конкретное ответственное лицо получает больший объем материалов, которые нужно хранить и за которые придется отчитаться. Сумма одновременно прибавляется к административной ответственности перед владельцами. Аналогично возрастает право требования владельца перед управленцами фирмы.
Шестой уровень – аналитика, отражающая соотношение ожидаемого, фактического поступления. Например, ожидаемое – поступление товаров на сумму лишь 2 800, тогда информативность – 5 600 к 2 800.
На седьмом слое можно понять происходящее при анализе временных промежутков. Так, если каждый день со склада в производство отпускается продукция на 560 рублей, тогда имеющихся запасов хватит на десять рабочих дней.
Факты: событие
Предположим, в ходе пожара произошло уничтожение склада, оцененного в пять миллионов. На первом слое учитывают, что имущество уменьшилось, но не оценивают потери. Второй посвящен финансовой оценке произошедшего и подтверждается документами. На третьем можно понять, что имущество стало меньше, закончились права на пятимиллионный объект. Четвертый слой призван отразить: материально-ответственные лица перед управленцами несут ответственность, меньшую, чем раньше, на пять миллионов. Аналогично сокращается ответственность перед собственником у управленцев организации. Впрочем, это работает только тогда, когда у вышестоящей должности нет претензий к ответственным ниже рангом.
При возникновении претензий принято сохранять имущественные отношения по-прежнему, поскольку вместо имущества выступает дебиторская задолженность. Виноватое лицо может признать долг и оплатить его, что приведет к сохранению имущественных прав в прежней мере, но поменяется структура, место дебита займут деньги. При уничтожении в пожаре застрахованного объекта страховщик становится дебитором.
На пятом слое оценивают материальную ответственность, фиксируют ее уменьшение в случае наличия или отсутствия претензий. Если объект застраховали либо нашли виноватого, тогда пятый слой аналогичен четвертому. Шестой слой для описываемого приема информативен, если, конечно, здание сгорело не по инициативе собственника или управленцев. Седьмого слоя в такой иерархии нет в принципе.
Факт хозяйственной жизни, оправдательный документ и первичка
Документооборот и первичные документы в бухучете
Основа документооборота – первичные учетные документы.
На каждый факт хозяйственной жизни нужно оформлять первичный учетный документ (часть 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Факт хозяйственной жизни означает сделку, событие, операцию, которые оказывают (или способны оказать влияние) на финансовое положение, финансовый результат, движение денежных средств компании (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ).
Какие документы подтверждают факты хозяйственной жизни
Закон о бухучете требует, чтобы документы, подтверждающий факт хозяйственной жизни, был составлен в момент его совершения или непосредственно после его окончания.
Документы бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021
Обратимся к новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Он вводит такие основные понятия, как документы бухгалтерского учета и документооборот в бухгалтерском учете.
Новый ФСБУ 27/2021 вводит также новое понятие бухучета – «оправдательный документ».
Что означает эта мудреная формулировка?
Оправдательный документ
При этом в нем содержатся реквизиты, которые не требуются в бухгалтерском учете, но нужны для оформления гражданско-правовых отношений. Например, в акте приемки-передачи ценностей предусмотрены подписи представителей контрагента, удостоверяющие передачу ценностей.
Вот типичные оправдательные документы:
Таким образом, первичные учетные документы могут составляться на основе оправдательных.
Если же оправдательные документы содержат все обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные частью 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете», то их можно использовать в качестве первичных документов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Если подсчитать по Главной книге обороты и сальдо синтетических или, как их больше любят называть, балансовых счетов, то можно будет получить абсолютно точные, в юридическом смысле, результаты. Но бухгалтер должен руководствоваться требованием приоритета содержания перед формой (п. 7 ПБУ 1/98) и, следовательно, юридическому формализму должен противопоставить реальное экономическое содержание, т.е. он, бухгалтер, должен понять, насколько за безупречными в юридическом смысле числами стоят реальные ценности.
Что это значит
Что такое условный факт
Величина иска, которая указана в исковом заявлении, считается условным фактом. Официально он определяется так:
Выдержка из документа
Условным фактом хозяйственной жизни является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной жизни, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
Деятельность или жизнь
В действующих ПБУ всегда применяются три слова: факты хозяйственной деятельности. Это не верно, ибо нельзя растраты, хищения, потери от стихийных бедствий и т.п. считать хозяйственной деятельностью, но их, безусловно, надо признать неотъемлемой частью хозяйственной жизни. Поэтому в фина России»Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу» фраза «факт хозяйственной деятельности» заменено на «факт хозяйственной жизни». Это позволило в данной статье исправить цитату (п. 3 ПБУ 8/01).
СПОД и условные факты
Эти две категории близки друг другу и на Западе обычно регулируются одним стандартом. В нашей стране используют стандарты разные, что имеет под собой достаточное основание.
Примеры фактов
Условные факты могут быть истолкованы в узком и широком смысле.
ПБУ 8/01 исходит из первой трактовки и относит к ним только те факты, относительно которых неизвестна величина. Сюда входят, помимо приведенного случая:
а) события, связанные с потерями по выданным гарантиям: предоставленным до отчетной даты;
б) возможные компенсации, обусловленные возникновением договорных и деликтных, связанных с возмещением вреда, обязательств;
в) компенсации по гарантийному ремонту и претензиями по качеству поставляемых товаров и оказанных услуг.
В широком смысле условны все или почти все факты бухгалтерского учета. И в пункте 3 ПБУ 8/01 специально оговаривается, какие факты не относятся к условным. Здесь фигурируют колебания стоимости материально-производственных запасов и ценных бумаг и другие аналогичные случаи.
Приведенные примеры напоминают условные факты в узком смысле из-за некоторой неопределенности их оценки, однако эта неопределенность весьма незначительна, так как на 31 декабря (критическая дата) установить уровень рыночных цен и многих ценных бумаг существенно легче, чем оценить сомнительную дебиторскую задолженность. В приложении к ПБУ 8/01 приводится табличка, как оценивать вероятность условного факта, но она носит чисто теоретический характер и мало чем может помочь практикующему бухгалтеру, который должен опираться на свои знания и интуицию.
Существенность
В сущности, как уже было отмечено, все факты хозяйственной жизни в той или иной степени условны. Отсюда перед бухгалтером возникает проблема: или отражать все факты, или только некоторые. Известная на Западе и входящая у нас потихоньку в жизнь доктрина достоверного и добросовестного взгляда предполагает, что бухгалтеру следует отразить в учете только существенные (значимые) факты. И тут возникает перед главбухом проблема: что, существенно, а что несущественно. Как различить и как разделить.
Похожие задачи решали древние греки: сколько камней надо сложить вместе, чтобы была куча? Или более актуальная тема: сколько волос должно остаться на голове, чтобы человек считался лысым?
Вот такого типа задачи, только содержащие большой имущественный риск, и принес нам ветер с Запада.
Приняв определенный условный факт за существенный, бухгалтер отражает его по принятому сейчас порядку (п. 7 ПБУ 8/01) не на счетах бухгалтерского учета, а только в пояснительной записке, где, конечно, существенные условные факты должны быть описаны с указанием возможной вероятности их реальных значений.
Риск и резервирование
Поэтому пункт 8 ПБУ 8/01 неслучайно требует, чтобы резервировались только те обязательства, величина которых «может быть достаточно обоснованно оценена».
Оценка
При этом следует оценивать каждый условный факт отдельно, правда, одинаковые по значению факты можно оценивать в совокупности (п. 16 ПБУ 8/01).
Теория и практика
Для многих наших коллег это оказалось слишком необычным, и почти все наши бухгалтеры ПБУ 7/98 и ПБУ 8/01 игнорируют, что, конечно, нарушает действующие юридические нормы, искажает отчетность и вводит в заблуждение многих пользователей отчетности. Это мнение профессора, и оно неизменно, но если бы мне пришлось работать бухгалтером самому, то, скорее всего, я постарался бы поступать так, как поступают люди практики, ибо работа прибавляется, ответственность возрастает, а заработная плата остается неизменной. В отчетность же вносится слишком много субъективизма, который создает больше проблем и меньше ясности.
Итоги
Новая жизнь фактов хозяйственной жизни
Факт хозяйственной жизни является предметом определения двух статей Закона 2011 года. Это понятие включено в перечень статьи 3 Закона, а также факт хозяйственной жизни определен статьей 5 Закона как объект бухгалтерского учета № 1.
Факт хозяйственной жизни: «нормативная предыстория»
В российском законодательстве о бухгалтерском учете категория «факт хозяйственной жизни» появляется впервые как в части им определяемых понятий (то есть Закон теперь говорит нам о том, что такое факт хозяйственной жизни с точки зрения бухгалтерского законодательства), так и как законодательно определяемый предмет учета. Иными словами, согласно Закону 2011 года, бухгалтер отражает в учете факты хозяйственной жизни организаций.
Несмотря на всю новизну этих положений Закона 2011 года, термин «факт хозяйственной жизни» возник не из «ниоткуда». Эта категория, вошедшая в «законодательный лексикон» из отечественной теории бухгалтерского учета, за последние годы претерпела определенную эволюцию в российских нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету.
Важным шагом в развитии современной практики бухгалтерского учета в России стал выход в 1992 году Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 20.03.1992 № 10.
Объектом бухгалтерского учета в этом документе определялись «имущество, обязательства и хозяйственные операции» «предприятий и учреждений» (п.1 Положения). При этом, говоря об обязательности документального подтверждения учетных записей, Положение устанавливало, что «основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции» (п.7 Положения). Таким образом, объект учета определялся как хозяйственные операции с имуществом и обязательствами и факты совершения этих операций, подтверждаемые первичными документами, и должны были фиксироваться бухгалтерами.
Термин «факт хозяйственной жизни» впервые появился в «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. В данном документе, в частности, говорилось о необходимости «при определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров» обращать «особое внимани. на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита» (п. 2.5 Концепции).
И вот понятие «факт хозяйственной жизни» получает определение в новом законе. Согласно статье 3 Закона 2011 года,
Давайте посмотрим, что означает понятие «факт хозяйственной жизни» именно в трактовке Закона 2011 года.
Факт хозяйственной жизни: законодательное определение категории
Любопытно, что посвятив отдельную статью определениям «основных» для своих норм понятий, здесь Закон использует исключительно понятия им неопределенные. При этом часть из элементов рассматриваемого нами определения служит предметом иных отраслей права, и, следовательно, не получив специального определения в Законе 2011 года, эти элементы должны использоваться именно в соответствующем значении.
Прежде всего, это касается понятия «сделка». Что есть «сделка», Закон 2011 года не определяет, следовательно, здесь мы должны руководствоваться определением ГК РФ. Согласно статье 153 ГК РФ «сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». При этом статьей 154 ГК РФ устанавливается, что «сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними». Согласно подпунктам 2 и 3 статьи 154 ГК РФ «односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка)».
Событие не есть сделка, событие не зависит от воли участников экономических отношений. Понятие «событие» ГК РФ специально не определяет. Данный термин мы встречаем только в статье 190 части первой ГК РФ, посвященной «определению сроков». Согласно ГК РФ, «срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить». Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет событие как «то, что произошло» ([1], стр. 659). Употребление этого понятия обособленно от терминов «сделка», «действие» и т. п. указывает на его значение именно как независящего от воли лица, ведущего учет и/или его представителей. Сюда можно отнести какие-либо бедствия, например, пожар, наводнение и т. п., течение сроков, например, истечение срока исковой давности и т. п.
Согласно закону перечисленные нами факты, то есть сделки, события и операции только тогда могут рассматриваться как факты хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, когда они «оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств».
Чтобы понять, что означает это условие, нам следует обратиться к определению, которое дает рассматриваемый нами Закон 2011 года бухгалтерскому учету.
Иными словами, формирование информации о предусмотренных законом объектах имеет смысл только для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно пункту 1 статьи 13 Закона 2011 года,
«бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений».
«годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним».
Вернемся к определению факта хозяйственной жизни. Процитированные нами выше нормы закона указывают на то, что любые сделки, события и операции только тогда могут рассматриваться как факты хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, когда они способны повлиять на содержание ее бухгалтерской отчетности. Содержание бухгалтерской отчетности организаций задается действующими регулятивами. И, следовательно, определяя содержание бухгалтерской отчетности, органы, регулирующие учетную практику, определяют и предмет бухгалтерского учета, задавая тем самым рамки бухгалтерской (финансовой) информации, получаемой заинтересованными пользователями отчетных данных.
Это чрезвычайно важный момент для понимания возможностей современной бухгалтерии по представлению информации о хозяйствующих субъектах. И здесь нам не обойтись без того, чтобы не совершить небольшой экскурс в теорию вопроса.
Факт хозяйственной жизни в теории бухгалтерского учета
Однако нас интересует не столько формулировка термина, сколько его смысловое определение.
В 1981 году в работе «АСУ и проблемы теории бухгалтерского учета» В.Ф. Палий и Я.В. Соколов определили бухгалтерский учет как «систему наблюдения, измерения и классификации фактов хозяйственной деятельности, которая обобщает и передает информацию для управления хозяйственными процессами» ([3], стр. 23). При этом, специально не определяя понятие факта хозяйственной деятельности, авторы ограничились указанием на то, что «чаще всего в качестве факта хозяйственной деятельности мы принимаем хозяйственную операцию» ([3], стр. 5).
Более позднее определение понятия «факт хозяйственной жизни», которое дал Я.В. Соколов, утратило отмеченный нами акцент на отражение в учете лишь части хозяйственных фактов, но усилило заданность того, что находит отражение в бухгалтерском учете, балансовой моделью экономического субъекта.
В 2000 году в своей книге «Основы теории бухгалтерского учета» Я.В. Соколов написал: «факт хозяйственной жизни есть элементарный момент хозяйственного процесса, изменяющий или подтверждающий состав средств предприятия или их источников или средств и источников одновременно» ([5], стр. 85). Эта же редакция определения была сохранена Я.В. Соколовым и в книге «Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни» ([6], стр. 11).
Что отражает и что не отражает бухгалтерская отчетность?
следует говорить о хозяйственных (экономических) фактах в целом как о действиях и/или событиях, способных изменить положение дел фирмы и/или мнение о нем заинтересованных лиц и фактах хозяйственной жизни как части хозяйственных (экономических) фактов, отражаемых в бухгалтерском учете в целях формирования бухгалтерской отчетности.
Понимая, таким образом, ограниченность текущих возможностей бухгалтерской отчетности, мы можем адекватно оценивать содержащуюся в ней информацию, не питая иллюзий относительно «всеохватности» учетных данных. И очень важно то, что эта характеристика бухгалтерской отчетности подчеркивается Законом 2011 года в определении категории «факт хозяйственной жизни».
Заданность предмета бухгалтерского учета набором финансовых моделей фирмы, представляющих ее финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств, то есть элементами бухгалтерской отчетности, находит отражение и в определении перечня объектов бухгалтерского учета статьей 5 Закона 2011 года. Об этом наша следующая статья.