отрочество особая пора жизни 6 класс обществознание
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 4. Отрочество – особая пора
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (ранее назывался отрочеством).
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту.
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Основных возрастных ступеней шесть:
Новорожденные – до 4х недель;
Грудной период – от 4 недель до 1 года;
Раннее детство – 1–3 года;
Дошкольный возраст – 3 года – 6–7 лет;
Младший школьный возраст – 6–7 – 10–12 лет.
Также отдельно выделяют категорию Долгожители (от 90 и старше).
В разные исторические эпохи продолжительность жизни людей была различна. По мнению ученых продолжительность жизни первобытных людей составляла приблизительно 25 – 30 лет. Приблизительно такой же была она и в Эпоху Средневековья.
Связано это с плохим развитием медицины, огромным количеством войн и высоким уровнем детской смертности. Соответственно в Новое время продолжительность жизни постепенно начала увеличиваться до 40 – 45 лет. В Новейшее время, эпоху инновационных технологий и развития медицины, продолжительность жизни значительно выросла – до 60 – 70 лет.
Конечно, продолжительность жизни в разных государствах значительно разнится. Обратимся к таблице:
1 Место по праву принадлежит Японии, тут люди в среднем живут до 83 х лет;
2 Место принадлежит Китаю.
Такие страны, как Швейцария, Австралия, Италия и Исландия по продолжительности жизни населения находятся приблизительно на одинаковом уровне, приблизительно 82 года.
К сожалению, в странах Центральной Африки ситуация до сих пор остается плачевной. Средняя продолжительность жизни там составляет приблизительно 45 лет.
В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72 года.
Люди разных возрастов различаются между собой, им характерны разные привычки и вкусы. Чаще всего люди объясняют это фразой «мы из разных поколений».
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Вы находитесь сейчас в подростковом возрасте, который считается самым сложным на этапе формирования и становления личности.
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.
Психологические особенности: невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учебе, эмоциональность, чувство «Взрослости».
Условно возраст принято делить на биологический и психологический.
Если биологический возраст указывает на степень молодости или старости тела, которая зависит напрямую от генов и образа жизни человека, то психологический возраст – это показатель степени развития человека. Отсюда часто слышимое выражение – «развит не по годам».
Примечателен восточноазиатский счет возраста. Он возник в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме.
Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года, независимо от даты рождения, добавляют один год к возрасту человека. Таким образом, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения считается двулетним.
Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Например, для подросткового периода характерны невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учёбе, эмоциональность, чувство «Взрослости».
Для зрелого же возраста в приоритете стоит профессиональная деятельность и семейные отношения, отсутствует максимализм.
Помимо этого, каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности, виды трудовой деятельности и роли.
В 7 лет – дети идут школу;
14 лет – получают паспорт;
18 лет – призывают в армию.
Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.
Как только ты появился на свет, ты имеешь право:
К тому времени, как тебя стали называть подростком (отроком) ряд твоих прав значительно расширился и к ним прибавились обязанности, о которых ты должен знать!
Подросток имеет право:
С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Определите возрастные границы для каждой возрастной ступени.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 4. Отрочество – особая пора
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (ранее назывался отрочеством).
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту.
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Основных возрастных ступеней шесть:
Новорожденные – до 4х недель;
Грудной период – от 4 недель до 1 года;
Раннее детство – 1–3 года;
Дошкольный возраст – 3 года – 6–7 лет;
Младший школьный возраст – 6–7 – 10–12 лет.
Также отдельно выделяют категорию Долгожители (от 90 и старше).
В разные исторические эпохи продолжительность жизни людей была различна. По мнению ученых продолжительность жизни первобытных людей составляла приблизительно 25 – 30 лет. Приблизительно такой же была она и в Эпоху Средневековья.
Связано это с плохим развитием медицины, огромным количеством войн и высоким уровнем детской смертности. Соответственно в Новое время продолжительность жизни постепенно начала увеличиваться до 40 – 45 лет. В Новейшее время, эпоху инновационных технологий и развития медицины, продолжительность жизни значительно выросла – до 60 – 70 лет.
Конечно, продолжительность жизни в разных государствах значительно разнится. Обратимся к таблице:
1 Место по праву принадлежит Японии, тут люди в среднем живут до 83 х лет;
2 Место принадлежит Китаю.
Такие страны, как Швейцария, Австралия, Италия и Исландия по продолжительности жизни населения находятся приблизительно на одинаковом уровне, приблизительно 82 года.
К сожалению, в странах Центральной Африки ситуация до сих пор остается плачевной. Средняя продолжительность жизни там составляет приблизительно 45 лет.
В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72 года.
Люди разных возрастов различаются между собой, им характерны разные привычки и вкусы. Чаще всего люди объясняют это фразой «мы из разных поколений».
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Вы находитесь сейчас в подростковом возрасте, который считается самым сложным на этапе формирования и становления личности.
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.
Психологические особенности: невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учебе, эмоциональность, чувство «Взрослости».
Условно возраст принято делить на биологический и психологический.
Если биологический возраст указывает на степень молодости или старости тела, которая зависит напрямую от генов и образа жизни человека, то психологический возраст – это показатель степени развития человека. Отсюда часто слышимое выражение – «развит не по годам».
Примечателен восточноазиатский счет возраста. Он возник в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме.
Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года, независимо от даты рождения, добавляют один год к возрасту человека. Таким образом, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения считается двулетним.
Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Например, для подросткового периода характерны невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учёбе, эмоциональность, чувство «Взрослости».
Для зрелого же возраста в приоритете стоит профессиональная деятельность и семейные отношения, отсутствует максимализм.
Помимо этого, каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности, виды трудовой деятельности и роли.
В 7 лет – дети идут школу;
14 лет – получают паспорт;
18 лет – призывают в армию.
Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.
Как только ты появился на свет, ты имеешь право:
К тому времени, как тебя стали называть подростком (отроком) ряд твоих прав значительно расширился и к ним прибавились обязанности, о которых ты должен знать!
Подросток имеет право:
С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Определите возрастные границы для каждой возрастной ступени.
Конспект урока Обществознание, 6 класс Урок 4. Отрочество – особая пора
Обществознание, 6 класс
Урок 4. Отрочество – особая пора
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (ранее назывался отрочеством).
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту.
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Основных возрастных ступеней шесть:
Новорожденные – до 4х недель;
Грудной период – от 4 недель до 1 года;
Раннее детство – 1–3 года;
Дошкольный возраст – 3 года – 6–7 лет;
Младший школьный возраст – 6–7 – 10–12 лет.
Также отдельно выделяют категорию Долгожители (от 90 и старше).
В разные исторические эпохи продолжительность жизни людей была различна. По мнению ученых продолжительность жизни первобытных людей составляла приблизительно 25 – 30 лет. Приблизительно такой же была она и в Эпоху Средневековья.
Связано это с плохим развитием медицины, огромным количеством войн и высоким уровнем детской смертности. Соответственно в Новое время продолжительность жизни постепенно начала увеличиваться до 40 – 45 лет. В Новейшее время, эпоху инновационных технологий и развития медицины, продолжительность жизни значительно выросла – до 60 – 70 лет.
Конечно, продолжительность жизни в разных государствах значительно разнится. Обратимся к таблице:
1 Место по праву принадлежит Японии, тут люди в среднем живут до 83 х лет;
2 Место принадлежит Китаю.
Такие страны, как Швейцария, Австралия, Италия и Исландия по продолжительности жизни населения находятся приблизительно на одинаковом уровне, приблизительно 82 года.
К сожалению, в странах Центральной Африки ситуация до сих пор остается плачевной. Средняя продолжительность жизни там составляет приблизительно 45 лет.
В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72 года.
Люди разных возрастов различаются между собой, им характерны разные привычки и вкусы. Чаще всего люди объясняют это фразой «мы из разных поколений».
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Вы находитесь сейчас в подростковом возрасте, который считается самым сложным на этапе формирования и становления личности.
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.
Психологические особенности: невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учебе, эмоциональность, чувство «Взрослости».
Условно возраст принято делить на биологический и психологический.
Если биологический возраст указывает на степень молодости или старости тела, которая зависит напрямую от генов и образа жизни человека, то психологический возраст – это показатель степени развития человека. Отсюда часто слышимое выражение – «развит не по годам».
Примечателен восточноазиатский счет возраста. Он возник в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме.
Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года, независимо от даты рождения, добавляют один год к возрасту человека. Таким образом, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения считается двулетним.
Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Например, для подросткового периода характерны невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учёбе, эмоциональность, чувство «Взрослости».
Для зрелого же возраста в приоритете стоит профессиональная деятельность и семейные отношения, отсутствует максимализм.
Помимо этого, каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности, виды трудовой деятельности и роли.
В 7 лет – дети идут школу;
14 лет – получают паспорт;
18 лет – призывают в армию.
Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.
Как только ты появился на свет, ты имеешь право:
К тому времени, как тебя стали называть подростком (отроком) ряд твоих прав значительно расширился и к ним прибавились обязанности, о которых ты должен знать!
Подросток имеет право:
С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Определите возрастные границы для каждой возрастной ступени.
Задание 2. Рассортируйте возрастные особенности для возрастных периодов.
Невнимательность, отсутствие максимализма, чувство «Взрослости», весь спектр прав и обязанностей, рассеянность, снижение интереса к учёбе, приоритет: профессиональная деятельность и семейные отношения, эмоциональность.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прочитайте высказы-вания о подростке в § 2, стр.15. Какое из них вам кажется наиболее правильным и почему? Задание: Прочитайте высказывания о подростке в § 2, стр.15.Какое из них вам кажется наиболее правильным и почему? Обсуждение ответов учащихся.
1. Легко ли быть подростком? Учитель: Что значит быть подростком? Произнесите по себя слово «подросток». Какие ассоциации (образы, ощущения) у вас при этом появились? Обсуждение ответов учеников. Подростковый возраст принято называть переходным? Как вы думаете – почему? Выслушивает ответы учащихся, подводит итоги.
Прочитайте 2 абзац, стр.16. На какие этапы делится подростковый период? К какому из них относитесь вы? Прочитайте 2 абзац, стр.16. На какие этапы делится подростковый период? К какому из них относитесь вы?
Подростковый возраст Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны вам, школьникам 5 класса, опишите самих себя. Младший подросток Старший подросток Школьники 5-6 классов Школьники 7-8 классов Характерные черты Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны вам, школьникам 5 класса, опишите самих себя. Учитель заслушивает ответы учеников.
Подростковый возраст Младший подросток Старший подросток Школьники 5-6 классов Школьники 7-8 классов Характерные черты Психологические изменения Агрессия Неоправданный риск Физиологические изменения Резкая смена настроения Стремление к независимости Юношеский максимализм Обобщение высказываний учащихся в первом столбце таблицы.
Подростковый возраст Младший подросток Старший подросток Школьники 5-6 классов Школьники 7-8 классов Характерные черты Психологические изменения Агрессия Неоправданный риск Физиологические изменения Резкая смена настроения Стремление к независимости Юношеский максимализм Сконцентрированностьна собственной личности Стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом Демонстрация и обсуждение содержания второго столбца таблицы. Учитель обращает внимание на быструю утомляемость, усталость, свойственную подросткам и объявляет динамическую паузу.
Динамическая пауза А теперь пришло время немного размяться. Встали все рядом с партами, слушаем музыку и команды наших инструкторов и выполняем несложные упражнения. Приготовились? Начали! (по щелчку включается музыка).
Нужно ли мечтать? Нужно ли мечтать? Можно услышать пренебрежительную фразу в адрес какого-либо человека: «Эх ты, мечтатель!». Некоторые люди считают, что мечтать вредно, мечта может увести в мир иллюзий, чего-то несбыточного. А вы как бы ответили на вопрос, нужна ли мечта?
«Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты». Сократ. Известный античный мыслитель Сократ сказал: «Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты».
Мечта нужна подростку чтобы: предвосхищать и осваивать будущие взрослые роли; находить способы справляться с пугающими событиями; развивать ощущение самостоятельности не только по отношению к родителям, но и по отношению к своей жизни в целом. важна для развития личности осуществлять ценностные выборы, затем осуществлять их проектировать и воплощать свой уникальный жизненный путь. Мечта нужна подростку чтобы: предвосхищать и осваивать будущие взрослые роли; находить способы справляться с пугающими событиями; развивать ощущение самостоятельности не только по отношению к родителям, но и по отношению к своей жизни в целом. важна для развития личности осуществлять ценностные выборы, затем осуществлять их проектировать и воплощать свой уникальный жизненный путь.
Домашнее задание § 2 пункты 1-2(стр.15-18) Задания 1,2 из рабочей тетради (стр.9). Учитель дает учащимся инструкции, как выполнить домашнее задание.
Самостоятельность: Привычка самостоятельно принимать важные решения Стремление ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их Привычка справляться с трудностями и прини-мать решения в важных ситуациях Привычка определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь Привычка оценивать результаты своего труда, учебы, отношений со сверстниками Уверенность в своих силах и желание попробовать себя в новом деле
Отсутствие самостоятельности во взрослом возрасте называется инфантилизмом.
организовать досуг так, чтобы подросток преодолевал подлинные трудности; создать условия, чтобы подросток мог проявлять собст-венную инициативу и самостоятельность; влиять на самостоятельность подростка личным примером; учить подростка ставить цель, учитывать условия, осуществлять элементарное планирование, получать результат; Рекомендации:
учить подростка осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; приучать ребенка к порядку с раннего возраста; учить подростка тому, что он сам несет ответственность за свои поступки; учить подростка быть последовательным в предъявлении своих требований; воспитывать в подростке терпение.
4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Проанализируйте ситуацию. Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»
Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
Динамическая пауза А теперь пришло время немного размяться. Встали все рядом с партами, слушаем музыку и команды наших инструкторов и выполняем несложные упражнения. Приготовились? Начали! (по щелчку включается музыка).
5. Нужны ли сегодня рыцари. Чем старший подросток отличается от младшего подростка? У него появляется интерес к противоположному полу. Возникает дружба девочек с мальчиками.
Рыцарские манеры: изысканность и учтивость соблюдение правил поведения в обществе особое внимание уделялось искусству служения даме считалось, что рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму и прославлять ее своими подвигами.
Домашнее задание § 2 пункты 3-5(стр.18-21) Задание 4 из рабочей тетради (стр.10). Учитель дает учащимся инструкции, как выполнить домашнее задание.
Отрочество — особая пора жизни
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.
предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Младенчество, детство, отрочество(подростковый период), юношество, молодость, зрелость, старость.
Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.
Как вы считаете, о ком мы сегодня будем продолжать говорить?
Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».
— Предположите, что мы будем изучать на уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?(ответы)
Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?
Легко ли быть подростком.
Отрочество — пора мечтаний.
Самостоятельность — показатель взрослости.
Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
III. Работа по теме уроков
1. Легко ли быть подростком
Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит и том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.
(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)
Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
— Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?
(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру. В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943-1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.
В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни —отрочеством.
— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.
(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)
Младший подросток Старший подросток
Школьники 5-6 классов Школьники 7-8 классов
— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.
Нарисуйте солнышко Запишите в лучиках свои изменения с возрастом и слова, которые характеризуют вас как подростка
Какие еще черты, свойственны этому возрасту найдите на стр. 16-17,и дополните схему.
Чем взрослый отличается от подростка
Итог. Легко ли быть подростком?
Как ему справляться с возрастными трудностями?
О мечте Анатолий Болутенко
Подростками сильнее мы верим в мечты,
Пламя надежды, что в душах пылает,
Как повзрослеем – успеет остыть,
В клетке реальности приугасая…
В детстве мы лучше, и вера крепка,
Истинна мысль одна, непреложна:
В будущем ждем перемен, а пока
Все невозможное в мире возможно.
Краешком глаза, на пару минут
Хочется всем нам в безоблачном детстве
В мир волшебства хоть на миг заглянуть,
Чтобы оставить его в своем сердце.
Стали мы старше, и наша судьба
Нам никогда неизвестна заранее,
Но глубоко-глубоко у себя
Прячем надежно заветное знание.
Знаем, что сбудется, с этим живем,
Верим в мечты – нереальные, смелые.
Если в мир грез своих не попадем,
Значит за нас это кто-нибудь сделает!
— Что же такое мечта?
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.
— Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…»
Почему мечтательность это особенность подросткового возраста?
Подростки заглядывают внутрь себя, замечают вокруг себя то, что осталось незамеченным, задумываются о будущем.
— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.
— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?
— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?
— Чему вас научил пример ученого?
3. Самостоятельность — показатель взрослости
Стр. 18 прочитайте текст и выполните задание на листах.
Найди в приведенном списке качества и умения, которые свидетельствуют о самостоятельности человека. Запишите их в порядке возрастания без знаков препинания
1) умение спланировать свой день
2) сделать уроки, когда этого не хочется
3) поменяться смартфонами с другом
4) умение совершать рискованный поступок
5) умение собрать без помощи родителей вещи в путешествие
6) умение приготовить обед
7) умение общаться в социальных сетях.
— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер».
— Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?
— Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?
— Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность
А сейчас предлагаю вам провести исследование. Вы побудете настоящими учеными! Тема нашего проекта: «Как формируется самостоятельность».
— Знаете ЛИ вы, какие методы используют ученые в своей работе?
Одним из интересных и продуктивных методов, используемых современными учеными, является метод проектов. Что такое проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определенной задачи (проблемы) с помощью нескольких исследовательских групп.
— Предлагаю вам разделиться на группы, каждая из которых внесет свой вклад в наше исследование.
Первый этап работы над проектом
Чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Его называют гипотезой. Ученые сравнивают гипотезу с лесами — сооружением, которое возводят перед зданием и сносят, когда то построено. Давайте попробуем сегодня подтвердить или опровергнуть следующее предположение (гипотезу ): «Подросток в состоянии стать самостоятельным».
Второй этап работы над проектом
(Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.)
Рассмотрим способы воспитания самостоятельности. Родители и педагоги должны:
1. организовать досуг так, чтобы подросток преодолевал подлинные трудности;
2. создать такие условия, чтобы подросток мог проявлять собственную инициативу и самостоятельность;
3. влиять на самостоятельность подростка личным примером;
4. учить подростка ставить цель, учитывать условия, осуществлять элементарное планирование, получать результат;
5. учить подростка осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
6. приучать ребенка к порядку с раннего возраста;
7. учить подростка тому, что он сам несет ответственность за свои поступки;
8. учить подростка быть последовательным в предъявлении своих требований;
9. воспитывать в подростке терпение.
Третий этап работы над проектом
(Подведение итогов проектной деятельности учащихся.)
Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Как формируется самостоятельность» была достаточно плодотворной. При решении проблемы нам в первую очередь помогли сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие ученые, ответить на вопросы об особенностях формирования самостоятельности у подростков. Теперь вы, надеюсь, понимаете, что на пути к самостоятельности вам встретится много трудностей, но, преодолев их, вы придете к успеху.
4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу
Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.
Я прочитаю вам описание ситуации
Разговаривают двое подростков
— пошли на весь день на реку, покупаемся
-надо предупредить родителей
-зачем? Я считаю, я уже самостоятельный
— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?
— Если нет, как бы вы назвали их поведение?
— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?
Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.
Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
Какие еще « самостоятельные» поступки не надо совершать? Стр.20, 1-3 абзац
Итог. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
Не стоит путать самостоятельность с самонадеятельностью и безответственностью
Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?