отражение общественной и культурной жизни в масс медиа

Современное общество, массовая культура и масс-медиа

Современное общество, массовая культура и масс-медиа

Вмешательство средств массовой коммуникации в традиционную картину мира происходило в течение всего ХХ века и острее всего ощущалось в сфере культуры. Общество постепенно становилось все более информированным, а произведения искусства все больше и больше втягивались в орбиту этого информационного вихря. Пропаганда культуры и искусства средствами массовой коммуникации, которая представлялась в начале ХХ века безусловным благом, к середине века стала пугать художников. Традиционные искусства, такие как литература, театр, изобразительное искусство и т.д., и только нарождающиеся технические искусства – кинематограф, радио и телевидение (поначалу все они претендовали на то, чтобы стать полноценным искусством) старательно определяли свое место в новом мире, возникающем благодаря технологической революции.

Изменившиеся условия жизни людей, в частности, активизация процессов урбанизации, привели к тому, что произошло разрушение границ между повседневностью и праздничной жизнь. Городская индустриальная культура, активно развивавшаяся в ХХ веке, благодаря увеличению времени досуга, формировалась под влиянием элитарной культуры образованного сословия и народной культуры сельского населения, хлынувшего в города. В результате сложного синтеза постепенно сложилась так называемая массовая культура, которая обладает большим развлекательным потенциалом. Возникшие практически одновременно с ней новые технические средства массовой коммуникации отлично подходили для ее тиражирования.

Для нас же будет важно, в данном случае, понимание нескольких важных свойств массовой культуры. Их упоминают практически все авторы, давая определения понятия.

Массовая культура – «исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно расширившийся в период информационных технологий». «Массовая культура может рассматриваться как культурная универсалия, обозначающая одну из областей культуры, которая понимается большей частью населения».

«Массовая культура – это явление, характеризующее специфику производства и распространения культурных ценностей в современном обществе. Ее отличительными особенностями являются такие, как ориентация на вкусы и потребности „среднего человека“, исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предметы массового потребления…».

Как правило, в этом случае массовая культура противопоставляется элитарной по определенным этическим и эстетическим критериям. Причем массовая культура может рассматриваться не только как явление отрицательное – вульгаризирующее и тривиализирующее подлинные ценности, но и как явление положительное – демократизирующее культуру, которое делает высокие ценности доступными для массового человека и тем самым гуманизирующее его. В основе количественного подхода, во-первых, способ распространения: массовая культура – все, что передается через средства массовой коммуникации. Во-вторых, рыночная успешность: массовая культура – все, что хорошо продается и пользуется массовым спросом.

В приведенных выше определениях для нас важен и еще одни тезис: массовая культура предлагает зрителю имитацию реальности, то есть своеобразную виртуальную реальность, отличающуюся жизнеподобием, но живущую по собственным законам.

Массовая культура, приемлемая и понятная большинству населения в любую историко-культурную эпоху и в любой стране, оказалась столь востребована благодаря процессам глобализации, под которой понимают процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. О глобализации ученые начали говорить в середине 1980-х годов, но как новое ощущение реальности, овладевшее широкими слоями населения Земли, она заявила о себе уже в 1990-е годы после окончания противостояния сверхдержав, демонтажа мировой биполярной политической системы, а для России – после падения «железного занавеса». К этому времени возникла новая социально-экономическая мировая система, основанная на принципах экономической целесообразности, неолиберальных политических взглядах и регулируемая с помощью рыночных механизмов. Безусловно, индустрия масс-медиа активно способствует процессам глобализации, так как интеграция и унификация являются обязательными условиями успешного функционирования медиабизнеса.

Многочисленные исследователи феномена массовой культуры и масс-медиа (В. Беньямин, Г. Маркузе, Д. Белл, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотар, Н. Луман, Ж. Липовецки, М. Кастельс, Дж. Фикс, З. Бауман и другие) на протяжении всего ХХ века высказывали разнообразные соображения по поводу перспектив влияния масс-медиа на развитие цивилизации. Человек, которого формирует новая культура, представлялся им «одномерным» (Г. Маркузе), общество – «обществом спектакля» (Ги Дебор), реальность заменялась «реальностью масс-медиа» (Н. Луман), полной «симулякров» (Ж. Бодрийяр).

Однако, несмотря на то, что многие неблагоприятные прогнозы теоретиков сбылись, современное общество уже не может обходиться без масс-медиа. Все существующие сегодня медиаплатформы участвуют в глобальной коммуникации и в формировании массовых информационных потоков – главного ресурса нового общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Массовая культура

Массовая культура «Специфической чертой XX в. было распространение в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации (см.: Масс-медиа) М. к. В этом смысле М. к. в XIX в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем

Масс-медиа (средства массовой коммуникации)

Масс-медиа (средства массовой коммуникации) Технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям; одна из существенных форм

36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

Культурная динамика и массовая культура сегодня[*]

Культурная динамика и массовая культура сегодня[*] Общую рамку для понимания сдвигов в области культуры, и прежде всего массовой, я предлагаю видеть в нескольких взаимосвязанных процессах, особенно остро проявляющихся в последние полтора-два года. Эти процессы

9. Фольклор и массовая культура

9. Фольклор и массовая культура «Основные понятия: общность форм, уровни взаимодействия, использование приемов детского фольклора писателями.Общность функционирования фольклора и массовых форм культуры особенно четко проявилась в XX веке, когда многие фольклорные

3. Технологии – базовые характеристики масс-медиа

3. Технологии – базовые характеристики масс-медиа Огромное значение для понимания современных медиа имеет технологический компонент, т. е. канал распространения сообщений. Именно это обстоятельство выразил в своем знаменитом слогане «Media is a message» («Средство сообщения

3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа

3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа С тех пор как Уолтер Липпман [Lippman W., 1922] ввел в оборот термин «стереотип» (stereotype), исследователи обращали внимание на практичность применения стереотипов в процессе упрощенного формирования наших представлений о сложной

Раздел III Общество, культура и масс-медиа

Раздел III Общество, культура и масс-медиа Если попытаться охарактеризовать в самом общем виде роль современных СМИ в сфере культуры и шире – их воздействие на общество в целом, то можно выделить по крайней мере две основные характеристики:1) медиа представляют собой

1. Идеология, поп-культура и масс-медиа

1. Идеология, поп-культура и масс-медиа Массовая коммуникация считается важнейшим инструментом идеологии в современном обществе. Ее институционализация и расширение вещательных сетей делают доступными для постоянно увеличивающегося количества людей

4. Масс-медиа и поп-культура

4. Масс-медиа и поп-культура Проблемы культурного развития в условиях медиатизации общества занимают значительное место в исследованиях коммуникативистов. Как отмечал Деннис Маккуэйл, «прежние ожидания, что средства массовой коммуникации должны внести вклад в

6. Мораль и масс-медиа

6. Мораль и масс-медиа Не будет сильным преувеличением утверждение, что в современной социокультурной ситуации именно посредством медиа формулируются нравственные проблемы, т. е. формируется и транслируется представление о должном (правильном) поведении и

Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Явление «культурного империализма» подробно изучено и многократно заклеймлено. В этой связи общественных деятелей «Третьего мира» особенно беспокоит молодёжь. На региональной конференции по проблемам африканской

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования Культуру высокую в массы двигай! В.

Источник

Отражение общественной и культурной жизни в масс медиа

отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Смотреть фото отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Смотреть картинку отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Картинка про отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Фото отражение общественной и культурной жизни в масс медиа

Средства массовой информации являются важной составной частью массовой коммуникации общества, приобретающей в постиндустриальную эпоху особую общественную значимость. СМИ несут в себе различные социально-политические роли: организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль. СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова – книг, а затем журналов и газет. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало ряд последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры:

1) Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях «предложение-заказ» и в значительно меньшей степени на форме «товар-рынок». С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, неэлитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового – низкая цена, большой тираж и качество «под клиента».

2) Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части – элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу потребителей. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из эрзац и деструктивных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих дурной вкус.

Таким образом, в современно сложном глобализованном мире СМИ играют определяющую роль в возникновении и развитии массовой культуры, учитывающую еще один важный фактор – социальный заказ, который часто считается основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки.

Источник

Социология и идеология инноваций

Идеология и социология масс медиа. Идеология и проблема конструирование социальной реальности в масс медиа. Идеология и дискурсивная практика современных масс медиа

Идеология и социология масс медиа.

1. Общественные институты инновационного развития в Российской Федерации

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России» (далее – АИРР) является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Председателем Наблюдательного совета АИРР является руководитель Администрации Президента РФ С.Е.Нарышкин, исполнительным директором – основатель Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере И.М.Бортник, председателем Совета ассоциации – Губернатор Томской области В.М.Кресс.

В состав ассоциации входят субъекты Российской Федерации: Калужская область, Новосибирская область, Томская область, Иркутская область, республика Мордовия, республика Татарстан, Красноярский край, Пермский край, а также ОАО «Роснано», ОАО «РВК», Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В настоящее время рассматривается вопрос о возможности включении в состав организации Самарской, Ульяновской областей и Республики Башкортостан.

Задачей АИРР является содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на стимулировании обмена накопленным опытом по созданию благоприятной правовой, экономической, социальной среды развития инноваций, организации и продвижения совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов среди членов ассоциации, в органах власти и институтах развития России.

В задачи Ассоциации входит:

· стимулирование обмена накопленным опытом по созданию благоприятной правовой, экономической, социальной, творческой среды развития инноваций,

· организация и продвижение совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов среди членов Ассоциации, в органах власти и институтах развития России.

Члены АИРР также намерены способствовать продвижению совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов в органах государственной власти РФ, осуществлять совместный поиск инвесторов. Регионы, входящие в состав АИРР участвуют в формировании интеллектуального наполнения повестки дня с целью развития инноваций на всероссийском уровне.

Участники Ассоциации также намерены организовывать взаимодействие с аналогичными ассоциациями за рубежом.

В настоящее время действуют соглашения о сотрудничестве между АИРР и ОАО «Российская венчурная компания», НО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий и Ассоциации инновационных регионов России» (Фонд «Сколково»).

Среди партнерских программ – Программа «УМНИК-Сколковец», реализующаяся согласно Соглашению о сотрудничестве между Фондом «Сколково» и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд содействия) от 13 декабря 2010 года, а также в рамках Соглашения о сотрудничестве в области стимулирования участия молодых ученых в научно-технической инновационной деятельности между Фондом содействия и Кластерами Фонда «Сколково» от 15 марта 2011 года. Организаторами Программы являются: Кластеры Некоммерческой организации Фонда «Сколково, действующие на основании Устава Фонда «Сколково», а также Федерального закона от 28 сентября 2010 года № 244 «Об инновационном центре Сколково» и Фонд содействия.

Всеми регионами, входящими в состав АИРР были созданы региональные представительства.

В структуру каждого представительства входят: руководитель представительства, заместитель руководителя представительства, рабочий представитель.

Основными целями и задачами Ассоциации являются:

— обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения и использования научных, научно-технических и инновационных результатов развития;

— стимулирование взаимодействия участников Ассоциации в сфере развития инноваций и наукоемкого бизнеса на территориях регионов (в том числе, формирование совместных бизнес проектов и инициатив, создание научно-образовательных объединений);

— обмен накопленным опытом в сфере создания благоприятной правовой, экономической, социальной среды для развития инноваций на территориях субъектов Российской Федерации – членов Ассоциации;

— разработка и продвижение совместных проектов в органах государственной власти Российской Федерации, а также в организациях, действующих на территории Российской Федерации и за ее пределами, оказание содействия в поиске инвесторов;

— организация взаимодействия с аналогичными региональными объединениями и ассоциациями за рубежом с целью поиска партнеров для реализации совместных проектов;

— продвижение инновационной продукции субъектов Российской Федерации – членов Ассоциации на территории друг друга и в других регионах Российской Федерации;

— участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе, федерального значения;

— создание региональных финансовых и материальных фондов для осуществления общих проектов и программ с учетом инновационных решений;

— создание межрегиональных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;

— подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства.

Для достижения указанных целей и задач Ассоциация, в установленном законом порядке, осуществляет:

— обобщение, разработку и внесение в органы государственной власти предложений по проблемам развития территорий субъектов Российской Федерации – членов Ассоциации;

— участие в реализации межрегиональных программ и проектов по развитию научно-технической, инновационной, образовательной информационной и иной деятельности в субъектах Российской Федерации – членах Ассоциации;

— участие в реализации совместных с органами федеральной власти научно-технических, инновационных, образовательных и иных программ и проектов в субъектах Российской Федерации – членах Ассоциации;

— координацию на постоянной долгосрочной основе научно-технической, образовательной, инновационной и иной деятельности, по поручению субъектов Российской Федерации – членов Ассоциации;

— участие в выработке совместных решений (мероприятий) субъектами Российской Федерации – членами Ассоциации;

— внешнеэкономическую деятельность, а также реализацию совместных мероприятий по развитию и координации внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации – членов Ассоциации;

— благотворительную деятельность в установленном законом порядке;

— иные мероприятия и виды деятельности в рамках действующего законодательства.

Целевой и организационной основой реализации основных задач Ассоциации являются проекты и программы научного, научно-технического и инновационного развития субъектов Российской Федерации – членов Ассоциации.

Виды деятельности, требующие специального разрешения государственных органов или подлежащие лицензированию, осуществляются Ассоциацией после получения необходимых разрешений и лицензий в установленном законом порядке.

Принципы деятельности Ассоциации. Права и обязанности Ассоциации

Деятельность Ассоциации осуществляется на основе следующих принципов:

— строгое соблюдение прав членов Ассоциации, определенных Уставом и Учредительным договором;

— добровольность участия членов Ассоциации в ее деятельности;

— согласованность программ и проектов Ассоциации с деятельностью институтов инновационного развития Российской Федерации и крупными государственными проектами в инновационной сфере;

— гласность и открытость деятельности.

Ассоциация во взаимоотношениях с государственными органами власти Российской Федерации имеет право в лице своих представителей в установленном порядке:

— принимать участие в работе правительственных комиссий, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации по разработке программ развития территорий и их реализации, а также по вопросам федерального значения;

— разрабатывать межрегиональные разделы программ развития территорий при формировании федеральной программы развития, федерального бюджета;

— выступать в качестве экспертов законопроектов, разрабатываемых в комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания Российской Федерации или в Правительстве Российской Федерации, относящихся к сфере ведения Ассоциации;

— выступать в качестве исполнителя или координатора в реализации федеральных программ в соответствии с интересами и финансовыми, материально-техническими возможностями территорий;

— представлять интересы соответствующего региона России в Правительстве Российской Федерации, Федеральном Собрании Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей Ассоциация, в установленном законом порядке, имеет право:

— распространять информацию о своей деятельности;

— создавать в субъектах Российской Федерации свои представительства и филиалы;

— приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

— приобретать недвижимое имущество;

— открывать счета в банках;

— привлекать для выполнения заданий на договорной основе научные и образовательные учреждения и специалистов;

— участвовать в реализации совместных с органами федеральной власти научно-технических, инновационных, образовательных и иных программ и проектов;

— определять порядок, формы организации оплаты труда штатных работников и привлекаемых специалистов;

— осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и соответствующую целям, для достижения которых Ассоциация создана;

— использовать инновационный, производственный и научно-технический потенциал членов Ассоциации с их согласия;

— представлять и защищать свои права и законные интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти всех уровней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— вступать в международные неправительственные организации, поддерживать международные и межрегиональные связи;

— осуществлять иную деятельность, направленную на достижение уставных целей и задач[1].

[1] Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации

Источник

Роль средств массовой информации в становлении и развитии культуры современной России

Специфические особенности и основные направления деятельности средств массовой информации, их значение в системе формирования общественного мнения и место в культурной жизни РФ. Изучение влияния представлений журналистов на освещение событий в стране.

РубрикаЖурналистика, издательское дело и СМИ
Видреферат
Языкузбекский
Дата добавления23.05.2016
Размер файла26,5 K

отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Смотреть фото отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Смотреть картинку отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Картинка про отражение общественной и культурной жизни в масс медиа. Фото отражение общественной и культурной жизни в масс медиа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Глава 1. Значение СМИ в системе формирования общественного мнения

Глава 2. Место и роль СМИ в культурной сфере

Глава 3. Основные направления и характеристика СМИ в культурно-досуговой деятельности

Глава 4. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни

Актуальность темы исследования, обусловлена значимостью исследования СМИ в культурно-досуговой деятельности, как социокультурного феномена для понимания культурных процессов в условиях становления информационной цивилизации; необходимостью выявить характер взаимодействия телевидения со всем зданием современной культуры повседневности, понять основы конструирования телевидением этой культуры; недостаточной исследованностью картины мира, создаваемой СМИ на современном этапе его развития.

а) Адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности;

б) Значимы, то есть, важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.

Цель работы: изучить и выявить особенности СМИ в культурно-досуговой деятельности. Проследить их вазимосвязь. При этом, учитывая, что Средства массовой информации призваны осуществлять:

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

-Проследить становление СМИ в обществе;

-Выявить место, цели и роль СМИ в условиях современной культурно-досуговой деятельности;

-Установить сущностные характеристики СМИ в культурно-досуговой деятельности.

Предметом исследования является социально-культурная деятельность, где непосредственную роль играют средства массовой информации

Глава 1. Значение СМИ в системе формирования общественного мнения

Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их значение в обществе:

а) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;

б) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Роль СМИ в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы.

Функции средств массовой информации как социально-культурного института: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства; взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности; воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

*Газета. Преимущества: массовость читательской аудитории (газету читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частных публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.

*Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество воспроизведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.

*Радио. Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потребителя информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.

*Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Глава 2. Место и роль СМИ в социально-культурной сфере

Проблема свободы сообщений совершенно по-новому встала в городском обществе в последние десятилетия, когда средства массовой информации практически полностью вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы.

Глава 3. Основные направления и характеристика СМИ в культурно-досуговой деятельности

Из этих последствий выделим следующие два:

*Принцип “под клиента” заслуживает специального рассмотрения, поскольку он всегда играл важную роль и в элитарном искусстве, хотя, как правило, не был определяющим, поскольку культурный уровень заказчика заставлял его обычно считаться с ориентирами самого искусства. Однако массовому “клиенту” эти ориентиры не были понятны или даже знакомы.

Его шкала приоритетов определялась реакциями психики на “прямое” воздействие”. Достаточно вспомнить о классическом принципе “хлеба и зрелищ”, обеспечивавшего социальный баланс на основе “прямого воздействия“ еще задолго до зарождения современных СМИ и масс-культуры. Именно таковы законы, на основе которых рынок формирует дешевую культуру под клиента с недостаточно устойчивой надстройкой и минимальным уровнем эстетических оценок.

а) обычно является компонентом оформления величия власти

б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.).

На низкое же искусство до эпохи СМИ влиять сверху можно было скорее кнутом, т.е. запретами на нежелательные элементы, чем поощрением желательных. Появление СМИ начинает процесс становления новой массовой культуры, все больше выполняющей заказ сверху: поучительные и религиозные тексты, пропаганда незыблемости устоев, морализующие и патриотические олеографии. С какого-то этапа эволюции массовой культуры фактор рынка начинает играть все большую, а, в конце концов, основную роль, все больше отождествляя ее с китчем. При этом общие ориентиры культуры в целом остаются за высоким искусством.

Теперь несколько слов о том, как выглядит сегодня рынок средств массовой информации в России.

В Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)» и в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008) содержатся позиции по сфере печати и массовых коммуникаций, но они скорее выполняют обеспечивающую задачу.

Большую роль в развитии культуры играют печатные средства массовой информации. В 2005 г. рынок российской периодики продемонстрировал динамичный качественный рост. В стране было реализовано печатных изданий на сумму более 62 млрд. рублей (включая бесплатное распространение), из них на 16,5 млрд. рублей по подписке. Кроме того, в 2005 г. пресса освоила около 39 млрд. рублей рекламных средств (из 140,2 млрд. рублей). В совокупности российский рынок периодической печати (распространение + реклама) в 2005 г. превысил 100 млрд. рублей, а объем инвестиций в него составил более 34 млрд. рублей (против 28,5 млрд. рублей в 2004 г.). Общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Российской Федерации составляет почти 53 тыс. наименований, то есть увеличилось более чем в 2 раза.

Глава 4. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни

По данным опроса фонда «Общественное мнение», проведённого в июле 2006 года на форуме журналистов в г. Москве, была предпринята попытка выявить представления журналистов на освещение культуры.

Еще больший разброс мнений продемонстрировали участники опроса по поводу содержания культуры.

Прежде всего, надо отметить противостояние двух примерно равных групп опрошенных, одна из которых выступает за то, чтобы СМИ содействовало развитию всех культур, размещающихся на территории России, другая придерживается принципиально противоположной точки зрения, считая, что СМИ должно поддерживать лишь ту культуру, которая ориентирована на воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе патриотизма, державности, национального достоинства.

Обобщение высказанных суждений позволяет зафиксировать, что журналистов волнуют две группы проблем: содержательные и институциональные. Что касается содержательных проблем, то среди них на первое место выдвигаются проблемы агрессивной американизации российской культуры и национализма и расизма в культуре. Среди институциональных проблем выделяется «недостаток финансирования и «разбазаривание» средств, отпущенных на культуру»

Большая часть участников опросов уверены в том, что СМИ должны активно вмешиваться в процессы культурного развития. Влияние СМИ на культурные процессы должно осуществляться, по мнению опрошенных журналистов, на основе некой Доктрины или Концепции культурного развития. При этом большая часть опрошенных журналистов считают, что в настоящее время у российских СМИ нет какой-либо внятной концепции развития культурны.

Что касается содержания развития культурной концепции СМИ, то большая часть опрошенных полагают, что концепция СМИ развития культуры должна быть, прежде всего, ориентирована на охрану культурного наследия.

Значительная часть опрошенных журналистов считает, что СМИ должны поддерживать лишь ту культуру, которая ориентирована на воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе патриотизма, державности, национального достоинства.

Впрочем, есть и другая точка зрения, сторонники которой считают, что в развитии культуры населения должно быть как можно меньше политики и что СМИ просто должны содействовать развитию всех культур, размещающихся на территории России.

В целом числе тех, кто полагает, что СМИ должны интересоваться культурой, прежде всего как инструментом воспитания, существенно больше тех, кто придерживается иных точек зрения.

Опрошенные журналисты не очень высоко оценивают роль общественности в определении параметров развития культурны. Не случайно опрошенные так низко оценили степень информированности общественности по проблемам культуры.

Что же касается той роли, которую играют СМИ в пространстве культуры, то лишь 17 процентов опрошенных полагают, что СМИ не играют никакой роли.

Остальные участники проекта обозначили свыше десятка ролей, из которых наиболее значимыми являются роль инструмента массовизации, опошления культуры, затем роль инструмента борьбы разных течений и лишь в третью очередь роль инструмента развития культуры.

При этом, чем крупнее представляемый город, тем большее количество участников проекта рассматривают прессу в качестве инструмента развития культуры и одновременно в качестве канала влияния государства на культурные процессы. На данном этапе своими главными задачами в области культуры опрошенные журналисты считают отражение разнообразия в сфере культуры, затем формирование высоких культурных стандартов и информирование людей о том, что происходит в сфере культуры.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день в журналистском сообществе России существуют несколько существенно различающихся концептуальных подходов как к толкованию категориального аппарата, связанного с осмыслением явлений культуры, так и роли государства, общественности и СМИ в определении направленности культурных процессов. Противоречия между сторонниками этих подходов объясняют многие «странности» в освещении средствами массовой информации культурной проблематики.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение.

По мере стабилизации общества и взросления нашего капитализма интерес к подлинной культуре в стране возрождается достаточно быстро. Как следствие, в последние год-два количество изданий о культуре, искусстве, театре, архитектуре, художественной фотографии, антиквариате, ландшафтном дизайне и так далее увеличилось в несколько раз и продолжает расти. Они издаются неплохими тиражами, с весьма приличными текстами и, как правило, в очень хорошем полиграфическом исполнении. А число изданий о культуре прикладного характера растет, чуть ли не в геометрической прогрессии.

Вмешательство средств массовой коммуникации в культуру, происшедшее в начале ХХ века, было мощным, быстрым и разнообразным. Оно происходило почти одновременно во многих странах мира и влекло за собой необратимые изменения в культуре и психологии человечества.

Пропаганда культуры средствами массовой информации, представлявшаяся изначально безусловным благом, оказалась процессом сложным и весьма неоднозначным.

По проведённому исследованию «Роль СМИ в становлении и развитии культуры современной России» можно констатировать, что в профессиональном сознании российских журналистов культуре придается очень большое значение. Журналистов волнуют проблемы агрессивной американизации российской культуры, проявления национализма и расизма в массовой культуре, недостаток финансирования и «разбазаривание» средств, отпущенных на культуру и т.д.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Владос, 1998.

6. Карпухин О.И. Культурно-экологическая модель менеджмента // СПЖ № 3, 1997.

9. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни. «ПРАВО ЗНАТЬ: история, теория, практика» N 6 2002 г. Иосиф Дзялошинский

11. Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры. //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Издательство Московского университета, 2003.

12. Прохоров Е. П. «Введение в теорию журналистики». М.,2005, с. 47.

15. Сорокин П.Человек, цивилизация, общество.-М.: Политиздат-1992-543 с.

16. Социологическое исследование «О деятельности СМИ по сохранению и развитию отечественной культуры». Выборка квотная, бесповторная. Объём выборки 138 человек, 2006.

17. Степанов Е.И. Региональная программа урегулирования межэтнических конфликтов: общие проблемы и задачи // Этнические процессы накануне XXI века. Материалы науч. конф. 21-22 мая 2004. Ставрополь, 2004.

19. Чачановский А.А. “Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность”. М: Политиздат, 2007.

Деятельность СМИ в Российской Федерации в основном регулируют следующие нормативно-правовые акты:

Конституция РФ (ст. 29 и др.). Законы РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.; «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.; «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.; «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.; «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г.; «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.; «О рекламе» от 14 июня 1995 г.; «О связи» от 16 февраля 1995 г.; Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. и «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г., а также другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Закон Российской Федерации “ О средствах массовой информации”, принятый в декабре 1991 года, гарантирует свободу распространения в нашем обществе массовой информации.

В нем зафиксировано, что “В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации”.

Кстати сказать, в нашем обществе представители СМИ любят много говорить о свободе СМИ и почти никогда не говорят о своей ответственности перед обществом, государством, народом.

2. Федеральная целевая программа «Культура России 2006-2010».

· сохранение культурного наследия Российской Федерации;

· формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;

· создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;

· развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей;

· обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.

курсовая работа [39,8 K], добавлен 18.08.2011

Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 18.10.2012

Теоретическое исследование роли средств массовой информации в социально-политической борьбе. Программа социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения. Политическая манипуляция массовым сознанием.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 14.01.2015

Деятельность средств массовой информации, отражающая состояние региональных социально-политических систем и процессов. Средства массовой информации: понятие, виды, значение. Роль средств массовой информации в политическом пространстве Санкт-Петербурга.

дипломная работа [120,8 K], добавлен 17.05.2011

Понятие, место и роль средств массовой информации в обществе. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства. Основные направления обеспечения информационной безопасности России в сфере внешней и внутренней политики.

курсовая работа [46,1 K], добавлен 24.01.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *