отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Причины и последствия религиозных конфликтов в современном мире и прошлом, межэтнические и межконфессиональные войны

По статистике, 66% землян верят в Высшее Начало, те есть в Бога. Равнодушна к религии четверть населения нашей планеты, а 6% составляют атеисты. И, хотя все без исключения религии проповедуют мир и любовь, ежегодно тысячи людей погибают в кровавых религиозных распрях. Их не становится меньше, наоборот, они охватывают все новые страны, где уже много лет никто и не задумывался, что существует в мире такое зло — войны за веру.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Что такое религиозный конфликт

Действия, направленные на нанесение вреда — морального либо материального — сторонникам чуждых религиозных направлений, нетерпимость к их вероучению и обрядам, получили название религиозных столкновений.

За тысячелетия существования документально зафиксированной истории человеческой цивилизации силовые выяснения отношений практиковались как между исконно враждебными культами, так и, в виде «раскола», среди разных направлений одной и той же религии.

Причины возникновения

К возникновению религиозного столкновения приводят определенные социоисторические факторы.

Наличие множества конфессий в стране

Если в государстве проживают верующие, принадлежащие к различным конфессиям, такая страна в большинстве случаев обречена на религиозное противостояние. Это может произойти, даже если в государстве не действуют дискриминационные законы, и права верующих одной конфессии нарушаются только с их точки зрения, а отнюдь не в реальном контексте.

Яркий пример — Ливан, где насчитывается около двадцати религиозных общин. В середине прошлого века на основные государственные должности по негласному соглашению стали назначать людей в зависимости от их вероисповедания. Президентом Ливана мог стать исключительно христианин, премьер-министром — исповедующий ислам суннитского толка, а парламент возглавлял мусульманин-шиит.

Казалось бы, все справедливо, но мусульманам очень не нравилось, что в числе лидеров исламской страны оказался христианин. В результате Ливан уже много лет находится в состоянии гражданской войны, носящей характер межрелигиозного столкновения.

В России, где живут представители всех мировых религий, многие «иноверцы» (по старому, еще дореволюционному определению, официально принятому для людей, верующих не во Христа) боятся обретения православием фактического положения государственной религии. По логике вещей это приведет к взрыву национализма в стране, в которой общественное сознание ассоциирует православие только с русской нацией.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Особенности государственного строения

После обретения независимости новые государства создавались без учета исторического ареала проживания людей, исповедующих одну веру. В бывших колониях апологеты одной религии оказывались разобщенными государственными границами либо, наоборот, становились согражданами представителей иных, порой враждебных конфессий. Например,

в Эфиопии многолетняя гражданская война между мусульманской провинцией Эритреей и основной, христианской, частью страны, закончилась выходом Эритреи в 1993 году из состава Эфиопии.

Дискриминация отдельных конфессий и групп

Часто религиозные кризисы провоцируются социально-экономической и политической дискриминацией определенных религиозных общин.

Так, в Англии, начиная с XVI века, репрессировали католиков, отказавшихся принять англиканство, во Франции — протестантов, а уже в наше время в Ираке при Саддаме Хусейне дискриминации подвергались шииты, составляющие большинство мусульманского населения страны.

Внешняя поддержка отдельных движений

Противостояние между религиями и межэтнические столкновения на отдельно взятых территориях весьма часто провоцируются государствами, будто бы защищающими попранные права своих единоверцев.

Так, в 80-е годы прошлого века официальным поводом ирано-иракской войны назвали шиито-суннитские противоречия.

На самом же деле в ходе этой войны элиты сопредельных держав оспаривали между собой контроль над нефтяными бассейнами Персидского залива.

Вмешательство политики в религию

Борьба между двумя православными патриархатами в современной Украине — яркая иллюстрация вмешательства политических интересов в дела религии. Противостояние между христианами восточного обряда, в основе которого — политические претензии России и Украины друг к другу, стали поводом для борьбы между Московским и пока не признанным Киевским патриархатом, то есть между исторически самыми близкими религиозными структурами, а также верующими, исповедующими единое религиозное учение.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Формы межконфессиональных конфликтов

Изучение специалистами типов религиозных противоречий позволило классифицировать их с точки зрения причинно-следственных связей между средой зарождения и поводами для их возникновения.

С традицией

Иудаизм, христианство и ислам, три имеющие общие корни, но изначально враждебные друг другу религии, зародились в одном географическом регионе (территория их происхождения – Ближний Восток). В течение столетий они распространились по всей планете и ныне исповедуются в регионах, условия которых значительно отличаются от исходных.

Этим можно объяснить как принятие Римом христианства от иудеев, врагов Римской империи, так и разделение христианства на западное и восточное. Ислам также возник и распространился на территориях, где преобладало влияние иудаизма, и в последствии на уже своей новоприобретенной земле разделился на шиитские и суннитские течения.

С другой религией

Любая религия по определению считает себя истинной, следовательно, все остальные – ложными. Этот постулат, отраженный в мировоззрении миллионов рядовых верующих, и порождает межконфессиональные противоречия.

География столкновений с иноверием в последние десятилетия расширилась, что связано с изменением мировой общественно-политической системы.

К примеру, на территории бывшего СССР и стран социалистического лагеря проявилось закапсулированное ранее противостояние ислама и христианства. Карабахская, осетино-ингушская и югославская войны, возникшие у славян в бывших советских республиках Центральной Азии проблемы свидетельствуют о тлевших до поры разногласиях, чей огонь был раздут падением Советского Союза, на территории которого исламский фундаментализм вновь пустил корни.

С образованием еврейского государства началось доселе невиданное по мощи противостояние иудаизма и ислама; в африканском Судане власти открыто инспирируют обращение в мусульманство местных протестантов.

В буддистской Мьянме уже в XXI веке мусульман племени рохинджа преследовали вооруженные силы и полиция, а христиан маленького племени карен обращали в буддизм под угрозой смерти.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

С внутриконфессиональным компонентом

Ересь, или в нутриконфессиональный компонент межрелигиозного столкновения, вызван изначальным стремлением всего сущего к отрицанию единообразия. Поэтому даже наиболее влиятельные религии раскололись: мусульмане разделились на суннитов и шиитов, христиане – на православных, католиков и протестантов, буддисты стали исповедовать хинаяну, махаяну и ламаизм.

С атеизмом

Борьба агрессивного атеизма с религией основана на неприятии Бога как создателя и высшего разума, создания исключительно светской культуры, не приемлющей религиозной духовности.

Яркий пример — атеистические государства социалистического блока во главе с СССР. Но к этому типу столкновений можно отнести и противостояние религии и секуляризационными процессов.

Примеры конфликтов на религиозной почве

Примеры религиозных конфликтов в обществе столь многообразны, что возникает мысль о том, что именно они и составляют фундамент мировой истории до того момента, как их заменили конфликты на почве идеологии. Впрочем, такие столкновения строятся на одном фундаменте — неприятии неких основополагающих концепций бытия отдельных социальных групп.

В обществе России

В России, законодательные акты которой запрещают любые ограничения религиозных прав граждан, насчитывается более 20 000 зарегистрированных религиозных организаций и около 70 религиозных течений.

Хотя полномасштабных религиозных войн Россия не знала, столкновения на основе религиозных верований на Руси были всегда, начиная с преследования старообрядцев, установления атеистического режима и заканчивая акциями, направленными против некоторых протестантских общин.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Никонианский раскол

В ХVІІ веке в результате изменения обрядности русская Православная Церковь подверглась расколу, последствия которого сказываются и в наше время.

Церковные книги и обряды нужно было привести в соответствие с канонами византийского богослужения. Это было продиктовано тем, что Российское государство желало обосновать свое значение в качестве «Третьего Рима», а для этого требовалась поддержка Константинопольского патриарха.

Патриарх Никон, в миру Никита Минин (1605—1681), обретя полное доверие царя Алексея Михайловича, в 1652 году стал патриархом и приступил к подготовке перестройки церковной жизни.

Раскол начался уже в следующем году, когда изменения привычных литургических обрядов вызвали недовольство в народе, не желавшем, в частности, креститься тремя перстами, из сложения которых соответствующим образом получался «кукиш», оскорбляющий Бога.

Кроме замены крещения двумя перстами на троеперстное, было велено писать «Иисус» вместо «Исус», во время литургии отныне требовалось кланяться в пояс, а не «в землю».

Крестный ход требовали совершать против солнца, а «Аллилуйя» нужно было произносить трижды, а не два раза, как ранее.

Результатом стало массовое бегство не пожелавших принять «никонианство» православных в Сибирь, где они организовывали скиты, в которых часто сжигали себя целыми общинами, чтобы не допустить насильственного перевода в «новую веру». Множество старообрядцев перебралось и на запад, в Великое княжество Литовское, на исторических землях которого и по сей день существуют старообрядческие общины.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Гонения на религию в СССР

После захвата власти большевиками в России начались репрессии в отношении священников и простых верующих.

Если формально церковь была отделена от государства, на практике органы власти постоянно вмешивались в религиозную деятельность, зачастую физически уничтожая священников и верующих, не пожелавших отказаться от своей религии.

Поставленное перед фактом нежелания граждан отказаться от исповедания религии, коммунистическое руководство, во главе угла политики которого стоял воинствующий атеизм, в конце концов было вынуждено в 40-е годы отказаться от массовых репрессий, вернуть священников из лагерей, открыть храмы и не препятствовать возрождению системы подготовки священнослужителей.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

“Ритуальное убийство”

В наше время одним из ярких примеров предвзятого отношения общественных и религиозных организаций Российской Федерации к неправославным верующим, в частности, к протестантам-«пятидесятникам», стала опубликованная в конце 90-х годов прошлого столетия информация о том, что в якутском городе Алдане «секта пятидесятников» совершила ритуальное убийство подростка Миши Дулова.

Российский атеистический истеблишмент обвинил пятидесятников чуть ли не в каннибализме, хотя, как позже выяснилось, «алданская группа», построившая скит в тайге за сотни километров от городов и сел и называвшая себя «певцами», «скитальцами» и «пришельцами», ни малейшего отношения к пятидесятникам не имела.

Миша Дулов, родители которого были членами группы, погиб от переохлаждения, заблудившись в тайге, а не в ходе религиозного ритуала. Руководителя группы Василия Пискуна посадили на 10 лет, а отцов и матерей всех детей, живших в скиту, лишили родительских прав.

В современном мире

Исламские страны

Исламский фундаментализм в современном мире объективно противопоставил мусульманскую религию не просто другим культам, но и всему человечеству.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Северная Ирландия

Религиозное противостояние в Северной Ирландии обусловлено исторически сложившимся антагонизмом между католиками и англиканами. Последние на протяжении столетий превалировали в политической жизни Ольстера, хотя католики составляли тут религиозное большинство. Борьба, обернувшаяся многими тысячами жертв, ныне затухает, вооруженное сопротивление декларирует, но не практикует только «истинная» ИРА. Тем не менее проблема не исчерпана, и возможно появление новых радикальных лидеров, способных во имя объединения Ирландии повести за собой потомков знаменитых «фениев».

Исламская революция в Иране произошла на фоне обнищания народа в богатейшей природными ресурсами стране, разворовывавшейся близкими к власти чиновниками. Непопулярная прозападная ориентация правительства шаха из династии Пехлеви, репрессии против исламского духовенства 11 февраля 1979 года вызвали вооруженное восстание, возглавляемое ортодоксальным шиитским духовенством.

В процессе подготовки восстания священнослужители во главе с находящимся тогда в эмиграции имамом Хомейни использовали мечети для призывов к неповиновению властям, и возникшее массовое движение протеста принудило шаха эмигрировать из страны. Через несколько дней в Тегеран прибыл из Парижа айятолла Хомейни.

Победа исламской революции и установление в Иране власти мулл привели к возникновению на карте мира уникального образования — Исламской республики, в которой представители иных религий подвергаются неприкрытым гонениям.

Палестина

Война в Палестине самая широко освещаемая в СМИ война на религиозной почве. Основной камень преткновения — Иерусалим — является сакральным символом как для сражающихся за него мусульман и иудеев, так и для христиан. Военные столкновения, сопровождающиеся акциями гражданского неповиновения, антифадами, происходят в Палестине уже семь десятилетий.

Африканские страны

Войны за веру на Африканском континенте стали предпосылкой для межконфессиональной резни во многих странах.

В Судане десятилетиями шла гражданская война между поддерживаемой правительством мусульманской частью страны, составляющей 70 процентов населения, и оппозицией, ориентированной на сравнительно немногочисленных язычников и христиан.

В Нигерии местные жители сражаются раздел власти между политическими деятелями Севера, представленными мусульманами племен хауса и фульбе, и Юга, население которого составляют христиане племен йоруба и игбо.

отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Смотреть картинку отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Картинка про отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях. Фото отношение к жизни в различных культурах и религиозных конфессиях

Индия и Пакистан

Война между индуистами и исламистами Индии и Пакистана была спровоцирована разделом по конфессиональному признаку колониальной Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году.

В настоящий момент в Индии более 80% населения страны исповедует индуизм, но, например, в штате Пенджаб большинство населения — сикхи, более половины жителей штата Нагаленд — христиане, а две трети населения штата Джамму и Кашмир — мусульмане. Пакистан до сих пор претендует на штаты, население которых исповедует ислам.

Видео

Здесь вы можете посмотреть реальные кадры из зоны боевых действий в Сирии.

Источник

Отношение молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичности

Погонцева Дарья Викторовна,Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Южного федерального университета, г.РостовнаДонуdashapgn@rambler.ruНаседкина Юлия Владимировна,студентка 4 курса факультета психологии Южного федерального университета, г.РостовнаДонуnasedkina_93@mail.ru

Отношение молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичностиАннотация.В статье описаны отношениемолодежи к религии, отношение представителей разных конфессий к другим религиям, обосновывается актуальность исследования данного явления. Приводятся результаты пилотажного исследования отношения молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичности. В исследовании приняли участие 82 студентаЮжного федерального университета, применялись методики: тестопросникуровня религиозности (ТОР) Ю.В.Щербатых и тест «Отношение к различным конфессиям».В результате исследования авторы подтверждают свою гипотезу о том, что отношение молодых людей к разным конфессиям не является в большей степени негативным.Ключевые слова: религия, отношение, молодежь, религиозная конфессия, религиозная идентичность.

«Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью»Дени Дидро

Теперь следует дать определение идентичности. Идентичность ‬чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру[11].Ученые затрагивающие в своих исследованиях идентичность выделили определенную ее совокупность, которую разделили на естественные и искусственные идентичности. К естественным идентичностям относятся этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. К искусственным ‬национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например,гендерные[12].Религиозная идентичность является одним из видов идентичности. Это ничто иное,как форма самосознания,которое, как мы знаем бывает индивидуальное и коллективное, выстраиваемое на осознании собственной принадлежности к какойлибо религии.В процессе осознания у человека формируется определенное представление о себе и мире через соответствующие религиозные догмы[13].Российскими учеными были выделены такие виды религиозной идентичности,как: этнорелигиозная идентичность, конфессиональная идентичность,православная, исламская, культурная религиозная.Интересно то, что многие молодые люди начинают свой путь в определении собственной религиозной идентичности либо наблюдая всю жизнь за родителями и перенимая их отношение и их вероисповедание, либо наоборот: навязываемая все детство определенная религия годам к 18годамможет просто надоесть и человек принципиально становится представителем другой конфессии. А может быть молодому человеку ничего и не навязывали, да и семья у него не такая уж набожная… А вот случилось что ‬то в жизни, не обязательно негативное, и человек уже начал задумываться о душе. Это одни из причин начала человека с религиозной идентичностью, но еще не представителя конфессии.Исходя из выше сказанного, целью нашего исследования было выявление отношения к разным конфессиям у молодых людей с разной религиозной идентичностью. В роли эмпирического объекта выступило 82 молодых человека ввозрасте 19‬23 лет. Из них 13юношейи 69девушек.Гипотеза ‬отношение молодых людей к разным конфессиямне является в большей степени негативным.Для проведения исследования нами были взяты следующиеметодики: тестопросник уровня религиозности (ТОР) Ю.В.Щербатых и тест «Отношение к различным конфессиям».Первым этапом работы в обработке данных все респонденты были разделены на группы по определенной религиозной идентичности (субшкалы опросника):личность с отношением к религии как к виду магии; личность с отношением к религии как к философии; личность с отношением к религии как к источнику утешения и поддержки в сложных ситуациях; личность, для которой важны только внешние признаки религиозности; личность с отношением к религии как к «псевдонауке»; личность с отношением к религии как к вере в Творца и признании существования высшей силы; личность с наличием религиозного самосознания.

Чистая религиозная идентичность получилась у 57% девушекиз которых 13% относятся к таким группам как: личность с гносеологическими корнями религиозности и склонностью к идеалистической философии и личность с отношением к магии как религии; 23% составили личности с тенденцией искать в религии поддержку либо утешение и личности, для которых важны внешние признаки религиозности; те респонденты кто относится к религии как к “псевдонауке” составили 16%;к 3% опрошенных отнеслись девушки с тенденцией верить в Творца и признавать существование высшей силы; 9% имеют религиозное самосознание.У юношей чистая религиозная идентичность составила15%и все попавшие в этот процент видят религию как магию. У тех кто по завершении обработки данных не вошел в число людей с чистой идентичностью преобладают смешанные виды.43% девушек в какойто степени рассматривают религию как философскую концепцию;20% видят религию как нечто магическое; у 57% определилась тенденция искать в религии поддержку и утешение; 33% относятся к людям у которых проявляются внешние признаки религиозности; 23% девушек видят религию как «псевдонауку», т.е.интересуются загадочными и таинственными явлениями, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание; 40% испытывают внутреннюю потребность в религиозном веровании и признают существование высшей силы; количество девушек которые имеют религиозное самосознание составило 27%. Отсюда мы можем сделать вывод, что для большинства представительниц женского пола религия играет компенсаторную функцию, а меньшинство рассматривают религию как магию.

В ходе обработки результатов полученных после опроса юношей мы наблюдали следующую картину: 50% юношей рассматривают религию с точки зрения философии, видят в ней поддержку и проявляют некоторые внешние признаки религиозности;67% верят в творца и признают, что мир был создан высшими силами; те, кто видят в религии нечто магическое, загадочное, таинственное и относятся к религии как к образцу моральных норм поведения составили 17%.

Разобравшись с тем какая религиозная идентичность у наших респондентов мы приступили ко второму этапу нашей работы, который заключался в выявлении отношения к представителям других конфессий. Первыми мы взяли девушеккоторые рассматривают религию с точки зрения философии. Положительно они отнеслись к православным, католикам и буддистам; нейтральную позиции они заняли в отношении протестантов, иудеев, язычников, индуистов; отрицательно девушки в этой группе отнеслись только к мусульманам;Респондентки чье понимание религии сводится к магии положительно отнеслисько всем конфессиям кроме язычников. К ним они отнеслись нейтрально; Те, кто ищет поддержку в религии, положительно отнеслись почти ко всем вероисповеданиям. Отторжение у них вызвали мусульмане. Язычники не вызвали никаких чувств; четвертая группа, имеющая лишь внешние признаки религиозностипозитивный настрой показали к христианским конфессиям, буддистам и индуистам. Негативный настрой у них вызвали мусульмане и язычники, а к иудеям они не испытали никакого интереса.Положительно ко всем конфессиям, за исключением мусульман, отнеслись те девушки кто интересуется религией, как «псевдонаукой»; те, чьи моральные нормы поведения сводятся к религиозным канонам положительно отнеслись к христианам и буддистам.Мусульмане и язычники вызвали у них отрицательное отношение к себе; Верующие в Творца и сотворения им мира не к кому не испытали какиелибо чувства, кроме православных и мусульман. Интересно то, что состав единственно группы которая уважительно и с интересом отнеслась к мусульманам оказался только из мусульман. Здесь можно предположить, что такое негативное отношение к представителям исламских конфессий вызвано терактами, которые в последние года все чаще происходят в мире, а террористами оказываются как раз люди исповедующие вышеуказанную религию. Обработав результаты юношей мы можем увидеть, что к представителям православной конфессии у всех, положительное отношение, кроме тех кто к религии относится с точки зрения магии. В своем отношении к католицизму и протестантизму все парни попали в критерий 50 на 50%.К индуистам и буддистам все мужчины отнеслись очень положительно, с большим уважением и интересом; к мусульманам и иудеям 75% мужчин отнеслись негативно и враждебно; языческие же конфессии явились для 25% представителей мужского пола весьма привлекательными, для остальных 75% они остались нейтральными.

Подводя итог проделанной нами работы,мы можем сказать, что гипотеза о том, что взаимоотношения с представителями различных конфессий не является в большинстве случаев негативной подтвердилась. Но также мы выяснили, что отношение к людям с разным вероисповеданием действительно зависит от собственной религиозной идентичности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *