особенности жизни пчел проектная работа
Особенности жизни пчел проектная работа
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
Проект по биологии «Интересные факты о пчёлах»
В детской исследовательской работе по биологии на тему «Интересные факты о пчёлах» автор выясняет, кто такие пчелы, и что такое пчелиное семья, кто входит в состав пчелиной семьи, какие функции выполняют члены пчелиной семьи, а также какова роль пчел в мире природы.
Подробнее о работе
Оглавление
Введение
1. Кто такие пчёлы.
2. Пчелиная семья.
3. Строение тела пчелы.
4. Строение и функции внутренних органов.
5. Виды пчёл.
6. Значение пчёл в природе и чем они занимаются.
7. Интересные факты о пчелах.
8. Пчелы предсказывают погоду.
9. Пчелиные разговоры и танцы.
10. Удивительные факты.
Заключение
Вывод
Литература
Введение
Цель темы исследования: узнать что-либо новое о пчёлах.
Объект исследования: пчёлы.
Задача исследовательской работы:
Гипотеза исследования: узнать, все ли пчелы одинаковы и в чем их сходства
Кто такие пчёлы?
Пчелиная семья
Пчелиная семья – это сложный организм, состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел, нескольких сотен трутней и матки, связанных в единое целое обменом веществ. Благодаря такому сообществу пчелиная семья может собирать очень много меда и цветочной пыльцы, защищаться от врагов, поддерживать в улье оптимальную температуру и влажность, размножаться.
Каждая пчелиная семья имеет свои индивидуальные особенности – это специфический запах, степень агрессивности, способность к сбору меда и прополисованию гнезд, зимостойкость, ройливость, которые сохраняются только до тех пор, пока в ней живет одна и та же матка. После замены старой матки новой изменяются и свойства пчелиной семьи: на смену прежнему поколению приходит новое с другими наследственными свойствами.
Строение тела пчелы
Тело пчелы состоит из:
Строение и функции внутренних органов
Переработка и всасывание пищи у пчел происходят в кишечнике, который делится на три отдела – передний, средний и задний.Передний отдел состоит из глотки, пищевода и медового зобика. Глоткой называется короткая трубка с мускулистыми стенками. Она начинается ротовым отверстием и переходит в узкий пищевод, проходящий через всю грудь. В брюшке пищевод расширяется, образуя медовый зобик. Стенка его имеет множество
Виды пчел
Они широко используются на Алтае для получения меда, которые имеет целый ряд полезных свойств Рабочие пчелы – женские особи пчелиной семьи с недоразвитыми половыми органами. Длина тела пчелы – 12–14 мм, масса однодневной пчелы у разных пород колеблется от 90 до 115 мг, в 1 кг пчел 10–11 тыс. особей.
Число их в семье изменяется в зависимости от сезона: весной в сильной семье насчитывается до 20 тыс. пчел, летом – 60–80, осенью – до 30 тыс. Пчелы-трутовки – это рабочие пчелы, способные откладывать неоплодотворенные яйца. Они появляются в семьях, длительное время живущих без маток, а также во время роения.
Пчела-трутовка может отложить от 19 до 30 яиц. Она приклеивает яйца не к донышку ячейки, а на ее стенки. По этому признаку легко отличить присутствие трутовок в улье Трутни – особи мужского пола, предназначенные для спаривания с молодыми матками. Длина тела трутня составляет 15–17 мм, масса 200–250 мг. Появляются они в семье в мае – июне.
Половозрелыми трутни становятся на 8—14-е сутки после выхода из ячейки. В период спаривания с матками трутни собираются в местах, где сходятся воздушные потоки, поднимающие их на 10 м от земли. Места сбора находятся на расстоянии от 200 м до 7 км от пасеки.
Интересные факты о пчелах
Пчелы предсказывают погоду
Пчелиный разговор и танец
А вы знали, что при танце, пчелы ведут диалог? И сейчас я расскажу по подробнее.
Пчела-разведчица, находит много пищи, возвращается домой и начинает «танцевать» — выполняя особые движений. Другие пчёлы наблюдают за ней и понимают где находиться место сбора нектара. Пчела-разведчица заранее метит это место ароматом из особой железы.
Круговой танец – сигнал о том, что источник нектара или пыльцы находится в радиусе 5-100м от улья. Более сложным виляющим танцем пчела сообщает о том, что медоносы растут на расстоянии более 100м от улья, а также указывает им направление полета. Темп танца зависит от расстояния до источника корма: чем оно больше, тем медленнее движется пчела.
Подобная, массовая мобилизация пчел происходит и при размножении (делении) основной семьи на две или больше, что на языке пчеловодов называется «роением» пчел.
Исследовательский проект «Эти удивительные пчёлы»
Евгения Рыжанова
Исследовательский проект «Эти удивительные пчёлы»
Тема исследовательского проекта: «Эти удивительные Пчёлы»
Номинация: «Наука о природе»
Участник: Рыжанова Валерия, 6 лет
Рыжанова Евгения Александровна
В наше время среда обитания человечества становится всё более цивилизованной для жизни людей, но в тоже время губительной для природы в целом. Идёт интенсивное загрязнение воздуха, вод, почв отходами жизнедеятельности человека. Это ведёт к тому, что экологическое качество атмосферы, продуктов питания ухудшается. В результате уменьшается количество пчелиных семей.
Цель проекта:
Исследовать тайный мир трудолюбивых насекомых. Создать познавательный интерес к объектам природы, насекомым-пчелам.
Задачи проектной деятельности:
— исследовать, как устроена жизнь пчёл в улье. Провести наблюдение за медоносной пчелой;
— исследовать качество мёда и собрать в копилку интересные сведения о пчеле;
— обогатить словарный запас, развить связную речь, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей, соты, матка, трутень, рабочие пчёлы, нектар, пчеловод);
— способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей.
— воспитать бережное отношение к природе и гуманное отношение к насекомым, развивать эмоциональную отзывчивость.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта:
Условия реализации проекта:
Пасека, литература соответствующей тематики, интернет- ресурсы
Методы исследования:
•провести опрос среди взрослых: какую пользу приносят пчёлы, и как они добывают мёд;
• найти информацию о пчёлах в книгах, энциклопедии, интернете;
• расспросить дедушку- пчеловода, как ухаживать за пчелами;
• наблюдение за жизнью пчел на пасеке;
• собрать копилку интересных сведений о пчелах;
• провести эксперимент по определению качества меда;
• составить рассказ, сказку про пчелу.
Объектом исследования является пасека моего дедушки в деревне.
Предмет исследования – медоносная пчела, продукты пчеловодства.
Гипотеза моего исследования основана на предположении о том, что гибель пчёл есть результатвоздействия человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности. Позитивные измененияпроизойдут лишь тогда, когда человек грамотно будет использовать окружающую его природу.
Свою исследовательскуюработу я начала с ответов на проблемные вопросы:
«Как устроена жизнь пчёл, кто входит в семью пчел? Есть ли у них обязанности? Чем питаются? Пользу или вред они приносят? Что такое мед, как пчелы делают мед и какими свойствами он обладает? Что говорит народная мудрость о меде, о приметах, связанных с жизнью и поведением пчел?».
Так у меня появилось желание узнать мир этих трудолюбивых насекомых. В моём исследовании помогли мой дедушка: он рассказал и показал жизнь пчёл в обычной для них среде. Я помогала дедушке ухаживать за пчёлами и собирать мёд.
Я проводила свои наблюдения: рассматривала энциклопедии и вместе с мамой работали с интернетом.
Я узнала: оказывается,содержать пчёл непростое занятие. Насекомые нуждаются в уходе круглый год. Осенью дедушка утепляет ульи и подкармливает пчёл сахарным сиропом. Зимой ульи с пчёлами находятся в помещении. Нужно следить за температурой и влажностью, чтобы не было сквозняков и грызунов. Весной дедушка устанавливает ульи на пассике. Чтобы пчёлы не заболели, важно поддерживать чистоту в ульях, убирать мусор. Летом следить, чтобы пчёлы чувствовали себя комфортно, не перегревались от жары, не страдали от ветров, не мучились от грибка и плесени, ульи нужно располагать на участке с высоким забором или среди деревьев.
Я узнала, что для приготовления ложки меда, 200 пчел должны собирать нектар в течение дня. И столько же пчел должны обрабатывать его в улье. Вкус и цвет меда зависит от того, с какого растения собран нектар. Первый урожай мёда можно получить уже в мае, следующий в начале или середине июля и последний в августе.
14 августа отмечается праздник «Медовый спас», его называют так потому, что с этого времени пчёлы перестают собирать пыльцу и нектар, и пасечники приступают к сбору меда. В сентябре пчёл не стоит беспокоить, они готовятся к зиме.
— Летом пчёлы много и они усердно трудятся;
— Пчёлы хорошие «синоптики»: например, перед дождём, как по команде, они дружно возвращаются в улей.
— Зимой пчёлы тоже трудятся, но из ульев не вылетают совсем. Питаются запасённым за лето мёдом, поэтому весь мёд забирать нельзя, иначе рой погибнет.
-Пчела, в отличие от осы, насекомое не агрессивное. Они не нападают без причины, есть несколько вещей,которые насекомые не переносят:
— Сильные и резкие запахи (духи, пот);
— Запахи от животных (собак, лошади);
— При запахе дыма пчёлы становятся спокойнее. Пчеловоды используют дым, если нужно осмотреть улей, для борьбы с вредителями, перед откачкой мёда.
-цветочный- нектар растений;
Что ещё даёт нам пчела?
Из пчелиного воска не делают свечи, но его можно использовать для профилактики гриппа, простудных заболеваний и болезней носоглотки.
Цветочная пыльца, перга
Пчёлы её готовят из пыльцы. Лечебные свойстватакие как у меда, но результат наблюдается быстрее. Ежедневной дозы меньше чем в чайную ложку достаточно для того, чтобы человек позабыл о простудных заболеваниях, болезнях почек, желудка, нервов и т. д.
«Пчелиный клей», которым насекомые заделывают щели в улье. В народной медицине часто употребляется в виде настоек на молоке и лечит бронхит, нервные болезни.
Пчелиные трупы, высушенные и размолотые в порошок, после чего использованные в настойках, лечат множества «внешних» болезней кожи, обработки ран, язв, зубных болей и т. д.
Похоже на желейную массу с привкусом яблока. Богато жирами, белками и витаминами. Особенно часто применяется вместе с другими продуктами пчеловодства для укрепления иммунитета.
Мёд это не только вкусный и полезный продукт питания, но и лечебное средство. Он обладает антибактериальным (повышает иммунитет, противовоспалительными (при простуде) и тонизирующим действием. Наружно мёд применяют для заживления ожогов и ран. Мёд в косметологии применяют в составе масок и кремов для лица и рук. Также мёд входит в состав шампуней и бальзамов для волос.
В кулинарии мёд используют при изготовлении конфет, кексов, тортов. Добавляется в различные каши и является лучшим заменителем сахара. Мёд не имеет срока годности.
Когда я помогала дедушке в сборе мёда, заметила, что несколько ульев стоят пустыми. Дедушка мне рассказал, что пчелиные семьи из этих ульев погибли после того, как обрабатывали химикатами поля около деревни. Также для пчёл опасен дым, полученный при сжигании мусора. В результате загрязнения природы, увеличивается заболеваемость и смертность пчёл. Ещё причинами исчезновения пчёл, являются электромагнитные излучения (линии электропередач, сотовые вышки, большое количество автомобилей.
Опыты и эксперименты:
Опыт № 1. «Капелька меда»
Ход: Наношу капельку меда на руку (сверху) или на обратную сторону ложки – перевернуть ладонью вверх. Настоящий мед не капнет с руки, останется на руке.
Опыт № 2 «Медовый крем» или «Бархатные ручки»
Ход: Растираю каплю меда (как крем) – если кожа становится мягкая, бархатистая – это мед. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мед.
Вывод: руки вначале были липкими, а потом ощущение приятное – руки стали мягкими.
Материал: мед, салфетка, ложка.
Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.
Вывод: мёд на салфетке не растекался.
Опыт № 4. «Медовый стакан»
Материал: стакан с водой, мед, ложка.
Ход: Размешиваем мед в стакане с водой – если нет осадков – настоящий мед.
Вывод: мёд в воде растаял, без осадков.
Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мед.
Ход: Капнуть в воду с медом 3-4 капли йода – если есть синий цвет – это не настоящий мед.
Вывод: добавили йод, цвет в стакане чуть пожелтел, мёд настоящий.
Опыт № 6. «Память меда»
Материал: глубокая тарелка, вода, мед.
Ход: В тарелку по середине помещаем ложку меда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунд – можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мед. (память меда)
Вывод: когда в глубокую чашку положили ложку мёда и добавили холодной воды, через небольшое время появился интересный рисунок, форма сот, но его видно при определённом свете. Интересный этот опыт.
Опыт №7 «На содержание в меде посторонних примесей».
Ход: В 2 стакана с чистой водой, в первый стакан добавили 1 столовую ложку цветочного меда с пасеки дедушки, а во второй стакан добавили 1 столовую ложку магазинного цветочного меда. После растворения меда в воде, прошло 10 минут. В стакане, где мы растворили мед дедушки, на дне стакана не было осадка, а в стакане, где мы растворяли магазинный мед, стал, заметен осадок.
Вывод: мед дедушки – без посторонних добавок, а магазинный мед – содержит посторонние примеси.
Опыт №8 «С медовой водой и уксусом»
Ход: Взяли 2 стакана с чистой водой, в первый стакан добавила 1 столовую ложку меда с пасеки дедушки, а во второй стакан добавила 1 столовую ложку магазинного меда. После растворения меда, в каждый из стаканов добавила по 2 капли уксуса. В стакане, где мы растворили мед дедушки, вода осталась без изменений, а в стакане, где мы растворяли магазинный мед, на поверхности воды образовалась пена.
Вывод: мёд дедушки – без посторонних добавок, а магазинный мёд – содержит, скорее всего, примесь.
Проделав опыты с мёдом, пришли к выводу, что мёд самый настоящий у моего дедушки. И теперь я знаю, как можно проверить мёд.
Таким образом,моя гипотеза подтвердилась: чтобы не допустить исчезновения пчёл, люди должны контролировать свою деятельность, отрицательно влияющую на жизнь пчёл.
Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.
Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе о подвижной игре «Медведь и пчёлы» Задачи: Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определённые.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Удивительные цветы» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности Тема проекта: «Удивительные цветы».[/b]Проблемное поле проекта:.
Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.
Проект по познавательному развитию «Удивительные муравьишки» Автор проекта: Токарева. А. Ш. Воспитатель смешанной группы (3-5лет) Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный. Руководители.
Проект «Удивительные птицы — лебеди» Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период.
Проект в старшей группе «Эти удивительные животные» Проект «Эти удивительные животные» Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую.
Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые» Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые». Тип проекта: Познавательный. Вид проекта: групповой (коллективный).
Проект «Тайная жизнь пчел»
Управление образованием Администрации города Юрги
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Юрги»
Детский исследовательский проект
Лебедянцева Александра, 9 лет,
Видус Анастасия, 9 лет,
Телущенко Полина, 9 лет
обучающаяся 3 «б» класса
Плаксина Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
Лебедянцева Татьяна Александровна,
«Эколого-биологический центр» г.Юрги»
Плаксин Николай Николаевич
Часть II Не только мишки любят мёд……………………………………………………..
Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива,
какую почтенную работу она производит;
её труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины;
любима же она всеми и славна, хотя силой она слаба,
Цель исследования: провести наблюдения за жизнедеятельностью пчелы медоносной, узнать о полезных свойствах мёда и его примени в профилактических и лечебных целях.
Задачи:
Пронаблюдать в течение весеннее-осеннего сезона за жизнедеятельностью пчелы медоносной, изучить особенности ее поведения.
Провести эксперимент по определению физических свойств меда.
Узнать о продуктах пчеловодства, их полезных свойствах, примени в профилактических и лекарственных целях.
Провести анкетирование обучающихся 3-го класса.
Провести беседы, классные часы по теме исследования.
Ожидаемый результат : исследования расширят кругозор, помогут узнать о жизнедеятельности пчёл, полезных свойствах мёда и способствуют убедить одноклассников употреблять мёд в профилактических и лекарственных целях.
1. Обзор литературы по теме исследования
1.1. Пчела медоносная
Пчела медоносная (Apis mellifera) – насекомое, относящееся к отряду перепончатокрылых и подсемейству благородных пчел (Apinae). С давних пор она используется человеком как источник меда. Это свойство пчелы отражено в видовом названии насекомого – как в русском, так и в латинском его варианте (mellifera – приносящая мед или mellifica – делающая мед ). В древнее время мед для многих народов был единственной пищей со вкусом сладости. Но и в наши дни, несмотря на то, что люди научились извлекать сахар из сахарной свеклы и тростника, ценность пчелиного меда не утратилась.
Помимо производства меда, пчела медоносная является источником такого продукта как воск, из которого она строит себе гнездо. Воск также широко применяется человеком: он используется в электротехнической промышленности, при изготовлении лаков и красок, им покрываются формы для отливки чугунных изделий, смазочных составов. Конечно же, нельзя не упомянуть и о самой главной стороне деятельности пчел – они опыляют культурные растения. Не только в России, но и по всему миру можно найти гнезда диких пчел, расположенные в дуплах деревьев или расщелинах скал.
1.2 Строение медоносной пчелы и
особенности восприятия окружающего мира
Интерес представляет особенность, характеризующая строение медоносной пчелы. Так, для того чтобы разыскать нужные ей растения и рассмотреть мелкие предметы в отсутствие яркого освещения, у пчел имеются некоторые особенности зрения. По бокам головы у имаго (так называется рабочая пчела, матка или трутень) имеются два сложных глаза, которые состоят из большого количества мелких глазков, воспринимающих изображение в мозаичном виде. Кроме того, у имаго имеются три простых глаза, расположенных на темени – они служат своего рода дополнением к сложным глазам, способствующим восприятию степени интенсивности света.
Своим зрением пчелы хорошо могут различать ту часть солнечного спектра, которая невидима для человека (ультрафиолет). Кроме того, считается, что пчелы довольно хорошо различают такие цвета как желтый, бирюзовый, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый. В зависимости от характера отражения в глазах пчел ультрафиолетовых лучей, цвета, воспринимаемые ими, представляются совершенно иными, нежели для человека. Например, синий и фиолетовый пчела медоносная представляет в виде четырех различных оттенков, красный цвет она может путать с фиолетовым и черным, а зеленый и оранжевый воспринимает как желтый.
Помимо различий в восприятии цвета, существует особенность представления насекомыми форм предметов. Пчела медоносная хорошо запоминает лишь такую форму, которая напоминает ей раскрывшиеся цветочные лепестки. Доказано, что цветки медоносных растений притягивают насекомых к выделяемому ими нектару как своей яркой окраской, так и ароматом. Прекрасно развитое обоняние – еще один характерный признак биологии медоносной пчелы. Соответствующие органы располагаются у них на усиках. По запаху пчелы не только находят растения, с которых собирают мед, но также различают чужих пчел и представителей своей семьи.
Интересно также следующее специфическое свойство строение медоносной пчелы. Специальные придатки у ротовой полости насекомого устроены так, что позволяют легко слизывать язычком мельчайшие капельки нектара не только в открытых цветках, но и в более углубленных частях при помощи особого хоботка, образуемого нижней губой и нижними челюстями. Этот хоботок у пчел имеет длину от 5,5 до 6,4 мм, а у некоторых особей достигает величины 6,9, и даже 7,2 мм.
Через принимающие ротовые органы и пищевод нектар, собираемый с цветков, поступает в медовый зобик, в котором пчела медоносная доставляет его в улей, где и передает молодым пчелам. Пчелы собирают с растений не только нектар, но также цветочную пыльцу, заменяющую им белковый корм. Строение медоносной пчелы (ее тела) имеет еще одну особенность – оно покрыто густыми волосками. Пчела садится на цветок, между этими волосками скапливается большое количество зерен пыльцы, которые пчелы счищают ножками и укладывают в специальные углубления на ножках (корзиночки). При сборе пыльцы, пчелы смачивают ее нектаром, благодаря чему эти зерна довольно прочно удерживаются в корзиночках, сохраняясь в виде плотных шариков, которые называются обножкой.
По возвращении с обножкой в улей, пчелы сбрасывают принесенные ими комочки пыльцы в сотовые ячейки. Здесь за дело берутся молодые особи, которые сразу же утрамбовывают пыльцу, а по заполнении ячейки заливают ее медом. Собственно, эта пыльца, называемая пергой, и является источником белкового питания пчелиной семьи.
Что касается воды, то во время взятка пчелы получают ее в достаточном количестве, выделяя из нектара, который они собирают с цветков и приносят в улей. Однако, когда нет взятка, и при этом в семье выращивается много личинок, пчелы испытывают трудности в воде и вынуждены отдельно приносить ее в улей. Расселение пчел происходит целыми роями: если в гнезде появляется молодая самка, старая вместе с частью рабочих покидает его и устраивается на новом месте.
1.3 Улей и гнездо медоносной пчелы
Как хорошо известно, пчела медоносная с весьма сложным устройством роя. Главной в улье является плодоносящая самка (или матка), кроме нее есть рабочие пчелы (бесплодные самки), а также самцы (или трутни). Матка отличается прежде всего по размеру: она гораздо крупнее рабочих пчел, у нее отсутствует аппарат для собирания пыльцы и железы для выделения воска, а жало развито слабее, чем у рабочих. Трутень – самец медоносной пчелы – более поздний обитатель, он появляется на свет только к концу лета. Осенью, по окончании брачного полета и оплодотворения молодых самок, когда начинается процесс размножение пчелы медоносной, рабочие пчелы убивают трутней и выбрасывают из гнезда. Вся деятельность внутри улья выполняется именно рабочими пчелами.
Структура гнезда в улье представляет собой довольно сложный механизм. Оно состоит из ячеек, собранных в вертикальные ряды, которые называются сотами. Все соты, кроме крайних, двусторонние, крайние же имеют ячейки только с одной стороны. Эти ячейки строятся из воска, который выделяется железами, находящимися на брюшке рабочих пчел. Причем эти ячейки служат как для выведения нового расплода, так и для хранения основных продуктов – меда и перги.
1.4 Семья медоносных пчел
С целью предотвращения неблагоприятных условий, в которых может происходить развитие личинок медоносной пчелы, стенки улья делаются герметичными – все щели в них промазываются прополисом, или пчелиным клеем. Прополис, в состав которого входят бальзамические вещества оболочек зерен пыльцы, смолистые вещества, выделяемые растениями, и примесь воска, добывается из почек деревьев или растений, а иногда из самой древесины, волокна которой пчелы выжимают челюстями. Он используется пчелами для полировки сотов и заделывания мелких щелей в ульях.
Откладывание самкой яичек происходит в особом месте улья, где создаются отдельные, хорошо проветриваемые и прогреваемые участки для сотов, называемые «зоной с расплодом», которая окружается кольцом, состоящим из ячеек с пергой. Это – единственное место, где происходит накопление перги, в остальные ячейки откладывается мед. Размножение пчелы медоносной происходит по следующим этапам. Самка откладывает яички, из которых на четвертый день выходят личинки. Кормление личинок «пчелиным молочком» осуществляется всеми рабочими пчелами. Это «молочко» является продуктом выделения специальных желез, которыми обладает пчела медоносная, но этими же выделениями кормят и самку. Далее личинки подразделяются на тех, из которых впоследствии выйдут самки – они кормятся «молочком» в течение всего времени развития, и остальных – эти уже с четвертого дня жизни кормятся пергой.
Насекомое пчела медоносная выделяет большую энергию, и именно в связи с этим в гнезде постоянно поддерживается высокая температура. В участке с расплодом она достигает 35°С. При такой высокой температуре в улье создается постоянный поток воздуха – этому способствуют специальные пчелы-«вентиляторы», которые непрерывно совершают движения крыльями. В случае повышения температуры гнезда и превышения ей определенной отметки, для поддержания климатических условий, необходимых для развития личинок, включаются другие пчелы, которые для этого могут вылезать даже на дощечку около летка. Множество различных работ выполняют пчелы для нормального функционирования семейства. Некоторые из них хранят воду в своих зобиках, для того чтобы в случае необходимости повысить влажность воздуха смачивают ей соты, другие занимаются ремонтированием неполадок, возникающих в гнезде, третьи помогают в очистке рабочих пчел.
1.5 Танцы медоносных пчел
Разумеется, основная группа пчел добывает пищу – собирает нектар и пыльцу с различных растений в период их цветения. Происходит это следующим образом. Как только одна из пчел найдет богатый не опыленными цветами источник пищи, она дает знать об этом всем другим с помощью так называемых танцев. После исследования территории, пчела, возвращаясь к улью, совершает определенные движения, другие при этом начинают повторять эти движения, после чего все пчелы улетают.
Если источник пищи находится близко от улья, пчела совершает движения по кругу, а если далеко, то она выписывает фигуру, издалека похожую на восьмерку, но больше напоминающую букву «фита» старого русского алфавита. Описывая полукруг, пчела начинает двигаться по «средней палочке» этой буквы, при этом виляя брюшком. При этом частота «виляний» указывает на расстояние от улья до источника пищи – чем дальше источник, тем она чаще. Наклоняясь на определенный угол к вертикали, пчела медоносная показывает тем самым величину угла по отношению к солнцу, под которым необходимо лететь по направлению к источнику пищи.
Кроме того, пчела, посетившая цветочную поляну, пропиталась соответствующим запахом, что, в свою очередь, указывает на то, какие цветы в том месте следует посетить. Если же источник пищи не имеет определенного запаха (что может быть связано с его искусственным происхождением), то пчела отмечает его выделениями пахучей железы, а при движении около улья выпячивает эту железу.
1.6 Как пчелы делают мед?
Как пчелы делают мед: этот процесс весьма сложен и начинается он с момента, когда пчелы вылетают из улья для сбора пыльцы и нектара. Нектар с цветов пчелы засасывают язычком, в так называемый медовый зобик. Стенки зобика пронизаны кровеносными сосудами и железами внутренней секреции. Ферменты, вырабатываемые железами, расщепляют сахар, содержащийся в нектаре. Таким образом, нектар насыщается декстринами, способствующими повышению его вязкости, увеличиваются бактерицидные свойства, образуется определенная структура, лишняя влага удаляется (пчелы используют ее для своих нужд) и из нектара получается мед. Весь этот процесс занимает 8-10 дней, в нем участвуют десятки сотен пчел разного возраста, наполняющих медом соты, в которых он должен вызреть.
В этом процессе участвуют пчелы всех поколений, живущие в улье. Насекомые наполняют медом соты, в которых он вызревает. Мед ценен тем, что вещества, которые в нем содержатся, помогают восстановить связи органов между собой, что повышает иммунитет и восстанавливает потерянное здоровье. Целебные свойства меда не зависят от его физического состояния (жидкий, загустевший, твердый). На кристаллизацию влияют: регион, в котором собран мед, температура окружающей среды, а также и то, с каких он собран цветов.
От вкуса цвета и запаха также не зависят лечебные свойства меда. При выборе этого биологически активного продукта, каждый должен учитывать свои индивидуальные особенности: если человек – аллергик, перед употреблением меда необходимо проконсультироваться с врачом.
Для чего пчелы делают мед?
Исходя из самого процесса как пчелы делают мед и, отвечая на вопрос, для чего пчелы делают мед, можно сказать следующее. Мед – это основной корм или пища для пчел и пчелиной семьи, который используется пчелами в основном именно зимой. Так как сильная пчелиная семья содержит порядка 10-ти, 15-ти тысяч особей, можете представить себе, сколько им потребуется пищи для успешной перезимовки. Поэтому летом у пчел нет «ни минуты покоя и отдыха», ведь нужно заготовить достаточное количество меда для прокорма расплода и себя. А если учесть тот факт, что мед периодически выкачивается пчеловодом из улья (иначе зачем тогда держать пасеку), то работы у пчел как говорится «не в проворот».
Собранные пчелами нектар и пыльца собираются в ромбовидные шестигранные ячейки, которые называются сотами. Соединившись, они и образуют мед. Теперь понятно, как пчелы делают мед. Наполненную медом ячейку, пчелы плотно закупоривают ее воском. В некоторые ячейки пчелиная матка откладывает яйца, и мед служит пищей для личинок пчел.
Во время зимовки запечатанные соты освобождаются от оболочки, и тогда мед поедается пчелами. Так как мед богат калориями, пчелы, употребляя его, получают достаточное количество сил и так называемой энергии. Общеизвестно, что зимой пчелы поддерживают в улье постоянную температуру. Для этого пчелы быстро вращают своими крыльями и гонят воздух по всему улью, быстро растрачивая при этом энергию, которую необходимо восстановить, «подкрепившись» очередной порцией меда. Таким образом, в результате своеобразного «обдува», яйца и личинки пчел защищаются от переохлаждения или перегрева.
1.8 Мёд и здоровье человека
Еще в древности люди считали мёд диетой долголетия. И не без оснований: лабораторные исследования показали, что в этом замечательном продукте содержится более ста компонентов, ценных для организма человека. Благодаря содержанию большого количества простых Сахаров (глюкозы, фруктозы) мёд, как мы уже говорили, легко и быстро усваивается организмом человека, не загружая излишней работой печень. Не случайно этот продукт рекомендуют перед состязаниями или в перерывах между ними употреблять спортсменам, дабы скорее восстановить израсходованную энергию мускулов. С этой же целью врачи советуют есть мёд старым и больным людям, перенесшим изнурительные заболевания, сложные операции и нуждающимся в быстром восстановлении сил.
Врачи рекомендуют по возможности больше заменять медом сахар. Очень полезно добавлять его в молочные продукты: сметану, сливки, кефир, молоко, творог. Хорош он с охлажденными компотами, киселями, кашами, свежими помидорами, огурцами, тертой морковью, фруктами.
Пищевая и лечебная ценность меда объясняется не только легко усваивающимися моносахаридами, но и богатым арсеналом содержащихся в нем витаминов, ферментов, антибактериальных, противоплесневых, гормональных, антидиабетических и других очень важных для организма веществ, минеральных элементов.
О том, что целебные свойства меда хорошо знали и широко использовали еще в далекие времена, свидетельствуют сохранившиеся письменные источники. Так, об этом говорится в древнем египетском папирусе Эберса «Книга приготовления лекарств для всех частей (человеческого) тела», записанном более 3500 лет назад. Выдающийся мыслитель, ученый и реформатор медицины Гиппократ успешно применял пчелиный мед при многих заболеваниях, и сам употреблял его в пищу. Древний врач Средней Азии Ибн-Сина (Авиценна) рекомендовал употреблять этот продукт для продления жизни и сохранения работоспособности в старческом возрасте.
В старинных русских рукописных лечебниках приводятся десятки рецептов, в состав которых входит пчелиный мед в сочетании с ромашкой, крапивой, луком, другими лекарственными растениями. В старинных рукописных источниках, например, можно найти немало указаний на то, что медом лечили раны.
В дальнейшем народная медицина значительно обогатилась познаниями чудодейственных свойств замечательного дара природы. И в наши дни мед все больше используется для лечения людей, страдающих самыми разными болезнями.
Широко в медицине применяются и другие продукты пчеловодства: перга, воск, маточное молочко, цветочная обножка, прополис, пыльца.
2. Методы исследования
Теоретические: изучение источников информации.
Изучение литературных и Интернет источников по теме исследования, сбор теоретического материала, его обобщение проводилось в период с февраля по май 2012 года.