особенности психической жизни новорожденного

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. Психология развития ребенка от рождения до года.

особенности психической жизни новорожденного. Смотреть фото особенности психической жизни новорожденного. Смотреть картинку особенности психической жизни новорожденного. Картинка про особенности психической жизни новорожденного. Фото особенности психической жизни новорожденного

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

он служит ответной реакцией на приближение взрослого.

он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

Источник

Особенности психической жизни новорожденного

Ожидайте

Перезвоните мне

особенности психической жизни новорожденного. Смотреть фото особенности психической жизни новорожденного. Смотреть картинку особенности психической жизни новорожденного. Картинка про особенности психической жизни новорожденного. Фото особенности психической жизни новорожденного

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

особенности психической жизни новорожденного. Смотреть фото особенности психической жизни новорожденного. Смотреть картинку особенности психической жизни новорожденного. Картинка про особенности психической жизни новорожденного. Фото особенности психической жизни новорожденного

Аннотация: В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы взаимодействия с ними.

Статья:

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на:

период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года),

период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап.

Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.

В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь. У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.

Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие.

Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это проявляется – дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает.

До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие.

Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.

Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.

В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.

Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.

Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Источник

Лекция «Психическое развитие новорожденного ребенка»

1. Общая характерстика периода новорожденности

2. Развитие новорожденного ребенка

Новорожденность – кризисный период развития.

1. Общая характеристика периода новорожденности

Кризис новорожденности вызван 2 причинами

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости.

Период ново­рождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жиз­ни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жиз­ненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным су­ществом.

Социальная ситуация

Главная особенность новорождённости связана со спецификой социальной си­туации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постна- тального детства. Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты того и другого, и эта двойственность характеризует всю жизнь маленького существа.

Ведущей деятельностью, является эмоциональное общение со взрослыми.

Центральным новообразованием новорождённоести является появление инди­видуальной психической жизни ребенка.

Л. С. Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим.

Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

Второй: жизнь новорождён­ного, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной, но и психической.

Первый аргумент – факт готовности центральной нервной системы к обслуживанию психических проявлений (зачем слышать, если не слу­шать, зачем реагировать, если не на что?). Новорождённый реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, на световые и звуковые стимулы, на за­пах. В целом, развиты все виды анализаторов, и к моменту рождения ребенка состоя­ние центральной нервной системы обеспечивает начало его психической жизни.

Второй – содержание психической жизни новорождённого: мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о вырази­тельном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радо­сти, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных дви­жениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетво­рением.

Эта психическая жизнь находится в рудиментарном состоянии, из которого нужно исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления. Пока у новорождённого нет ни действительного восприятия, ни представлений, т.е. нет ни сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональ­ные части нераздельно слиты, т.е. есть только то, что можно назвать аффективны­ми ощущениями.

Главной особенностью психической жизни новорождённого является то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.

Для психической жизни новорождённого характерны три главных момента:

1. Преобладание нерасчлененных переживаний.

2. Оотсутствие выделения себя из среды.

3. Реагирование на сложные комплексные целые, окрашен­ные эмоционально (например, лицо матери).

Так, после рождения непосредственная физическая связь с матерью уже отсутст­вует, но он продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском орга­низме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (следовательно, питание ре­бенка представляет собой переходную форму от внутриутробного к внеутробному существованию).

Такая же двойственность отмечается в самой форме существования ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит по­лифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования. Сам сон еще недостаточно отдифференцирован от бодрствования, поэтому чаще у новорождённого наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием — нечто, напоминающее дремоту. Ребенок способен засыпать с от­крытыми (или полуоткрытыми) глазами, а бодрствовать — с закрытыми, находясь в дремоте.

Несмотря на кажущуюся большую длительность сна, оказывается, что его реаль­ные периоды весьма коротки. В первые дни он по преимуществу спит и бодрствует примерно 3 мин в час днем и 1—2 мин в час ночью. К концу месяца эти цифры дос­тигают 6-7 мин в час. Сон новорождённого носит беспокойный, прерывистый, поверхностный характер. Ребенок во сне произ­водит много импульсивных движений, а иногда даже ест, не просыпаясь. В эти минуты бодрствования ребенок легко раздражается, пла­чет. Сама раз­дражительность новорождённого — психологическая норма.

Помимо этого, двойственность обнаруживается в том, что ребенок сохраняет эм­бриональную позу во время сна и даже во время бодрствования примерно до 4- месячного возраста.

Противоречия этого возраста заметны и в двигательной активности ребенка: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внут­ренние раздражители; с другой стороны, он еще лишен самостоятельного передви­жения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослых.

Новоро­ждённый почти неподвижен: в основном он лежит на спине и не может перевернуть­ся или передвинуться. К 4-м неделям он принимает, лежа на спине, позу «фехто­вальщика», определяемую тоническими шейными рефлексами, и сжимает ручки в кулачки. Примерно 85% времени головка ребенка повернута вправо (есть предполо­жение, что это связано с функциональной асимметрией полушарий). Если его поло­жить на живот, то он способен оторвать носик от матраса лишь на одно мгновение. Ему вообще трудно управлять своей непропорционально большой головой: и в си­дячем положении она угрожающе наклоняется, потому поднимая ребенка на руки необходимо поддерживать головку.

Характерные особенности периода новорожденности:

Малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная актив­ность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просы­пается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преоб­ладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, неразличение социальных и физических объектов.

Методы исследования психики новорожденных и младенцев. Многие исследователи подчеркивают исключи тельную сложность изучения психики детей младенческого воз­раста и недопустимость умозрительных рассуждений. В России начало объективного изучения психического и физиологического развития младенцев было положено в 1920-х гг. сотрудниками И.П. Павлова и В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным и др. Для этой цели были использованы систематическое наблюдение, экспериментальные методики анализа условных рефлексов и ориентировочной реакции.

В последние десятилетия в связи с расширением возможностей точной регистрации поведенческих проявлений наблюдается новый всплеск интереса к психологии младенцев. В настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыха­ния и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции.

1.2. Развитие новорожденного ребенка

Какими же способностями обладает новорожденный?

Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексов, обеспечивающих работу основных систем-орга­низма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности

защитных рефлексов (например, при прикосновении к ве­кам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

— ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при лег­ком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к ис­точнику света);

— атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — по­ложенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ла­донь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее и ползет ак­тивнее — рефлекс Бауэра; автоматическая походка — если, при­держивая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождаю­щиеся движениями рук, и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функцио­нальной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых живот­ных. К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закреплен­ных механизмов — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к но­вым условиям жизни. В терминах И. П. Павлова, безусловный рефлекс выражается в наилучшей установке воспринимающего органа на раздражитель, полном или частичном торможении дру­гих движений и приведение в действие механизма сосания.

В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов: ме­ханизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов, которые легко вызываются прикосновением к уголкам губ и слизистой оболочке языка ребенка. Во время соса­ния материнской груди все остальные движения и реакции тормозятся. Сосательный рефлекс актуализируется у новорождённого всегда, когда какой-либо предмет попадает в рот (соска, палец, кончик подушки).

Отечествен­ные исследователи новорождённое и младенческого возраста М. П. Денисова и Н. Л. Фигурин назвали это «реакцией пищевого сосредоточения».

Прирожденными являются и реакции слухового лабиринта, которые отмеча­ются уже на 9-й день: при покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся (возникает «лабиринтное (слуховое) сосредоточение»).

Так, издавна введен­ные человечеством сосредоточения соска и люлька (колыбель) используются благо­даря пищевому и лабиринтному сосредоточению для успокаивания ребенка, т.е. торможения его криков и двигательного беспокойства.

Наблюдаются у ребенка и некоторые врожденные защитные рефлексы: он каш­ляет, чихает, удаляя помехи для дыхания; моргает, если в глаз что-то попало; жму­рится от яркого света.

Но на большинство внешних раздражителей новорождённый отвечает одинаково: вздрагивает, беспокойно двигает ручками и ножками, тоненько кричит, сморщив личико.

У новорождённого зафиксирован зрачковый рефлекс — зажмуривание от яркого света и поворачивание головки и глазок к мягкому свету: в солнечный день в комна­тах родильных домов все головки повернуты к окнам, а если в сумерках медленно водить перед глазками новорождённого зажженную свечу, то глаза начинают дви­гаться вслед за ней.

На 1—2-й неделе жизни ребенок способен поворачивать голову за медленно движущимся объектом, находящимся от него на расстоянии 20—30 см. На 2—3-й неделе появляется конвергенция, и на 3—5-й неделе — зрительное сосре­доточение (задержка взора на предмете). Вначале ребенок удерживает взор не более 5 с, но уже на 2-м месяце он сможет держать его несколько минут (что потом позво­лит разглядывать предмет).

У новорождённого отмечается и ряд атавистических рефлексов, находящихся в филогенетической связи с рефлексами высших животных. Так, если вложить в руки новорождённому палец или другой продолговатый предмет, он так крепко схватыва­ет его, что ребенка можно поднять на этом предмете и удержать в воздухе около ми­нуты. Одно-двухнедельный ребенок может повиснуть на шнурке, схваченном двумя руками. Он может цепляться за шнурок и ножками, хотя и не так крепко.

У новоро­ждённых зафиксирована реакция Моро (обхватывающий рефлекс), если слегка шлепнуть по подушечке или встряхнуть ее, ручки и ножки симметрично расходятся и смыкаются в виде арки.

Другой рефлекс состоит в своеобразном «ползании» ребенка, отталкивании нож­ками от приставленной к ним опоре. Если положить ребенка животом вниз и прило­жить ладонь или дощечку к подошвам ног, он оттолкнется и продвинется немного вперед. Двигая ладонь, можно заставить ребенка проползти небольшое расстояние.

Так же выглядит и рефлекс «автоматической ходьбы»: если держать ребенка ножка­ми на коленях, то он может делать переступательные движения. Наконец, широко известен рефлекс плавания: попав в воду, новорождённый начинает делать плава­тельные движения.

Любопытной чертой новорождённого является то, что он часто открывает глаза, когда его поднимают и придают вертикальное положение — это явление называют «эффектом кукольных глаз». К 1— 1,5 мес чувствительность к свету значительно снижается.

Новорождённость является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных, инстинктивных форм по­ведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

Поведение новорождённого фрагментарно: если 6-месячному младенцу протя­нуть яркую погремушку, он потянется к ней, возьмет и начнет исследовать, сосредо­точенно разглядывая, трогая ртом или ощупывая рукой. Если же то же самое проде­лать с новорождённым, то он едва взглянет на нее. Вложить игрушку в ручку ребен­ка трудно, потому что его кулачки обычно сжаты. Но даже если разомкнуть кулачок, то ребенок схватит предмет, положенный на его ладошку, но тут же уронит и не ста­нет искать. Он вообще «не покажет вида», что «помнит» о ее существовании, и тем более не будет исследовать.

Такая фрагментарность поведения объясняется тем, что поведение новорождён­ного состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов (по­иск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы и т.п.), вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются бы­стро, автоматически и никак не контролируются произвольно. Только постепенно благодаря повторению реакции ребенка станут более надежными и скоординиро­ванными (поднесение кулачка ко рту, сосание кулачка). Новорождённый действует по принципу: «Прочь из руки (с глаз, изо рта) — прочь из ума!»

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувстви­тельности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (спо­собностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших де­тей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни.

Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фикса­ции взгляда на блестящем предмете.

Появились новые поразительные данные о возможностях ново­рожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных (способно­сти имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта).

Новорождённый почти ничем не интересуется, поэтому ему бесполезно покупать и показывать игрушки. В первые недели его вообще не интересуют никакие стороны внешней среды. Единственное, что его заботит, — отсутствие дискомфорта. А в состояние дискомфорта он попадает весьма часто: перед и после кормления, перед и после смены мокрых пеленок, от шума, от внезапного изменения положения. Он по­стоянно стремится вернуться в состояние сонливости, и только со 2-го месяца будет активно искать внешних воздействий.

Новорождённый малоэмоционален, и репертуар его настроений не отличается разнообразием.

1. И днем и ночью он спит. При бодрствовании он серьезен, неактивен, спокоен, сохраняет тенденцию к сонливости.

2. Другой вариант: полностью бодрству­ет, серьезен и активен, издает звуки.

3. Третий: бодрствует, серьезен, активен и слегка раздражен, подает голос.

4. Четвертый: явно очень недоволен — активен, серьезен, кричит.

Настроения эти очень быстро меняются. Новорожденного, если он здоров, в принципе легко успокоить, взяв на руки и покачав, дав пососать соску. Удовольст­вие от укачивания и сосания — полнейшее в этом возрасте.

На первом месяце жизни у ребенка преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта, они проявляются в виде крика и плача.

Но было бы неверно считать, что восприятие мира новорождённого представляет собой хаос отрывочных, бессвязных, отдельных ощущений — температурных, слу­ховых, оптических и т.д.

Новорождённый начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашен­ные эмоционально (например, лицо матери). Это является третьей особенностью психической жизни новорождённого.

Возможные формы социального пове­дения новорождённого.

Новорождённый не демонстрирует ни­каких специфических форм социального поведения, и первое общение ребенка со взрослым лежит далеко за пределами новорождённости. О реакциях ребенка на действия, речь взрослого впервые можно говорить лишь за пределами 1—3-го месяца жизни. Новорождённый в этом плане почти полностью пассивен.

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это способности избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способ­ность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов; достаточно сложные лингвистиче­ские задатки.

Врожденные схемы взаимодействия поведенчески проявляются в направленности взгляда в момент расположенности к общению, в закрывании глаз и отворачивании головы как сигналах свертывания общения.

Подлинные способности маленького ребен­ка к обучению часто оказываются непродемонстрированными в силу неподходящей организации экспериментальной ситуации — важна физическая близость к матери, лучше всего контакт «кожа к коже».

Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого.

Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку ка­чества субъекта общения — обращается к нему, о чем-то спрашива­ет, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, кото­рые ему демонстрируют ( феномен лицевой имитации новорожден­ных ). Взрослый, кроме того, очевидно, становится наиболее при­влекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которую не­которые исследователи считают врожденной. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей- четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на об­ращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого — ребенок за­мирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной кон­такт. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения

Выразительная улыбка и другие элементы пралингвистической знаковой системы (мимика, жесты) умиляют родителей, действуют на взрослых воодушевляюще и приводят к ответному эмоциональному вознаграждению малыша.

Далее на такой ранней стадии взаимоотношения не определяют­ся всецело взрослым. Темперамент новорожденного (его раздражи­тельность или спокойствие, гибкость приспособления к окружающей ситуации), тональность плача (высокий голос при плаче, характер­ный для детей с различными отклонениями, — «сигнал выжива­ния»), множество других поведенческих признаков влияют на от­ношение к нему родителей, на характер и скорость их реагирования.

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризис­ного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка — улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

В психологии критерием возрастного этапа считается основное и центральное новооб­разование, характеризующее известную ступень в социальном развитии ребенка. В этом смысле верхняя граница новорождённости попадает на конец первого—начало второго месяца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии, связанный с изменением социальной ситуации развития. Этот поворот связан с появлением «комплекса оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на челове­ка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *