Что значит на полотенце его
Зачем в тюрьме под ноги вновь прибывшему в камеру бросают полотенце
Эта давняя тюремная традиция сегодня становится анахронизмом. Раньше таким нехитрым способом проверяли вновь прибывших в камеру (в основном «первоходов» (осужденных, первый раз отбывающих наказание в исправительном учреждении ФСИН)) на знание блатных правил и обычаев.
Заключенные, оповещенные о том, что скоро к ним в «хату» (камеру) будет доставлен новый сиделец, расстилали перед входом полотенце и ожидали реакции вновь прибывшего сокамерника. Если он, войдя в камеру, наклонялся и поднимал полотенце, делался вывод о его полной непричастности к уголовному миру. Мало того, такой поступок фактически ставил крест на его дальнейшей воровской карьере. А по совокупности обстоятельств могут в дальнейшем явиться причиной зачисления его к «опущенным», самой низкой, презираемой и всячески угнетаемой касты в уголовной иерархии.
Правильным считались следующие действия. Впервые вошедший в камеру должен был тщательно вытереть о полотенце ноги, как о приквартирный коврик, затем пройти в «хату», поздороваться со всеми и спросить: «Кто смотрит здесь за положением?». Такой ответ идентифицировал вновь прибывшего, как своего человека, знающего воровские законы, и неукоснительно им следующего.
Данный обычай зиждется на неукоснительном воровском запрете, а именно:
Почему в тюрьме нельзя поднимать с пола любые вещи и предметы
Этот запрет основан не только, и не столько на принципе «не я бросил, не мне и поднимать», а сколько на понятии наклоняться, трактуемого, как нагибаться или «прогибаться под изменчивый мир». По традиции, вор не должен быть готов к покорности, и уж тем более, не вправе демонстрировать свое смирение с чужой волей.
Что упало, то пропало. Такой принцип исповедуется на зоне. То есть, если в лютый мороз на тюремном плацу у заключенного упала на пол шапка, он должен про нее забыть, так, как будто ее не существовало.
Воровские авторитеты в один голос утверждают, что делать этого нельзя ни в коем случае. Наоборот, на брошенный или упавший предмет целесообразно наступить ногой, вытереть об него ноги (если это полотенце), потоптаться на лежащей на полу вещи. Так «первоход» избежит многих печальных для себя последствий в настоящей и будущей жизни в колонии.
Приметы про полотенце
Рушник – полотенце из домотканого холста – использовался на смотринах невесты, сватовстве, свадьбе, приеме дорогих гостей. Полотенцами вытирали новорожденного и роженицу, ребенка после крещения. Практически любые ритуалы не обходились без подобной вещи.
Понятно, что применять полотенце не по назначению строго запрещалось – и потому, что сделать его стоило немалых трудов, и потому, что его наделяли сильными магическими свойствами и почитали как настоящий оберег. Дошедшие до нас негативные приметы про полотенце как раз показывают отношение к нему со стороны наших предков.
Почему нельзя вешать полотенце на дверь: примета
Причина, по которой полотенце на двери приметы называют предвестником беды, банальны. Много лет назад именно вывешенное на дверях дома белое полотенце оповещало соседей и прохожих о том, что в этом доме есть покойник – нужно прийти на поминки.
Иногда полотенце также вывешивали на ворота или калитку, смысл у такого ритуала был тот же самый – оповестить других о том, что в доме кто-то умер.
Сегодня многие продолжают вешать полотенце на дверь. Можно ли так делать?
Примета, которая грозит неблагоприятными последствиями, говорит о входной двери, которую видно с улицы или из подъезда. Вот на ней ничего вешать действительно не стоит.
Совсем другое дело – дверь ванной комнаты или любая другая межкомнатная. Вред от повешенного на нее влажного полотенца может быть только один – дверное полотно испортится.
Почему нельзя дарить полотенца: примета
Практичные люди часто радуются полезным подаркам, которым точно найдется применение в быту. В их число входят хорошие, качественные полотенца. А между тем, преподнесённое в подарок полотенце примета называет дурным знаком.
Принимать такой подарок стоит только от близкого человека, который точно не желает вам вреда. Ведь через него можно навести порчу и даже вызвать сильную болезнь.
Считается, что такой подарок может привести:
Ответ на вопрос, почему дарить полотенце плохая примета, нужно искать в традициях. К примеру, пожилые женщины вышивали несколько рушников, которые после их смерти преподносились самым близким родственникам. Провожая мужчину на войну, женщина тоже вручала ему вышитое полотенце – чтобы поскорее вернулся. Ну и усопших тоже обтирали полотенцами, их же использовали, чтобы нести гроб. Все это породило не самые приятные ассоциации – правда, только с белыми льняными или хлопчатобумажными изделиями.
Какое полотенце можно дарить сегодня
Откажитесь от идеи подарить однотонное светлое полотенце, тонкое и небольшое по размеру. Именно с такими вещами связаны негативные приметы. Лучше выбрать:
Для тех, кто вам дорог, можно вышить на подарке какую-то надпись или рисунок – это превратит его в настоящий оберег.
Можно ли мыть полы старым полотенцем: примета
Еще одна негативная примета грозит всяческими бедами и несчастьями тому, кто осмелится превратить полотенце в половую тряпку. Считается, что это приведет:
Такое действо отваживает от дома удачу. На самом деле, не стоит использовать для этих целей ритуальные предметы, о которых говорилось выше – к примеру, рушник, на котором стоял ваш свадебный каравай на свадьбе. Если же речь идет об обычном старом полотенце, то мыть им полы можно – приметы приметами, а лучшего применения для такой вещи представить сложно.
Сомневаетесь? Перед тем, как дать вещице вторую жизнь в качестве половой тряпки, постирайте в ее в соленой воде. Считается, что так вещь полностью избавится от связи с тем человеком, которому ранее принадлежала.
Другие приметы про полотенце
В мире полотенца используются повсеместно, но далеко не везде приметы про них сложены негативные. Поэтому не принимайте близко к сердцу, если что-то, произошедшее с этой вещью, сулит какие-то беды.
Упало полотенце: примета двоякая
Позитивно настроенные люди говорят, что это к счастью – ведь полотенце, как и счастье, среднего рода. Но наши бабушки считали, что такое происшествие – к дурным известиям. Если же вещь удавалось подхватить на лету, то новости будут хорошие.
Вытираться одним полотенцем: примета негативная
Если не хотите лишних ссор со второй половинкой, заведите себе отдельный «утиральник». Примета носит сугубо практичное значение – если кто-то в паре постоянно будет вытираться мокрым полотенцем, то до разлада и в самом деле недалеко.
Народные приметы про кухонные полотенца
Можно ли принимать их в подарок? Считается, что кухонный аксессуар, преподнесённый от всей души, не может означать ничего плохого.
Важно, чтобы полотенце для кухни было с рисунком. В этом случае оно будет притягивать в дом благосостояние.
Что делать, если подарили полотенце? Если вы по какой-то причине не хотите принимать от человека такой подарок, возьмите его и верните позже вместе с завернутым внутрь пирогом или печеньем.
Что касается своих кухонных полотенец, то их нельзя никому одалживать. Если их кто-то украдет, то вместе с ними можно лишиться удачи и благополучия.
Загорелось полотенце случайно: примета-предостережение
Домовой, который всегда путается у хозяйки под ногами, предупреждает ее о важных событиях, в том числе негативных. Случайно загоревшееся полотенце относится к таким предупреждениям. Погасив огонь, соблюдайте особую осторожность хотя бы несколько дней.
Как отличить качественные махровые полотенца от некачественных?
Главная разница между банными полотенцами — качество. Есть толстые, пушистые и мягкие изделия, которые быстро впитывают воду и долго служат, а есть и более дешевые предложения. Они тонкие, легкие, плохо поглощают воду, линяют после стирки и царапают кожу. Их хорошо предлагать нежеланным гостям, чтобы те быстрее покинули ваш дом. Чтобы отличить качественные махровые полотенца от остальных понадобится прямой контакт. Как правило, чем тяжелее изделие, тем лучше. Также перед покупкой важно узнать высоту ворса, плотность петель, из какого волокна оно сделано, а также меру его впитывающей способности.
Как выбрать лучшее банное полотенце: 3 важных пункта
Полотенце изготавливается из трех разных видов пряжи: основа (длина) и уток (ширина) — база изделия, на котором расположен ворс (петля), контактирующий с телом человека.
Качество пряжи определяется методом прядения и ее размером. Каждое из трех волокон изготавливается из разных нитей. Чтобы купить махровые полотенца высокого качества важно знать, что это за нити. На рынке домашнего текстиля представлены изделия из однослойной и двухслойной пряжи. Название говорит о количестве нитей, скрученных вместе для создания одного волокна.
Двойная пряжа изготавливается из тонких и мягких ниток. Это лучший вариант для домашнего использования, потому что она очень мягкая, не рассчитана на экстремальные условия эксплуатации и частые стирки.
Однослойная пряжа производится из толстых и крепких нитей, а потому является золотым стандартом для индустрии гостиничного бизнеса и здравоохранения.
PROVANCE Бамбук Полотенце махровое, 70% бамбук, 30% хлопок, 50х90см, 400гр/м, фиолет
PROVANCE Бамбук Полотенце махровое, 70% бамбук, 30% хлопок, 70х130см, 400гр/м, фиолет
PROVANCE Бамбук Полотенце махровое, 70% бамбук, 30% хлопок, 70х130см, 400гр/м, сирень
PROVANCE Наоми Полотенце махровое, 100% хлопок, 50х90см, 360гр/м, зеленая трава
Полотенце махровое PROVANCE Наоми, 100% хлопок, 30х70см, 360гр/м, темно-серый, лаванда
PROVANCE Наоми Полотенце махровое, 100% хлопок, 30х70см, 360гр/м, мятный, морская волна
Впитывающая способность банных полотенец зависит от высоты ворса: чем он длиннее, тем больше гигроскопичность. Производители домашнего текстиля выпускают изделия с одинарными или двойными петлями. Полотенце с одной петлей сохнет быстрее. К премиум-классу относятся банные принадлежности с бархатной стороной, которые создаются путем сбривания и расчесывания петель.
Идеальная длина ворса — 5 мм. Более короткие ворсинки (менее 3 мм) плохо абсорбируют воду. Особенно это заметно в банных аксессуарах для головы. Они быстро промокают и совершенно не справляются с функцией эффективной сушки. Очень длинный ворс — около 10 мм — роскошно смотрится, но очень непрактичный. Уже после первой стирки красота аксессуара будет утеряна. К тому же длинные петли часто цепляются за предметы и рвутся.
При выборе банного текстиля важно обращать внимание на изделия из сверхдлинного волокна, также известного как хлопок ELS. Это лучший вариант во всех отношениях, потому что из него получается более мягкая ткань, чем из других видов х/б. Самый качественный сорт ELS — египетский хлопок.
Прежде чем купить банное махровое полотенце, поинтересуйтесь его плотностью, измеряющейся в GSM. Более высокое значение означает более впитывающую ткань, но для его высыхания потребуется больше времени.
Полотенца оцениваются по их весу на метр. Масса варьируется от 100 до 800 грамм на метр (GSM). Золотым стандартом считается банный текстиль 450-700 GSM. Изделия с большим показателем кажутся привлекательнее, но они очень толстые, в мокром состоянии тяжелые и сохнут значительно дольше. Если по каким-либо причинам придется стирать такую вещь вручную, вам понадобится сила Геракла.
Между стиркой изделий 450 GSM и 750 GSM есть огромная разница. Если первые вы можете выстирать за один цикл вместе с другими вещами, то вторым может потребоваться 2 цикла в стиральной машине с ограниченной вместимостью.
Плотность хорошего банного полотенца должна быть не менее 450-500 г/м². Банные принадлежности плотностью менее 300 г/м² имеют короткий срок службы и больше подходят для рук или ног. На самом же деле этот показатель может варьироваться от личных предпочтений человека. Не каждый может и хочет иметь дело со слишком тяжелым полотенцем. В этом случае хорошим выбором станут изделия с GSM 360-400.
PROVANCE Бамбук Полотенце махровое, 70% бамбук, 30% хлопок, 50х90см, 400гр/м, сирень
Что значит на полотенце его
До рассмотрения примет, поверий, связанных с полотенцами, надо выяснить, о каких вообще полотенцах будет идти речь. Все знакомы с банными, кухонными вариантами полотенец и с их предназначением. Мало кто знает, что существуют и обрядовые полотенца, являющиеся обязательным атрибутом таких обрядов как крещение, свадьба, похороны.
Приметы, связанные с полотенцами
✔ Наши предки считали, что полотенцем, даже старым, нельзя мыть полы, так как это «вымывает» из дома счастье и благополучие. Особенно плохой приметой считалось мытье полов полотенцем в доме, где живет девушка или незамужняя женщина, — это могло обречь их на одинокую и несчастную жизнь.
Эта примета возникла не на пустом месте. Ведь и в самом деле лучше не использовать в каких-то посторонних целях вещи, абсолютно для этих целей не предназначенные. Мыть полы новым полотенцем, согласитесь, идея не очень хорошая – так не напасешься никаких полотенец и денег на их покупку. Ну а старое полотенце лучше не использовать в подобных целях, ведь оно уже накопило энергетику того, кто им пользовался. Вообще так не рекомендуется поступать ни с какими вещами. Использование предметов не по назначению – вероятная причина бедности и неблагополучия.
✔ Также считалось, что каждый член семьи должен быть обеспечен своим полотенцем, используемым в бане. Использование домочадцами одного полотенца может привести к ссорам. При этом особенно запрещалось пользоваться одним полотенцем мужу и жене – считалось, что это даже может привести к расставанию.
Наши предки в привычной для них форме, форме суеверий, выразили тот простой факт, что делить полотенце с кем-то еще – неправильно и негигиенично.
✔ Если банные полотенца – это вместилища энергетики каждого отдельного члена семьи, то кухонные полотенца считаются вместилищами энергетики всего дома. Поэтому издавна запрещалось давать кому-либо свое кухонное полотенце. Нужно строго следить, чтобы такие полотенца каким-то образом не исчезли из дома: есть люди, которые знают, что вместе с чужим кухонным полотенцем можно забрать себе удачу и благополучие семьи, и всеми правдами и неправдами пытаются заполучить его.
✔ Согласно другой запрещающей примете, полотенца нельзя дарить, так как в противном случае можно навести на человека порчу или болезнь. И в самом деле – вы ведь не можете узнать, что с этим полотенцем делали до того, как его вам подарили. Раньше недоброжелатели могли подарить обрядовое полотенце, использованное в обряде омовения покойника.
Если вы считаете, что через полотенце к вам может перейти какой-то негатив, то отказываться от подарка все же не стоит: примите презент правой рукой и прочтите мысленно в этот момент любую короткую молитву. Подаренными полотенцами потом можете не пользоваться.
✔ Также опасайтесь принимать в качестве подарка чисто белые полотенца и полотенца, на которых вышиты узоры и орнаменты. Такие изделия в прежние времена использовались в различных обрядах, и они несут в себе определенную символику, уместную лишь в определенных случаях.
Ритуальные полотенца
Крыжма
В обряде крещения традиционно используется полотенце, называемое крыжмой. Обычно для этой цели берут большое белое махровое полотенце, сделанное из хлопка или льна. По традиции, крыжму накануне обряда крещения должна купить крестная мать ребенка. Непосредственно в день крещения она должна преподнести ее в подарок своему крестнику. В церкви сразу после омовения в святой воде в это полотенце заворачивают малыша – не только чтобы обтереть и согреть его, но и как символ того, что отныне он находится под защитой высших сил.
Крыжму родители должны хранить до совершеннолетия ребенка, а после этому уже ему самому отдать полотенце на хранение. В прежние времена такое полотенце оказывалось очень полезным новоиспеченным родителям: как только ребенок заболевал и начинал капризничать, его просто обтирали этим полотенцем или укрывали им на ночь – и все магическим образом проходило.
Использовали крыжму и во взрослом возрасте: считалось, что эта вещь защитит своего владельца от любой напасти, избавит его от болезней и печалей. Для этого нужно было лишь раз обтереться им. Считалось, что крестильное полотенце также защищает человека от опасностей, поэтому его нередко брали с собой в путешествие или на какое-то важное дело.
Вот почему издавна запрещается просто так дарить белые махровые полотенца – они очень похожи на те, которые используются в обряде крещения. А полотенца для крещения покупают непосредственно в день обряда, и делает это исключительно крестная мать. А без повода дарить такую вещь не следует.
Рушник
То же самое можно сказать и о рушниках, которые традиционно используются в свадебных обрядах. Обычно в роли свадебных рушников выступают небольшие полотенца с вышивкой. Они олицетворяют собой жизненную дорогу, которую предстоит пройти молодоженам вместе, а вышивка – это защитный символ, призванный оберегать от зла и привлекать в жизнь новоиспеченной семьи удачу.
Вообще рушников на свадьбе используется много:
На свадьбе, устроенной с соблюдением всех возможных традиций, может использоваться до 40 таких рушников!
Часть таких рушников покупали и дарили только близкие родственники жениха и невесты и лишь в день свадьбы, а другую часть шила сама невеста. Рушник, сделанный руками невесты, потом хранился в семье как фамильная реликвия и оберег, и мог передаваться из поколения в поколение.
Поэтому и нельзя было просто так, без повода, дарить полотенце с вышивкой, очень похожее на свадебный рушник.
Похоронные полотенца
Полотенца также испокон веков используются и в обряде похорон. В отличие от крестильных и свадебных, похоронные полотенца никогда ничем особенным не отличались. Похоронных полотенец тоже было много. Обычно для этой цели брали самые простые однотонные недорогие полотенца, но могли использовать также большие махровые и с узорами.
Одним таким полотенцем вытирали покойника после омовения. Иногда для этого использовали крыжму, которая принадлежала умершему. Это полотенце сжигается подальше от дома, а оставшийся пепел прикапывается землей.
По полотенцу следовало дать тем, кто нес гроб. Полотенца носильщикам повязывали на рукава, и по окончании своей миссии они должны были вымыть руки и вытереть их подготовленным для них рушником. Эти полотенца тоже потом сжигали и закапывали – прямо там, на кладбище. Во время уничтожения таких полотенец читали «Отче наш» или любую другую подходящую молитву.
Полотенца, на которых спускали гроб, следовало оставить в могиле.
Часть купленных родственниками усопшего полотенец раздают пришедшим на похороны людям, например, вместе со свечками. Это – дань памяти усопшему. Но сегодня многие задаются вопросом: что делать с полотенцами, которые были подарены на похоронах? Люди опасаются пользоваться такими вещами, и это вполне понятно.
На самом деле нельзя однозначно ответить вопрос о том, можно ли нести в дом и пользоваться полотенцами, подаренными на похоронах. Верующие люди считают, что эти полотенца не несут никакой негативной символики и означают лишь то, что на земле помнят усопшего. Но есть те, кто считает, что с кладбища ничего нельзя нести в дом, даже если это было подарено с самыми благими намерениями. Что бы ни было дано на похоронах, считают они, это нужно сжечь или отнести в церковь – там эти вещи освятят и найдут им применение.
Что значит на полотенце его
До появления письменности информацию передавали путем плетения узелков на палку.
Каждый узелок – понятие (слово).
Позднее они трансформировались в вышивку.
Женщина, хранительница очага, вышивая узелки-символы, обозначающие древних богов, как бы задабривала их и просила благосклонного отношения к ней и ее семье.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезни и бед.
Для женщины вышивка была своего рода выражением душевной потребности в красоте, способом выражения эстетического восприятия окружающего мира. Вышивали одежду (рубахи, передники, сарафаны), полотенца, которые в наших краях называют рушниками.
I. Рушник в обрядовой культуре славян
Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы)».
Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж.
Рушник – это не просто красиво, но и интересно, и познавательно. Ведь ничего так просто на рушник не попадает. Рушники бывают разные: и «сватовские», и «солдатские или казацкие», и другие. Вот, например, «сватовские» – это самые большие, чтоб его хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлинов с намеком на красоту и стать парня, дубовые листья с желудями – это богатство и крепость семьи. Если невеста принимала предложение свата, то перевязывала еще сильнее его своим рушником, где тоже ничего не было случайным, все со смыслом».
Схема вышивки рушника. Выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением:
1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.
2. «Земля». Рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.
3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы.
4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания. Вышивка на рушнике (фрагменты, обозначенные в схеме) должна быть «родней», то есть одного типа. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе.
Оберег. Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать „фигуру», выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник. В случае болезни ребенка или для ребенка, который родился в семье, в которой до этого дети умирали, мать изготовляла рушники, которые назывались «обетные» и дарились церкви, для икон Богородицы Покровы.
Рушниками завешивали окно „от злых духов», когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.
Для новорожденного. С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза»). Был обычай шить из него ребенку первую сорочку; иногда его сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.
На свадьбе. Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее. Рушники дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручении приходили к согласию. Во многих районах на свадьбе рушниками перевязывали не только старост и дружек, но и бояр и другие свадебные чины. Часто и молодая, и дружка вместо пояса подпоясывались рушником – концами наперед.
Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.
В дорогу. Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.
Во время проводов в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым счастливой службы и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далекую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. При этом, желая счастья, она говорила: «Пусть стелется тебе доля этим рушничком!»
На похоронах. Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.
В земледелии. Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. В первый день осмотра озимой (на Юрия) шли в поле гуртом (чаще родом). Впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в корзинке, накрытой рушником, несла угощение. На зеленом поле расстилали рушник, на него клали пироги, крашенки. Так делали и в первый день пахоты, сева и жатвы.
Праздник первого снопа – торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежало представление, что обрядовые действия, песни и т. п. могут обеспечить хорошее сбережение урожая. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала рушник с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, приговаривая: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». После окончания жатвы хозяин встречал жнецов с хлебом-солью на рушнике, а те одевали на него обжиночный венок.
Строительство жилья. Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль и чашка воды или вина. Старший мастер брал рушник с хлебом, целовал его, приговаривая: «Господи, помоги».
При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши „венок» – букет из веток березы или дуба вместе с цветами, связанными рушникам, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома.В новопостроенную хату входили также с иконой, вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.
Приветствие гостей. Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.
IV. Декоративная и практическая роль рушника
На иконах. С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники», „наобразники»). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.
Украшение помещения. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – церкви, сельские советы, школы и т. д.
Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.
Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок. Рушник был «лицом» жилья украинки. По тому, сколько и каких было рушников, судили про хозяйку, ее дочку.
Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.
V. Символы искусства вышивания
Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.
Элементы, составляющие мотив узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.
Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.
Вторым по распространенности символом узора специалисты считают крест. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.
Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, символизировал засеянное хлебопашцем поле.
Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью. Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)
Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.
Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой.
Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.
Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.
В заключении мне хотелось бы привести строки стихотворения Наташи Христоевой:
Рушник – это не просто красота.
В нем наставленья, счастья пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сиянье.
Рушник, как книгу, можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.