особенности осмотра детей первого года жизни на догоспитальном этапе
Тема 1. 4.Особенности оказания неотложной помощи детям.
Для медицинских работников, которые оказывают экстренную помощь детям при неотложных состояниях, разработан четкий спецалгоритм. Но нередко возникают ситуации, не укладывающиеся в общепринятые рамки, и тогда успех догоспитальной и госпитальной помощи зависит исключительно от слаженных, высокопрофессиональных действий медицинского персонала.
Неотложными состояниями являются: нарушения сознания, длительные судороги, признаки гипоксии, выраженные нарушения сердечной деятельности, геморрагический синдром, отек мозга и нарушение работы других органов.
Особенности тактики медицинского персонала
Порядок оказания неотложной помощи детям начинается с осмотра пациента.
Для этого нужно:
1. Установить контакт с родителями для сбора анамнеза и обеспечения спокойного состояния больного при осмотре.
2. Получить ответы на вопросы:
· обстоятельства заболевания или травмы;
· время ухудшения состояния ребенка;
· какие были использованные до обращения средства и препараты.
Осмотр ребенка проводиться в условиях комнатной температуры при хорошем освещении.
Соблюдение правил асептики при осмотре ребенка, особенно при оказании помощи новорожденным.
Чтобы выработать особенности тактики при оказании неотложной помощи детям с учетом того, что декомпенсация состояния у маленьких пациентов наступает быстрее, чем у взрослых, нужно учесть следующие обстоятельства.
Если:
· заболевание не угрожает жизни больного;
· материально-бытовые условия жизни ребенка удовлетворительные и ему гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу для его жизни, — можно оставить ребенка дома с обязательной передачей данных о ребенке в поликлинику.
Если:
· характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного;
· неблагоприятный прогноз заболевания;
· неудовлетворительное социальное окружение и возраст ребенка предполагают лечение только в условиях стационара — необходима госпитализация ребенка.
Диагностика неотложных состояний
Медицинский работник, оказывающий неотложную помощь на догоспитальном этапе, по возрасту ребенка и соответствующим ему возрастным анатомо-физиологическим особенностям должен определить специфику диагностики неотложного состояния.
Анамнез является важнейшей составляющей экстренной диагностики на догоспитальном этапе. В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится поданным анамнеза и только в 30% — по результатам физикального обследования.
При оказании неотложной помощи детям необходимо учитывать:
1. отсутствие постоянного наблюдения за пациентом;
2. возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре;
3. анатомо-физиологические отличия детского организма;
4. нередко низкую санитарно-бытовую культуру населения.
Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни.
Первоочередная задача такого этапа неотложной помощи ребенку, как осмотр, — это выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания.
Согласно алгоритму неотложной медицинской помощи детям, при осмотре ребенка:
· первоначально оценивается степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям;
· затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия.
Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют.
Если состояние центральной нервной системы, центральная гемодинамика и дыхание достаточно стабильны, то приступают к типичному обследованию больного.
В анамнезе болезни у детей раннего возраста выясняется следующие:
· изменение поведения ребенка;
· гиподинамия, вялость или гиперактивность;
· сонливость и вялость у обычно активного ребенка — это может быть симптомом угнетения центральной нервной системы;
· срыгивания, рвота, одно-, двухкратный жидкий стул у маленьких детей необязательно говорят об инфекционном поражении желудочно-кишечного тракта, это может быть началом любого заболевания;
· наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы и ее последствий для исключения возможности ее манифестирования;
· как протекали беременность и роды;
· наблюдается ли ребенок у специалистов;
· уточнить возможность развития заболевания на фоне перенесенной внутриутробной инфекции;
· гипотрофии, рахита, перинатальной патологии, врожденных пороков развития и т. д.;
· сведения о прививках, поствакцинальных реакциях;
· контактах с инфекционными больными;
Физикальное обследование детей для оказания помощи в экстренной ситуации направлено на выявление угрожающих состояний. Сложность обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития. Так, новорожденные переживают ряд пограничных состояний (физиологическое снижение массы тела, желтуху, диспепсию и т.д.), имеют физиологические тахикардию (120—140 уд/мин) и тахипноэ (40—60 дых/мин) и т.д.