основными элементами правового пространства в той или иной сфере жизни общества являются
Сферы и элементы общества.
Сферы общественной жизни – это подсистемы общества, в рамках которых люди вступают в различные отношения. Элементы общества – это составляющие сфер общества. Другое название социального элемента – социальный субъект, то есть это отдельные индивид, группа или организация, основополагающая в каждой, конкретной сфере. Итак, рассмотрим основные сферы и элементы.
Экономическая сфера.
Политическая сфера.
Политическая сфера – сфера управления обществом, национальными отношениями, связи человека и государства. От политической сферы во многом зависит жизнедеятельность остальных сфер. В воыременном обществе нетрудно заметить влияние политики на культуру и искусство, на образование и на экономику. Например, санкции сильно влияют на торговлю и предпринимательство, а неправильная оценка некоторыми государствами событий времен II Мировой войны вызвала отклик в творчестве исполнителей, писателей, журналистов, то есть повлияла на духовную сферу жизни общества. Ключевые элементы – политика, государство, политические партии, право, суды, парламент, армия и т.д.
Социальная сфера.
Духовная сфера.
Основные процессы – формирование нравственных ценностей, их распространение и передача последующим поколениям. Элементы – культура, образование, мораль, этика и эстетика.
Иногда еще отдельно выделяют институт родства (институт брака и семьи) как сферу общества, связанную с отношениями между супругами и детьми, регулированием рождаемости и воспитанием молодежи. Элементы – муж, жена, ребенок, родственники, семейные отношения, брак.
Понятие и структурные элементы правового пространства Российской Федерации
Филиппов А.Н., помощник прокурора г. Новочебоксарска.
На основе анализа действующего законодательства, изучения научных источников в статье проводится исследование понятия правового пространства Российской Федерации, его структурных элементов.
Ключевые слова: правовая система, правовое пространство, верховенство закона, структура правового пространства, уровни правового пространства.
On the basis of the analysis of the current legislation, the study of the scientific sources in the article of the concept of the legal space of the Russian Federation, its structural elements is the investigated.
Пункт 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Васильев А.В. Теория права и государства: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. М.: РАГС, 2003. С. 221.
Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 199.
Законность связана с пространственными характеристиками. Согласно п. 1 ст. 67 Конституции территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В пределах этой территории осуществляется государственная власть и функционирует соответствующее правовое пространство.
Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М.: Изд-во Московского университета, 2000. С. 23.
На территории Российской Федерации действует множество нормативных правовых актов: это Конституция, федеральные законы, правовые акты Президента, Правительства, других органов исполнительной власти. Кроме того, значительное количество вопросов регламентируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
И.Н. Барциц в структуре правового пространства выделяет «следующие уровни:
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, на территориальном пространстве России действует значительное количество правовых актов. Все они призваны регулировать определенный круг общественных отношений. В этот массив следует также отнести акты судебного правотворчества и судебной практики, которые играют роль вспомогательного источника права, способствуют восполнению отдельных пробелов, имеющих место в законодательстве. Важные задачи решают и акты правоприменения.
Сказанное свидетельствует о том, что структура правового пространства представляет собой сложную конструкцию.
Термин «правовое пространство» в юридической науке является новым и представляет самостоятельную научную категорию.
По нашему мнению, термины «пространство» и «территория» имеют разное содержание. К примеру, в международном праве под территорией понимаются различные пространства земного шара. В науке теории государства и права разработано научное понятие действия нормативного правового акта в пространстве, что означает его действие на определенной территории.
Статья 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях озаглавлена как «Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве» и устанавливает, что лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Термин «пространство» используется в Трудовом кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе и других нормативных правовых актах. Особенностью является то, что в этих правовых актах «территория» и «пространство» отождествляются.
Термин «правовое пространство» определяет состояние нормативных правовых актов, их роль в пространственном регулировании тех или иных общественных отношений.
Структуру правового пространства составляют: 1) государство; 2) территория государства; 3) пространство, характеризующееся протяженностью и объемом, взаимосвязью человека, общества, органов государства, общественных объединений, институтов гражданского общества; 4) действующая правовая система.
Для формирования правового пространства имеет важное значение наличие соответствующей правовой идеологии, которая включает правовые идеи, взгляды, научные теории. Особую роль играют государственные правовые концепции, в которых отражается отношение самого государства к праву, правовым ценностям. Правовая идеология должна быть научно обоснованной, включать в себя не все правовые взгляды, а позитивные, цивилизационные, характеризующие закономерности правовой действительности.
Непосредственное влияние на функционирование правового пространства оказывает соответствующая правовая политика государства, которая включает целенаправленную деятельность государственных и муниципальных органов по формированию надлежащего правового регулирования в целях обеспечения прав и свобод граждан. Правовую политику формируют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации.
В современном правовом пространстве России действуют отдельные правовые акты, применение которых невозможно из-за отсутствия соответствующих условий.
К примеру, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве нового наказания введены принудительные работы. Статья 8 названного Закона в изначальной редакция предусматривала, что положения УК РФ и УИК РФ в части принудительных работ применяются с 1 января 2013 г. Однако в настоящее время отсутствуют необходимые организационные и материально-технические условия для назначения и исполнения данного вида наказания. В связи с этим Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие, что принудительные работы применяются с 1 января 2014 г.
В правовом пространстве в настоящее время действует множество актов, противоречащих друг другу, это противоречия между федеральными законами, между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поэтому, на наш взгляд, следует выделить следующие состояния правового пространства:
Единое правовое пространство в Российской Федерации обеспечивается на основе таких действующих правовых актов, как:
На состояние правовой системы оказывает влияние практика Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации.
В деле единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
Для обозначения однородности правового пространства в научной литературе используются термины «единое» и «единство».
Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л.Р. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 190.
Термин «единое» также означает цельность. Термин «единство» предполагает неразрывность, взаимную связь.
Поэтому, на наш взгляд, эти термины сходные. В то же время целесообразно использовать термин «единство правового пространства», поскольку он не предполагает множественности, раздельности.
Правовое пространство находится в постоянном развитии, оно меняется по мере развития самого государства. Поэтому состояние правового пространства зависит от особенностей исторического развития и ценностных ориентиров реальной государственной политики. При этом важна своевременная оценка состояния правового пространства.
Правовая сфера жизни общества
Правовая сфера жизни общества
Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве. Возникают вопросы: что такое право как социальный институт, каковы его сущность и основные функции?
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРАВА относится к регулятивной сфере общественной жизни. Главное его назначение — это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки. Формы, приемлемые для общества в целом.
При всей очевидности функций права его СУЩНОСТЬ продолжает оставаться предметом дискуссий. Сейчас обсуждаются два подхода к пониманию этой сущности: традиционный, или «запретительный» и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД фактически отождествляет право с законом. Оно представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «Запрещено все то, что не разрешено».
Однако если продумать эту небезосновательную и до XVIII в. практически общепринятую позицию до ее логического конца, то любое общество предстанет сборищем потенциальных преступников, которых лишь строгость и неотвратимость наказания удерживают от неблаговидных поступков. Здесь на первый план выходит репрессивная функция права. Его нормы и принципы видятся этакими красными флажками, которыми «обложили» людей для их же собственного блага. Внутри этого кольца флажков человеку гарантируются относительная свобода и безопасность, выход же за его пределы угрожает лишением того и другого.
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная ЛИБЕРАЛЬНОЙ, которая возникла во 2-ой половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами Иммануила Канта, Шарля Монтескье (1689-1755), Жана Жака Руссо (1712-1778), Чезаре Беккариа (1738-1794) и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а, наоборот, — его права и свободы.
Термину «право» было возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: прежде всего именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными словами, основой права, его «первоначалом», «первоэлементом» признаются «естественные» права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Историческую подоплеку такого категорического требования понять нетрудно: буржуазно-просветительская мысль отчаянно боролась с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских государств, в которых право по сути дела являлось возведенной в закон волей правителя, государя. Естественно, что в этих условиях процветали произвол и деспотизм. Если их что и сдерживало, так это чисто физические границы производительных способностей подданных и пределы мощи репрессивного государственного аппарата.
Допросветительская правовая мысль также пыталась найти какие-то ограничения тенденции сползания государств к деспотизму. Однако особых успехов не достигла. Самым распространенным средством борьбы с этим социальным злом был призыв к разуму правителя, монарха, которому, дескать, много выгоднее заботиться о своих подданных, как доброму отцу о своих многочисленных детях. Ведь тогда и самому государю будет обеспечена спокойная и доходная жизнь.
Мыслители XVIII в. решительно отбрасывают эти наивно-патерналистские взгляды, но задача остается прежней: найти нормативные ограничения деспотической власти государства, его огромной принудительной силы. Стремительно развивающийся капитализм утверждает новые формы поведения людей и соответственно иной тип личности.
От человека в возрастающих масштабах требуют и, значит, культивируют такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность прежде всего за себя, а не за род или общину. Соответственно возникает и необходимость гарантий, защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Именно этот социальный запрос и стал базой просветительской философии права от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод человека. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.
Высшим принципом новой философии права выступает ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЖДОГО ИНДИВИДА, его полной самостоятельности и не менее полной ответственности за свою судьбу. Государство не имеет право решать, что для индивида хорошо, а что плохо. Он как-нибудь сам в этом разберется. государство не мешает индивиду действовать на свой собственный страх и риск, но и не несет ответственности за успех или неуспех его действий. «Запретительный» дух старого понимания права меняется на «разрешительный»: РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО.
Логично предположить, что в принципе обе концепции имеют свою «правоту», в известном смысле они «взаимодополнительны». Однако в современных условиях бесспорно превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие принципы, т. е. показать, чем, собственно, право отличается от бесправия.
Социальный институт права обязан, очевидно, своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства. Ведь именно они одновременно ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимной зависимости друг от друга. Причем, взаимозависимость эта носит совершенно анонимный по существу характер. Производителю товара все равно, кто его купит, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел. Однако преобладание неперсонифицированных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека: индивид должен быть уверен, что предоставляя другим нечто, имеющее в обществе ценность, он сможет получить взамен соответствующий эквивалент.
Вот тут-то и появляется тонкая, неосязаемая материя права как особой социальной реальности. Общество как бы гарантирует индивиду удовлетворение его собственных интересов, обеспечиваемых аналогичными усилиями других индивидов. Общество, таким образом, пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, если все они будут действовать по одним и тем же правилам.
Правила эти действуют не только в сфере производства. Ведь создаваемая общественным разделением труда взаимозависимость индивидов проявляется во всех сферах их жизнедеятельности. Учителя и ученики, правители и подданные, офицеры и рядовые, артисты и зрители, женихи и невесты — все строят свои взаимоотношения на основе взаимной нужды друг в друге. А согласованность их усилий на уровне общества как раз и достигается благодаря наличию некоторых общих правил или даже стереотипов поведения, в которых явно или неявно учитываются интересы каждого индивида и общества в целом.
Подчеркнем еще раз, что СУЩНОСТЬ, СУБСТАНЦИЮ ПРАВА СОСТАВЛЯЮТ НЕ САМИ ЭТИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (нормы, законы, кодексы). А ТО, ЧТО ОНИ ПРИЗВАНЫ РЕГУЛИРОВАТЬ: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Таким образом, ПРАВО ВЫСТУПАЕТ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРАВОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, в которых выражена взаимозависимость индивидов. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма.
Закон и право отличаются друг от друга также, как, скажем, цена и стоимость товара. Владелец товара в принципе волен назначать ему любую цену, но он прекрасно понимает, что товар будет успешно реализован только в том случае, если цена не будет слишком сильно отклоняться от его реальной стоимости.
Почти та же ситуация и с юридическими законами. В принципе высший законодательный орган власти может принять любой закон, даже самый драконовский. Но подобное всесилие законодателей — лишь видимость. Если принятый закон слишком далеко ушел от объективно сложившейся в обществе правовой ситуации (баланса взаимный представлений и получений), то он просто не будет работать, т. е. не будет исполняться.
Знаменитый французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень (1533-1592) рассказывал, что знаменитого древнегреческого законодателя Солона как-то спросили, наилучшие ли законы он установил для афинян. «Да, — сказал тот в ответ, — наилучшие из тех, каким они согласились бы подчиняться». Как однако не хватает подобной мудрости многим нашим нынешним законотворцам — свидетельством тому масса неработающих или отменяемых чуть ли не сразу после принятия указов, постановлений, законов и т. д.
1. Таким образом, одной из существенных ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНЫЙ, ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР его развития. Отсюда однако вовсе не следует, что составители законов лишь послушно регистрируют стихийно складывающиеся правоотношения. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика. Речь идет лишь о том, что у субъективной воли законодателей есть свои объективные границы.
2. Другой важной особенностью исторического развития права нужно признать его КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, просто не может быть иначе.
В марксистском понимании классовость права была объявлена его сущностью. Согласно известному афоризму К. Маркса и Ф. Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. В этом утверждении, бесспорно, есть истина, но не вся. В правовой системе классово организованного общества интересы господствующего класса безусловно преобладают, но это вовсе не означает, что интересы остальных в ней исчезающе малы.
3. В качестве еще одной важной особенности функционирования сферы права необходимо отметить ее ТЕСНЕЙШУЮ СВЯЗЬ С ПОЛИТИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВОМ ОБЩЕСТВА И ЕГО СЕРДЦЕВИНОЙ — ГОСУДАРСТВОМ. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка.
Правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость
Может показаться, что в этих словах выражены лишь некие правовые лозунги, что они могут быть зафиксированы в каких-нибудь декларациях-конституциях, а вот на деле, в реальной жизни их осуществление оказывается призрачным. Такой взгляд является довольно распространенным в массовом сознании.
Однако в этом случае схватывается лишь внешняя, поверхностная сторона дела. Суть же, скрытая за этой внешней видимостью, заключается в том, что равенство, свобода и справедливость не вводятся законодательно, не являются результатом сознательной процедуры принятия и исполнения «хороших» законов, в которые они вписаны «во первых строках». Напротив, и равенство, и свобода, и справедливость укоренены, вписаны в саму социальную реальность и обладают чисто ОБЪЕКТИВНОЙ значимостью.
Они-то и составляют сердцевину, СУТЬ ПРАВА, которая и требует соответственно субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и прочих нормативных актов. Не принудительная сила закона создает равенство, свободу и т. п., а, наоборот, объективный принцип равенства лишь проявляется (или не проявляется) в том иди ином законе. Прежде чем быть зафиксированным субъективно (в законе), свобода и равенство должны присутствовать в социальной реальности ОБЪЕКТИВНО, как социальное качество самой действительности, а не просто как благие пожелания законодателей.
Вспомним еще раз нашу аналогию с товаром. Правовой принцип равенства означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественном, семейном и прочих отношениях) индивидам. Как производителю товаров нет разницы, что производить, была бы прибыль, так и государству во многом безразлично, что за субъект перед ним — лишь бы не нарушал существующих норм поведения и тем самым поддерживал общий правовой порядок. При этом принцип абстрактно всеобщего равенства тесно связан с двумя другими правообразующими принципами: свободой и справедливостью.
По мысли Гегеля, «система права есть царство реализованной свободы». Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Следовательно, и здесь неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет совсем. Право поэтому выступает МЕРОЙ СВОБОДЫ ИНДИВИДОВ, оно указывает ее рамки, пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а, значит, подрывает правопорядок.
Осуществление же правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу — СПРАВЕДЛИВОСТИ. Правовая справедливость и есть в конечном счете соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.
Таким образом, равенство, свобода и справедливость образуют как бы три вершины треугольника, лежащего в основании социального института права. И ни одну из них нельзя ущемить без ущерба для двух других.
Все эти замечательные принципы не изобретены юристами или философами, а извлечены, абстрагированы от реальности. Они «работают» в тысячах и миллионах практических, житейских ситуаций, реально регулируя взаимоотношения людей. Только вот всеобъемлющая полнота реализации этих принципов, их всеобщность, полноценная защита государством — увы, вещь почти невозможная для большинства современных государств. А уж там, где существовали или существуют рабство, крепостничество или иные ущемления свободы или самостоятельности личности, право представлено лишь для немногих. Так что подлинно правовое состояние общества еще не стало достоянием всего человечества.
Сферы жизни общества: понятие, примеры, классификация
Приветствую Вас, друзья!
Человеческое общество – это сложная система, в которой протекает огромное количество разнообразных процессов. Для того, чтобы было проще и удобнее исследовать эти процессы, общество принято делить на четыре подсистемы, которые называются сферами общественной жизни. Сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, подробно рассмотрим каждую из них и выясним, какие социальные институты существуют для управления ими.
Сферы жизни общества: что это такое?
Сферы жизни общества – это достаточно независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности. Если рассматривать общество как систему, то сферы жизни являются его подсистемами. Термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» являются равнозначными и могут использоваться для обозначения одного и того же понятия.
Существует 4 основных сферы:
У каждой из перечисленных сфер есть три обязательных атрибута:
Эти атрибуты есть у каждой из сфер жизни общества. К примеру, в духовной сфере институты – это просветительские организации, церкви, СМИ и прочее, деятельность – это создание или распространение духовных ценностей, а отношения – это соответствующие связи и взаимодействия между людьми.
Далее разберем каждую из сфер подробнее, узнаем, какие задачи решаются в рамках каждой из сфер.
Социальная сфера
В данную подсистему человеческого общества входят все связи и отношения, возникающие между людьми в рамках их общественной и личной жизни, а также отношения между людьми и их социальными группами. Данная сфера решает следующие задачи:
Деятельность социальной сферы направлена на создание здоровой социальной обстановки, в которой каждый человек сможет в полной мере удовлетворять свои социальные потребности. Поскольку в современном мире социальная жизнь общества регулируется государством, достижение высокого уровня благосостояния людей полностью зависит от государственной социальной политики.
Экономическая сфера
В данную подсистему входят отношения, связанные с созданием, распределением и потреблением материальных благ. Экономическая сфера жизни общества включает в себя такие элементы как:
Экономическая сфера выполняет важную функцию, без которой не могут существовать остальные сферы – она обеспечивает их производством материальных средств, необходимых для их функционирования. К этой подсистеме общества относятся промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская система и прочие отрасли.
Политическая сфера
В задачи данной подсистемы входит управление государством и обеспечение безопасности его гражданам. Политическая сфера должна обеспечивать условия для нормального протекания процессов, относящихся к остальным сферам.
Слово «политика»позаимствовано из греческого языка. Оригинальное слово πολιτικη (читается как «политики») образовано от слова πόλης («полис»), которое переводится как «город». В античные времена политикой называлось управление государством, но позже этим словом стали обозначать политические процессы вообще.
Политическая сфера включает в себя следующие элементы:
Основными субъектами политической сферы являются политические организации, которые формируются вокруг определенных идей. Процессы, происходящие внутри этих организаций и политически активных социальных групп приводят к тому, что культурные нормы, обычаи и традиции формируют систему взглядов, от которых зависит политическая сфера жизни.
Духовная сфера
Данная сфера является наиболее обширной и включает все нематериальные ценности, имеющие значение для общественной жизни. Основными её составляющими являются:
Духовная сфера не связана с удовлетворением повседневных потребностей человека. Она направлена на развитие, совершенствование или получение эстетического удовольствия.
Потребности, относящиеся к духовной сфере, не являются биологическими и не даны человеку от природы. Согласно теории Маслоу, они формируются у него благодаря социализации и проявляются только тогда, когда базовые биологические потребности удовлетворены.
Интересно, что духовная деятельность приносит человеку удовольствие и когда он производит духовные ценности, и когда он потребляет (читает, изучает) духовные ценности, произведённые кем-то другим.
Институты, регулирующие сферы жизни общества
Социальный (общественный) институт – это форма организации взаимоотношений людей, сформировавшаяся исторически или созданная целенаправленно. Классическим примером института является семья – форма отношений между близкими людьми, которая практически во всём мире устроена одинаково.
Каждая из сфер имеет свои социальные институты, призванные управлять протекающими в ней процессами и регулировать отношения внутри неё. Рассмотрим основные институты каждой из подсистем современного общества.
Заключение
Существует 4 сферы жизни общества, которые достаточно независимы и в то же время тесно связаны между собой. Для любого государства важно, чтобы каждая из этих сфер была достаточно развита, поскольку упадок в любой из них довольно быстро приводит к упадку и в остальных.
От политической подсистемы зависит, насколько хорошо управляется страна и насколько защищенным чувствует себя население, а от экономической подсистемы зависит материальное обеспечение всех процессов в обществе. Не менее важными являются также социальная и духовная сфера, поскольку они помогают человеку самореализоваться, найти своё место в жизни и стать полноценной ячейкой общества.