основа хозяйственной жизни человека
Презентация по обществознанию на тему «Основы хозяйственной жизни человечества»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация по экономике учащейся 11-А класса ЕОШ № 11 Трофименко Софии (C) ПТПЛ, 2004
Основы хозяйственной жизни человечества (C) ПТПЛ, 2004
Первой задачей хозяйственной деятельности людей было удовлетворение основных нужд в: пище одежде жилье безопасности лечении при заболеваниях. Это условия простого выживания людей.
Однако круг потребностей людей куда шире, чем набор физиологических условий существования. Им издревле хотелось комфорта, развлечений, путешествий и много чего еще. Как писал русский поэт XVIII века Михаил Матвеевич Херасков: Желаний никогда своих не умеряем; Имея что-нибудь, мы лучшего желаем.
Даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны.
Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа.
Объем ресурсов природы время Объем ресурсов, потребный людям Объем ресурсов, имеющийся на Земле 14 – 9 тыс. лет до н.э.
Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.
Блага даровые экономи-ческие
Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), имеющийся объем которых больше потребностей людей, и потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.
Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-139143
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии
Время чтения: 2 минуты
Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок 2. ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Урок 1. Что такое экономика.
Цель урока: объяснить, насколько важно изучение экономической теории.
Понятия: экономика как хозяйственная система, экономика как наука, микроэкономика, макроэкономика.
Объяснение материала.
Первое, что нам надо сделать: выяснить, что же это слово — «экономика» — означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.
Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».
Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» — «хозяйство» и «номос» — «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков.
1. Экономика как хозяйство включает в себя производство товаров и услуг, осуществляющихся как на гигантских заводах, так и в маленьких парикмахерских и кафе. Не вызывает сомнения, что торговля, то есть, сфера обмена, со всеми маленькими торговыми палатками, крупными универсамами и оптовыми базами, является частью экономики общества. Естественным образом и сфера денежного обращения с многочисленными банками рассматривается как экономическая сфера деятельности общества. Нетрудно понять, что государство занимается экономической деятельностью, собирая налоги и предоставляя субсидии и дотации, внедряясь тем самым в сферу распределения доходов. Школьники, выступая потребителями товров и услуг, участвуют в экономической жизни общества, причем не в пассивной, а в активной роли. Потребление – это сфера экономики, не менее важная, чем производство, обмен и распределение. Потребитель, выходя на рынок 2голосует» долларом, рублем, маркой или евро за тот или иной товар, подсказывая производителю. Что именно данный товар и нужно производить.
Кроме того, выступая в роли потребителей, даже самые маленькие дети вынуждены иногда принимать очень серьезные экономические решения. В каком возрасте вы были, когда родители вручили вам первую в жизни небольшую сумму денег, сказав при этом: «Купи себе, что захочешь». А хотелось и мороженного, и конфет, и жевательной резинки и многого другого. Но денег на все не хватало, купить можно было что-то одно, и ребенку приходилось совершать мучительный выбор в условиях ограниченности денежных ресурсов.
Таким образом, каждый человек постоянно сталкивается с основной экономической проблемой – проблемой выбора в условиях ограниченных ресурсов.
2.Все сказанное выше позволяет сформулировать первое определение экономики как науки. Экономическая теория – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
3.Экономические исследования могут осуществляться на двух уровнях анализа – микроэкономическом и макроэкономическом.
Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:
— как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;
— каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения;
— что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках (например, на рынке огурцов или автомобилей);
— каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.
Закрепление:
Какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое – к макроэкономике:
1. Уровень безработицы в России в 1995 году составил 8, 29 % (макроэкономика).
2. В декабре 1995 года было уволено 30 рабочих с обувной фабрики «Скороход» (микроэкономика).
3. За последний год цены на потребительские товары выросли в 2,31 раза (макроэкономика).
4. Неурожай мандаринов в Турции привел к повышению цен на мандарины на московских рынках (микроэкономика).
5. Совет директоров корпорации «Крайслер» принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля (микроэкономика).
6. На российском рынке сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей в связи с тем, что были увеличены таможенные пошли на их ввоз (микроэкономика – отдельный отраслевой рынок).
Урок 2. ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цель урока:объяснить учащимся взаимосвязь между такими явлениями экономической жизни общества, как специализация, повышение производительности труда и торговля.
Понятия,о которых школьники должны получить представление в процессе урока:
— факторы повышения производительности труда;
Объяснение материала
Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага,
необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа. Не все блага, впрочем, приходится реально добывать — воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы:
1) даровые блага;
Экономические блага.
Даровые блага — это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в
объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся: воздух, солнечный свет, дожди, океаны.
И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ,
т. е. тех товаров и услуг, объем которых:
1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
2) может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
3) приходится тем или иным способом распределять.
И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто благодаря увеличению объема
и улучшению свойств именно этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т.д.).
Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо, приручило диких животных, создало
земледелие и научилось обращаться с огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли — чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач — производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни, людей. Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется «факторами производства». Принято выделять три основных вида факторов производства:
1) труд;
2) земля;
Капитал.
Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг, путем использования их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода времени. Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год. Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Размеры, отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Говоря о капитале, мы имеем в виду весь производственно-технический аппарат, который люди создали
для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ. Проще говоря, капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов, т. е. всего необходимого для реализации современных технологий производства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеряют его суммарной денежной стоимостью. Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну разновидность факторов производства — предпринимательство. Этим словом мы будем обозначать услуги, которые способны оказывать обществу люди, наделенные следующими способностями:
1) умением правильно оценить, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям или какие
технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить для достижения наибольшей выгоды;
2) готовностью принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий
проект, и не окупаемости усилий и времени, потраченных на его реализацию;
3) умением координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить практически невозможно. Косвенное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм, которые не только создали их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги
и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание. В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства — информация. Под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна.
Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество
положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю. Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:
1) специализации труда отдельных людей;
2) специализации деятельности хозяйственных организаций;
3) специализации экономики страны в целом.
Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:
1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.
Основные понятия экономики
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
Существует две модели экономики:
Основные вопросы экономики:
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Основы хозяйственной жизни человечества
Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа. Не все блага, впрочем, приходится реально добывать — воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическаянаука разделяет все жизненные блага на две группы:
2) экономические блага.
Даровые блага — это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух,солнечный свет, дожди, океаны.
Даровые блага — блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других. И все же основной круг потребностей людей
удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т. е. тех товаров и услуг, объем которых:
1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
2) может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
3) приходится тем или иным способом распределять.
Экономические блага — средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей. И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто увеличению объема и улучшению свойств именно этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т. д.).
Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо, приручило диких животных, создало земледелие и научилось обращаться огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли — чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из них — производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни людей.
Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.
Принято выделять три основных вида факторов производства:
Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода времени.
Труд — использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ. Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год. Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Говоря о капитале, мы имеем в виду весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ. Проще говоря, капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов, т. е. всего необходимого для реализации современных технологий производства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеряют его суммарной денежной стоимостью. Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну разновидность факторов производства — предпринимательство. Этим словом мы будем обозначать услуги, которые могут оказывать обществу люди, наделенные следующими способностями:
1) умением правильно оценить, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям или какие технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить для достижения наибольшей выгоды;
2) готовностью принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и не окупаемости усилий и времени, потраченных на его реализацию;
3) умением координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить практически невозможно. Косвенное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм, которые не только создали их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. В России на данный момент официально зарегистрировано около 1 291 909 предприятий. В городе Саратове зарегистрированных предприятий составляет 14 317 человек.
Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание.
В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства — информация. Под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна. Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю.
Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:
1) специализации труда отдельных людей;
2) специализации деятельности хозяйственных организаций;
3) специализации экономики страны в целом.
Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:
1. Сознательное разделение труда между людьми.
2. Обучение людей новым профессиям и навыкам.
3. Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения
общей цели (например, создания сложного изделия или строительства завода).
Специализация — сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других. Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более и более сложной. историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет тому назад, когда произошла Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили, что возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно больше не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ. Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Ныне же перечни специальностей включают в себя тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда. чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.
Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.
Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.
В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ все меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой. Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и прежде всего того ресурса, который мы называем трудом.
Производительность — объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени. Например, производительность труда представляет собой количество изделий, которое работник изготовил в
единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год. Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом.
регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.
Торговля— добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли- продажи товаров и услуг за деньги.
Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:
• стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие
• способностью каждого человека производить лишь ограниченный
Если страна умело сцепляет между собой ≪шестеренки≫ специализации
и торговли, то тогда:
•специализация ведет к росту производительности;
•рост производительности увеличивает объем доступных людям благ;
•возросший объем благ предлагается к продаже и обеспечивает
рост потребления этих благ людьми и рост соответственно доходов
•полученные в результате торговли доходы направляются на развитие
производства и совершенствование специализации труда.