организация музыкальной деятельности в повседневной жизни дошкольников
Музыка в повседневной жизни ДОО
Наталья Безгацкая
Музыка в повседневной жизни ДОО
Музыка в повседневной жизни ДОО
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время
игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка
обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу
ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога,
родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей,
организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка,
становления его личности.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия,
самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной
жизни и на праздниках.
При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада
объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые
реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя
Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной
формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-
образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту
приоритетным становится косвенное руководство музыкального
руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей.
Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно
должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует
строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его
инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных
Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной
жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны
воспитателя, музыкального руководителя,родителей: прямое и косвенное. Во
время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может
звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках,
утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога;
при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском
саду — один из показателей высокого уровня развития детей,
характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками,
способностью переносить разнообразные музыкальные действия в
повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный
музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых
условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам
Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического
воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством
Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная
деятельность дошкольников успешно развивается при правильной
постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его
организации рекомендуется придерживаться следующих положений:
—обучение—средство музыкального воспитания, нацеленное на
развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее
его возрастные и индивидуальные особенности;
— музыкальные занятия—основная форма организации обучения
детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие
жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;
—содержание обучения должно соответствовать целям музыкального
воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка
в повседневную жизнь детского сада и семьи;
— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога
должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не
над, сверху, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке
равноправного участника, партнера.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания
прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий.
Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая,
зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод
(действия педагога и детей, зрительная, слуховая наглядность, слово и
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий —
развивать музыкальные способности, углублять представления детей о
средствах музыкальной выразительности.
Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность,
динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных
способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр,
динамика, другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические
Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на
детских музыкальных инструментах, являются важным показателем
музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать
«свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое
восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет
необходимыми двигательными навыками.
Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации
обучения музыкально-ритмическим движениям. На
музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно
целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в
движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными
способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для
творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в
музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем.
Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке,
стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений,
соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.
Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных
условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно
только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-
эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность
проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение
данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем
необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и
атрибутами, музыкальными инструментами, пространством развертывания игр и танцев. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Чтобыребенок успешно и хорошо говорил, не надо заставлять его что-то учить.
К таким выводам пришли ученые из Франции и Португалии после
совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир.
Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным,
говорят когнитивные психологи.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения,
улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и
легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в
движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения,
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка.
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе
разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная
отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных
формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать
умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия,
активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими
упражнений, организует коллектив.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает
работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем
организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением
улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности,
основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и
здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее
характером, средствами выразительности.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время
прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая
различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение,
оживляя накопленные впечатления.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой,
изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое
применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель
сопровождает свои рассказы исполнением небольших песенок героев сказок,
характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда
сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми,
если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные
музыкальные инструменты.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности
художественного образа, обогащает детские впечатления. Некоторые пьесы и
музыкальные композиции, прослушанные детьми в записи в начале занятия,
создают определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить
веселых и смешных персонажей в рисунке. Музыка в различных видах
деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной
организаторской деятельности педагога.
Использование пособия «Волшебный куб» в повседневной работе воспитателя «Использование «Волшебного куба» в повседневной работе воспитателя» Добрый день, уважаемые коллеги и друзья. В своей предыдущей публикации.
Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.
Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка» Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. Это.
Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.
Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.
Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.
Музыка в моей жизни. Музыка, музыка, музыка… Как всё просто, но как сложно объяснить словами. Это неповторимое чувство наслаждения от покалывания тысячи мелких.
Театр и музыка в жизни дошкольника «Театр и музыка в жизни дошкольника» Нормативные документы к текущей странице» Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети (воспитанники).
Эссе «Музыка — моя профессия, музыка — моя жизнь» Как я узнала о музыке? Музыкой я начала заниматься с 5 лет. С раннего возраста привыкала к сцене, наблюдала за выступлениями взрослых артистов.
Эссе «Музыка в моей жизни» Ирина Карпова Эссе «Музыка в моей жизни» В красоте музыкальности, Как в недвижной зеркальности, Я нашел очертания снов… (К. Бальмонт).
Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада»
Наталья Романова
Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада»
Музыка в повседневной жизни детского сада
Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они что–нибудь напевают, играя или рисуя, или мастеря? Часто ли они слышат музыку?
А ведь музыка в большей степени доступна ребенку, чем какой – либо другой вид искусства. Младенец рождается с неразвитым зрением, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонацию.
Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем мире уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, одежда, коляска, стены комнаты ребенка были яркими, жизнерадостными, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это очень важно для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
Малыш растет, всё большую роль в его системе воспитания играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему очень мало обращаем внимания.
И вот результат: большинство детей равнодушны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальные. Из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по ТВ и на дисках. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получая от этого удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно.
Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние – чувство вины.
Искусство же позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируется правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус» т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка. Вся работа детского сада по музыкальному воспитанию на это нацелена.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня нашей компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка – дошкольника.
Музыкальное воспитание ребенка осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада.
В отличии от самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга.
Музыка на прогулке.
Музыка в зависимости от создавшейся ситуации влияет на детей по разному.
Во время наблюдений музыка усиливает восприятие красоты окружающей природы, вызывает интерес.
Когда дети идут на экскурсию, они с удовольствием напевают бодрую песню.
Когда дети на участке кормят крошками воробьев, воспитатель может предложить спеть им песню «Воробей» музыка Еремеевой или «Зима пришла» музыка Метлова.
Проведение какой-либо музыкальной игры может быть запланировано заранее. Это внесёт весёлое оживление и закрепит приобретенные навыки.
Летом, наблюдая за цветами, воспитатель может спросить: «Какую песню о полевых цветах вы знаете? Давайте споём». Дети называют «Полевые цветы» музыка Тиличеевой и поют её вместе с воспитателем.
Если дети в какой-либо ситуации не могут вспомнить подходящую песню, педагог помогает им в этом.
Например, дети с удовольствием строят домик из песка. Воспитатель, наблюдая за игрой, поёт песню Тиличевой «Строим дом», которую ребята охотно подхватят.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что во время экскурсий, прогулок, игр может и должна звучать разнообразная, знакомая детям музыка: песенная, хороводная, танцевальная.
Музыка в ходе других занятий.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по ИЗО музыка поможет найти широкое применение.
Например, рассказывая сказки «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иванушка», «Три поросёнка» воспитатель иллюстрирует их исполнением небольших песенок, характеризующих действующих персонажей.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления.
Например, пьеса Д. Ковалевского «Клоуны», прослушанная в начале занятия, дает им возможность по-своему изобразить этого веселого и смешного клоуна в рисунке.
Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А. Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в грамзаписи пьесу Потоловского одноименного названия. В старших группах перед разучиванием стихотворений об осени впечатляюще звучат пьесы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Музыка в детских играх.
В разнообразных играх детей часто используется музыка. Ребята играют в «музыкальное занятие», в «концерт», танцуют, исполняют песни, выученные на занятиях. В этих играх воспитатель помогает распределить роли, подобрать подходящую музыку народных плясовых мелодий, других танцевальных произведений.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания на музыкальных занятиях и знакомит их с новыми музыкально – дидактическими играми.
Музыка и развлечения.
Развлечение с использованием музыки (концерты, музыкальные игры – драматизации, кукольные спектакли, весёлые соревнования и т. д., являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствование музыкального восприятия.
Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе, любовь к родному краю и т. д., обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.
Насыщенность развлечений эмоциональными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Итак, в заключение всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Вся доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.
Понимая воспитательную силу музыки, педагог заботиться о создании условий для её постоянного использования в жизни группы.
Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.
Сценарий праздника для подготовительной группы детского сада «Музыка Победы» [«Музыка Победы» Сценарий утренника для подготовительной группы. Цель: прививать любовь к Родине, ее историческому прошлому. Задачи: Расширить.
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада» Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада» Духовно-нравственное воспитание подрастающего.
Консультация для педагогов «Методические рекомендации по поддержанию дисциплины в группах детского сада» Воспитатель Горина М. В. Дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным.
Консультация для родителей «Как неравнодушные родители могут участвовать в жизни детского сада» Консультация для родителей на тему: «Как неравнодушные родители могут участвовать в жизни детского сада». «Сдали ребенка и забыли о нём.
Консультация для родителей детского сада «Здоровый образ жизни в семье» Консультация для родителей на тему: «Здоровый образ жизни в семье» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, выносливым.
Консультация для родителей и педагогов детского сада «Конструктор LEGOWeDoв в работе с детьми» Всевозможные конструкторы известны с давних времён: первые конструкторы появились очень давно. Воспитатели детских садов считают конструкторы:.
Консультация для родителей и воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учётом ФГОС» «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС». Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания.
Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка» Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно.
Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.
Консультация для воспитателей «Использование музыки в повседневной жизни детского сада» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №10 города Сызрани Городского.
Музыка в повседневной жизни ДОУ
«Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывать детей, причем воспитывать не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран». Кабалевский Д. Б. Поэтому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыкальноеразвитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д.
Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. [1,стр 184]
Актуальность темы: «Музыка в повседневной жизни детского сада» заключается в том, что данный вопрос недостаточно разработан в методической литературе и дает возможность по-новому посмотреть на роль музыки в повседневной жизни детского сада.
Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.
Роль и место музыки в быту детского сада
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает большую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. [2,стр 168]
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: Музыкальные занятия; Самостоятельная музыкальная деятельность; Музыка в повседневной жизни; Музыка на праздниках.
Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.)
Если музыкальные занятия являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельность, партнерстве, всячески поощряя его инициативу.
Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках утренней гимнастике это происходит по инициативе педагога, при этом он должен учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.
Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах в сюжетно-ролевой игре и упражнениях автодидактического типа.
Ребенок должен прежде всего иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на музыкальных инструментах.
Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли проявить их в дальнейшем. Помимо обучения во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мультфильмов и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения.
Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. [2,стр 172]
Руководство педагога, взрослого должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, показать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого вмешательства в их действия. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Музыка в различных видах деятельности дошкольника.
Музыка во время игр детей. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.
Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.
Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.
Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее готовит карточки с условной записью ритмического рисунка знакомых детям попевок из «Музыкального букваря» («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество попевок.
Музыка на прогулке. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).
Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. [3]
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.
1. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман – М. : Просвещение, 1983. – 255с.
3. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с.
4. Теплов, Б. М Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1985.
5. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О. П. Радынова. – М. : просвещение, 1997.
Перспективный план работы кружка «Чудеса из бумаги» (конструирование из бумаги) в старшей группе Перспективное планирование кружка «Чудеса из бумаги» в старшей группе Ноябрь № Тема Задачи 1 «Ветка рябинки» Познакомить детей с новым.
Возможности музыкально-ритмической деятельности как средства развития личности ребенка дошкольного возраста. Часть 1 Часть 2 Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду (хотим мы этого.