органист даниэль зарецкий биография

Даниэль Феликсович ЗАРЕЦКИЙ — Лучший друг «короля инструментов»

Добавлено 22 августа 2014 Тимур Халиуллин

Даниэль Зарецкий, один из самых востребованных современных органистов, хорошо известен не только в родном Петербурге и России, но и за рубежом.

органист даниэль зарецкий биография. Смотреть фото органист даниэль зарецкий биография. Смотреть картинку органист даниэль зарецкий биография. Картинка про органист даниэль зарецкий биография. Фото органист даниэль зарецкий биография

Выступления маэстро с неизменным успехом проходят практически во всех российских городах и странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии и Южной Америке.

Концертную деятельность он успешно сочетает с преподаванием. В течение восьми лет профессор Даниэль Зарецкий преподает на кафедре органа, карильона и клавесина СПбГУ, с 2011 года заведует кафедрой Санкт-Петербургской консерватории. Он воспитал несколько поколений талантливых органистов, лауреатов многочисленных всероссийских и международных конкурсов.

В этом году музыканту исполнилось пятьдесят лет, более тридцати из них он посвятил «королю инструментов».

– Даниэль Феликсович, в Петербурге два вуза готовят органистов. Много ли желающих в совершенстве освоить этот сложнейший инструмент?

– Недостатка в талантливых абитуриентах мы не испытываем. В этом году вступительные экзамены и в Консерваторию, и в Санкт-Петербургский университет прошли на очень высоком уровне. Существенного различия между этими двумя кафедрами нет, даже преподавательский состав практически один и тот же. Разница заключается в том, что СПбГУ перешел на Болонскую систему – четыре года бакалавриата, два года магистратуры. Но мест в магистратуре немного, и далеко не все могут продолжить обучение после бакалавриата. В Консерватории по-прежнему «пятилетка», а затем возможны два года аспирантуры. Везде есть свои плюсы и минусы. Диплом Университета признается на Западе без всяких подтверждений, но согласитесь, что и диплом петербургской Консерватории – мировой бренд. Каждый год город выпускает четыре-пять органистов. С работой все обстоит неплохо. Можно стать штатным органистом Концертного зала (новые органы появляются во многих концертных залах страны) или избрать преподавание. Сейчас не только во всех музыкальных училищах есть органные классы, но даже и во многих музыкальных школах. Уже более десяти лет проводится международный конкурс «Гатчина – Петербург», в котором участвуют даже девятилетние дети. Как правило, молодые люди сначала начинают играть на фортепиано, потом знакомятся с органом.
Кстати, интересно, что в органных классах учится больше девочек, но знаменитые органисты в основном мужчины, уж не знаю, почему так получается.


– А как началась ваша «органная история»?

– Когда я пребывал в совсем еще юном возрасте, мне любезно позволили попробовать что-нибудь исполнить на органе одной из церквей эстонского города Пярну. Но история моей любви к органу началась намного раньше – когда меня, шестилетнего, родители привели на концерт в Домский собор города Риги. Впечатление оказалось настолько грандиозным, что сразу были скуплены все пластинки и появилась мечта – хоть когда-нибудь научиться управлять этим удивительным «государством». У нас в доме музыка звучала постоянно. Мама преподавала фортепиано в музыкальной школе, папа в юности играл в оркестре на скрипке. Для меня же орган был детской волшебной мечтой, которая исполнилась.

Мне пришлось ждать поступления в Ленинградскую консерваторию, ведь во времена моего ученичества органный факультатив существовал только в консерваториях! Поступать же нужно было в класс фортепиано. Лишь после этого я начал заниматься на органном факультативе у профессора Нины Оксентян, ученицы Исайи Браудо, которая долгие годы возглавляла органный класс. По прошествии двух лет обучения меня прослушала комиссия и вынесла положительный вердикт. Тогда я продолжил обучение параллельно по двум специальностям.


– В Петербурге часто выступают известные зарубежные органисты, насколько органная музыка востребована публикой?

– Звучание органа завораживает буквально с первых нот. Происходит некий процесс. погружения. На органные концерты приходит самая разная публика, много молодежи.

Десять лет назад мы проводили социологический опрос в петербургской Филармонии, и выяснилось, что достаточно большая группа меломанов постоянно посещают органные концерты, причем среди публики больше не лириков, а физиков, а еще органу отдают предпочтение архитекторы. В период белых ночей зал переполнен туристами. Еще один интересный факт: людей больше интересует конкретный исполнитель, а не программа.

Сейчас в России значительно увеличилось количество концертных залов, где установлены органы. Петербург – безусловный лидер по этой части. Все инструменты абсолютно разные, у каждого свой неповторимый голос, и изготовлены они разными фирмами. Два инструмента были открыты пять лет назад приблизительно в одно и то же время. Это орган знаменитой немецкой фирмы «Ойле» в консерваторском Малом зале им. А. К. Глазунова и «француз» в Концертном зале Мариинского театра. Кстати, в России всего два французских инструмента – столетний орган Большого зала Московской консерватории и новый орган Концертного зала Мариинки. В Большом зале петербургской Филармонии и в Академической капелле установлены отреставрированные органы рубежа XIX – XX веков с очень мягким и красивым звучанием, пережившие сложную историю. Орган Капеллы был перенесен из Голландской церкви на Невском проспекте, орган Филармонии – из Института Отта на Васильевском острове (считалось, что органная музыка полезна для рожениц). Эти инструменты еще много раз перестраивались и, наконец, в 2000-х годах были отреставрированы ведущими немецкими фирмами.

В костеле Лурдской Богоматери, что стоит в Ковенском переулке, чудом сохранился единственный церковный орган, переживший революцию, правда, сейчас он находится в плачевном состоянии. В финской церкви Святой Марии на Большой Конюшенной установлена единственная в России копия барочного органа времен Баха. Этот инструмент был открыт три года назад, и там проходят регулярные концерты при большом скоплении публики. Еще в церкви Святой Екатерины на Васильевском острове хороший немецкий инструмент. Во многих петербургских католических и лютеранских храмах есть штатные органисты, организованы систематические концерты. В Выборге в лютеранской церкви есть орган, привезенный из Финляндии, где он до этого использовался в течение многих лет. Есть инструмент и в лютеранской церкви в Токсове, но там он собран из разных частей, которые один органостроитель привез из Германии. Пожалуй, это наиболее известные инструменты.


– Вы играли на всех органах Петербурга?

– Да, на всех инструментах, кроме испанского в Таврическом дворце. Я хорошо знаю практически все органы России. В Казани – единственный в стране голландский инструмент. В Челябинске есть прекрасный орган, который раньше стоял в православной церкви, теперь его переносят в концертный зал, и я надеюсь, там он будет звучать не хуже. Так что в России есть целый ряд отличных органов.


– На каких знаменитых органах вам довелось играть?

– Их было много. В 1992 году мне удалось впервые выступить в Домском соборе Риги. Запомнился концерт в Кельнском соборе с его удивительной акустикой. Там два органа: один более старый, другой новый, который «свисает» с потолка, поскольку нельзя было вносить изменения в архитектуру старинного храма. Когда на нем играешь, возникает ощущение бесконечно продленного парения. А еще там есть органный пульт, с помощью которого можно играть сразу на двух инструментах! Это дает просто неисчерпаемые звуковые возможности. Довелось побывать и в Мельбурне, где в Таун-холле совершенно чудесный английский инструмент. Британские органы кардинально отличаются от остальных, и это удалось прочувствовать на собственном опыте. Я открыл для себя очень много нового, играя на нем.


– Наверное, в большинстве своем органисты – религиозные люди?

– Не все, конечно, но в большинстве – безусловно. Ведь, для того чтобы исполнять органную музыку, нужно иметь основательные знания по истории религии, разбираться в специфике церковной музыки и так далее.


– Сейчас модно делать различные аранжировки популярных классических произведений. Как вы относитесь к подобным веяниям?

– Крайне осторожно, но таким образом удается расширить аудиторию. На органе звучит даже балетная музыка Чайковского! Вообще органный репертуар неисчерпаем – каждый слушатель всегда может найти для себя что-то интересное. В наши дни проводятся даже джазовые органные фестивали, например в Челябинске. У композиторов, которые пишут для органа, есть замечательные джазовые сочинения, которые отлично звучат.


– А много сейчас композиторов, пишущих для органа?

– Пишут много, но, к сожалению, композиторы не всегда считают нужным проконсультироваться с органистами и понять специфику инструмента. Раньше не было такой проблемы, потому что сами органисты были композиторами, теперь такого практически нет. Тем не менее написано немало новой органной музыки. 22 – 27 сентября в нашей Консерватории пройдет II Международный конкурс органистов им. И. А. Браудо. В преддверии этого события мы провели конкурс среди российских композиторов, пишущих для органа. Было прислано восемнадцать сочинений, из которых мы отобрали два лучших. Они будут изданы в издательстве «Композитор», и, кроме того, все органисты, которые приедут на конкурс, обязательно должны будут исполнить одно из этих двух сочинений на выбор.


– Расскажите подробнее о предстоящем конкурсе, много было прислано заявок?

– Мы прослушали около тридцати записей, не без труда отобрали пятнадцать человек из пяти стран мира. Прослушивание было анонимным. Органные школы России представлены конкурсантами из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани. Мы с нетерпением ждем музыкантов в Малом зале им. Глазунова, где установлен отличный орган, на котором можно играть любую музыку. Это важно, потому что программа у конкурсантов разнообразная. В финал будут допущены лишь шесть исполнителей. Помимо денежных призов мы подарим победителям уникальную возможность выступить в городах России и за рубежом. Жюри у нас очень представительное – это именитые концертирующие органисты, профессора из Франции, Германии и Австрии (из прославленной музыкальной академии Зальцбурга «Моцартеум»), из Королевской консерватории Копенгагена и ведущие российские педагоги-органисты из разных городов.


– Орган действительно способен заменить целый оркестр?

– Безусловно. Например, в XIX веке в английских таун-холлах (ратушах) трудно было содержать большой оркестр и покупали один дорогостоящий орган. Но органист был обязан уметь играть практически весь мировой репертуар, и прежде всего симфонический.

– Не только на органе, но и на карильоне музыканты-виртуозы исполняют абсолютно неожиданные сочинения, в чем петербуржцы могут убедиться во время бесплатных карильонных концертов в Петропавловской крепости.

– Я сам на карильоне не играю, зато уже много лет преподаю в Санкт-Петербургском университете на единственной кафедре в Восточной Европе, где обучают игре на карильоне. Те, кто поступает в Университет на орган и клавесин, обязательно изучают и этот инструмент. Кафедра была организована в 2006 году директором Королевской школы карильона в бельгийском городе Мехелене Йо Хаазеном. Сначала он преподавал у нас как приглашенный профессор. Благодаря его усилиям в городе появились два концертных карильона. Один в башне собора Петропавловской крепости, второй – в Петергофе, где с мая по сентябрь проходят карильонные концерты. Есть карильоны и в других городах. Так, в Белгороде сделан передвижной карильон, который иногда устанавливают на центральной городской площади. Выпускник нашей Консерватории, мой воспитанник Тимур Халиуллин работает там и органистом, и карильонистом.


– Интересно, а кто становится звонарями?

– Профессия звонаря в нашей стране востребована даже больше, чем в Европе. Это связано с традицией православных колокольных звонов. В соборах нашего города замечательные звонницы. Одна из моих студенток очень этим увлекалась и сейчас много работает, особенно в дни церковных праздников. Это искусство, которое требует очень большого мастерства. Впрочем, любая творческая профессия требует мастерства и непрерывного развития.

Профессия музыканта – это бесконечное движение вперед.

ФОТО предоставлено пресс-службой Консерватории

08.08.2014
Подготовила Полина ВИНОГРАДОВА

Комментарии

Источник

«РГ» раскрыла секреты органа

Потом вам все же посчастливилось соприкоснуться с этим судьбоносным инструментом уже в качестве исполнителя.

Даниэль Зарецкий: Конечно, в Риге я потом выступал много раз, уже обучившись «ремеслу». Первый мой концерт там состоялся в 1992 году, но несколько раньше в Домский собор меня взяла с собой моя консерваторская преподавательница, профессор Нина Оксентян. Тогда я смог впервые подойти и прикоснуться к этому органу, и даже посмотреть, как он устроен внутри. Последний раз был там совсем недавно, в мае, вместе со своими лучшими студентами. В очередной раз со стороны послушал этот замечательный инструмент.

А какие органы мира нравятся вам больше всего?

Говорят, что у каждого органа своя душа и двух одинаковых не существует. Это правда? Получается, что на гастролях каждое выступление как первое?

Даниэль Зарецкий: Трудно сказать, потому что и там, и там есть свои особенности. Прежде всего, совершенно разная акустика. Орган все-таки больше приспособлен к церковной акустике, где есть эхо или реверберация, если выражаться языком науки. Конечно, такие условия более благоприятны для звучания органной музыки. Но, тем не менее, в концертных залах тоже есть свои плюсы. К примеру, непосредственный контакт с публикой. Несмотря на то, что здесь органист тоже сидит спиной, публика его видит и артист, в свою очередь, чувствует слушателей. А в соборах, если и видно музыканта, то совсем чуть-чуть и издали. Бывает, что и вовсе не видно, поэтому такого контакта не происходит.

А есть ли какая-то разница в восприятии органной музыки у нас в стране и на Западе?

Скажите, а при всех безграничных возможностях органа остается ли место для экспериментов, импровизации? Или в этом смысле инструмент немного «неповоротлив»?

А с чего началась органная традиция у нас в Санкт-Петербурге?

Даниэль Зарецкий: Петербургская органная школа, можно сказать, первая в стране. Именно у нас в 1862 году появилась первая в России консерватория, и в ней сразу был открыт органный класс. Автоматически это стало началом российской органной школы вообще. Поначалу проблема была в том, что у нас не было своего инструмента, и занятия проходили на Невском проспекте в главной немецко-лютеранской церкви святых Петра и Павла. Ситуация сохранялась почти до конца 19 века. Позже в консерватории появились два небольших органа, а уже в 1897 году в концертном зале установили большой инструмент. Кстати, одним из первых студентов и выпускников органного класса был Чайковский.

Как сегодня обстоит ситуация с органами в Петербурге, их достаточно?

Сколько человек Санкт-Петербургская консерватория ежегодно набирает в органный класс?

Вы уже продолжительное время преподаете. Не мешает ли это концертной деятельности?

Даниэль Зарецкий: Да, преподавательской деятельностью я занимаюсь уже почти 15 лет. Здесь я с 2007 года, до этого несколько лет работал приглашенным преподавателем в Нижегородской консерватории. Последние два года заведую кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Знаете, поначалу преподавание было чем-то новым, а сейчас оно успешно сочетается с концертной деятельностью. Студенты всегда приносят какие-то новые интересные идеи и, естественно, когда работаешь с таким количеством людей, успеваешь освоить репертуар, на который у самого не хватило бы времени.

Скажите, а органный репертуар в основном остается классическим или постоянно обновляется?

Расскажите о конкурсе имени Браудо. Сколько в этом году будет участвовать органистов?

Существует какое-то качество, которое должно отличать органиста от других музыкантов?

Даниэль Зарецкий: В первую очередь, у органиста должна быть хорошая исполнительская воля, я бы назвал это так. Инструмент сложный и требует не только отточенной координации, но и чисто физических сил. Особенно большое количество физической энергии требуется при исполнении виртуозной музыки. Много сил уходит и при выступлениях на старинных инструментах.

И последнее. Назовите несколько композиторов, произведения которых вам нравится исполнять больше всего.

Источник

Персоны

органист даниэль зарецкий биография. Смотреть фото органист даниэль зарецкий биография. Смотреть картинку органист даниэль зарецкий биография. Картинка про органист даниэль зарецкий биография. Фото органист даниэль зарецкий биография

Даниэль Зарецкий

Биография

Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию по классам органа (класс Н.И.Оксентян) и фортепиано (класс Э.В.Базанова), а также аспирантуру Казанской консерватории (класс Р.К.Абдуллина) и Музыкальной Академии им.Я.Сибелиуса в Хельсинки (профессор К.Юссила). Принимал участие во многих мастер-классах в Западной Европе у ведущих профессоров (Г.Бове, Ж.Гийу, М.-К.Ален, Х.Фогель, Л.Ломанн, П.Кее, Й.Лауквик, З.Сатмари и др.).

Лауреат Открытого всероссийского конкурса органистов 1991 года (1 премия), Международного конкурса органистов в Германии, дипломант международных конкурсов органистов в Италии и Финляндии.

Ведет активную концертную деятельность с 1986 года. Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. Активно гастролирует практически во всех странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии и Южной Америке. Участвовал во многих самых престижных и известных органных фестивалях в Западной Европе.

В 2000 году исполнил в цикле концертов все органные сочинения И.С.Баха к 250-летию со дня смерти композитора.

Его концерты неоднократно транслировались и записывались радио и телевидением в России, Германии, Швейцарии, Дании, Финляндии и Латвии.

Главный консультант ряда проектов по строительству новых органов и реставрации исторических инструментов в России и за рубежом.

Записал 7 компакт-дисков. Член жюри ряда престижных международных конкурсов в России, Польше, Германии, Франции, Испании, Италии, Люксембурге, Канаде.

Источник

Даниэль Зарецкий (орган)

органист даниэль зарецкий биография. Смотреть фото органист даниэль зарецкий биография. Смотреть картинку органист даниэль зарецкий биография. Картинка про органист даниэль зарецкий биография. Фото органист даниэль зарецкий биография

Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию как органист (класс профессора Н.И. Оксентян) и пианист (класс профессора Э.В. Базанова), а также аспирантуры Казанской государственной консерватории, где обучался в классе профессора Р.К. Абдуллина) и Музыкальной академии им. Сибелиуса в Хельсинки (класс профессора К. Юссила). Принимал участие в мастер-классах таких известных органистов Западной Европы, как Ги Бове, Жан Гийу, Мари Клер Ален, Харальд Фогель, Людгер Ломанн, Пит Кее, Юн Лауквик, Зигмунд Сатмари.
Является лауреатом Всероссийского открытого конкурса органистов (1991, I премия), Международного конкурса органистов в Германии, а также дипломантом международных конкурсов органистов в Италии и Финляндии.

Концертирует с 1986 года. Выступал в лучших концертных залах бывшего СССР. Активно гастролирует в странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии и Южной Америке. Записал 7 компакт-дисков. Член жюри ряда престижных международных конкурсов в России, Польше, Германии, Франции, Испании, Италии, Люксембурге, Канаде.

С 1997 по 2007 – органист Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. С 2002 по 2007 – доцент Нижегородской государственной консерватории им. Глинки по классу органа, с 2006 – профессор кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, с 2007 – доцент, а с 2011 – заведующий кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Многие ученики Даниэля Зарецкого стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов.

Музыкант удостоен звания «Заслуженный артист России».

Галина Фёдоровна, Санкт- Петербург.:

Спасибо за содержательное интервью. С нетерпением завтра( 27. 03. 2021) жду концерта маэстро в Большом.

Хотелось бы полробнее знать репертуар исполнителя. Очень мало информации. Переводите хотя бы на русский.

Источник

Зарецкий Даниэль (орган)

органист даниэль зарецкий биография. Смотреть фото органист даниэль зарецкий биография. Смотреть картинку органист даниэль зарецкий биография. Картинка про органист даниэль зарецкий биография. Фото органист даниэль зарецкий биография

Один из самых востребованных современных органистов. Лауреат Всероссийского открытого конкурса органистов (1991, I премия), Международного конкурса органистов в Германии, дипломант международных конкурсов в Италии и Финляндии. Профессор Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского государственного университета.

Ведёт активную концертную деятельность с 1986 года. Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. Гастролировал во многих странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии, Китае, Японии и – первым из российских органистов – в Южной Америке (Бразилия, Уругвай, Аргентина). Участвовал в престижных органных фестивалях.

«История моей любви к органу, – рассказывает музыкант, – началась, когда меня, шестилетнего, родители привели на концерт в Домский собор Риги. Впечатление оказалось настолько грандиозным, что сразу были скуплены все пластинки, и появилась мечта – хоть когда-нибудь научиться управлять этим удивительным “государством”… Для меня орган был детской волшебной мечтой, которая исполнилась».

Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию (класс органа Нины Оксентян, класс фортепиано Эдуарда Базанова), затем аспирантуру Казанской консерватории (класс Рубина Абдуллина) и Академии Сибелиуса в Хельсинки (класс Кари Юссила). Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов, таких как Ги Бове, Жан Гийу, Мари Клер Ален, Харальд Фогель, Людгер Ломанн, Пит Кее, Юн Лауквик, Зигмунд Сатмари.

В 1997–2007 годах – органист Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В 2000 году исполнил в цикле концертов все органные сочинения И.С. Баха (к 250-летию со дня смерти композитора). Из знаменитых органов Запада, на которых ему довелось играть, особо выделяет инструмент в Домском соборе Риги, английский орган в австралийском Мельбурне и выступление в Кёльнском соборе: «Там два органа: один более старый, другой новый, который “свисает” с потолка, поскольку нельзя было вносить изменения в архитектуру старинного храма. Когда на нём играешь, возникает ощущение бесконечно продлённого парения. А ещё там есть органный пульт, с помощью которого можно играть сразу на двух инструментах! Это даёт просто неисчерпаемые звуковые возможности».

Д. Зарецкий выступил в качестве главного консультанта ряда проектов по строительству новых органов и реставрации исторических инструментов в России и за рубежом. Музыкант поражает доскональным знанием всех органов, установленных в концертных залах и храмах Санкт-Петербурга, и практически всех органов России: «Все инструменты абсолютно разные, у каждого свой неповторимый голос, и изготовлены они разными фирмами».

Концерты Даниэля Зарецкого неоднократно транслировались радио и телевидением в России, Германии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Латвии. Музыкант записал семь компакт-дисков.

Успешно совмещает концертную деятельность с преподаванием. В 2002–2007 годах вёл класс органа в Нижегородской консерватории. С 2006 года – профессор кафедры органа, клавесина и карильона Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. С 2007 года – доцент, а с 2011 – заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Многие ученики Даниэля Зарецкого стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов.

Д. Зарецкий проводил мастер-классы в ряде стран Европы, в США, Японии, Китае, Австралии. Участвовал в работе жюри престижных международных конкурсов органистов.

Музыкант убеждён: «На органе звучит даже балетная музыка Чайковского! Вообще органный репертуар неисчерпаем – каждый слушатель всегда может найти для себя что-то интересное. В наши дни проводятся даже джазовые органные фестивали, например в Челябинске. У композиторов, которые пишут для органа, есть замечательные джазовые сочинения, которые отлично звучат».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *