определение сущности жизни по ф энгельсу

Определение сущности жизни по ф энгельсу

Все известные «определения» жизни антинаучны в силу того, что получены без указания на метод мышления и потому не подлежат проверке. Единственное исключение представляет научное определение жизни за авторством Ф.Энгельса, который для формулировки определения использовал диалектическую логику.

Для формулировки понятия «жизнь» необходимо в соответствии с гегелевской диалектикой (тезис – антитезис – синтез) провести умозрительную границу (синтез) между живыми (тезис) и неживыми (антитезис) объектами природы. Так как граница – это место, по которому противоположности одновременно 1) объединяются и 2) разделяются, то определение жизни должно в обязательном порядке содержать общую для живого и неживого характеристику, по которой они будут отличаться противоположным образом.

Вот что написано у Энгельса в «Диалектике природы»:

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка. И у неорганических тел может происходить подобный обмен веществ, который и происходит с течением времени повсюду, так как повсюду происходят, хотя бы и очень медленно, химические действия. Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования». (Диалектика природы. Ф.Энгельс. М., из-во Политической литературы, 1975.)

Общим признаком, по которому живое и неживое отличается противоположным образом, является обмен веществ, в частности, обеспечивающий функционирование. Качественная характеристика жизни – функционирование биологической структуры для самосохранения и самообновления – научная основа для управления живыми объектами природы на практике.

В частности, принцип организации здорового образа жизни сводится к индивидуально дозируемому по силе и частоте нарушению гомеостаза различными факторами внешней среды, которое обеспечивает повышение надёжности организма через периодическое ускорение обменных процессов в ходе адаптации. В современной медицине принцип здорового образа жизни отчасти реализован в форме вакцинации.

Нетрудно заметить, что авторы различных учебников по биологии для школы, биологических факультетов, медицинских ВУЗов, не будучи специалистами логического мышления, цитируют только первую фразу из научного определения жизни Ф.Энгельса, которую и рекомендуют для усвоения учащимся. Что можно рассматривать как катастрофическую по своим последствиям ошибку.

На протяжении последних 100 (!) лет бездумно-бессмысленное цитирование изуродованного до полной бесполезности научного наследия Ф.Энгельса

• дискредитирует Ф.Энгельса как учёного;
• лишает возможности вот уже нескольких поколений врачей и биологов освоить такой метод научного познания, каким является диалектика;
• препятствует становлению научно – медицинского прогресса;
• сохраняет диспропорцию в общественном развитии, ориентированном исключительно на научно-технические достижения.

Источник

Определение сущности жизни

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ КАК ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Ключевой вопрос для науки о живых существах: «Что представляет собою жизнь как явление природы?» Удивительно, что, несмотря на длительную историю накопления биологических знаний, этот вопрос не получил до настоящего времени однозначного общепризнанного ответа.

Субстрат жизни

Субстратом жизни являются живые системы, характеризующиеся упорядоченностью расположения и взаимодействия составляющих их элементов. Упорядоченность в пространстве обеспечивает живым системам упорядоченность во времени, которая обеспечивает строгую последовательность протекающих в них процессов. Основными химическими веществами живых систем являются нуклеиновые кислоты и белки. Упорядоченность элементов живой системы обусловливает образование комплексов молекулярных и надмолекулярных структур. По мнению российс­кого биохимика В.А. Энгельгардта (1969), коренное отличие живого от неживого заключается в способности первого создавать упорядоченность из хаотичного теплового движения молекул. Создание порядка из хаоса является не чем иным, как противодействием возрастанию энтропии. Под энтропией понимается рассеивание энергии, заключающееся в переходе всех видов энергии в тепловую энергию и равномерном распределении последней между всеми телами природы (второй закон термодинамики). Создаётся впечатление, что живое, в отличие от всего неживого, не подчиняется второму закону термодинамики. Противоречие исчезнет, если учесть, что снижение энтропии в отдельно взятых живых системах достигается за счёт повышения её в окружающей среде. Австрийский физикЭ. Шредингер(1943) пришёл к выводу, чтоживое «остаётся живым, только постоянно извлекая из окружающей среды отрицательную энтропию» (негэнтропию). Источником отрицательной энтропии, по мнению Э. Шредингера, является солнечная энергия для растений и пища для других живых организмов. Только живые системы никогда не бывают в равновесии (предполагаемом законами физики и химии) и выполняют за счёт свободной энергии работу против равновесия. Неравновесность живых систем предполагает постоянный приток энергии из окружающей среды для поддержания их неравновесного состояния.

Свойства живого

Целостность и дискретность. Жизни как явлению свойственнынепрерывность (целостность) и прерывность (дискретность), присущие как структуре, так и функции. Например, материальный субстрат наследственности целостен, так как представлен молекулой нуклеиновой кислоты. Однако последняя дискретна, поскольку состоит из двух полинуклеотидных цепей, дискретность которых, в свою очередь, заключается в образовании каждой нуклеотидами. Процесс реализации наследственной информации непрерывен и в то же время дискретен, так как состоит из транскрипции и трансляции.

Рост и развитие. Рост организма заключается в увеличении его размеров за счёт увеличения массы, но главным образом количества клеток и межклеточного вещества. В основе роста лежит размножение клеток, с которыми неразрывно связана дифференцировка клеток, усложнение строения и функции организма. Процессы роста и развития подвержены генетическому контролю, а также нервной и гуморальной регуляции.

Обмен веществ и энергии. Рост и развитие организма, восстановление его разрушенных структур невозможны без обмена веществ и энергии. Живые организмы представляют собой открытые системы, через которые проходят непрерывные потоки веществ и энергии. Обмен веществ включает анаболизм (ассимиляцию) и катаболизм (диссимиляцию), которые характеризуются непрерывностью и взаимосвязанностью.

Источник

Проблема жизни в работах Энгельса

Проблема жизни в работах Энгельса

Принципиально важное значение имело отнесение Энгельсом к одной из основных форм движения материи жизни. Этим отвергалась виталистическая интерпретация жизни в качестве особой нематериальной силы.

В «Диалектике природы» Энгельс определил специфику жизни следующим образом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»[658].

Данное определение относится к осени 1874 года. Оно приводится в критических замечаниях Энгельса по поводу взглядов Ю. Либиха и Г. Гельмгольца, считавших, что жизнь вечна, как сама материя, и распространяется путем переноса ее зародышей с одних космических тел на другие. Определение Энгельса было направлено против попыток снять таким образом проблему происхождения жизни и ориентировало на поиск конкретных закономерностей перехода от неживого к живому[659].

Несколько позже, в период работы над «Анти-Дюрингом», Энгельс находит в этом определении логический изъян. Если признавать, что обмен веществ имеет место и в неживой природе, то определяя жизнь, следует говорить не просто об обмене, но об особой, специфической его форме, об органическом обмене веществ. Но такая постановка вопроса ведет к тавтологии: «…определять жизнь как органический обмен веществ – это значит определять жизнь как… жизнь, ибо органический обмен веществ… и представляет собой как раз такое выражение, которое в свою очередь нуждается в объяснении при посредстве жизни, в объяснении при посредстве различия между органическим и неорганическим, т.е. между живым и неживым»[660]. Учитывая это, Энгельс излагает теперь свое понимание жизни следующим образом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел»[661].

Процесс жизни, указывал Энгельс, развивая это определение, внутренне диалектичен. Жизнь состоит в том, что живое существо благодаря своему самообновлению в каждый данный момент «является тем же самым и все-таки иным. Следовательно, жизнь тоже есть существующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть»[662].

Будучи более точным по смыслу, определение, приводимое в «Анти-Дюринге», однако, близко к формулировке 1874 г. по своей принципиальной направленности. В обоих определениях заложены одни и те же идеи методологического характера, отражающие точку зрения современной Энгельсу науки и его собственный подход к рассматриваемой проблеме. И в том и в другом определении констатируется единство живой и неживой природы, о чем говорит указание на материальность носителя жизни, а также на обмен веществ между живыми организмами и окружающей их материальной средой (в первом случае указание на обмен веществ носит явный, во втором же – имплицитный характер), и вместе с тем отмечается, что данное единство не абсолютно и исключает полное совпадение. Живое, по Энгельсу, качественно отлично от неживого: только жизнь способна к постоянному конструктивному самообновлению, для неорганических тел обмен веществ разрушителен и ведет к уничтожению их качественной специфики, к превращению в другие тела.

Энгельс сформулировал свое определение жизни свыше ста лет назад, опираясь на изыскания науки своего времени. В XX веке теоретическая биология продвинулась далеко вперед в изучении механизма процессов жизнедеятельности. Однако оно и по сей день признается учеными-биологами классическим в том смысле, что не утратило своей методологической ценности. В частности, полностью сохраняют свое значение характеристика жизни как одной из основных форм движения материи, учет в определении жизни как ее субстрата, так и функции, признание той роли, которую играет химическое самообновление организмов, осуществляемое в ходе противоположно направленных, но взаимосвязанных процессов ассимиляции и диссимиляции.

Вместе с тем естественнонаучные исследования последних десятилетий показали, что материальным носителем процессов жизнедеятельности выступают наряду с белком и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Эти три компонента образуют целостную систему. К числу фундаментальных жизненных функций современная наука относит активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение специфической структуры, которая детерминируется наследственной информацией[663]. Выдающийся советский ученый В.А. Энгельгардт считал важнейшим сущностным свойством живого также многократную репродукцию собственных материальных структур организма, которая ныне интерпретируется в терминах биохимии[664]. Эти новые моменты отражаются в современных определениях жизни.

Таким образом, развитие биологической науки привело к уточнению и дополнению тех представлений о критериях жизни, на которые опирался Энгельс. Надо сказать, что сам автор «Диалектики природы» и «Анти-Дюринга» прекрасно понимал неизбежность и необходимость дальнейшего развития представлений о жизни. Он не абсолютизировал своих определений и отмечал их недостаточность[665].

С вопросом о сущности жизни Энгельс тесно связывает вопрос о ее происхождении. Истинное понимание сущности жизни, с его точки зрения, невозможно без уяснения того, как она возникла, и, наоборот, только четкие научные позиции в выяснении сущности жизни позволяют разобраться в реальных механизмах ее возникновения.

На протяжении истории философии и естествознания противоборствовали три основные точки зрения по этому вопросу: признание сотворения жизни неким духовным началом; убеждение в ее естественном происхождении из неживой природы; мнение, что жизнь так же вечна, как и неживая материя.

Подвергая критике концепцию «вечности жизни», Энгельс показал, что в ней смешиваются две разные проблемы: вечность жизни как чего-то никогда не возникавшего, а лишь передающегося от одного организма к другому, и постоянное, «вечное» возникновение жизни как особой формы движения материи, ее новообразование всегда и всюду там, где для этого появляются необходимые условия[666]. Если вечность жизни и ее материальной основы – белка (и других соединений) в первом смысле невозможна, то во втором смысле она вполне реальна.

Концепции «вечности жизни», а также антинаучным представлениям о ее порождении духовным началом, будь то наивная библейская легенда о божественном творении или наукообразные учения виталистов о порождении жизни особой «жизненной силой», «доминантой», «энтелехией» и т.п., Энгельс противопоставил идею возникновения жизни на Земле из неорганических веществ. Но, разумеется, это возникновение он трактовал не так, как представляли себе сторонники идеи так называемого самопроизвольного зарождения жизни.

Невозможность самозарождения не только насекомых, рыб, птиц и млекопитающих, но и бактерий, грибных спор и т.п. была экспериментально доказана Л. Пастером в 1862 году. Теологи и виталисты поспешили объявить, что эксперименты Пастера подтвердили вообще невозможность естественного возникновения жизни, необходимость для ее сотворения неких потусторонних сил. В действительности эксперименты Пастера, как показал Энгельс в «Диалектике природы», не давали оснований для опровержения самой идеи возникновения живого из неживого[667], а доказали только невозможность спонтанного образования из неорганических веществ клеточных структур. Нелепо, писал Энгельс, «пытаться объяснить возникновение хотя бы одной-единственной клетки прямо из мертвой материи, а не из бесструктурного живого белка, и воображать, что можно принудить природу при помощи небольшого количества вонючей воды сделать в 24 часа то, на что ей потребовались тысячелетия»[668].

Энгельс с достаточным основанием считал, что первые живые образования на Земле не имели клеточного строения. Эти доклеточные формы жизни имели субстратной основой белковые соединения, возникшие из неорганических веществ. Лишь дальнейшее развитие белковых тел, полагал он, привело к возникновению сначала примитивных, а затем и более сложных органических клеток. Аналогичных взглядов придерживался и Маркс. В письме от 18 ноября 1868 года, упомянув об исследованиях дарвинистов Г. Йегера и Э. Геккеля, он обращал внимание Энгельса на то, что в этих исследованиях отвергается взгляд на клетку как на первичную форму и отправной точкой признается бесформенный, но способный к сокращению белковый комочек. Эту первичную форму жизни, писал Маркс, «необходимо… проследить до того момента, когда она может быть воспроизведена химическим путем»[669].

Во введении к «Диалектике природы», обрисовав в общих чертах возможную картину образования и эволюции нашей звездной системы и Земли, а вместе с тем образования химических элементов и их соединений, Энгельс писал: «Наконец, если температура понизилась до того, что – по крайней мере на каком-нибудь значительном участке поверхности – она уже не превышает тех границ, внутри которых является жизнеспособным белок, то, при наличии прочих благоприятных химических предварительных условий, образуется живая протоплазма. В чем заключаются эти предварительные условия, мы в настоящее время еще не знаем»[670]. Считая, что окончательное доказательство естественного возникновения жизни будет дано лишь в результате экспериментального получения элементарных форм жизни, Энгельс выражал уверенность, что со временем это непременно осуществится.

С точкой зрения Маркса и Энгельса на происхождение жизни как закономерный результат развития материи согласуются современные исследования советских и зарубежных ученых (В.А. Энгельгардт, Дж. Холдейн[671], С. Миллер, Ф. Крик и Л. Оргел, А. Корнберг и др.).

Однако причинное объяснение скачка от химической к биологической форме движения материи, о котором писал Энгельс, оказалось непростым делом. Большинство современных концепций возникновения жизни ориентировано на определение той границы, с которой начинают функционировать собственно биологические законы, оставляя без внимания качественно другие законы (закономерности эволюционной химии), действующие ниже этого порога. Таким образом, вопрос перехода от химической к биологической эволюции остается еще открытым. В последнее время существенный вклад в его разработку внесла теория эволюции элементарных открытых каталитических систем А.П. Руденко[672].

Исключительно большое значение для постижения сущности жизни имело, с точки зрения Энгельса, открытие органической клетки как той единицы, из размножения и дифференциации которой возникают все организмы, за исключением доклеточных форм. Это открытие, считал он, не только доказало, что развитие и рост всех высших биологических форм совершаются по одному общему закону, но, показав способность клеток к изменению, наметило также путь к пониманию механизма видовых изменений организмов.

Давая высокую оценку клеточной теории в целом, Энгельс вместе с тем выражал несогласие с некоторыми тенденциями ее развития, которые свидетельствовали о недостатке диалектического мышления у тех или иных ее сторонников. Так, немецкий патологоанатом Р. Вирхов разложил целостный организм на «федерацию клеточных государств». Высмеивая это представление, Энгельс писал (с намеком на принадлежность Вирхова к буржуазной «прогрессистской» партии), что оно имело «скорее прогрессистский, чем естественнонаучный и диалектический характер»[673].

Теоретизирование Вирхова Энгельс считал примером того, как старые метафизические представления некоторых натуралистов вступают в противоречие с новыми открытиями, опровергающими неподвижность категорий.

Выступая против грубо механистического представления об организме как «федерации» автономных клеток, Энгельс писал: «Ни механическое соединение костей, крови, хрящей, мускулов, тканей и т.д., ни химическое соединение элементов не составляют еще животного…»[674] Живому организму присуща высокая степень целостности, в обеспечении которой на высших уровнях развития животного мира особенно важную роль играет «группировка всего тела вокруг нервной системы»[675].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека — это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Глава II. Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в.

Глава II. Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в. В произведениях, относящихся к началу 40-х годов, когда К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях революционного демократизма и идеализма, их воззрения на историю Востока

Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в.

Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в. К началу 50-х годов прошлого столетия у К. Маркса и Ф. Энгельса уже были основания подвергнуть переоценке то понимание истории Востока,

Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов

Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов Главная мысль, которая проводится во всех этих письмах, состоит в утверждении диалектического характера социального детерминизма. Энгельс показывает, что с позиций исторического материализма

О специфических особенностях научного предвидения будущего в работах Маркса и Энгельса

О специфических особенностях научного предвидения будущего в работах Маркса и Энгельса [599] В 1966 – 1978 гг. в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС была проведена большая работа по созданию Предметного указателя ко второму изданию Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса [1].

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса Москва, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1988, 45 с.Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук в форме научного доклада.Специальность

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА (ноябрь 1848—август 1849) 1848НоябрьВвиду отсутствия Энгельса и ряда других редакторов газеты, покинувших Кёльн в связи с угрозой ареста, почти вся работа по редактированию «Neue Rheinische Zeitung» («Новой Рейнской газеты») падает на

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА (июль 1870—февраль 1872) 187019 июля Маркс принимает участие в заседании Генерального Совета Интернационала. Он сообщает о положении во Франции в связи с началом франко-прусской войны. Генеральный Совет поручает Марксу написать

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА (январь — декабрь 1859)1859ЯнварьМаркс завершает начатую еще в августе 1858 г. работу над первым выпуском задуманного им большого экономического труда в шести книгах, посвященного исследованию капиталистического способа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *