опк 6 готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся
Паспорт и программа формирования общепрофессиональной компетенции ОПК-6 «Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся» при освоении основной образовательной программы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени »
(АГГПУ им. )
ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
общепрофессиональной компетенции ОПК-6
«Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся»
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Квалификация выпускника бакалавр
Нормативный срок обучения 4 года
Форма обучения очная/заочная
1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции
Общепрофессиональная компетенция относится к числу компетенций, указанных в ФГОС и отражающих специфику подготовки выпускника-бакалавра, обучающегося по направлению Педагогическое образование. Формирование этой компетенции происходит при изучении части дисциплин учебного плана.
Ее значимость определяется необходимостью обеспечения охраны жизни и здоровья в области дисциплин профессионального цикла для компетентного решения профессиональных задач, связанных с подготовкой бакалавра. Когнитивная составляющая этой компетенции основана на знании представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Деятельностная составляющая формируется на основе знания о наиболее часто встречающейся патологии внутренних органов и методах оказания помощи.
1.2. Структура компетенции и планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза
Уровни сформированности компетенции
Основные признаки уровня
Знает основы охраны жизни, безопасности жизнедеятельности, возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Умеет оценивать психическое и физическое состояние обучающихся, учитывать их индивидуальные и возрастные особенности развития в процессе воспитания и обучения.
Владеет методами комплексной оценки состояния здоровья.
Знает механизмы сохранения здоровья обучающихся и влияния факторов окружающей среды на состояние их здоровья.
Умеет организовать учебно-воспитательный процесс с использованием здоровьесберегающих технологий, внеурочную деятельность, направленную на формирование здорового образа жизни.
Владеет системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Знает принципы, правила и требования безопасного поведения, защиты от опасностей обучающихся в различных видах деятельности и чрезвычайных ситуациях разного характера.
Умеет организовать взаимодействие с детьми, подростками и взрослым населением в локальных опасных и чрезвычайных ситуациях, применять своевременные меры по ликвидации их последствий.
Владеет основными способами защиты жизни и здоровья обучающихся в различных условиях, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций, навыками оказания первой медицинской помощи.
2. ПАСПОРТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
2.1. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования компетенции:
− уровень развития мыслительных способностей;
− умение последовательно воспринимать, оценивать, сравнивать и анализировать информацию и использовать ее для практического решения профессиональных задач;
− владение методикой самостоятельной обработки разнообразных видов художественной информации и использования ее при выполнении курсовых и дипломных работ;
− владение методами популяризации эстетических знаний
2.2. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО
− лекции, практические, лабораторные занятия;
− выполнение письменных работ (самостоятельные, контрольные, лабораторные работы);
− самостоятельная работа студентов;
− интерактивные формы работы (беседы, дискуссии, работы в малых группах и др.);
− выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.
2.3. Этапы формирования компетенции у студента при освоении основной образовательной программы
В формировании компетенции ОПК-6 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся» можно выделить следующие этапы:
Первый этап направлен на формирование и углубление знаний и понимания в необходимости готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья в своей профессиональной деятельности. Реализуется в процессе изучения дисциплин безопасность жизнедеятельности; физическая культура и спорт; возрастная анатомии, физиология и гигиена; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; физиолого-гигиенические основы инновационного обучения в школе; методы инновационного обучения биологии.
Второй этап связан с формированием способности транслировать полученные ранее знания, умения и демонстрировать владение в объеме и направлении обозначенной компетенции для сохранения и укрепления здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. Реализуется в процессе прохождения практики по получению первичных профессиональны умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; педагогической практики; преддипломной практики.
По завершении данных этапов у выпускника должна сформироваться компетенция ОПК-6 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья».