описание приспособительных явлений в жизни растений

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений. Приспособленность растений к местам обитания»

Школьные натуралистические экскурсии

Экскурсию необходимо проводить в период цветения многолетних травянистых растений (примерно через неделю после начала цветения мать-и-мачехи на открытых склонах).

Проведенная экскурсия поможет повышению эффективности усвоения материала по взаимосвязи растений с факторами среды и приспособленности растений к жизни в сообществе, изучаемых на уроках. Поэтому часть рассматриваемого на уроках материала следует перенести на экскурсию, увеличив время ее проведения до 3-х часов.

Местом проведения экскурсии может быть лес, лесополоса, опушка леса, степной участок.

В классе перед выходом на экскурсию учитель сообщает план-маршрут. Схема маршрута рассматривается на доске с пояснением остановок, после чего учащиеся перерисовывают ее в блокноты. Вопросы заданий необходимо прокомментировать. Каждое звено получает все задания.

На первой остановке заполнить таблицу.

Время годаДлина дняТемпе­ра­тура воз­духаОсвещен­ностьНаличие облаковВысо­та солн­ца над гори­зон­том

Сравнить явления, наблюдаемые весной, с другими временами года (осень, зима). Описать периоды весны.

На площадке площадью 10 м 2 определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и затененном месте. Установить причины различия.

Установить различия в росте и развитии однолетников и многолетников (травянистых растений), пользуясь следующими признаками: высота растений, наличие листьев, их количество, форма, размеры, окраска, способы опыления, наличие корней и подземных органов (рассматриваемое растение сопоставляют с гербарным экземпляром). Данные занести в таблицу.

Характеристика растенийНазвания растений
Продолжительность жизненного цикла
Место произрастания (температура воздуха, освещенность)
Наличие цветка
Наличие листьев
Корневая система

После заполнения таблицы ответить на вопросы:

Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, ветер, снег).

Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

После выполнения пяти заданий ответить на вопрос: каковы биологические особенности травянистых раннецветущих растений? Ответ записать в тетрадь при составлении отчета по экскурсии.

Провести наблюдения за кустарниками и деревьями по следующей схеме: название растения, жизненная форма, наличие цветков (одиночные или соцветия), наличие листьев, однодомное или двудомное растение, способы опыления.

После выполнения задания указать:

Для выполнения заданий учитель намечает три остановки: первая – для вводной беседы, вторая – для выполнения заданий по наблюдению за травянистыми растениями и третья – для наблюдений за кустарниками и деревьями. На третьей остановке подводятся итоги экскурсии.

Вводная беседа проводится с целью концентрации внимания учащихся на признаках весны, понимания слова “подснежник”, восприятия весны средствами искусства.

Первая остановка позволит учащимся отдохнуть и подготовиться к выполнению заданий.

Беседу необходимо завершить подведением итогов о признаках весны, особенностях раннецветущих растений, их приспособленности к жизни зимой и весной. Обращается внимание на взаимосвязь и взаимообусловленность растений с условиями среды обитания. Необходимо отметить, что подснежниками в научной литературе называют раноцветущие растения – это особо приспособленная к комплексу экологических факторов среды – цвести рано весной. (См. Памятка о биологических особенностях первоцветов). После беседы учащиеся переходят к новому месту наблюдений за конкретными объектами. Каждое звено работает в определенном месте.

Учитель помогает найти объекты, контролирует выполнение заданий, меняет звенья местами.

Продолжить наблюдения за биологическими особенностями раннецветущих растений (накопление питательных веществ с прошлого года, приспособление к размножению, короткий период цветения и т.д.) можно на примере кустарников и деревьев, добавляя специфику в их биологию, обращая особое внимание на обилие пыльцы, строение цветков и соцветий, однодомность и двудомность. В лесополосе степной зоны можно обратить внимание учащихся на иву беглую, вяз мелколистный, ясень, клен американский и платановидный, бобовник низкий. В лесу объектом наблюдения может стать орешник, осина обыкновенная, тополь черный (осокорь), ива козья, береза.

В беседе о запасных питательных веществах важно подчеркнуть взаимосвязь и взаимообусловленность всех этапов жизни дерева, раскрывая тем самым его целостность. Подчеркивая единство организма со средой обитания, направить мысль учащихся на возможность прогнозирования жизнедеятельности растений и разработки системы природоохранительных мероприятий в сохранении видового разнообразия ранневесенников.

В заключительной беседе обсуждаются данные наблюдений каждого звена. Вопросы можно свести к трем группам:

Оценка за экскурсию выставляется каждому ученику по следующим показателям:

Тетрадь по экскурсиям в природу должна быть единой. Это позволит представить результаты наблюдений за живой природой в динамике, по сезонам года.

Источник

Суть понятия

Различные представители растительного мира распространены практически по всей территории планеты Земля, за исключение Антарктиды, островов в Северном Ледовитом океане, Гренландии и высокогорных массивов. Не все виды произрастают в благоприятных условиях, некоторым приходится выживать при низких температурах, нехватке света и влаги, даже под водой, поэтому они выработали различные варианты адаптации, помогающие им существовать в невероятных условиях окружающей среды. И даже размножаться в ней.

Например, растительность пустыни приспособлена к высокой температуре и недостатку влаги. Кактусы — основные представители этой среды обитания — имеют особенные листья — колючки, которые препятствуют испарения жидкости.

Таким образом, приспособляемость является совокупностью способов, благодаря которым то или иное растение получает возможность обитать в конкретных неблагоприятных условиях природы. Чем более тяжелыми являются условия, тем более хитроумными и нестандартными становятся эти приспособления. Нередко представители различных видов, произрастающие в определенной местности, внешне похожи друг на друга.

Различные варианты

Отдельным видам живых растений приходится расти в тех регионах, где постоянно очень низкие температуры, короткое лето, поэтому период вегетации непродолжителен. Однако сама природа наделила их особенностями, которые помогают справляться с этими факторами. Некоторые растения относятся к морозоустойчивым — способным переносить температурный режим ниже 0 °C. Основные способы:

Нередко в регионах с суровыми зимами растительность представлена карликовыми видами (березы, ивы). Высота деревьев совпадает с размерами снежного покрова, который и образует защиту от морозов. Аналогичным способом пережить холода пользуются и стелющиеся виды.

Различные формы приобретает приспособленность растений к среде обитания. Представители флоры, произрастающие в тундре, выработали собственные механизмы адаптации. Прежде всего, условия среды обусловили видовую специфику: в тундре преобладают мхи и лишайники, деревьев нет, а цветковые растения представлены травами, кустарниками и кустарничками.

Последние отличаются карликовостью. Например, в тундре произрастают карликовые ива и береза, морошка, голубика, черника, водяника, кассандра. Формы могут быть как листопадные, так и хвойные. Особенность растений этой среды — крупные цветки яркого окраса. Поскольку лето очень короткое, время цветения совпадает, поэтому в теплый период тундра становится очень живописной и разноцветной. Основные способы выживания:

Морозоустойчивость растений сформировалась в результате онтогенеза, жизненный цикл их находится в непосредственной связи с сезонными ритмами, температурным и световым режимами.

Устойчивость к жаре

При повышенных температурах воздуха избыточное тепло действует на организмы растительного мира аналогично, как перегрев тела человека: появляется обезвоживание, солнечные ожоги, иссушение, что приводит к разрушению белка клеток и последующей гибели. Однако благодаря механизмам адаптации растения научились выживать даже в засушливом пустынном и полупустынном климатах. Особенности таковы:

Наблюдаются и изменения в строении: листья таких растений обладают блеском, более светлые, что помогает отражать солнечные лучи, нередко расположены вертикально или свернуты в трубку, благодаря чему теряют меньше жидкости.

Основные способы, помогающие растениям выжить в условиях пустыни:

ОсобенностьКраткая характеристика
Корневая системаЯвляется глубокой, благодаря длинному корню растения способны получать влагу из глубинных слоев почвы, где проходят грунтовые воды. Такие растения носят название фреатофитов. Пример — мескитовое дерево, корни которого имеют длину более 20 метров. Второй вариант — очень короткие, но раскидистые корни (у кактусов), позволяющие в сезон дождей впитывать максимальное количество влаги.
СтебельСпособны хранить влагу в любой части, в том числе в стеблях. К примеру, кактус запасает ее в своих сочных филлокладиях — стеблях. Восковое покрытие препятствует испарению.
ЛистьяНебольшие по размеру. Покрыты восковым налетом. Многие виды трансформировали листья в колючки или шипы.

Большое количество многолетников пустынь и полупустынь способно оставаться неактивными в самые знойные засушливые месяцы, а активную жизнедеятельность начинают в период дождей. Именно поэтому жизненный цикл у них проходит очень быстро.

Луг и степь

То, как растения луга приспособлены к условиям жизни, изучено исследователями достаточно глубоко. Эти виды способны функционировать в условиях солнечной радиации. Вот почему среди них много симбионтов и полупаразитов, предпочитающих совместный образ жизни с «донорами». Основным способом размножения являются семена. Многолетники и двулетние растения образуют прикорневую листовую розетку в первый год жизни, генеральные же побеги у них формируются на второй год, после зимовки.

Другие особенности:

При увеличении влажности луговое сообщество становится болотным. При снижении же — степным.

Черты приспособленности к среде обитания растений степи также многообразны. Они имеют мощную корневую систему — длинный корень помогает добывать глубинные воды. Кроме того, сильно испаряют влагу, что является защитой от перегревания. Листья некоторых узкие, другие же (например, полынь или степная астра) имеют густое опушение или восковой налет.

Водные условия

Приспособления растений к водной среде обитания разнообразны. Например, группа гидетофитов полностью погружена в жидкость, поэтому получает только часть солнечных лучей. Именно поэтому такие растения являются теневыносливыми, а поверхность их органов увеличена.

По берегам водоемов растут гидрофиты, их корни и корневища, а также часть стебля погружена в воду. Они выживают благодаря тому, что наделены межклеточными промежутками, осуществляющими доставку кислорода к тем органам, которые погружены под воду.

Следующая группа растений — гигрофиты, они приспособлены к нормальному функционированию в условиях избыточной влажности. Их листья покрывает тонкий слой кутикулы, а за счет широких межклетников обеспечивается достаточная поверхность испарения.

Другие интересные признаки:

Основная часть высших водных растений является многолетниками, при зимовке опускается на дно своего места обитания, переживает холода в виде клубней, корневищ и зимующих почек.

Другие механизмы

Биологическая классификация растений по отношению к свету предполагает выделение трех групп: гелиофиты, сциофиты и теневыносливые. Первые, также называемые светолюбивыми, предпочитают произрастать в лугах и степях, равнинах и иных условиях открытого грунта, что обеспечивает им изобилие света. В противном случае их развитие угнетается. Однако они имеют способность видоизменяться в неблагоприятных условиях: становятся высокими, изгибаются по направлению к источнику света. Деревья нередко естественным образом приобретают однобокую крону.

Вторая группа растений — тенелюбивые. Они встречаются в пещерах, верхних почвенных слоях, расщелинах скал. Окраска листьев — темная из-за повышенного содержания хлорофилла, опущения нет, кутикула выражена слабо.

К теневыносливым относится большая часть деревьев, обладающих густой кроной, а также травы лесов. Их внешние особенности таковы: крона густая, нижние ветви не отмирают, листовая мозаика выражена.

Важное значение в жизни растений имеет опыление, которое чаще всего производится насекомыми. Без этого процесса живые организмы не смогут размножаться. Вот почему те виды, для опыления которых нужны пчелы, отличаются яркими крупными цветками, нектаром и приятным запахом. А те, которые опыляются при помощи ветра, таких «украшений» не имеют, их цветки мелкие, невзрачные, лишены запаха.

Представители флоры способны добывать себе «пищу» различными путями, например, за счет развитых корневых волосков они поглощают воду и минеральные вещества даже из самой бедной почвы. А болотные виды могут захватить и переварить насекомое или даже мелкое животное.

Для защиты от поедания птицами и животными растения окрашены в предостерегающую окраску, содержат ядовитые вещества или колючки.

Механизмы адаптации отличаются многообразием, но в своей совокупности они помогают растениям преодолевать негативное воздействие неблагоприятных факторов, выживать и размножаться. Разные способы сопротивления факторам среды очень важны, ведь представителям флоры нередко приходится прикладывать определенные усилия к тому, чтобы не погибнуть от нехватки влаги, света или тепла.

Источник

Весенние явления в жизни растений. Приспособленность растений к среде обитани я

Цель: Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

 Развивать материалистические взгляды на природу,

 Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

 Познакомить учащихся с различными периодами весны.

 Формировать бережное отношение к природе;

 Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

1.Беседа об изменениях, наблюдаемых в природе весной.

2.Характеристика травянистых растений весной:

-запасы питательных веществ: корневищные, клубнелуковичные, луковичные растения.

— способы опыления растений.

3.Характеристика древесных растений весной:

-способы опыления растений.

6.Охрана раннецветущих растений (медуница, хохлатка. Ветреница дубравная, волчье лыко)

7.Подведение итогов экскурсии.

8.Задания по группам.

9.Отчет по экскурсии выполняется дома.

В лесу и на лесной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам ее частица,

Она всегда щедра к тебе.

Все, что несешь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Беседа об изменениях. наблюдаемых в природе весной.

Какие явления в природе можно наблюдать весной? (Сокодвижение, набухание и распускание листовых и цветочных почек, цветение раннецветущих растений, рост побегов).

Под влиянием каких причин наступают эти явления? (Повышение температуры воздуха, увеличение продолжительности светового дня, поглощение корнями воды с растворенными в ней минеральными солями, передвижение в растениях запасных веществ к растущим органам растений).

2.Жизнь травянистых раннецветущих растений весной.

Какие травянистые растения зацветают первыми весной? (Мать-и- мачеха, медуница, примулы).

Что является непременным условием раннего цветения растений? (Соцветия закладываются летом предыдущего года. Запас питательных веществ сосредоточивается в корневище).

Где встречается мать-и-мачеха? (Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на склонах, пригорках, на открытых освещенных и прогреваемых местах. Чуть только растает снег, появляются ее безлистные стебли с яркожелтыми соцветиями).

Как называется соцветие у этого растения? Каковы его признаки? (Корзинка- это компактное соцветие из мелких цветков).

Как опыляется мать- и- мачеха? По каким признакам вы это определили? (Насекомыми, но может происходить и самоопыление).

Почему так рано цветет это растение? (Для цветения необходимо обильное питание. Зеленых листьев у этого растения еще нет. Запасы питательных веществ находятся в корневищах. Об этом органе растения говорится в загадке: «В земле веревочка, а в ней кладовочка».

К каким органам растения относится корневище? (Видоизмененный побег).

Как это доказать? (В корневище находится запас питательных веществ. Он отложен прошлым летом. Благодаря этим запасам растут цветочные почки и образуются плоды. Затем у растения появляются крупные листья).

(Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха).

Чем полезно это растение? (Это лекарственное растение. Сборы листьев употребляются при заболеваниях дыхательных путей).

В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти растения. Но стоит показаться на небе дождевой туче, звездочки погаснут – закроются цветы. Так мать –и –мачеха предсказывает погоду.

Раннецветущими растениями являются ветренница дубравная, примулы. Расцвела голубая перелеска, значит, через несколько дней расцветет и белая перелеска, ветреница дубравная, как ее чаще называют. Местами на светлых полянках она разрастается ковром: светлые резные листья и над ними белые цветочки с тонкими нежными лепестками. Высокий стебель ветреницы дубравной качается при малейшем дуновении ветра. Цветки закрываются на ночь и во время дождя.

Рано весной цветут хохлатки. Запас питательных веществ у них находится в подземном клубне. Они неприхотливы и морозостойки.

Как же получается, что хохлатка так стремительна в своем развитии? Ведь только что сошел снег. А она уже цветет! Как будто появившись ниоткуда. Из подземного своего клубенька! А сидит он в почве на некоторой глубине — округлый, желтоватый, размером с вишню. На клубеньке – почка. Еще зимой из нее образуется росток. Снаружи одет он полупрозрачным защитным чехлом. К началу весны росток уже почти достиг поверхности. Стоит ему выглянуть на солнечный свет, как чехол лопается и спадает. Первое время растение похоже на зародыш: стебелек согнут, листья свернуты в комок. Но вскоре хохлатка выпрямляется, разворачивает свои ажурные листоч ки. И уже готов цвести.

Почему все первоцветы спешат цвести? (Все эти растения светолюбивые и цветут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света).

Раннецветущие травянистые растения имеют нектар, съедобную липкую пыльцу, а некоторые яркую окраску венчика.

3.Древесные растения весной.

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. У деревьев весной наблюдаются сокодвижение. Распускание почек, цветение.

Каким способом опыляются древесные растения? (Ольха, осина, береза, тополь –ветроопыляемые. Ива – насекомоопыляемое растение).

По берегам лесных малых рек, по ручьям и старым канавам растет зеленая ива. Кто не знает этого слабого легкого дерева? Растет ива и на огородах, в садах и у проезжих дорог. Люди знают много видов дикой ивы, по-разному их называют.

Ранней весною, когда еще не оделся зеленой листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива. Собирая золотистую пыльцу, вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчелы.

Это очень неприхотливое дерево. Её толстые узловатые серо-зелёные ветви совсем спрятались за лёгкими ярко-жёлтыми шариками. И вся она стала пушистой, воздушной, солнечной.
Цветёт ива — это праздник для насекомых. У нарядного куста шумно и весело, как на ёлке. Гудят шмели, суетятся мухи, деловитые пчёлы собирают пыльцу, порхают бабочки..

Почему ветроопыляемые растения цветут до появления листьев? Каковы признаки ветроопыляемых растений? (Цветки собраны в соцветия, соцветия повислые, много сухой пыльцы, цветение до появления листьев, что облегчает распространение ветром пыльцы).

4.Кустарничковые растения весной.

Растет брусника в тихой роще,

Смолистым воздухом дыша,

Ведет всю жизнь как можно проще

И оттого так хороша.

5.Кустарниковые растения весной.

В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник волчье лыко. Цветы сидят прямо на стволе и на ветках, будто прикреплены к ним.
Как радуют глаз эти неприхотливые цветочки, как они хорошо пахнут, свежо и нежно, именно по-весеннему!
Сейчас на ветках волчьего лыка ещё нет листьев, они появятся позже, когда растение отцветёт. Листья у волчьего лыка продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину. Кустарник растет в густых лесах, зарослях, цветет в марте— апреле, ягоды созревают в июне — июле. Все части растения (свежего и высушенного) очень ядовиты, в особенности лыко (волокна древесины) и ягоды. Отравление может наступить при контакте с растением, особенно с его корой. Токсичный компонент волчьего лыка имеет острый, жгучий вкус и обладает сильным раздражающим действием. Сейчас это растение взято под охрану, как редко встречающихся.

6. Охрана раннецветущих растений.

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

– Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

– Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям села об охране растений родного края?

– Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

7. Подведение итогов экскурсии

При обобщении учитель делает упор на роль запасающих веществ, которые откладываются растениями-эфемероидами в корневищах, луковицах, клубнях. Энергетические запасы преимущественно составляют крахмал, дубильные вещества. Последние выполняют роль защитных веществ.

8.Работа по группам.

На определенной площади определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и закрытом месте. Установить причины различий.

Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, снег, ветер).

Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

9. Ответить на вопрос: Каковы биологические особенности изученных растений. Запись при составлении отчета по экскурсии.

Источник

Приспособление растений к среде обитания — классификация и способы адаптации

Все в живой природе подчинено определенным законам, это помогает представителям флоры и фауны выживать в меняющихся условиях действительности. Существуют различные варианты приспособлений растений к среде обитания. Некоторые из них позволяют переносить сезонные изменения, другие — адаптироваться к нехватке влаги, высоким или низким температурам, отсутствию опылителей. Кроме того, за счет некоторых своих особенностей отдельные виды получают возможность размножаться и распространяться.

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

Суть понятия

Различные представители растительного мира распространены практически по всей территории планеты Земля, за исключение Антарктиды, островов в Северном Ледовитом океане, Гренландии и высокогорных массивов. Не все виды произрастают в благоприятных условиях, некоторым приходится выживать при низких температурах, нехватке света и влаги, даже под водой, поэтому они выработали различные варианты адаптации, помогающие им существовать в невероятных условиях окружающей среды. И даже размножаться в ней.

Например, растительность пустыни приспособлена к высокой температуре и недостатку влаги. Кактусы — основные представители этой среды обитания — имеют особенные листья — колючки, которые препятствуют испарения жидкости.

Таким образом, приспособляемость является совокупностью способов, благодаря которым то или иное растение получает возможность обитать в конкретных неблагоприятных условиях природы. Чем более тяжелыми являются условия, тем более хитроумными и нестандартными становятся эти приспособления. Нередко представители различных видов, произрастающие в определенной местности, внешне похожи друг на друга.

Различные варианты

Отдельным видам живых растений приходится расти в тех регионах, где постоянно очень низкие температуры, короткое лето, поэтому период вегетации непродолжителен. Однако сама природа наделила их особенностями, которые помогают справляться с этими факторами. Некоторые растения относятся к морозоустойчивым — способным переносить температурный режим ниже 0 °C. Основные способы:

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

Нередко в регионах с суровыми зимами растительность представлена карликовыми видами (березы, ивы). Высота деревьев совпадает с размерами снежного покрова, который и образует защиту от морозов. Аналогичным способом пережить холода пользуются и стелющиеся виды.

Различные формы приобретает приспособленность растений к среде обитания. Представители флоры, произрастающие в тундре, выработали собственные механизмы адаптации. Прежде всего, условия среды обусловили видовую специфику: в тундре преобладают мхи и лишайники, деревьев нет, а цветковые растения представлены травами, кустарниками и кустарничками.

Последние отличаются карликовостью. Например, в тундре произрастают карликовые ива и береза, морошка, голубика, черника, водяника, кассандра. Формы могут быть как листопадные, так и хвойные. Особенность растений этой среды — крупные цветки яркого окраса. Поскольку лето очень короткое, время цветения совпадает, поэтому в теплый период тундра становится очень живописной и разноцветной. Основные способы выживания:

Морозоустойчивость растений сформировалась в результате онтогенеза, жизненный цикл их находится в непосредственной связи с сезонными ритмами, температурным и световым режимами.

Устойчивость к жаре

При повышенных температурах воздуха избыточное тепло действует на организмы растительного мира аналогично, как перегрев тела человека: появляется обезвоживание, солнечные ожоги, иссушение, что приводит к разрушению белка клеток и последующей гибели. Однако благодаря механизмам адаптации растения научились выживать даже в засушливом пустынном и полупустынном климатах. Особенности таковы:

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

Наблюдаются и изменения в строении: листья таких растений обладают блеском, более светлые, что помогает отражать солнечные лучи, нередко расположены вертикально или свернуты в трубку, благодаря чему теряют меньше жидкости.

Основные способы, помогающие растениям выжить в условиях пустыни:

ОсобенностьКраткая характеристика
Корневая системаЯвляется глубокой, благодаря длинному корню растения способны получать влагу из глубинных слоев почвы, где проходят грунтовые воды. Такие растения носят название фреатофитов. Пример — мескитовое дерево, корни которого имеют длину более 20 метров. Второй вариант — очень короткие, но раскидистые корни (у кактусов), позволяющие в сезон дождей впитывать максимальное количество влаги.
СтебельСпособны хранить влагу в любой части, в том числе в стеблях. К примеру, кактус запасает ее в своих сочных филлокладиях — стеблях. Восковое покрытие препятствует испарению.
ЛистьяНебольшие по размеру. Покрыты восковым налетом. Многие виды трансформировали листья в колючки или шипы.

Большое количество многолетников пустынь и полупустынь способно оставаться неактивными в самые знойные засушливые месяцы, а активную жизнедеятельность начинают в период дождей. Именно поэтому жизненный цикл у них проходит очень быстро.

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

Луг и степь

То, как растения луга приспособлены к условиям жизни, изучено исследователями достаточно глубоко. Эти виды способны функционировать в условиях солнечной радиации. Вот почему среди них много симбионтов и полупаразитов, предпочитающих совместный образ жизни с «донорами». Основным способом размножения являются семена. Многолетники и двулетние растения образуют прикорневую листовую розетку в первый год жизни, генеральные же побеги у них формируются на второй год, после зимовки.

Другие особенности:

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

При увеличении влажности луговое сообщество становится болотным. При снижении же — степным.

Черты приспособленности к среде обитания растений степи также многообразны. Они имеют мощную корневую систему — длинный корень помогает добывать глубинные воды. Кроме того, сильно испаряют влагу, что является защитой от перегревания. Листья некоторых узкие, другие же (например, полынь или степная астра) имеют густое опушение или восковой налет.

Водные условия

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

Приспособления растений к водной среде обитания разнообразны. Например, группа гидетофитов полностью погружена в жидкость, поэтому получает только часть солнечных лучей. Именно поэтому такие растения являются теневыносливыми, а поверхность их органов увеличена.

По берегам водоемов растут гидрофиты, их корни и корневища, а также часть стебля погружена в воду. Они выживают благодаря тому, что наделены межклеточными промежутками, осуществляющими доставку кислорода к тем органам, которые погружены под воду.

Следующая группа растений — гигрофиты, они приспособлены к нормальному функционированию в условиях избыточной влажности. Их листья покрывает тонкий слой кутикулы, а за счет широких межклетников обеспечивается достаточная поверхность испарения.

Другие интересные признаки:

Основная часть высших водных растений является многолетниками, при зимовке опускается на дно своего места обитания, переживает холода в виде клубней, корневищ и зимующих почек.

Другие механизмы

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

Биологическая классификация растений по отношению к свету предполагает выделение трех групп: гелиофиты, сциофиты и теневыносливые. Первые, также называемые светолюбивыми, предпочитают произрастать в лугах и степях, равнинах и иных условиях открытого грунта, что обеспечивает им изобилие света. В противном случае их развитие угнетается. Однако они имеют способность видоизменяться в неблагоприятных условиях: становятся высокими, изгибаются по направлению к источнику света. Деревья нередко естественным образом приобретают однобокую крону.

Вторая группа растений — тенелюбивые. Они встречаются в пещерах, верхних почвенных слоях, расщелинах скал. Окраска листьев — темная из-за повышенного содержания хлорофилла, опущения нет, кутикула выражена слабо.

К теневыносливым относится большая часть деревьев, обладающих густой кроной, а также травы лесов. Их внешние особенности таковы: крона густая, нижние ветви не отмирают, листовая мозаика выражена.

описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть фото описание приспособительных явлений в жизни растений. Смотреть картинку описание приспособительных явлений в жизни растений. Картинка про описание приспособительных явлений в жизни растений. Фото описание приспособительных явлений в жизни растений

Важное значение в жизни растений имеет опыление, которое чаще всего производится насекомыми. Без этого процесса живые организмы не смогут размножаться. Вот почему те виды, для опыления которых нужны пчелы, отличаются яркими крупными цветками, нектаром и приятным запахом. А те, которые опыляются при помощи ветра, таких «украшений» не имеют, их цветки мелкие, невзрачные, лишены запаха.

Представители флоры способны добывать себе «пищу» различными путями, например, за счет развитых корневых волосков они поглощают воду и минеральные вещества даже из самой бедной почвы. А болотные виды могут захватить и переварить насекомое или даже мелкое животное.

Для защиты от поедания птицами и животными растения окрашены в предостерегающую окраску, содержат ядовитые вещества или колючки.

Механизмы адаптации отличаются многообразием, но в своей совокупности они помогают растениям преодолевать негативное воздействие неблагоприятных факторов, выживать и размножаться. Разные способы сопротивления факторам среды очень важны, ведь представителям флоры нередко приходится прикладывать определенные усилия к тому, чтобы не погибнуть от нехватки влаги, света или тепла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *