оперный певец нестеренко биография

Евгений Нестеренко: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Биография. Детство и юность

Евгений Евгеньевич Нестеренко появился на свет в предвоенной Москве, 8 января 1938 года. Его отец, Евгений Никифорович Нестеренко (1908-1996), был выдающимся человеком: сын сапожника из Самарканда, военный, участник Великой Отечественной войны от первого до последнего дня – сражался в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, освобождал от фашистов европейские страны, вышел в отставку в звании генерал-майора. Мать Евгения Нестеренко, Велта Вольдемаровна Бауман (1912-1938), родом из Латвии, её отец был сельским учителем и революционером-подпольщиком; она ушла из жизни трагически рано – когда сыну исполнилось всего 9 месяцев. Родители Нестеренко обладали прекрасными музыкальными способностями, знали много песен и с удовольствием их пели, отец аккомпанировал сам себе на рояле и гитаре. Их музыкальность передалась сыну: он тоже любил петь, слушать по радио и на грампластинках записи выдающихся певцов: Фёдора Шаляпина, Сергея Лемешева, Ивана Козловского. Несколько лет Евгений учился игре на фортепиано, но потом бросил – ему было скучно разучивать гаммы. В школьном хоре мальчику петь было некомфортно из-за уже формирующегося низкого голоса.

В 1949 году семья Нестеренко перебралась в Челябинск. К тому времени голос у Евгения уже окреп, и он начал выступать сольно – в пионерском лагере, в школе. Однажды он попал на оперный спектакль «Снегурочка» Римского-Корсакова, который был поставлен Пермским театром оперы и балета. С тех пор любовь к оперному театру глубоко поселилась в сердце юноши. По слуху, без нот, он разучивал множество арий из опер, ещё не зная их сюжетов. И всё больше и больше проникался творчеством русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина, поскольку также обладал басом, и репертуар Шаляпина был ему очень удобен для исполнения.

Студенческие годы

Несмотря на музыкальную одарённость, в юности Евгений Нестеренко не думал о певческой карьере. Он отлично учился в школе, закончил её с золотой медалью, собирался поступать в МГУ, но потом решил ехать в Ленинград, и в 1955 году стал студентом военно-морского факультета Инженерно-строительного института – захотел продолжить военную династию. В институте он участвовал в художественной самодеятельности, хотел петь в хоре, но прослушав в сольном исполнении Евгения Нестеренко «Есть на Волге утёс» и арию Варяжского гостя из оперы «Садко», руководитель хора сказал: «Почему вы пришли учиться сюда? Вам надо в консерваторию!». После этого Нестеренко начал брать частные уроки вокала у преподавательницы сольного пения в Ленинградском университете Матвеевой Марии Михайловны; она же представила своего ученика знаменитой певице Софье Преображенской, которая порекомендовала юноше поступить в Ленинградскую консерваторию.

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Участь на последнем курсе в строительном институте, Нестеренко стал студентом вечернего отделения консерватории, и таким образом параллельно получал двойное образование. В 1961 году он получил диплом военно-морского инженера-строителя и распределился на работу прорабом в Ленинградский строительный трест. Целый год он работал с утра до вечера на стройке, а после работы ехал в консерваторию, успевая порой к окончанию занятий. Позднее Нестеренко перевёлся на дневное отделение консерватории. Его наставником по вокалу был профессор Василий Михайлович Луканин, известный оперный певец и педагог. В 1965 году Евгений Нестеренко завершил своё консерваторское образование, но продолжал заниматься со своим наставником, совершенствуя вокальное мастерство. В 1967-м, когда Луканин заболел, Нестеренко взял его класс – стал преподавателем у других его студентов, которые были почти ровесниками молодого певца.

Творчество и певческая карьера

В 1963 году, ещё будучи студентом консерватории, Нестеренко был приглашён в труппу Ленинградского Малого оперного театра. Свою дипломную работу он представил прямо на сцене этого театра. В репертуар артиста вошли классические оперные басовые партии: Иван Сусанин, Князь Игорь, Борис Годунов, Садко и многие другие. В эти же годы молодой певец начал участвовать в различных конкурсах, стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (1965), Международного конкурса оперных певцов в Болгарии (1967), IV Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1970).

Будучи уже довольно известным вокалистом, Евгений Нестеренко в 1967 году перешёл в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (знаменитого Мариинского театра). А в 1971-м он получил приглашение в Москву и стал солистом Большого театра СССР. Кировский театр неохотно отпускал набирающего популярность артиста, и целый год он работал одновременно в Москве и в Ленинграде. Именно Большой театр стал для Евгения Нестеренко главным и основным местом работы и творчества – до 2002 года он являлся его ведущим солистом, здесь были созданы и исполнены все его лучшие роли в оперных спектаклях – свыше двадцати партий. Кроме того, с 1967 года певец начал выезжать на зарубежные гастроли и выступать на лучших мировых оперных сценах в Италии («Ла Скала»), США («Метрополитен-опера»), Англии («Ковент-Гарден»), Венской и Баварской государственных оперных театров и др.

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Евгений Нестеренко также много гастролировал по стране, выступал на всевозможных концертах, транслируемых по радио и телевидению, регулярно принимал участие в записях пластинок на студиях грамзаписи, снимался в киноверсиях театральных постановок опер и музыкальных фильмах-операх. В репертуаре певца не только оперные партии – он также исполнял народные песни, романсы русских, советских и зарубежных композиторов, песни военных лет, духовные произведения. Нестеренко владеет английским, итальянским, немецким языками. Многие оперные партии он пел не только на русском, но и на языках оригинала или в переводной версии – всего на 12 языках, в том числе на таких сложных, как финский, эстонский, венгерский, японский. В 1976 году Нестеренко было присвоено звание Народного артиста СССР, при том что он ещё не был Заслуженным, а такие награждения были большой редкостью и их удостаивались действительно выдающиеся деятели культуры и искусства.

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Педагогическая и общественная деятельность

Параллельно творческой деятельности Евгений Евгеньевич Нестеренко всю жизнь ведёт педагогическую деятельность. Преподавать он начал ещё в Ленинградской консерватории, а переехав в Москву, с 1972 по 1974 годы работал в Музыкально-педагогическом институте (Российской академии музыки) имени Гнесиных. Затем началась его долгая почти двадцатилетняя преподавательская карьера в Московской консерватории имени Чайковского, где с 1975 по 1992 годы он возглавлял кафедру сольного пения, в 1981 году получил звание профессора. За годы преподавания Евгений Евгеньевич подготовил множество молодых и талантливых отечественных и зарубежных оперных певцов. Нестеренко издал более 200 научных и методических статей, книг, выступил в роли главного редактора и составителя книги «Мой метод работы с певцами» своего ленинградского наставника Василия Луканина, в 1985 году издал монументальный труд «Размышления о профессии».

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Всю жизнь Евгений Нестеренко вёл также невероятно активную общественную деятельность: входил в состав руководства всевозможных обществ, был почётным председателем различных художественных советов, культурных фондов, творческих организаций. С 1989 по 1991 годы он работал народным депутатом СССР. Награжден самыми главными государственными наградами – орденом Трудового красного знамени (1980), орденом Ленина (1988), и многими другими.

Переезд в Вену

В 1993 году в жизни Евгения Нестеренко настал переломный момент: он ушёл из Московской консерватории и уехал в Австрию, где по приглашению директора Венской консерватории профессора Герхарда Трака, стал преподавателем вокального факультета. Таким образом, он привнёс принципы русской оперной школы в зарубежное театральное искусство. При этом Нестеренко не считает себя эмигрантом – напротив, он позиционирует себя русским человеком, работающим за рубежом. Он часто выезжает в другие страны, в том числе – в Россию, работает вокальным консультантом оперной труппы Большого театра, который является для него самым родным и близким.

Сегодня Евгений Нестеренко живёт на две страны – в Австрии и в России, щедро делится воспоминаниями, опытом, проводит мастер-классы, даёт интервью.

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Личная жизнь

Семейная жизнь Евгения Нестеренко – редкий для театрального мира образец долгих и крепких отношений, основанных на взаимной любви и уважении. Со своей будущей женой, Екатериной Дмитриевной Нестеренко (Алексеевой), Евгений Евгеньевич познакомился ещё в 1960-х годах, будучи студентом Ленинградского инженерно-строительного института. Они почти ровесники (Екатерина родилась в 1939-м), вместе учились, участвовали в самодеятельности, ходили на выставки и на концерты. Супруги Нестеренко полвека провели вместе, пережив много радостей и трудностей и сохранив нежное и трепетное отношение друг к другу. Екатерина Нестеренко по образованию инженер-строитель, работала преподавателем в Технологическом институте, но при любой возможности сопровождала мужа на гастролях, практически всегда была его стилистом и имиджмейкером. В сентябре 2014 года она скончалась в Вене после продолжительной болезни.

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

В 1964 году у супругов родился сын Максим. Он не пошёл по музыкальным стопам отца, а стал художником-графиком: учился в Художественном институте имени Сурикова, в аспирантуре при Академии Художеств, стажировался в Вене. Его работы выставлялись на многочисленных российских и международных выставках. Максим Нестеренко живёт в Москве, трудится в дизайнерской фирме в должности креативного директора, сотрудничает с Британской высшей школой дизайна – является преподавателем её московского филиала. Максим женат, у него есть сын Степан 1994-го года рождения.

Источник

Евгений Нестеренко, оперный певец, педагог, народный артист СССР.

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Евгений Евгеньевич Нестеренко, педагог, профессор; солист Большого театра в 1971—2002 гг.. Народный депутат СССР в 1989—1991 гг.

Родился 8 января 1938 года в Москве в семье военного. С 1949 года жил в Челябинске. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Студентом начал брать частные уроки у Марии Матвеевой, затем в 1965 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Сам Нестеренко с гордостью возводит свою школу к работавшему в России бельгийскому педагогу Камилло Эверарди, а через него — к европейским светилам Мануэлю Висенте Гарсиа и Франческо Ламперти.

Солист Малого оперного театра (1963—1967), Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1967—1971), Государственного академического Большого театра (1971—2002).

Педагогическую деятельность начал в Ленинградской консерватории (1967—1968, 1969—1972). Преподавал в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1972—1974). В Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского вёл класс и был заведующим кафедрой сольного пения (1975—1992, профессор — с 1981). Преподавал в Венской музыкальной академии (1993—2003).

В 1976 году, в честь двухсотлетия Большого театра и за большие заслуги, был удостоен звания «народного артиста СССР», минуя звание «народный артист РСФСР». Такое награждение случалось крайне редко, что говорит об исключительности мастерства и таланта Евгения Нестеренко.

Выступал на лучших сценах мира: «Метрополитен-опера» (США), «Ла Скала» (Италия), «Ковент-Гарден» (Великобритания), «Колон» (Аргентина), а также в театрах Вены (Австрия), Мюнхена (Германия), Сан-Франциско (США) и многих других.

Спел более пятидесяти ведущих партий, двадцать одну оперу исполнил на языке оригинала. Исполнитель сольных концертных программ вокальных произведений русских и зарубежных композиторов; русских народных песен, романсов, арий из опер, ораторий, кантат и других произведений для голоса с оркестром, церковных песнопений и др. Записал около семидесяти пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах грамзаписи, в том числе более двадцати опер (полностью), арий, романсов, народных песен.

Сочетает вокальную одарённость с артистическим талантом, что позволило ряду авторов говорить о преемственности искусства Е. Е. Нестеренко по отношению к Ф. И. Шаляпину, и даже называть Нестеренко «вторым Шаляпиным». Создатель ярких образов, среди которых на первом месте триумфально встреченный в СССР и по всему миру Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского). Обладатель исключительной дикции, позволяющей с равным успехом исполнять партии не только на родном языке, но и на итальянском, французском и даже венгерском языках.

В 1989—1991 — народный депутат СССР. Член КПСС с 1974 года.

Нестеренко Е. Е. является автором свыше двухсот печатных трудов — книг, статей, интервью. Под редакцией певца вышла инструктивная книга его педагога В. М. Луканина «Мой метод работы с певцами».

В настоящее время живёт в Москве и в Вене.

11 мая 2008 года в честь 70-летия Евгения Нестеренко в Большом театре состоялся спектакль «Набукко», в котором певец с успехом исполнил партию Захарии.

27 мая 2013 года состоялся творческий вечер Евгения Нестеренко в Большом театре, посвященный его 75-летию. Были исполнены сценические фрагменты оперы Севильский цирюльник, где он исполнил партию Дона Базилио и четвёртый акт оперы Борис Годунов, где исполнил заглавную партию.

Евгений Евгениевич занимает должность вокального консультанта в ГАБТе в Москве.

Источник

Знаменитый оперный певец Нестеренко скончался от последствий коронавируса

Ушел из жизни после госпитализации»

В Вене на 84-м году жизни скоропостижно скончался знаменитый оперный певец Евгений Нестеренко. По сообщениям семьи певца он ушел из жизни после госпитализации от последствий коронавирусной инфекции (COVID-19). Семья решила отказаться от публичной церемонии прощания, а прах Нестеренко в соответствии с его последней волей будет захоронен в России.

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Его называли «вторым Шаляпиным». Более восьмидесяти ролей в операх, около семидесяти пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах грамзаписи, множество арий, романсов, русских народных песен! Певец создал много ярких образов, среди которых на первом месте триумфально встреченный сначала в СССР, а потом и по всему миру Борис Годунов.

Биография певца необычна и насыщена резкими жизненными поворотами. К исполнительской деятельности, как и многие молодые люди послевоенного поколения, Евгений Евгеньевич пришел не сразу. До этого он был курсантом военно-морского факультета Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), потом перешел на факультет промышленного и гражданского строительства. Получив диплом инженера-строителя, год работал прорабом. Еще студентом начал брать частные уроки пения, и только в 1965 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова (класс профессора В.М.Луканина). Но еще до окончания консерватории стал солистом Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский), а в 1967-м — Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский). Три года спустя он уже пел в Большом театре, где проработал 31 год.

Евгений Евгеньевич сочетал вокальную одаренность с редким драматическим талантом и исполнял партии не только на родном языке, но и на итальянском, французском, немецком и даже венгерском. Выступал на лучших сценах мира: «Метрополитен-опера», «Ла Скала», «Ковент-Гарден» и многих других мировых оперных площадках.

Мы связались с художественным руководителем Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом, который рассказал о творчестве и последних годах жизни певца.

— Его нельзя назвать просто выдающимся или великим певцом. Это, конечно, огромная фигура, важнейшая в оперном искусстве. Не только в российском, а вообще в мировом. Такой образ, связанный с нашей планетой Земля. Потому что это продолжатель Шаляпина. Я хочу сказать, что тот век Большого театра, когда на сцене в одном составе можно было увидеть Нестеренко, Образцову, Мазурока, Милашкину, Атлантова, был действительно Золотым веком Большого театра. Это была коллекция невероятных звезд. И практически на любой состав в Большом театре можно было прийти и встретиться с каким-нибудь шедевром этой коллекции. Евгения Евгеньевича мне посчастливилось увидеть и услышать практически во всех ролях, которые он исполнял на сцене. Потому что я со школы ходил в Большой театр и видел его и в «Иване Сусанине», и в «Борисе Годунове», в «Князе Игоре», видел и Кончака, и Филиппа в «Дон Карлосе», и короля Рене, и Гремина в «Евгении Онегине». То есть всё, что существует и можно услышать в записях, мне посчастливилось увидеть. Потом, когда я уже учился в ГИТИСе и стажировался в Большом театре и был ассистентом на спектакле «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», я уже видел, как работает Евгений Евгеньевич, был очевидцем и участником этих репетиций. Феноменальным было для меня то, что он работал больше не как певец (потому что вокруг было больше все-таки певцов), а как такой ученый-артист и исследователь. Это главное его качество.

— Вы его хорошо знали? Что это был за человек?

— Да. Я бывал у него в Вене, дружил с его покойной супругой Екатериной Дмитриевной, которая была для него удивительным защитником и человеком, который жил его интересами, его жизнью. Вообще он был человеком с огромным чувством юмора, ко всему прочему. Я был у них дома, за столом разговоры были только про оперу, про его образы, интонацию. Он был одержим творчеством, был именно исследователем оперы. Это, пожалуй, наиболее точное определение, к нему относящееся. У него было огромное количество учеников, и все ученики были в него влюблены, потому что ему нравилось быть педагогом.

— Он приходил к вам в «Геликон-оперу»?

— Когда наш театр еще только начинался и был мало известен, то Евгений Евгеньевич у нас уже выступал. Он пел Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», участвовал в спектакле «Летучая мышь», где выступал в качестве гостя. Тем самым он нам, конечно, очень помогал. Потому что это был молодой театр, на сцену которого выходит такой по-настоящему великий артист. Это был огромный вклад в наш театр. Сейчас это сложно понять, но это были не денежные отношения: он не получил ни копейки, это был его подарок нашему театру. После этого у него был в Москве юбилей, по-моему, 70-летие, которое проходило почему-то не на сцене Большого театра (тогда он уже жил в Вене), а на сцене Колонного зала Дома Союзов. И Екатерина Дмитриевна, его супруга, позвонила мне и сказала, что Евгений Евгеньевич очень хочет, чтобы в вечере участвовал «Геликон». И мы сделали номер, когда наши певицы вышли и спели попурри из репертуара Евгения Евгеньевича. Это было такое переложение: и колоратурное сопрано, меццо-сопрано — пели фрагменты его самых известных хитов. Он тогда очень этому радовался. Мне вот очень жалко, что он не был у нас в «Геликоне» после реконструкции. Я очень хотел, и мы с ним договаривались, что когда приедет в Москву, то обязательно придет к нам.

— Вы знали о его болезни?

— Да. Это огромная потеря. Он пел по всему миру, в лучших театрах. Я помню, как он сломал ногу и как раз пел в Европе «Мазепу» Кочубея, он очень тяжело выходил из этого состояния. Потом у него была жуткая история, тяжелейшая операция на мозг. И он выкарабкался. Екатерина Дмитриевна его вытянула из этого, и благодаря опять же ей он вышел на сцену. Когда он прекратил петь, стал только преподавать. Екатерина Дмитриевна умерла. У него сразу нарушился весь смысл жизни. Потому что это была такая история действительно огромной любви. У него есть сын, который тоже живет в Москве. Сам же он жил последнее время и в Москве, и в Вене.

— Вы когда его видели в последний раз?

— Я с ним общался в последний раз, к сожалению, примерно год назад. Потому что уже год как никуда ездить невозможно, и я не мог к нему никак пробраться. Конечно, у меня сейчас ужасное ощущение, потому что ушел человек, с которым ты как будто недообщался, о чем-то недоговорил. Евгений Евгеньевич Нестеренко поменял отношение к человеческому голосу, отношение к таланту, отношение к глубине подготовки. Ведь он сотворил со своим голосом настоящее чудо. Потому что это не был такой глубокий природный бас. Но он смог сделать так, что этот голос полностью укратил под свою личность. И теперь, когда мы слушаем эти реально выдающиеся записи. Я даже не знаю, как тяжело певцам-басам будет после стремиться к этой вершине. Потому что это была настоящая вершина в искусстве.

Источник

Народный артист СССР, оперный певец Нестеренко умер в Вене от COVID-19

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

Оперный певец и народный артист СССР Евгений Нестеренко скончался на 84-м году жизни. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на генерального директора благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» Наталью Игнатенко.

По ее словам, в фонд поступило письмо от семьи певца, в котором говорилось, что он умер в Вене после госпитализации с тяжелой формой заражения коронавирусом COVID-19. «В ситуации пандемии мы не можем подвергать опасности ничье здоровье и даже жизни (у нас карантин) и приняли решение об отказе от публичной церемонии и встреч с близкими на ближайшее время», — приводятся выдержки из письма.

Как отметила Игнатенко, в соответствии с последней волей певца его прах будет захоронен в России.

Посольство России в Вене выразило соболезнования семье Нестеренко. Российский посол в Австрии Дмитрий Любинский написал в Facebook, что сотрудники дипмиссии глубоко опечалены известием о смерти оперного певца.

«Ушел из жизни потрясающий, настоящий и очень тонкий Человек. Знали, очень ценили и любили Евгения Евгеньевича многие годы. В памяти останутся удивительные встречи и огромное музыкальное наследие Нестеренко, а с нами — его ученики», — добавил дипломат.

Евгений Нестеренко родился в Москве в январе 1938 года. С 1949 по 1955 год жил в Челябинске, где окончил школу с золотой медалью. Затем два года был курсантом военно-морского факультета Ленинградского инженерно-строительного института, после чего перешел на факультет промышленного и гражданского строительства. Получив диплом инженера-строителя в 1961 году, в течение года работал прорабом. Еще в студенческие годы начал брать уроки пения у педагога и певицы Марии Матвеевой-Вейнбергер. В 1965-м окончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова (класс профессора В.М. Луканина).

В период с 1963 по 1967 год был солистом Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский театр), в следующие два года — Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). С 1971 по 2002 год был солистом Большого театра.

Нестеренко преподавал вокал в Ленинградской консерватории, Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и Венской консерватории. В Московской консерватории им. Чайковского вел класс и был заведующим кафедрой сольного пения.

За время карьеры артист успел выступить на лучших сценах мира, среди которых «Метрополитен-опера», «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Колон», «Лисео», Немецкая, Баварская и Гамбургская государственные оперы, Венская государственная опера и Опера Сан-Франциско. Был участником оперных фестивалей в Савонлинне (Финляндия), «Арена ди Верона» (Италия), Брегенце (Австрия) и Оранже (Франция).

Нестеренко исполнил более восьмидесяти ролей в операх, в том числе двадцать одну оперную партию на языке оригинала, а также стал автором более чем двухсот публикаций — книг, статей и интервью. В последние годы жил в Вене и в Москве.

Артист удостоился большого количества наград, премий и званий. В 1976-м получил звание «Народный артист СССР», а спустя 12 лет ему вручили награду «Герой Социалистического Труда».

Источник

Выяснились детали смерти певца Евгения Нестеренко: «Сгорел за три дня»

Возможно, коронавирусом он заразился во время визита в больницу

20 марта в Вене умер народный артист СССР Евгений Нестеренко. Его последняя воля — быть похороненным в России, в одной могиле вместе с женой Екатериной. 28 лет он прожил в Вене с любимой супругой. Сын живет и работает в Москве. Но насколько возможно захоронение в России, кто этим будет заниматься? Власти Москвы, Министерство культуры или Большой театр, где много лет пел «золотой бас»?

оперный певец нестеренко биография. Смотреть фото оперный певец нестеренко биография. Смотреть картинку оперный певец нестеренко биография. Картинка про оперный певец нестеренко биография. Фото оперный певец нестеренко биография

— Как рассказал мне сын Евгения Евгеньевича Максим, отец сгорел буквально за три дня, — рассказывает «МК» гендиректор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко. Она поддерживала отношения с певцом, и сейчас подключилась к решению вопроса о захоронении его праха в России. Причем на Новодевичьем кладбище.

— А если вам будет предложено другое — например, Ваганьковское или Троекуровское?

— Это очень плохо, ужасно. Нестеренко для оперного мира огромная величина, не меньше чем Елена Образцова или Ирина Архипова, которые похоронены на Новодевичьем. Он много сделал для развития музыкальной культуры, вокальной школы.

— Поскольку вы общались, расскажите, как он жил в Вене, как работал?

— В Вене жил 28 лет. Там же живет и другой наш певец, Владимир Атлантов. У Евгения Евгеньевича было звание каммерзингера — это как у нас народный артист. Собственно, он им и был: пел во всем мире, преподавал в Венской консерватории, но приезжал в Москву, участвовал в молодежной оперной программе Большого театра. У него было много учеников, среди них русские, австрийцы. Кстати, молодой бас Иван Зиновьев был с Евгением Евгеньевичем до того момента, как тот попал в больницу. Я говорила с Иваном, Нестеренко был в хорошем настроении, в отличной форме и, несмотря на возраст, не испытывал никаких проблем с памятью. Ему резко стало плохо; кстати, накануне, а может быть, за несколько дней до больницы, Евгений Евгеньевич сам ходил в больницу, чтобы сдать анализы. Может быть, там и подхватил коронавирус. В общем, за три дня сгорел.

— Он жил один? Все-таки люди в таком серьезном возрасте нуждаются в опеке, несмотря на кажущуюся хорошую форму.

— Но насколько реально получить место на Новодевичьем кладбище? Кто еще, кроме вас, этим занимается?

— Я помогаю сыну, он вылетел в понедельник в Вену. Прах отца ему еще не отдали (в Австрии ковидных больных после смерти кремируют сразу), ему надо получить сначала справку о смерти. Подключился Дмитрий Бертман, он активно помогает. Мы написали письмо на имя Сергея Семеновича Собянина и очень рассчитываем, что он откликнется. И Евгения Нестеренко, великий русский бас, достойно похоронят на родине.

— Насколько мне известно, в свое время, в 1984 году, Евгений Нестеренко участвовал в организации перезахоронения праха Шаляпина.

— Да, он тогда этим занимался, и перезахоронение случилось благодаря и его участию тоже. Я позвонила Никите Михалкову, очень надеюсь и на его помощь. Ведь такая же история была с Дмитрием Хворостовским — его привезли из Лондона и похоронили на Новодевичьем. И буквально сейчас гендиректор Большого театра Владимир Урин, когда я к нему обратилась, ответил, что Большой подключится и к решению вопроса с предоставлением места для захоронения праха на Новодевичьем, и к организации похорон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *