он мечтал прожить жизнь как его отец
Придаточные предложения образа действия. Примеры
Придаточное предложение образа действия — это зависимая часть в сложноподчинённом предложении, которая выражает, каким способом совершается действие в главной части, и отвечает на вопросы как? каким образом?
Придаточное предложение образа действия в сложноподчинённом предложении
В названии этого придаточного предложения уже содержится указание, что оно характеризует способ действия, которое совершается в главном предложении.
Девушка не смогла долго сидеть на стуле так, как будто аршин проглотила.
В сложноподчиненном предложения с придаточным образа действия указывается на то, как, каким способом или образом совершается действие, о котором идёт речь в главной части.
Это обстоятельственное придаточное предложение, которое поясняет глагол-сказуемое в главной части, присоединяется к ней с помощью союзного слова «как» или подчинительных союзов:
Понаблюдаем:
Она выглядела так, (как?) словно боялась сказать лишнее.
Парень не смог постоянно нести знамя так, (каким образом?) чтобы оно не кренилось вниз под порывами ветра.
У меня в доме просьба вести себя так, будто мы знакомы издавна.
На картине А. Куинджи «Берёзовая роща» свет и тень переливаются так, что это мастерство художника производит неизгладимое впечатление на зрителей.
Чаще всего придаточное образа действия относится к сочетанию глагола с указательным словом «так» в главном предложении и связывается с ним при помощи союза «что».
Корни матёрых елей, расходясь в стороны, так взбугрили землю (как? каким образом?), что угадывался их путь под землёй (В. Солоухин).
Схематично строение сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия представим так:
Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия из произведений художественной литературы.
Примеры
Вверху ветви деревьев переплелись между собой так, что совершенно скрыли небо (В. Арсеньев).
В ранних солнечных лучах заиндевелые деревья и белые снега засверкали и заискрились так, что вскоре глазам стало больно смотреть (Э. Г. Казакевич).
Удивительная повесть этого человека так захватила меня, что я старался записывать её как можно подробнее (Борис Полевой).
Всё было в этот вечер в доме Медяниковых так, как об этом многие годы мечтала мать (В. Г. Лидин).
Всё не так свершилось в моей жизни, как я предполагал (Э. Грин).
Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки поспеть на рассвете (М. Фурманов).
Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть (А. Ф. Кони).
В одном месте глыбы легли так, что образовали глухую и длинную пещеру с выходом к самой воде (К. Паустовский).
Он относился к окружающему так, как относятся к исчезающему (В. Б. Шкловский).
Старик и говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта (А. Чехов).
Марко Поло писал о монголах так, как арабские писатели писали иногда о франках (В. Шкловский).
Ударил дождь так, что над землей появился дым — мелкая водяная пыль от раздробившихся дождинок (В. Солоухин).
Урок для 9 класса по теме: «СПП с придаточными образа действия, меры и степени».
Конспект урока по русскому языку в 9 «Г» классе
Учитель: Браницкая Анна Анатольевна
Тема урока: «СПП с придаточными образа действия, меры и степени».
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: карточки
познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;
формировать умения находить данные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;
формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;
формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.
различать изученные виды придаточных предложений;
закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;
формировать умение самостоятельной работы;
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Объяснение нового материала.
Физкультминутка – активная работа с лексикой.
Закрепление новой темы.
Подведение итогов урока.
1. Организационный момент
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и тему нашего урока: «СПП с придаточными образа действия, меры и степени».
Приветствуют учителя, делают соответствующие записи в тетрадях
2. Проверка домашнего задания
Учитель раздает проверенные тетради, собирает рабочие тетради.
— Всё ли было понятно в домашней работе?
Сдают тетради, отвечают на вопрос.
3. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала.
Подготовительная беседа:
Ц.У.: систематизировать знания учащихся по придаточным обстоятельственным.
— Какие предложения называются СПП?
Ответ: предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.
— Сколько всего придаточных обстоятельственных вы знаете?
Ответ: 7 – места, времени, цели, условия, причины, уступки и следствия (+ 3 новых – образа действия, меры, степени).
— Как можно определить вид придаточного?
Ответ: по вопросу, по союзу или союзному слову, по синтаксической функции указательных слов.
— На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
Ответ: на вопросы обстоятельств: Как? Каким образом? Где? и др.
Вывод учителя: на сегодняшний момент вы должны знать придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные: их 7 + 3, с которыми вы сегодня познакомитесь.
А теперь у нас пройдёт небольшая практическая часть, чтобы я поняла, насколько вы ориентируетесь в материале.
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
Е. До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не стоять на месте.
Ж. Хороша земля если рук не жалеть.
З. Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ.
И. Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. (а, б, ж)
2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. (ж)
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места. (а)
5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. (и)
6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. (в, г)
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (б)
8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины (з)
9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. (е)
Отвечают на вопросы, выполняют тест.
4. Объяснение нового материала.
Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП и друг от друга, правильно ставить знаки препинания внутри предложени1, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения одного из придаточных в тексте.
В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия. Сложные предложения с этими придаточными — одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.
Используя материал учебника (стр. 97), вместе заполним таблицу.
Как? Насколько? До какой степени? Сколько?
Союзы и союзные слова
как, что, чтобы, словно, как будто, точно, как
что, чтобы, будто, словно, точно, как будто, как, сколько, насколько, поскольку
так, таким образом (могут быть опущены)
так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько
Место в предложении
Находятся после главного предложения
Находятся после главного предложения
[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).
[Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).
[Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет).
[ Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно).
Слушают, заполняют таблицу, выходят к доске, пишут.
5. Физкультминутка – активная работа с лексикой.
Отвечают на вопросы, бросают мяч.
— Приведите пример оксЮморона – сочетания слов с противоположным значением (горячий снег, мёртвые души, живые мертвецы, грустная радость).
— Приведите пример эвфемизма – нейтрального выражения/слова, заменяющего неприличное/неуместное (женщина в интересном положении, нечистый (чёрт), покойный (мертвец), афроамериканец (негр), лицо с овз (инвалид), место лишения свободы (тюрьма, зона), клининг-менеджер (уборщица)
6. Закрепление новой темы
Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней
незамеченным (образ действия)
С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (образ действия)
[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).
Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (степень)
[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).
Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия или степени. Сравните полученные конструкции с данными и скажите, какие из них более эмоциональны.
Во дворе бушевал сильный огонь. Всякая попытка перебежать в соседнее помещение привела бы только к ненужным потерям.
2) Густой едкий дым плотно наполнял кабинет. Нельзя было даже различить окно на противоположной стороне комнаты.
— Все ли вам было понятно сегодня на уроке?
-Какие затруднения вы испытывали? Какой материал показался вам сложным?
-Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.)
— Какие задания были для вас интересными?
Отвечают на вопросы.
8. Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу.
О чём мы сегодня говорили?
Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.
Упражнение с самостоятельной проверкой.
• Определите вид придаточного предложения (А — придаточное места; Б — придаточное времени; В — придаточное уступительное; Г — придаточное образа действия; Д — придаточное условия; Е — придаточные меры и степени).
1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.
5) Служите мне, как вы ему служили.
6) Мать плачет, что река льется.
7) Раз дал слово, нужно его держать.
8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.
9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.
10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.
.Отвечают на вопрос, выполняют задание
9. Домашнее задание.
Выставление и аргументация оценок.
Нам осталось только записать домашнее задание.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
А вы знаете, жизнь ведь замечательна и удивительна, но только при одном условии. если замечать и удивляться!
— Что ты будешь делать завтра?
— Буду жить!
Жить — значит делиться своей душой.
Харуки Мураками «1Q84»
Жизнь великолепна, и каждый момент она приходит с тысячей и одним подарком для вас.
. Как ценно порой то, что мы по привычке считаем мелочами…
Лучший способ поблагодарить за удивительный миг – просто насладиться им)
Когда ты видишь, что вокруг всё цветёт, вдохни и задержи дыхание на пять секунд, и то состояние радости, которое вольётся в тебя, удерживай в течение всей жизни…
Самое главное – это желание жить. Радоваться солнечному лучу, полевому цветку, воробью, чирикающему на ветке…
ЖИВИ!
В наше время люди потеряли интерес к жизни: они не скучают, не плачут, лишь ждут, когда пройдет время. Они отказались от борьбы, а жизнь отказалась от них. Это грозит и тебе: действуй, смело иди вперед, но не отказывайся от жизни. ЖИВИ.
Ходить по воде – это не чудо.
Чудо — это ходить по Земле и ощущать себя действительно живущим прямо сейчас.
И улыбаться!
Шарлотта Китли «Письмо остающимся»
А жить нужно со вкусом. пока есть аппетит. )))
Жизнь нужно проживать сейчас; ее нельзя без конца откладывать. Ирвин Ялом
Воспринимай новый день как чудо!
Дети просыпаются утром и воспринимают новый день как чудо, словно первый день их жизни. Большинство взрослых не умеют этого. Не можем не думать о завтрашнем дне, не можем оставить прошлое позади. Постоянно вздыхаем, о чем-то сожалея. Пора переучиваться!
Вы думаете, что это всего лишь очередной день вашей Жизни?
Это не просто очередной день: это и есть тот самый Единственный День, который вам дан Сегодня.
Единственный Подарок, который есть у вас прямо Сейчас.
И Единственный правильный отклик — чувствовать БлагоДарность.
Каждый день прекрасен!
Как можно говорить что жизнь не прекрасна? Каждый день прекрасен собой, нет такого дня в жизни, в котором нет счастья, настоящего счастья. С самого утра, когда восходит солнце, жизнь уже прекрасна. Ведь в этот день тебя могло уже не быть. Но ты живешь и можешь наслаждаться тем солнцем, что светит, тем ветром, что дует и всем живым вокруг тебя.
В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь — простая штука, и в ней чем проще, тем правильнее.
Познай 7 ЧУДЕС СВЕТА:
видеть,
слышать,
чувствовать,
говорить,
думать,
радоваться,
любить!
Напиши мир. Не для меня, не для кого-то еще, просто так, не умея иначе. Создай его теплым на выдохе дня. Расскажи небо, сказочно звездное или пронзительно синее. Раскрась его разноцветными всполохами птиц. Сплети из слов полумрак и трепет древних лесов, обнажи жаркое дыхание степей. Нарисуй дождь и росчерком ресниц обозначь радугу. Впусти в него хищное движение ночи, прислушивающейся к бессвязному шепоту любви. Озвучь смехом детей, звенящим на рассвете. Вдохни в него море, живое, огромное, невероятное. Укрась по краям резным узором инея, играющего с солнцем. Станцуй в нем листопадами, обними его туманами. Напиши мир, не для меня, просто так. и я навсегда останусь жить в нем.
НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ НАКОПИТЕЛЬСТВОМ, НАПОЛНЯЙТЕ ЖИЗНЬ СОБЫТИЯМИ
Исследования показывают, что материальные блага (различные покупки) делают нас счастливыми лишь ненадолго.
Жизненный же опыт и переживания приносят в целом больше радости. Поэтому, насладитесь отпуском, отправившись на сафари, изучите новый язык, присоединитесь к клубу танцев – и вы будете счастливы.
Люди полностью забыли, что нужно жить. У кого есть для этого время? Каждый учит кого-то другого, каким тот должен быть, и никто никогда не кажется удовлетворенным. Если человек хочет жить, то он должен научиться одному: принимать вещи такими, какие они есть, и принимать себя таким, какой вы есть. Начните жить. Не начинайте готовиться к жизни, которая будет в будущем. Все страдания в мире происходят от того, что вы полностью забыли, что нужно жить, вы стали заниматься деятельностью, которая не имеет никакого отношения к жизни.
Сегодня посвяти день набору энергии и ресурсов, жизненной силы. Сегодня следует хорошо и вкусно кушать, получать удовольствие от еды и питья. Постарайся ощутить полноту жизни во всем, что ты делаешь.
Еда, принятая с удовольствием, значительно отличается от той, которую съели для удовлетворения голода. Она принесет больше пользы, поскольку вместе с ней ты принимаешь в себя еще и эмоции. Любые эмоции – это ресурс, резерв, который ты всегда сможешь задействовать с пользой для себя.
Мы должны окружать себя людьми, общение с которыми доставляет нам радость, и бывать там, куда нас тянет сердце.
Ощущай трепет жизни внутри своего тела. Это твой якорь в моменте Сейчас. Экхарт Толле
Когда восходишь на высоты, на сердце становится легко.
Когда стоишь над рекой, мысли уносятся далеко.
Когда читаешь книгу в снежную ночь, душа очищается.
Когда напеваешь мелодию на вершине холма, чувствуешь прилив сил.
Найдите время для любви, найдите время для общения и найдите время для возможности поделиться всем, что имеете сказать. Потому что жизнь измеряется не количеством вдохов и выдохов, а моментами, когда захватывает дух!
и без конца обожать всё живущее.
Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне.
Аромат свежей груши, красота восхода и заката, ощущение дуновения ветра, волны моря, прикосновения. Мгновения, ради которых мы живем!
Там тоже есть на что посмотреть.
Наша жизнь – лишь совокупность множества маленьких жизней, каждая длиной в один день. И каждый день нужно прожить в любви и красоте, любуясь цветами и птицами, наслаждаясь мигом. Николас Спаркс
Человек рожден для великой Радости, для беспрестанного творчества, для широкой, свободной, ничем не стесненной Любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к милой, прекрасной земле, особенно к земле с ее блаженным материнством, с ее утрами и ночами, с ее прекрасными ежедневными чудесами. А.И. Куприн
— Что нужно, чтобы наслаждаться жизнью?
— Смотреть вокруг себя.
Посвятите жизнь прекрасному. Не посвящайте её отвратительному. У вас не так много времени, не так много энергии, чтобы растрачивать её впустую. Такую маленькую жизнь, такой маленький источник энергии просто глупо тратить на гнев, печаль, ненависть, ревность.
Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить все намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути, в том, чтобы наполнить жизнь любовью.
Запах свежего хлеба,жареных семечек, сырой не сдернутой кукурузы, улыбка прохожего, рассвет и закат, теплый дождь, пушистые снежинки, пение птиц по утрам, дробь дождя по крыше, перебегающий дорогу жучок. Огромное здание состоит из маленьких кирпичиков,но люди их не видят,не замечают. Так и жизнь состоит из таких мелочей,которые составляют картину мира. полную. Надо лишь посмотреть на все это с другой стороны.
Все, что мне нужно, у меня есть: воздух, чтобы дышать, и папка с листами бумаги. Я люблю просыпаться утром, не зная, что меня ждет, с кем я встречусь и где я окажусь потом. Ещё недавно я ночевал под мостом, а сегодня я здесь, плыву на великолепном судне, пью шампанское в изысканном обществе… Жизнь — это дар и это надо ценить, невозможно угадать, что будет с тобой завтра. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Важен каждый прожитый день…
Мир преподнесет тебе себя в точности таким, каким ты сам себе станешь его представлять.
Ты постоянно подгоняешь свою жизнь под собственные представления о ней.
Если человеку нравится жизнь, если он способен получать удовольствие от каждой минуты, проведенной на этой земле, если он умеет находить для себя радости даже в мелочах, то он молод, какие бы цифры не были написаны в его паспорте.
Как бы плохо тебе не было.
Каким бы невыносимым не казался тебе текущий момент.
Каким бы невозможным тебе не казалось будущее.
Не спеши.
У тебя нет другого времени твоей Жизни.
И этот кошмар – тоже часть отпущенного тебе времени.
А твое настроение – часть тебя, живущего сейчас.
Вспомни о себе.
О том, что ты Есть.
О том, что ты еще Здесь.
О том, что в тебе еще много такого, от чего может быть хорошо.
Тебе не обязательно казаться, ты уже такой, какой есть.
И не важно, что там будет в этом туманном будущем.
Это ты – и другого такого никогда не было и никогда больше не будет.
Откладывать Жизнь, только потому, что тебе плохо – не самая хорошая идея.
Нам недостаёт только необходимого: большого куска неба. Старайтесь всегда сохранить кусок неба над вашей жизнью.
Если вы думаете, что приключения опасны, попробуйте рутину; это смертельно. Пауло Коэльо.
Надо любить жизнь больше, чем собственную карьеру, и любить себя больше, чем собственный успех. Ирина Хакамада
Сама по себе жизнь ничего не означает до тех пор, пока не появляется человек, пытающийся истолковать её явления. Карл Густав Юнг.
Жизнь в чем-то похожа на картину.
Существует масса чудесных вещей, которые можно увидеть, если хорошенько присмотреться. Жизнь в чем-то похожа на картину. На очень странную абстрактную картину. Можно смотреть на нее и думать, что это просто расплывшееся пятно. Можно так и прожить всю жизнь, думая, что это просто расплывшееся пятно. Но если хорошенько вглядеться, то все-таки можно увидеть, что там изображено. Если сконцентрироваться и использовать воображение, жизнь может стать для вас чем-то гораздо большим. На этой картине может, например, оказаться море, небо, люди, здания, сидящие на цветах бабочки — все, что угодно, а вовсе не расплывшееся пятно, как вам когда-то представлялось.
Сессилия Ахерн «Посмотри на меня»
В жизни вообще полным-полно чрезвычайно опасных вещей.
Самые опасные – те, которых мы не понимаем. И те, которых вовсе не существует…
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончится, бойтесь того, что она так и не начнется. Джон Ньюмен
Жизнь, это не цепочка событий, которые происходят вокруг тебя во времени и пространстве… Жизнь, это цепочка твоих внутренний состояний, которые ты создаешь себе сам, ставя оценки тем или иным событиям в которых ты оказался. Каждый способен проснуться в любой момент, осознав два этих процесса… Один — внешнее событие, другой внутреннее состояние, и точку их связки — твой ум.
Ричард Гир о жизни.
«Мама моего друга всю свою жизнь придерживалась здорового питания. Никогда не употребляла алкоголь или какую-то «плохую» пищу, каждый день занималась физическими упражнениями, всегда была подвижной и активной, принимала все добавки, которые прописывал её врач, никогда не выходила на солнце без солнцезащитного средства, а когда выходила, то так ненадолго, как только было возможно, в общем, она оберегала своё здоровье, делая все, что было можно. Сейчас ей 76 лет, и у нее рак кожи, рак костного мозга и остеопороз в тяжелой стадии.
Отец моего друга ест бекон поверх бекона, масло поверх масла, жир поверх жира, никогда, буквально никогда не занимался спортом, каждое лето сгорал на солнце до хрустящей корочки, фактически он жил на полную катушку и не так, как советовали окружающие. Ему 81, и доктора говорят, что у него здоровье молодого человека.
Люди, вы не можете спрятаться от своего яда. Он есть, и он найдет вас, так что, как сказала мать моего друга: «Если бы я знала, что моя жизнь так закончится, я бы прожила ее по полной, наслаждаясь всем, что мне говорили не делать!». Никто из нас не выберется отсюда живым, так что, пожалуйста, перестаньте относиться к себе как к чему-то второстепенному. Ешьте вкусную еду. Гуляйте на солнце. Прыгайте в океан. Делитесь драгоценной правдой, которая у вас на сердце. Будьте глупыми. Будьте добрыми. Будьте странными. На остальное просто нет времени».
Мы не способны изменить длительность своей жизни, но мы можем сделать что-то в отношении ее широты и глубины.