сколько дней длится месяц мухаррам
Месяц Мухаррам
Месяц Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырёх запретных для войн, кровной мести и тому подобному месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне.
Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года.
Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца Рамазан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам».
В другом хадисе, переданном Табарани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов». Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.
Имам Навави (да будет доволен им Аллах!) в книге «Заваиду рравза» пишет: «Изо всех высокочтимых месяцев, Мухаррам является лучшим для поста».
Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.
Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния!
День Ашура
10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Месяц Мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.
В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.
В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.
На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, и благословение ему. (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля, может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле всё обстоит наоборот – периоды первичны, а небесные тела вторичны).
Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.
На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния после грехопадения. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками.
В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим, благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса, благословение ему, и его последователи — от преследования, и утонул фараон; Юнус, благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы.
Молитва, читаемая в день Ашура:
Сначала 70 раз читают следующую молитву:
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ
«Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасиру» (70 раз).
Затем 7 раз читают эту молитву:
بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ
سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ
Бисмилляхи ррахмани ррахим.
Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру.
Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага рриза ва зинаталь ‘арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафи валь ватри ва ‘адада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль ‘азыми ва хува хасби (хасбуна) ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру ва салля ллаху ‘аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва ‘аля алигьи ва сахбихи аджма‘ина.
Перевод:
Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).
Месяц Мухаррам: хиджра и пост в день Ашура
Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма бад
По милости Всевышнего Аллаха, 9 августа (2021 г.) начинается новый год по Исламу, т.е. у нас наступает 1443 год по хиджре. Не навруз (22-23 марта) новый год у мусульман, и не 1 января, а именно первый день месяца «Мухаррам». Пусть он будет нам во благо.
Хиджра – это переселение Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) а также его сподвижников и их семей из Мекки в Медину. Это было важнейшим событием в жизни мусульман – и тех, и нынешних. В тот год была построена первая мечеть, было введено празднование пятничного дня, установлен порядок богослужений и пр. Мусульмане признали Пророка (алейхи саляту уа салям) своим правителем. Словом, был заложен фундамент исламской государственности, существующей и по сей день.
Хиджри-календарь
Хиджра произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. От того времени и начинается мусульманское летоисчисление, принятое с 639 г. Его ввёл (уже после ухода из жизни Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радиаЛлаху анху), в связи с необходимостью датирования событий и документов.
Имам Абу Нуайм (рахимахулЛах) пишет:
«Умар (радиаЛлаху анху) приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был послан, некоторые сказали — со времени переселения. Умар (радиаЛлаху анху) сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И было это в 17 году от Хиджры». (См.: «Ат-Тарих»)
Выдающийся учёный Ибн Абидин аль-Ханафи (рахимахулЛах), в пятом томе своей книги фетв «Укуд-уд дурриййе» пишет:
«Летоисчисление у мусульман с веления Умара (радиаЛлаху анху). Первый день месяца Мухаррам единогласным согласием Асхаби-кирам был принят началом летоисчисления мусульманской эры (хиджры)».
Мусульманский календарь – лунный. Год в нём составляет 12 месяцев, т.е. 12 оборотов Луны вокруг Земли. Месяц начинается с рождения новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому, по мусульманскому календарю, год короче, чем по солнечному, и составляет 354-355 дней.
Названия месяцев хиджри-календаря перешли из солнечно-лунного календаря, которым пользовались древние арабы.
Месяц Мухаррам
Поистине месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Коране:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)
«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном». (Аль-Бухари)
Каждый из нас должен помнить о том, что награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. И наоборот, если кто-то в Мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен, и он понесет огромный убыток, о чем и предупредил нас Всевышний:
فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ
«Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)
Ибн Касир (рахимахуЛлах) пишет:
«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Аллах». (Тафсир суры «ат-Тауба», 36 аят)
Пост в этом месяце
Также, не стоит забывать про пост в этом благословенном месяце. Наша мать Аиша (радиаЛлаху анха) передала следующий хадис:
«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари)
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) также сказал:
«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме». (Муслим)
Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах), комментируя данный хадис, пишет:
«Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами. При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность». (См.: «Исламские месяцы», стр. 8)
Также передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней». (Табарани; ат-Таргыб, т. 2, стр. 114)
Большинство ученых склоняется к тому, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не постился в течение месяца за исключением Рамадана.
Данные хадисы всего лишь побуждают увеличить количество постящихся дней и учит относиться к Мухарраму более внимательно. Если кто-то будет поститься все 30 дней Мухаррама, то это сунна, и он удостоится награды.
Ханафитские учёные сошлись во мнении, что пост в запретном месяце является одобряемым делом. Доказательством их словам служит хадис от Муджиба аль-Бахилия. Смысл данного изречения в том, что один человек постоянно держа пост, довел себя до ужасного состояния. В отличии от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), который постился и отдыхал, он постился каждый день в течение всего года. И вот он подошел к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и спросил:
«О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» (Пророк, салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я — аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». Пророк, (салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сказал: «Ты сам себя мучил!», — а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям сказал): «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», — (и тогда Пророк салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)», — сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул. (Абу Дауд)
Десятый день месяца Мухаррама (18 августа) называется «Яум Ашура» — днем Ашуры. Несколько тысяч лет назад именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (алейхиссалам) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными евреями. После переселения — Хиджры, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) увидел иудеев соблюдающих пост. Он (салляллаху алейхи уа саллям) задал им вопрос о смысле поста.
Сообщается, что Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал:
«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса (алейхиссалам) стал поститься в этот день». Тогда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари)
В первые годы Ислама пост Ашура был обязательным, но потом было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Масгуда (радиаЛлаху анху):
«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)». (Муслим)
Когда люди спросили ибн Аббаса (радиаЛлаху анху) о посте Ашура, то он ответил так:
«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана». (Муслим)
Пост в день Ашура послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим)
Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах) пишет:
«Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:
– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.
Причиной этому, как говорил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (салляллаху алейхи уа саллям) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура». (См.: «Исламские месяцы», стр. 9)
ИншаАллах эти два дня приходятся на 17-18 или 18-19 августа.
С началом 1443 года по хиджре братья и сёстры. Пусть в этом году мы больше будем поклонятся Аллаху Свят Он и Велик, и это у нас будет принято. Аминь
Как мусульмане проводят месяц Мухаррам?
Хвала Всевышнему, бесконечный салават и салям нашему Пророку – господину всех пророков, его семейству и сподвижникам.
В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном» (аль-Бухари).
Аллах возвеличивает любое время и место, какое Он пожелает.
«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим). Месяцем Аллаха Мухаррам назван из-за его почётности. Аль-Кари сказал, что имеется в виду весь месяц. Но всё-таки не установлено, что Пророк ﷺ соблюдал пост весь месяц, кроме Рамадана. Этот хадис считают побуждающим к увеличению количества дней, во время которых соблюдается пост. (Ан-Навави).
Аль-Иззу ибн Абд аль-Салам сказал: «Аллах увеличивает вознаграждение за совершённые дела, как, например, вознаграждая в большей степени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, и также в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллаха к Его рабам в этот день…» (книга «Кава’ид аль-Ахкаам»).
Отличие дня Ашура у мусульман
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк ﷺ прибыл в Медину и увидел, что иудеи постились в день Ашура. Он спросил: “Почему вы поститесь?” Они ответили: “Это почётный день, в этот день Аллах спас сынов Изралиевых от их врагов, поэтому Муса (мир ему) постился в этот день”. Он ﷺ сказал: “Мы более достойны Мусы (мир ему), чем вы”. Он постился в тот день и предписал поститься в тот день“» (имам аль-Бухари).
Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Передано, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Люди во времена джахилии обычно постились в этот день…» Аль-Куртуби сказал: «Возможно, у курайшитов это было обычаем, потому что они основывались на прошлом законе, следуя за Ибрахимом (мир ему)». Также передали, что Пророк ﷺ обычно постился на Ашура в Мекке, до того как переселился в Медину. После переселения он узнал, что иудеи особо отмечают этот день, и на его вопрос о причине они ответили так, как изложено в вышеуказанном хадисе. Он повелел мусульманам отличаться от иудеев и не отмечать этот день как праздник. (Ибн Хаджар, «Фатх аль-Баари Шарх ‘аля Сахих аль-Бухари»)
Достоинства поста в день Ашура
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха ﷺ столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль-Бухари).
Пророк ﷺ сказал: «Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим). Это проявление щедрости Творца к нам: в посте в течение одного дня – искупление за грехи целого года.
Каким днём считается день Ашура
Ан-Навави сказал: «Ашура и Тасуа – слова с буквами удлинения, как известно из книг по арабскому языку. Мнение большинства учёных: “Ашура – десятый день Мухаррама, и Тасуа – девятый день. Таково ясное значение хадисов и то, что мы понимаем из общей формулировки. И это также то, что обычно понимается учёными языка”. (аль-Маджмуу). Ашура – исламское название, которое не было известно во времена джахилии» («Кашшаф аль-Кина»).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ приказал нам поститься на Ашура, десятый день Мухаррама» (Тирмизи).
Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха ﷺ ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, иншааллах, мы будем поститься также на девятый день”. Но так случилось, что Посланник Аллаха ﷺ скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).
Аш-Шафии, его ученики, Ахмад, Исхак и другие передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк ﷺ постился в десятый день и намеревался поститься в девятый». На этом основании можно сказать, что существуют различные степени поста Ашура: наименьшая из них – пост только на десятый день, а лучшая – пост на девятый и десятый дни. Чем больше поститься в этот месяц, тем лучше.
Мудрость желательности поста в девятый день Мухаррама
Аль-Навави сказал: «Учёные – наши сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:
1. Чтобы отличаться от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).
2. Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.
3. Для предостережения, чтобы удостовериться, что пост приходится на десятый день, в случае если существует какая-то ошибка в наблюдении луны в начале Мухаррама и девятый день на самом деле является десятым.
Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “Возможно, под постом на девятый день имелось в виду не то, что он ограничит себя тем днём, а то, что он присоединил бы его к десятому, или необходимость отличия мусульман от иудеев и христиан, что более достоверно, как об этом свидетельствуют некоторые хадисы, переданные имамом Муслимом”». (Фатх, № 4/245)
О соблюдении поста лишь в день Ашура
В книге «Тухфат аль-Мухтаадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: «Нет ничего предосудительного в соблюдении поста лишь в день Ашура» (раздел о желательном посте). Пост в этот день соблюдается, даже если это пятница или суббота.
Нежелательно поститься только в пятницу, если не добавить к пятнице другой день. Человек может соблюдать пост в пятницу, если это совпадает с его привычным постом (например, он постится через день), или он постится выполняя обещание (назр), или он соблюдает пропущенный обязательный пост; то же самое относится и к посту в дни, предписанные Шариатом, как Ашура или Арафа. («Тухфат аль-Мухтаадж»)
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Достоинства месяца Мухаррам
О достоинстве месяца Мухаррам и дня Ашура
Завершился 1441-й год по Хиджре и наступил новый год. Эта дата важна для того, чтобы мы могли оценить самих себя и свои поступки. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Отчитывайте себя, пока вас не отчитали, и взвесьте свои деяния, пока вам их не взвесили». Нужно проанализировать поступки прошедшего года, раскаяться в содеянных грехах с твёрдым намерением больше к ним не возвращаться. Наступивший месяц Мухаррам, являющийся первым месяцем мусульманского календаря нового года, должен пройти в поклонении Всевышнему Творцу – это даст силы, иншааллах, и остальные месяцы провести, тоже делая хорошие запасы благих дел для мира иного.
Имам Газали в книге «Ихьйя» пишет: «Если провести месяц Мухаррам в поклонении, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года». За благие деяния в месяце Мухаррам Аллах щедро вознаграждает Своего раба, особенно за соблюдённые посты. В хадисе сказано: «После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам» (имам Муслим, № 1163).
Имам ан-Насаи в своём сборнике пишет, что Абу аз-Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), какая ночь лучше и какой месяц самый достойный, и Пророк (мир ему и благословение) ответил, что лучшая ночь – это её середина (то есть в каждой ночи есть благо – в её середине), самый достойный месяц – это месяц Аллаха, который называется Мухаррам».
Учёные комментируют, что самым достойным месяцем Мухаррам считается после месяца Рамадан. Ещё считается достоинством месяца Мухаррам, что в нём есть день Ашура, который приходится на десятое число Мухаррама. Это день, когда Аллах спас Пророка Мусу (мир ему) и его народ, день, когда утонул Фараон. За соблюдение поста в этом месяце и особенно в день Ашура награда очень велика. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим постом после Рамадана является пост в месяц Аллаха Мухаррам» (имам Муслим, № 1982).
Достоинство дня Ашура
Пост в этот день смывает грехи прошедшего года. Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передаёт, что у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день Ашура, и он ответил: «Смывает грехи ушедшего года» (имам Муслим, № 2804). Кази Йияз сказал: «В хадисе подразумевается прощение малых грехов, но не больших. Таков путь ахлю сунны. Большие грехи смываются покаянием или милостью Аллаха» (см. в книге «Аль-Маджму шархуль мухаззаб», № 431/6).
Пророк (мир ему и благословение) выделял этот день. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём, нежели в этот день Ашура» (имам Бухари, №1867).
Пост в этот день является выражением благодарности Аллаху за спасение в день Ашура верующих и следование за Пророком Мусой. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел, что иудеи соблюдают пост в день Ашура, он спросил о причине, и они ответили: «Потому что в этот день Аллах спас Мусу». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «У нас больше прав на Мусу». Пророк (мир ему и благословение) начал соблюдать пост и других к этому призвал.
В Торе написано, что тот, кто подаст милостыню в день Ашура, подобен тому, кто дал всем просящим. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто будет щедрым для своей семьи в день Ашура, для него Аллах будет щедрым до окончания этого года» (имам Байхаки). По поводу этого хадиса ибн Уяйна (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы это пробовали то ли пятьдесят, то ли шестьдесят лет и не видели ничего кроме добра» (см. в книге «Лятаифуль Маарифлиль-Ханбали», стр 42).
В Египте был человек, который не имел ничего, кроме той одежды, что была на нём. Однажды он совершил утренний намаз в мечети Амру ибн Аса.
Женщины в эту мечеть приходили в день Ашура, чтобы поучаствовать в коллективной молитве (дуа). И в этот благодатный день Ашура одна женщина обратилась к нему с просьбой: «Дай мне что-либо ради Аллаха, чтобы я смогла помочь своим детям». Он ответил: «Хорошо». Вернулся с ней домой, попросил её подождать, снял одежду и, высунув через дверь, отдал ей. Она его поблагодарила, сказав: «Да оденет тебя Аллах райским украшением». В эту ночь он увидел себя во сне рядом с красивой райской гурией, в руках которой было яблоко с прекрасным ароматом. Она расколола яблоко, и там было одеяние. Он спросил у неё: «Кто ты?» Она ответила: «Я Ашура, твоя жена в Раю». После этого он проснулся и почувствовал дома прекрасный аромат; встал, совершил омовение, сделал два ракаата намаза и взмолился: «О Аллах, если это истинная моя жена, которая будет в Раю, то забери меня к ней». Аллах ответил его мольбе, и он умер в тот же миг. (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 234.)
В эту ночь есть возможность искупаться в воде Зам-зам. В книге «Равзу аль-Фаик», на стр. 219 написано следующее: «В ночь Ашура Всевышний Аллах добавляет воду Зам-зам в другие воды, и тот, кто искупается в этот день, получит безопасность от болезни на протяжении всего года».
В этот день даже животные и насекомые соблюдают пост. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт от Фатха ибн Шахрафа, что он сказал: «Я каждый день крошил хлеб для муравья, а когда наступал день Ашура, муравей не кушал».
Передал Абу Муса аль-Маданию с иснадом от Кайса ибн Убада, что он сказал: «Я узнал, что дикие звери соблюдали пост в день Ашура». Также с иснадом, исходящим от ибн Убада, рассказывается о человеке, который пришёл в пустыню в день Ашура и там увидел людей, закалывающих животных. Он их спросил о причине этого действия, и ему рассказали, что дикие животные соблюдают пост. Они ему сказали: пойдём с нами, мы тебе покажем. И они вместе с ним пришли в сад. После наступления времени предзакатной молитвы со всех сторон пришли животные, окружили сад и, подняв головы к небу, не кушая ничего, так и находились, пока не взошло солнце. А после захода солнца животные поспешили и начали кушать (то, что закалывали люди)» (см. в книге «ЛятаифульМаарифлиль-Ханбали», стр. 41).
Соблюдение поста в девятый день Мухаррама, за день до Ашура
Является желательным верующему соблюдать пост и в девятый день вместе с днём Ашура. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда в день Ашура Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост и велел другим поступать так же, люди спросили: “О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), это же день возвеличивания христиан и иудеев”, и тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: “В следующем году, иншааллах, мы будем соблюдать пост и в девятый день”». Но Пророк (мир ему и благословение) до следующего года не дожил. Имам аш-Шафии и его последовали, а также Ахмад, Исхак и другие сказали: «Желательно всем соблюдать пост в девятый день, потому что Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост в день Ашура и сделал намерение соблюсти его в девятый день».
Имам ан-Навави сказал: «Учёные упомянули несколько мудрых причин соблюдения поста в девятый день:
– цель соблюдения поста в девятый день – чтобы отличиться от иудеев;
– цель связывания дня Ашура с девятым днём подобен запрету соблюдать пост только в один пятничный день;
– в этом есть осторожность: в день Ашура может получиться так, что луну точно не видели, допустили ошибку и т. п.; в этом случае девятый день в действительности окажется десятым днём (если была допущена ошибка)». (См. в книге «Шарх аля Сахих Муслим», № 254/8–7.)
Как лучше соблюдать пост?
Самый лучший вариант – это соблюдать пост девятого, десятого и одиннадцатого числа. Учёные считают, что это самый лучший и полноценный способ, потому что в некоторых версиях хадиса говорится: «Соблюдайте пост за день Ашура и после Ашура». Кто будет соблюдать пост таким образом, на его счету соблюдённых постов окажется на день больше, ведь соблюдение поста в этом месяца достойнее, чем в остальных, не считая месяц Рамадан. В соблюдении поста таким способом есть успокоение для души и твёрдая убеждённость в том, что, если даже возникнут противоречия относительно видения луны, у человека, соблюдающего пост три дня, день Ашура не пропадёт.
Другой вариант – это соблюдение поста в девятый и десятый день. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) делал именно так и говорил: «Соблюдайте пост в девятый и десятый день, отличайтесь от иудеев». В этом есть и страховка, чтобы не упустить день Ашура, если возникнут противоречия.
И последний вариант – это соблюдать пост только в день Ашура. Если человек будет поститься только один день, так тоже засчитается, но большинство учёных считают это нежелательным. Намерение делается так: «Я намереваюсь соблюдать желательный пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть посты, которые он обязан возместить, то ему следует сделать намерение только на возмещение постов, к примеру: «Я намереваюсь возместить пост месяца Рамадан такого-то года ради Аллаха».
Молитва, читаемая в день Ашура
Сначала 70 раз читают следующую молитву: «Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру». Затем 7 раз читают эту молитву: «Бисмилляхи ррахмани ррахим. Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ва нигма ннасыру. Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага риза ва зинаталь арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафъи вальватри ваадада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль азыми вахува хасби (хасбуна) ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру васалляллаху аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва аля алигьи васахбихи аджмаина».
«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь). Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь)».
Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.