охрана жизни и укрепление здоровья ребенка это условие физического воспитания
Охрана жизни и здоровья в ДОУ
В образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей.
Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медсестра, заведующая.
Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности.
В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек.
Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил.
Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.
Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют.
Все ямы на участка засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка.
Все игровые снаряды находятся в исправности.
Во время зимы все здания и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.
О наличии заболеваний воспитатели сразу сообщают медицинскому работнику.
Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в нашем в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому так важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:
• Рациональная двигательная активность
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:
1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
4 Формирование культурно-гигиенических навыков.
5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6 Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1 Обеспечение баланса
2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3 Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1 Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2 Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3 Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4 Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание- еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.
Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специальные виды закаливания, как правило, не применяются в детском саду.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей
Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
— формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровьяосуществляется по нескольким направлениям:
-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня,применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей,бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.)
-Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).
Дидактические игры и упражнения «Безопасность жизни и здоровья» «Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения. Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности.
Памятка для родителей «Охрана жизни и здоровья ребенка в ДОУ» 1 Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передавайте ребенка лицам, не достигшим 16-ти летнего возраста. Необходимо заранее.
Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Профилактика безопасности жизни и здоровья детей. Стихотворение «Опасно! Тонкий лед!» Опасно! Тонкий лед! Т. Гурина Весна спешит во все дворы, И снег повсюду тает, Веселье, смех у детворы: Как солнце пригревает! Бегут в проталинках.
Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень (5 часть) 10 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология, как наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на.
Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (3 часть). 8 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.
Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (4 часть) 9 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.
Консультация «Сохранение и укрепление здоровья детей, и воспитание привычки к ЗОЖ и основам безопасности»
Галина Завалишина
Консультация «Сохранение и укрепление здоровья детей, и воспитание привычки к ЗОЖ и основам безопасности»
«СОХРАНЕНИЕ УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
И ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ
ЖИЗНИ И ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
Подготовила воспитатель МК ДОУ №16 г. Ефремов Завалишина Г. М.
«Береги здоровье смолоду!»— эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка для того, чтобы у человека выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического и физического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни и здорового образа жизни.И мы : педагоги,должны привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому необходимо развить у детей самостоятельность и ответственность. Всё, чему мы детей, они должны применять в реальной жизни.Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
*занятия физкультурой, прогулки;
*рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены : закаливание,создание условий для полноценного сна ;
*дружелюбное отношение друг к другу,развитие умения слушать и говорить,умения отличать ложь от правды ;
*бережное отношение к окружающей среде, к природе ;
*медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций ;
*формирование понятий «не навреди себе сам»
В нашей группе созданы благоприятные условия для эмоционально-комфортного пребывания детей,воспитания у них привычки к здоровому образу жизни.
Ежедневно мы проводим утреннюю гимнастику, которая вызывает у детей положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, воспитывает внимание, целеустремлённость, даёт высокий оздоровительный эффект. На занятиях, требующих от детей умственной напряжённости, проводим физкультминутки, целью которых является переутомление детей, восстановления умственной работоспособности, активизация мышления, создания положительных эмоций и повышения интереса к занятиям.
Занятия по физической культуре и плаванию, проводимые специалистом, способствуют общему оздоровлению детей, развитию у них выносливости,физических качеств, двигательных и плавательных умений, основных видов движений ; воспитывают у детей такие нравственно-волевые качества,как выдержка, целеустремлённость, взаимопомощь,самоконтроль,инициативность,самостоятельность,произвольное поведение.
Ежедневно, по мере пробуждения детей,мы проводим гимнастику пробуждения в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки стопы. Развитию физических качеств и двигательных умений воспитанников способствуют физические досуги, различные эстафеты.
Особое внимание мы стараемся уделять организации самостоятельной двигательной активности детей, так как это способствует укреплению здоровья детей, улучшению их физического развития. В нашем физкультурном центре имеется разнообразное физкультурное оборудование для развития ОВД (ленточки, мячи,кольца,флажки) Большой интерес у воспитанниковвызывают игры с нестандартным физкультурным оборудованием: «Поймай комарика», «Набрось кольцо», «Допрыгни до флажка».
Организуя самостоятельную двигательную деятельность детей,мы в первую очередь,обеспечиваем им достаточное место для движений, необходимое количество пособий,а для поддержания интереса – их сменяемость.
Для того,чтобы дети были активны мы изучаем круг интересов детей,оказываем помощь : подсказываем, советуем,подбадриваем, вселяем уверенность. Мы,воспитатели, создаём доброжелательную атмосферу в группе, участвуем в играх, упражнениях вместе с детьми. С этой целью насыщаем жизнь наших воспитанников проблемными ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить основные движения,решать с помощью движений различные задачи, тем самым побуждаем ребёнка встать в позицию субъекта познания. Проблемную ситуацию конструируем таким образом, чтобы ребёнок сам поставил цель деятельности, выбрал нужные предметы,самостоятельно получил нужный результат.Например: «Как можно бегать,не сбивая предметы?», «Как по разному пройти по дорожке? (на носках, боком, прямо)».
Особое внимание мы уделяем интеграции оздоровительной деятельности в образовательной. На познавательных занятиях продолжаем знакомить детей с понятием «витамины». Даём детям в руки натуральные овощи, фрукты, для сенсорного исследования (нюх, форму, вкус).А так же проводим игры : «Узнай по описанию», «Узнай по вкусу» и другие.
В процессе работы по формированию у детей зож,особое внимание уделяем валеологическому просвещению дошкольников.С этой целью проводим познавательные беседы на темы : «Откуда берутся болезни?»
«Один дома», «Когда тебе грозит опасность?», «Как нам помогают глаза?»,
«Кожа-главная одежда человека», «Где живут витамины?», «Правила поведения и общения».
На занятиях ОБЖ,продолжаем знакомить детей с понятием «Улица», «Дорога».Проводим поэтому поводу беседы, рассматриваем иллюстрации.
Таким образом,проводимая с детьми работа по формированию ЗОЖ,дала следующие положительные результаты :
*дети умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений ;
*уменьшилось число малоподвижных детей ;
*возросла самостоятельность в двигательной деятельности;
*самостоятельны в самообслуживании;
*владеют культурно-гигиеническими навыками ;
*интересуются своей внешностью;
*общительны,с желанием идут в детский сад.
Организуя работу с родителями,мы содействуем формированию потребности семьи в здоровом образе жизни. С этой целью проводим групповые и индивидуальные консультации о значении соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, особенностях рационального питания,формирования культурно-гигиенических навыков, правилах этикета, закаливания. Ежедневно рассказываем вечером о том, как прошёл день в детском саду, что нового и полезного узнали дети.
В дальнейшем, работа по формированию здорового образа жизни нами будет продолжена.
Список используемой литературы:
1. Т. Л. Богина «Охрана здоровья детей в ДОУ».М. : «Мозаика-синтез»,2006г.
2. М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим». Москва ТЦ Сфера,2004г.
3. М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Санкт-Петербург,2010г.
4. Л. Ф. Тихомирова «Уроки здоровья». Ярославль. Академия развития,2003г.
5. Т. А. Шорыгина «Беседа о здоровье». Творческий центр. Москва, 2008г.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников главное условие качества образования Доклад на педсовет «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников главное условие качества образования» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.
Конспект режимного момента — утренней гимнастики «Сохранение и укрепление здоровья детей в зимнее время года» Возрастная категория: старшая Цель: создать у детей положительный эмоциональный настрой на предстоящий день. Задачи: Образовательные:.
Обобщение семейного опыта «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать.
Протокол родительского собрания №4 от 31 мая 2016 г. «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Повестка дня: 1. Выступление на тему: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». (воспитатель Писарева Широкова Е. А.) 2. Выступление.
Презентация «ДОУ — региональная площадка по теме «Укрепление здоровья и формирование понятий о ЗОЖ у детей с нарушением речи» Тема: «Укрепление здоровья и формирование понятий о здоровом образе жизни у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста» Актуальность.
Родительское собрание в старшей группе «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа) Цель: ознакомить родителей дошкольников с основными.
Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста» Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях Щербакова Н. Н. г. Пыть-Ях, 2017 «Сохранение и укрепление.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о ЗОЖ Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом.
Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ
Ольга Тюхина
Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
— Охрана и укрепление здоровья детей;
— Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка;
с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств;
— Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
— Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— Обеспечение физического и психического благополучия.
В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят:
-создание материально-технических условий в ДОУ;
— выполнение санитарно-гигиенических требований;
-организация полноценного питания и рационального режима дня;
— создание оптимальной двигательной деятельности детей;
— организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий;
— диспансеризация и медицинский контроль;
— работа по формированию здорового образа жизни;
-работа с родителями.
Физкультурно-оздоровительнаяработа не может состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально –технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования и содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Физическое воспитание детей В МАДОУ № 13 направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия с осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года.Используемые формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, и другие.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала, спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей. Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления.
Гимнастика после дневного сна
Спортивные игры и упражнения
День здоровья
К ним относятся: витаминотерапия, употребление в пищу чеснока и лука, полоскание горла солёным раствором витаминизация настоями трав, гимнастика для глаз, коррекционно-развивающие занятия у психолога, занятия по ОБЖ.
Помимо традиционных форм оздоровления, которые повышают устойчивость ребенка к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места.К ним относятся: полоскание горла отварами трав, фито чай витаминный, фитонцидотерапия (лук, чеснок, коррекционные физкультминутки, коррекционная гимнастика, подвижные игры с элементами основных видов движений, спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т. д.
Существуют нетрадиционные формы оздоровления, которые помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие,активизировать защитные силы организма: музыкотерапия, аутотренинг, психотерапия, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, «Дорожки здоровья», элементы дыхательной гимнастики, релаксация, игрогимнастика, игротанец, ароматотерапия.
Мониторинг, диспансеризация – это система медицинского контроля за ростом и развитием детей.
Основная цель работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.
Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей.
От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Остановимся подробнее на формах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Ежедневно во всех возрастных группах организовываются такие формы физического воспитания детей как:
• утренняя гимнастика в зале или на воздухе в зависимости от сезона;
• разнообразные подвижные игры в течение всего дня;
В соответствии с учебным планом дошкольного учреждения проходят
занятия по физической культуре (групповые и подгрупповые). Дни здоровья, физкультурные праздники и досуги, туристические походы проходят в соответствии с планом проекта «Маленький турист».
По мере необходимости организуется индивидуальная работа, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Ежедневно утреннюю гимнастику проводит инструктор и физического воспитания и воспитатели. Утренняя гимнастика проходит с музыкальным сопровождением. Также гимнастика используется в процессе организации динамических пауз.
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Подбирая комплексы утренней гимнастики обращаю внимание,на то чтобы они были направлены на различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
При проведении утренней гимнастики в помещении строго соблюдаются гигиенические правила. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание, в спортивной обуви. Утренняя гимнастика в группах раннего и младшего дошкольного возраста проводится воспитателями игровой форме, подбираются сюжетные комплексы либо упражнения имитационного характера.
В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети ЧДБ и дети ОВЗ при организации физкультурных занятий осуществляется индивидуальный подход с учётом их диагнозов.
Выбор способа организации детей на занятии (индивидуальный, групповой, поточный, фронтальный, метод круговой тренировки) осуществляется в зависимости от формы организации занятия (подгруппа или группа) и задач, решаемых на занятии.
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности; включаются подвижные игры, аттракционы, эстафеты.
Особенно интересно проходят спортивные мероприятия с участием родителей. На таких соревнованиях обязательно присутствуют веселье, радость. Складываются хорошие дружеские доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, у детей между собой.
День здоровья – это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Когда день здоровья проходит в нашем дошкольном учреждении,то его активными участниками становятся все субъекты образовательного процесса: дети, родители, педагоги и другие сотрудники.
Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках физкультурно-оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия дошкольного учреждения с родительской общественностью.
Тема 2.2.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется всем коллективом сотрудников дошкольного учреждения.
Заведующая дошкольным учреждением создает необходимые условия, осуществляет общее руководство и контроль качества проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Старший воспитател) дошкольного учреждения осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует различные формы повышения квалификации педагогов в области физической культуры дошкольников, приобретает необходимую методическую литературу.
анализирует эффективность физкультурно-оздоровительной работы, проводимой воспитателями.
систематически узнает наиболее интересный опыт работы других дошкольных учреждений, использование нестандартного оборудования, применение инновационных оздоровительных технологий.
Медицинские работники проводят лечебно-профилактические мероприятия:
• Комплексную оценку состояния здоровья детей: сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций;
•Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение санитарно-гигиенических условий содержания помещений, предупреждение переохлаждения и перегревания детей, формирование культурно-гигиенических навыков;
• Медицинский контроль состояния здоровья детейв процессе занятий физическими упражнениями: допуск детей к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, качественная и количественная оценка эффективности физкультурного занятия.
Воспитатель работает в тесном контакте со специалистами по физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительныемероприятия в режиме дня:
• Упражнения между занятиями и на прогулке;
• Самостоятельную двигательную деятельность детей.
Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботиться о соблюдении гигиенических норм в помещении и на участке, чистоты и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, помогает подготовить детей к физкультурному занятию, к прогулке, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.
Музыкальный руководитель и другие специалисты обеспечивают на занятиях охрану здоровья детей, взаимодействуют со специалистом по физической культуре в организации комплексных занятий, участвуют в подготовке и проведении физкультурных праздников.
Инструктор по физической культуре
отвечает за организацию всей физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.В его обязанности входит:
• Определение и реализация целевых установок, содержания и методики образования дошкольников в области физической культуры;
• Применение средств и методов определения и оценки физического состояния детей в условиях дошкольного учреждения;
• Консультирование родителей и педагогов дошкольного учреждения по проблемам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в области физической культуры;
• Осуществление мероприятий по профилактике заболеваний дошкольников средствами физической культуры;
• Применение средств и методов двигательной реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
• Организационное обеспечение процессов обучения, воспитания и развития дошкольников в области физической культуры.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что построить эффективную систему физкультурно оздоровительной работы в ДОУ возможно лишь в тесном взаимодействии всех сотрудников детского сада. Это трудоемкая и сплоченная
НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колокольчик» г. Светлоград Петровского.
Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности.
Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.
Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими.
Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.
Сохранение и укрепление здоровья детей в ясельной группе «Колобок» Сохранение и укрепление здоровья детей в ясельной группе «Колобок» Для сохранения и укрепления здоровья детей используются следующие методы,.
Консультация для родителей «Укрепление здоровья детей в летний период» дошкольном возрасте важнейшим является: охрана жизни ребенка, укрепление его здоровья, совершенствование функций организма содействие его.
Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ Сoхранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния.