общественно политическая жизнь культура 20е гг
Культура советского общества в 1920-1930-е гг.
Идеологические основы советского общества в 1920—1930-х гг
Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:
Культурная революция. Новые тенденции в культурной жизни страны
Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.
С начала 1930-х гг. приобрела популярность программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях — «Готов к труду и обороне» (ГТО). Она заняла важное место в созданной советским государством единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, после прихода большевиков к власти, многие представители российской интеллигенции не приняли революцию и эмигрировали (И. Бунин, С. Рахманинов, К. Бальмонт и др.). Широкую известность получил так называемый «Философский пароход» (1922), подразумевавший насильственную высылку неугодных новой власти деятелей культуры. Некоторые из них, как Н. Гумилёв, были расстреляны. В то же время среди тех, кто позитивно отнёсся к изменениям в стране, были В. Маяковский, А. Блок, К. Малевич, К. Станиславский и др.
Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.
Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.
В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.
Для развития гуманитарных наук определяющим стало появление «Краткого курса истории ВКП(б)» И. Сталина (1938). Как лженауки были заклеймены психология, генетика, социология.
Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).
В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).
Открытием в литературе 1930-х гг. стали произведения М. Шолохова, А. Твардовского. Важнейшими составляющими советской культуры были театр и кинематограф. Популярностью пользовались постановки московских театров им. Е. Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры и др. Фабриками кино стали киностудии «Мосфильм», «Ленфильм», Киевская киностудия. Новые художественные формы воплощались в фильмах А. Довженко, С. Эйзенштейна.
Ликвидация неграмотности, создание системы образования
В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.
Ключевые даты
Основные понятия
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие черты были присущи социалистическому реализму?
Ответ. Народность, идейность, конкретность.
Общественно-политическая жизнь в 20-е годы
В декабре 1921 г. Ленин предложил реорганизовать ВЧК, ограничив ее функции решением политических задач. ВЦИК реформировал ВЧК, передав ее функции НКВД. После образования СССР было учреждено единое самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности ОГПУ при СНК СССР под председательством Ф.Э. Дзержинского. В 1922 г. были приняты Уголовный, Гражданский, Земельный кодексы и Кодекс о труде, создана Государственная прокуратура, проведена судебная реформа.
20-е гг. стали временем острейшей внутрипартийной борьбы. Состоявшаяся в августе 1922 г. 7-я конференция РКП(б) признала антигосударственными все антибольшевистские партии и течения.
Были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий и течений. Начались политические процессы над бывшими соратниками по политической борьбе — представителями эсеров.
В 1923 г. большевики решились на конфронтацию с меньшевиками, по разработанной секретной инструкции ЦК РКП(б) часть меньшевиков была выслана за границу, а полностью партии эсеров и меньшевиков прекратили деятельность в середине 20-х гг.
В борьбе за власть политическая верхушка коммунистов все чаще стала использовать репрессивный аппарат ОГПУ, раскрывая несуществующие заговоры и карая за несовершенные преступления. Так, в 1922 г. было сфабриковано дело против группы российских ученых и деятелей культуры в Петрограде. Из страны по инициативе Ленина были высланы 160 человек; расстреляны поэт Н.С. Гумилев и профессор М.М. Тихвинский. К середине 20-х гг. в списке политических эмигрантов оказались многие выдающиеся люди: И. Бунин, С. Прокофьев, А. Куприн, А. Толстой, М. Горький, С. Рахманинов и др.
В 1922 г. продолжилась травля служителей церкви. По сфабрикованным делам был обвинен в контрреволюционной деятельности патриарх Тихон, в 1925 г. репрессирован и сослан его преемник митрополит Петр.
Под давлением большевиков в 1927 г. митрополитом Сергием был подписан указ, обязывающий священнослужителей покинуть церковь в случае несогласия с политикой власти. Это вызвало протест у части священнослужителей, которые объединились вокруг митрополита Иосифа, впоследствии также репрессированного.
В декабре 1922 г. ухудшилось состояние здоровья Ленина. Продолжая работу, он написал несколько статей и писем к съезду. Они получили название «Политическое завещание Ленина», в них была дана отрицательная характеристика Троцкому, Бухарину, Каменеву, Зиновьеву и Сталину.
Последующие статьи были посвящены необходимости реформирования правительства, а также вопросу перехода власти. Некоторые статьи так и не были опубликованы.
Смерть Ленина обострила внутрипартийную борьбу. 13-й съезд партии отклонил предложение о смещении с должности Генерального секретаря Сталина.
В 1924 г. с началом критики Л. Троцким «правых уклонистов» — Зиновьева и Каменева — внутрипартийная борьба усилилась.
В ходе дискуссии с Троцким Сталин сформулировал свое видение построения социализма в отдельно взятой стране.
Против этого выступила «новая оппозиция» (Зиновьев, Каменев, Сокольников, Крупская). Однако в ходе 14-го съезда Сталин одержал победу над этим оппозиционным блоком.
В апреле 1926 г. началось оппозиционное движение, получившее название «объединенная оппозиция», насчитывающая несколько тысяч членов. Были созданы подпольные организации, начались дискуссии в партийных ячейках. В июле 1926 г. оппозиция открыто выступила на пленуме ЦК, но из-за отсутствия единства этот блок потерпел поражение, его участники были исключены из партии.
В 1928 г. в Москве прошло «Шахтинское дело». По обвинению во вредительстве и шпионаже были привлечены к ответственности 50 горных инженеров из числа старых специалистов. Суд под председательством А.Я. Вышинского вынес пять смертных приговоров. По стране прокатилась волна арестов и увольнений.
Презентация на тему Общественно- политическая жизнь и культура России в 20-е годы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Общественно-политическая жизнь. Культура в 20-е годы. Учитель истории :Колупаева Марина Валериевна 11 класс
План изучения нового материала Политические приоритеты компартии Общественные организации. Церковь. Внутрипартийная борьба Новый этап «культурной революции»
Общественные организации. Церковь. В.И. Ульянов /Ленин/ «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Из записки В.И. Ульянова /Ленина/. 19 марта 1922 г.
Повсеместное закрытие храмов Конфискация имущества церкви для революционных нужд Аресты священнослужителей Лишение их избирательных прав Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. Общественные организации. Церковь. Патриарх Тихон 1923 г. – обращение патриарха Тихона к епископату, духовенству и мирянам с призывом «являть примеры повиновения существующей гражданской власти, в согласии с заповедями Божиими».
Внутрипартийная борьба Сталин является «выдающимся вождём», но «слишком груб» и неспособен правильно распорядиться своей властью. Троцкий «самый способный человек в настоящем ЦК», однако страдает чрезмерным самомнением и склонен к авторитаризму. Зиновьев и Каменев в 1917 году вообще были против Октябрьской революции, однако этот «октябрьский эпизод» «мало может быть им ставим в вину»
Работа с учебником §17, с.134-136, заполнение таблицы Название оппозиции Время возникновения Состав Что отстаивали Когда и как прекратила существование
Причины победы Сталина в борьбе за власть Умелое использование в борьбе с оппозицией аппаратного ресурса, расстановка своих сторонников на ключевые посты Сталину удалось выставить себя в качестве защитника ленинских идей и генеральной линии партии в отношении НЭПа Массовый приём в партию после смерти Ленина укреплял позиции Сталина. Сталину удалось сплотить коалицию из большинства членов Политбюро, демонстрируя свою незаинтересованность в усилении личной власти.
Новый этап «культурной революции» Нуждаясь в специалистах в разных областях знаний, власть поддерживала старую интеллигенцию, обеспечивала сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы. Особенно это касалось тех, кто был связан с укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государства Но ограничивала возможность участия в политической жизни: 1922 г.–создан Главлит (контроль за «враждебными выпадами» против марксизма. Главрепертком (контроль за репертуаром театров) 1922 г. – высылка из страны 160 оппозиционно настроенных учёных и деятелей культуры (Н.А, Бердяев, С.Н, Булгаков, П.А. Сорокин, С.Л. Франк). 1923 г. – массовая чистка библиотек
Новый этап «культурной революции» «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике». Н. Бухарин Декрет СНК от 2 августа 1918 г. давал преимущественное право поступления в вузы рабочим и крестьянской бедноте. Создание рабфаков. К 1925 г. выпускники рабфаков составили половину всех абитуриентов. Начало создания советской интеллигенции.
Новый этап «культурной революции» Разнообразие творческих группировок и течений: Продолжение творческой деятельности представителей культуры Серебряного века Активизация представителей левомодернистских течений (В.Э. Мейерхольд, В.Е. Татлин – конструктивизм в архитектуре) Создание литературно-художественных объединений коммунистической ориентации: Пролеткульт, Российскую ассоциацю пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт искусств (ЛЕФ). Критика и травля «внутренних эмигрантов» и «попутчиков». Создание произведений в духе социалистического реализма (М.Шолохов «Тихий Дон», С.Эйзенштейн «Броненосец «Потёмкин»
Домашнее задание § 17, письменно объяснить значение понятий и выражений. Используя дополнительные источники и материалы Интернета, подготовьте сообщение на тему «Судьбы российской эмиграции» (по желанию).
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
Содержание:
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.
Последствия революции 1917 года и последовавшей после нее гражданской войны носили катастрофический характер для всех сфер жизни страны. Огромное количество образованных людей и интеллигенции выехало за границу, попутно увозя с собой ценные произведения искусства. Экономика пришла в упадок. Политика «военного коммунизма» и неурожай привели страну к голоду и эпидемиям 1921-1922 годов. Важным шагом для восстановления страны из руин, стало принятие в 1921 году новой экономической политики (НЭП) и образования в 1922 году СССР. После отказа от нэпа в конце 1920-х годов началась глобальная индустриализация, которая проходила за счет разорения деревень. Как итог – начались проблемы с продовольствием и новый голод 1932-1933 гг.
Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:
Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.
В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.
Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.
Развивалась эстрада и кинематограф. В 1931 году был снят первый советский фильм со звуком «Путевка в жизнь». Следом появилось на свет множество других произведений кинематографа, где главными героями выступают рабочие люди, а сам фильм проникнут уверенностью в завтрашнем дне. Многие из них за их оптимизм и жизнерадостность, пересматриваются до сих пор представителями разных поколений.
«Культурная революция»
Термин «культурная революция» принадлежит В.И. Ленину. Он впервые употребил его в своей работе «О кооперации». Необходимость такого явления была обусловлена тем, что в СССР 80% людей были неграмотными, наблюдалась большая культурная отсталость. Кроме того, нужно было воспитать «нового человека».
Цели:
В период политики «военного коммунизма» задачей было быстро преодолеть тотальную неграмотность народа. Обучение имело принудительный характер. Проходили изменения в культурном развитии общества в три этапа:
Ликвидация неграмотности, создание системы образования
Для борьбы с тотальной необразованностью населения, в 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Произведена перестройка системы образования. Все учебные заведения были национализированы, а также ликвидирована сословная система обучения. Теперь бесплатное образование могли получить все желающие. Классы были общими для мальчиков и девочек. Для взрослых были открыты вечерние школы и созданы «рабфаки» (рабочие факультеты) для подготовки молодежи к поступлению в ВУЗы. В 1925 году была создана Академия наук СССР.
Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.
В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.
К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.
Общественно-политическая жизнь в стране в 1920-е гг
Завершение гражданской войны потребовало от большевиков изменить систему контроля над общественно-политической ситуацией в стране. В декабре 1921 г. В. Ленин предложил, «в связи с переходом к мирному строительству», реорганизовать ВЧК, ограничив ее компетенцию политическими задачами. Декретом от 6 февраля 1922 г. ВЦИК реформировал ВЧК, возложив ее функции на НКВД, а в составе последнего создал Государственное политическое управление (ГПУ, председатель — Ф. Дзержинский). На местах вместо чрезвычайных комиссий были созданы политотделы.
В ноябре 1923 г. в связи с образованием СССР было учреждено единое для всего Союза самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ, председатель — Ф. Дзержинский, с 1926 г. — В. Менжинский).
Первоначально органы ГПУ были лишены прямых карательных функций: декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 г. извещал, что все преступления, направленные против советского строя, будут разрешаться исключительно в судебном порядке революционными трибуналами или народными судами. Однако через два года в составе ОГПУ появилось Особое совещание с правом внесудебного преследования граждан и вынесения окончательного приговора. В 1927 г. ОГПУ было предоставлено право рассматривать ряд дел во внесудебном порядке, при этом прокуратуре запрещалось самостоятельно возбуждать дела против работников ОГПУ.
В 1922 г. были приняты Гражданский кодекс, Земельный кодекс РСФСР, учреждена Государственная прокуратура. В том же году была проведена судебная реформа: созданы народный суд, губернский суд, Верховный суд республики с выборными судьями и народными заседателями.
В декабре 1921 г. по предложению Ф. Дзержинского ЦК РКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд состоялся в июне—августе 1922 г. Государственный обвинитель Н. Крыленко потребовал высшей меры наказания для 12 из 47 арестованных. В итоге обвиняемые были осуждены на сроки до 5 лет лишения свободы.
Состоявшаяся в августе 1922 г. XII конференция РКП(б) признала все небольшевистские партии и течения «антисоветскими», то есть антигосударственными. Тогда же были закрыты легально издававшиеся газеты и журналы социалистических партий. Однако провести открытый процесс против меньшевиков власти не решились. В июне 1923 г. ЦК РКП(б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками». Часть меньшевиков была выслана за границу в 1922 г. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков.
Летом 1922 г. ГПУ получило право на массовую высылку и ссылку отдельных групп и лидеров интеллигенции за границу и в глубь страны, а также право надзора над печатными органами, профсоюзами и съездами творческих организаций, профессорско-преподавательским и студенческим составом вузов. Наделенное новыми полномочиями, карательные и надзирательные органы активизировали работу среди интеллигенции.
К середине 20-х гг. за границей оказались многие деятели русской культуры— И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Ме-режковский, А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Кандинский, Л. Бакст и др. В 1921 г. выехал на Капри М. Горький. Некоторые из эмигрантов впоследствии вернулись в СССР: А. Толстой, А. Куприн, С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький и др.
В 1928 г. в Москве состоялся показательный судебный процесс над инженерами и техниками шахт Донбасса («Шахтинское дело»). По обвинению во вредительстве и в связях с иностранными разведками к делу было привлечено 50 российских горных инженеров, в большинстве своем «старых специалистов», а также три немецких специалиста-консультанта. Под председательством А. Вышинского суд вынес 5 смертных приговоров. Сразу после процесса было арестовано около 2 тысяч технических специалистов, обвиненных во вредительстве. В целом за 1928—1932 гг. было уволено 138 тысяч служащих, 23 тысячи — лишены гражданских прав и т. д.
Продолжалось наступление на церковь. В августе 1917 г. в Москве состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви (РПЦ), который должен был решить вопросы внутрицерковной жизни – о восстановлении патриаршества, ограничении власти епископата, введении коллегиальных органов управления, расширении прав белого духовенства. По данным на 1914 г., в империи начитывалось 117 млн. православных, 48 тыс. приходских храмов, свыше 50 тыс. священников и диаконов и 130 архиереев в 67 епархиях. 5 ноября 1917 г. Патриархом Московским и Всея Руси был избран митрополит Московский Тихон (Белавин).
С приходом к власти большевиков обострилась ситуация во взаимоотношениях советской власти и церкви. Основы будущей государственной политики в области религиозных верований и образования были определены еще в программе РСДРП, принятой в 1903 г. Была провозглашена необходимость отделения церкви от государства и школы от церкви. В идеале должно было быть построено общество всеобщего равенства, в котором не оставалось места религиозным пережиткам.
К числу этих документов относился декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, отрицавший законность церковного брака; декрет о передаче дела образования из духовного ведомства наркомату просвещения; постановление о национализации всех средств церкви; декрет об отмене государственных дотаций церкви и духовенству. Шла работа над декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».
В ответ на принимаемые законы Собором РПЦ было принято 2 (15) декабря нереальное в условиях советской действительности и ленинской политики определение «О правовом положении Православной Российской Церкви». Православная церковь заявлялась как первенствующая в Российском государстве, пользующаяся всеми правами юридического лица. Главой государства, а также министрами исповеданий и просвещения должны быть лица православной веры. Определение фиксировало и обязательность преподавания закона Божьего для детей православных родителей и незыблемость прав церкви на владение имуществом, а также получение дотаций.
Итогом законодательской работы и ответом на претензии Собора стал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г.). Этой мерой было осуществлено отделение церкви от государства, лишение ее прав юридического лица и собственности, передача богослужебных предметов и зданий во временное пользование религиозными объединениями, отделение школы от церкви.
Предпринимаемые властями меры вызвали неоднозначную реакцию в обществе: по стране прокатилась волна возмущений, сопровождавшаяся решительными действиями по закрытию храмов, конфискации церковных имуществ, преследованию духовенства и верующих. В феврале 1918 г. в Солигаличе вспыхнули волнения в связи с появлением слухов о намерении большевиков снять с могил кресты и ограды и переделать их на плуги. Власть перешла в руки восставших, но с помощью подошедших военных частей восстание было разгромлено, а виновные арестованы.
Немалое беспокойство в обществе вызвало исключение из школьной программы закона Божьего. К властям через прессу обращались обеспокоенные родители, призывая разрешить преподавание этого предмета для желающих. В Костромской губернии острая обстановка сложилась в населенных старообрядцами Варнавинском и Ветлужском уездах. Последовавшие здесь волнения в 1918 – 1919 гг. были определены властью как явление, всецело исходящее из политической отсталости крестьян и их религиозно-сектантского фанатизма.
Бесперспективность вооруженной борьбы с антицерковной политикой становилась очевидна. Восстания уступали место организуемым духовенством крестным ходам и проповедям, содержавшим послания Патриарха. Самое известное из них от 19 января 1918 г. объявляло анафему гонителям православной веры, что было сочтено большевиками объявлением войны. Вместе с тем отказ Патриарха Тихона благословить белое движение поставил церковь в нейтральную по отношению к советской власти позицию. Подтверждением такого подхода стало послание от 25 сентября 1919 г. «О прекращении борьбы с большевиками». Выполнение его носило односторонний характер, поскольку власть преследований в отношении духовенства не прекратила.
При реализации положений декрета «О земле» была начата национализация монастырских имуществ. Местными органами были составлены соответствующие инструкции о зачислении земельных угодий в запасной фонд и учете монастырских зданий и капиталов. В дальнейшем было выдвинуто требование ликвидации монастырей как «очагов контрреволюции».
Эти мероприятия совпали с усилиями власти по созданию сельскохозяйственных артелей и коммун (например, в Боголюбском монастыре был создан совхоз). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1921 – 1922 гг. любые факты сопротивления конфискаций расценивались как подтверждение эксплуататорского характера церкви, ее стремления удержать награбленные у народа ценности.
В годы новой экономической политики проводилась более терпимая по отношению к религии политика. Но уже в середине 1920-х гг. «религиозный НЭП» стал сдавать свои позиции. В 1925 г. был создан Союз Безбожников – массовая организация, ставившая своей целью объединение всех атеистов для борьбы с религией. Через несколько лет к названию Союза добавилось слово «воинствующий» (СВБ), четко определявшее формы и методы его работы. Первоначально занимаясь индивидуальной агитацией и пропагандой, читками газет и журналов «Безбожник», докладами и лекциями, в том числе в подростковой среде, СВБ перешел вскоре к требованиям закрытия церквей и снятия колоколов.
В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против ряда служителей церкви. Некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем заключен в тюрьму.
После смерти Тихона в апреле 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Петр, но в декабре 1925 г. он был также арестован и сослан. Его преемник митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали декларацию, в которой обязывали священников, не признавших советской власти, отойти от церковных дел. Против такого решения выступила группа священников, объединившихся вокруг митрополита Иосифа. Многие из них были высланы на Соловки.
В 1924—1926 гг. большинство членов ЦК Коммунистической партии поддержали идею о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Однако единого мнения по методам и путям строительства социализма не было. В руководстве партии и страны к концу 20 х гг. оформились по этому вопросу две стратегические линии.
Первую отстаивали Н. Бухарин (член Политбюро, редактор «Правды», секретарь Исполкома Коминтерна), члены Политбюро А. Рыков (председатель Совнаркома) и М. Томский (председатель ВЦСПС). Они выступили за одновременное достижение нескольких взаимосвязанных целей: повышение жизненного уровня широких масс, высокие темпы развития народного хозяйства, рост удельного веса «социалистического хозяйственного сектора».
Эти руководители заявляли о необходимости развития кооперации, отвергали волевые решения по повышению промышленных или резкому снижению сельскохозяйственных цен, а также усилению налогового давления на крестьянство, понимали пятилетний план как прогноз основных тенденций в развитии экономики с неизбежными поправками в будущем. Был сформулирован план создания регулируемого рынка с обязательным использованием товарно-денежных отношений и преодолением имеющихся диспропорций экономическими методами. В работах крупнейших экономистов того времени Н. Кондратьева, А. Чаянова, Л. Юровского выдвигались предложения о развитии товарно-социалистической системы хозяйства, об экономическом равновесии.
Каждая из этих групп имела свою социальную и политическую базу. Группу Бухарина поддерживала часть партийной интеллигенции и хозяйственников, квалифицированные рабочие-коммунисты и зажиточные крестьян. Они осознавали бесперспективность командно-бюрократических методов, искали пути превращения промышленного рабочего в реального хозяина на предприятии.
Их мысли отражались в письмах, приходивших в ЦК партии: «хозяйственникам вместо ежемесячного оклада дать процент из доходов предприятия», передать предприятия коллективам, чтобы они «стали прямыми непосредственными хозяевами производства», идти по пути постепенного смягчения форм диктатуры пролетариата и «в недалеком будущем» отменить партийную монополию.
Но большинство членов партии поддерживали Сталина. Партийная и государственная бюрократия не хотела расставаться с рычагами власти. Крестьянская беднота и часть рабочего класса требовали решительных мер по перераспределению богатства, считая себя обманутыми революцией. В этих условиях руководство страны испытывало мощное давление низов, требовавших скорейшего воплощения социалистических идеалов.
Серьезное влияние на политику властей оказывала также оценка международного положения, придававшая уверенность в новом приливе «революционной волны» в капиталистическом мире, в приближении полосы «больших империалистических войн».
Открытое столкновение двух политических позиций — Бухарина и Сталина — произошло в 1928—1929 гг. Начало ему положил «хлебный кризис» осени 1927 г. Крестьяне перестали продавать хлеб государству, требуя повышения закупочных цен. К январю 1928 г. хлеба было заготовлено на 128 млн. пудов меньше, чем год назад.
Сталин считал, что кризис хлебозаготовок вызван нарушением экономических пропорций. Слишком слабая промышленность не может обеспечить выпуск необходимых товаров. Товарный голод не позволяет получить у крестьян хлеб экономическим путем в обмен на промтовары. В то же время мелкое крестьянское хозяйство в принципе не способно удовлетворить потребности растущей промышленности. Крупный же производитель — кулак — сознательно саботирует хлебозаготовки.
Сталин предложил сконцентрировать все финансовые и материальные ресурсы на решении проблемы индустриализации и заняться переустройством сельского хозяйства через создание высокотоварных коллективных хозяйств, которые не только эффективнее индивидуальных, но и больше соответствуют социалистическому идеалу.
Иного мнения придерживался Н. Бухарин. Он полагал, что к кризису привели чисто субъективные моменты: не был создан резервный фонд промтоваров; рост денежных доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод; были установлены низкие закупочные цены на хлеб. Бухарин предложил устранить все названные причины. Он не был против создания крупных коллективных хозяйств, но считал, что основой аграрного сектора еще длительное время должны оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства.
На «места», для ознакомления со сложившейся ситуацией, выехали руководители партии. Сталин провел три недели в Западной Сибири и на Алтае. Применение насилия, чрезвычайные меры, конфискация хлеба, аресты стали массовым явлением в этот период. В 1928 г. Сталин заявляет о переплатах деревни за подъем индустрии как о «дани», «сверхналоге», вызванного необходимостью «сохранить и развить» темпы индустриализации.
Разгром группы Бухарина не означал прекращения борьбы за выбор тех или иных путей развития СССР. Основой противостояния являлось недовольство в обществе реальным положением дел в стране, несовпадение провозглашенных идеалов и проводимой политики, сама атмосфера подавления свободной мысли.