Что значит исполниться духом святым
Христиане.Онлайн
Христианский сайт, статьи, проповеди, видео
Исполняться духом, Как исполняться Духом Святым
ИСПОЛНЯЙТЕСЬ ДУХОМ (Еф. 5, 15:22)
«Обязательно ли для этого идти в харизматы или в пятидесятники, иметь
иной язык и действовать по указаниям каких-то пророчиц?» Был и такой вопрос.
А) Одни как бы владеют монополией на эту тему, мнят себя специали-
стами в этой области, хотя порою от плодов «исполнения» сводит скулы,
и происходят истории не просто смешные, а трагические. Этих историй,
полученных порою из первых рук, у меня накопилось на целую брошюру
с названием: «по плодам их судите о них». Увидит ли она свет? Знает Бог.
Б) Другие просто бояться этой темы, опасаясь заблудиться в дебрях.
В) Третьи — считают это необязательным для всех («этак спокойнее»)
2. Но ведь это повеление свыше всем уверовавшим. Библия не ви-
новата в человеческих мудрствованиях, запутавших этот важный вопрос.
Попытаемся вместе увидеть важность исполнения Духом, и возможность
этого, но вполне нормальным путем. Без тумана на финише. Что я имею
ввиду? В книге «Доктрины о Духе Святом», на которую опираются «моно-
полисты» этого вопроса, я прочёл следующее (пишу по памяти):
«Вот ты идёшь путем, который мы предлагаем тебе, идёшь, и в итоге
получишь крещение Духом. Но знай, что можешь сам того не заметить,
как получишь иного духа».
Что это за путь, где я не знаю, что могу получить на финише? А потом?
Кто поможет мне? Будет в этой главе и печальная иллюстрация такого
получения. («Не перепутайте вдохновенье»).
3. Предыстория темы. Земля никогда не оставалась без Божьего при-
сутствия. Историю Ветхого Завета вершил Небесный Отец. Затем — Сын
Божий. Но Его сменил Дух Святой на «вахте» земной истории. И Его «де-
журство» длится уже почти две тысячи лет.
Это Он — «удерживающий теперь». И если бы не так, силы зла давно
погубили бы Землю. И когда будет взят от земли этот «удерживающий»
и на земле наступит разгул темных сил — начнется 7 летний период Ве-
ликой Скорби. В этом кошмаре погибнет две третьих жителей (согласно
Зах. 13:8—9). Земля недосчитается 4 миллиардов жителей (Восхищение,
стихийные бедствия, 3-я мировая война, болезни старые и новые). Вер-
нётся Иисус с армией спасённых и разберётся с виновниками трагедии.
А пока Дух Святой созидает на Земле Божье Царство. Это миллим
ны спасённых, в которых обитает этот Дух. Он «ходатайствует за святых
по воле Божьей» — Рим. 8:27.
Это Он преобразует молитвы со всех языков и наречий на универ-
сальный язык неба, и с этим фимиамом предстаёт пред Отцом Небесный
с «воздыханиями неизреченными». Вы можете молиться Отцу и Сыну
можете прославлять их, но без Духа Святого вряд ли пробьётся в небеса
молитва или песня. Без Него не придёт к вам ни один ответ свыше, ни
одно вдохновенье. Просто всем этим занимается Дух Святой.
4. Церковь наших дней.
«Общее спасение» совершается несмотря ни на что (Иуды 3 ст.).
Но на личном уровне много борьбы. Точечные удары адской артилле-
рии и снайперская охота за каждым выбивают немало ратников из армии
святых. От многих остались лишь вывески: и в церкви их не найдешь и в
мире их, кажется, нет. Духовная дистрофия как результат неполноценного
рождения свыше, когда покаянная молитва повторяется за евангелистом
или по записке, но не из глубины уставшей души, она, вряд ли являет-
ся «достойным плодом покаяния». И так нелегко выживают недоноски.
А потом, как репку из земли, тянут — потянут их служители, да вытянуть
не могут. А есть ещё горе — наставники…
В ряде церквей, слушатели получают всё менее и менее калорийную
духовную пищу. Ищутся крайние, отыскиваются виновные Ионы, чтобы вы-
бросить их за борт. Выбрасывают, но море не утихает.
Исполняйтесь Духом. Опустели души современных христиан, о чём
мыслят? О чём говорят при встрече? Куда уходит личное время? Небесный
напиток Духа Святого едва прикрывает дно сердечных сосудов, что ещё
как-то поддерживает нас живыми. Исполняться Духом — это наполнять
себя Им. Но как?
Прежде всего: как не надо исполняться. Будьте осторожны в выборе
наставников. Когда-то, уже давно, я наводил порядок в кладовке. Пустые
бутылки из-под лимонада убираю с полок, полные составляю в рад. По-
палась одна неполная. Думаю, дети недопили. Открыл крышечку, слегка
вдохнул — пахнет лимонадом. Я сделал большой глоток и понял: что-то
не то. Спазмы сковали все мышцы в груди. Ни вздоха — ни выдоха. Со-
ображаю, что в моем распоряжении всего лишь одна минута. Я к умы-
вальнику. Вливаю в себя самотеком воду, чтобы погасить внутри пожар
и разбавить как можно больше выпитое. А секунды летят, и когда я уже
прощался с жизнью, в груди что-то изменилось, и я сделал вздох. Ког-
да пришел в себя, снова зашёл в кладовку. На этикетке было написано:
«фруктовая эссенция».
История
В мою пресвитерскую бытность подошла ко мне верующая знакомая
женщина:
-Во мне два духа: Божий и бесовский, и прошу изгнать из меня беса.
Это меня озадачило: два духа в христианке? И я спросил:
-А как я могу узнать, что в вас бес?
-Спрашивай его, и он будет отвечать.
-Смотреть вам в глаза и спрашивать его?
-Смотри и спрашивай.
Не зная, что спрашивать, я говорю:
-Дух, именем Иисуса Христа, говори что-нибудь!
Из неё понеслись какие-то бессвязные странные звуки. Ни одного
знакомого слова. Подробности этой встречи я поместил в книгу об ис-
целении и изгнании. Скажу только, что два дня в посте и молитве всего
братского совета ни к чему не привели. Было всё: и молитвы, и повеления
выйти из неё, и сценки не для слабонервных с выкриками и пеной изо
рта. Только не было победы. Сидим все вместе отдыхаем, спрашиваем её:
-Почему мы не можем изгнать? Если мы хоть что-то значим, должны уже
изгнать, если мы никудышные — он бы нас уже разогнал, как сыновей
Скевы. Вспомните ещё что-нибудь, что мешает освобождению.
— Братья, может быть, вот это… Я была, кажется, неплохой христи-
анкой. Поехала на Урал в гости, и родственники сказали мне: «Все у тебя
хорошо, только не достает крещения Духом». Я сказала: «Если нужно, я
готова. И перед самым, так называемым крещением, я отчетливо услышала:
*А что, если ты получишь иного духа?” Я сказала: “Ну и пусть”».
Вот и напоили христианку «фруктовой эссенцией». Мы так и не смогли
помочь ей.
А как же надо исполняться Духом Святым?
Я не пытаюсь втиснуть действия Божии в рамки моих пониманий
в этом вопросе. Он властен поступать, как найдёт нужным. И как во 2 главе
Деяний, и как-то иначе, но Писание для нашей же безопасности советует
«испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоан 4:1).
И, опираясь на Слово Божие, хочу предложить безопасные, эффектив-
ные способы исполнения Духом.
А. «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славос-
ловиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших
господу, благодаря всегда за всё Бога, повинуясь друг другу в страхе
Божием» (Еф. 5:18—19).
Дочитайте послание до конца. Исполнение состоит из простых по-
нятных и доступных деталей. В результате создаётся атмосфера, в которой
охотно будет действовать Дух Святой.
Б. Осторожно выбирайте друзей, Ищите общения с теми, в ком боль-
ше присутствия Духа божьего. Через свои разговоры с вами, через их
интересы и идеи Дух Божий будет переливаться в вас. И вы будете духовно
богатеть. А если выберете иных друзей, они тоже перельют содержимое
своих душ в вас, только это будет бедствие для вас.
«Худые сообщества развращают добрые нравы» — 1 Кор. 15:33.
В. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» — Иоанн. 6:63.
Его Дух, Христов. Один Дух, а не так, как в той же книге «Доктрины» раз-
делили Дух Христов и Дух Святой, одним уже верующий запечатлён, а дру-
гим ему ещё нужно креститься. Переселение слова Божьего со страниц
Писания в свою душу — это и есть исполнение, наполнение себя Духом.
В нужный момент это слово зазвучит в вас, предостерегая, напоминая, по-
буждая. Это и есть голос Духа Святого (слова — суть Дух и жизнь). В книге
Человек, я приводил примеры, как говорит Слово (встреча с одержимой
и томительное ожидание сына из поездки).
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудро-
стью, научайте и вразумляйте друг друга…» (Кол. 3:16). И до конца главы
удивительная аналогия с 5 главой Эфес. Тот же способ исполнения Духом.
Что даёт исполнение Духом? Этому стоит отдать время. С мыс-
лью об этом засыпать и просыпаться. И согласно 1 Пс. вас ожидает успех.
В этом ваш рост и рост вашей Церкви. В этом сила проповеди как у Пет-
ра после 2 главы Деяний. В этом путь к ответам на молитвы. Это сила
на поприще освобождения от болезни и одержимости. В этом бесстрашие
перед ужасом умирания. Умирающая Кей Штеген говорит мужу:
-Эрло, Князь идёт. Он уже здесь. Улыбнулась и закрыла глаза.
А ведь каждому придётся умирать.
Я мог бы рассказать о некоторых знакомых христианах, влюбленных
в Слово. Их близости с Господом по-хорошему завидуешь. Хочется иметь
тот же оптимизм в дни земных трудностей и в предсмертные минуты.
-Павлович, я счастлив! Чем быстрее, тем лучше, Я скоро увижу мо-
его любимого Господа — звучит из телефона. Где-то там за тысячи верст
догорает свеча моего лучшего друга, совсем не старого.
У меня был родственник, страдавший аллергией на всё религиозное.
Он остроумно шутил, язвил, и казалось, никакая сила не перебросит мо-
стик между ним и верой в Бога. Но однажды, приехав к нему, я с удивлени-
ем узнаю, что он верующий. До глубокой ночи он задавал мне библейские
вопросы. Казалось, его жажде духовных знаний нет предела. Спрашиваю:
-Кто же мог тебя переделать, безбожника?
-Знаешь, встретишь иногда человека и прикипишь к нему душою.
Встретился он с моим другом, у которого я молча учился, работая вместе в песках Муюн Кум. Это «водитель за три ночи» из книги «Человек».
Это тот, кто молитвой освободил мою дочь от страшной болезни (тоже
«Человек»). Более близкого к богу человека я не встречал. Он исполнен
Святого Духа, но кроме русского не владеет никаким иным языком. Не ви-
делись мы много лет. Встретились.
-Тебе рассказать, как я живу?
-Почему? Не интересно?
-Если Елисей видел, что делается в Сирийском стане, думаешь, я
не вижу, что делается в жизни моего друга?
Мы попрощались и поехали дальше. Проехали десяток километров,
и выстрелило колесо. До дома еще 700 километров. На дороге ни машин,
ни людей.
-Господи, что делать?
Видим точку автомобиля со стороны посёлка, откуда мы выехали. Подъ-
ехал «москвич»-пирожок, Водитель молча открыл дверцу, достал колесо:
И прежде чем мы успели что-то понять, машина развернулась и ум-
чалась обратно. Думайте, что хотите, но так похоже на слова друга о Са-
муиле и Сирийском стане. Он, вероятно, видел нашу проблему с колесом
и послал человека. Трезвейший ум, никакого фанатизма, никаких туман-
ных пророчеств, никакого святого лепета, жизнерадостность, скромность
и трудолюбие.
Что означает «исполниться Духом Святым».
«…исполняйтесь Духом», (Еф.5:18)
Вы спросите, что означает «исполниться Духом»? Прежде всего – это полная противоположность языческих ритуалов и языческих экстатических переживаний. Этот глагол имеет свое значение, и я сначала постараюсь разъяснить его буквальное значение, а затем пояснить его применение. Этот глагол стоит в страдательном залоге настоящего времени и означает продолжительное действие. Таким образом, здесь подразумевается, что христианин «продолжает, не переставая, исполняться». Нельзя сказать: «Все, я исполнился Духом до конца жизни». Нужно продолжать, не переставая, исполняться каждую секунду, каждый день, изо дня в день. Человек не может исполниться Святым Духом раз и навсегда, также нельзя исполняться Духом разово: сегодня тут, завтра там, через год еще раз. Исполняться Духом следует каждую минуту, постоянно, каждый час, каждый день. Постоянно продолжайте, не переставая, исполняться Святым Духом. Глагол стоит в страдательном залоге. Это значит, что действие совершаете не вы, действие совершается над вами. Вы испытываете некое действие на себе. Именно Дух Божий наполняет вас.
Глагол стоит в настоящем времени. Это значит, что Павел повелевает христианам Эфеса постоянно в настоящем времени продолжать поддерживать состояние наполненности Святым Духом.
Возможно, вы были крещены в Тело, возможно, в вас вселился Святой Дух, возможно, вы запечатлены Святым Духом в день искупления. Но вы все равно еще можете потерпеть поражение, если вам незнакомо ежеминутное, постоянное непрекращающееся исполнение Духом Божьим, процесс, при котором Он постоянно, минута за минутой, день за днем наполняет вас.
Это повеление показывает постоянное, непрекращающееся действие, совершаемое ежесекундно. Здесь речь не идет о каком-то разовом событии, и имеющем действие на протяжении всей жизни. То, что я исполнился Святым Духом пять минут назад, уже не действует в эту минуту. Совершенно не действует. А то, что я исполнюсь Духом завтра, никак не поможет мне сегодня. Исполняться Духом следует каждый момент.
Когда мы говорим слово «наполнить», то мы представляем стакан или коробку, контейнер или какой-нибудь сосуд, в который помещается предмет или вещество. Но здесь речь идет совсем не об этом. Давайте рассмотрим различные значения слова «исполняться», которые помогут нам лучше его понять. Первое значение слова «pleroo» употреблялось, когда ветер наполнял паруса и нес корабль вперед. Прекрасная картина, не правда ли? Когда мы говорим, что корабль идет «под полными парусами», мы, равно как и апостол Павел, подразумеваем «нестись, быть водимым». Это, когда сила ветра наполняет весь корабль, так и сила Божьего Духа несет вас по жизни, заполняя все ваши устремления и мысли.
Иными словами, вы движетесь не собственными силами, не по плоти, не благодаря собственным идеям. Вас несет не к собственным идеалам, вы не порождаете собственную волю. Вас несет ветер Духа Божьего. Вас несет тем путем, которым идет Сам Господь. Авторы, которые написали библейские книги, в буквальном смысле были движимы Духом Божьим. Вы видели когда-нибудь, как поток воды уносит небольшой сучок или ветку? Примерно в таком состоянии находится человек исполненный Духом. Бросьте сучок в ручей, а потом бегите вниз по течению, и вы увидите, как вода несет его. Так же и Дух Божий. Как парусник под полными парусами несется по волнам, так же и человек, носимый силой Святого Духа, изо дня в день, от одного дела к другому, от одной мысли к другой, от одного слова к другому, от одного поступка к другому. Итак, первое значение слова «pleroo» подразумевает давление, усилие, приводящее вас в движение по воле Божьей.
Второе значение этого же слова предполагает глубокую пропитку. Слово «pleroo» иногда употребляется, чтобы передать идею пропитывания. Например, соль хорошо пропитывает вещество, причем, настолько хорошо, что, если некоторые продукты пропитать солью, она исполняет роль консерванта. Кроме того, соль придает вкус продукту, который она пропитывает. Она настолько пропитывает продукт, что весь продукт приобретает соответствующий вкус. Если вы читали мою книгу «Найдена Божья воля», вы помните, что я говорил о принципе шипучих таблеток. Если шипучую таблетку с фруктовым вкусом бросить в стакан, она не только тут же начнет бурлить и пускать пузырьки, а также вся вода в стакане приобретет соответствующий цвет, запах и вкус. Таблетка полностью растворилась в воде. Если в воду бросить таблетку со вкусом винограда, получится виноградный напиток, таблетку со вкусом лимона – получится лимонад. Именно в этом смысле употребляется и слово «pleroo». Дух Божий желает пропитать всю вашу жизнь, чтобы вы сами на вкус были похожи на Духа Божьего. И тогда любой человек, оказавшийся рядом с вами, почует источаемый от вас запах Духа Божьего, увидит вкус вашей жизни, которая от Бога, и сам почувствует, что находиться рядом с вами – все равно, что находиться рядом с Богом.
Итак, слово «pleroo» означает, во-первых, движущую в нужном направлении силу, во-вторых, оно означает проникновение, пропитку, так что любой, оказавшийся с вами рядом, поймет, что вы были рядом с Иисусом, потому что жизнь Христа полностью пропитала вашу жизнь. Но все же в главном своем значении слово «pleroo», особенно в Евангелии, говорит о контроле. «Рleroo» означает полный контроль. Итак, это слово может означать движущую силу, проникновение и пропитку, но, главное, контроль.
В нашей христианской жизни на чашах весов в одном месте лежит собственное «я», а в другом — Святой Дух. И так мы уравновешиваем влияние собственного «я» с влиянием Святого Духа? Обычно мы что-то оставляем себе, а что-то передаем Духу. И вдруг мы полностью посвящаем всю свою жизнь без остатка Духу Божьему, собственное «я» исчезает, и мы наполнены Духом. Все находится под Его контролем: все наши эмоции, все действия нашей воли, все мыслительные процессы. Вот что значит быть исполненным Святым Духом. В этом вся суть вопроса.
Исполняться Духом означает, что: во-первых, Дух направляет и руководит вами, во-вторых, глубоко проникает в вас так, что от вас исходит аромат Иисуса Христа, наконец, в-третьих, Дух полностью, сильной рукой контролирует всем вашим естеством.
Друзья мои, главное – быть под водительством Духа Божьего, чтобы Он вел вас, чтобы он проникал внутрь всего вашего естества, чтобы Он контролировал всю вашу жизнь. Вот что главное. Именно о такой жизни мы и говорим. Это жизнь под контролем Духа Божьего. И если вы живете не так, то вы с одной стороны, оскорбляете, с другой стороны – угашаете Его. Вы оскорбляете Его, и Он чувствует личную печаль. Вы угашаете Духа, когда Он ограничен в том, что бы Он хотел совершить. Таким образом, вы пренебрегаете Его личностью и Его целями. И кроме того, до тех пор, пока вы не будете исполнены Духом Божьим, от вас не будет никакой пользы.
Вы ничего не сможете сделать без полноты силы Святого Духа. Все, что вы совершите по плоти и собственными силами, будет бесполезно. И в лучшем случае, окажется соломой. Не золотом, не серебром, не драгоценными камнями. Поэтому здесь Библия говорит, что для плодотворного служения необходимо исполняться Духом Божьим. Чтобы поступать достойно, чтобы поступать по любви, чтобы поступать легко, мудро, чтобы совершать что-то для Господа, нужно исполниться Духом Божьим, нужно пропитаться Им, нужно, чтобы Он водил вас Своей силой, а Его присутствие полностью контролировало ваши мысли и поведение.
Я хочу вам кое-что сказать: пока вы не станете такими, от вас не будет никакой пользы для Бога. Господь ничего не сможет совершить через вас. Вы будете пустым местом.
Самый изнурительный труд по плоти принесет нулевой результат. Всякий раз, когда Господь желает что-то совершить, Он всегда действует через человека, исполненного Духом. Если вы исполнены Духом, вы можете увидеть Бога. Если вы исполнены Духом, на вас уже не действует система этого мира. Если я исполнен Духом, мне все равно, что случится со мной, главное, чтобы прославился Господь. Это всепроникающая идея, всепроникающая реальность: из мира со всеми его обстоятельствами, со всеми его превратностями, со всеми его испытаниями вы переноситесь туда, где можно увидеть Бога. Всякий раз, когда Бог хочет поручить человеку некую миссию, он избирает человека, исполненного Святым Духом, потому что ему придется нелегко, и его могут побить камнями, и тот, кто не исполнен Святого Духа, никогда не сможет выдержать этого испытания.
Позже, в 9 главе Богу нужен был человек. Это был человек по имени Савл, крепкий орешек. Он ревностно преследовал Церковь, но Господь коснулся его. В 9 главе 17 стихе Господь выдвигает перед Савлом одно главное условие прежде чем тот начнет исполнять свою миссию. Сразу же после эпизода на дороге в Дамаск, когда Савл ослеп, Господь послал к нему Ананию, который «пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа». Иными словами, прежде чем ты, Савл, начнешь служение, тебе необходимо исполниться Святым Духом, иначе ты все будешь делать по плоти. Друзья, быть исполненным Духом означает каждую минуту жить под контролем Святого Духа. Это значит полностью отдать себя. Полностью уступить главенство Духу. Полностью опустошить себя, чтобы наполниться Им. Далее мы видим похожую ситуацию в 11 главе 22 стихе. Господу нужен был человек по имени Варнава, чтобы стать помощником человеку по имени Павел. При этом, когда Господь избирал Варнаву, Он выдвинул условия. Читаем 22 стих: «И поручили Варнаве идти в Антиохию». Почему Варнаве? 24 стих: «Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры».
И действительно, чего еще может требовать Господь? Позже, в 13 главе 9 стихе мы читаем: «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор…». Мы видим, что Павел здесь и во многих других местах, был исполнен Святого Духа. Я восхищаюсь тем, что написано в 13 главе 52 стихе: «А ученики исполнялись радости и Духа Святаго». И что же было дальше? В результате «в Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Уверовало великое множество. Разве это не прекрасно? Когда Бог желает, чтобы кто-то совершал служение в Его церкви, когда Бог желает поставить кого-либо первопроходцем в миссионерской работе, когда Бог желает послать кого-либо проповедовать Евангелие, чтобы приводить людей ко Христу, Он избирает человека, исполненного Духом.
Того, кого Дух Божий ведет по жизни в соответствии с Божьей волей, того, кто насквозь пропитан ароматом Иисуса Христа, того, кто находится под полным контролем Его силы. Именно такое требование Бог выдвигает перед нами, христианами.
Друзья, позвольте мне вам сказать одну вещь: исполниться Святым Духом – это то же самoе, что и позволить Слову Христову вселиться в вас обильно. Понимаете? Исполнение Святым Духом и вселение Христова Слова в верующих – это одно и то же, потому что оно производит идентичный результат. Некоторые люди говорят, что исполнение Святым Духом – это мистическое, очень мистическое переживание. Нет, исполнение Святым Духом означает, что в вас обильно вселяется Слово Христово и живет… в сердце! Если вы желаете быть исполненным Святым Духом, то не сидите в углу и не вымаливайте это исполнение у Бога. Если хотите быть исполненным Святым Духом, насыщайте себя Словом Христовым. Когда это Слово будет пребывать в вас обильно, «plousios», во всей полноте, то вы будете находиться под его влиянием и контролем. Кто автор Слова Божьего? Дух Божий. Поэтому, когда Слово обильно вселяется в вас, оно господствует над вами и контролирует вас. Как Спержден когда-то сказал: «Ваша кровь будет пропитана Библией». Он прав. Здесь все просто, и нет смысла ничего усложнять и запутывать. Исполняться Духом – просто означает позволить Слову Божьему контролировать всю вашу жизнь. Хотите знать, что значит быть исполненным Духом – насыщайте себя Словом Божьим, потому что, когда в вас обильно вселяется Слово, Дух будет наставлять вас на истину, которая укажет вам, куда и как идти.
Поэтому, внимательно послушайте, какой отсюда следует вывод: жить, будучи исполненным Святым Духом – это все равно, что находиться рядом с кем? С Иисусом Христом. Быть исполненным Святым Духом – это то же самое, что позволить присутствию Христа управлять всей вашей жизнью. И здесь нет ничего мистического. Исполняться Святым Духом просто означает насыщать себя Словом Божьим, чтобы истина Христа господствовала над моим мышлением, и тогда Божий Дух, живущий во мне, будет вести меня так, чтобы я говорил и делал то, что угодно Богу, чтобы я сам был угоден Ему. Помолимся.
Отец Небесный, я молюсь, чтобы Ты привлек в молитвенную комнату тех, кого Ты сам пожелаешь там увидеть. А сегодня вечером позволь нам снова прийти сюда и встретиться с Тобой. Благодарим Тебя за Святого Духа, живущего в нас и наполняющего нас в тот момент, когда мы предаем себя в руки Иисуса Христа. Помоги нам на практике показывать Его присутствие, помышлять о Нем с утра до вечера, насыщая самих себя Его Словом, чтобы Святой Дух направлял нас, чтобы мы были полезны для исполнения Твоих целей. Просим ради славы Твоей во имя Иисуса Христа. Аминь.
Толкование на Ефесянам 5:18
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Ефесянам 5:18 / Еф 5:18
Что значит: не упивайтеся вином в немже есть блуд? Блудными называем мы тех молодых людей, которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, не рассуждая, кому что нужно дать, и когда дать, но без разбора — и одежды, и золото, и серебро, и все отцовское богатство издерживают на блудниц и развратников.
Источник: Слово против упивающихся и о воскресении.
Феофан Затворник (1815−1894)
И не упивайтеся вином, в немже есть блуд, но паче исполняйтеся Духом
На горькой земле натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет и находит всякий по-своему. У всякого народа и у всякого человека есть свои утехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселие подает чувственное. Для христиан, кои рождены Духом и суть жилище Духа и коих живот сокровен есть со Христом в Боге, нейдет такого рода развеселение себя. Им свойственна радость о Духе Святом. Апостол и пишет ефесянам — удаляться первой и искать второй.
Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.
Святой Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. «Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? — Послушай слов Писания: дадите сикера сущим в печалех, и вино пити сущим в болезнех (Притч. 31, 6). И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль. Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15).— Другое разумное употребление вина есть — питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. «Вино, — говорит он, — дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (Апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: мало вина преемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).—Для того Бог и сотворил тела наши умеренными, требующими немногого для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни. Такую жизнь Он и хотел даровать нам сначала, но так как мы стали недостойными ее, то Он отсрочил ее и во время отсрочки не позволяет нам наслаждаться без меры. Небольшого стакана вина и одного хлеба достаточно для насыщения чрева человеческого. Владыку всех бессловесных Бог создал нуждающимся гораздо менее сравнительно с ними, дал небольшое тело, указывая тем, чтобы мы стремились к другой жизни. Не упивайтеся, говорит Апостол, вином, в немже есть блуд: оно не спасает, а губит не только тело, но и душу».
Блуд — ασωτια, — распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание — матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: «Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными». Но прямее всего — оно размножает блудные дела. Ибо «чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию», как выражается блаженный Иероним.
Но паче исполняйтеся Духом. «Как невозможно двум господам работать, Богу и мамоне Мф. 6, 24), так невозможно исполняться Духом вместе и вином» (Иероним). Почему «святой Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное» (Феодорит). «Хочешь, говорит, веселиться? хочешь провести день? Я даю тебе пение духовное. Пьянство уничтожает благозвучие нашей речи, заставляя заикаться, равным образом извращает и глаза и все. Учись петь псалмы, и увидишь сладость этого дела, потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни — духа нечистого» (святой Златоуст).
Как разны плотских и духовных людей утехи! Те вином, а эти Духом Святым исполняются; у тех вино возбуждает плотское веселье, а этим Дух Святой подает обрадованне духовное и божественное; тех вино разжигает на всякого рода похотные дела, а этих Дух Святой научает Богохвалению и благодарению со всякого рода добром. Утешителю, Душе истины, прииди и вселися — и в ны!
Какая мысль в словах: исполняйтеся Духом? — Дух благодати обитает в христианах со времени крещения и миропомазания. А приступание к таинствам покаяния и причащения не есть ли приятие обильнейших притоков благодати? Тем, которые имеют уже Духа, пристойно сказать: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19). Но как им же сказать: исполняйтеся Духом? — Благодать Святого Духа подается христианам, потому что такова сила веры христианской. Но живущий в христианах Дух содевает спасение их не один, а вместе с свободными действиями и самого христианина. В сем отношении христианин может и оскорбить и погасить Духа, — и может способствовать к тому, чтобы Он ощутительно проявлял в нем Свои воздействия. Когда сие бывает, тогда христианин сознает себя в необыкновенном состоянии, выражающемся тихою, глубокою, сладостною радостию, восходящею иногда до взыграния духа. Вот и упоение духовное! Противополагая его упоению вином, Апостол говорит: не того, а вот этого упоения ищите, назвав его исполнением от Духа. Так повеление — исполняться Духом есть не что иное, как предписание — так себя держать, или такие употреблять с своей стороны действия, которые способствовали бы или дали бы возможность и простор Святому Духу — ощутительно проявиться: осязательно воздействовать на сердце.
В писаниях мужей Божиих, удостоившихся такой благодати и даже постоянно пребывавших под осенением ее, находим указание на два особенно дела, требующиеся для того от человека, — очищение сердца от страстей и молитвенное к Богу обращение. Эти же средства и Апостол Павел указал. Впереди учил он, как очищать душу от страстей похоти и гнева, а здесь — вслед за словом: исполняйтеся Духом, указывает и на молитву. Святой Златоуст ввел сии два способа и в толкование. Что молитва открывает Духу Божию свободу воздействовать на сердце, об этом он сказал уже в предыдущей выписке, говоря: «Поющие псалмы исполняются Духа». А что к тому же ведет и чистота от страстей, об этом он говорит вслед за тем: «В нашей ли власти исполняться Духом? — Да, в нашей. Когда будем очищать душу свою от лжи, жестокости, блуда, нечистоты и любостяжания, когда сделаемся добродушны, сострадательны, заботливы о себе, когда не будет в нас кощунства (смехотворства), — когда мы сделаемся достойными того, то что воспретит Святому Духу приблизиться и прилететь к нам? — И Он не просто приблизится, но исполнит сердце наше».
Источник: Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Амвросий Медиоланский (
Кто пьян от вина, тот качается и шатается; упивающийся Духом укореняется во Христе. Потому и похвально опьянение, от которого наступает трезвость ума.
Источник: О таинствах.
Антоний Великий (
Авва Антоний говорил: думаю, что тело имеет движение естественное, прирожденное ему; но оно не действует, когда душа не хочет, — и бывает в теле одно движение без похоти. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием. Происходящий от них жар крови производит возбуждение в теле. Потому-то и сказал апостол Павел: не упивайтеся вином, в немже есть блуд, — равно и Господь в Евангелии сказал ученикам Своим: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21:34). В подвижниках же бывает еще и иное движение, происходящее от коварства и зависти демонов. Итак, нужно знать, что движения в теле бывают трех родов: одно — естественное, другое — от неразборчивости в пище и третье — от демонов.
Феофилакт Болгарский (
И не упивайтесь вином.
И еще обуздывает гнев, потому что и неумеренность в вине делает гневливыми и дерзкими. А что порицает неумеренность, это ясно: ведь не сказал: не пейте, но: не упивайтесь. Но пьянство происходит от неумеренности, так как умеренное употребление вина доставляет и здоровье (как сам апостол говорит в послании к Тимофею — (1 Тим. 5:23), и веселье, как свидетельствует Давид (Пс. 103:15). И Писание к тому же говорит (Притч. 31:6): дайте вина огорченному душою, то есть увеселение находящимся в скорби. Ибо оно смягчает огорчение и тоску. Посему и Бог создал наши тела умеренными, чтобы они довольствовались немногим и стремились к другой жизни.
от которого бывает распутство (άσωτια)
То есть неумеренное употребление. Ибо пьянство не здоровье приносит, но губит не только тело, но и душу. Это и значит άσωτια — трата здоровья. Или же словом άσωτια в простонародном его употреблении, обозначает здесь плотскую невоздержанность. Ибо от пьянства происходит разврат.
но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Хочешь, говорит, веселиться? Избегай наполнять себя вином, а исполняй себя Духом Святым. И этого ты достигнешь, если научишься псалмопению. Ибо поющие псалмы исполняются Святого Духа, равно как и распевающие сатанинские песни исполняются нечистого духа. Петь псалмы в сердце — это значит петь разумно и без развлечения. Ибо тот поет псалмы в сердце, кто внимает тому, что поет. И заметь, после того, как очистил душу от горечи и прочих страстей, тогда убеждает нас исполняться Святым Духом. И не просто придет Святой Дух, но исполнит наши сердца. А при существовании такого света в нас и всякая другая добродетель будет легка и удобоисполнима.
Источник: Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Амвросиаст (IV в.)
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом
Трезвые могут обличать с уверенностью, и благопристойное поведение внушает страх делающему зло. Ведь тот, кого обличают, возмутится меньше, если будет знать, сколь благопристойно поведение обличающего. А где опьянение, там разнузданность, а она толкает к бесстыдству. Потому и учит их Павел быть трезвыми, чтобы видны были образцы праведного обращения.
Источник: На Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом
Для того, чтобы ясно понимать требования воли Божией нужно устранить все, что мешает человеку сосредоточиться в себе самом. Тут прежде всего такою помехою является страсть к вину. Вместо того чтобы, как язычники, упиваться вином, в котором получает свое начало распутство или всякая несдержанность (aswtia / άσωτια) [Ап. хотя и не запрещает употребления вина вообще (он говорит только, чтобы христиане «не упивались»), но тем не менее дает понять, что вино ведет ко всякого рода излишествам и что, следовательно, оно для многих очень опасно, в особенности же — прибавим — потому, что редко кто может определить для себя «меру» употребления вина, при которой бы вино не произвело для него печальных последствий. «Огонь в кровь влагается и малым количеством вина» (еп. Феофан).], христиане должны исполняться Духом, т. е. достигать полноты чрез Дух Божий (en pneumati / ἐν πνεύματι). Ап. как бы хочет сказать, что христиане будут иметь желанную полноту радости, но эту радость они получат только предавая себя воздействию Св. Духа.