общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 1. Человек – общество – государство

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.

Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.

Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.

Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.

Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.

1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.

2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.

Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.

Человек может развиваться полноценно только, живя в обществе. Значит следующее понятие, без которого изучение предмета обществознание невозможно, это «общество».

Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.

Любое общество обладает следующими признаками:

Выделяют следующие функции общества:

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.

Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.

Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?

Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).

Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.

1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.

Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.

Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.

Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.

2. Производственная функция общества отвечает за воспроизведение рода.

Источник

Презентация по обществознанию на тему: «Общественная жизнь и общественное развитие»

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: «Общественная жизнь и общественное развитие» Составитель: Назарова А.В.

План урока: Что такое общество? Сферы общества Формы общественного развития Составитель: Назарова А.В.

Общество Группа людей, объединенная для общения и совместной деятельности (класс, любитель кошек, общество биологов) Определенный этап человеческой истории (рабовладельческое общество, феодальное общество) Население конкретного государства (россияне, англичане, датчане ) Всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем Составитель: Назарова А.В.

Общество это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Составитель: Назарова А.В.

Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.) Рассматривал Общество как совокупность взаимосвязанных частей или сфер. Составитель: Назарова А.В.

Экономическая Политическая Социальная Духовная Взаимосвязь сфер общества Составитель: Назарова А.В.

Экономическая сфера В ней организуется хозяйственная жизнь, координируется развитие всех сфер народного хозяйства (сельское хозяйство, промышленность, торговля, строительство, транспорт, связь, рынки, деньги, бюджет, банки, налоги, безработица, предпринимательская деятельность.) Производство Распределение Обмен Потребление Составитель: Назарова А.В.

Политическая сфера В ней складываются отношения по поводу общественной власти и управления. Принятие законов и проведении внешней и внутренней политики (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов; политические партии; выборы; гражданское общество)

Социальная сфера *Охватывает взаимоотношения людей разных возрастов, народов, сословий, профессий, политических и религиозных взглядов. *Регулирует отношения, касающиеся условий труда, образования и уровня жизни. (социальные группы, статусы; социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья )

Духовная сфера Включает деятельность и общественные отношения в сфере искусства, науки, образования, религии. (культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.) Составитель: Назарова А.В.

Задание 1. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании политической сферы общества? 1) федерация, республика 2) издержки, прибыль 3) семья, этнос 4) философия, этика Составитель: Назарова А.В.

Задание 2. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании духовной сферы общества? 1) семья, социальный конфликт 2) архитектура, музыка 3) избирательные права, парламент 4) деньги, собственность Составитель: Назарова А.В.

Задание 3. После показа нового телевизионного сериала, снятого по роману писателя-классика, в книжных магазинах резко возросли продажи книг этого писателя. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ. Составитель: Назарова А.В.

Задание 4. Проповедь Папы Римского Урбана II привела к серии военных походов организованных европейцами, которые вошли в историю как Крестовые походы. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ. Составитель: Назарова А.В.

Задание 5. Распространение христианства на Руси в X-XI веках привело к появлению и расширению такой группы населения как русское духовенство. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ. Составитель: Назарова А.В.

Задание 6. Музыкальная группа «F» стала очень популярна среди молодежи, что привело к появлению в магазинах одежды с символикой группы, которая стала успешно продаваться. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ. Составитель: Назарова А.В.

Домашнее задание: Параграф 9, выучить теорию. Выполнить тест на сайте Видеоуроки.нет Составитель: Назарова А.В.

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Номер материала: ДБ-1548704

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по обществознанию 6 класс Что такое общество?

Знакомство учащихся с развитием общества, основными сферами жизни общества.

1. Ознакомить учащихся с многогранностью понятия «общество; рассмотреть сферы жизни общества.

2. Развивать учебно-исследовательские умения учащихся; работать по алгоритму с текстом учебника. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.

3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

4. Воспитывать у детей качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Работа в группах по изучению понятия.

Презентация результатов групповой работы.

ОБЩЕСТВО (society) – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Это понятие имеет два основных значения. В самом широком смысле, общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»). В более узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.). Оба этих подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми. Эти коллективы образуют иерархию – от наиболее крупномасштабного, от человечества в целом как самой большой системы взаимодействия, до профессиональных, семейных и иных малых групп.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека – как существа, которому присуще сознание и способность к труду – в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.

Признаки общества Э. Шилза

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

оно не является частью более крупной системы;

браки заключаются между представителями данного объединения;

оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

у общества есть собственное название и собственная история ;

оно обладает собственной системой управления;

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

Основополагающей для теории государства является проблема государственной власти. Жан Боден (1530–96) определяет понятие суверенитета, характерного для государства: это абсолютная и долговечная, высшая (распорядительная) власть.

Обладателем суверенного права (законодательство, ведение войн, распоряжение судами и финансами) является «абсолютный монарх, никому не подотчетный, за исключением божественных заповедей и естественного права. Возложенная на него власть не может быть у него отнята». Правда, он обязан уважать свободы граждан и их собственность.

Другую точку зрения представляет Иоганн Альтузий (1557–1638). Для него единственный обладатель суверенитета – народ, назначающий правителя исключительно с возможностью отзыва его полномочий; управлять он должен через правительство. Но поэтому у народа есть и право
низложить правителя.

Развитие научных представлений об обществе. Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые так и называют – общественными (гуманитарными) науками. Среди общественных наук ведущей является социология (буквально – «обществознание»). Только она рассматривает общество как единую целостную систему. Другие общественные науки (этика, политология, экономика, история, религиоведение и т.д.) изучают отдельные аспекты жизни общества, не претендуя на целостное знание.

Работа с текстом учебника.

Основными сферами жизни общества являются:

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.

Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

4. Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные органы;

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества являет­ся государство — система органов, осуществляющих государст­венную власть.

Основными функциями государства являются:

• представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);

• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

6. Основными элементами духовной жизни общества являются:

• духовные потребности людей;

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно­стями называется духовными отношениями.

Источник

Сферы общественной жизни

Что такое сферы общественной жизни? Какие бывают сферы общественной жизни? Как взаимосвязаны разные сферы жизни общества?

Устройство общества всегда интересовало людей. А вы задумывались над этим? На протяжении многих веков учёные пытались создать модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество для изучения. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, уподобляли ветвистому дереву.

Сферы жизни общества

Общество разумно устроено. Каждая его сфера (часть) выполняет свои функции, удовлетворяет определённые потребности людей. Вспомните, какие бывают потребности.

общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Смотреть картинку общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Картинка про общественная жизнь и общественное развитие 6 класс. Фото общественная жизнь и общественное развитие 6 класс

Сферы общественной жизни — области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей — в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.

Основная задача экономической сферы — организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.

В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене — когда покупают товары в магазине, распределении — когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.

Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России — это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы — обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.

Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.

К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).

Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, безработным, многодетным семьям, инвалидам, малообеспеченным людям. О том, как оказывается социальная помощь семьям, вы узнали в 5 классе.

К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *