образ жизни обломова на выборгской стороне

Выборгская сторона (о романе «Обломов» И. А. Гончарова)

Обломов на Выборгской стороне

Слово было жестоко; оно глубоко уязвило Обломова: внутри оно будто обожгло его, снаружи повеяло на него холодом Теперь уже Ольга вдруг прозрела и увидела свое безумие. Она готова вернуться к прежнему: «“Пусть все останется, как было…” “Нет! – сказал он, вдруг встав и устраняя решительным жестом ее порыв. – Не останется! Не тревожься, что сказала правду: я стою…” – прибавил он с унынием».

Вопрос:

зачем обломов переехал на Выборгскую сторону

Ответы:

Обломов и Ольга Ильинская

Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.

Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.

Несколько интересных сочинений

Мало кто задумывается о будущем с детства, но только не я. Родители постоянно вкладывают в меня любовь и прививают правильные ценности. Благодаря им, я мечтательна и точно знаю чего хочу

Краткое содержание. «Обломов» — произведение И. Гончарова

Роман «Обломов», краткое содержание которого приведено в этой статье, увидел свет в 1859 году. Он был написан известным русским писателем Иваном Гончаровым. Работа была проделана огромная. Роман писался в течение 10 лет. После того как произведение было закончено, автор признался, что в нем он поведал о своей жизни. Также он указывает на то, что его с главным героем романа — нигилистом Обломовым — объединяет множество общих черт. Сразу после публикации произведение стало предметом горячих споров в кругу критиков и писателей.

Знакомство с главными героями

Место действия романа – город Петербург, Гороховая улица. Здесь живет Илья Ильич Обломов вместе со своим слугой Захаром. Главный герой, являясь молодым человеком, ведет праздный образ жизни. Он ничем не занимается, кроме того, что целыми днями рассуждает на тему, как следует жить, и мечтает о спокойном бытие в родной деревне Обломовке. Илью Ильича совершенно не заботят никакие проблемы: и то, что его собираются выселять из квартиры, и то, что хозяйство в полном упадке. У молодого человека есть друг, полная ему противоположность. Это Андрей Иванович Штольц. Он очень деятельный и активный. Стараясь растормошить своего ленивого друга, Андрей приглашает его на банкеты в лучшие дома Петербурга. Вряд ли сможет передать все чувства и мысли главных героев краткое содержание. «Обломов» — это роман, не потерявший актуальности и в наше время. Мы очень рекомендуем его к прочтению.

Обломов влюбился

Что же происходит дальше? После того как Обломов стал выезжать в свет, его просто не узнать. Он встает не днем, а утром, чего раньше никогда не делал, интересуется всем происходящим вокруг и много пишет. Все окружающие потрясены такой метаморфозой в поведении молодого лентяя. Что с ним случилось? Оказывается, что молодой человек влюбился. На одном из приемов Обломов встретил Ольгу Ильинскую. Она, в свою очередь, отвечает ему. Историю развития их отношений вряд ли передаст краткое содержание. Обломов вскоре предлагает Ольге жениться.

Обломов в доме на Выборгской стороне

Но недолго длилась эта «кипучая деятельность» молодого нигилиста. Вскоре он поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной на Выборгской стороне. Это жилище такое же старое и обветшалое, каким вскоре предстоит стать самому Обломову. Ольга пытается встряхнуть любимого человека, вытащить его из этой «топи». Но, придя к нему в дом, она поняла, что все усилия ее будут тщетны. Агафья Матвеевна ухаживает за Ильей Ильичом, готовя ему любимые кушанья и чиня старые потрепанные вещи. Неожиданно для себя самой она понимает, что полюбила своего барина. Вскоре у них родился сын Андрюша. Проследить за тем, как круто меняется жизнь главного героя, невозможно, если только пробегать глазами лишь краткое содержание. Обломов не сразу стал пленником своего «блаженного рая» в доме Агафьи. Пытаясь освободиться от цепких пут лени и апатии, вначале он старается возобновить свои отношения с Ольгой. Но вскоре трясина праздности и вялости окончательно его засасывает.

Любовь Ольги и Штольца

Здесь приведено лишь краткое содержание «Обломова». В полной версии романа вы прочтете о том, как зарождалось и развивалось любовное чувство у Ольги к Штольцу. В статье мы лишь упомянем о том, как однажды наша героиня поняла, что Андрей перестал быть для нее просто другом. Штольцу же всегда нравилась Ольга, а ее отношение к Обломову открыло ее с новой стороны для возлюбленного. Эти двое рождены были для того, чтобы быть счастливыми вместе.

Окончание

Роман заканчивается рассказом о маленьком сыне Обломова Андрюше. Самого главного героя уже нет в живых. Умирая, он умолял друга не оставлять его сына. Поэтому Штольцы, у которых к тому времени тоже появились дети, взяли маленького Обломова на воспитание. Данный роман был написан в сложный период в истории России. Передать всю полноту противоречивых взглядов и укладов того времени не сможет краткое содержание. «Обломов» — это произведение, прочитать которое будет полезно всем. Ведь в нем заложен смысл человеческого бытия.

Обломов и Агафья Пшеницына

Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.

Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем. Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям. До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.

Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.

Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.

Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.

Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.

Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж. Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье. Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.

Биография и сюжет

Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова чиновника и незаконная супруга главного героя. Характеристика персонажа начинается с внешнего описания. С виду ей было не более 30 лет. Фигура отличалась полнотой и белизной кожи. Лицо не выделялось ничем примечательным: брови невзрачны, глаза малопривлекательны, выражение не отображало эмоций. Только руки женщины выдавали ее склонность к труду. До момента появления Обломова ее жизнь была однообразна и лишена ярких событий. Домохозяйка не обладала образованием, талантами или интересами. Главной ценностью являлся дом, который она содержала безукоризненно.

Агафья фанатично вела хозяйственные дела, понимая, что работа всегда найдется. Ее активность не давала скучать и тратить время попусту. Характер героини и самоотверженная преданность идеалам пробудили в Обломове любовь. Став квартирантом, Илья Ильич продемонстрировал, как может влиять на женскую натуру. Леность не стала препятствием для того, чтобы зародилась новая история любви. Пшеницына преобразилась. Она не просто стала вдумчивой, но и старалась всячески угодить возлюбленному. Одежда Обломова всегда была чиста, стол накрыт в соответствии с его пожеланиями, а в моменты болезни Ильи Агафья Матвеевна не отходила от постели больного.

Автор писал, что с появлением любви в жизни Пшеницыной все хозяйство, как организм, обрело новый смысл жизни. Специфика образа Агафьи Пшеницыной заключается в том, что она оказывается единственным решительным и бескорыстным человеком среди знакомых Обломова. Героиня готова на жертвы, чтобы выручить мужа: закладывает драгоценности, берет в долг у семьи покойного супруга, разрывает связи с братом, который пытается вовлечь Обломова в интриги.

Любовь женщины не нуждалась в материальных подкреплениях и не требовала изменений личности Ильи Ильича. Он был лучшим мужчиной для нее. Связь между героями строилась не на вымышленных привязанностях, а на осознанной схожести характеров и мировоззрения.

Гончаров, описывая героиню, представляет двойственный образ. Это недалекая женщина без амбиций и интересов, круг общения которой – слуги и торговцы. Безвольный персонаж, готовый прожить чужую жизнь в отсутствие собственных идеалов и амбиций. С другой стороны, Пшеницына предстает спасителем в ситуации, в которой оказался главный герой. Это тихая хозяйственная особа, старающаяся скрыть безграмотность, верующая домашняя женщина, оберегающая покой Обломова. Способная на жертвы, она отдает себя всю, проявляя природную женственность и обретая счастье от возможности быть рядом с любимым человеком.

Отношения с Агафьей Матвеевной становятся для Обломова лечебным бальзамом после перипетий связи с Ильинской. Он получает долгожданные умиротворение и гармонию. Его боготворят и любят вопреки натуре и привычкам. Персонаж Пшеницыной, в зависимости от восприятия главного героя произведения читателем, вызывает разные чувства. Обломов-лентяй провоцирует появление отрицательного образа Агафьи, потворствующей его недостаткам. Обломов-обыватель, не ищущий движения и развития, счастлив с Агафьей. Для простого мещанского бытия Пшеницына оказывается подходящей пассией.

Сравнение Пшеницыной и Ильинской показывает, что первая – персонаж, демонстрирующий христианскую любовь. Задаваясь вопросом, почему оказалась для Обломова ближе не смелая Ольга, а тихая Агафья, легко получить ответ:

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Истязаемая потребностями сущность Обломова чувствовала себя в неге и обожании комфортно. Герой, не способный на борьбу, оказался расположен к простому пути существования.

Источник

В романе Обломов Гончарова важную роль играет жизни Обломова- ленивой, не наполненной деятельностью и высшим смыслом и Штольца с Ольгой, жизнь у которых полна полезных занятий и стремлений.

Дом на. Выборгской стороне, а вернее образ жизни его жильцов схожи с образом жизни Обломова. А потому Пшеницына, ее домашнее хозяйство и в целом быт дома играют важную роль в романе.

Живя у. Пшеницыной, Обломову не приходиться. бороться с собой. Никто не напоминает. ему, что его образ жизни неправилен, а потому совесть перестает мучить Обломова.

И после прекращения общения с Ольгой, которая «вытягивала его из болота»,.

Но эти неприятные мысли, похоже, не часто посещали Обломова. Чем. дольше он жил. без общения с Ольгой и Штольцем, тем. больше он привыкал не переживать в своей жизни.

И в этоге ему кажется, что его жизнь на. Выборгской стороне с Пшеницыной это вершина. счастья:. «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока. «

Важно также то, что эта его жизнь напоминает его жизнь в родительском доме: «Настоящее и прошлое слились и перемещались.» Все та же ленность, неторопливость, спокойное довольство.

В этоге, оказывается, что как бы не старался сам Обломов измениться в течение жизни его пассивная натура и воспитание (быт детства) берут верх.

Жизнь Обломова в доме на Выборгской стороне: лень, довольство, безделье, как бы возвращают. его в детство, являются. его «обретеным раем».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Обломов на Выборгской стороне.

Яма? 415.

2. «Человеческая стоимость», по Гончарову, определяется чистотой, преданностью, бескорыстием. И поэтому Гончаров спорит со Штольцем, для которого дом на Выборгской стороне только «яма». Гончаров же в доме Пшеницыной увидел и

3. Несчастье Обломова предопределено не только социальной средой, которой он не мог противостоять, оно заключено и в «гибельном избытке сердца»; мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю. Боясь причинить действием зло другим, он вообще готов не действовать.

История семьи Штольцев.

1. Но и «достаток сердца» может стать «гибельным», хотя именно он способствует часто созданию личного благополучия, обретению внутреннего покоя среди мировой неустроенности, рядом с несчастьем близких. Эту мысль несёт в себе история семьи Штольцев.

2. «365» (гл. 4, ч. 4),- заявил Штольц Ольге. И он построил их жизнь сам по своему разумению и воле. «392» (гл. 8, ч. 4) Поселился не в Петербурге и не в деревне, но в Крыму, в собственном доме на морском берегу. Выбор этого места далеко не случаен: удалённый в равной мере и от сурового Севера и от тропического Юга Крым – своего рода «норма» в природе. Существенна и такая деталь: с галереи дома Штольца «видно было море, с другой стороны – дорога в город». Жилище Ш. и Ольги с его «океаном книг и нот», присутствием везде «недремлющей мысли» и изящными вещами, среди которых нашла своё место «и изящная конторка, какая была у отца Андрея», как бы соединяет природу с лучшими достижениями цивилизации. Быт Штольцев лишён крайностей деревенской неподвижности и суетного городского делячества.

3. Автор романа утверждает, что герои счастливы.

4. Жизнь, которую организовал Штольц для жены, скоро обнаружила свою уязвимость. Ольга почувствовала неудовлетворённость и своей несамостоятельной ролью, и тем содержанием, которым Штольц наполнил её жизнь, и личными качествами мужа.

5. Её тоска стимулирована содержанием жизни, которое он ей предложил. Счастье Ш. и Ольги не убеждает. И не столько потому, что романист скорее рассказывает о нём, чем показывает его. Сама надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией.

Д. з. 1) Чтение эпилога.

Индивидуальные:

– Что говорит Штольц о природе человеческой тоски?

– Где Штольц проговаривается о том, что между ним и Ольгой возникает нравственный барьер?

– Посчитал ли Штольц эту тоску серьёзным недугом?

2. 9 главка 4 части. Домик Пшеницыной, её быт;

3. 11 гл., 4 ч. Судьба Захара после смерти Обломова.

4. Эпилог. Обломов в судьбах любивших его людей (Штольц о нём, рассказ о вдовьем горе Пшеницыной) 8 гл., ч. 4;

Тема: Ольга и Штольц. Анализ 2-х эпилогов.

Цели урока: Поговорить о своеобразии личности героев; о «земной» и «небесной» любви в романе. Выявить авторскую позицию в эпилоге романа. Развитие речи учащихся.

Ход урока.

1. Ольга. В критике обнаружились противоположные суждения об Ольге. Добролюбов увидел в Ольге «высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни», писал о её готовности к общественной деятельности, тоске по ней. «Гончаровская Ольга ни одним намёком не обнаруживает своей близости к кругу идей и настроений революционной борьбы, – отвечает первому критику «Обломова» исследователь наших дней. Её неудовлетворённость беспредметна, безымянна и носит не политический, не социальный, но моральный, психологический характер. В Штольце её не удовлетворяет рассудочность, эгоцентризм, сухой расчёт, отсутствие мягкости, душевности, какие она наблюдала у Обломова». (Пиксанов Н. К., «Обломов» Гончарова. – «Учёные записки МГУ», вып. 127, 1948. стр. 152.)

3. «Грусть души», не принявшей жизни, ограниченной житейскими забавами, терзает Ольгу, лишает Обломова последних задатков активности. Но эта «грусть» не угрожает Штольцу. Он не способен мучиться тем, что находится вне круга его семьи, его «дела». Так возникает нравственный барьер между Ольгой и её самоуверенным супругом. И он сам невольно «проговаривается» об этом. Штольц убеждает жену: «398/1». Штольц справедливо увидел источник тоски Ольги в её сопричастности заботам человечества, но не посчитал именно поэтому её тоску – серьёзным недугом. Такая логика естественна для Штольца, сосредоточенного на своём, «малом».

6. Итак, источники тоски Ольги: духовная неудовлетворённость и нравственный разлад с мужем, взаимодействуя, обостряют состояние героини – назревает драма. Счастливая Ольга, как будто обретшая в беседе с мужем потерянный покой, потому и не убедительна, что логика её характера чревата драматизмом, не меньшим, чем у Обломова, а в силу природной энергичности героини – даже большим.

7. Образ Ольги Ильинской – открытие в русской литературе. Её духовная неудовлетворённость, которую Гончаров тонко уловил, но запечатлел в самом общем виде, «концентрировалась» в судьбах героинь Тургенева, Чернышевского. Это отмечал и Н. Добролюбов статье, посвящённой роману Тургенева «Накануне».

7. Что же такое Штольц?

А) Известно, что Гончарова этот образ не удовлетворил: «Он слаб, бледен, из него слишком голо выглядывает идея».

Б) Описательная характеристика Штольца в начале 2 ч. романа потом почти не дополняется – образ не развивается. С появлением Ольги Штольц теряет свою «содержательную» функцию и остаётся лишь «сюжетным» персонажем. Ольга так поясняет Обломова, что через другие персонажи пояснение типа Обломова становится роскошью. (Дружинин)

В) Его неожиданные приезды к Обломову отмеряют этапы жизни Ильи Ильича. Штольц становится героем счастливого романа Ольги, произносит авторскую эпитафию Обломову.

Г) А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинён, но на 3 четверти ходулен».

Д) «Штольцевский пласт» в романе несёт в себе следы «вымученности»: художник, видимо, постепенно всё более и более терял интерес к этому герою, но уже не мог отказаться от него совсем – Штольц стал мужем Ольги, а контраст 2-х романов был необходим Гончарову, многосторонне и глубоко исследовавшему драму Обломова.

Е) Но «невыясненность» этого образа имеет и другую причину, вероятно, фамилии Штольц, надеялся Гончаров, предначертано стать такой же нарицательной, как Обломов. В этом герое, полагал писатель, отразился век, энергичный, рационалистический.

Ж) Но Гончаров, подчёркивая своеобразие личности Штольца, избегает детального описания его деятельности, хотя ведь именно в ней реализуется общественная сущность героя. О делах Штольца говорится чрезвычайно глухо: «147/1».

Деятельность Штольца отдана накоплению, приобретению, обеспечивающим комфорт. Добролюбов, стр. «497». Неполноту характера Штольца объясняет тем, что сама фигура нового деятеля ещё не окристаллизовалась в жизни.

З) Покой обретает в конце романа Штольц – в сон погружён на Выборгской стороне Обломов. Гончаров, всё время противопоставляющий этих героев друг другу, приводит их к одному и тому же итогу, правда, пытаясь доказать, что суть этих итогов противоположна. Но покой есть покой. И стремление автора обнаружить в основе покоя Штольцев движение – не убеждает. Куда убедительнее показан покой в его «бескомпромиссном» варианте – мы имеем в виду последние годы жизни Обломова в доме Пшеницыной.

8. Хотя в 9 главке, предшествующей эпилогу, Обломов ещё жив, она напоминает эпитафию герою. Это главка итоговая, её особый характер очевиден «407 – 8».

9. Домик Пшеницыной, его быт, ритм раскрываются не сами по себе, а в постоянных аналогиях с Обломовкой.

«407/2».

Ранее, «философствуя», Обломов выходил из состояния апатии, в нём пробуждался критический ум, нетерпимость к пошлости. Теперь вся «философия» героя направлена на обоснование своего права жить в тишине и бездействии; воспоминания, зов неисполненной мечты он гасил в рассуждениях, «498/1».

Маска обломовца теперь исчерпывает человеческое лицо Ильи Ильича.

Так как бы совершилось торжество обломовского начала в герое.

И новыйэтап его жизни, как всегда, отмечен приходомШтольца. Беседуя с ним, Обломов сам признаёт, что путь его завершился, он обрёл жизненную пристань: «415/1». Обломов подтверждает высказанную Гончаровым мысль о необратимости его судьбы, но в этом же монологе он и опровергает автора. «415/2». Это говорит человек, по словам рассказчика, окончательно успокоивший совесть – духовно умерший.

Своеобразие 9 гл. в открытой диктатуре авторской мысли, которая простирается над всем, что показано и рассказано здесь. Тон автора категоричен: писатель развивает заявленный в начале главки свой взгляд на героя и не слышит его самого.

Конец 9 гл. сразу заставляет вспомнить заключительную сцену 3-й части романа: разрыв Ольги с Обломовым. Тогда прозвучал тот же ответ – «обломовщина». Только спрашивала Ольга: «Что сгубило тебя?» Ответил сам герой.

Совпадение ответов в этом чётко «сконструированном» романе говорит о многом: и сам герой, и автор (Штольц) призваны акцентировать социальную природу драмы, объективную предопределённость гибели героя.

11. Но другой аспект драмы: умный, добрый человек в конфликте с бездуховной и «механической» средой – никогда не выпадал из поля зрения художника. Его итог – в первом эпилоге, посвящённом Пшеницыной.

Если второй эпилог, при всей яркости портрета несчастного Захара, в своей ведущей тенденции – публицистичен, то первый – почти лиричен. Нарочито различные по тональности, они имеют общий «сюжет»: Обломов – в судьбах любивших его людей. (Сообщение ученика)

А) Да, Обломов погубил себя, развратил Захара, но ведь этот же Обломов сумел внушить людям редкую любовь к себе: он был добр, чуток к человеку, уважал» сердце». «402 – 403» (8 гл.,ч. 4). Этот дифирамб сердцу Обломова звучит чуть выспренно и декларативно. К тому же горячность Штольца, можно предположить, вызвана ощущением собственной сердечной бесталанности.

Б) Простой рассказ о вдовьем горе Пшеницыной много убедительней воплощает эту же мысль художника. Обломов не просто оставил о себе память в сердце женщины

– он вдохнул в неё душу, из «хозяйки» она стала «человеком». Это свершилось в тот момент, когда «420». Осенившее её самопознание сразу резко изменило весь окружающий её мир: она поняла, что она потеряла,- это потерянное стало для неё мерилом человеческой стоимости. Тогда и родился у кроткой и безответной Агафьи Матвеевны взгляд гордый и сожалеющий, которым она смотрела на братца и его жену… Навсегда осмыслилась и жизнь её: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно.

Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина: «420».

В) Слабый, пассивный, нуждающийся в чужой воле, Обломов обладал тем талантом доброты, который превращал его в активную по отношению к другим людям натуру. На его честную и добрую душу отзывалось лучшее в них, вызванное им чувство оказывалось подлинно воспитывающим: рядом с Обломовым расцвела Ольга,

Г) Пшеницына только и жила те 7 лет, что протекли рядом с ним. Обломов пробудил в ней индивидуальность, которая вызвала горячее авторское сочувствие (таково происхождение лирической интонации в эпилоге). Агафья Матвеевна не только перестала быть отрицательным антиподом Ольги – она сблизилась с Ильинской в своей неожиданно пробудившейся требовательности к человеческому в человеке. Возникшее взаимопонимание 2-х женщин, любивших Обломова, трогательно и глубоко жизненно.

Заключительное слово.

Жизнь Гончарова проходит через 19 столетие – от пушкинской эпохи до времён Чехова и позднего Толстого; неудивительно, что писатель соединяет в своём творчестве приметы различных литературных периодов. Будучи одним из крупнейших писателей реалистического направления, Гончаров всегда отдавал дань романтизму: он изображал реальный мир очень достоверно, но нередко селил в нём романтических героев;

в 3-х романах Г. речь идёт о столкновении различных эпох; писатель показывает крушение старого, патриархального мира с его тихими помещичьими усадьбами, возвышенными чувствами; в каждом романе мы видим победу новых людей и новых отношений, торжество силы, практичности, однако постоянно ощущается сочувствие автора тем героям, кому не дано приспособиться к современности;

— Гончаров слывёт блестящим бытописателем своей эпохи. Обаяние его неторопливого, «густого» письма действительно «сконцентрировалось» в этих картинах: они остаются в памяти на всю жизнь (комната на Гороховой, дом Пшеницыной, жизнь Обломовки). Любовно и поэтично описан быт русской провинции.

— В романе «Обл.» отражены черты русского характера, книга проникнута национальным колоритом. Закономерно, что ключевыми антитезами в романе стали русский барин и наполовину немец по происхождению Штольц, русская деревня Обломовка и европейский город Санкт-Петербург.

— Ещё одна не менее яркая сторона его дарования. Гончаров – художник необычайно обострённой «нравственной реакции» на разнообразные жизненные коллизии. Автор прежде всего заинтересован человеческим содержанием любой бытовой картины, социального конфликта. В этом романе писатель показывает, что жертва во имя любви может дать счастье тому, кто не сознаёт себя жертвующим, а удовлетворение эгоистических желаний подчас становится первой ступенькой к мучительной неудовлетворённости.

— Читатель Гончарова отвращается от сухого, прагматического подхода к жизни, ему передаётся высота идеала писателя, смело обнажившего бездну недостатков в своих любимых персонажах.

— «Суд» Гончарова над своими героями трезв, гуманен. Герои – жертвы и своей незаурядности, и своей слабости.

Отличительной чертой стиля Гончарова можно назвать иронию – мягкуюнасмешку, с которой он относится к описываемым событиям и своим героям; продолжая романтические традиции, писатель смотрит на мир с печальной улыбкой, противопоставляя людскую суету вечному покою природы.

Д. з. Подготовка к сочинению (подбор материала, составление плана)

Урок 10 – 11.

Тема: Рр. Сочинение по роману «Обломов».

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по роману; повторить типы сочинений (характеристика героя, сравнительная характеристика; понятия «узкие» и «широкие» сочинения )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *