образ катерины жизнь в родительском доме
Образ Катерины в пьесе «Гроза» по плану (Вступление, жизнь Катерины в родительском доме..) (Школьные сочинения)
Она была свободна в своих действиях и по ночам видела яркие сны.
Жизнь под влиянием родителей развила в характере Катерины Кабановой особые черты. Такими являются болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни, которые отражаются в ее поступках. «Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. ». «кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями»
Несмотря на все обстоятельства главная героиня сумела сохранить в характере человечные черты. Она обладает честностью, непосредственностью и моральной чистотой. «. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. «- признается Катерина. Решительность и мужество тоже являются частью её характера. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Девушка отличается страстностью натуры и глубиной чувств, привитых ей еще с детства. Не покидает Катерину и стремление к свободе. «. Что мне только захочется, то и сделаю [. ] А что мне! Я уйду, да и была такова. » Она также не обделена поэтичностью натуры и незаурядным умом. « Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. » – отзывается Варвара о подруге. Катерина добра и бескорыстна. Жена Кабанова планировала пойти в гостиный двор, купить холста, да и сшить белье, а потом раздать бедным.
Жизнь Катерины в родительском доме (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Беззаботная жизнь с родителями
Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.
У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.
Из рая в ад
После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.
Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:
По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?
Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:
… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…
Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.
… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…
Тогда она была свободна, но потом начался ад.
Возможно, выход есть
Варвара, дочь Кабанихи, была единственным человеком в новой семье, кто понимал, уважал и искренне поддерживал Катерину. Она старалась научить её, как выжить под одной крышей с Кабанихой. Катерина ей призналась в неспособности врать и скрывать что-то. Говорила, что если ей надоест происходящее вокруг безумие, она выйдет в окно или утопится в реке.
Катерина очень грустила оттого, что у неё не было детей, это делало её жизнь пустой:
…Эко горе! Деток-то у меня нет: все я бы и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…
В итоге она стала глубоко несчастной, страдала от постоянных безосновательных придирок свекрови, несмотря на то, что на самом деле почитала её, относилась к ней, как к родной матери. Таким образом, были созданы все условия для разрушения её личности.
Вряд ли Кабаниха осознавала несостоятельность своих идей. Ей просто в молодости навязали идею о том, что в обществе должна соблюдаться определённая иерархия, какие-то глупые ритуалы и общественные порядки, созданные только лишь для того, чтобы унижать и заставлять унижаться других, лишить людей желания и необходимости думать и рассуждать. Иерархическое общество строится только на невежестве и глупости. Понятно, почему в глобальном обществе без иерархии никуда, но есть вещи, без которых нормальная жизнь невозможна:
Однажды Катерина рассказала Варваре о том, что влюблена в Бориса, племянника Дикого. Варвара пообещала ей устроить с ним свидание, когда Тихон уедет из дома по делам. Сказано — сделано. Катерина тайно встречалась с Борисом 10 раз. Когда Тихон вернулся, она сразу рассказала ему обо всем, а потом ещё публично призналась в этом. Катерина по натуре была очень честной, поэтому не смогла скрыть это. Сложившаяся обстановка угнетала ее. Даже если бы Катерина не рассказала об измене, это бы ей не помогло.
Старуха в момент признания пробормотала нечто вроде: «Вот до чего свобода доводит». Скорее, её отсутствие. Наверное, если бы люди не были бы столь злы по отношению к ней и друг к другу, у неё бы не было нужды встречаться с Борисом.
Бориса отправили в Сибирь. Катерина просила его забрать её с собой, понимая, что он не может этого сделать. Тихон говорил, что любит жену, но если бы это было на самом деле, он бы никогда не ударил ее по приказу своей мамаши, не стал бы унижать её при своём отъезде в другой город, смог бы найти в себе силы противостоять гнету Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину было исключительно отрицательным. У неё не было никаких шансов сохранить свою личность в первозданном виде. После признания у молодой женщины не было другого выхода кроме самоубийства. Если бы она этого не сделала, её загнобили бы настолько, что она бы сошла с ума.
Это было своего рода протестом против несправедливости, который не дал ей ничего, кроме дополнительных страданий, поскольку она не могла отделаться от убеждения в том, что это грех. И пусть это были всего лишь убеждения, навязанные обществом, у неё не было никакой возможности переосмыслить это, потому что она была религиозна, а такие люди зачастую имеют ограниченный ум. В любом случае, это ни на что бы не повляло.
По христианству, самоубийцы попадают в ад. Если бы религиозные сказки были истиной, вряд ли бы кто-то в здравом уме согласился по своей воле обменять пусть и малоприятную земную жизнь на вечные муки в аду.
Объективно говоря, самоубийство пошло на пользу Катерине, избавив её от страданий. История жизни Катерины вышла достаточно удручающей. Она показывает разрушительную силу тоталитаризма, человеческой глупости и самодурства.
Образ Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза»
Образ Катерины в пьесе «Гроза» был навеян Александру Николаевичу Островскому Любовью Павловной Косицкой, в дальнейшем сыгравшей главную роль на сцене. Действие разворачивается в городе Калинов (вымышленный) на Волге.
Описание образа Катерины для сочинения по пьесе «Гроза»
Жизнь и детство Катерины в родительском доме
Истоки характеры Катерины Кабановой берут начало с отчего дома. С детства героиня была окружена лаской и заботой близких. Детство, проведенное в родительском гнезде, было счастливым временем для Катерины. Девушка занималась, тем, что было ей по душе.
Проснувшись утром, умывалась родниковой водой, слушала пение птиц, выполняла работу по дому. Будучи ребенком, посещала с матерью церковь. Там она погружалась в другой мир, полный гармонии и чистоты.
Одухотворенная церковными службами эту приверженность она пронесет через всю жизнь. Мать души не чаяла в своей дочери, холила и лелеяла ее, наряжала словно куклу. Вспоминая жизнь до замужества, свое прошлое, Катерина сравнивает себя «с птичкой на воле», подчеркивая трудность своего настоящего положения.
Муж Катерины
Тихон – сын деспотичной, властной матери, без ведома которой он ни шагу ступить не может. Сын почтенно относится к своей матери, не замечая многочисленных необоснованных упреков в адрес своей жены.
Выходя замуж, Катерина надеялась на счастливую жизнь, на мужа, что будет для нее опорой. На самом деле оказалась героиня чужой для людей, с которыми живет под одной крышей.
В действительности, Тихон – маменькин сынок, ощущающий гнет Кабанихи, но ничего не предпринимающий для изменения ситуации.
Отношение Кабанихи к Екатерине
Свекровь изводила невестку постоянными упреками, руганью и скандалами. Самодурство, превратившееся в деспотизм – ключевая характеристика образа Кабановой. Судьба близких Марфы Игнатьевны подчинена домострою, в справедливость которого она свято верит. Кабаниха требует подчинения Катерины, не понимает сына, что не остепеняет жену.
Суровая и властная, она корит Тихона, отравляет жизнь Катерины. Героиня не понимает доброты и ласки невестки, все, что она пытается от нее получить – это страх. Единственное чувство, которое должна испытывать молодая девушка – боязнь перед свекровью, мужем.
Жизнь в доме Кабанихи отравляет душу жены Тихона. Только Варвара становится подругой для Екатерины, отдушиной в доме, где все подчинено жестокости и брани.
История любви Катерины и Бориса
В письме, полученном от подруги, героиня получает некое предостережение по поводу Бориса. Однако знакомство с Борисом, племянником Дикого, позволяет Катерине отвлечься от проблем в семье, почувствовать себя любимой. Их встречи были короткими, мимолетными (случайно на бульваре, на церковной службе).
И все-таки им удается встретиться во время отъезда Тихона из Калинина. Эта встреча не была последней, десять ночей влюбленные тайно встречались. Возвращение Тихона в город положило конец их свиданиям. Героиня не смогла выдержать разлуки с возлюбленным, душевных терзаний и рассказала о случившемся мужу и свекрови на глазах у всего города, совершив публичное покаяние.
Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
Отношения с Борисом – это попытка обрести свободу, освободиться от гнета жестокого купеческого общества. Весь трагизм истории заключен в семье, в которую вступила героиня. Вся жизнь Катерины – борьба с ложью, к которой девушка не приучена, противостояние властолюбивой купчихе Кабанихи с ее деспотичным укладом жизни.
Входя в семью Кабановых, героиня со всей теплотой пыталась отнестись к свекрови. Однако ее попытки не увенчались успехом: грубость, язвительные разговоры и колкости – все, что она получила. Тонкая натура, ищущая гармонии, не смирилась с этим миром. Катерина боролась за свои убеждения, она отвечала Марфе, обращалась к ней на «ты», не заискивала и не лгала.
Смерть Катерины
Поняв тщетность положения, неспособность одной изменить сложившийся уклад, героиня лишается на самоубийство. Ее монолог «Куда теперь…» подчеркивает, что жизнь в данных условиях хуже смерти. Не видя причин остаться, героиня бросается с обрыва.
Отзывы и критика о Катерине и пьесе Островского
Мнение М. М. Достоевского: «Это лучшее произведение А. Н. Островского. Здесь он впервые подвергает анализу своих героев, а также изображает новые образы – воплощение русских женщин».
Н. А. Добролюбов отмечал, что «Катерина – новый характер, противостоящий крепостнической системе, самодурству. Другим лицом, негативно влияющим на жизнь простого человека, является Тихон. Своим бездействием он наносит ущерб, сравнимый с Кабановой.
Он понимает, жизнь должна быть иной, что подтверждает реплика: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Критик отмечает, Катерина – луч света в темном царстве.
Цитатная характеристика Катерины в пьесе «Гроза»
Ниже представлена речевая характеристика, кратко описывающая образ главной героини.
Катерина умерла во время грозы, ставшей кульминацией истории. Само название по-разному отражает отношение к этому явлению: Дикий боится грозы, Кулигин расценивает как живительную силу. Катерина рассказывает о своем грехе перед грозой Варваре, а признается в измене во время грозы. Трагический мир, изображенный Островским, соответствует драме, которая в нем совершается.
Жизнь Катерины в родительском доме (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Беззаботная жизнь с родителями
Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.
У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.
Из рая в ад
После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.
Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:
По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?
Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:
… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…
Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.
… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…
Тогда она была свободна, но потом начался ад.
Презентация «Катерина — луч света в «темном царстве»»
#Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Среднее профессиональное образование
Катерина – луч света в «темном царстве» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Проверка домашнего задания: Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту. Хозяева жизни. Дикой. Хозяева жизни. Кабаниха. Сходства и различия Дикого и Кабанихи.
План урока Положение женщины в русском обществе; Домострой – памятник письменности 16 века Катерина
Положение женщины в русском обществе в начале 19 века
В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта
Катерина. Имя – образ — судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная, благопристойная: 1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный
Жизнь в родительском доме Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?
Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду
А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. — как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?
«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»
Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…. 3.Относительная свобода. Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.
Катерина о жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? — От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? — К чему стремилась Катерина? Через что пришлось переступить Катерине? На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?
Почему Катерина ищет выход в любви? «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее. » Любила ли Катерина мужа?
Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)
Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини? Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев. Кульминация
«Страшный суд» В.М.Васнецов
«Э, что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Позитивные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет…» Негативные стороны «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»
Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…» «Сколько радости принесут мне дети…» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…»
В детстве В семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное — жить согласно своей душе Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему
Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). ________________________________________________________________Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике