обломов как тип русской жизни
Обломовщина как тип жизни – сочинение по теме
Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» – тихий, бездеятельный человек, который ведет спокойный и размеренный образ жизни, принятый называть «обломовщиной». Обломовщина как тип жизни предполагает равнодушие человека к окружающему миру, его нелюбовь к труду и желание жить в покое.
Равнодушие
Обломов, как и все жители Обломовки, совершенно равнодушно относился как к жизни окружающих людей, так и к собственной жизни. Главный герой ни к чему не стремился, не пытался достичь высокого положения в обществе. И. А. Гончаров особое внимание уделяет описанию жизненных устоев жителей Обломовки. Как-то раз они нашли мертвого человека, проживающего в соседней деревне, однако паники не было, они придерживались мнения о том, что жизнь других деревень их не касается.
Нелюбовь к труду
Обломовщина предполагает нежелание работать. Труд в данном случае становится обязанностью, с которой нужно как можно скорее справиться. Дворяне с Обломовке не привыкли работать самостоятельно, за них все делали крепостные люди. Обломов не любит трудиться, он совершенно бездеятельный человек, который не обладает способностью управлять собственным хозяйством. Все свои дела по дому он отдает Захару, а затем – Агафье Пшеницыной. С делами Обломову в его зрелом возрасте помогает друг Штольц. Фактически труд был главным противником Ильи Ильича, он всячески стремился избавиться от любых дел, либо отказавшись от их выполнения, либо переложив обязанности на чужие плечи.
Желание жить в покое
Обломов, росший любознательным и активным мальчиком, постепенно превращался в ленивого и апатичного человека. Любое стремление к деятельности и самостоятельности обрывалось на корню. Родители Обломова ограждают его и от физического, и от умственного труда. И судьба Обломова – не исключение. Таков образ жизни у всех жителей Обломовки. Лень становится основной чертой обломовщины. Тихая, спокойная и размеренная жизнь – вот о чем мечтают люди, подобные главному герою романа И. А. Гончарова. Особое внимание в Обломовке уделялось приему пищи. К нему подходили с полной серьезностью. Автор называет прием пищи «главной жизненной заботой» для жителей Обломовки. После приема пищи в деревне будто наступал сонный паралич. Послеобеденный сон был обязательным элементом каждого дня. Именно сон и еда являлись жизненными ценностями жителей Обломовки, а затем и подрастающего Ильи Ильича. Главный герой совершенно не был приспособлен к реальной жизни. Маленькие жизненные трудности для него являются сущей катастрофой. Обломов стремится жить в полном покое, ощущая при этом свободу. Идеал своей жизни он находит в Агафье Пшеницыной, которая также связана с типом обломовщины.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Обломовщина как тип жизни», рассмотрит основные черты Обломова и других жителей Обломовки: равнодушное отношение к действительности, неспособность и нелюбовь к труду, стремление к размеренной жизни.
Обломов и обломовщина
В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов назвал роман И.А.Гончарова «знамением времени», считая, что автор отразил исторически верно часть современной ему действительности. Данное произведение представляет собой исследование сути и истоков тех противоречий, которые характерны были для русского общества середины XIX века.
Итак, истоки «обломовщины» (то есть детство и воспитание героя) – это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров называет «благословенным уголком». Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от опасных жизненных ситуаций. Этот «забытый всеми уголок» «сулит покойную и долговременную жизнь»: «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». И заботы не омрачают существование человека, потому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания. Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не хотят обременять себя лишними хлопотами и суетой. Для них покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни. Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил ремонтировать, обустраивать. Постепенно приходили в негодность избы крестьян и помещичья усадьба. Разрушающийся дом господ Обломовых – это символ дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтобы изменить жизнь к лучшему, чтобы увереннее чувствовать себя в новом времени.
В романе «Обломов» автор нарисовал картину быта и нравов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких добропорядочных господ, как Обломовы. Например, барину ничего не стоило толкнуть ногой в лицо слугу, натягивающего ему чулки, или надавать прислуге пощёчин за какую-либо провинность. Барских детей приучали жить чужим трудом, воспитывая в них лень, надменность и желание повелевать: Захарки и Ваньки обязаны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.
Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон. Не только у помещиков, но и у крестьян как будто нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования. Бороться со сном иногда получалось у детей, но постепенно сонливость появлялась и у них. Длительный послеобеденный сон поглощал жизненные силы, он не приносил бодрости: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». Писатель называет также это состояние заразной, «повальной болезнью», очнутся от которой едва удавалось ближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом «оханье, стенанье». Люди чувствовали себя разбитыми и старались как-либо облегчить своё состояние, но неразвитость чувств и духовных потребностей приводила к тому, что все стремления сводились опять к еде.
Забота о пище была наиважнейшей в Обломовке: еда готовилась в изобилии, она была сытной и вкусной. Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было почти единственной её обязанностью. Но на первом месте стояла, конечно, забота о ребёнке: хорошо ли он накормлен, не потерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, должны быть «толстенькие, беленькие и здоровенькие».
Казалось бы, такая забота о здоровье должна была давать превосходные результаты: в здоровом теле – здоровый дух. Однако в Обломовке и окрестные пейзажи как будто препятствуют развитию души. Природа здесь самая обычная, «скромная и незатейливая», но соловьи почему-то не живут в этих краях, а только перепела, песни которых звучат как напоминание: «спать пора, спать пора». И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих жизненные порывы, и никаких гор, напоминающих о препятствиях, которые надо преодолевать. Все мысли и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев: хозяйство, еда, воспитание (вернее, вскармливание) детей, праздники и соблюдение обрядов.
В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с детства впитывал нравы и обычаи, приобретал черты характера, свойственные его родителям и ближайшему окружению. В атмосфере всеобщей праздности и лени, где и учёбу считали обременительной обязанностью, «детский ум давно решил, что так, а не иначе, следует жить, как живут около него взрослые». Он просто привык к такому образу жизни, который ему нравился, отрицательных эмоций не вызывал. Позже сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Маленький Илюша научился избегать трудностей, не желая их преодолевать: он хитрил, использовал всякую возможность, чтобы пропускать занятия в пансионе Штольца, чему с радостью потворствовали родители. К труду в доме, даже по самообслуживанию, привычки не приобрёл, благодаря крепостному праву: за барина всё делали слуги. Усердия в учёбе также не проявлял, домашние задания и переводы вместо него выполнял друг. Обломов настолько привык к опеке Андрея, что и в тридцать, и в сорок лет продолжает ждать от него помощи. Штольц приводит в порядок его хозяйственные дела в имении, строит дом, а потом и сына Ильи Ильича будет воспитывать.
Привычка к покою привела к духовному застою и нежеланию идти вперёд, узнавать новое, хотя образование Обломов всё-таки получил и мог бы принести пользу обществу. Однако позже, живя в Петербурге, он начинает тяготиться службой, его угнетает необходимость ежедневно вставать с дивана, идти на работу. Труд становится невыносимым препятствием: «Разве это жизнь? Когда же жить?» Эти вопросы были отчаянным возражением Щтольцу, который напоминал, что «труд есть главная цель и смысл жизни». Обломов вынужден признать свой образ жизни не движением вперёд, а угасанием, которое у него, по сути дела, началось с детства. Однако бороться с собственными убеждениями и привычками он не хочет и не может, оправдываясь тем, что не один он такой: «Наше имя – легион». Но даже слуга Захар, рассуждая сам с собой о барине, произнес однажды: «Зачем родился, если и жить лень?»
Нельзя сказать, что никаких попыток изменения жизни Обломов не предпринимал вообще, его к этому подталкивал друг. Штольц одним словом «обломовщина» определил духовное, физическое и общественное положение Ильи Ильича, призывая его не угасать и «не погребать себя заживо». Он предлагает другу перестроить свою жизнь и просит нарисовать будущее, каким оно представляется Обломову. Но и в мечтах этот человек рисует только праздную жизнь с отдыхом на природе, прогулками, беседами за чаем. Причём всё сопровождается обильной едой, а обслуживает его и гостей множество слуг, то есть идиллия эта есть обновлённое, слегка изменённое повторение родной Обломовки. Илья Ильич так и не смог сделать необходимых выводов, проанализировать современную ситуацию, составить для себя целостное представление об окружающей действительности и найти своё место в реальном мире, а не в мечтах.
Обломов не способен отстаивать свои интересы и нужды, поэтому он не смог бы заботиться о семье, обустраивать жизнь с любимой женщиной. Это невозможно, в любви он так же несостоятелен, как и во всём другом. Да и не была та жизнь, к которой призывала его Ольга Ильинская, идеалом для Ильи Ильича. Он только вздыхал от беспокойных мыслей и тех помех собственному покою, какие появлялись в связи с любовью: они были для него ненужными подвигами. Поэтому он расстаётся с Ольгой и связывает свою судьбу с Агафьей Пшеницыной, которая все заботы взяла на себя. Началось тихое, спокойное, размеренное существование, очень напоминающее детство в Обломовке, и это принесло, наконец, успокоение. Жизнь больше «не трогала» нашего героя: победил сон души, победила «обломовщина».
Наверное, есть у Обломова и «обломовщины» свои сторонники и защитники. Ведь Илья Ильич имел «прекрасную, чистую как хрусталь душу»; он оставался верен патриархальному укладу жизни дворянского сословия, любил своих родителей, честных, простых, сердечных людей, и хранил память о них; он никому не причинял зла и не растратил свою душу «на мелочи»; он сохранял национальные традиции и культуру. По сути, Обломов стремился избежать суеты и чрезмерной, иногда неестественной жажды деятельности. Но это стремление вызвало сон души и привело к отказу от реальной жизни.
Заслуга И.А.Гончарова перед русским обществом не только в том, что он создал правдивую картину действительности, но и в том, что изображённое писателем явление заставляет задумываться о влиянии «обломовщины» на каждого человека, не зависимо от эпохи и принадлежности к какому-либо сословию. Об этом говорил и Н.А.Добролюбов в своей статье по роману «Обломов»: «Обломовщина никогда не оставляла нас. ». Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, совершенно закономерно продолжил галерею «лишних людей». Подобно Онегину, Печорину, Бельтову, герой Гончарова «заражён» неумением найти себе дело в современном ему мире; свои мечты и планы он не способен воплощать в жизнь.
Путь Обломова тупиковый: служить он не может, так как не желает недостойными средствами добиваться продвижения по службе; бывать «в свете» или действовать ради общественных интересов не хочет, так как ему лень и по натуре он не борец. Низкопоклонство, угодничество, неискренность или нечестность, корыстолюбие отдельных личностей мешают общению Обломова с другими людьми, не способствуют дружбе с ними. Это наводит тоску, удручает и тяготит его чувствительную натуру, что вызывает желание самоустраниться, жить замкнуто, уединённо, всё больше ощущая свою ненужность, бесполезность и одиночество. Типичный комплекс «лишнего человека» в Обломове приобретает парадоксальность, так как приводит не только к отрицанию существующей действительности, но и к гибели личности. Герой стремился «отгородиться» от реальности, спастись хотя бы грёзами, уходя в мир мечты или в сон, а ушёл из жизни вообще.
Конец романа нельзя назвать пессимистическим, потому что автор показал возрождение и продолжение жизни через перспективы, открывающиеся перед сыном Обломова, воспитанием которого занимаются Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Хочется верить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» сослужил человечеству хорошую службу и будет полезен ещё многим поколениям.
Обломовщина как тип жизни
Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» – тихий, бездеятельный человек, который ведет спокойный и размеренный образ жизни, принятый называть «обломовщиной». Обломовщина как тип жизни предполагает равнодушие человека к окружающему миру, его нелюбовь к труду и желание жить в покое.
Равнодушие
Обломов, как и все жители Обломовки, совершенно равнодушно относился как к жизни окружающих людей, так и к собственной жизни. Главный герой ни к чему не стремился, не пытался достичь высокого положения в обществе. И. А. Гончаров особое внимание уделяет описанию жизненных устоев жителей Обломовки. Как-то раз они нашли мертвого человека, проживающего в соседней деревне, однако паники не было, они придерживались мнения о том, что жизнь других деревень их не касается.
Нелюбовь к труду
Обломовщина предполагает нежелание работать. Труд в данном случае становится обязанностью, с которой нужно как можно скорее справиться. Дворяне с Обломовке не привыкли работать самостоятельно, за них все делали крепостные люди. Обломов не любит трудиться, он совершенно бездеятельный человек, который не обладает способностью управлять собственным хозяйством. Все свои дела по дому он отдает Захару, а затем – Агафье Пшеницыной. С делами Обломову в его зрелом возрасте помогает друг Штольц. Фактически труд был главным противником Ильи Ильича, он всячески стремился избавиться от любых дел, либо отказавшись от их выполнения, либо переложив обязанности на чужие плечи.
Желание жить в покое
Обломов, росший любознательным и активным мальчиком, постепенно превращался в ленивого и апатичного человека. Любое стремление к деятельности и самостоятельности обрывалось на корню. Родители Обломова ограждают его и от физического, и от умственного труда. И судьба Обломова – не исключение. Таков образ жизни у всех жителей Обломовки. Лень становится основной чертой обломовщины. Тихая, спокойная и размеренная жизнь – вот о чем мечтают люди, подобные главному герою романа И. А. Гончарова. Особое внимание в Обломовке уделялось приему пищи. К нему подходили с полной серьезностью. Автор называет прием пищи «главной жизненной заботой» для жителей Обломовки. После приема пищи в деревне будто наступал сонный паралич. Послеобеденный сон был обязательным элементом каждого дня. Именно сон и еда являлись жизненными ценностями жителей Обломовки, а затем и подрастающего Ильи Ильича. Главный герой совершенно не был приспособлен к реальной жизни. Маленькие жизненные трудности для него являются сущей катастрофой. Обломов стремится жить в полном покое, ощущая при этом свободу. Идеал своей жизни он находит в Агафье Пшеницыной, которая также связана с типом обломовщины.
Сочинение: Обломовщина как тип жизни в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)
(601 слово) В 1858 году Иван Александрович Гончаров написал свой знаменитый роман «Обломов». Уже через год данное произведение было опубликовано в «Отечественных записках». А первая часть романа – «Сон Обломова» — вышла в свет уже в 1849 году в «Литературном сборнике». Свое произведение выдающийся писатель создал в направлении реализма. Об этом свидетельствуют многие признаки. Автор реалистично отобразил действительность, а также изобразил типичных для того времени героев. И центральная проблема тоже характерна для реализма. Обломов является ленивым человеком, и вся его жизнь становится прозябанием, но самое страшное, что это состояние характерно для многих помещиков того времени. Благодаря этому герою и десяткам таких же в народе закрепилось выражение «обломовщина». Рассмотрим поподробнее, что характеризует данное понятие.
Понятие «обломовщина» означает равнодушие ко всему, кроме комфорта. Главный герой, подобно остальным жителям Обломовки, относился с чрезмерным безразличием не только к жизни окружающих, но и к собственному существованию. Илья Обломов не интересовался ничем, он ни к чему не проявлял стремления. Он даже жил в грязи и терпел неопрятность слуги, то есть соглашался на все, лишь бы ничего не делать. Недаром Иван Александрович акцентирует внимание на описании жизненных ориентиров жителей родной деревни героя. Однажды они увидели мёртвого человека, который проживал в другой деревне. Однако они не наводили панику, ведь, по их мнению, они не имели никакого отношения к жизни других деревень. Одна семья годами жила в доме, который дышал на ладан, и ни у кого не доходили руки, чтобы исправить положение, хотя люди находились в смертельной опасности. Такова норма жизни для Обломова.
Также под «обломовщиной» понимается нежелание трудиться. Читатель замечает, что Обломовы-старшие ничего не делают самостоятельно, во всем полагаются на крепостных. Даже надеть носки барину помогают слуги. Илья, как и родители, не отличался особой тягой к труду, поэтому он не мог даже управлять собственным хозяйством. И все обязанности по дому Обломов поручает Захару, а потом и Агафье Пшеницыной. Также с делами герою помогал Штольц. Главным противником Обломова был любой труд. Илья Ильич старался избавиться от всяких дел. Он стремился либо вовсе отказаться от них, либо возложить обязанности на других.
Кроме того, понятие «обломовщина» означает постоянное желание жить в покое. Несмотря на то, что герой рос активным и любопытным мальчиком, он со временем превратился в апатичного и ленивого человека. На образ жизни персонажа, главным образом, повлияло воспитание. Ведь родители все время ограждали своего сына от всякого умственного и физического труда, а также запрещали активные игры, поиск новых впечатлений и другие источники хоть какого-то разнообразия в жизни. Апатия и лень являются основным принципом обломовщины. Все жители деревни, подобно главному герою романа, мечтают о тихой и размеренной жизни. Например, писатель показывает, какое большое внимание в деревне уделялось приёму пищи. К этому делу жители подходили с особой серьёзностью и ответственностью. Иван Александрович утверждает, что прием пищи является «главной жизненной заботой» для обитателей деревни. После обеда в Обломовке все погружалось в сон. Каждый день жителей деревни включал в себя послеобеденный сон. Таким образом, вкусная еда и глубокий сон были главными жизненными ценностями в деревне Обломовке. Именно в такой обстановке и рос Илья Ильич. Поэтому весьма не удивительно, что герой вырос таким бесцельным человеком. Персонаж оказался совершенно не приспособленным к реальной жизни. Маленькие трудности и невзгоды уже представляли для героя большую катастрофу. Поэтому Обломов находит идеальную жизнь рядом с Агафьей Пшеницыной — русской женщиной, которая сама остановит коня на скаку и сама войдет в горящую избу. А Илья Ильич будет просто лежать и ждать обеда.
Можно утверждать, что в произведении «Обломов» Иван Гончаров раскрыл очень важные проблемы, а также обозначил суть понятия «обломовщина». Известно, что данное выражение стало нарицательным благодаря известному критику Добролюбову. Критик очень подробно рассмотрел проблему, поднятую в романе Гончарова, в своей статье. Явление обломовщины является губительным для общества, поэтому каждый человек обязан задуматься и искоренить симптомы этой душевной болезни.
Что же такое Обломов?
К 150-летию выхода в свет романа «Обломов»
Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет… он Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков.
И.Ф. Анненский, 1892 год
В списке использованной для написания этого реферата литературы указана статья
Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» (1859 г.) Московская школьница XXI века
«с беспощадной строгостью» чеканит «современный русский тип» по добролюбовскому слову века XIX, и сводит его полностью к пресловутой «обломовщине». Так что впору вспомнить другое слово из того же века: «что делать?»
Действительно, что делать с таким упрощенным, прямолинейным пониманием романа «Обломов» школьными недорослями, если их устами глаголет наша литературная критика?
Ее усилиями И.А. Гончаров еще в XIX веке был объявлен, ввиду «безыдейности и недостаточной прогрессивности», писателем «второго ряда», «бытописателем», потом закреплен на этом месте школой «социалистического реализма» и находится на нем до сих пор. Под таким углом зрения по знаменитой статье Добролюбова, подчиненной, говоря его же словами, «текущим интересам настоящей минуты» (то есть на злобу того дня!), его и сегодня «проходят» в школе – чему же тут удивляться?
Памятник «второстепенности» Гончарову в русской литературе, воздвигнутый усилиями «прогрессивной» русской критики во главе с Салтыковым-Щедриным, стоит незыблемо и поныне. А под его сенью здравствует и добролюбовская трактовка образа Обломова.
Так или иначе, но наш Обломов как бы двулик – один для внутреннего потребления, другой – для внешнего мира. Обломова в себе мы любим, принимаем и оправдываем, безотчетно понимая какую-то вселенскую его правоту, на людях же порицаем его лень и апатию, как-то по-страусиному прячем голову в «обломовский комплекс» и … подставляем известное место для желающих поупражняться в нападках на Обломова.
Обломов и национальный характер… Во всем мире национальным характером принято гордиться, все, что с ним связано – это нечто святое. Над ним могут незлобиво подтрунивать, но откровенно насмехаться и тем более издеваться не позволительно никому: это расценивается как оскорбление. Снисходительны все народы к отдельным своим недостаткам. Психологически это понятно: и человек, и народ в целом, склонны к самооправданию, хотя бы ради продолжения жизни.
А можно ли гордиться Обломовым? Как быть в таком случае с «ленивым образом Обломова», который «прежде всего бросался в глаза» уже самому Гончарову?
И Гончаров так же не подозревал, какой утилитарный смысл придадут его Обломову потомки. Но сегодня, когда революционно-демократические иллюзии прошлых веков позади, не пора ли нам наполнить Обломова вечным смыслом? Обломов ведь может стать и нашим Дон Кихотом, если мы этого захотим.
Виктор Каменев,
лауреат премии имени Бориса Полевого