о цели в жизни человека изложение
Дмитрий Лихачёв Цель и самооценка
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке ; низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая ; неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности ; огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции ; огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина ; опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.
Аудиозаписи текстов изложений
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
•Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
10. После этого можете переписывать работу в чистовик.
О цели в жизни человека изложение
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно, видимо, судить и о его самооценке — низкой или высокой.
(3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.
(6)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (7)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (8)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством, почувствовать свою значимость, получая настоящую радость.
(9)Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? (10)Отнюдь нет! (11)Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное … в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
8-й класс
Цель: подготовиться к сжатому изложению.
Образовательные: научиться вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.
Хорошо писать – это не только
хорошо передавать, но в то же время
хорошо мыслить и хорошо чувствовать…
— Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Жана-Луи Бюффона – французского биолога, математика, писателя VIII века.
Мыслить и чувствовать… всё это пригодится нам в сегодняшней работе. Мы сегодня готовимся к написанию сжатого изложения. Как вы думаете, а пригодятся ли в жизни умения, которые мы приобретаем на уроках подготовки к сжатому изложению?
С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное, уяснять суть, а также точно и лаконично передавать информацию другим. Это становится насущной проблемой действительности.
Итак, начнём нашу работу.
Актуализация ранее полученных знаний. Коллективная работа.
Вначале повторим сведения о тексте.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
Тема – то, о чём говорится в тексте.
— Как определить тему?
— Тема определяется различными способами:
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора);
по заглавию текста.
— Что нам помогает сформулировать идею?
— Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»
Микротема – часть одной общей темы.
Чтение и анализ текста (каждому раздаётся лист с распечатанным текстом)
— Ребята, сейчас мы прочтём и проанализируем текст. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к сжатому изложению. Он помогает понять текст, его особенности, уловить его структуру. Ведь на экзамене предстоит всё это сделать уже на этапе прослушивания.
Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.
— О настоящей цели в жизни человека, которая заключается в служении людям.
— Настоящая цель жизни должна быть шире, чем личные интересы, и основываться на доброте к людям.
— Давайте обратим внимание на структуру данного текста .
— Это текст-рассуждение со своей определённой структурой (тезис – доказательства – вывод).
— Сколько абзацев содержит текст? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.
— 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.
В итоге должны появиться примерно следующие записи:
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.
2 ) Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.
Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.
Сжатие исходного текста.
— Теперь нам предстоит проделать трудную, но в то же время интересную работу – сжать данный текст. Что такое сжатое изложение?
— Но помните: сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Необходимый смысл должен быть выражен максимально при минимальной затрате речевых средств. Представьте, что исходный текст – это большая матрёшка, подробное изложение – матрёшка поменьше, а сжатое изложение – самая маленькая матрёшка. Но несмотря на скромные размеры, всё же в ней узнаваема большая сестрица.
— Ребята, поняли вы нашу сверхзадачу? И вот как раз эта работа даст возможность ощутить, увидеть средства языка в действии, прикоснуться к жизни языка.
Каждому раздаётся опорная таблица и рабочий лист ученика, дальнейшая работа выполняется в этих листах.
Обратите внимание на опорную табличку, давайте повторим приёмы компрессии текста.
подробностей и деталей
УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур
— исключение повторов слов или словосочетаний
— исключение одного или нескольких из синонимов
— исключение уточняющих и поясняющих конструкций
— исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;
— исключение одного или нескольких предложений
— исключение предложений с описаниями и рассуждениями
— замена однородных членов
— замена предложения или
его части определительным
местоимением с обобщающим
— слияние нескольких предложений в одно
— замена предложения или его части указательным местоимением
— замена сложноподчиненного предложения простым
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением
Итак, делаем вывод: чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо исключить подробности и детали, обобщить конкретные, единичные детали и упростить синтаксические конструкции.
Коллективная практическая работа.
Рабочий лист ученика __________________________
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он допускает роковую ошибку.
В каждом абзаце карандашом подчеркиваем однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбираем для краткого изложения только один из них.
— заменили ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием: приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость (служить людям); элементарные материальные блага: машина, дача, мебельный гарнитур; карьеру или приобретательство (личная выгода );
— объединили простое и сложноподчиненное предложения в одно сложноподчиненное с придаточным определительным:
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям .
заменили фрагмент текста синонимичным выражением
Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.
В каждом абзаце карандашом подчеркиваем однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбираем для краткого изложения только один из них, а одно предложение целиком исключаем из текста.
— Обобщение и упрощение
(объединение простых неполных предложений в одно сложноподчиненное; переформулирование мысли своими словами).
Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.
В каждом абзаце карандашом подчеркиваем однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбираем для краткого изложения только один из них.
— Обобщение и упрощение
( объединение простого и сложного предложений в одно сложное; переформулирование мысли своими словами).
В результате работы над сжатием получился текст:
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он допускает роковую ошибку.
Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.
Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям. (66 слов)
— Итак, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац. Давайте проверим, точно ли передано содержание всех микротем.
Определяем тему и формулируем основную мысль.
Определяем структуру текста.
Выделяем микротемы (узкие темы текста).
Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
Объединяем микротемы «связочными словами».
Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
VI . Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.
Задания по типу ОГЭ
(1)Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. (2)Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. (3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.
(4) Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (5)Не повысили в должности – огорчение.(6) Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (7)У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! (8)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (9)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.
(10)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (11)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
А5 –А7- задания по орфографии
Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
В каком слове правописание гласной в приставке определяется ее значением.
Тексты изложений (ОГЭ-2017)
Расшифровка записи:
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.
И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Микротемы:
№1.Без доброты невозможна душевная красота человека.
№2.Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.
№3.Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.
Расшифровка записи:
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
Микротемы:
№1 Ускорение темпа жизни привело к пониманию значимости времени. В силу того, что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
№2 Сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения, поэтому мы стремимся обособиться, уединиться.
№3 Несмотря на это, отношения с друзьями остаются на первом месте. Мы знаем, с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в трудную минуту.
Примеры изложения:
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место где-либо.
Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу.
Сегодняшнее время диктует новое испытание для дружбы. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Чтобы добиться цели, нужно экономить время. В результате человек общается с друзьями всё меньше.
Но вот парадокс: человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Сейчас мы стремимся обособиться, уединиться.
Несмотря на все это, отношения с друзьями остаются для нас на первом месте. Существование друзей вселяет нам в душу уверенность, что в трудную минуту нам есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться.
Расшифровка записи:
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми — это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. (по Михаилу Литвиновичу Литваку)
Микротемы:
№1 Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.
№2 Люди, которые командуют везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.
№3 Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя.
Пример изложения:
Власть – это возможность заставить делать другого человека то, что тот по своей воле не сделал бы. Человек, подобно дереву, стремящемуся обойти препятствия, которые мешают ему расти, хочет выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но и нередко сами становятся тиранами.
Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество, так как он не умеет общаться на равных. Внутри у него тревога, сменяющаяся спокойствием лишь при выполнении его распоряжений. Командиры – нечестные люди, плодящие несчастье.
Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя.
Расшифровка записи:
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Микротемы:
№1 Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
№2 В век компьютерных технологий игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.
№3 Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Необходимо тщательно выбирать игрушку для формирования положительных качеств в ребёнке.
Примеры изложений:
У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание.
В нашем высокотехнологичном веке реальная игрушка не столь привлекательна, как электронная или виртуальная. Но несмотря на это, игрушка всё же остаётся незаменимой для детей. Ведь, играя, ребёнок развивается, учится общаться и приобретает жизненный опыт.
Игрушка—это ключ к сознанию ребёнка. И чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить полноценного человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека. Нельзя воспитать хорошего человека с помощью «плохих» игрушек, имеющих негативную направленность.
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Расшифровка записи:
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу.
Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (По В. М. Пескову)
Микротемы:
№1 У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы.
№2 У человека должна быть школа благоговейного отношения к таинству жизни.
№3 Точкой отсчёта всех ценностей жизни является Любовь, которая приближает человека к счастью.
Пример изложения:
У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы. Для меня им стала книга «Животные-герои», для кого-то – месяц, проведённый летом в деревне, первый поход с ночёвкой в лесу.
Надо ли перечислять всё, что может пробудить интерес ребёнка к природе? Вырастая, человек должен постигать умом, как всё взаимосвязано в живом мире, как этот мир прочен и уязвим одновременно.
Но всё-таки не ум, а Любовь ко всему живому делает познание мира столь интересным и даёт некую точку опоры в отсчёте всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки… Любовь, приближающая человека к счастью.
Расшифровка записи:
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема — это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность — чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Ю. М. Нагибину)
Микротемы:
№1 Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи.
№2 Чрезмерная опека ребёнка родителями – следствие ослабления семейного начала.
№3 Если родители не смогли установить контакт с ребёнком, то такой ребёнок становится циничным, а жизнь его – плоской и сухой.
Примеры изложений:
Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если в ранние годы семья не заложила человеку ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, переложили свои обязанности на других, то не стоит удивляться тому, что такой ребёнок становится циничным, а жизнь его – плоской и сухой.
Воспитание настоящего человека всегда вызывает сложность. Самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании детей, и как следствие этого возникновение проблем в будущем у этого ребенка
Чрезмерная опека ребенка родителями – следствие ослабления семейного начала. Родители недодают ребенку душевного тепла, заменяя душевный долг мелочной опекой.
Мир изменяется. Ребенок приобретает рано цинизм и неверие в бескорыстие, если родители переложили основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации. Жизнь такого ребенка обедняется.
Расшифровка записи:
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (по Ю. В. Бондареву)
Микротемы:
№1 Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство.
№2 Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями.
№3 Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам
Пример изложения:
Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории.
Момент обращения человека к творчеству позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам.
Расшифровка записи:
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг — он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства — самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
Микротемы:
№1 Впечатления детства составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка
№2 Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
№3 Все качества личности взрослого человека были заложены в детстве.
Пример изложения:
Без прочтения книг домашняя и школьная жизнь ребёнка становится обделённой. Нельзя восполнить упущенное в детстве время, потому что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные, они составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка.
Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера. Очевидно, что все качества личности взрослого человека были заложены в детстве, имели своё семечко.
Расшифровка записи:
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал. ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
Микротемы:
№1 Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть, ведь он ничего хорошего для него не сделал.
№2 Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.
№3 Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы.
Пример изложения:
Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть, ведь он ничего хорошего для него не сделал. В жизни, видимо, он не раз встречался с чёрной неблагодарностью людей, отвечавших на добро злом.
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если о ней забыть, то можно сбиться с пути. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.
К этому явлению надо относиться философски. Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. Добро творят возвышенные натуры.
Расшифровка записи:
А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.
Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно — преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
Микротемы:
№1 Неуверенность в себе может стать причиной многих неприятностей.
№2 Человек, не уверенный в себе, постоянно зависит от чужого мнения, и поэтому он становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.
№3 Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты.
Пример изложения:
Неуверенность в себе – проблема древняя, но лишь в середине XX века стало понятно, что она может стать причиной массы неприятностей, вплоть до серьёзных заболеваний.
Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения, при которой человек, не уверенный в себе, становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.
Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты.
Расшифровка записи:
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.(По Ю. В. Бондареву)
Микротемы:
№1 Война была для детей жестокой и грубой школой. Они не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.
№2 Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
№3 Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время.
Примеры изложений:
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время.