новый ремонт новая жизнь
Новая жизнь – с новым ремонтом квартиры!
Собственное жилье – мечта для тех, кто его не имеет, и радость для его счастливого обладателя. Однако рано или поздно неизбежно наступает момент, когда эта радость омрачается необходимостью ремонта своих драгоценных квадратных метров. Годы идут, старые обои отклеились, паркет потерся, а на потолке повисли лохмотья отставшей побелки. Да и обстановка стала казаться слишком неказистой по сравнению с образцами современного мебельного искусства – коренных преобразований в вашем жилище теперь точно не избежать!
Но не все так плохо: если уж вам предстоит ремонт квартиры или коттеджа, это отличная возможность привести свое жилье к современным стандартам. Это сделает его не просто обновленным, но и гораздо более комфортным и эргономичным. А ради этого стоит затеять грандиозную переделку!
В большинстве наших квартир последний ремонт датируется прошлым веком, причем даже не 90-ми годами, а много раньше. Следовательно, эти «интерьеры», которые без кавычек так и не назовешь, безнадежно устарели, и физически, и морально. Техническая мысль ушла далеко вперед, и чтобы угнаться за нею, придется приложить немало усилий. Но, поверьте, результат того стоит!
С чего начнем?
Прежде всего, стоит обратить внимание на внешний вид жилья. 20-30 лет назад образцом уюта считались интерьеры в оттенках коричневой цветовой гаммы, а в качестве мебели преобладали неуклюжие типовые «стенки», унылые кухонные гарнитуры и диваны, которым сейчас место только в музеях истории палеолита. Капитальный ремонт коттеджа или квартиры – самое время вашему дому заиграть новыми, яркими красками!
Техническое оснащение жилья, видавшего переделку давным-давно, тоже оставляет желать много лучшего. С тех пор появились и гораздо более эффективные отопительные приборы, и оригинальная, надежная сантехника, и разнообразие технических новинок, несущих комфорт, вроде электрических теплых полов или светодиодной подсветки. Использование всех этих «чудес инженерной мысли» уже стало хорошим тоном в современном ремонте квартир.
Материалы для ремонтных и отделочных работ – это, как говорится, вообще отдельная песня. Современные общестроительные материалы, вроде штукатурок или самовыравнивающихся стяжек, позволяют добиваться превосходных результатов при подготовке стен и полов к финишной отделке. А уж о декоративных материалах и говорить нечего – тысячи видов напольных покрытий, обоев и плитки, сотни оттенков краски, разнообразные техники нанесения декоративных штукатурок, технологии натяжных и многоуровневых потолков и многое, многое другое. Сейчас ремонт делать – одно удовольствие, ведь превосходный результат практически обеспечен!
Кроме того, современные владельцы недвижимости могут получить и квалифицированную помощь специалистов – дизайнеров, которые помогут сориентироваться во всем этом многообразии и привести-таки свои желания и возможности к «общему знаменателю». Не стоит пренебрегать такой услугой, если вы настроены на серьезные перемены в вашем жилище.
Современные тенденции в ремонте квартир и коттеджей
Итак, вы твердо решились на переделку в своем доме. О чем следует подумать, планируя капитальное переустройство?
• Перепланировки: возможно, ваше жилье станет удобнее и просторнее, если снести или передвинуть парочку стен? Вполне возможно, только надо согласовать изменения в соответствующих инстанциях.
• Отопительный сезон приносит вам одни проблемы? Замените старые окна и радиаторы отопления, и ваша жизнь станет проще и приятнее. Рассмотрите возможность устройства теплого пола – этот способ отопления во многих случаях значительно экономичнее и комфортнее традиционных «батарей».
• Замена проводки – не просто дань моде, а необходимость, продиктованная техникой пожарной безопасности. Старые алюминиевые провода не рассчитаны на количество и мощность электроприборов, которые используются в современных квартирах. При ремонте эту ситуацию обязательно следует исправить, заодно увеличив и количество розеток: провода удлинителей, змеящиеся по комнатам – зрелище не слишком эстетичное, не говоря уже об удобстве.
• Современные материалы, производимые по передовым технологиям, гарантия успеха в ремонтных работах. Главное условие – точное соблюдение указаний производителя по их применению. Это сделает ремонт вашей квартиры или коттеджа надежным, долговечным и надолго снимет необходимость в новых переделках.
Конечно, у любого, даже самого прекрасного воздушного замка, должен быть надежный фундамент, иначе розовые мечты могут оказаться зыбкими и несбыточными. Вот почему для их воплощения в реальность следует особенно тщательно отнестись к выбору исполнителей – мастеров строительных и отделочных специальностей. Компания РемСтройГрупМенеджмент рада предложить вам услуги профессионалов с огромным опытом работы на объектах различных уровней сложности. Мы обладаем возможностями для решения любой, самой сложной задачи по строительству и ремонту квартир и коттеджей!
Читайте также (материалы по теме):
Ремонт квартиры – стихийное бедствие или как выбрать качественные услуги.
До и после: новая жизнь «убитых» квартир
На примере российских проектов показываем, что любую «убитую» квартиру можно превратить в уютное и комфортное жилье. Главное, разглядеть в ней потенциал и позвать на помощь профи.
Двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте
В интерьере для интернациональной семьи архитектор Карина Задвина из дизайн-бюро Porte Rouge сыграла на контрасте. Современная отделка и мебель сочетаются с элементами декора сталинской эпохи. А приглушенные холодные оттенки — с более выразительными акцентами.
Маленькая квартира в сталинке
Однокомнатная квартира в панельном доме
На момент покупки эта однушка не отличалась от других квартир на вторичном рынке — с неудобной планировкой и устаревшим ремонтом. Дизайнер Елена Маркина мастерски справилась с задачей: нашла место для спальни на месте прихожей, увеличила площадь за счет лоджии и объединила санузлы. А в отделке и мебели использовала много зеркал, глянцевых поверхностей и золотого металла.
Двухкомнатная квартира в хрущевке
Однокомнатная квартира, которая стала двушкой
Если площадь однушки 43 квадратных метра, есть все шансы сделать ее комфортнее. В этой типовой квартире Мария Безрукова демонтировала старые перегородки и возвела новые — так места хватило не только для кухни, но и для гостиной со спальней. А чтобы не жертвовать естественным освещением, дизайнер пошла на хитрость: демонтировала балконный блок и спроектировала фрамуги.
«Здесь люди не могут жить» Что на самом деле творилось на съемках легендарного «Квартирного вопроса»
В 2021 году исполнилось 20 лет «Квартирному вопросу» — самой популярной на российском телевидении программе о ремонте. В свое время команду передачи мечтали заманить в свои квартиры миллионы семей — участникам, пускавшим телевизионщиков в спальни, гостиные и кухни, не только бесплатно делали ремонт, но и дарили мебель и технику от известных производителей. Абсолютное большинство было довольно работой декораторов и архитекторов или просто хорошо скрывало свои эмоции. Вокруг программы то и дело возникали слухи — якобы за переделку брали плату, реакции участников на работу ремонтников переснимали по многу раз, а попасть в передачу можно было только по знакомству или, опять же, за деньги. Неидеальный ремонт — в материале «Ленты.ру».
Как все начиналось
Сегодня «Квартирный вопрос» зачастую вспоминается как нечто из 90-х, но на самом деле программа была запущена на НТВ в 2001-м и выходит по сей день. Изначально ведущей планировали сделать Марию Шахову — супругу одного из журналистов телеканала Евгения Киселева (в настоящее время он проживает на Украине, работает на телеканале «Украина 24»). Шахова впоследствии стала ведущей схожих программ — «Дачники» и «Фазенда», за «Дачников» ей даже дали премию «Тэфи» в 2002 году.
По словам самой Мальцевой, она хотела «сделать что-то про интерьер» и осталась на НТВ, потому что не могла оставить «Квартирный вопрос». За 20 лет у программы неоднократно менялись ведущие, но Мальцева вела ее дольше всех — с 2001-го по 2014-й. Теперь она руководит продюсерским центром, который делает передачу. У «Вопроса» было и есть множество аналогов — «Школа ремонта», «Дачный ответ» (эту программу делает тот же продюсерский центр), «Чистая работа», «Ремонт по-честному», «Идеальный ремонт», «Это моя комната», «Битва дизайнеров» и другие, но детище Мальцевой остается популярным по сей день.
Неидеальный ремонт
Редкий ремонт обходится без конфликтов той или иной степени серьезности, но «Квартирному вопросу» удалось стать программой о почти идеальных дизайнерах, ремонтниках и хозяевах жилья. Мальцева смогла вспомнить только два случая, когда участники передачи были явно недовольны переделкой. «Ну, бывало, чисто технически что-то доделывали после, поправляли, переставляли. Мы очень добросовестные», — заявила она. «Есть исполнение, есть дизайн. Дизайн — вы соглашаетесь на эксперимент, если приходите к нам в программу. Мы даже стараемся как-то иногда провоцировать. Например, героиня говорит — «только не красное». И тогда хочется ей показать, что вы не понимаете, как это может быть. Но не назло, по-доброму», — пояснила она.
Мы нашли героев — это были мои друзья, и мы у них переделали гостиную. Самое главное — я не знала, что изобретаю велосипед. На самом деле в мире же куча таких форматов
Усилия ремонтников щедро критиковали сами зрители у экранов своих телевизоров — в начале 2000-х не было YouTube, и оставлять едкие комментарии было негде. Раздражение в первую очередь вызывало обилие рекламы в каждом выпуске. Продакт-плейсмент в «Квартирном вопросе» играл главенствующую роль. Почти все материалы и весь реквизит, которым пользовались герои, был брендированным, а в конце программы участников еще и одаривали подарками от спонсоров. Многие зрители тут же констатировали, что «бесплатно не бывает», следовательно, с героев берут деньги, или же в программу попадают по блату. Никаких подтверждений этим подозрениям за десятилетия существования «Квартирного вопроса» не нашлось.
Плохих отзывов о ремонте от телевизионщиков — единицы. Якобы одной из участниц не понравились ковер и тумба в переделанной гостиной. «Прибитая к стене тумба с рисунком из зеленых сперматозоидов через месяц благополучно отвалилась сама, — пожаловалась женщина. — Сложнее оказалось с ковром, который был намертво приклеен к полу, и нормально почистить его не удавалось».
Другие участники жаловались на некачественную мебель и на некоторые непрактичные технические решения: так, одной героине мойкой заблокировали окно на кухне, другой сделали «неправильный» пол, третьей установили дешевый китайский стеклопакет.
В 2011 году Мальцева в эфире программы «Большая разница» на Первом канале призналась, что герои не всегда довольны ремонтом, «но у нас люди вежливые и благодарные, всегда скрывают». «По глазам, правда, видно», — отметила она, добавив, что и сама порой не согласна с решениями дизайнеров.
Ляпнули уверенно
Самый громкий скандал вокруг «Квартирного вопроса» инициировала актриса Ирина Муравьева — легендарная Людмила из фильма «Москва слезам не верит», советовавшая своей подруге «ляпать уверенно». Карма настигла артистку почти через три десятка лет после выхода кинокартины: дизайнер «ляпнула» на ее кухне так, что Муравьева не смогла сдержать отрицательных эмоций.
В ходе ремонта кухню выложили изразцами, установили дверь, сделанную из алюминия и матового стекла, столешницу из искусственного камня, холодильник, новую мойку, посудомоечную машину, варочную панель, духовой шкаф и искусственный камин, встроенный в огромную псевдопечь (на самом деле за ее фасадами спрятали шкафы для хранения посуды). «Мы хотели, чтобы эта комната была больше столовой, чем кухней. Так и получилось», — констатировала Мальцева по окончании ремонта. «Кухня получилась гламурная, в то же время торжественная, самый главный эффект, которого мне хотелось достигнуть — не пафосность, а какая-то такая теплая нежность», — пояснила дизайнер.
Пришедшая на приемку проекта Муравьева высказала другое мнение. «Ощущение, что маленькая комнатка стала. Была огромная, большая, стала маленькая», — посетовала актриса. В ответ на предложение мужа разложить вещи на новой кухне, она заявила, что «поедет назад, откуда явилась». «Мне здесь страшно находиться», — подчеркнула Муравьева. Она раскритиковала фальшивую печь и назвала обновленную кухню «домом лесника». «У меня такое ощущение, что здесь люди не могут жить — в этих камнях, в этой пещере, в скале этой», — отрезала артистка.
«Можно ли вот так на старости лет резко менять людям обстановку? Вдруг однажды я приду сюда и начну плакать. Я не узнаю, где я нахожусь. Прощай, старая жизнь», — заявила расстроенная Муравьева. Сгладить ситуацию попробовал ее супруг, отметив, что ему многое нравится. Но и он изначально был шокирован обстановкой. «Что это такое? Я все ждал, только не этого», — поделился он, переступив порог кухни.
На карьере декоратора Кручининой скандал в «Квартирном вопросе», похоже, никак не отразился. Сегодня она возглавляет собственное архитектурно-дизайнерское бюро, активно ведет страницу в Instagram. В ее портфолио множество реализованных работ, на сайте — никаких упоминаний неудачного опыта с Муравьевой.
Нездоровый сон
Второй провальный (с точки зрения героев) ремонт сделали семье Качаловых в 2016 году. Евгений и Тамара, поклонники группы «Ария», хотели спальню в готическом стиле. Исполнить их мечту взялся архитектор Борис Денисюк. Проект он показал ведущей, и он никаких вопросов не вызвал. «Это больше похоже на гостиничный номер для рок-звезды», — предупредил эксперт. В итоге в спальне оборудовали открытую гардеробную, сделали перегородку из пескоцементных блоков, установили черные радиаторы, черные окна, огромный телевизор, два зеркала. Стены, где прежде висел типичный «бабушкин» ковер, оклеили темными обоями.
Хозяевам ремонт не понравился, и скрывать этого ради «гладких» кадров они не стали. «Очень неожиданно», — заявила пара, едва зайдя в спальню. «А можно найти этого человека (дизайнера — прим. «Ленты.ру») и в глаза ему посмотреть? Вот он чем слушал, объясните, пожалуйста», — потребовал Евгений. Он отметил, что декоратор понятия не имеет, что такое эргономика (наука о приспособлении пространства под физические и психические особенности человека), и тут же отломал один из выключателей света.
«Все квадратное, ничего округлого, много хрома, которого мы не просили. Ну, офис. Это не спальня. Это вообще не то, что мы просили», — подчеркнул хозяин. Его супруга на приемке в основном тактично молчала и посмеивалась. «Я даже не знаю, что сказать. Ну, я думала, что если какой-то гардероб, то он должен быть закрыт, я не вижу дизайнерской мысли», — скромно пояснила она.
«Полная безвкусица»
Материалы по теме
Всем по коробке.
«Такого я еще не видела»
«Каждые выходные смотрю передачу, подчеркивая для себя интересные дизайны. Но в этом выпуске ощущение, что в доме культуры подростки сделали притон», — написал один из интернет-критиков под выпуском о переделке гостиной.
«Страшное подземелье! Хочется вырваться на свет божий», — оценил другой критик ремонт в спальне, выполненный в черно-коричневых тонах. «Непонятно, то ли наши дизайнеры все поголовно дальтоники, то ли нас целенаправленно приучают к депрессивным цветам», — согласился еще один зритель.
«Полная безвкусица, дизайнеры убогие, таких не берут в космонавты!», «Дизайн кошмар, три дебила — это сила», «Кошмар, да и только! Чем больше дизайнеров — тем фиговей результат», «Это провал, просто ужасно, надо все переделать», «Жаль хозяев», «Скажите, они специально делают такие ужасные проекты?», «Испоганили», «Это тихий ужас» — такие отзывы заслужила переделка в гостиной, задуманная тремя женщинами-декораторами совместно.
В «Квартирном вопросе» на критиков из сети никак не реагируют и, несмотря на явно обострившийся из-за пандемии запрос на правду, сохраняют исключительно позитивный настрой передачи. Там всегда хеппи-энд и никаких гвоздей. То ли дизайнерам волшебным образом всегда удается угадать предпочтения героев, то ли создатели программы действительно вычищают «неправильные» реакции: благосклонность крупных рекламодателей дороже хайпа. Невзирая на всю критику, «Квартирный вопрос» остается популярным на протяжении двух десятков лет. Россияне по-прежнему с интересом смотрят на преображения чужого жилья и грезят о том, как команда телевизионных ремонтников приходит и к ним домой, — это и есть лучший индикатор качества передачи.
«Продал новую однушку и купил двушку»: история переезда по реновации
Квартиры, полученные в рамках программы реновации, могут стоить вдвое дороже, чем в пятиэтажках под снос. Поэтому некоторые участники программы продают новое жилье и покупают недвижимость на вторичке, а иногда опять в доме под снос — чтобы в будущем снова получить квартиру в новом доме и большей площади. Так поступил москвич Андрей Любимов. Своей историей он поделился с редакцией «РБК-Недвижимости».
Предыстория
— У меня была однокомнатная квартира площадью 30 кв. м с жилой 20,5 кв. м в пятиэтажке на улице Введенского, это юго-запад Москвы. В нашем районе не было равнозначных однушек, они были меньшей жилой площади, поэтому при переселении мне предложили вариант в другом районе. А именно, в новом доме, построенном по программе реновации, на Малой Филевской улице, рядом с метро «Пионерская». И я согласился.
Но в новой квартире не планировал жить. Недвижимость хотел продать по семейным обстоятельствам — мне нужно было увеличить жилплощадь (у меня жена и двое детей). В рамках программы можно докупить дополнительную площадь — но это было не так выгодно. Кроме того, я хотел попасть в определенный район — рядом с метро «Проспект Вернадского». Поэтому квартиру в новом доме продал, а взамен купил двухкомнатную снова в реновационной пятиэтажке, но у метро «Проспект Вернадского».
Продажа новой однушки и покупка двушки в пятиэтажке под снос
— Весь процесс прошел достаточно быстро. Нас расселили в начале 2019 года. Получил квартиру в новом доме я в конце 2019 года, а продал и окончательно переехал в двушку уже в апреле 2020-го. Пока шла сделка, жил в старой квартире в пятиэтажке на Введенского — меня никто не дергал, не просил съехать. А потом уже сразу переехал в двушку на проспекте Вернадского.
Никаких ограничений при продаже квартиры в новом доме не было. Я мог продать ее хоть на следующий день после оформления документов. Объявление о продаже выставил заранее. Что касается финансовой стороны, то уложился в ту сумму, которую выручил за продажу однушки в новом доме на Малой Филевской. Полученную по реновации квартиру я продал за 10,5 млн руб., на эту сумму купил двушку в доме под снос у метро «Проспект Вернадского». Сама квартира стоила 10,1 млн руб., плюс услуги риелторов и прочие расходы, получилось «баш на баш».
Новые квартиры, которые предлагали при переселении по реновации, стоили намного дороже, чем в нашем доме под снос. Это и позволило мне в итоге купить квартиру большей площади. Подобный трюк с продажей квартиры в новом доме по реновации и покупкой жилья большей площади в доме под снос совершил не я один. Некоторые знакомые тоже использовали такую схему, чтобы улучшить жилищные условия.
Качество новых квартир
— Квартиру взамен однушки в доме под снос я получил в 20-этажной новостройке прямо у метро «Пионерская». Путь от двери квартиры до входа в метро занимал три-четыре минуты. Сама квартира была на 18-м этаже. Просторная кухня, общая площадь квартиры на 20% больше, чем в пятиэтажке. В доме просторные холлы, современные лифты.
Я более 20 лет работаю в строительной отрасли, последние годы занимаюсь проектированием, часто бываю на строительных объектах. Поэтому, говоря о качестве квартир в новых домах, могу опираться на профессиональный опыт. Поскольку квартиры сдаются с отделкой, больше всего вопросов к ней: где-то недокрутили розетку, где-то неаккуратно поставили оконные рамы или задели двери. Пара косяков, которые потом нашли мои покупатели, — отломанная ручка двери на лоджию и потрескавшаяся плитка рядом с полотенцесушителем. Но это не критичные недостатки.
Если говорить в целом о недочетах, то в домах по программе реновации это стандартный набор, который характерен для всех современных новостроек. Серьезные проблемы с качеством есть в отдельных домах и связаны они с работой генподрядчика.
Планы
— Сейчас я жду еще одно переселение. Наш дом опять подпадает под «первую волну». Переселить нас должны в 2021–2024 годах. Но, судя по стартовой площадке, на которую мы с вероятностью 99% должны переехать, это будет где-то конец 2023 года — начало 2024 года. Летом или осенью начнется стройка — дома на площадке уже снесли, где-то два — два с половиной года будет идти строительство.
Теперь я получу двухкомнатную квартиру в районе проспекта Вернадского взамен той двушки, которую купил в пятиэтажке под снос. Сейчас у меня двушка площадью 45,4 кв м с жилой 31 кв м. Скорее всего, мы будем докупать дополнительные квадратные метры — чтобы расшириться до трехкомнатной квартиры. С учетом увеличения общей площади квартиры это будет просторная трешка. Сам район уже сложившийся, есть все для комфортной жизни — спортплощадки, сады, школы, магазины и так далее. Поэтому с этим никаких проблем тоже нет.
Комментарий эксперта
Алексей Громов, сотрудник офиса «Зеленый проспект» департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость»:
— На днях у нас была сделка с квартирой, расположенной в новом доме по программе реновации. Собственники, с которыми мы занимались реализацией квартиры, хотели улучшить свои жилищные условия. В квартире в доме под снос (двушка, 44 кв. м) проживали две сестры, у старшей из них — два ребенка, и им уже было тесно в хрущевке. С учетом удачной продажи квартиры, полученной в рамках программы реновации (двушка, 61,4 кв. м с отделкой), они смогли приобрести две отдельные квартиры для разъезда.
В некоторых старых районах столицы, где нет новостроек, подобное свежее предложение является, можно сказать, эксклюзивным. Еще один дополнительный плюс — инфраструктура (социальная, транспортная) в таких локациях уже налажена. С точки зрения ремонта и качественных характеристик у покупателей таких объектов есть ожидания, что власти серьезно контролирует процесс возведения новых домов по программе реновации и следят за их состоянием.
Если говорить о стоимости, то разница может быть очень большой. По моему опыту, двухкомнатные квартиры в домах, попавших в третью очередь программы реновации, сейчас стоят в среднем 8–9 млн руб., а двушки в новостройках в той же локации — в среднем около 15,5 млн руб. То есть разрыв почти в два раза. И собственники новых квартир, полученных по реновации, понимают, что могут выгодно продать эту недвижимость и улучшить жилищные условия, купив квартиру в другом месте.
Новая жизнь «Художественного», или Как реставрировали один из старейших кинотеатров в мире
После семилетней паузы «Художественный электро-театр» вновь встречает поклонников кинематографа. 9 апреля здесь показали фильмы, номинированные на премию «Оскар», и ряд других кинокартин.
До недавнего времени старинное здание находилось в плачевном состоянии, а в 2019-м за его реставрацию взялись специалисты нескольких архитектурных бюро. Им удалось воссоздать задумки Федора Шехтеля, по проекту которого здание перестраивали в 1912–1913 годах. Новый «Художественный» — не ремейк старого, а его логичное продолжение. О том, что скрывается за стенами главного кинозала, как спасали балкон и до чего не додумался даже гениальный Шехтель, mos.ru рассказали реставраторы.
Цвет и свет
Серый со сверкающей слюдой фасад «Художественного» вновь украшают белые колонны, над входом и выходом — барельефы в античном стиле в виде голов мужчины и женщины, а в нишах под крышей — кони, мчащие колесницу с богом солнца Гелиосом, и быки, неспешно везущие колесницу с богиней луны Селеной. Здесь же красуется надпись «Художественный электро-театръ» — такая же, как во времена Федора Шехтеля.
Сложнее всего, по мнению реставратора, было вернуть шехтелевский цвет фасада. Приходилось смешивать разные оттенки, ждать химической реакции 20 дней, затем сверять получившуюся краску с описанной в расходных книгах строительной бригады Шехтеля.
На фасаде снова появились четыре окна вестибюля: в советское время их заложили кирпичом. Без этих окон нарушалась запланированная архитектором система освещения. Сейчас же света в кинотеатре даже больше, чем задумал Шехтель. Потолок над вестибюлем стал стеклянным. Он спускается на волнообразную, будто движущуюся (в стиле Шехтеля) винтовую лестницу.
Нельзя не заметить и авангардную конструкцию на потолке, реставраторы называют ее «фонарь». «“Фонарь” и лестница — наше самое серьезное вторжение в историческое здание», — говорит Дарья Парамонова.
При Федоре Шехтеле и в советскую эпоху над вестибюлем располагался пустой чердак под оцинкованной крышей. Лестницы не существовало. Проектировщики, занимавшиеся приспособлением к современному использованию, решили это исправить.
«В современном кинотеатре нужно использовать каждый миллиметр. К тому же должно быть несколько кинозалов, а для них не нашлось места на первом этаже. Поэтому мы решили переделать чердак в этаж. Чтобы не менять уровень кровли, не искажать внешний облик здания, не нарушать четкую шехтелевскую симметрию, мы построили в центре вестибюля лестницу, а второй этаж сделали в виде галереи с двумя малыми кинозалами. Кроме того, чтобы не оставлять неиспользованное пространство, мы трансформировали бывшее служебное помещение рядом с правым фойе балкона в камерный зал, а в каждом фойе теперь свое кафе», — объясняет консультант по архитектурному проекту.
О чем не знали зрители
Когда реставраторы приступили к работе в главном фойе кинотеатра, за его потолком обнаружилось тоже что-то вроде чердака. Этот гипсовый потолок — наследие советских времен. Он закрывал спроектированные Шехтелем два лепных карниза и алебастровые вентиляционные решетки, будто сплетенные из стеблей и цветов. Карнизы полностью восстановили, вылепив новые элементы по образцам уцелевших.
«Решетки не входят в состав предмета охраны, но они довольно любопытные. Сохранить оригинальную версию не удалось, поскольку алебастр хрупкий, к нему прилипла пыль и грязь, прутья расслоились. Мы заменили решетки на металлические, воссоздав рисунок Шехтеля», — рассказывает Денис Писарев.
Фальшпотолок загораживал еще одну важную деталь — оконный витраж. Это деревянная решетка во всю стену со стеклами в ячейках, как на веранде. В советское время витраж поменяли на обычное пластиковое окно. Сейчас он вернулся на прежнее место. А перед ним установили фонтан. До закрытия «Художественного» здесь была мини-сцена.
«Фонтан был отмечен на исходном чертеже Федора Шехтеля, правда, без каких-либо уточнений: полукруг и надпись “Фонтан”. Хотя, когда вскрыли полы, нашли основание для фонтана. Каким его задумал и реализовал Шехтель, мы уже не узнаем, так как фонтан был утерян. Наши коллеги придумали свою оригинальную инсталляцию на тему воды», — объясняет Денис Писарев.
Новый фонтан гармонирует с витражом. Это система металлических прутьев, колб и стеклянных шаров, через которые течет вода. Между ними горшки с живыми цветами-вьюнками. Оранжерея — еще одна задумка Шехтеля, которая была уничтожена в советское время.
«При Шехтеле здесь росли пальмы. Мы на данный момент ограничились инсталляцией. Кроме того, к теме растительности нас отсылают рисунки на настенных панно», — добавляет Дарья Парамонова.
Вдоль стен фойе тянется, как кинопленка, лента из панно с серо-зелеными деревьями. Эти элементы съемные. Их можно легко заменить плакатами, афишами или фотографиями актеров.
Балконная драма
Из фойе попадаем в главный кинозал «Художественного». История реставрации этого помещения напоминает детектив.
«Верхнюю часть зала занимает балкон, который держится на колоннах. По всем правилам эту конструкцию нужно было убрать. Во-первых, колонны закрывали обзор экрана. Во-вторых, пол времен Шехтеля был ровным, что недопустимо в современных кинотеатрах, а балкон не позволял поднять его, сделать наклонным: зрители верхних рядов упирались бы в этот балкон. Но мы понимали, что балкон и колонны нужно сохранить», — вспоминает Дарья Парамонова.
Реставраторы, по их собственному утверждению, бились за композицию «до последней штукатурки». Пол в итоге не подняли относительно экрана, а сделали ниже. «Если вы посмотрите на боковые двери, через которые раньше заходили зрители, то увидите, что они как бы висят над полом. На самом деле они остались на своих местах. Это пол ушел вниз», — объясняют реставраторы.
Колонны находились в аварийном состоянии. Их пришлось заменить. Инженеры создали металлические опоры, которые поставили под балкон, а тем временем соорудили новые колонны. Их верхние части — капители — родные, времен Шехтеля: архитектор, любитель античной мифологии, изобразил голову бога Диониса и акантовые листья.
«Вдоль балкона мы положили дубовый шпон на исторический поручень из сосны. Обнаружили этот поручень под слоями ДСП. Заднюю и переднюю часть балкона не меняли, сделали лишь локальное вскрытие, чтобы выяснить, как он устроен. Под штукатуркой оказались кованые кронштейны, на которые по вертикали набиты деревянные бруски изогнутой формы. Поверх штукатурки расчистили элементы декора: стрелы, факелы, ленты. Очистили их от краски и пыли. До ремонта они казались бесформенными», — говорит Денис Писарев.
В операторской за балконом реставраторы нашли фрагменты шехтелевского кессонного потолка: такой был над всем залом, но в 1950-е годы его заменили на обычный, с побелкой. Под слоем краски спряталась и решетка, на которой держалась люстра. Сейчас потолок, состоящий из фиброцемента, как и витраж в фойе, изготовили заново с намеком на кессоны Шехтеля, а решетку расчистили. Оказалось, ее вершины увиты акантовыми листьями.
Кессонный потолок не просто дань памяти архитектуре Шехтеля. Рамки играют особую роль: между ними вмонтирована звуковая техника.
«Обычно кинозалы увешаны колонками. Это необходимо. Но в исторический антураж они не вписываются. И наша команда специально летала в Лондон на встречу со специалистами по звуку, которые спроектировали 54 колонки для этого зала. Часть техники спрятана под потолком, а часть — за стенами», — объясняет Дарья Парамонова.
Со стенами связана отдельная история. В первоначальном варианте они были просто отштукатурены. Разумеется, звукоизоляции не было. Современные нормы строительства кинотеатров обязывают покрывать стены залов минеральной ватой или другими аналогами, чтобы звуки не проникали наружу. Такой материал по своему внешнему виду далек от дизайна Шехтеля.
«Мы решили выложить стены акустической штукатуркой. Она состоит из множества шариков, которые наносят в несколько слоев. Полости между ними глушат шум. Сделали из этой штукатурки русты — стилизованные камни по чертежам Шехтеля. То есть применили технологию на стыке реставрации и приспособления», — уточняет Дарья.
Правда, из-за наложения акустической штукатурки пришлось законсервировать барельефы-венки над бывшими входами в кинозал. Оригиналы оказались внутри стен, а поверх штукатурки нанесли их реплики. Зато барельефы над дверями, изображающие битвы кентавров с лапифами, удалось сохранить.
«Кентавры пережили советское время. Их даже реставрировали. Но, к сожалению, использовали для реставрации обычный цемент. Мы его отколупывали с носов, пальцев, мечей лапифов», — вспоминает Денис Писарев.
Еще одно изменение в кинозале — барельеф над экраном, изображающий двух симметричных морских коней с рыбьими хвостами (гиппокампов), которые держат вывеску с датой «1912» — годом перестройки кинотеатра по проекту Шехтеля. В советскую эпоху оригинал снесли. Реставраторы воссоздали барельеф по фотографиям и аналогам.
Продолжение Шехтеля
Весь интерьер «Художественного» наполнен идеями Шехтеля. В правом фойе, ведущем на балкон, стоят стеллажи, напоминающие оконный витраж и кессонный потолок. В серо-голубых стенах северного фойе — ниши, будто предназначенные для барельефов, а белые кресла повторяют изгибы шехтелевской лестницы.
«Лестница, ведущая в северное фойе, историческая, спроектирована Федором Шехтелем. От оригинала остались лишь две ступеньки. Остальные мы перебрали, скомпоновали. Но в целом дизайн лестницы остался прежним. Деревянный поручень тоже изготовлен по проекту Шехтеля. Мы взяли аналогичный из дома на Большой Садовой, где жил архитектор, и сделали реплику», — раскрывает секреты Денис Писарев.
Кстати, в северное фойе теперь можно попасть и с улицы. Поскольку главный кинозал превратился в амфитеатр с понижающимся полом, в самом низу стены реставраторам удалось сделать дверные проемы, которые не видно снаружи. Таким образом, попасть в «Художественный» могут не только посетители киносеансов, но и те, кто хочет посидеть в историческом месте за чашечкой кофе.
«Все, что можно было восстановить, мы восстановили. Все, что осталось за кадром, было неизвестно, не закончено, — создали. Наша концепция — не имитировать дизайн Шехтеля, а разрабатывать новый, современный стиль, который вписался бы в шехтелевский», — говорит Дарья Парамонова.