норштейн биография личная жизнь
Юрий Норштейн
Биография
Юрий Норштейн — советский и российский режиссер, художник и сценарист. Мультипликатор подарил миру «Ежика в тумане», который критики признали лучшим мультфильмом всех времен и народов. Работы артиста заслужили ряд отечественных и зарубежных кинопремий и наград, а к 80-летию Норштейна Первый канал выпустил документальный фильм о кинорежиссере.
Детство и юность
Биография будущей легенды мультипликации началась 5 сентября 1941 года. Юрий Борисович Норштейн родился в бедной еврейской семье, которая была эвакуирована в село Андреевку Пензенской области. Отец, Берко Лейбович Норштейн, до того как отправиться на фронт, работал наладчиком станков на деревообрабатывающем предприятии. Мать, Бася Гиршевна Кричевская, работала в детсаду воспитательницей.
Юрий Борисович Норштейн с братом. 1943 г.
В детстве мальчика вместе со старшим братом Гариком перевезли в Марьину Рощу, на северо-восток Москвы. В середине 50-х Юра поступил в детскую художественную школу, а после ее окончания устроился столяром-сколотчиком на местный мебельно-сборочный комбинат.
В 1959 году Норштейн заинтересовался мультипликацией и два года проходил курсы при студии «Союзмультфильм».
Творчество
После окончания курсов Юрий Борисович остался трудиться на киностудии в качестве художника-мультипликатора.
Дебютировал Норштейн в 1968 году, вместе с Аркадием Тюриным создав к 50-летию Октябрьской революции фильм-плакат «25-е, первый день». В основу произведения легли работы советских художников, таких как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Казимир Малевич и другие. Из-за политической цензуры фильм так и не вышел в том виде, который задумывался, однако благодаря ему режиссер осознал возможности мультипликации.
Спустя год Юрий Борисович в соавторстве с Иваном Петровичем Ивановым-Вано выпустил кукольный мультфильм «Времена года», в котором были использованы кружева и вятская игрушка. А двумя годами позже этот же тандем работал над проектом «Сеча при Керженце».
В 1973 году режиссер снял мультфильм «Лиса и заяц» в пересказе Владимира Даля, который стал первой совместной работой Юрия Борисовича и его жены Франчески Ярбусовой. Позже женщина вспоминала, что мультик не принимали из-за грустных еврейских глаз у зайчика. На следующий год супруги вместе работали над «Цаплей и журавлем», также в редакции В. Даля.
Работой, покорившей мир мультипликации, стала сказка «Ежик в тумане». В отличие от ранней анимации, в фильмографии Норштейна, где для озвучки приглашался только один актер, для «Ежика» пригласили сразу трех. Так, колючего героя озвучила Мария Виноградова, подарившая голос, наверное, большинству советских персонажей. Голосом Медвежонка говорил Вячеслав Невинный, а рассказчиком был Алексей Баталов. Сложным моментом оказалась сцена, в которой Ежик после знакомства с Филином произносит слово «псих», так как здесь требовалось сохранить некий баланс между наивностью и испуганностью героя.
Поначалу откликов по поводу картины не последовало, но начиная с конца 70-х критики стали отмечать достоинства ленты. Профессор Марк Уайтхед отметил, что «Ежик. » очаровательный и меланхоличный, драматург Людмила Петрушевская назвала анимацию национальным хитом, а культовый японский аниматор Хаяо Миядзаки назвал работу Норштейна любимым мультфильмом.
В 1979 году вышла еще одна значимая в карьере художника мультипликационная работа под названием «Сказка сказок», которая удостоилась 7 кинонаград в семи странах.
В том же году Юрий Борисович начал преподавательскую деятельность на факультете анимационного кино Высших курсов сценаристов и режиссеров, которая продлилась до 1996 года.
В начале 80-х Норштейн начал работу над мультипликацией повести Н. В. Гоголя «Шинель», которую не закончил и спустя 40 лет по причинам, которые отказывался называть.
Юрий Норштейн
Художник, мультипликатор
живопись, анимация, искусство
О Юрии Норштейне
Гений анимации, автор мультфильмов “Ежик в тумане” и “Сказка сказок”, которые признаны лучшими в мире. О заслугах и таланте Юрия Норштейна его коллеги говорят так: Юрий Борисович для мировой анимации как Эйзенштейн для кино — автор шедевров и первый из первых. Сначала Юрий Норштейн проработал около 30 лет в “Союзмультфильме”, а затем уже больше 20 лет — в собственной мультипликационной студии. Попасть в мастерскую Юрия Норштейна, спрятанную в переулках Москвы, – это словно оказаться в мире, где действуют совершенно другие законы времени и пространства. А если прибавить к этому рассказы Юрия Борисовича о создании “Ежика в тумане”, “Сказки сказок”, “Цапли и журавля” и многих других его трогательных работ, – то это настоящее счастье. Именно счастьем, а еще детской радостью, вдохновением и проникновенной философией жизни наполнены встречи с Юрием Норштейном. Он с большой радостью делится со взрослыми и детьми своей неиссякаемой творческой энергией и неординарным взглядом на мир.
Ближайшие путешествия
Кто такой Юрий Норштейн?
Выдающийся режиссёр-мультипликатор, сценарист, художник. Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Автор лучших в мире анимаций: “Ежик в тумане” и “Сказка сказок”. Создатель “альтернативной мультипликации”, которая была непохожа на все, что было создано до Юрия Норштейна в области анимационного искусства.
“У меня не было какой-то сквозной идеи, я просто люблю жить, и это ощущение неистребимо во мне. Мне очень нравится это просто жить. А если еще есть возможность заниматься творчеством, если есть любимый человек, и ты любим, а если еще есть дети и внуки, то совсем прекрасно, совсем хорошо! Но это все требует очень больших усилий. Конечно, человек не живет без идеи, и, конечно, внутри меня она есть. Причем на каждом моменте она меняется. А сверхидеи типа «я осчастливлю человечество», и прочее – нет. Таких нет.”
Биография. Начало пути
Родился 15 сентября 1941 г. в эвакуации, в Пензенской области. В 1943 г. вместе с мамой и старшим братом вернулся в Москву. Отец воевал на фронте.
В 1958 г. окончил сразу две школы: общеобразовательную и художественную.
После школы пошел работать столяром-сколотчиком в Московский мебельно-сборочный комбинат, пытался поступить в какой-либо художественный ВУЗ, но безуспешно.
В 1961 г. закончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».
Профессиональная деятельность
В 1961 г. начал работать на киностудии «Союзмультфильм» как художник-мультипликатор. В этом качестве Юрий Норштейн создал более 50 фильмов. В их числе «Левша», «Каникулы Бонифация», «Варежка», «Чебурашка», цикл мультфильмов по рисункам Пушкина (реж. А.Хржановский).
С 1973 г. стал режиссёром мультипликационных фильмов на той же киностудии, где проработал до 1989 г. Именно в этот период Юрий Норштейн создал любимый миллионами зрителей мультфильм «Ёжик в тумане». Кроме того, можно выделить такие работы, как «Сеча при Керженце», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Сказка сказок», «Шинель» (не окончена), заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», фильм по стихам Басё в японском цикле «Зимний день» (Япония).
«Творческая воля должна быть такой силы, чтобы ты сумел пройти через все ухищрения рисуночков, каждый из которых сам по себе, может быть, и хорош, но все вместе не составляют общей энергии».
С 1979 по 1996 г. преподавал на Высших Курсах сценаристов и режиссёров, факультет кинорежиссёров анимационного кино.
В 1990 г. начал работать в «Фонде Ролана Быкова» и организовал анимационную студию «Артель».
В 2000 г. основан «Фонд Юрия Норштейна» и через некоторое время юридически перевел студию «Артель» в свой фонд.
Является почетным профессор ВГИКа, где он периодически читал лекции.
На счету Юрия Норштейна огромное количество проведенных в разных странах мастер-классов: Норвегия, Венгрия, Италия, Франция, Голландия, Бельгия, Швеция, Польша, Латвия, США, Англия, Япония и др.
Мультфильмы
В 1984 г. в Лос-Анджелесе фильм «Сказка сказок» признан лучшим фильмом всех времён и народов. Затем, в 2003 г., этот статус перешел к другому фильму Юрия Норштейна — “Ежику в тумане”. С тех пор, по мнению ведущих режиссеров анимации и критиков, а также зрителей никто в мире не смог создать анимации лучше, чем эти две работы Юрия Норштейна.
Среди других фильмов можно выделить: “Сеча при Керженце”, “Лошарик”, «Левша», «Каникулы Бонифация», “За день до нашей эры”, «Варежка», «Чебурашка», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль».
Метод Юрия Норштейна коллеги назвали «альтернативной мультипликацией». Режиссер использовал технику так называемой многоярусной перекладки. С помощью тысяч крохотных деталей, контуров на прозрачной пленке, он создавал собственный мерцающий мир — разительно непохожий на все, что было до него.
Уже 30 лет Юрий Норштейн работает над «Шинелью» — анимацией по повести Н.В. Гоголя:
«Я всегда говорю: задача должна быть на грани невыполнения. Тогда ты невольно тянешь весь свой состав, организм — умственный, физический — за ту черту, которую ты не можешь прагматически обозначить, которую ты можешь только чувствовать как творческий человек».
Мемория. Юрий Норштейн
15 сентября 1941 года родился Юрий Норштейн, художник и режиссер мультфильмов.
Личное дело
Юрий Борисович Норштейн (77 лет) родился в селе Андреевка Каменского района Пензенской области. Его мать Бася Кричевская — воспитательница детсада — находилась там в эвакуации, отец Борис Норштейн — наладчик деревообрабатывающих станков — был на фронте.
В 1943 году Бася Кричевская вместе с сыновьями Борисом и Гариком возвращается в Москву, где дожидается возвращения мужа с войны, работая в комнате матери и ребенка на Ярославском вокзале.
«Наша коммунальная квартира с длинным коридором и одним туалетом на 30 человек, обогревалась печкой. Надо было принести полена, поставить на козлы и распилить их. Мы, дети, принимали в этом участие. То есть, наш труд был вложен в печь и в тепло, которое она давала. Для нас это было нормально, и, главное, весело…» — вспоминал о своем детстве Норштейн.
В 1948 году Юрий идет в общеобразовательную среднюю школу №606. «Я в школе был человек очень активный, хотя в комсомол вступил довольно поздно. Вообще это было мое состояние — быть постоянно в такой ажитации, в таком действии», — рассказывает о школьных годах сам мультипликатор.
В 1956 году он поступил в Детскую художественную школу Краснопресненского района. Вскоре отца Норштейна уволили с завода, куда он устроился работать после возвращения с войны, — за то, что не донес на коллегу и товарища. Выданный Борису Норштейну «волчий билет» был вполне в духе бушевавшей тогда антисемитской кампании, подогретой пресловутым «делом врачей». Его сына в связи с этим в 1958 году исключили из художественной школы. Тогда же он завершил учебу в школе общеобразовательной.
Норштейн пытался поступить сразу в три художественных училища — ни в одном из них его не приняли. В 1958 году Юрий устраивается работать на Московский мебельно-сборочный комбинат №2 столяром-сколотчиком.
В 1959 году по совету приятеля Норштейн поступил на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме» и оказался в анимационном кинематографе, который никогда его не интересовал. В 1961 году его принимают на киностудию художником-мультипликатором. С этого момента и до 1973 года он примет участие в создании более полусотни мультфильмов и анимационных фильмов.
В частности, в 1965 году Норштейн в качестве художника-мультипликатора работает над мультфильмами «Каникулы Бонифация» и «Как мужик двух генералов прокормил» по одноименной сказке Салтыкова-Щедрина.
В 1966 году во время работы над мультфильмом «Поди туда, не знаю куда» Норштейн познакомился с будущей женой Франческой Ярбусовой.
В 1967 году Норштейн принимает участие в создании мультфильма «Варежка» — о девочке, которая за неимением друзей во дворе силой воображения превращает собственную варежку в щенка и играет с ним.
В 1968 году Норштейн помогает своему другу и коллеге, художнику-постановщику Аркадию Тюрину (который впоследствии поставит «Левшу»), завершить дипломную работу под названием «25-е. Первый день», фактически оживив на экране авангардную живопись 1910-1920 годов. Критики впоследствии придут к выводу, что эта первая работа — «революционно-романтический этюд» — не была «норштейновской» по стилю.
«Я очень люблю русский авангард и все, что было после революции. Мы делали фильм на основе этого искусства, нам и досталось по первое число за этот фильм», — расскажет потом Норштейн. Проблема была в слишком смелой и яркой эстетике (содержание полностью соответствовало «соцзаказу» и даже побудило некоторых критиков спустя годы назвать мультфильм «заказным» и «ангажированным»): в финале, к примеру, звучали стихи Поля Элюара, а над праздничной демонстрацией парил Ангел художника Марка Шагала.
Утвердившее заявку Тюрина руководство «Союзмультфильма» недоумевало как минимум из-за того, что на экране отсутствовал Ленин. Дело в том, что название и идея мультфильма родились из поэмы Маяковского «Владимир Ленин»: «Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях — ярчайший где, я вспоминаю одно и то же — двадцать пятое, первый день».
На фоне скандала, возникшего после сдачи мультфильма, Норштейн согласился дополнить видеоряд фотографией Ленина — но официозной, протокольной, резко выбивавшейся из обшей эстетики и к тому же сопровожденной записью речей вождя мирового пролетариата.
В 1971 году Норштейн, которого из-за предыдущей работы фактически лишили творческой самостоятельности, делает «Сечу при Керженце» (по мотивам симфонической поэмы Римского-Корсакова о невидимом граде Китеже) вместе с легендарным аниматором, патриархом советской анимации Иваном Ивановым-Вано — одним из своих учителей. Эта работа продолжает заданную Норштейном тему «оживления живописи» — только на сей раз оживает не авангард, а древнерусская фреска и иконопись.
«Сеча при Керженце» получает первую премию на V Всесоюзном фестивале в Тбилиси (1972), «Гран-при» I МКФ в Загребе (1972), а также «Гран-при» и специальную премию жюри за высокое техническое качество на МКФ в Нью-Йорке (1973).
В том же году Норштейн в качестве художника-мультипликатора работает над мультфильмами «Лошарик» и «Чебурашка» (а в 1974 году — над продолжением последнего, «Шапокляк»).
С 1973 года Юрий становится режиссером мультипликационных фильмов на «Союзмультфильме» и тогда же выпускает свою первую полностью самостоятельную работу — мультфильм «Лиса и Заяц». Он делался по сути под заказ (для итальянского цикла «Сказки народов Европы»). «Фишка» мультфильма — в использовании (и снова оживлении) старинной прялочной живописи, которая, по словам Норштейна, вносит гармонию в хаос и связывает мир в единое целое.
В 1974 году мультфильм «Лиса и Заяц» получил I премию на VII Всесоюзном фестивале в Баку, I премию на II МКФ в Загребе (Югославия) за лучший фильм для детей и Медаль Сараевского банка за изобразительное решение.
Тогда же появляется еще одна сказка — «Цапля и Журавль». Этот мультфильм Норштейн называет «первым чисто своим» — или, как будут выражаться критики, первым «собственно норштейновским». В своих «Монологах» мультипликатор вспоминает, что поначалу собирался поселить персонажей на болоте, но потом счел такую декорацию слишком скучной и перенес действие в развалины русской усадьбы. Из-за этого антуража мультфильм сравнивали с «Вишневым садом» Чехова.
«Цапля и Журавль» снискали еще больше премий, чем «Лиса и Заяц», — I премию творческому коллективу «Союзмультфильм» на VIII Всесоюзном фестивале, специальную премию жюри на Х МКФ в Анси, I премию «Золотой Праксиноскоп» на МКФ в Нью-Йорке, I премию на МКФ в Тегеране за фильм для детей и юношества, «Пальму первенства» на МКФ в Тампере (Финляндия), главный приз на XIV МКФ в Панаме, большую премию на МКФ в Мельбурне (Австралия), главный приз МКФ в Оденсе (Дания) и «Золотую статуэтку оловянного солдатика».
В 1975 году рождается одна из самых знаменитых работ Норштейна — культовый мультфильм «Ежик в тумане» по одноименной сказке Сергея Козлова. Характерно, что юный зритель от него не в восторге. Многие, уже став взрослыми, вспоминают, что просмотр «Ежика» в детстве вызывал дискомфорт вплоть до страха. Его часто включают в ТОП-10 самых страшных советских мультфильмов, хотя для зрителя зрелого возраста такое восприятие утрачивает свою остроту. Критики считают, что «Ежик» оказывает на людей подсознательное воздействие.
Мультфильм полон приемов, изобретенных и впервые примененных Норштейном. Впоследствии коллеги со всего мира спрашивали его: «Как вы это сделали?» Мультипликатор отвечал: «В условиях технической недооснащенности». Он всегда считал, что материальные проблемы порождают творческие решения.
«Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в «Ежике в тумане» произошел счастливый случай совпадения всех элементов», — говорит о мультфильме сам Норштейн.
Мария Виноградова, озвучившая сотни персонажей мультфильмов, считала норштейновского Ежика лучшей своей работой. Худсовету же этот шедевр анимации пришелся не по душе. На заседании Норштейн сформулировал смысл «Ежика в тумане» цитатой из «Божественной комедии» Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Мультфильм с трудом выпустили в прокат — он шел в малом зале кинотеатра «Россия». На протяжении 14 месяцев «Ежик в тумане» собирал аншлаги.
Этот мультфильм взял первую премию на IX Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе, «Гран-при» (Большую золотую медаль) на Х МКФ для детей и юношества в Тегеране, премию Лондонского фестиваля за «выдающийся фильм года», «Серебряный бумеранг» на МКФ в Сиднее, приз за лучший короткометражный фильм для детей в Хихоне (Испания), «Бронзового Хьюго» (третий приз) на МКФ в Чикаго, первую премию на МКФ в Эшпиньо (Португалия).
В 1976 году Норштейн как художник-мультипликатор создает знаменитый мультфильм «38 попугаев».
В 1979 году советская власть решила наградить мультипликатора Государственной премией СССР, которой удостоились его мультфильмы «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль» и «Ежик в тумане». Возможно, если бы не эта награда, следующая работа Норштейна — «Сказка сказок» — еще очень долго не вышла бы на экраны.
По мнению некоторых киноведов, «Сказка сказок» — это лучшее, что было сделано в отечественной мультипликации. Ее сравнивают с «Зеркалом» Тарковского из-за феномена «метавосприятия», связывающего разрозненные на первый взгляд эпизоды эмоциональным подтекстом. Например, режиссер любит повторять, что «свет, который блуждает внутри кадра, становится персонажем фильма».
В «Сказке сказок» Норштейн отразил воспоминания о своем детстве, проведенном в Марьиной Роще — но при этом в сюжете прослеживается история России с начала войны. «Он жил во мне, этот фильм, задолго до того, как я вообще подумал о том, чтобы заняться режиссурой», — признался Норштейн в книге «Сказка сказок».
Мультфильм «Сказка сказок» получил первую премию на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе. «Гран-при» на МКФ в Лилле (Франция), премию Международной критики (ФИПРЕССИ), премию департамента Норд, приз Международной федерации киноклубов в Оберхаузене (ФРГ), диплом католического жюри, «Гран-при» в Загребе на V МКФ, первую премию МКФ в Оттаве, премию за лучший мультфильм на II Московском молодежном кинофестивале.
В 1981 году Норштейн начал работу над мультфильмом «Шинель» по знаменитому рассказу Николая Гоголя, который так и не был закончен. Это один из самых известных «долгостроев» в истории мировой анимации.
Мультипликационное переложение гоголевского текста давалось Норштейну крайне тяжело. «Я уже и сам не рад, что взялся», — признавался он затем не раз, но продолжал мало-помалу работать над «Шинелью», прерываясь по историческим и финансовым причинам.
В 1989 году Норштейн показал отдельные эпизоды «Шинели» (только они и доступны сейчас) на XV Международном конкурсе технических фильмов в канадском Монреале. Работа режиссера произвела настолько сильное впечатление на жюри, что ему — вопреки конкурсным традициям и впервые в истории фестивалей — вручили награду не за цельное произведение, а лишь за «рабочий материал».
В том же году Норштейн получил премию имени Тарковского за авторский вклад в развитие киноискусства, уволился с «Союзмультфильма» и в 1990 году перешел в «Фонд Ролана Быкова», а также основал собственную анимационную студию «Артель».
В 1991 году во Франции Норштейну вручили Орден искусств и литературы.
В 1993 году вместе с Андреем Хржановским, Эдуардом Назаровым и Федором Хитруком основал Школу-студию «ШАР».
В 1994 году Норштейн отвлекается от работы над «Шинелью» ради коммерческого заказа — создания четырех мультипликационных рекламных роликов «Русский сахар».
В 1995 году Норштейн стал лауреатом премии «Триумф», а через год ему присваивают звание Народного артиста Российской Федерации за большие заслуги в области искусств.
В 1999 году режиссер создает заставку для детской телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Впоследствии ее снимают с эфира, сославшись на якобы поступившие в Останкино многочисленные жалобы от маленьких зрителей, напуганных «излишней детализацией в изображении двух персонажей».
С середины 1990-х режиссер проводит мастер-классы в зарубежных странах — Норвегии, Англии, Венгрии, Италии, Франции, Польше, Канаде, Швеции, США, Нидерландах, Бельгии, Латвии и в Японии. В конце 1990-х он преподает на Высших Курсах сценаристов и режиссеров (факультет кинорежиссеров анимационного кино), в разные годы читает лекции во ВГИКе, почетным профессором которого впоследствии становится.
В 1999 году Норштейну вручают премию имени Владимира Высоцкого «Своя колея».
В 2000 году был основан именной Фонд Юрия Норштейна, под эгиду которого юридически перешла созданная режиссером студия «Артель».
В 2004 году режиссер становится кавалером японского Ордена Восходящего Солнца.
В 2006 году Норштейн уволился из «Фонда Ролана Быкова».
Чем знаменит
В 1984 году «Сказку сказок» признали «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по итогам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд.
В 2003 году «Ежик в тумане» был признан лучшим фильмом за всю историю мультипликации на международном опросе кинокритиков и режиссеров в Токио.
О чем надо знать
При этом Норштейн поддержал присоединение Крыма к России, поскольку этот полуостров «был передан нетрезвым Хрущевым без соблюдения элементарных юридических норм и наутро крымчане проснулись украинцами, и никто тогда особо не проявлял заботы по поводу законности, потому что была одна страна».
Прямая речь
Норштейн о своей работе: «Высшее мастерство — это не умение нарисовать. Высшее мастерство — найти эти соотношения внутри изображения, чтобы дать сверхчувственную сторону кинокадра. А это относится не к области хорошего рисования… В самом несовершенстве заключено нечто, что уходит за грань совершенного. Это как тончайшее лезвие бритвы: острие не имеет замера. И в такой момент случается то, что называют одержимостью, озарением. Нарисовать правильно гораздо легче, чем нарисовать несовершенно. К тому же внутренне, интуитивно я всегда чувствую, что совершенной вещи быть не может, поскольку сам мир таков. Он строится на несовершенстве, неравновесности своей. На самом этом разрыве, разводке, между крайностями возникает какое-то напряженное поле, которое не относится уже к изображению, уходит за пределы его, становится энергией, воздухом, пространством. Такое ощущение возникает, когда смотришь живопись. Ты видишь платье с тончайшими кружевами, но подходишь ближе и вдруг понимаешь, что кружева эти — бешеная игра кисти, на кончике которой тончайший слой краски. И кисть буквально проплясала тончайшее кружево. Происходит нечто совершенно иллюзорное. Хотя и иллюзорность здесь не то слово. Все находится на градусе исчезновения реальности и возвращения к ней. Но это возможно и в кинематографе. Если бы не его ужасная болезнь материальности, которую нужно преодолеть, прорваться, чтобы выйти к какому-то чистейшему свету, чистейшему тону, когда из всех этих пятен, линий, из какого-то излучения, направленного в ту или иную сторону, из уплотнения частичек начнет в конце концов собираться что-то, что так сильно на тебя действует и неизобразимо по самой сути своей. А ведь в мультипликации каждый момент буквально слеплен пальцами».
Норштейн о развитии искусства: «В искусстве прогресса нет. Нельзя же назвать прогрессом то, что делалось в ХХ веке в сравнении с тем, что делалось в XVI веке в Италии. Какой же это прогресс? Искусство, даже я не знаю, можно ли это назвать законами, по каким-то другим чувствованиям развивается. Даже слово «развивается» не подходит — изменяется, уточняется, приближается. Я не знаю, как это назвать. Наверное, если сравнить драматургию ХХ века и драматургию XV века, то, наверное — сильные изменения, мы, наверное, очень крупно приблизились к человеку, очень крупно. И то, что было недоступно тогда, в XV веке, стало доступно сейчас. Но качественных изменений, принципиальных изменений никаких нет, я не могу сказать, что это прогресс».
Студийная заявка Норштейна на создание «Сказки сказок»: «Это должен быть фильм о памяти. Помните, какой длины были дни в детстве? Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день. Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего. То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба — не дружба, радости, не узнаваемые как радости, — от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек, — это пережидание судьбы пусть нас минует. Не об этом фильм…»
Норштейн об искусстве для детей: «Знакомство с разными сторонами жизни постепенно делает человека личностью. Нужно воспитывать в нем мужество и смелость, а также умение преодолевать боль и способность видеть боль другого. Современное искусство не показывает боли другого. Руки детей сегодня не связаны».
Виктор Шендерович о Норштейне: «Фигура такая — загадочная довольно и ушедшая в добровольный и — при взгляде снаружи, демонстративный — аутизм. Хотя, по ощущениям некоторым личного знакомства, Юрий Борисович таким совсем аутичным человеком не является».
5 фактов о Юрии Норштейне
Материалы о Юрии Норштейне
Норштейн в программе «Линия жизни» на телеканале «Культура»
Норштейн в проекте «Правила жизни» на телеканале «Культура»
«Монолог» Юрия Норштейна на телеканале «Культура»
«Опять забыли человека» — интервью Норштейна порталу «Православие и мир»
Фрагменты книги Ю. Норштейна «Снег на траве»
«Ежик в тумане»: российский мультипликатор, покоривший сердца зрителей во всем мире, несмотря на советскую цензуру (статья о Норштейне в израильской газете Haaretz в переводе на русский язык)