nonendorsable что означает в авиабилете
Расшифровка буквенных обозначений на авиабилетах
Для перелета на авиалайнере необходимо приобрести авиабилет. Этот документ дает право на получение транспортировочной услуги, предоставляемой за определенную оплату специализированными компаниями-перевозчиками.
Авиабилет – небольшой по размеру документ, в котором указана вся информация о рейсе. Некоторые данные публикуются латинской транскрипцией и имеют множество специальных обозначений, не особо понятных для пассажира.
В статье мы рассмотрим, что означают специальные символы на авиабилетах, как их правильно читать и как расшифровать коды на билетах популярных авиакомпаний.
Правила чтения условных обозначений в авиабилетах
Если научиться правильно читать условные обозначения в обычных и электронных авиабилетах, можно быстро отыскать номер своего рейса, выход на посадку и другие не менее важные значения, позволяющие пассажиру уверенно ориентироваться в аэропорту и в самолете.
В авиабилетах российских перевозчиков публикуется код бронирования, класс обслуживания, тарифный план, предусматривающий набор определенных услуг, а также дата и время вылета, номер выхода на посадку и запланированное время прибытия в пункт назначения (местное).
Код бронирования авиабилета
Код бронирования включает цифры и буквы. Их можно найти на бумажном билете и электронном, том числе и на маршрутной квитанции. Обычно код состоит из 6 знаков, но сейчас встречаются и коды из 5 символов.
Код бронирования нужен для того, чтоб узнать информацию о полете. Может применяться для изменения данных, подтверждения брони, онлайн регистрации, при при обмене или возврате авиабилета. Такой код на своем билете имеет каждый пассажир, который будет лететь на самолете.
Расшифровка класса обслуживания
Для самолетов выделяют несколько классов обслуживания. Их разница заключается в комфорте и стоимости за билет. Для каждого класса есть собственные буквенные обозначения.
Выделяют три основных класса обслуживания:
Эконом класс является наиболее популярным вариантом обслуживания. Это недорогие билеты с базовым комфортом. В основном при таких перелетах за габаритный багаж надо заплатить дополнительно. Эконом класс имеет свою классификацию, что помечается в билетах. О допустимом весе багажа в самолете можно прочитать тут.
Применяются следующие обозначения:
Бизнес класс имеет лучший комфорт, чем эконом, но и цены на него выше. Багаж можно провозить бесплатно. Регистрация вне очереди. Ожидать самолет можно в отдельном зале. Стюардессы предлагают более разнообразное питание. Часто предлагаются бесплатные алкогольные и безалкогольные напитки. Буквенных обозначений гораздо меньше, чем у эконома.
Расшифровка букв в авиабилетах бизнес класса:
Билеты премиум класса самые дорогие. Отличаются повышенным комфортом. Обслуживание относится к категории VIP. Доступно большое вкусное меню, элитные напитки премиум класса. Можно провозить габаритный багаж. Соответственно, за такие услуги стоимость на билеты премиум класса выше всего.
Для билетов такого уровня приняты следующие обозначения:
Коды тарифов авиабилетов
Тариф авиабилета – это оплата, которую берет компания за обслуживание и оказание услуг во время полета. Тарифы могут быть самыми разными. В основном, стоимость напрямую зависит от класса обслуживания и маршрута, который выполняет самолет. Для уменьшения стоимости тарифа могут применяться скидки.
Буквы в билетах означают следующее:
Обозначение | Расшифровка |
SS | Заблаговременная покупка билета от 3-х до 14 дней до даты вылета самолета. Билет имеет ограничения |
ZZ | молодежь до 24 лет |
EE | экскурсионный тариф |
CD | пенсионеры более 55 лет для женщин и более 60 для мужчин |
QW | билет в одно направление |
RT | тариф «туда и обратно» |
1M | тариф «туда и обратно» с возможностью возврата не позже, чем за 1 месяц до вылета |
3М | тариф «туда и обратно» с возможностью возврата не позже, чем за 3 месяца до вылета |
APEX | фиксированные даты полета |
PEX | билеты с ограничениями по бронированию, выкупу и датам перелета |
Y | эконом класс |
W | премиум класс |
С | бизнес класс |
Другие полезные статьи о билетах:
Как читать остальные символы в билете на самолет
Среди оставшихся символов могут быть обозначения даты вылета и статуса бронирования. Форма оплаты и передаточная надпись с ограничениями.
Дата вылета обозначается так: первые 3 английские буквы месяца. Например, январь – JAN, август – AUG, декабрь – DEC.
Статус бронирования может иметь обозначение «ОК» – подтвержденный статус и «RQ» – запрос места на регистрации. Если билет был куплен для малыша до 2-х лет, который летит без места, то ставят буквы «NS».
Обозначения формы идут в виде шифра CASH – наличные. INVOICE или сокращенно INV – безналичная оплата билета. А сокращения типа «SU/KL ONLY» или обозначения других авиакомпаний означает действия билетов в пределах конкретных рейсов. В этом случае пассажир может пересесть с одного самолета на другой.
Кодировка российских и международных авиакомпаний – ИАТА
Кодировка – это индивидуальный идентификатор, который имеет 2 или 3 знака. Коды ИАТА выдаются Международной ассоциацией воздушного транспорта. Они нужны для удобного обозначения авиакомпаний.
Для примера, коды некоторых авиакомпаний России и мира:
Название авиакомпании | Обозначение |
Авиалинии Дагестана (Dagestan Airlines) | N2 |
Авиалинии Саудовской Аравии (Saudi Arabian Airlines) | SV |
Австрийские авиалинии (Austrian Airlines) | OS |
Адрия Эйрвэйс (Adria Airways) | JP |
АЗАЛ – Азербайджанские Авиалинии (AZAL – Azerbaijan Airlines) | J2 |
Аляска Эйрлайнс (Alaska Airlines) | AS |
Американ Эйрлайнс (American Airlines) | AA |
Белавиа (Belavia Airlines) | B2 |
Бурятские авиалинии (Buryat Airlines) | BU |
Египетские авиалинии (Egypt Air) | MS |
Норвежские авиалинии (Norwegian Airlines) | SK |
S7 Airlines (С7 Сибирь) | S7 |
Турецкие авиалинии (Turkish Airlines) | TK |
Чешские авиалинии (CSA Czech Airlines) | OK |
Японские авиалинии – ДЖАЛ (Japan Airlines – JAL) | JL |
Читаем символы на авиабилете Аэрофлот
Итак, у вас на руках оказался билет авиакомпании Аэрофлот. В нем находится около 22 граф, где указана основная информация о пассажире, типе перелета и дополнительные сведения, которые мы разберем.
Символы в билете означают:
Авиабилеты разных российских авиакомпаний имеют идентичный формат заполнения, поэтому расшифровать бланки других компаний-перевозчиков не составит труда.
При выявлении ошибочно указанных данных обратитесь к специалисту, где был оформлен билет. Если пассажир оформлял маршрутную квитанцию самостоятельно через интернет и допустил ошибку в личных данных, не исправленную при проверке документа, такой билет будет считаться недействительным. Для исправления некорректной информации следует обратиться в стационарный офис перевозчика.
Читаем авиабилет
Введение
Каждый авиабилет содержит исчерпывающую информацию обо всех деталях полета, маршрута, расчета тарифа и ограничениях, накладываемых данным тарифом на перевозку. В настоящее время широкое распространение получили три типа бланка. Автоматический Копирующийся Билет («Сэндвич»), Автоматический Купонный билет с Посадочным Талоном и Ручной бланк. Особый случай, приобретающий все более широкую популярность Электронный Билет.
Electronic Ticket. Электронный билет.
В соответствии с установленной формой оформления электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, при покупке электронного авиабилета пассажир должен получить документ под названием “Маршрут-квитанция” (itinerary receipt), в котором содержатся сведения о приобретенном билете.
Маршрут-квитанция распечатывается на любом принтере на обычном листе А4. В случае покупки авиаперевозки без непосредственного посещения нашего Агентства, такой документ может быть выслан пассажиру по электронной почте и распечатан им на любом принтере.
Маршрут-квитанция не является бумажным аналогом билета. Её можно терять и печатать снова, поэтому советуем Вам не удалять её из вашего электронного почтового ящика до конца путешествия.
В принципе, наличие маршрут-квитанции для прохождения регистрации в аэропорте не является обязательным, однако мы настоятельно рекомендуем Вам иметь её при себе во время всего путешествия, так как она содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки, и может понадобиться в некоторых российских аэропортах для предъявления службам регистрации пассажиров и прохождения паспортного контроля при полётах за границу как доказательство наличия обратного билета.
Образец Маршрут-квитанции (itinerary receipt)
ELECTRONIC TICKET
PASSENGER ITINERARY RECEIPT
TIMATIK DATE: 25 MARCH 2009
PROSPEKT MIRA, 52K1 AGENT: 0003
MOSCOW NAME: ALEKSEEV/SERGEY MR
IATA : 922 20892
TELEPHONE: +7(495)773-0657
ISSUING AIRLINE : SWISS
TICKET NUMBER : ETKT 724 3369250194
BOOKING REF : AMADEUS: ZTC3SK, AIRLINE: LX/WUXQRD
FROM /TO FLIGHT CL DATE DEP FARE BASIS NVB NVA BAG ST
MOSCOW DME LX 1325 J 27MAR 0645 JSWISSRU 31DEC 30K OK
ZURICH ARRIVAL TIME: 0830
ZURICH LX 1324 J 15APR 2035 JSWISSRU 30K OK
MOSCOW DME ARRIVAL TIME: 0155
AT CHECK-IN, PLEASE SHOW A PICTURE IDENTIFICATION AND THE DOCUMENT YOU
GAVE FOR REFERENCE AT RESERVATION TIME
ENDORSEMENTS : FARE RESTRICTIONS APPLY
EXCHANGE RATE : 45.00
PAYMENT : CASH
FARE CALCULATION : MOW LX ZRH830.87LX MOW830.87NUC1661.74END
ROE0.781703XT155UH1195CH
AIR FARE : EUR 1299.00
EQUIV FARE PAID : RUB 58455
TAX : RUB 1800YR 406RI 1350XT
TOTAL : RUB 62011
NOTICE
CARRIAGE AND OTHER SERVICES PROVIDED BY THE CARRIER ARE
SUBJECT TO CONDITIONS OF CARRIAGE, WHICH ARE HEREBY INCORPORATED BY
REFERENCE. THESE CONDITIONS MAY BE OBTAINED FROM THE ISSUING CARRIER.
Расшифровка полей Маршрут-квитанции (itinerary receipt)
Transitional Automated Ticket (TAT).
«Копирующийся» Автоматический Билет («Сэндвич»)
Билет представляет собой «сэндвич» из нескольких купонов. Каждый купон бланка снабжен копировальным слоем. При печати авиабилета вся информация «пробивается» насквозь, благодаря чему, каждый купон содержит информацию обо всех других. Это главное преимущество бланка TAT перед «купонными» бланками ATB, где каждый купон печатается отдельно от других. Наиболее широкое распространение получил бланк с четырьмя полетными купонами. Если маршрут содержит меньшее количество перелетов, то на «лишних» купонах в графе «Маршрут» (2) печатается слово «VOID» (не действителен для перевозки), а сам купон «вырывается» агентом. Последний купон (обычно белого цвета) является пассажирской копией и остается Вам для отчетности, но только после того, как Вы полностью используете билет (билет без пассажирского купона не действителен).
Automated Ticket/Boardind Pass.
«Автоматический купонный билет с посадочным талоном»
Manual Issued Ticket.
Билет для ручной выписки
Авиакомпании имеют «аварийный» запас ручных билетов на случай остановки системы или неисправности принтера. Наибольшее распространение получили 2-х и 4-х купонные бланки. Каждый купон снабжен копировальным слоем, поэтому любой купон содержит информацию обо всех других. Если количество перелетов по Вашему маршруту меньше чем количество купонов в бланке, то в «лишних» полетных купонах пишется слово «VOID», а сами купоны «вырываются» из билета. Последний купон (обычно белого цвета) является пассажирской копией и остается Вам для отчетности, но только после того, как Вы полностью используете билет (билет без пассажирского купона не действителен).
2. Маршрут полета. FROM/TO
На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
3. Индикатор «стоповер». X/O
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или «О». Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит «Х».
5. Номер рейса. FLIGHT
7. Дата вылета по данному купону. DATE
8. Время вылета. Всегда местное время пункта вылета. TIME
10. Вид тарифа. FARE BASIS
Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
11. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
13. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
15. Всего. TOTAL
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок «IT» или «FORFAIT»).
16. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. Такса. TAX
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается «сборная» такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.
18. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC———— (кредитная карта).
19. Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.
20. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).
21. Поле валидатора.
Уникальный «штамп» агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
25. Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. Код тура. TOUR CODE
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
Как прочесть свой авиабилет
Между тем он содержит гораздо больше информации: и основание, на котором компания может безнаказанно сорвать сроки перевозки, и указание на ваше право сдать билет обратно – даже если вы проспали вылет.
Билет – главный документ, который определяет отношения между авиакомпанией и пассажиром. Он обязательно включает в себя несколько страничек с мелким шрифтом, где описываются условия перевозки. Из них, например, следует, что авиакомпания не несет никакой ответственности за сроки перевозки пассажира. Ее задача – доставить вас из Москвы в Сургут или Вашингтон, но вот когда – другой вопрос. А вы и не знали? Значит, никогда не читали билет внимательно.
«Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов». Такие слова, например, есть на билетах «Аэрофлота». Но это не его изобретение. Так пишут – или могут написать – более 270 мировых авиакомпаний. Они соблюдают так называемую Варшавскую конвенцию и входят в самую представительную в мире организацию, объединяющую авиаперевозчиков,- International Air Transport Association (IATA).
Таким образом, получается, что если вас, вместо обещанного первого класса из Шереметьева-2, отправят с опозданием на сутки из Чкаловского одним рейсом с морожеными окорочками, то компания формально выполнит условия договора: перевезет клиента воздухом из точки А в точку Б.
Другое дело, что перевозчик, который будет так поступать, скорее всего, вообще лишится пассажиров. Поэтому в случае срыва взятых на себя обязательств авиакомпании стараются загладить вину перед клиентами с помощью различных бонусов и компенсаций – размер которых, как можно заметить, практически никогда в билете не оговаривается.
Форма и содержание
Билет состоит из обложки, которая включает в себя упомянутые странички с условиями перевозок, и полетных купонов – каждый из которых используется для одного из сегментов перелета. В самом простом случае купон один: из пункта А в пункт Б. Маршруты могут быть и сложнее, но типичный пассажир редко планирует поездки из более чем четырех сегментов – например, из Москвы через Франкфурт в Ганновер и обратно, тоже через Франкфурт. Поэтому чаще всего используются бланки из четырех купонов. На самом деле их будет семь: первые два оторвут еще на кассе, а самый последний остается у пассажира после полета. На нем даже экономят краску: если первые страницы обычно двухцветные, то последняя – белая.
Заполняются все купоны одновременно, поскольку на обратной стороне имеют копирующий слой красного цвета. И матричный принтер или просто шариковая ручка продавливают надписи на всех страничках сразу.
Когда полет состоит из нескольких сегментов, купоны у вас будут изымать по очереди, в различных аэропортах. На вид все купоны одинаковые, но строка, имеющая отношение к определенному сегменту полета, выделена цветом: если весь бланк розовый, то она – зеленовато-голубая. Теперь приступаем собственно к чтению билета.
На рисунке лишь пример билета. Описание ниже не по этому рисунку.
1. Действителен для перевозки между указанными пунктами / Good for passage between points outlined
Все просто. «От» (from) обозначается точка вылета, «до» (to) – точка прилета. Если полет состоит из сегментов, будет указано несколько точек. Верхнюю позицию занимает начальная точка полета, в самом низу – конечная. Обычно несколько городов фигурирует в билете в случае пересадки. Скажем, вам надо в пятницу вечером попасть из Москвы в Ниццу, а в воскресенье вечером попасть обратно в столицу. Вполне возможно, что оптимальный маршрут «туда» будет проходить с пересадкой в Париже, а «обратно» – во Франкфурте. И на каждой из страничек купонов будут отмечены все города в порядке их появления: Москва-Париж-Ницца- Франкфурт-Москва. Если в городе несколько аэропортов, то в билете будет уточнение – в какой именно вы прибываете (или из какого улетаете). У каждого аэропорта свой трехзначный код. Шереметьево обозначается как SVO, Домодедово – DME, Внуково – VKO.
2. Перевозчик / Carrier
Здесь указан код авиакомпании. Обычно он состоит из двух знаков, причем многие российские компании имеют разные коды для внутренних и международных рейсов: первые состоят из букв кириллицы и цифр, вторые – соответственно из латинских букв и цифр. Чем авиакомпания старше, тем ближе ее код к названию. Например, Air France и British Airways имеют коды из первых букв названий: AF и BA. «Аэрофлоту», в общем, тоже «к лицу» код AF, однако он был уже занят более расторопными французами, так что национальный перевозчик Советского Союза выбрал патриотическое SU (Soviet Union) и до сих пор его использует.
3. Рейс / Flight
Эта графа в комментариях не нуждается: тут стоит номер рейса. Он нужен, чтобы выяснить информацию о полете (например, родные могут узнать в справочном бюро, как вы добрались) и сориентироваться в аэропорту: куда и когда идти на регистрацию. Код компании и номер рейса обычно указывают на табло вместе – хотя в билетах они занимают разные графы.
Некоторые аэропорты используют трехбуквенные коды авиакомпаний. Они могут сильно отличаться от двухбуквенных. «Аэрофлот» меняет свое обозначение с SU на AFL, а «Трансаэро» – с UN на TSO. Поди догадайся, тем более что трехбуквенные коды в билетах не указаны.
Имейте в виду: совсем не обязательно, что, купив билет на рейс «Аэрофлота», вы полетите именно его самолетом. Многие перевозчики договариваются друг с другом о том, что будут возить пассажиров совместно. Обычно это равноценный обмен – скажем, все рейсы из Москвы в Париж имеют обозначения и SU, и AF. «Аэрофлот» продает в своих кассах билеты на рейс SU 447, Air France – на рейс AF 1945. Фактически этот рейс выполняют французы. Или наоборот: на рейсе «Аэрофлота» SU 259 полетят и пассажиры с билетами на AF 2745. Это называется «код-шеринг».
Причем такой обмен не всегда полностью взаимный: из Москвы в Любляну физически летает только словенская Adria Airways, хотя в расписании на этом направлении вы увидите и рейс «Аэрофлота». У авиакомпаний, которые входят в альянсы, один рейс иногда имеет до семи обозначений – и все они будут высвечены на табло, при том что самолет поднимется в небо только один.
Для пассажира в принципе не должно быть никакой разницы, кто на самом деле его повезет: компании стараются унифицировать сервис на борту. Тем не менее код-шеринг сопровождается некоторыми ограничениями. Если на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете (вполне распространенная практика: это называется «овербукинг» – перепродажа), то компания, фактически выполняющая рейс, будет стараться посадить на него в первую очередь «своих» пассажиров. Остальные подождут следующего рейса. Как правило, с теми, кому не нашлось места, авиакомпания старается договориться «по-хорошему»: оплатить гостиницу или компенсировать неудобства наличными: все решается индивидуально.
4. Класс / Class
В этой графе указан не класс обслуживания, а класс тарифа. Классов тарифа существенно больше, чем классов обслуживания: билеты на одинаковые места двум соседям по бизнес-классу могли достаться по разной цене. Просто один пассажир имеет возможность перед полетом запросто обменять билет на другую дату, а другой жестко привязан к определенному дню – за что и получил скидку.
Обычно в самолете два-три, изредка – четыре класса обслуживания. Обязательно есть «эконом», далее, по нарастающему уровню комфорта,- улучшенный «эконом», «бизнес» и «первый». В России компаний с первым классом практически не осталось: «Аэрофлот» планирует избавиться от него к концу года, после возврата своих Boeing 777 и переоборудования салонов Boeing 767 и Ил-96.
Каждая компания использует собственные обозначения классов тарифа. Хотя для самых высоких классов обозначения более или менее стабильные: «первый» – это F, A или P, «бизнес» – J, C, D. Остальные буквы используются для эконом-класса. Хотя и тут возможны исключения: Air France и British Airways использовали букву R для билетов на сверхзвуковой Concorde. А теперь R применяется у швейцарской Swiss для самых дешевых тарифов, в том числе и из России.
У «Аэрофлота», как и у многих компаний, самый дорогой тариф эконом-класса обозначается Y, второй по уровню цен (и самый высокий на многих внутренних рейсах) – S. А вот у Air France литера S – обозначение тарифа улучшенного эконом-класса Tempo Challenge, который по многим привилегиям (в частности, по питанию) близок к «бизнесу». Однако если с таким билетом вы попадете на рейс, выполняемый «Аэрофлотом», то вас посадят в обычный «эконом».
Класс имеет значение не только на борту самолета. Часто для дорогих классов обслуживания предусмотрены отдельные стойки регистрации с минимальными очередями. А пассажиры первого и бизнес-класса (или улучшенного «эконома») имеют право провести время перед вылетом в специальном зале ожидания с бесплатными напитками и закусками (lounge). Правда, доступ в лунж не всегда удается обеспечить. Пассажир бизнес-класса Lufthansa гарантированно получит свой бесплатный стакан пива и орешки во Франкфурте или Мюнхене, но места в небольшом шереметьевском лунже ему может не хватить: с этого года немцы приглашают туда только участников программ часто летающих пассажиров, и то не всех – только самых заслуженных.
5. Дата / Date и Время вылета / Time
Время отправления рейса указано местное. Забудьте про СССР, когда пассажиры на всех вокзалах и аэропортах должны были сверяться с кремлевскими курантами.
В большинстве случаев временем отправления считается не отрыв самолета от полосы, а момент отстыковки от трапа и начала выруливания (в США – момент закрытия дверей самолета).
Впрочем, для пассажира это непринципиально: важно только время окончания регистрации и посадки. В российских аэропортах регистрация заканчивается за 40 минут до времени отправления, а за 25 минут до него – последний срок посадки. Хотя некоторые авиакомпании устанавливают собственные стандарты: швейцарский Swiss зарегистрирует пассажира первого класса в своем «домашнем» аэропорту в Цюрихе и за 25 минут до вылета.
При этом практически во всех аэропортах мира регистрация на рейсы в Израиль (а теперь и США) заканчивается более чем за час до вылета – а то и за два: это связано с повышенными мерами безопасности. Так что время регистрации надо выяснить при покупке билета – или уточнить перед вылетом, позвонив в аэропорт или представительство компании.
6. Cтатус / Status
Графа означает состояние бронирования. Если написано OK – ваше место гарантировано. Если на момент оплаты такого подтверждения не получено, в графе появится сокращение RQ (requested). В этом случае пассажиру, возможно, придется дожидаться окончания регистрации, чтобы узнать, осталось для него место на борту или нет.
Впрочем, даже ОК не гарантирует отсутствия проблем из-за овербукинга: авиакомпании стремятся повысить загрузку рейсов и при наличии спроса на билеты продают не 100% билетов, а 105% – в расчете на то, что эти самые 5% пассажиров традиционно не явятся (или опоздают).
Если придут все – значит, кто-то останется на земле. Приоритет отдается тем, кто регистрируется раньше остальных, и, конечно, пассажирам «дорогих» классов. В крайнем случае пассажира «бизнеса» пересадят в «эконом», а «экономиста» попросят подождать следующего рейса.
7. Вид тарифа / Fare basis
Позиция содержит буквенно-цифровой код, который пассажиру ничего не говорит. Используя интернет (или справочную службу авиакомпании), можно узнать условия его применения: ограничения по пребыванию в месте назначения, возможность сдать билет или изменить даты полетов. Несколько упрощают понимание соседние графы: «Недействителен до / Not valid before» и «Недействителен после / Not valid after». Если даты не указаны, значит, билет можно менять или сдавать в течение года с момента его приобретения. В этом случае, даже если самолет улетел без вас, вполне вероятно, что вас посадят на следующий рейс или вернут стоимость билета – хотя и с небольшими потерями. Впрочем, всю эту информацию можно узнать и по коду брони.
8. Норма пр. баг. / Allow
Здесь сообщается о том, какую массу вещей вы имеете право бесплатно поднять на борт самолета (за перевес могут попросить доплатить).
20K означает 20 кг. Это норма для эконом-класса в большинстве авиакомпаний. Хотя тут есть исключения: в Air France предоставляется право увезти 23 кг, а «Аэрофлот» на некоторых направлениях разрешает «экономистам» бесплатно возить 30 и даже 40 кг! этом большинство российских компаний на внутренних рейсах ограничивает вес ручной клади 5 кг, в то время как европейские допускают в салон 8-10 кг, а американские – до 18 кг. Впрочем, это не предел: одна из самых крупных дешевых авиакомпаний – easyJet недавно вообще отменила ограничения: главное, чтобы сумка вписалась в пространство под передним креслом или на полке, а пассажир был способен сам ее на эту полку положить.
Размеры ручной клади в подавляющем большинстве компаний ограничены (55 х 40 х 20 см). В России нормы более жесткие: 45 х 35 х 15 см. Это объясняется тем, что в отечественных Ту-134 и Ту-154 стандартный европейский «кабинный» чемодан ни на полки, ни под кресло не влезает.
Для полетов в Северную Америку используется другая система. В билете, скорее всего, будет указано: 2PC. Имеется в виду, что пассажир вправе сдать в багаж два чемодана весом до 32 кг каждый. Ограничение связано с требованием грузчиков: таскать на себе 60килограммовые баулы они не хотят.
9. Фамилия пассажира / Name of passenger
Естественно, при покупке билета стоит проверить раздел с именем пассажира. Крайне желательно, чтобы написание фамилии полностью совпадало с указанным в паспорте. Если нет – не надо устраивать трагедии. Поскольку билеты часто заказывают по телефону, по международным правилам IATA допускается делать до трех ошибок в фамилии (имя пишут не всегда, хотя ошибки и в нем «разрешены»), и это не приведет к отказу в перевозке. Для россиян, чьи фамилии нелегко поддаются транслитерации (сколько вариантов написания фамилии Жуков вы знаете?), это особенно актуально. Но проблема неправильного написания может сказаться в другом: не будут в автоматическом режиме начислены баллы по программе часто летающих пассажиров. Их придется восстанавливать «вручную» – связываться с компанией после полета.
Имя пассажира сопровождается указанием на пол или возраст: MR (мистер), MRS (миссис), MS (мисс), CHD (child, ребенок от двух до 12 лет) или INF (infant, младенец в возрасте до двух лет). «Мисс» и «миссис» – это условность: свидетельство о браке при покупке билета никого не интересует.
Тут же рядом (иногда в соседнем поле) указывается номер паспорта (PSPT или PSP). Кстати, на внутренних российских рейсах можно летать по заграничному паспорту.
10. Передаточная надпись / Ограничения / Endorsement / Restrictions
SU ONLY означает, что пассажира с этим билетом примет к перевозке только «Аэрофлот», а SU/AF ONLY относится к тем случаям, когда его возьмет и Air France – это следствие код-шеринга (см. пункт 3). Если надписи нет (обычно это относится к самым дорогим тарифам), то теоретически пассажир может обратиться к любой компании, которая в состоянии помочь ему долететь до нужного места. А она уже после перевозки возьмет деньги за услугу с авиалинии, которая продала билет. Но в наше время такая свобода встречается довольно редко.
11. Дата и место выдачи / Date and place of issue
Под этот раздел отведен правый верхний угол (иногда маркировка отсутствует). Там указано, кем и когда выдан билет. К сожалению, практически всегда вернуть деньги за неиспользованный или частично использованный билет можно только по месту его покупки – то есть в конкретном офисе. Вы купили билет в офисе «Аэрофлота» на Петровке, а сдать решили в Шереметьеве? Не выйдет.
12. Для отметок авиакомпании / Airline data
Очень важный раздел. Здесь указан код брони. Буквенный или буквенно-цифровой.
Эта информация может понадобиться при изменении даты полетов, внесения в компьютерную запись о бронировании номера участника программы часто летающих пассажиров или заказа специального питания. Такое право есть у пассажиров даже в эконом-классе – только позвоните за двое суток до вылета.
13. Выдан в обмен на / Issued in exchange for
Если ваш билет был выписан в обмен на другой, эта строка может содержать номер предыдущего билета. Или премиального сертификата программы часто летающего пассажира (если полет премиальный).
14. Расчет тарифа / Fare calculation
Тут можно найти стоимость перелета между отдельными городами, указанными в билете. А рядом, в колонке Fare или Tax, указывают сборы аэропортов с указанием кода государства (Россия обозначается RA, Германия – DE). Кроме того, в последнее время авиакомпании вписывают и «топливный сбор» (YQ) – разницу между предполагаемой (когда просчитывался тариф) и реальной (на момент выписки билета) стоимостью керосина.
15. Форма оплаты / Form of payment
В правом нижнем углу указана форма оплаты. Cash означает, что билет куплен за наличные, Invoice – по «безналу» с выставлением счета. Если билет оплачен пластиковой карточкой, тут будет указан ее номер. И это лишний повод относиться к билету как к серьезному финансовому документу: одного только номера карточки для мошенника может оказаться достаточно, чтобы списать с нее деньги.
16. 1USD=…
17. Код авиакомпании / Airline code и Форма и серийный номер / Form and serial number
Внизу посредине билета напечатан его номер. Он начинается с кода авиакомпании (например, «Аэрофлот» – 555). Его можно на всякий случай записать: при утере билета это дает шанс восстановить его с минимальными проблемами. Хотя еще лучше сделать до полета копию билета – и хранить ее отдельно от документов.