нижинский биография личная жизнь
Вацлав Нижинский и «золотой век» русского балета
Вацлав Нижинский родился в 1889 году в Киеве в семье польских балетных танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. Вацлав и его сестра Бронислава пошли по стопам родителей. О старшем брате Станиславе известно немного – с детства он страдал психическим заболеванием и до 1918 года он находился в одной из психиатрических лечебниц Петербурга. Кроме того, известно, что бабушка Вацлава Фомича страдала хронической депрессией, что, в конечном счете, привело к полному отказу от еды и скоропостижной смерти. Вскоре после ухода к молодой любовнице отца семейства, Элеонора вместе с детьми в поисках заработков переехала в Санкт-Петербург. Еще в раннем детстве все эти обстоятельства повлияли на характер будущей звезды балета – у него стали проявляться черты шизофрении, он рос замкнутым и необщительным. К учебе, кроме танцев, он был абсолютно равнодушен – все домашние задания за него выполняла сестра. Однако, это не помешало ему в 1907 году успешно начать карьеру в балете. Вацлава приняли в труппу Мариинского театра, где довольно быстро он становится примой.
Нижинский танцевал уже в то время с такими звездами сцены как Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская. В 1911 году его неожиданно увольняют за довольно откровенный облегающий костюм, выполненный по эскизам Бенуа специально для постановки «Жизели», который якобы не понравился присутствовавшим в тот вечер представителям царской семьи. По другой версии, к его успеху приревновала Анна Павлова, которая славилась эгоцентричным характером и отказывалась делиться с кем бы то ни было лаврами. Без работы Вацлав Фомич оставался недолго, вскоре он присоединился к труппе Сергея Дягилева, известного балетного деятеля, имя которого уже прогремело на всю Европу со своими «Русскими сезонами». Этот период принято считать наиболее плодотворным в творчестве Нижинского и расцветом его карьеры. Не секрет, что у Нижинского и Дягилева были интимные отношения, чему немало поспособствовала мать Вацлава Элеонора, которая не видела ничего плохого в бисексуальных наклонностях сына ради его же продвижения и знакомства с влиятельными людьми из мира искусства. Сам Дягилев крайне ревновал Нижинского к женщинам, с которыми он тоже имел отношения, регулярно посещая публичные дома. Вацлав имел полную свободу творчества и неограниченные финансовые возможности, однако в личной жизни чувствовал себя как птица в золотой клетке своего импресарио. Абсолютно не приспособленный к самостоятельной жизни Нижинский был полностью зависим от своего покровителя – Дягилев отгораживал от частых нападок критиков, которые считали его за нелюдимый и замкнутый характер сродни инопланетному существу.
Первой попыткой Нижинского в качестве хореографа можно считать постановку «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку Дебюсси, которую он осуществил в 1912 году. Танцором он был куда более выдающимся, чем хореографом, за советом он все равно прибегал к Дягилеву. Авангардную постановку с угловатыми движениями и необычной хореографией сочли слишком смелой и она не имела большого успеха. Та же участь ждала вторую постановку Нижинского «Весна священная» на музыку Стравинского с костюмами, сшитыми по эскизам Рериха. Хаотичные и грубые движения, завязанные на стихийности, вырвавшейся на свободу, не были поняты тогдашней публикой. Очевидно, что между Нижинским и Дягилевым назревал конфликт – зависимость Вацлава от своего покровителя тяготила его. И вскоре, во время гастролей по Южной Америке произошел неожиданный поворот – Вацлав женится на малоизвестной венгерской балерине Ромоле Пульски. Узнав о женитьбе своего протеже, Дягилев в гневе незамедлительно отправляет ответное письмо, в котором сухо сообщает, что в его услугах больше не нуждается.
Обретя долгожданную независимость, Нижинский принимает решение о создании собственной труппы. Однако, талантливый танцор оказался бездарным управленцем и в скором времени потерпел финансовую неудачу, а всю его труппу пришлось распустить. Обрушившиеся неудачи, только начавшаяся Первая мировая война и никуда не исчезнувшая психологическая неуравновешенность в скором времени окончательно заводят в тупик. Вместе с семьей он перебирается в Венгрию, где до 1916 года находится фактически без работы и любимого дела в окружении не слишком благосклонных к нему родственников жены. В 1916 году ему вместе с семьей позволяют переехать во Францию, где он вновь встречается с Дягилевым. И тот предложил артисту поехать на гастроли в Америку.
В год окончания войны Нижинский в последний раз вышел на сцену. После этих гастролей они с женой перебрались в небольшой швейцарский городок Сен-Мориц. Там большую часть времени Вацлав проводил в одиночестве, порой удаляясь на продолжительное время в горы. Тайно вел личный дневник, в котором бессвязно рисовал небольшие и странные зарисовки с перекошенными человеческими лицами и писал стихи, лишенные рифмы. Однажды он даже станцевал для местных жителей, однако танец их скорее испугал. Вечер Нижинский закончил словами: «Лошадка устала». Состояние Нижинского постепенно становится все хуже, и в марте 1919 года они перебираются в Цюрих, где консультируются с известным психиатром Блейлером. Он подтверждает неутешительный диагноз — шизофрения, после чего Ромола принимает решение отправить мужа на лечение в клинику Бельвю. Но и там великому артисту становится только хуже – состояние усугубляется галлюцинациями и агрессией. Он отказывается от пищи и впадает в практически амебное состояние.
Оставшиеся годы жизни Нижинский провел в различных клиниках Европы. В 1938 году на нем применили новый метод лечения – инсулиновую шоковую терапию, после которой ему ненадолго стало лучше, однако вскоре апатия вновь вернулась. В 1939 году Ромола сделала последнюю попытку вернуть мужа к жизни, она пригласила его соотечественника Сержа Лифаря, чтобы тот потанцевал перед Вацлавом. Нижинский никак не отреагировал на танец, но в конце представления он неожиданно встал и сделал свой последний прыжок, который успел запечатлеть фотограф Жан Манзон. Умер великий танцор 8 апреля 1950 года в Лондоне. Спустя три года его прах перевезли в Париж и захоронили на кладбище Монмартр. В его судьбе однозначно прослеживается роковая предопределенность – первую половину жизни он отдавал себя без остатка, сиял как солнце, вторую половину жизни страдал. Его сумасшествие словно расплата за нечеловеческую гениальность. Томас Манн в своем романе «Доктор Фаустус» напишет, что настоящий художник — или убийца, или брат сумасшедшего.
10 лет мировой славы и 30 лет безумия: Драматическая судьба «бога танца» Вацлава Нижинского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вацлав Нижинский появился на свет в 1890 г. в Киеве в семье польских танцовщиков, у которых была собственная балетная труппа, поэтому его путь был предопределен с рождения. Все трое детей Нижинских были музыкально одаренными и обладали невероятной пластикой, Вацлав с раннего возраста занимался танцами и показывал хорошие результаты. В 1907 г. он окончил Петербургское музыкальное училище и был принят в труппу Мариинского театра. С первых дней его появления на сцене было понятно: зажглась новая звезда балета.
Партнершами Нижинского были знаменитые прима-балерины Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Тамара Карсавина. В 1908 г. танцовщик познакомился с Сергеем Дягилевым, который пригласил его участвовать в «Русском балетном сезоне» в Париже. На протяжении 5 лет Нижинский оставался ведущим солистом «Русских сезонов», пользовавшихся во Франции небывалым успехом. Благодаря постановкам Дягилева в Париже началось повальное увлечение русской культурой, в моду вошел стиль «а-ля рюс».
Его называли новатором и экспериментатором, хотя эти новшества не всегда понимала и принимала публика. В 1911 г. Нижинского со скандалом уволили из Мариинского театра после того, как он появился в чересчур откровенном костюме в спектакле «Жизель». Императрице Марии Федоровне его внешний вид показался неприличным (до него никто не выходил на сцену в трико), и Вацлав был изгнан. После этого Нижинский стал постоянным членом дягилевской труппы и остался жить за рубежом. Он был очень признателен Дягилеву и говорил о нем: « Среди всех людей, которых я когда-либо знал, Дягилев, конечно, значил для меня больше всех. Он был гением, великим организатором, открывателем и воспитателем талантов, с душой художника и gгапd seigneur, единственным человеком с универсальным талантом, которого я могу сравнить с Леонардо да Винчи ».
Сергей Дягилев поощрял его смелые эксперименты и дал ему раскрыться как хореографу. Первая же работа Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» в 1912 г. произвела настоящий фурор: отзывы были противоречивыми, как возмущенными, так и восхищенными, но резонанс был невероятным.
В 1913 г. во время гастролей в Южной Америке Вацлав Нижинский женился на венгерской балерине Ромоне Пульски. Это привело к разрыву отношений между танцовщиком и Дягилевым, который стремился к полному контролю над жизнью своего фаворита и очень ревностно относился ко всем, кто претендовал на его расположение и отвлекал от работы. В результате Нижинский был вынужден покинуть труппу Дягилева. И это стало для него «началом конца».
Нижинский отклонил предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже – он хотел создать собственную антрепризу. Ему удалось собрать труппу и заключить контракт с лондонским театром «Палас», но их гастроли не имели успеха. В немалой степени они были обязаны этим провалом Дягилеву, который из мести сделал все для того, чтобы привести начинания Нижинского к финансовому краху: он затевал судебные иски, оспаривал авторские права, и спектакли отменяли. Это повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни танцовщика.
В 1914 г. Нижинский с супругой и новорожденной дочерью решил отправиться в Петербург, но в пути их застала Первая мировая война, и до начала 1916 г. они были вынуждены оставаться в Будапеште. После этого он возобновил контракт с Дягилевым и гастролировал с «Русским балетом» в Северной и Южной Америке. В 1917 г. танцовщик принял решение оставить театр и поселился с семьей в Швейцарии. В последний раз он вышел на сцену в 1919 г.
Он блистал на сцене на протяжении всего 10 лет, но за это время успел стать легендой балета. Его называли «богом танца» и «царем воздуха»: во время прыжка он словно «зависал» в воздухе и мог сделать более 10 вращений, что на тот момент было абсолютным рекордом. Говорили, что он мог прыгать выше своего роста, после его смерти врачи произвели вскрытие с целью обнаружить какое-то нестандартное расположение костей и мышц, которое наделяло его экстраординарными возможностями, но ничего необычного не обнаружили.
Болезнь прогрессировала, и вторую половину жизни Вацлав Нижинский провел в психиатрических лечебницах и санаториях. В 1918 г. он начал вести дневник, который позже был опубликован. В нем есть такие строки: « Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить – вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга ». По его записям и рисункам было видно, как постепенно безумие затмевало его разум.
В апреле 1950 г. Вацлав Нижинский скончался. Через три года его останки были перевезены из Лондона в Париж и похоронены на кладбище Сакре Кер. Спустя 20 лет после смерти легендарного танцовщика французский хореограф Морис Бежар поставил балет «Нижинский, клоун божий» на музыку Пьера Анри и Петра Чайковского, а в 1999 г. Андрей Житинский посвятил ему спектакль «Нижинский, сумасшедший божий клоун» в Московском драматическом театре на Малой Бронной.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Из-за чего гениальный танцор утратил связь с реальностью: Два мира человека-бабочки Вацлава Нижинского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первый удар
Он появился на свет в балетной семье в 1889 году. Из троих детей Томаша Нижинского и Элеоноры Береды Вацлав, средний, оказался самым талантливым. Уже в пятилетнем возрасте он впервые вышел на сцену и станцевал гопак в Одесском театре. Семья танцоров вскоре распалась и Элеонора Береда вместе с сыновьями и маленькой дочерью обосновалась в Санкт-Петербурге. Вскоре Вацлав был зачислен в балетную школу, где педагоги сразу же отметили необыкновенную одарённость мальчика.
В экзаменационном балете «Ацис и Галатея», поставленном Михаилом Фокиным, Вацлав Нижинский играл фавна, хотя ещё не был выпускником. После премьеры, состоявшейся 10 апреля 1905 года в Мариинке, в адрес Нижинского звучали настоящие хвалебные оды, а директор школы даже предложил ему место в Мариинском театре ещё до выпуска Вацлава. Юноша, несомненно, был польщён таким предложением, однако попросил отсрочить зачисление в труппу до окончания обучения: он хотел стать настоящим танцором.
Историк Кирилл Фитц Лайон, который лично держал в руках оригиналы дневников Вацлава Нижинского, утверждает: танцор решился на отношения со Львовым с полного одобрения матери. Она смогла уверить сына в том, что Львов сможет устроить судьбу Вацлава, будет способствовать его карьере и финансовому благополучию.
Князь красиво ухаживал, дарил юноше дорогие подарки, а мать всячески выказывала своё одобрение и настаивала на благосклонности сына к богатому покровителю. Вацлав сдался, стал возлюбленным мецената, и на его пальце засверкало золотое колечко с бриллиантом.
Серж Дягилев
Позже на красивого танцора обратил внимание Сергей Дягилев, который смог убедить Павла Львова отпустить возлюбленного, если желает счастья и известности для Вацлава. И снова Нижинский вынужден был жить с мужчиной. Противоестественная связь тяготила его, а расстройство психики становилось всё заметнее.
Сам Вацлав описывал ситуацию, когда он заболел и оказался прикован к постели в Париже, где был задействован в «Русских сезонах». Дягилев забрал Нижинского к себе и ухаживал за ним. Танцор, измученный болезнью, попросил покровителя купить ему апельсин.
Позже он обнаружил его на полу раздавленным. Вацлав явно тяготился обществом Дягилева, буквально задыхался от его контроля, однако не видел для себя иного выхода, как продолжать жить с ним. При этом он был постоянным клиентом публичных домов, а счета за его лечение после подобных посещений оплачивали, конечно, покровители.
Но именно благодаря Сергею Дягилеву мир узнал имя гениального танцора Вацлава Нижинского. Первые постановки Нижинского как хореографа были встречены зрителями весьма неоднозначно. Находились, конечно, те, кому нравилась новаторская хореография, однако для большинства подход человека-бабочки, как его называли, был непривычен и непонятен.
Ромола Пульская
Во время гастролей Вацлав Нижинский познакомился с Ромолой Пульской, которая смотрела на танцора с восторгом и немым обожанием. Она уже имела удовольствие видеть его на сцене и была совершенно покорена его пластикой. Молодые люди стали общаться и Вацлав буквально расцвёл. Он находил Ромулу прекрасной во всех отношениях, а её восхищение талантом быстро переросло в настоящее чувство.
Они сошли на берег в Буэнос-Айресе 10 сентября 1913 года, и в тот же день Вацлав повёл возлюбленную под венец. Ромула была невероятно счастлива и далеко не сразу сообщила родным о своём замужестве. Сергей Дягилев тоже ничего не знал о намерении милого друга жениться.
Когда же тайна была раскрыта, Дягилев был взбешён, а в адрес счастливого молодожёна была направлена телеграмма, сообщавшая о том, что труппа Дягилева больше не нуждается в услугах Нижинского. Самого танцора в тот момент это не заботило: он одним махом избавился от тяготивших его отношений и, наконец, почувствовал себя мужчиной. При этом Вацлав Нижинский не заключал контракт и, следовательно, не получал никаких гонораров, все его расходы оплачивал Дягилев. Следовательно, никакого права на получение компенсаций при увольнении у него тоже не было.
Гениален до безумия
Уход от Дягилева стал настоящим испытанием для Нижинского. Он не имел предпринимательской жилки и первые же гастроли его собственной антрепризы оказались провальными. Неудача сыграла роль спускового крючка для его психического заболевания.
В начале Первой мировой войны впечатлительный и ранимый Вацлав Нижинский оказался вместе с женой и дочерью в Будапеште. Там они были интернированы и вынуждены жить в доме матери Ромолы, откровенно невзлюбившей зятя.
К счастью, в начале 1916 года Дягилев пригласил танцора на гастроли в Америку, где Вацлав Нижинский имел оглушительный успех как танцор, но поставленный ним балет «Тиль Уленшпигель» оказался провальным.
Серьёзные нагрузки и переживания совершенно подорвали здоровье гениального танцора. Жена с ужасом наблюдала за тем, как любимый Вацлав превращается совсем в другого человека. Деликатный, нежный, заботливый супруг стал проявлять агрессию и даже однажды столкнул её с лестницы.
В последний раз он вышел на сцену в 1919 году, назвав своё выступление «Венчание с Богом». Это была странная партия, похожая на нарастающий кошмар. Зрители сидели, буквально онемев от ужаса, и наблюдали за странным танцем человека-птицы. Он сам позже написал в своём дневнике о том, что «танцевал вещи страшные».
Вскоре гениальный танцор оказался в клинике для душевнобольных. Всего семь лет было отведено ему и Ромоле для настоящего счастья, а после 30 лет клиник, бесконечного и, фактически, безрезультатного лечения. Дягилев пытался помочь Нижинскому и стал водить его на спектакли, однако Вацлав оставался совершенно равнодушным. Позже, уже в 1939 году в клинику, где Нижинский проходил лечение, прибыл Сергей Лифарь. Он надеялся станцевать для гениального танцора, пробудив в нём воспоминания и вернув в искусство.
В отдельной комнате Лифарь танцевал для своего единственного зрителя в течение нескольких часов. И в какой-то момент доселе безучастный Вацлав Нижинский встал и выполнил один из своих потрясающих прыжков. Последний.
Он скончался в Лондоне спустя 11 лет после своего последнего прыжка.
Начало ХХ века стало поистине триумфальным для русского балета за рубежом. У истоков нашего балета стояли иностранные танцмейстеры, когда же за рубежом этот вид искусства, казалось, изжил себя, приезд «Русских сезонов» Дягилева в Париж стал сродни сенсации. В дальнейшем русские хореографы совершили настоящую революцию в искусстве балета за границей. Многие из постановок того времени действительно вошли в историю мирового балета.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Биография Вацлава Нижинского
Русский танцовщик и балетмейстер, основоположник мужского танца XX века Вацлав Фомич Нижинский родился 12 марта (28 февраля по старому стилю) 1889 (по другим данным, 1888 или 1890) года в Киеве в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Его родители владели собственной балетной труппой, которая гастролировала в различных городах. Все трое детей Нижинских были одарены музыкально и пластически, имели хорошие внешние данные и с раннего возраста занимались танцем.
В 1907 году Вацлав окончил Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Его педагогами были известные балетмейстеры и танцовщики того времени Николай и Сергей Легаты, Михаил Обухов.
С 1907 года Нижинский выступал в главных партиях в балетах Мариинского театра. Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Тамара Карсавина.
В 1908 году Нижинский познакомился с русским предпринимателем Сергеем Дягилевым, который пригласил его как ведущего танцовщика для участия в первом «Русском балетном сезоне» в Париже 1909 года. Выступление танцора имел большой успех у парижской публики. В 1909-1913 годах Нижинский являлся ведущим солистом «Русских сезонов».
Талант Нижинского проявился в таких спектаклях-постановках балетмейстера Михаила Фокина, как «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина, «Клеопатра» на музыку Антона Аренского и дивертисмент «Пир». Огромным успехом пользовалось в его исполнении па-де-де из «Спящей красавицы» Петра Чайковского. В 1910 году он блистал в «Жизели» Адольфа Адана, балетах Фокина «Карнавал» и «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова.
Фокин поставил для танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» на музыку Фредерика Шопена, главную партию в «Видении розы» на музыку Карла Вебера, Петрушки в одноименном балете Игоря Стравинского и Нарцисса в одноименном балете на музыку Николая Черепнина, а также партию Дафниса в «Дафнисе и Хлое» на музыку Мориса Равеля.
В 1911 году Нижинский был уволен из Мариинского театра результате скандала. Поводом послужил его выход на сцену в слишком откровенном костюме в спектакле «Жизель», который посетила вдовствующая императрица Мария Федоровна. С этого времени танцовщик стал постоянным членом дягилевской труппы.
Нижинский, поощряемый Дягилевым, попробовал свои силы и как хореограф. Его первая работа «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси (1912) поразила публику, которая не привыкла к хореографии, строящейся на профильных позах, угловатых движениях. Для следующих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля.
В 1913 году Вацлав Нижинский поставил «Игры» Дебюсси, тогда же появилась его самая значительная работа — «Весна священная» Игоря Стравинского.
В 1913 году, находясь на гастролях в Южной Америке, Нижинский женился на венгерской танцовщице Ромоле Пульски. Это привело к разрыву отношений между танцором и Дягилевым, в результате чего Нижинский был вынужден покинуть труппу.
Он отверг предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже, решив создать собственную антрепризу. Ему удалось собрать труппу из 17 человек (в нее вошла сестра танцора Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, Фокина («Призрак розы», «Карнавал», «Сильфиды», которые Нижинский переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста.
В 1914 году первая мировая война застала супругов, возвращавшихся в Петербург с новорожденной дочерью, в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916 года.
В апреле 1916 года Нижинский станцевал свои коронные партии в «Петрушке» и «Видении розы» на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера» в возобновленном с Дягилевым контракте гастролей «Русского балета» в Северной и Южной Америке.
23 октября 1916 года в нью-йоркском театре «Манхэттен-опера» была показана премьера последнего балета Нижинского «Тиль Уленшпигель» Рихарда Штрауса, в котором он исполнил главную партию. Спектакль, создававшийся в спешке, несмотря на ряд интересных находок, провалился.
В 1917 году Нижинский окончательно покинул сцену и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь в 1918 году он начал вести свои дневниковые записи.
19 января 1919 года в отеле «Сувретта-хаус» в Сен-Морице Нижинский танцевал для публики в последний раз.
Страдая неизлечимой психической болезнью, 30 лет Нижинский провел в больницах и санаториях.
8 апреля (по другим данным, 11 апреля) 1950 года Вацлав Нижинский скончался в Лондоне. В 1953 году тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Сакре Кер рядом с могилами легендарного танцовщика Гаэтана Вестриса и драматурга Теофила Готье, одного из создателей романтического балета.
В браке с Ромолой Пульски у танцора родились дочери Кира и Тамара.
Сестра Нижинского — балерина и хореограф Бронислава Нижинская в 1920-е годы ставила балеты в труппе Дягилева, наиболее известный из них «Свадебка» на музыку Стравинского.
Записи танцовщика впервые были опубликованы в сокращенном варианте под названием «Дневник Вацлава Нижинского» в 1936 году в Лондоне в английском переводе. В 1953 году парижское издательство «Галлимар» опубликовало «Дневник Вацлава Нижинского» в переводе с английского языка на французский. В 1978 году дочери Нижинского дали согласие на полный перевод записок отца, который был напечатан во Франции.
В 1971 году известный французский хореограф Морис Бежар поставил балет «Нижинский, клоун божий» на музыку Пьера Анри и Петра Чайковского.
О танцовщике также был снят фильм «Нижинский» (1980) режиссера Херберта Росса. Среди многочисленных спектаклей, посвященных Нижинскому в России, — «Нижинский, сумасшедший божий клоун», поставленный Андреем Житинкиным в 1999 году в Московском драматическом театре на Малой Бронной.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников