нийя через тернии к звездам актриса фото
Как сложилась жизнь главной инопланетянки советского кино: муки и радости Елены Метёлкиной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ничего не даётся просто так
В детстве Елена была очень скромной и застенчивой девочкой, любому времяпровождению предпочитала чтение. А к моменту окончания школы вдруг внезапно похорошела и стала отчаянно мечтать о карьере актрисы.
В Щукинское училище её не взяли, зато на прослушивании на неординарную внешность Елены обратила внимание женщина, тихонько сидевшая в сторонке. Это была ассистент режиссёра фильма «Берега», которая находилась в поиске свежих лиц для картины. Роль Елене досталась крохотная, зато девушка смогла убедиться в том, что по-прежнему грезит актёрской профессией.
Отработав год в библиотеке, она снова попробовала покорить ВГИК, и опять безуспешно. Тогда-то мама и посоветовала девушке попробовать себя в роли манекенщицы. Отец был категорически против, считая профессию демонстратора нарядов просто-таки неприличной.
Но Елена уже загорелась маминой идеей. Сначала она снялась для журнала мод, а после не стала ждать, когда освободится место манекенщицы в Общесоюзном доме моделей одежды на Кузнецком Мосту, а устроилась на ту же должность в столичный ГУМ.
Работа Елене нравилась, её любили посетители показов, всегда встречали аплодисментами. А вот коллеги откровенно завидовали успехам юной советской модели. Одна могла перед самым выходом Елены на подиум толкнуть девушку изо всех сил, чтобы и прическа испортилась, и макияж пострадал. Техническому персоналу пришлось даже к моменту выхода Метёлкиной создавать живой щит, чтобы конкурентка не могла до неё дотянуться.
Несмотря на явный успех девушки, в душе она оставалась всё той же скромницей, что и в детстве. В ней будто жили два человека: яркая, раскрепощённая, привлекательная и строгая, иногда даже скучная затворница.
Впрочем, весьма закрытый образ жизни не помешал режиссёру Ричарду Викторову и писателю Киру Булычёву остановить свой выбор на Елене, когда они подыскивали актрису на роль Нийи в фильме «Через тернии к звёздам». Увиденная в журнале мод фотография привлекла внимание, и режиссёр пригласил манекенщицу на пробы.
Случайная встреча
Во время съёмок в фильме режиссёр категорически запретил всем студийным ловеласам на расстояние пушечного выстрела приближаться к Елене Метёлкиной. Ричард Викторов искренне считал: если актриса влюбится, она тут же выйдет из образа бесполой инопланетянки.
Однако все его старания оказались тщетны. Елена всё-таки влюбилась. В случайного знакомого, который подошёл к ней на пляже. Режиссёр тут же заметил происходящие изменения в актрисе, а вскоре и увидел предмет её страсти: Сергей стал часто появляться на съемочной площадке.
Если бы знала тогда Елена, к чему приведёт это знакомство, она бы сама не подпустила к себе этого мужчину. Он представился портным из Запорожья, а к концу съёмок фильма уже сделал предложение Елене.
Неудачное замужество
Женившись, Сергей поселился в доме родителей супруги и стал проводить время в своё удовольствие. Он целыми днями лежал на диване, вкусно кушал, сладко пил, а вот на работу устраиваться не спешил. На все вопросы отвечал: ему нужно сначала поправить здоровье.
Известие о беременности супруги застигло его врасплох. Он представить себе не мог, что в семье появится кто-то ещё. И на этого третьего теперь жена будет тратить свои доходы и внимание.
Мама помогала Елене растить сына, но со временем стала сильно болеть и уходила из жизни в тяжёлых муках.
Глава семьи
А в 2018 году неожиданно снова вернулась на подиум. Она стала музой премьерной коллекции «Garnet Garden» и теперь чувствует себя совершенно счастливой в любимой профессии. И мечтает о том времени, когда сын, который живёт с ней, создаст свою семью и подарит ей внуков.
Она научилась не гнуться под ударами судьбы. Лишь сжимала волю в кулак и уверенно шла вперед. И ещё ей помогала искренняя вера в Бога, благодаря которой она и смогла перенести все испытания.
В кинематографе немало актёров, запомнившихся зрителю только по одной роли. Они пользовались вполне заслуженной популярностью, но на дальнейшую судьбу успех не оказал никакого влияния. И пусть их слава была не слишком долговечной, однако имена этих звёзд зрители помнят до сих пор.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Инопланетянка из СССР Как простая модель стала звездой советского кино, связалась с аферистом и чудом избежала смерти
Актриса и модель Елена Метелкина, в отличие от других советских манекенщиц, известна не только тем, кто во времена СССР листал журналы мод и ходил на показы, — ее лицо знали все советские дети 1980-х. Метелкина была звездой двух фантастических лент по сценарию Кира Булычева: «Через тернии к звездам» и «Гостья из будущего». К сожалению, после краха СССР карьера Метелкиной надолго прервалась, а борьба с бедностью в постсоветской России и семейные невзгоды стоили ей огромных душевных сил. О сложном жизненном пути манекенщицы-«инопланетянки» и ее победе над обстоятельствами — в материале «Ленты.ру» из цикла, посвященного непростой судьбе советских моделей.
В кино без ВГИКа
Елена Метелкина родилась в 1953 году. Классический послевоенный ребенок: отец, Владимир Дмитриевич, участник Великой Отечественной, военный инженер, гвардии майор, участник Сталинградской битвы, выпускник, а затем преподаватель академии имени Фрунзе. Мать, Нинель Петровна, тоже была связана с армией — работала в Министерстве обороны.
Семья жила по советским меркам неплохо. Родителям Лены дали квартиру, а потом на деньги, полученные Владимиром Дмитриевичем за изобретения, семья построила домик в дачном кооперативе неподалеку от Красноармейска, где проводила лето. Метелкина вспоминает, что дача выглядела так респектабельно, что даже вызвала интерес у работников ОБХСС, однако владелец убедил их в легальности своих доходов.
Материалы по теме
Безумная русская
Маленькая Лена походила на гадкого утенка: худенькая девочка со стянутыми в косички волосами, пухлыми губами, большеглазая, немного неуклюжая. Но с возрастом она выправилась и стала привлекательной девушкой. Худоба, которая огорчала ровесниц ее матери (в СССР в 1950-е красавицами считались пухлощекие красотки со здоровым румянцем), у девушек конца 1960-х — начала 1970-х считалась достоинством. Несмотря на железный занавес, в Союзе уже видели фотографии стройных западных манекенщиц Твигги и Верушки.
Впрочем, юная Лена Метелкина не думала о карьере модели. Ее, как и многих ее ровесниц, манили театральная сцена и киноэкран. После школы она пробовала поступить в Щукинское училище, но не прошла по конкурсу. Однако нет худа без добра: на прослушивании ее заметила ассистентка режиссера Екатерины Сташевской (Народицкой), которая искала непрофессиональных актеров для съемки эпизодов в фильме «Берега». Она пригласила Метелкину сниматься. Неудачливая абитуриентка отправилась на Волгу, приобрела первый киноопыт и познакомилась с режиссером. Сташевская похвалила внешность девушки, сравнив Лену с Эдитой Пьехой. Фильм вышел в 1973-м.
А Лена тем временем устроилась работать в библиотеку. Через год после первой неудачи с поступлением она снова попытала счастья, однако и вступительные экзамены во ВГИК, который она предпочла на сей раз Щуке, Метелкина тоже провалила. Нужно было решать, чем зарабатывать на жизнь.
ГУМ, наряды, заграница
Метелкина очень расстраивалась, что с актерским ремеслом у нее не складывается. Опыт киносъемок сделал недоступную карьеру еще привлекательнее. Мать девушки, женщина практичная, дала дочери совет, как использовать ее незаурядные внешние данные вне кино и театральной сцены: устроиться манекенщицей.
Отец, человек солидный и респектабельный, возражал — он находил профессию модели «неприличной» и хотел, чтобы дочь получила серьезное образование. Однако у Елены были другие планы. Она последовала материнскому совету и решила устроиться в Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту.
Метелкину не взяли на постоянную работу. Продолжая трудиться в библиотеке, она время от времени снималась для издаваемого ОДМО журнала «Модели сезона». Позже в интервью одному глянцевому журналу Лена вспоминала свою первую встречу с модельером Вячеславом Зайцевым: «Однажды оделась, приняла позу перед фотографом, вдруг в студию ворвался кудрявый юноша в голубом комбинезоне, окинул меня взглядом и решительно заявил: «Нет, так не пойдет, ручку в бок, пяточку подкрути. Вот, то что надо, замри!»».
По словам Метелкиной, Зайцев ее не оценил, среди манекенщиц у него были свои фаворитки. В итоге и с карьерой в ОДМО не сложилось: для Елены так и не нашлось штатной единицы, пришлось перейти на работу в Демонстрационный зал главного универмага страны — ГУМа. Там был свой небольшой «дом моды» — ателье, которое шило платья и костюмы из продаваемых в магазине тканей: четыре сезонные коллекции в год. Их, собственно, и рекламировали манекенщицы.
Одежду из гумовского ателье, где работали несколько талантливых, но зачастую остававшихся безвестными модельеров, могли себе позволить только крупные чиновницы, жены партийных деятелей и знаменитые актрисы. Например, звезда оперетты Татьяна Шмыга заказывала в ГУМе вечерние и концертные платья.
Метелкина вспоминает, что ее зарплата в ГУМе составляла 140 рублей: на 30 рублей больше, чем зарплата молодого специалиста, только что окончившего вуз. Одно платье в ателье стоило почти столько же. Поэтому девушки не могли себе позволить одеваться «по месту работы», но могли взять наряд напрокат по особым случаям, вроде театральной или кинопремьеры, и выбрать к нему аксессуары — ремень, шляпку, сумочку.
За кулисами показов, по словам Елены, царила конкуренция, порой не совсем здоровая. Некоторые манекенщицы перед выходом на подиум могли толкнуть соперницу или внести беспорядок в ее костюм.
Наша администрация вскоре заметила, что модель Ленка Данишевская буквально устраивает на меня охоту, и приняла меры. За кулисами выстраивался живой коридор из обслуживающего персонала, не дававший хищной сопернице приближаться ко мне
Если не считать этих мелких неприятностей, с которыми, вероятно, сталкивалась любая модель в любой стране мира, карьера Елены в ГУМе была довольно успешной. Она была «выездной», то есть регулярно отправлялась в зарубежные командировки. Они, правда, ограничивались социалистическими странами: Болгарией, Чехословакией, Венгрией, армейскими гарнизонами Западной группы войск в ГДР. Показы проходили в крупных универмагах соцстран и в армейских домах культуры: жены советских офицеров тоже стремились красиво одеваться.
Метелкина хотя и принадлежала к советской богеме, не увлекалась развлечениями вроде вечеринок с выпивкой на дачах или романами с кинозвездами. По ее словам, она проводила свободное время за чтением, прогулками и занятиями йогой, тогда еще мало кому известной. Асаны манекенщица выучила по книгам.
По подиуму — в звезды
Модельная карьера дала Елене второй шанс попасть на киноэкран. На сей раз попытка оказалась куда более успешной. Снова помог случай. В конце 1970-х режиссер Ричард Викторов, автор подросткового кинохита 1974 года «Москва — Кассиопея», начал работу над фильмом «Через тернии к звездам» по сценарию популярного писателя-фантаста Кира Булычева. Картина, выход которой приурочили к 20-летию полета Юрия Гагарина в космос, рассказывала о спасении землянами инопланетной девушки-клона и ее дальнейших приключениях на Земле и на родной планете, терпящей экологическую катастрофу.
Понятно, что успех фильма, съемки которого начались в 1979-м, напрямую зависел от исполнительницы роли главной героини, инопланетянки Нийи. Съемочная группа провела немало времени в безуспешных поисках, пока Викторову и Булычеву не показали фото Елены в одном из модных журналов. Создатели фильма поняли, что тоненькая девушка с лебединой шеей, огромными глазами и совершенно неотмирным взглядом — именно то, что им нужно.
Елену пригласили на кинопробы. Для проб ей пришлось надеть облегающее трико и резиновую шапочку (по сюжету, у Нийи очень короткие волосы). Фото сразу одобрили, но появилось неожиданное осложнение. При всей своей стройности и фигуре балерины Метелкина была, по ее словам, совершенно неспортивным человеком, а ее героиня должна была совершать в кадре гимнастические упражнения.
Режиссер еще какое-то время поискал кандидатку на главную роль, но понял, что проще научить Елену делать сальто, чем найти спортсменку с такой же неземной внешностью. «Мне наняли тренера по гимнастике, который научил крутить колесо, делать кульбиты, — вспоминала Метелкина. — С волосами я рассталась без всякого сожаления: надо так надо. Поскольку из ГУМа пришлось уволиться, это не имело значения».
Если не считать временного отказа от волос и ухода с любимой работы, съемки у Викторова оставили у Лены самые приятные воспоминания. Режиссер был педагогом по образованию и много снимал подростков, поэтому умел работать с непрофессиональными актерами. Он был внимателен и заботлив с Метелкиной.
«Психологической нагрузки во время перевоплощения не требовалось. Надо было просто жить жизнью хорошего сценария», — рассказывала Елена позже в интервью на радио.
Девочка, которую я сыграла, вызывала большую симпатию. Все почувствовали значение простых человеческих чувств. Эта героиня была как чистый лист бумаги, она не знала, как можно любить, дружить, как можно относиться к окружающим, что беречь в жизни, что дорого. Она этому научилась от людей
Фильм вышел, как и предполагалось, в 1981 году и пользовался большим успехом. В первый год проката в кинотеатрах его посмотрели больше 20 миллионов человек, позже его множество раз показывали по телевидению и привозили на кинопоказы в пионерские лагеря по всей стране. Исполнительницу роли Нийи стали узнавать на улицах, по опросам киножурналов она входила в пятерку самых популярных актрис года. На Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте в 1982 году Елена Метелкина получила спецприз «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.
Кир Булычев тоже по достоинству оценил актрису-модель. По его инициативе в 1983 году она снялась в короткометражке «Золотые рыбки» (сценарий Кира Булычева, режиссер Александр Майоров). К сожалению, сцены с участием Елены в финальную версию картины не вошли. Но этим сотрудничество модели и фантаста не закончилось: годом позже она обрела настоящую славу среди советских школьников младших и средних классов.
Режиссер Павел Арсенов снимал по сценарию Кира Булычева (и по мотивам его повести «Сто лет тому вперед») многосерийный телевизионный фильм «Гостья из будущего». Этот мини-сериал стал без преувеличения самым популярным детским фильмом 1980-х годов на русском языке. Роли космических злодеев сыграли знаменитые актеры Вячеслав Невинный и Михаил Кононов, а Елене Метелкиной предложили роль положительной героини — Полины, сотрудницы московского Института времени. Пока дети завороженно наблюдали за приключениями школьников и борьбой с космическими пиратами, их матери внимательно рассматривали футуристические наряды Метелкиной, придуманные костюмерами киностудии.
В том же году Евгений Герасимов снял Елену в фильме «Очень важная персона», но на озвучку пригласил другую актрису. По словам Метелкиной, это случилось потому, что она отказала режиссеру в его романтических притязаниях. Правда это или нет — неизвестно, но актрисе действительно тогда было не до случайных интрижек. Кино изменило не только ее профессиональную жизнь, но и личную.
«Леночка, это человек не вашего круга»
Во время съемок «Через тернии к звездам» в Крыму Елена встретила мужчину, который стал ее мужем и отцом ее ребенка. Сергей был жителем провинциального украинского города, приехал в Ялту отдыхать. Метелкина, как все члены съемочной группы, жила в гостинице и в свободное время ходила на пляж, где и познакомилась с Сергеем. Он был милым и ненавязчивым, и Елена постепенно прониклась к нему доверием, принимала приглашения в ресторан и на прогулки.
По словам модели, режиссер фильма сразу заметил, что в личной жизни его героини что-то изменилось. «Викторов строго-настрого запретил кому бы то ни было приближаться ко мне с амурами. Нийя — существо бесполое, она не должна была выдавать никаких женских эмоций», — вспоминала Елена. Режиссер сразу отметил «неуместную женственность» в поведении актрисы на площадке, и когда Сергей пришел на съемки, выразил недовольство.
Не вызывал ухажер Метелкиной симпатии и у ее партнерши по съемкам Елены Фадеевой. «Она говорила: “Леночка, это человек не вашего круга”. А у меня поклонник вызывал доверие. Мне хотелось с ним дружить, в постель он не тянул, и это подкупало», — рассказывала актриса много лет спустя в интервью. В итоге после возвращения в Москву пара оформила отношения в загсе. Украинец переехал жить в московскую квартиру Метелкиных.
Очень скоро оказалось, что весь романтизм Сергея был насквозь лживым. Он не хотел устраиваться на работу, перебиваясь случайными заработками и ссылаясь на плохое здоровье. Семью содержала Елена. В ГУМ она не вернулась, там уже не было вакансий. Метелкина поступила в Московский дом моделей. Заместитель директора лично предложил ей работу: мол, после съемок в кино манекенщицу ждет популярность и новые возможности.
Однако вскоре в работе пришлось сделать перерыв: модель забеременела. Муж, по воспоминаниям Лены, был категорически против ребенка и уговаривал ее сделать аборт. У него на родине уже был ребенок от первого брака. Метелкина категорически отказалась от аборта, и Сергей стал подчеркнуто пренебрежительным и агрессивным. А после рождения сына отношения развалились окончательно.
«Бывший тесть грозится меня застрелить»
Судебные процессы длились более четырех лет и стоили немалых денег и нервов. Елена рассказывала, что в этот нелегкий момент на нее вышли люди из КГБ, предложив сотрудничество в обмен на помощь с разводом. Однако Метелкина предпочла с «конторой» не связываться и, по ее словам, «прикинулась дурочкой». В кругах манекенщиц на слуху была драматическая судьба модели Регины Збарской, в которой видели «руку КГБ».
Далеко не радужной была и экономическая ситуация в стране. В 1991 году СССР распался, и людям стало не до отечественной моды. Вещевые рынки торговали дешевой одеждой, а на дорогой индпошив у большинства женщин просто не было денег. Мила Надточий, одна из модельерш, работавших в ателье ГУМа, пригласила Метелкину в свой небольшой салон, который вскоре разорился. В 1992 году модель снялась в эпизодической роли в фильме ужасов «Прикосновение», поставленном Альбертом Мкртчяном, но больших денег ей это не принесло.
К счастью для Метелкиной, она не была «приближенной» секретаршей Кивелиди и не отвечала на его личные звонки. Предприниматель погиб, погибла и коллега Елены, которая работала вместе с ним. В убийстве обвинили заместителя Кивелиди Владимира Хуцишвили.
Какое-то время Метелкина еще работала в основанной покойным бизнесменом компании, затем ее уволили. Манекенщице уже исполнилось 45 лет, в стране были не лучшие времена. Елене Дмитриевне пришлось заниматься самыми разными вещами: она работала воспитательницей в коррекционном интернате для детей с инвалидностью, продавщицей в обувном магазине, администратором в образовательном центре. В 2002-м Алексей Балабанов снял Метелкину в эпизоде своего фильма «Война» о второй чеченской.
Елена Метелкина
Елена Владимировна Метёлкина. Родилась 23 октября 1953 года в Москве. Советская и российская киноактриса, манекенщица.
Елена Метёлкина родилась 23 октября 1953 года в Москве.
С детства отличалась высоким ростом и при этом необычной внешностью, лебединой шеей и огромными глазами.
Как рассказывала Елена, общества она сторонилась, была одиночкой, замкнутой в себе, предпочитала уединение и чтение книг. Подруг не имела. После школы устроилась работать библиотекарем.
В 1973 году ее случайно пригласили сняться в эпизоде фильма «Берега». В этой ленте ее заметили модельеры и в 1974 году она из библиотеки попала на подиум. Всего за неделю освоила профессию «демонстратора одежды», как тогда назывались манекенщицы. Работала моделью в ГУМе.
Вскоре стала одной из ведущих манекенщиц ГУМа. Во второй половине 1970-х годов она блистала не только на показах ГУМа, её фото украшали обложки и страницы модных журналов и альбомов, издаваемых в Москве, Риге и других городах Советского Союза.
В 1978 году режиссер Ричард Викторов приступил к работе над новым фильмом, получившим название «Через тернии к звездам». Соавтором сценария нового фантастического фильма стал советский писатель-фантаст Кир Булычев. Просматривая журнал мод, наткнулись на фотографию Елены Метелкиной и поняли, что именно она должна сыграть инопланетянку Нийю.
Сама актриса говорила, что, прочтя сценарий, увидела в своей роли саму себя. Но не имея кинематографического опыта, она решила просто полностью довериться режиссёру: «Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось», – вспоминала она.
Елена Метелкина в фильме «Через тернии к звёздам»
В 1979 году летом фильм «Через тернии к звездам» снимали в Крыму, в 1980 году в Таджикистане (пейзаж планеты Десса), зимой 1981 года было озвучивание и к 12 апреля, к 20-летию полёта Гагарина, фильм вышел на экраны. За год фильм собрал 20,5 миллионов зрителей. По итогам года Елена Метёлкина заняла 4-е место по уровню популярности среди киноактёров.
В 1982 году на ежегодном международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия) Елена была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль в научно-фантастическом фильме.
Елена Метелкина в молодости
В 1983 году Елена играла дочь в семье иностранцев в короткометражном фильме Александра Майорова «Золотые рыбки» по рассказу Кира Булычёва. Однако все эпизоды с иностранцами были вырезаны по требованию редакционного совета.
В 1984 году Елена Метёлкина исполнила роли учительницы музыки Ирины в фильме Евгения Герасимова «Очень важная персона» и сотрудницы института времени Полины в детском многосерийном телефильме «Гостья из будущего» режиссёра Павла Арсенова.
После съёмок вернулась к работе моделью.
Елена Метелкина на подиуме
Елена Метелкина на обложке журнала «Вязание»
После гибели Кивелиди работала уборщицей в храме Московского подворья Валаамского монастыря и в Лиге кооператоров, воспитателем в школе-интернате для больных детей, манекенщицей и продавщицей в магазине одежды, продавщицей в обувном магазине, менеджером по работе с клиентами в образовательном центре «Интенсив», в учебном центре «Лингвист» и в «ВКС-International House».
Елена Метелкина
Рост Елены Метелкиной: 170 сантиметров.
Личная жизнь Елены Метелкиной:
Была замужем. С супругом познакомилась в 1980 году во время съёмок в Крыму. Он был родом из Запорожья. Как оказалось, ему от Елены нужна была только московская прописка и квартира.
Александр окончил экономический институт. С 16 лет подрабатывал автослесарем, до сих пор восстанавливает раритетные машины.
Елена Метелкина с сыном Александром
Фильмография Елены Метелкиной:
1973 — Берега — эпизод
1981 — Через тернии к звёздам — Нийя
1984 — Очень важная персона — Ирина, учительница музыки
1984 — Гостья из будущего — Полина, сотрудница Института времени
1992 — Прикосновение — Ольга Мальцева, сестра Марины
2002 — Война — эпизод
2008 — Актеры одной роли (документальный)
2011 — Простое женское счастье (короткометражный) — мама Ники