никитична и маврикиевна бабушки актеры
Мать юмориста Тонкова делала аборт от Владимира Маяковского
Первыми «коммерческих старух» в нашей стране сыграли актеры Вадим Тонков и Борис Владимиров. Их Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична появились на свет 1 января 1971 года: парочку впервые показали в телепрограмме Александра Ширвиндта «Терем-теремок». «Старушки» моментально завоевали народную любовь и даже стали героинями анекдотов.
Вадим Тонков с женой Мартой
Ее внук Вадим Тонков впервые попал за бугор при гораздо более приятных обстоятельствах: сразу после института его отправили в длительную командировку в Германию, в Потсдамский драмтеатр, принадлежащий Западной группе войск. Компанию ему составили однокурсники Борис Киселев и Петр Щербаков (Бубликов из «Служебного романа»). В результате со Щербаковым Тонков сдружился на всю жизнь.
Владимиров же играл старушку аж с 1958 года. С монологом Виктора Ардова «Бабка на футболе» он выходил на сцену, доводя зрителей до слез образом ехидной, но очень колоритной пенсионерки в платке, черных массивных очках, с выпяченной нижней челюстью.
Владимиров предложил Тонкову сотрудничество не просто так. Однажды Вадим спас Бориса от тюрьмы!
Пока все дома
Они приятельствовали со студенческих лет. Однажды Владимиров увлекся однокурсницей Иржиной Мартинковой. И заподозрив чешку в измене, избил и так сильно прокусил ей нос, что бедняжке пришлось накладывать швы. За этот проступок юного «Отелло» едва не отчислили из вуза, а Тонков уломал Иржину не писать на друга заявление в милицию. Хотя все подруги девушки требовали упечь хулигана за решетку.
Грязная история ничуть не изменила характер Бориса. Он не пропускал ни одной юбки, особенно под этим делом. А поддавал он сильно и регулярно.
Статус суперзвезды лишь усилил эти пороки.
Михаил Владимиров с женой Настей. Фото: Facebook.com
Еще с 70-х у артиста шалило сердце. Он перенес несколько инфарктов. Знаменитый кардиохирург Ринат Акчурин уговаривал сделать шунтирование. Но провести операцию не успел. Тонков умер дома, на глазах жены Марты. Проводив взрослую дочь, которая пришла к родителям в гости со своей семьей, супруги сели смотреть телевизор.
Пятый инфаркт стал роковым. Своего партнера он пережил на 12 лет.
Шутки на двоих
— А я люблю устраивать себе разгрузочные дни!
— Что ж ты, Маврикиевна, разгружаешь? Грузовики, что ль?
— А сейчас модно носить умные глаза…
— Где ж их взять, Авдотья Никитична? Их же не нарисуешь!
— Слушай, Маврикьна, у тебя склероза нету?
— Склероза? Нету. Есть немножко-немножко маразма.
— Маразьма? Тебе идет.
Маврикиевна и Никитична: зачем эти мужчины переодевались в смешных старух
«Слушай, Маврикиевна, а у тебя склероза нету? — Склероза? Нету. Есть немножко маразма. — Маразма? Тебе идет». Эти две старушки, такие смешные в своей язвительности, постоянно «подкалывающие» друг друга, привели зрителей в восторг. Впервые Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична появились в телевизионной передаче «Терем-теремок. Сказка для взрослых» в 1971 году, и их комический дуэт быстро стал популярным. В редакцию приходили сотни писем от телезрителей, требующих новых выступлений. Скоро уже никто не помнил никакого «Теремка» — передача закрылась, зато бабушки-подружки стали кочевать по другим передачам. Они появлялись в «Голубом огоньке», на юмористических программах, в сборных и праздничных концертах.
По 5 концертов в день
Их номера в самом деле были ужасно смешными. И неудивительно, ведь миниатюры для «старушек» писали лучшие писатели-юмористы Советского Союза: Аркадий Арканов, Григорий Горин, Аркадий Хайт, Александр Ширвиндт. Артисты ездили на гастроли, ухитряясь давать в день по 5-6 концертов! Сейчас в это сложно поверить, но они собирали стадионы. Маврикиевна и Никитична стали частыми гостями и закрытых «тусовок» — для политической «элиты».
Из молодых — да ранний!
Под старушечьими платочками и мешковатыми платьями скрывались, разумеется, не старушки. Эти образы придумали для себя артисты эстрады Вадим Тонков и Борис Владимиров. Рассказывают, что Владимиров впервые нарядился в бабушку и начал смешить друзей еще в 11-летнем возрасте. Мальчишки были в восторге — так им понравилось выступление Бориса, надевшего очки в толстой оправе и бабушкин платок. Именно тогда будущая «Никитична» и придумала себе необычную манеру смеяться. Артистичный паренек с удовольствием занимался в Доме художественного воспитания, организованном при Театре им. Вахтангова. Там он познакомился с Вадимом Тонковым.
Такие разные.
Шло время, парни повзрослели, но бросать артистическую карьеру не собирались: поступили в ГИТИС. Когда же Борис Владимиров создал «с нуля» эстрадный театр, он сразу пригласил в труппу давнего приятеля и однокурсника — Вадима Тонкова. Театр назывался «Комсомольский патруль». Нет, они не были закадычными друзьями. Очень уж разные характеры: Владимиров — экспрессивный и эмоциональный, часто даже взрывной, Тонков — хладнокровный и уравновешенный. Владимиров был известным гулякой, обожал шумные посиделки с выпивкой, легко крутил романы, официально у него было две жены, а уж неофициальных никто не считал. Зато Тонков, как женился еще в студенческие годы, так и прожил с женой всю жизнь. Видимо, сработал закон притяжения противоположностей. Двое приятелей сумели создать отличный дуэт, дополняя друг друга.
Маврикиевну подсмотрел у тетушки
Борис Владимиров стал ехидной Никитичной: шамкающей старухой, в любой момент готовой уязвить свою подругу, не жалеющей «соленых» шуточек. А Вадим Тонков перевоплотился в интеллигентную (даже чересчур!) Веронику Маврикиевну, с ее сюсюкающей манерой говорить. Свою Маврикиевну он когда-то подсмотрел: именно так выглядела и вела себя его тетушка. Она воспитывалась еще до революции, отличалась особенной аристократичностью, и ей было очень трудно договориться с домработницей Варей, простой грубоватой женщиной. Интересно, что у них не было необходимости полностью наряжаться в женщин, надевать накладную грудь, — нет, Тонков и Владимиров выходили на сцену в обычных мужских костюмах с галстуками, надевали только платочки и старомодные очки в «старушечьей» оправе. Этого было достаточно: актеры мгновенно перевоплощались, и зрители им верили и хохотали до упада. Кстати, Георгий Милляр, знаменитая советская Баба Яга, тоже был очень органичен в женских образах.
Шутили смело и рискованно
В нашей стране все знают: если про кого-то рассказывают анекдоты — значит, он по-настоящему популярен. Героями анекдотов у нас становились Брежнев и Штирлиц, Чебурашка и Чапаев. И Маврикиевна с Никитичной. Это было высшее признание. Две ехидные старушки стали для зрителей почти родными: ведь они, как две капли воды, были похожи на бабушек у подъезда, что перемывают косточки всем в округе! Артисты настолько мастерски меняли свою внешность, что, снимая платочки и очки, становились «невидимками»: их никто не узнавал. Рассказывали, что у Владимирова в паспорте на всякий случай хранилось его фото в образе: мало ли, вдруг пригодится. А если жизненные трудности возникали у Тонкова, он использовал рассыпчатый кокетливый смех своей героини, интеллигентной Вероники Маврикиевны. Это хватало, чтобы его узнали.
«Какая разница между химическим составом воды и коньяка?» — «Химический состав воды: аш два о, а вот формулу коньяка что-то не припоминаю». — «Как была ты неуч, так и осталась. Вода — это ты правильно сказала — аж два о. А коньяк — аж восемь двенадцать!». Бабушки в платочках порой позволяли себе на сцене довольно смелые для того времени шутки. Были у них вполне острые сатирические диалоги на политические и социальные темы. И никто им этого не запрещал! А вот когда они выступили с миниатюрой про повышение цен на алкоголь — номер тут же вырезали и запретили.
Грустное расставание
И все же они выступали вместе достаточно долго — целых 11 лет продержался знаменитый дуэт Маврикиевны и Никитичны. Главной причиной расставания двух талантливых актеров, судя по всему, стало пристрастие «Авдотьи Никитичны» к алкоголю. Маврикиевна осталась без подружки. Она пыталась выступать с другими партнерами, но второй такой язвы, как Никитична, так и не нашла. Они пробовали воссоединиться — но это продлилось недолго, они вновь расстались, и уже навсегда. Для Бориса Владимирова с дуэтом закончилась творческая биография, он перенес один за другим пять инфарктов, к этому добавилась онкология, и в 56 лет он умер. Друзья рассказывали, что в последний год жизни актер страдал от сильных болей. Никакие лекарства ему не помогали, и только алкоголем ему удавалось слегка заглушить мучения. Вадим Тонков прожил на 13 лет дольше. Он успел еще издать книгу «Маврикиевна — моя маска», выступал на радио, исполнял на концертах песни собственного сочинения. Кстати, ему принадлежит музыкальная заставка к популярной передаче «Пока все дома». Мы уже рассказывали о том, чем сегодня занимаются ведущий этой передачи и ведущие другие популярных в 90-х телешоу. И все же ему этого было очень мало: Тонков был полон творческой энергии и сил, ему хотелось выступать и выступать, как в старые добрые времена, когда они с Владимировым давали по пять концертов в день. Но время забавных старушек-подружек ушло.
«Новые русские бабки» — совсем другая история.
Много лет спустя эту идею подхватили другие артисты — Сергей Чванов и Игорь Касилов. На свет появился эстрадный дуэт «Новые русские бабки». Те же платочки, те же очки, похожие голоса. Но шутки «Матрены» и «Цветочка» понравились далеко не всем: многие не приняли дуэта, назвав его выступления «пошлыми» и «низкопробными». Что ж, каждому времени — свой юмор. И все же Маврикиевну и Никитичну будут вспоминать еще долго — этих очаровательных старушек любила действительно вся страна.
Вадим Тонков (Вероника Маврикиевна)
Вадим Тонков родился 22 июня 1932 года в Москве.
Во время войны с матерью был в эвакуации в Саратове.
В 1953 году окончил актёрский факультет ГИТИС.
В 1959 году в передвижном эстрадном театре «Комсомольский патруль» начал сотрудничать с актёром Борисом Владимировым, исполняя с ним парные сценки в программах.
Среди наиболее известных совместных работ: «Глазами молодых» (авт. Т. и О. Левицкий), «Получите 15 шуток» (авт. А. Арканов и Левицкий), «Происшествие на перекрёстке» (авт. Г. Зубков).
После закрытия театра в 1963 году сотрудничество было продолжено, Тонков и Владимиров продолжили выступления на эстраде.
Их эстрадный репертуар состоял из инсценированных сатирических рассказов: «Уравнение с одним неизвестным» A. Арканова, «Хочу харчо» и «Под горячую руку» Г. Горина, «Слон» А. Курляндского и А. Хайта, «Происшествие в кабинете директора цирка» М. Захарова, «Ордер на убийство» Р. Шекли.
Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна
После смерти партнёра Бориса Владимирова в 1988 году изредка выступал один в образе полюбившейся всем старушки.
Скончался Вадим Тонков 27 января 2001 года.
У Тонкова было больное сердце.
О том, как он умер рассказывала его вдова Марта Георгиевна: «Была суббота, 27 января. С утра мы разобрали новогоднюю елку. Потом сели чаевничать. Сказали, что Вадим в последнее время плоховато выглядит – пора ему на обследование, может быть, даже на операцию. Он боялся шунтирования, поскольку врач предупредил, что он может его не перенести. Марьяна убеждала: ничего страшного – она все устроит, операцию будет делать только Акчурин и никто больше. Тогда Вадим, много читавший Библию в последний год, сказал: «Ну, надо так надо, сделаем. Знаете, девчонки, а мне не страшно умирать. Единственное, чего я боюсь – как вы тут без меня останетесь. » Потом Марьяна уехала и весь вечер созванивалась с врачами. А мы похозяйничали и сели на кухне смотреть «Городок». Вадик очень любил Олейникова и Стоянова. Он был удивительно независтлив, умел радоваться чужой удаче. Иногда смеялся до слез. Когда программа закончилась и пошли титры, он привстал: «Ой, что-то мне плохо». Потом – тяжелый вздох и. он умер».
Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Вадим Тонков и Борис Владимиров
Личная жизнь Вадима Тонкова:
Вдова Тонкова вспоминала: «У нас с ним было много общего. Но, конечно же, самой большой нашей страстью стал театр. Выходя со спектакля, мы с ним могли спорить до хрипоты — обсуждали игру актеров, ссорились по поводу каких-то режиссерских находок, но каждый раз приходили к общему знаменателю. Потом, лет в 16, начались первые безобидные детские поцелуи. И только когда нам исполнилось по 21 году, мы поженились».
В браке у пары родилась дочь Марьяна.
Вадим Тонков и жена Марта
Фильмография Вадима Тонкова:
1971 — Терем-теремок — Вероника Маврикиевна
1979 — Бабушки надвое сказали — Вероника Маврикиевна
1986 — Что такое Ералаш? — Вероника Маврикиевна
1997 — Старые песни о главном-2 — дворничиха Вероника Маврикиевна
Озвучивание мультфильмов Вадима Тонкова:
1963 — Хочу быть отважным — мама-тигрица
1975 — Уступите мне дорогу — лягушонок-министр
1978 — Чудеса среди бела дня — няня
1981 — До свидания, овраг — такса (в титрах не указан)
Маврикиевна и Никитична: главные советские «бабушки» (5 фото + 2 видео)
Юмор во времена СССР относился к самой рисковой части эстрады. Все, что звучало со сцены, требовалось обязательно утверждать в министерстве культуре. Геннадия Хазанова однажды чуть не исключили из циркового училища из-за исполнения нескольких миниатюр без официального разрешения.
Но даже прохождение шуткой всех инстанций совсем ничего не гарантировало. Может быть, поэтому по-настоящему успешных сатириков-юмористов было очень мало, а всенародно любимых вообще единицы. Дуэт Вадима Тонкова и Бориса Владимирова – один из таких случаев. Прославились они благодаря своим персонажам – Веронике Маврикиевне и Авдотье Никитичне.
Впервые «бабки» появились в 1970 году. До этого Тонков и Владимиров уже успели поработать вместе в небольшом эстрадном театре «Комсомольский патруль», неоднократно выступали вдвоем и вообще знали друг друга еще со школьной театральной студии.
Даже бабушек они успели придумать, но только показывали их порознь. Сейчас только редкие поклонники помнят миниатюры «На приеме» и «На футболе», в которых Владимиров показал Никитичну, и «Возьмите внука в детсад», в которой Тонков вышел в образе Маврикиевны. Оставалось как-то свести «бабушек» вместе.
Произошло это благодаря Александру Ширвиндту. Он увидел актеров в образах, предложил соединить их в одном номере и пообещал, что возьмет в свою программу «Терем-Теремок. Сказки для взрослых». Попасть на центральное телевидение для советских артиста, тем более такого легкого жанра, было чрезвычайно сложно. Естественно, юмористы согласились.
Какое-то время ушло на подготовку номера, съемки – и уже в 1971 году их увидела все страна. Что интересно, проект Ширвиндта продолжения не получил, а вот в «бабушек» страна буквально влюбилась.
Испытание славой
Сегодня этот жанр все больше напоминает фабрику. Юмор поставлен на поток, по стране гастролирует целая толпа сатириков, по ТВ идут сотни передач, постоянно появляются новые проекты.
В СССР успешных актеров, работающих в этом направлении, было чрезвычайно мало: Райкин, Хазанов, Карцев с Ильченко, Петросян. Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична как-то стремительно очутились в этой компании.
Слава пришла к ним после первого появления на экране, и с тех пор «бабушки» участвовали практически во всех праздничных концертах, новогодних «Голубых огоньках» и закрытых правительственных сборниках. «Бабушки» попали в своеобразный советский топ лучших исполнителей.
Этому помогло, конечно, и то, что их поклонниками были Брежнев со своей женой. А вот всесильный Лапин, говорят, не очень любил дуэт. Но главное, актеры оказались чрезвычайно востребованы публикой.
Гастрольный график по современным меркам был сумасшедшим. Частично это объяснялось низкими гонорарами, несравнимыми с теми, что запрашивают нынешние звезды. Жена Тонкова вспоминает, что уже став известным, он получал всего 18 рублей за концерт. Поэтому все старались добирать количеством.
Но даже с учетом этого спрос на Маврикиевну и Никитичну был огромным. Они умудрялись давать шесть представлений в день, двести в месяц, объехали практически весь СССР. С ними сотрудничали Горин, Арканов, Ширвиндт, Хайт, Измайлов, Левин – практически все авторитетные авторы, а одну из миниатюр поставил сам Марк Захаров.
Дуэт просуществовал до 1982 года, то есть чуть больше 11 лет. Потом «бабки» мелькали по ТВ, но почти не выступали. Причина этого – Борис Владимиров начал пить. Кто-то говорит, что у актера обострилась звездная болезнь, он стал пропадать с женщинами и веселыми компаниями. По другой версии, всему виной был рак почек.
Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична: самые забавные бабули в СССР
Рождение дуэта
Познакомились Тонков и Владимиров еще в пору учебы в ГИТИСе. Впоследствии Владимиров перешел с актерского на режиссерский факультет и организовал передвижной эстрадный театр «Комсомольский патруль», гастролировавший по всему Советскому Союзу. Тонков пошел по актерской стезе. Еще в 1958 году зрители рыдали от смеха, слушая монолог В. Ардова «Бабка на футболе», который произносил со сцены старушечьим голосом мужчина с платочком на голове.
Кому принадлежала идея создания комического дуэта, точно неизвестно. По одной из версий, его инициатором стал Александр Ширвиндт. По другой – Борис Владимиров, который после распада «Комсомольского патруля» пригласил Тонкова работать вместе.
Впервые зрители увидели дуэт по телевидению 1 января 1971 года в передаче «Терем-теремок. Сказки для взрослых». Тонков и Владимиров изображали двух бабушек, которые привели внучат на елку и, пока детишки развлекаются, сами болтают на разные темы.
«Бабушки-соседки»
Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична являли собой совершенно контрастных персонажей. Первая старуха –утонченная интеллигентка, вторая – простая и грубоватая. На обоих актерах были надеты старомодные белые старушечьи платочки и очки в роговой оправе. У Тонкова под платочком — нелепая шляпка и парик.
Бабульки-соседки, сидящие на лавочке перед подъездом и перемывающие косточки всем подряд, стали в какой-то степени символом российского менталитета. На этом и сыграли авторы проекта… Хамоватая, но по-житейски мудрая Авдотья Никитична постоянно насмехалась над интеллигентной, но глуповатой товаркой. В своих диалогах «старые русские бабки» (кстати, так их стали называть только после появления «Новых Русских бабок», когда дуэт уже много лет как распался) задевали многие злободневные темы, в том числе не гнушались и острой социальной сатиры. Некоторые куски вырезала цензура. Так, из одной миниатюры вырезали следующий диалог: «Какая разница между химическим составом воды и коньяка?» — «Химический состав воды — аш два о, а вот формулу коньяка что-то не припоминаю». — «Как была ты неуч, так и осталась: вода — это, ты правильно сказала, аж два о. А коньяк — аж восемь двенадцать!» Здесь обыгрывалось повышение цен на спиртное.
Всенародная слава
Дуэт быстро обрел популярность: Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична даже стали героями анекдотов, наряду с Чапаевым и Штирлицем. Они постоянно участвовали в «Голубых огоньках» и юмористических телепередачах, во всех праздничных концертах, выступая как с короткими репризами, так и целыми номерами. Тонков и Владимиров ездили с гастролями по всей стране, были даже в Афганистане. Неоднократно их приглашали на закрытые концерты для членов правительства. Говорят, их очень любила семья Брежнева.
В 1979 году на экраны вышел фильм Валерия Харченко и Юрия Клебанова «Бабушки надвое сказали…» По сюжету картины Тонков и Владимиров на гастролях встречают собственных персонажей — Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну…
Владимиров скончался в 1988 году, прожив всего 56 лет. Вадим Тонков какое-то время продолжал выступать в образе Вероники Маврикиевны. Его новым партнером стал Г. Гриневич. Но на сцене они появлялись редко. В 1994 году Тонкову было присвоено звание заслуженного артиста России. Умер он в 2001 году.
Идею мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии позаимствовали «Новые Русские бабки» Игорь Касилов (Клавдия Ивановна Цветочек) и Сергей Чванов (Матрена Ивановна Нигматуллина). Но им не удалось добиться славы их предшественников, и до сих пор многие жители бывшего СССР с ностальгическим сожалением вспоминают старых добрых Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну…