nike tee что это
ISPA – линейка функциональной одежды и обуви для города
Разбираем, откуда вязалась программа Nike ISPA, в чем её суть и какие интересные релизы уже успели выйти за несколько лет её существования.
Дизайн обуви Nike всегда основывался на решении проблем спортсменов. Вначале это были только бегуны. Затем количество наблюдений за существующими сложностями в спорте умножилось. Каждый год и десятилетие приносили новые решения для повышения производительности.
Программа ISPA, возглавляемая спецпроектами Nike Sportswear, использует эту же идеологию Nike – прислушиваться к спортсменам. Но она работает с другим фокусом. Вместо того, чтобы анализировать, что поможет установить новый рекорд на треке, команда ISPA сосредоточена на человеке в городской среде.
Суть программы ISPA
Наблюдая за разными аспектами городской жизни команда ISPA объединяет ряд разрозненных компонентов уже существующих технологий и моделей производительности. В результате можно создать, например, лёгкую обувь, которая защищает от холода и сырости. Успех зависит от глубины знания каждого материала, платформы и инструмента, имеющихся в распоряжении дизайнеров.
С самого начала при создании обуви дизайнеры ISPA думали в духе того, что «конструкция этих ботинок будет определяться исключительно проблемой, которую мы пытаемся решить». И такой подход стал постоянно применяться при создании новых моделей. Команда может использовать всё лучшее из технологий Nike – все последние инновации, платформы амортизации, красивые ткани и материалы. Части этих элементов можно объединить, чтобы дать людям то, чего, как заметили дизайнеры, им не хватало в других вещах.
Происхождение названия
Аббревиатура ISPA образована от четырех слов:
IMPROVISE – импровизируй,
SCAVENGE – убери лишнее,
PROTECT – защищай,
ADAPT – адаптируй.
Никогда не останавливайтесь на первом решении проблемы. ИМПРОВИЗИРУЙТЕ, чтобы увидеть, можно ли ещё что-то улучшить. Чтобы найти нужные вам материалы, соберите их вместе и УБЕРИТЕ ЛИШНЕЕ, определив наилучшие доступные варианты, решающие проблему. Ваше решение должно ЗАЩИТИТЬ от проблемы. АДАПТИРУЙТЕ все решения в соответствии с их потенциалом.
Эти четыре принципа позволяют создавать функциональную, универсальную и адаптируемую обувь и одежду для городской среды. Её приоритетными качествами становятся производительность и полезность.
Логотип ISPA
Если посмотреть на написание букв в логотипе ISPA, то можно отметить, что все они имеют разный стиль. Они собраны из фирменного написания четырех линеек продуктов Nike. Маленькая буква i – от Air Max, широкая буква s – от Nike Shox, тонкая буква p – от Nike Presto и наклонная буква A – от Vapormax.
Лого символизирует суть программы – она не разрабатывает новые технологии, а использует все лучшие наработки для решения конкретных проблем.
Философия дизайна
Жизнь в городе протекает в постоянном движении и обновлении. Эта среда быстро эволюционирует и заставляет пересматривать понимание, что значит быть человеком. Программа ISPA является ответом и решением для жизни в современном меняющемся мире.
Nike ISPA –это не только набор принципов дизайна, это целая философия. Это позиция, основанная на постоянных экспериментах и нацеленная на решение конкретных проблем. И это вера в то, что при небольшом вдохновении любая проблема может быть решена с помощью подручных материалов.
Продукты ISPA
За несколько лет существования команда ISPA выпустила серию ярких релизов, которые привлекли внимание сникерхедов и любителей функциональных вещей.
Nike ISPA React LW WR Mid (2018)
Первым продуктом под брендом ISPA стали кроссовки Nike React LW WR Mid ISPA. В них использовался переделанный водостойких верх и амортизирующая платформа Nike React 87. Всё просто и ничего лишнего.
Nike ISPA Air Max 270 (2019)
Кроссовки на базе популярных моделей в линейке Air Max. Подошва получила воздушных блок от Air Max 270, а верх стал комбинацией Air Max 180 и Air Max 93.
Nike ISPA Air Max 720 (2019)
Эти кроссовки сделаны на базе Air Max 720 – модели с самой большой воздушной подушкой в серии. Ещё более футуристический вид ISPA-модификация получила благодаря контрастным элементам в стиле подошвы React. Они скрепляют баллон с верхом для придания большей устойчивости. Подробнее >
Nike ISPA Joyride Envelope (2019)
Модель с необычным дизайном в форме конверта для быстрого обувания. Распахнул откидной верх, всунул ногу, закрыл и зафиксировал. Еще одной интересной особенностью стала технология амортизация Joyride в виде тысячи маленьких упругих шариков в подошве. Подробнее >
Nike ISPA Air Tee (2019)
Футболка с карманами для хранения мелких предметов прямо посредине груди. Карманы перекрывают логотипы в центре, показывая, что всё здесь сделано в первую очередь ради функциональности.
Nike ISPA React Low (2019)
Как и в первых кроссовках ISPA здесь используется амортизирующая система React и водонепроницаемый верх. Модель отличается системой шнуровки, смещенной от центра на боковую внешнюю сторону.
Nike ISPA Air VaporMax Flyknit Gator (2019)
Высокие ботинки на холодную и мокрую погоду на базе платформы Vapormax. Имеют длинную застёжку на молнии спереди для более легкого обувания.
Nike ISPA Inflate Jacket (2020)
Надувная адаптивная куртка, помогающая подстраиваться под погоду. Имеет возможность создать внутренний воздушный слой, если в течение дня похолодало. Или наоборот, сдуть куртку и превратить её в более лёгкий вариант. Подробнее >
Nike ISPA Drifter Split (2020)
Модель с разделённым носком для большого пальца, созданная на основе Nike Air Rift 1996 года. Такое дизайнерское решение использует опыт ношения традиционных японских рабочих ботинок таби.
Nike ISPA Drifter Gator (2020)
Кроссовки хорошо подходят для дождливой погоды благодаря влагозащитной сетке. Она спрятана в задней части в кармане на молнии. Если на улице сыро, то можно извлечь сетку и удлинить обувь до колена, превратив кроссовки в подобие сапог. Такое решение позволяет не забрызгать и не намочить брюки.
Nike ISPA OverReact (2020)
Обувь с запоминающейся брутальной межподошвой. Выпущена в форме кроссовок, а также сандалий с урезанным верхом для более тёплой погоды. Дизайн модели родился как импровизация с целью сократить всё до самого необходимого без ущерба для комфорта и защиты.
Nike ISPA NRG Vest (2020)
Прочный лёгкий жилет с регулируемой посадкой в необычном дизайне. Сделан из хорошо вентилируемой ткани, что позволяет носить его в жаркую погоду. Спереди есть много непромокающих карманов.
Nike ISPA Flow 2020 (2020)
Эти кроссовки продолжают идею отказа от всего лишнего. На их создание дизайнеров вдохновила культура спортсменов-экстремалов буквально сбривать лишние части своей обуви, чтобы минимизировать вес. Уже по фото видно, что эта обувь почти ничего не весит.
Nike ISPA Road Warrior (2020)
Глядя на этот дизайн, думаешь, что это самые сумасшедшие кроссовки Nike из когда-либо созданных. Как и концептуальные автомобили, Road Warrior – это скорее демонстрация и обувь для коллекционеров, нежели кроссовки для массового использования.
Где купить?
Найти кроссовки и одежду из линейки ISPA можно в этих магазинах:
История создания и развития спортивного бренда Nike, интересные факты
История бренда Nike не совсем обычна. Как правило, для новых компаний существует два пути: фирма занимает «свободную нишу» на рынке или предоставляет потребителю более качественный товар, обходя конкурентов. Создатель Nike воспользовался сразу двумя вариантами.
Встретились два бегуна
Компании Nike могло бы и не быть, если бы не встреча в середине шестидесятых годов прошлого века двух бегунов: Фила Найта и Билла Боурмэна. Первый входил в состав сборной университета, а второй являлся тренером.
Фил Найт и Билл Боурмэн
Оба спортсмена испытывали недостаток в хорошей обуви для бега. В то время большинство спортсменов приобретали кроссовки Adidas, но они стоили очень дорого. После долгих размышлений на эту тему Фил решил покупать более дешевую спортивную обувь в Азии и перепродавать ее в США. Ну а Билл стал спонсором бизнеса.
Так родился прообраз Nike – фирма Blue Ribbon Sports. Несмотря на то, что продажи шли с обычного фургона, уже в первый год появилась прибыль – 8000$.
Фургон Blue Ribbon Sports
Название из сна
Однако только логотипа было недостаточно. Следующий шаг к выпуску собственной обуви – придумать название.
Какие только названия не предлагали сотрудники компании! «Bengal», «Condor». «Неужели наш логотип должен носить название животного?!», – негодовал Фил Найт.
Потом к бенгальской кошке и грифу добавился «Falcon» – Сокол. Сам Фил продавливал идею «Sixth dimension» – Шестое измерение.
Настал день X, когда нужно было объявить название компании. Ждали производители. Рекламщики. Художники. Ведомство по патентам и товарным знакам США. Ждали кроссовки.
В голове основателя все названия спрессовались в один кипящий шар: «Фальконбенгалдайменшнсикс».
В итоге имя бренда родилось случайно. Можно сказать, из ниоткуда. Джефф Джонсон – первый сотрудник компании – вскочил с постели среди ночи и увидел название прямо перед собой. Nike!
Греческая богиня победы. Вспомнились слова Черчилля: «Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа». Вспомнилась медаль, которую вручали ветеранам Второй мировой войны, с изображением Ники, ломающей меч пополам.
Только виде́ние Джонсона и внутреннее чутьё Найта сделали название Nike символом побед и узнаваемым брендом. Иначе мы могли бы сейчас бегать в «Шестом измерении».
История логотипа Nike: «галочка» на миллион долларов
Для продвижения бренда компания нуждалась в логотипе. Узнаваемую символику разработала Кэролин Дэвидсон (Carolyn Davidson), студентка факультета графического дизайна Портлендского университета, в котором Найт преподавал бухгалтерский учет. Фил обратился к Кэролин и кратко сформулировал требования к фирменному знаку: «Я бы хотел видеть то, что пробуждает ощущение движения».
Студентка представила несколько набросков, и выбор пал на эмблему-росчерк. Лаконичный логотип был зарегистрирован 18.06.1971, его дебют состоялся в 1972 во время отборочных состязаний Олимпийских игр. Найту фирменный символ вначале не приглянулся, зато сейчас он щеголяет с татуировкой логотипа на икре левой ноги.
Т.к. мисс Дэвидсон согласилась поработать за 2 бакса в час, то за создание эмблемы, занявшее у нее чуть более 17 часов, получила 35$. В 1983, три года спустя после IPO, Фил Найт устроил в ее честь вечеринку, на которой сделал «предложение кольца и акций»:вручил дизайнеру золотой перстень с логотипом Nike и 500 акций компании. Дэвидсон была удивлена рыцарским поступком босса, недаром фамилия «Найт» переводиться как «рыцарь».
дизайнер Кэролин Дэвидсон создала «галочку» Nike за 35$, но в итоге получила 2,8 млн.$
В 1983 стоимость 500 акций равнялась 125$ (за 1 ценную бумагу давали 0,25$), но сейчас это 2,8 млн.$ (1 акция = 88$ на момент написания статьи). С 1990 по 2015 Nike провела 6 дроблений акций, и 500 акций, подаренные в 1983, стали 32 000 акциями.
Динамичный логотип получил собственное имя – «свуш» (англ. swoosh), созвучное свисту ветра при движении на высоких скоростях. Символ также расшифровывают как изображение крыла богини Ники.
За свою историю фирменный знак компании претерпевал незначительные изменения и не утратил аутентичности. С 1978 написание названия фирмы стало не рукописным, а с 1995 и вовсе было удалено, т.к. «свуш» уже не нуждался в подписи.
Сейчас Swoosh выполняется в различных цветовой палитре и является одним из самых узнаваемых мировых торговых марок.
Логотип Nike впервые появился на кроссовках в 1972
История компании
Первые деньги стали неплохим стартовым капиталом. Дальше бизнес нарастал стремительными темпами. Происходило это следующим образом:
· В 1964 году в фирму пришел Джефф Джонсон. Он раскритиковал имеющееся название и стал думать над изменениями. Говорят, что во сне к нему явилась богиня победы Ника. Поэтому компанию назвали Nike в ее честь. Кстати руское прочтение «Найк» считается не точным, правильно транскрибировать «Найки».
Джефф Джонсон
В конце шестидесятых годов Nike основала свой первый магазин. Затем в течение нескольких лет открылись еще несколько фирменных точек, что дало возможность увеличить прибыль до одного миллиона долларов. В это же время у Найк появился логотип – фирменная галочка. Его разработала студентка Кэролин Дэвидсон, которой презентовали за проект всего 30 долларов. Несколько лет спустя на нее записали часть акций фирмы. По другим источникам Кэролин преподнесли огромное количество спортивных товаров.
Эволюция логотипа Найк
В начале семидесятых годов Nike перестала работать с поставщиками обуви и решила производить кроссовки по собственным эскизам. Необходимым такое решение стало из-за того, что японские партнеры (ныне всеми известная компания ASICS) заинтересовались набирающим обороты американским рынком и в ультимативной форме настаивали на продаже компании. В противном случае агрессоры угрожали выйти самостоятельно на обширный североамериканский сектор спортивной обуви и просто на просто раздавить молодых конкурентов. Тогда же благодаря хватке и характеру Найта сотрудничество было разорвано и найдены новые партнеры все в той же Японии Nisho Awai- компания, которая помогла Найк с первой производственной линией в самих штатах. И вот здесь преимущества бизнеса без условий поставщиков стали для владельцев компании очевидны.
Билл Боурмэн
Первая модель собственных кроссовок была разработана Боурмэном. Наблюдая за тем, как жена ловко орудует на кухне с вафельницей, он придумал рифленую подошву. По своему строению она действительно напоминает клеточки вафельницы. Новинка восхитила всех, кто с ней ознакомился, и выручка в 1972 году выросла до трех миллионов.
Первые найки на «вафельной подошве»
Через два года Найк вышла на рынки соседних стран и заключила несколько договоров с известными представителями спорта. Результат – двадцать миллионов долларов уже в 1977 году. Часть денег была направлена на выпуск детской линейки спортивной обуви.
Эволюция кроссовок Найк
В начале восьмидесятых годов Найк переориентировалась на европейский рынок, так как популярность бега в США стала падать. Работать с Европой оказалось очень сложно, поскольку здесь прочно держали позиции Adidas и Puma. Но рекламные кампании с привлечением известных футболистов позволили увеличить продажи. Кроме того, Nike стала выпускать спортивную форму, ракетки для тенниса и многие другие аксессуары.
С 1983 по 1985 годы бизнес Nike работает в минус. Людей сокращают, количество выпускаемой продукции снижается. В это время руководство компании делает ставку на женскую одежду и обувь, а также увеличивает бюджет на маркетинг.
Так в 1985 году Найк заключают рекламный контракт с тогда еще начинающим баскетболистом Майклом Джорданом, который (спойлер)) и стал поворотным моментом в для всей компании. В дальнейшие десять лет юноша стал настоящей мировой звездой баскетбола, легендой спорта. И все это в кроссовках Найк! Идеальный маркетинговый ход.
Легендарный Майкл Джордан с легендарными кроссовками Air Jordan
Мало того, великий баскетболист не просто рекламировал продукцию Найк, но и постоянно играл в кроссовках, разработанных специально под него Air Jordan. К слову, правилами NBA было запрещено использование красно-черной палитры (в которой были выполнены кроссовки), но Майкла Джордана это не останавливало- за каждую игру он выплачивал штраф 1000 долларов, за то, что выходил играть в кроссовках имени себя.
Благодаря правильному маркетингу компания Найк начинает наращивать продажи и вновь становится одной из самых успешных корпораций в мире.
Первая реклама Nike Just do it, 1988
И в 1986 году доход вновь поднимается до миллиарда долларов. В последующие годы заработанные средства вкладывались в изменение дизайна кроссовок и строительство крупных спортивных торговых центров. Все это привело к тому, что в начале девяностых годов Найт был объявлен самым влиятельным человеком в области спорта. Это был беспрецедентный случай, так как до этого таковыми становились либо сами спортсмены, либо президенты спортклубов, но никак не бизнесмены.
Фил Найт
Первые кроссовки Nike
Хотя название Nike было придумано в 1971 году, первые кроссовки, идейно созданные в компании, появились раньше – перед Олимпиадой 1968 года в Мехико.
Сооснователь Nike Билл Бауэрман заметил, что на тренировочной модели из Японии внешняя часть подошвы таяла, как масло. Обновлённая внешняя подошва была взята из другой модели – получилась готовая тренировочная обувь для длительного бега.
Первоначально кроссовки получили название «Ацтек», однако мировой гигант adidas к тому времени изготовил, но не выпустил в продажу шиповки «Ацтека голд» и пригрозил маленькой «Блю Риббон Спортс» подачей иска.
Тогда Бауэрман спросил Найта: «Как звали того парня, который дух вышиб из ацтеков?» – «Кортесом». И кроссовки стали «Кортесами».
В этом был весь Бауэрман и формирующийся дух нового конкурента adidas.
Билл Бауэрман за работой Источник: nike.com
Версия «Кортесов» 1970-х годов со «свушем» стала значительно легче благодаря нейлоновому верху. Это была основная обувь, в которой тренировались американские олимпийцы.
В настоящее время модель Nike Cortez известна как повседневная мужская и женская обувь. Кстати, в «Кортесах» можно увидеть главного героя фильма «Форрест Гамп».
Разработка «вафельной» подошвы: 1971-1973
Все гениальное – просто: «вафельная» подошва получила свое название от вафельницы. Идея придать подметкам бутсов рифленость с помощью электроприбора для выпечки вафель пришла Биллу Бауэрману в 1971 на собственной кухне. Эксперименты с вафельницей приводят в 1972 к появлению кроссовок-прототипов Nike Moon Shoe, получивших название от сходства со следами, оставленными американскими астронавтами на Луне. Нейлоновый верх для «лунных кроссовок» закупался в Японии, а подошва с вафлеобразным оттиском пришивалась вручную и обеспечивала отличное сцепление с поверхностью.
модель Nike Moon Shoe, в которой впервые появилась рифленная подошва
В 1973 состоялся выпуск кроссовок с «вафельной» подметкой Waffle Trainer, которые стали самой продаваемой беговой моделью в США.
беговая обувь Nike Waffle Trainer
В 1974 на обувь с вафлеобразной подошвой был получен патент №3793750, где новаторское изобретение описывалось как «улучшенная подошва с короткими многогранными шипами квадратного, прямоугольного или треугольного сечения, имеющие множество плоских сторон, значительно улучшающие сцепление».
Рисунок запатентованного изобретения – «вафельной» подошвы
«Вафельная» подметка распространилась и на другие модели Nike, в том числе с более современными технологиями.
В головном офисе Nike размещена вафельница Бауэрмана, на которой «готовились» первые вафельные подошвы
В 1972 стартовали продажи за границами Америки – в Канаде, 1974 – в Австралии, в этом же году открывается первая фабрика компании в штате Нью-Гэмпшир, США. В 1977 Nike выходит на азиатский рынок, в 1978 – европейский и южноамериканский. В 1978 кенийский легкоатлет Генри Роно в кроссовках «Найки» устанавливает 4 мировых рекорда. Что может служить лучшей рекламой, чем победа на соревнованиях? Вспоминается Генри Форд, который в 1902 на своем авто опередил чемпиона Америки.
Разработка «воздушной» подошвы: 1977-1979
Разработчиком амортизационной подушки Nike Air является ученый-авиаинженер из NASA Фрэнк Руди (Frank Rudi, 24.01.1925-13.12.2009). Идея «воздушной» (англ. «аir») подошвы – система амортизации на основе инертного газа, капсулированного в полиуретановый пластик – зародилась в 1977. Технология была запатентована в 1980.
Отец технологии «Nike Air» – инженер-аэронавт Фрэнк Руди
Технология амортизации, которая уменьшала ударное воздействие при занятиях спортом, была опробована на прототипах и воплотилась в беговых кроссовках Air Tailwind. Дебют бутсов состоялся на марафоне в Гонолулу (Гавайи) в конце 1978, ограниченную партию в 230 пар раскупили за сутки! В 1979 Air Tailwind были широко выпущены на рынок. Модель становится самой продаваемой в США, и «Найки» обгоняет лидирующий ранее на американском рынке немецкий Adidas.
кроссовки Nike Air Tailwind, в которых впервые была применена амортизация на основе газонаполненных подушек
Идея сделать технологию амортизации видимой пришла в голову дизайнеру Тинкеру Хэтфилду (Tinker Hatfield, 30.04.1952) после поездки в Париж. В столице Франции его вдохновила архитектура Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду – здания, в котором функциональные и структурные элементы размещены снаружи. Впервые прозрачные окошки на подошвах появились в 1987 в Nike Air Max 1.
первые кроссовки Nike Air Max 1 с технологией Visible Air, позволяющей разглядеть «воздушную» подушку / Центр Жоржа Помпиду в Париже
В качестве саундтрека в рекламном ролике Air Max 1 использовали песню «Revolution» The Beatles. Релиз обуви вызвал фурор.
Над дизайном продукции Nike Хэтфилд работает с 1985. За проектирование Air Max 1, Air Max 90, Air Jordan 15, Air Jordan XX и др.моделей кроссовок он получил имя «легенда дизайна». В 2017 появился фильм о его карьере «Tinker Hatfield: Footwear Design», а в 2019 он удостоился релизом кроссовок «имени себя» – модели React «Tinker Hatfield». В н.вр. Хэтфилд занимает пост вице-президента компании по дизайну и спецпроектам.
Создатель технологии «Air» Тинкер Хэтфилд
С 1979 «Найки» начинает выпуск спортивной одежды, а в следующем году выходит на биржу.
IPO Nike
Первичное публичное размещение акций произошло 2 декабря 1980. Свою компанию Фил Найт ценил высоко и смог убедить инвесторов, что стартовая цена акции должна быть не менее 22$ – стоимости одной ценной бумаги Apple, чье IPO ожидали на днях (12.12.1980).
После выхода на биржу сооснователи Nike становятся миллионерами – Бауэрману досталось 9 млн.$, а Филу, владеющему 46% компании, 178 млн.$. Привлеченный IPO капитал был направлен на строительство офиса в Орегоне, завода с научно-исследовательской лабораторией в Нью-Гэмпшире и на увеличение присутствия компании в Европе.
С тех пор произошло 6 дроблений акций: первое от 08.10.1990, №2 от 31.10.1995, №3 от 24.10.1996, №4 от 03.04.2007, №5 от 26.12.2012, №6 от 24.12.2015. Каждый раз число первоначальных акций увеличивалось вдвое (сплит 2 к 1). Акции Nike торгуются под листингом NKE на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).
К 1982 компания спонсировала более половины игроков NBA.
В 1983 Nike впервые демонстрирует падение выручки: внутренний рынок достиг насыщения, а европейские отделения приносили убыток. И хотя в 1984 58 спортсменов, соревнующихся в «найковской» экипировке, завоевали на XXIII летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе 65 медалей, продажи на американском рынке падают, что приводит к закрытию 3 заводов.
В 1984 компания подписывает рекламный контракт с перспективным новичком-баскетболистом Майклом Джорданом.
Модель обуви Air Jordan, разработанная специально для спортсмена, имела беспрецедентный успех на рынке и дала старт успешной линейке баскетбольной обуви. Выручка компании к 1990 выросла более чем вдвое за 5 лет и достигла 2,2 млрд.$.
Кроссовки Air Jordan, спроектированные для Майкла Джордана, были выполнены в черно-красной гамме
Хорошей рекламой послужило и то, что цвета Air Jordan были запрещены баскетбольной лигой, но Джордан продолжал выходить в ярких бутсах на площадку – Nike оплачивало за нарушение штраф в 1000$. Сотрудничество с баскетболистом стало самым прибыльным в истории партнерства между спортсменом и производителем обуви.
Кризис и подъем
Сказка Nike длилась до 1998 года, после чего доходы упали, многие специалисты попали под сокращение, а продажи перестали радовать. Причиной стал кризис в Азии, очередное снижение интереса к спорту в Америке и негатив против компании Найк. Все чаще стало звучать недовольство условиями труда и низкими зарплатами. Чтобы спасти ситуацию, Nike стала бесплатно сооружать детские площадки, раздавать спорттовары подросткам из бедных стран. Разумеется, о каждом шаге сообщалось в СМИ. Параллельно велась кампания по запуску товаров для экстремального спорта. Кроме того, Nike стала активно осваивать интернет и публиковать вирусные рекламные ролики, открывать интернет-магазины.
Лучшая реклама Найк с футбольными звездами 90-00
Все это позволило уже через три года восстановить доходы. В дальнейшем компанию ждала смена руководителя, разработка термобелья, совместное сотрудничество с компанией Apple, итогом которого стала разработка айпода, подключенного к кроссовкам. Спортсмены получили возможность не только слушать музыку, но и фиксировать сожженные калории.
Айпод, который можно подключить к кроссовкам
Расширения Nike
Производство кроссовок осуществлялось на нескольких фабриках в разных странах. Первая открыта в 1974 в Нью-Гэмпшире, через год началось производство на Тайване и в Корее, в штате Мэн.
Настоящая победа в мире профессионального спорта ждала партнеров в 1976 году, практически все легкоатлеты, принимавшие участие в Олимпийских играх остановили выбор на кроссовках Найк. Многие из спортсменов установили мировые рекорды. После Олимпиады произошла настоящая революция на рынке спортивной обуви, партнеры потеснили с первого места знаменитую копанию Adidas. Успех стал стимулом для партнеров, принято решение о расширении, заключены выгодные контракты в Канаде.
Олимпийская форма Nike в США
В 1977 году компания завоевывает рынок в Азии, Европе, Южной Америке. Владельцы компании не остановились на производстве обуви, приняли решение о разработки линии спортивной одежды, аксессуаров.
Кроссовки постоянно совершенствуют, предлагают новые модели, расширяют целевую аудиторию. Появляется коллекция детской обуви, заключены несколько контрактов с знаменитыми спортсменами. Ведется активная работа по популяризации бренда, захвату мирового рынка спортивных товаров. Очередной триумф — создание кроссовок Air; презентация линейки не оставила конкурентам не единого шанса, аналогов на момент презентации не существовала. Уникальная продукция пользуется стабильным спросом, качество кроссовок прошло испытание временем, востребована и сегодня.
Легендарная линейка Air
Идея об изменении технологии производства подошвы кроссовок принадлежит инженеру Фрэнку Руди, он поделился разработками с Биллом. Профессиональный тренер принялся за работу. Традиционная подошва спортивной обуви быстро деформировалась в результате интенсивных тренировок, теряя амортизационные качества. Отличительная особенность технологии Air — многослойная структура с амортизирующей лентой. Характеристики кроссовок Air оценили профессиональные спортсмены, обувь оставалась неизменной в результате интенсивных тренировок.
Секреты популярности компании Nike
Почему люди по всему миру готовы платить хорошие деньги за раскрученный бренд? Ведь за ту сумму, которую мы отдаем за кроссовки Nike, можно купить три пары небрендовой обуви. В чем секрет успеха?
Руководители компании начали бизнес с того, что ездили по школам, институтам, беседовали со спортсменами, их тренерами, узнавали о травмах и их причинах. Везде, где они были, велись разговоры о спортивной обуви: дизайн, подошва, форма и так далее. Позже все пожелания легли в основу первой линейки кроссовок Nike. Такая политика продолжается и по сей день. Именно поэтому обувь и одежда действительно дарят комфорт, за который потребители готовы платить хорошие деньги.
Гениальная реклама от Найк
Второй момент – это привлечение практически ко всем рекламным акциям ведущих баскетболистов, легкоатлетов, футболистов. Кроме того, компания Nike неоднократно презентовала свою продукцию победителям Олимпийских игр. Все это не могло не сказаться на восприятии товаров обычными покупателями. Видя, как их кумиры достигают вершин в кроссовках от Nike, они невольно хотят приобрести такие же.
Легендарная реклама Найк «Футбол от первого лица»
Рекламная и маркетинговая политика
Nike не перестает удивлять гениальными маркетинговыми решениями, оригинальными рекламными акциями, постоянно ведется работа над внедрением инновационных технологий.
Сотрудничество с рекламным агентством John Brown and Partners позволило поднять продажи на 50 %. Огромный вклад в развитие компании внесло агентство Wieden+Kennedy, соучредитель предложил использование слогана «Just Do It».
Реклама Nike Just Do It
Найк постоянно поддерживает спортсменов, благодаря этому популярность компании стремительно росла. В истории развития корпорации имена Дэна Фуотса, Альберто Салазара, Джоана Бенуа, Майкла Джордана, Сампраса, Тайгера Вудсома, Роналдо, Лэнса Армстронга.
Это далеко не весь перечень легкоатлетов, с которыми сотрудничала корпорация. Рекламные контракты со знаменитостями — не единственный эффективный способ продвижения продукции Найк. К примеру, присвоение имени Джордана — знаменитого баскетболиста, новой коллекции обуви.
Очередной этап стремительного роста продаж связан с появлением глобальной сети. Nike ведет активную работу, регулярно появляются новые рекламные ролики, проводятся акции, привлекающие покупателей во всем мире. Согласно статистике Интернет, сравнительно с телевизионной рекламой, приносит на много больше прибыли.
Найк в кинематографе
Пожалуй одной из самых успешных рекламных компаний в кино по праву считается история Фореста Гампа, который бегал, если кто не помнит, в кроссовках Найк. Фильм получил огромную известность и почитателей по всему миру.
Те самые кроссовки из знаменитого фильма
Также невозможно не упомянуть про всеми любимую трилогию «Назад в будущее», где именно в том самом будущем герой Майкла Джея Фокса удивлялся невероятным кроссовкам, которые были оснащены функцией автоматической шнуровки.
Кадр из фильма «Назад в будущее»
Кстати, к то не в курсе, несколько лет назад Найк презентовал те самые кроссовки уже в реальности- Nike Air Mag. Они стали одними из самых дорогих кроссовок в мире.
Ну и как же не упомянуть великого кайла Риза из первого Терминатора, который также выбирал Найк)
Кроссовки Найк в первом Терминаторе
За пятьдесят лет в компании Nike было принято немало спорных решений. Многие из них могли потопить бизнес. Несмотря на рисковые ситуации, Nike осталась на плаву и продолжает наращивать производство. Ее новинки всегда появляются накануне важных спортивных мероприятий, поэтому на них обращают внимание и болельщики, и их кумиры. Кроссовками хвастаются светила мирового спорта. Поэтому капитал бизнесменов постоянно увеличивается. Но самое важное то, что Nike не только стала разрабатывать кроссовки и одежду, но и ввела моду на занятия спортом. Это позволило ей оставить конкурентов позади.
Ну и на последок немного юмора, куда же без него)
Советы от Фила Найта
Любой бизнес зависит не только от удачной стратегии и вложений, но и от лидера. Несколько десятилетий Nike возглавлял Фил Найт. И вот что он говорил об успехе:
Одна из лучших современных реклам Найк
Мотивационные слоганы от Найк помогли многим людям поверить в себя и начать жить в новом измерении.
Мотивация от Найк
Звездные представители Найк
Значительное место в истории развития бренда отводится партнерской программе, рассчитанной на представителей профессионального спорта. Активное сотрудничество Nike со звездами легкой атлетики, футбола, тенниса и баскетбола поспособствовало выходу товаров компании на совершенно новый уровень. В свою очередь, наличие качественной экипировки и обуви у спортсменов помогает им добиваться больших успехов и избегать травм.
Среди спортивных звезд, когда-либо представляющих компанию Найк, выделяются:
Но особое место принадлежит сотрудничеству бренда с баскетболистом Майклом Джорданом, который стал представителем Найк еще до того, как достиг своей популярности.
Майкл Джордан – звезда компании
Общеизвестное правило успешной рекламы гласит, что для хорошего продвижения продукции нужно сотрудничать со звездами. Компания Nike решила лишний раз не экспериментировать и не рисковать, начав сотрудничать со звездами спорта и организациями.
Компания заключила большое число контрактов, однако заключенный в 1985-м году контракт до сих пор считается самым известным и самым скандальным в истории Nike. В эти годы популярность компании стала постепенно снижаться. Именно тогда в Nike решили заключить контракт со звездой НБА Майклом Джорданом. А причиной сложившейся кризисной ситуации был очередной эксперимент компании с производством повседневной обуви, которая так и не нашла покупателей.
Сразу же после подписания контракта с Nike Джордан занялся активной рекламой компании. Кроссовки Nike были на нем не только во время баскетбольных матчей, но и в повседневной жизни. Специально для него компания даже выпускала эксклюзивную серию кроссовок под названием «Air Jordan». Ирония судьбы, однако, была в том, что именно по причине этих кроссовок Джордан постоянно платил штрафы в размере 1000 долларов. Причиной штрафов была черно-красная окраска кроссовок, которая была официально запрещена в НБА. Майк нисколько не смущался от этого, поскольку реклама ему приносила достаточно больший доход.
Бег на воздушной подушке
Видели катера на воздушной подушке? Похожи на кроссовки, правда? Вот и Фрэнк Руди, американский инженер, тоже так решил. И пришёл со своей идеей в Nike, было это ещё в 1979 году. Идея состояла в том, чтобы пружинящим элементом в подошве был воздух! Он не сминается, не деформируется от длительных нагрузок, как обычные резиновые трубки. Идея понравилась, тут же были сконструированы и выпущены кроссовки Nike Tailwind. Но большого шума новинка не сделала, затем спортивные приключения великолепного Джордана затмили технологические нюансы. И «выстрелила» идея только в 1987 году, когда на прилавках появились кроссовки серии Air Max с прозрачным «окном» в подошве. Это было ново и смело, коллекция пользователям понравилась, на этой же волне были выпущены кроссовки для закрытых стадионов Air Trainer High Shoes.
Но настоящей «бомбой» стали беговые кроссовки Nike Huarache, где плюсом к амортизирующей подошве добавили неопреновый носок и фиксаторы пятки из полиуретана. Такая обувь облегала ногу как вторая кожа, модель была настолько удачной, что выпускается с 1991 года и до сих пор!
© nike.com
Интересные факты о компании Найк
Самый крупный магазин Nike расположен не в Америке, которая считается родиной бренда. Его открыли в Лондоне. Назвать торговой точкой это сооружение язык не повернется. Это скорее торговый центр. Четырехэтажное здание площадью в четыре тысячи квадратных метров обошлось компании в десять с половиной миллионов долларов.
Nike Store в Лондоне
Над дизайном кроссовок долгие годы трудился проектировщик Тинкер Хатфилд. Ему же принадлежит разработка обуви для знаменитого Бэтмена.
Тинкер Хатфилд
В конце семидесятых годов лозунгом Nike стала фраза: «Just Do It» (Просто сделай это). Изначально она принадлежала серийному убийце Гари Гилмору. Он сказал эти слова в несколько измененном варианте непосредственно перед расстрелом.
Бренд Nike – это символ Америки. Но по факту производство спорттоваров уже давно выведено за ее пределы. Большая часть обуви создается на заводах Вьетнама, Китая и Индонезии. Одежда шьется в тридцати шести странах, ведущее место опять-таки занимают Китай и Вьетнам.
Как отличить оригинал Nike?
Продукция Nike, особенно обувь, считается одной из самых подделываемых, что неудивительно. Наш интернет-магазин продает только оригинальные товары, в чем ты можешь легко убедиться. Прежде всего — упаковка: вся обувь поставляется в оригинальной коробке, которую можно сопоставить визуально с фото в интернете. Второе — артикул: если вбить его в поисковик, то должны «подтянуться» фотографии именно этой модели. Третье — подошва обуви: у «Найк» она изготовлена из композитных матовых материалов, у подделок — часто блестит.
Кроме того, можно проверить штрихкод — это то, что невозможно подделать в принципе. Информацию об изготовителе можно получить, просканировав код специальным приложением типа iGepir.
В интернет-магазине Sneakerhead ты можешь купить подлинные товары Nike с доставкой по Москве и в другие города России. В нашем каталоге вся продукция представлена с детальным описанием, ценами и размерной линейкой производителя.
Социальная ответственность
Одним из краеугольных камней, на которых построена философия бренда, является социальная ответственность. Nike пропагандирует здоровый образ жизни и всячески поддерживает начинающих спортсменов не только в профессиональной сфере, но и в любительской. Ведь футбол, легкая атлетика, теннис и баскетбол – это не просто масштабные разделы индустрии мирового спорта, но и хобби.
В 1994 году на базе компании стартовал проект под названием P.L.A.Y., что расшифровывается и переводится следующим образом: «участвуй в жизни американской молодежи». В него был заложен многомиллионный бюджет, рассчитанный на проведение масштабных акций, призывающих подростков придерживаться активного образа жизни.
Привлечь внимание общественности к различным спортивным направлениям и показать, что в этой сфере найдется место для каждого, компания старается и с помощью своих новых разработок. Так, в 2000 году в продажу поступают кроссовки «Presto», предназначенные для людей с разными формами стопы. Они имеют нетипичную размерную сетку (XXS-XS-S-M-L-XL) и отличаются легкостью и гибкостью материала.
В 2008 году руководство Найк подписывает договор о сотрудничестве с Novo Foundation, поддерживая социальную программу The Girl Effect. Последняя рассчитана на мотивацию к обучению девочек, живущих в странах Третьего мира. Позже компания присоединяется к проекту Lace up. Save Lifes. В фирменных магазинах Nike появляются красные шнурки, вся выручка с продажи которых поступает во Всемирный Фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, а также Футбольное сообщество. Оно обучает детей и подростков тому, как обезопасить себя от заражения вышеперечисленными болезнями.
Бренд начинает заниматься организацией соревнований и турниров по всему миру. Например, на счету Найк числится проведение африканского турнира Grassroot Soccer, посвященного проблеме ВИЧ-инфицирования.
Также среди социально-полезных программ бренда находится проект «озеленения», направленный на защиту окружающей среды. Nike всячески стремится к снижению производственных выбросов в атмосферу, используя продукты вторичной переработки и повышая энергоэффективность своих предприятий. В 2010 году компания выпускает линию спортивных футболок, полностью пошитых из переработанного пластика. Этим Найк задают тренд и подают положительный пример для других производителей.
Критика
Первые фабрики Найк открыли в странах Юго-Восточной Азии, каждый шаг компании сопровождался бурной критикой. Регулярно появлялась информация об ужасных условиях работы в Китае, Индонезии, Вьетнаме. Не оставляли «без внимания» и Мексику. Борьба за безупречную репутацию не приносила желаемых результатов, периодически в прессе появлялись статьи об условиях работы. За деятельностью корпорации пристально следили налоговые органы.
Фабрика Nike в Китае
Путь к успеху всегда сопровождается нездоровым интересом со стороны конкурентов, завистников. Объективная оценка деятельности Найк не отличается от аналогичных компаний. Специфические особенности условий труда характерны для всех предприятий азиатских стран,это исторический факт. Жесткая критика — эффективный способ в борьбе за лидирующие позиции, на каждую победу Nike незамедлительно реагировали заинтересованные лица.
Использование дешевой рабочей силы
Производственные мощности компании базируются на 612 заводах в 42 странах, где трудятся более миллиона человек. Не все фабрики принадлежат «Найки», частью владеют подрядчики, получающие от Nike плату за производство товаров.
бОльшая часть рабочей силы компании – 80% – сосредоточено в Азиатско-Тихоокеанском регионе
по числу предприятий «Найки» лидирует КНР
С 1990-х гг. Nike подвергается критике за нарушение трудового законодательства на ее фабриках, в вину вменяются низкие зарплаты, использование детского труда. Зафиксированы и экологические нарушения: в 1997 на вьетнамском заводе зарегистрировано превышение концентрации токсических испарений в 177 раз.
Новости BBC сообщали, что дети трудятся по 16 часов без перерыва, а журнал Life Magazine печатает фото пакистанского мальчугана, сшивающего «найковский» мяч за 60 центов.
фото Мари Дориньи в июньском номере Life Magazine, 1996
Обвинения в адрес Nike приводят бойкоту ее продукции
«Благие намерения правозащитников могут привести к негативным последствиям, когда компании останавливают производство, а дети выбрасываются на улицу, – заявила пресс-секретарь Nike Донна Гиббс, убеждая, что «процесс изменений занимает время». В 2000 на пакистанских линиях «Найки» еще использовался детский труд.
В 1997 выходит документальная лента кинорежиссера-антиглобалиста Майкла Мура «Большая Америка» (The Big One,1997), в которой критикуется ряд американских корпораций, включая «Найки». В 2000 публикуется книга Наоми Кляйн (Naomi Klein) «No Logo. Люди против брендов», где писательница развивает мысль о том, что крупные корпорации (включая Nike) виноваты в отсталости стран «третьего мира».
Nike подвергается критики со стороны противников глобализма и неолиберального капитализма
Фил Найт рядом действий продемонстрировал намерение стать социально-ответственным работодателем. Компания разработала соединяющее вещество на базе воды, которое исключило 97% токсичного испарения, ранее присутствовавшего при соединении верха и подошвы кроссовок и поделилась изобретением с конкурентами.
В 2005, в ответ на многолетнюю критику, компания опубликовала список своих фабрик с адресами и отметила «проблемные», что, по словам Найта, стало попыткой открытости и честности в вопросах производства. Nike обязалась улучшить условия труда, выполнять проверки на фабриках, привлечь специальную комиссию к заводам с нарушениями.
Читайте также: История успеха компании Sony [история создания и развития японского бренда]
Уклонение от уплаты налогов
Организация Oxfam, деятельность которой направлена на решение проблем бедности и несправедливости, назвала Nike «злостным неплательщиком», скрывающем от налогообложения миллиарды долларов. «Найки» использует «лазейки» в законодательстве разных стран (от властей Нидерландов получила разрешение на уменьшение суммы налогов на 10 лет), открывает дочерние фирмы, с помощью которых перемещает прибыли на Бермудские острова (одну из мировых «налоговых гаваней»). Компания не единственная, чья налоговая стратегия подвергается критике, вспомним осуждение французского миллиардера Бернара Арно за его попытки оптимизировать налогообложение.
Компания Nike сегодня
Сегодня компания Nike, Inc. является глобальной корпорацией по производству спортивной обуви, одежды, оборудования и аксессуаров, обеспечивая своей деятельностью полный цикл – от разработки концепции, дизайна до производства, маркетинга и поддержки розничных продаж. Штаб-квартира компании находится в Бивертоне, штат Орегон, США.
В 2019 году выручка корпорации Найк составила 39,12 миллиардов долларов США, чистая прибыль составила 4,029 миллиарда. Корпорацию возглавляет Марк Паркер после того, как Филип Найт 18 ноября 2004 года после трагической гибели своего сына Мэтью подал в отставку с поста Генерального директора. В 2015 году Филип Найт заявил о своем уходе с поста председателя компании, однако в 2017 решил вернуться. Однако по состоянию на сегодняшний день ключевые должности занимает Марк Паркер.
Главный исполнительный директор Nilke – Марк Паркер
На вопрос “чья компания Nike” ответить непросто, поскольку 83,7% (март 2019 года) принадлежит институциональным инвесторам. Корпорация является публичной, генерируя хорошую прибыль для своих акционеров. В корпорации Nike работает более 45 000 человек по всему миру, а бренд Nike считается самым дорогостоящим среди спортивных брендов планеты (около 19 миллиардов долларов США).
Каждый человек – спортсмен. Новые приоритеты Nike
В 2001 году компания меняет свои приоритеты в развитии, выводя на первый план товары для обычных людей, а не профессиональных спортсменов. По заявлению Nike, бренд стремится стать источником вдохновения для каждого спортсмена в мире. Спортсмен, в понимании Nike, — это абсолютно любой человек, независимо от физических возможностей и кондиций.
Компания реализует свои принципы, приобретая в 2002 году корпорацию по разработке и созданию одежды, аксессуаров для серфинга Hurley. Бренд также активно развивает розничные магазины повседневной одежды в спортивном стиле для женщин. Главная цель — гарантировать высокий уровень сервиса и создать широкий выбор товаров на любой вкус.
Бренд продолжает расширяться и в 2002 году покупает акции компании Converse Inc. Бывший соперник по сегменту баскетбольных кед вливается в большую семью Nike.
Еще один шаг к популяризации спорта — сотрудничество Nike с Apple, которое началось в 2006 году. Цифровой гигант внедряет в кроссовки Nike небольшой датчик, который собирает данные о тренировке и помогает улучшить результаты. Позже сотрудничество стало еще более фундаментальным: под совместным брендом Nike+ выпускаются смарт-часы, создаются спортивные приложения для гаджетов. Спорт становится простым и доступным благодаря инновационным разработкам бренда.
Период с 2001 по 2009 год — настоящий «бум» инноваций в разработке одежды и обуви в спортивном стиле. В эти годы компания выпускает ряд знаковых моделей:
• В 2001 году появляется коллекция Shox — главный прорыв в области технологий с момента выпуска Air. Над специальной системой поддержки и пружинистой подошвой начал трудиться Билл Бауэрман. И только через 16 лет после начала работы бренд выпустил революционную обувь, в которой совершенно не устают ноги.
• В 2005 году компания выпускает знаковую модель кроссовок Free Run 5.0, которая изменила отношение к бегу. Кроссовки разрабатывались совместно с физиотерапевтом, чтобы создать эффект босых ног. Главная особенность – уникальная гибкая подошва с продольными разрезами. Верх кроссовок сделан из легкого и прочного материала Phylite.
• В 2006 году коллекция Air пополняется моделью Air Max 360 с невероятной амортизацией, дающей ощущение бега по воздуху. Для этого Nike использует инновационную технологию air-sole.
• В 2008 году на рынок выходит коллекция обуви Flywire. Особенность кроссовок — невероятная легкость и прочность. Этому способствуют особые волокна, действующие наподобие стальных тросов и поддерживающие стопу там, где это необходимо. Технология снизила вес обуви на 18%.
• В 2009 году Nike представляет Pro Combat — революционную «дышащую» одежду с защитными элементами для максимального комфорта при занятиях футболом, баскетболом, крикетом, бейсболом.
Гигантская корпорация, включающая в себя несколько десятков успешных брендов, начиналась с амбициозной идеи студента изменить мир. И ему это удалось — благодаря неизменной верности спортивным традициям, постоянному совершенствованию технологий, любви к инновациям и неугасающему боевому духу.
Заключение
Благодаря многообразию и функциональности товаров, производимых Nike, их социально-ориентированным программам, количество людей, делающих выбор в пользу саморазвития и спорта увеличивается с каждым годом.
С 1957 года и по сегодняшний день бренд проделал долгий путь и превратился из честолюбивой идеи одного студента в гигантскую корпорацию, включающую в свой состав несколько десятков успешных компаний.
Таким образом, Найк стали классическим воплощением американского успеха. Как им это удалось? При помощи крепкого боевого духа, закаленного легкой атлетикой, страсти к инновационным решениям и верности исконным традициям спорта.