nicam стерео что это
NICAM
NICAM (Near Instantaneous Companded Audio Multiplex) — цифровой стандарт передачи стереофонического звукового сопровождения в телевещании.
Содержание
История
Разработка стандарта была начата в 1983 году инженерами BBC, совместно с рядом компаний Великобритании, по заказу отдела разработок BBC. Спустя три года, совместная техническая спецификация на стандарт NICAM, для использования совместно с телевизионным стандартом I, была одобрена правительством Великобритании. Стандарт также был успешно адаптирован для работы и с телевизионными системами B, G, H, а также D, K которые используются во многих странах Европы и всего мира.
Прежде, чем о системе NICAM всерьёз заговорили, как о вполне реальной системе передачи звукового сопровождения в телевизионном вещании с использованием цифрового кодирования, в рамках европейских стандартов была проведена серия испытаний системы в различных условиях, и окончательная оценка оказалась очень высокой.
Первый и самый важный вывод: несмотря на заметное понижение параметров дискретизации и уровневого кодирования, по сравнению со стандартом, принятым для студий звукозаписи, качество звука, в том числе стереофонического, воспроизводимого на приёмном конце, оказалось достаточно высоким, чтобы отнести систему к классу Hi-Fi.
Приятным дополнением к этому следует считать невероятно высокую устойчивость системы при слабых сигналах на входе телеприемника. Многократные проверки надежно показали, что по системе NICAM удается воспроизводить стереозвуковое сопровождение вполне приемлемого качества при входном сигнале настолько слабом, что изображение можно зафиксировать с большим трудом, а аналоговый звук практически не прослушивается.
Телевизионный приёмник автоматически определяет наличие стереофонического звукового сопровождения одного из этих стандартов, осуществляя переключение декодера.
Вещание
Одним из первых телевизионных каналов, начавших вещание в стандарте NICAM728 на территории СНГ, стал российский Первый канал (ОРТ), который в начале ноября 2003 года объявил о начале стереовещания с Останкинской телебашни. Вслед за ОРТ в стереоформате стал вещать телеканал «MTV Россия».
В Белоруссии вещание в стандарте NICAM осуществляет СП «Космос ТВ», на Украине — канал М1.
Стереозвук в ТВ
Цифровая система передачи многоканального звукового сопровождения NICAM была разработана специалистами британской радиовещательной корпорации (BBC) в 1987 году, а публичная эксплуатация началась в 1988 году. Сегодня NICAM широко применяется в Европе: Великобритании, Бельгии, скандинавских странах, Испании и Франции. Официально сиcтемы NICAM D/K не существует, но фактически она есть. Сначала ее стали применять наши бывшие союзники из восточной Европы (Венгрия, Чехия, Польша). Затем — бывшие союзные республики СССР: страны Балтии и Украина. И наконец, осенью прошлого года передачу программ со стереосопровождением с использованием NICAM начал Первый канал российского телевидения, а вслед за ним и музыкальный канал MTV.
NICAM — это сокращение от Near Instantaneously Companded Audio Multiplex. «Near Instantaneously Companded» означает, что прежде чем начнется процесс компандирования, должна появиться порция входных данных, соответствующих звуковому фрагменту длительностью 1 мс. Audio Multiplex свидетельствует, что возможности системы не ограничиваются передачей стереосопровождения. Теоретически NICAM допускает разные варианты передачи данных с автоматическим выбором режима по трехбитному коду, содержащемуся в служебной зоне потока данных. Система NICAM может быть использована для передачи одного стереоканала звука, двух полностью независимых моноканалов звука с разным содержанием, одного моноканала цифрового звука и канала передачи данных с потоком 352 кб/с или канала передачи данных с потоком 704 кб/с. Однако сегодня аппаратно реализованы только первые две возможности. Для передачи звука в системе NICAM используются две несущие частоты. Одна из них, основная fЗВ/МОНО, модулируется по частоте аналоговым монофоническим сигналом звукового сопровождения телевизионной программы. Вторая, дополнительная несущая fЗВ/СТЕРЕО, модулируется цифровым стереофоническим сигналом. Для передачи цифрового сигнала используется дифференциальная фазовая манипуляция второй несущей звука (DQPSK). Фазовая манипуляция была выбрана как наиболее экономичная: в ней частота несущей остается постоянной, а меняется только ее фаза в соответствии с битом данных.
И для первоначального британского варианта (стандарт I, полоса телевизионного канала 8 МГц, поднесущая звука 6 МГц), и для континентальной Европы (стандарт В, полоса телевизионного канала 7 МГц, поднесущая звука 5,5 МГц) частота дополнительной поднесущей для передачи цифрового звука выше основной — 6,552 и 5,85 МГц соответственно. При этом она находится в пределах полосы частот радиоканала, но не попадает в полосу частот сигнала изображения. Наши западные соседи и бывшие союзники из лагеря народной демократии, у которых, как у старшего брата, был принят стандарт D (полоса телевизионного канала 8 МГц, поднесущая звука 6,5 МГц), но которые были не прочь перейти на В, не мудрствуя лукаво создали гибрид, получивший название NICAM D/K. Так что применительно к отечественному вещанию значения несущих звука отстоят от несущей частоты изображения fИЗ на 5,85 МГц (fЗВ/СТЕРЕО) и на 6,5 МГц (fЗВ/МОНО) (см. рис.). То есть не меняя частоту поднесущей для монозвука, в сигнал была интегрирована еще поднесущая для цифрового звука, как в стандарте В. При этом она попала в полосу яркостного сигнала. Уровень мощности несущей fЗВ/МОНО в системе NICAM составляет –10–13 дБ от максимальной мощности несущей изображения, а уровень мощности несущей fЗВ/СТЕРЕО намного меньше: –20 дБ. И чтобы исключить возникающие перекрестные помехи как на изображении, так и в канале цифрового звука, потребовалось уменьшить полосу яркости с 6 до 5 МГц. Это делается на телецентре при сведении полного телевизионного сигнала, который затем подается на передатчик. То есть ценой за внедрение стереозвука стала потеря четкости видеоканала. Надо полагать, что это не слишком большая плата за новое качество вещания.
Для телезрителей, имеющих телевизор без NICAM-декодера, все осталось по-старому. Они могут принимать монофонический сигнал как и раньше. При передаче с использованием NICAM канал для монозвука остается тот же, что и в действующей аналоговой системе, чем обеспечивается совместимость с существующим парком телевизоров, а цифровой канал предназначен только для стерео или двуязычного вещания.
Часто производители утверждают, что NICAM обеспечивает качество звучания, сопоставимое с качеством звука на CD. Однако это далеко не так. В отличие от CD, здесь данные представляются в 14-разрядной форме с частотой дискретизации 32 кГц. Это обеспечивает отношение сигнал/шум не менее 80 дБ (против 96 дБ для CD) и коэффициент нелинейных искажений не более 0,05%. Из-за пониженной частоты дискретизации ограничена на 15 кГц полоса входного сигнала. Это сделано для предотвращения наложения спектров и связанных с этим явлением искажений.
Общая скорость передачи цифрового потока 728 кбит/с — отсюда и полное название NICAM 728. Однако при передаче цифровая информация не остается 14-разрядной. Для более эффективного использования канала она компандируется цифровым способом до 10-разрядной. При этом для сигналов с большим уровнем просто отбрасываются от одного до четырех младших битов, значением которых в данном случае можно пренебречь. А при удалении старших битов используется кодирование с масштабным множителем, позволяющее полностью восстановить в приемнике исходный цифровой 14-разрядный сигнал. Поэтому 728-битовый кадр, кроме основного 704-битового блока звуковых данных, содержит еще 24 служебных бита (синхронизации, управления и дополнительных данных). Сигналы управления, например, подсказывают телевизору о необходимости переключиться на аналоговый моноканал звука в случае низкого качества цифрового.
Покончив с техническими подробностями, посмотрим, что нужно иметь для приема передач с NICAM и как реально обстоит дело в России. Во-первых, нужно иметь аппарат, обеспечивающий декодирование NICAM. Самый простой вариант, но не самый дешевый — стереотелевизор со встроенным NICAM-декодером. Причем желательно, чтобы в инструкции еще было специально указано, что это нелегально существующий NICAM D/K. Причина в том, что на нашем рынке встречаются модели германских или других производителей, но предназначенные исключительно для этой страны, обеспечивающие декодирование NICAM B/G, но отказывающиеся делать его для NICAM D/K. Второй способ — использовать для приема телевизионной программы с NICAM обычный Hi-Fi-видеомагнитофон. Дело в том, что подавляющее число видеомагнитофонов, продающихся в России, — это универсальные аппараты, предназначенные для всей Европы, а потому имеющие встроенный декодер NICAM. Наличием встроенного декодера дело не ограничивается. Нужно иметь еще и правильный сигнал в антенне. Если используется индивидуальная антенна и дальность от Останкинской телебашни не более 25–30 км, то все будет хорошо. Особенности приема цифрового сигнала таковы, что при уменьшении уровня сигнала проявляются специфические помехи: пропадания, задержки, наличие эхо-сигнала и шумовые всплески. В таких условиях просмотр, и особенно музыкальных передач, будет дискомфортным. Для удаленного приема (более 30 км) потребуется использование антенного усилителя. В то же время для качественного приема аналогового звука дальность может быть вдвое большей.
Поскольку руководство Первого канала объявило трансляцию в течение года как пробную, то доступна она сначала была только москвичам и жителям Подмосковья. При этом не во всех районах телезрители могли принимать программы в новом формате, особенно при единой коллективной антенне. Причин тому может быть множество, начиная от состояния кабельной разводки и используемого оборудования (антенна должна быть без активных преобразователей и узкополосных усилителей) и кончая нюансами в работе и настройке аппаратуры конкретного провайдера кабельного телевидения. Точно так же для передачи стереозвука через системы ретрансляции потребуется их основательная модернизация. Теоретически после этого стереозвук будет доступен всем российским телезрителям.
К сожалениею, этим не ограничиваются препятствия на пути к стереозвуку. Реально в эфире практически нет передач со стереосопровождением. На Первом канале это одна-две музыкальные программы в неделю и столько же фильмов. Ну еще иногда эксклюзив вроде церемонии открытия Олимпиады в Афинах. При этом прием NICAM будет индицироваться практически всегда: вторая поднесущая все время модулируется одним сигналом в режиме «дуал-моно». Что касается музыкального канала MTV, у которого под логотипом появилась надпись «стерео», то там все современные зарубежные и отечественные видеоклипы передаются в стереоварианте. Сообщалось о планах перехода на стереосопровождение и других российских каналов (РТР, МузТВ и т.д.), но пока этого не случилось. Будем надеяться, что это временно и связано с периодом реорганизации структуры министерства, выдающего лицензии на вещание.
Первая статья об этой системе стереофонического сопровождения в нашем журнале семь лет тому назад называлась «NICAM, но не нам».
Теперь он уже — нам, но, как показала практика, увы, далеко не всем. И пока непонятно, будет ли стереофоническое сопровождение в наземном отечественном телевидении доступно всем до перехода на цифровое телевизионное вещание (DVB), протокол о намерении внедрения которого после 2010 года весной подписало наше правительство.
Российский опыт
Первая попытка внедрения стереозвука в отечественное телевидение была предпринята более сорока лет назад. Когда разрабатывалась наша система стереорадиовещания с полярной модуляцией для диапазона УКВ, то надтональная несущая была специально выбрана равной 31,25 кГц, то есть удвоенной частоте строчной развертки, принятой в отечественном ТВ. Это создавало предпосылки быстрого внедрения стереозвука и в телевидении. Однако дальше благих намерений дело не пошло.
Аналоговое стерео
Специальные телевизоры для России с декодерами NICAM появились только в последнее время. До этого мультисистемные ТВ и видеомагнитофоны поставлялись из Европы, где от них требовалась совместимость с германской аналоговой системой стереосопровождения, разработанной еще в 1975 году и известной под названием А2 или двухтональной (по-немецки — Zweiton). На таких аппаратах присутствует обозначение А2/NICAM, где А2 указывает именно на эту аналоговую систему. В системе А2 для передачи звука используются две поднесущие — 5,5 МГц (монозвук для стандарта B/G) и дополнительная 5,74 МГц. На частоте 5,5 МГц передается суммарный сигнал стереоканалов (это обеспечивает совместимость с существующим парком монотелевизоров), а на дополнительной — только правый канал.
История создания
Система NICAM — не первая разработка исследовательского центра BBC в области цифровой передачи звука. Первой была разработана в 1970 году система Sound in Syncs (SiS), которая использовалась для передачи цифрового звука из студии к ТВ-передатчику. Для того времени это был прорыв новых технологий, и в 1974 году SiS была удостоена национальной королевской премии за технологическое достижение. Позднее система была отмечена престижной в телевизионном мире премией «Эмми». Именно на основе SiS и была разработана система NICAM, предназначенная уже для передачи цифрового звука непосредственно телезрителям.
Технологии управления звуком в телевизорах
Время отклика пикселя
Частота обновления изображения
Аудио выход (стерео)
Коаксиальный аудио вход и выход
Компонентный видеовход и выход (YPbPr)
Оптический аудио вход и выход
Технология PIP («Картинка в картинке»)
Технология POP («Картинка вне картинки»)
Технология PAP («Картинка и картинка»)
HDCP в DVI-интерфейсе
Технологии управления звуком в телевизорах
Поддержка стереозвука NICAM (Near Instantaneously Companded Audio Multiplex) – система кодирования стереозвука в цифровом телевидении, разработанная английской компанией ВВС и принятая в качестве стандарта в Великобритании и многих других странах Европы.
Технология NICAM отличается высоким качеством звука, а также поразительной устойчивостью даже к предельно низкому уровню передаваемого телевизионного сигнала. Декодеры NICAM позволяют выделить качественный стереозвук класса Hi-Fi даже из настолько слабого телевизионного сигнала, что он не может обеспечить ясно различимое изображение на экране.
На сегодняшний день многие страны, входящие в состав СНГ, начали эфирное телевизионное вещание с использованием звукового стандарта NICAM. Кроме того, телевизионные приемники, оснащенные модулями NICAM, позволяют эффективно корректировать качество звука, используя предустановленные и ручные настройки эквалайзера.
Процессор Dolby Digital – специальное встроенное декодирующее устройство, позволяющее обеспечивать многоканальное звуковое сопровождение спутниковых цифровых телевизионных программ или мультимедийного контента, записанного на цифровых воспроизводящих устройствах (DVD или Blu-ray плеерах).
Формат Dolby Digital предполагает шестиканальную раздельную запись и передачу оцифрованного аудиосопровождения, позволяя добиться в домашних условиях большей глубины и выразительность звука, создавая иллюзию полного погружения зрителя в сюжет просматриваемого им фильма или программы.
Dolby Digital является логическим продолжением и развитием более ранней системы кодирования аналогового многоканального звука Dolby Surround.
Сабвуфер – специальная акустическая система, предназначенная для качественного воспроизведения звуковых сигналов низкого тона. Для воспроизведения низкочастотных звуков (басов) требуются динамики достаточно крупного диаметра, которые трудно встроить в современные модели плоских телевизоров. Поэтому разработчики стараются улучшить звуковые характеристики телевизоров, используя различные аппаратные и программные методы.
Телевизоры со встроенным сабвуфером (даже не совсем крупным) обеспечивают более глубокое и насыщенное звуковое сопровождение телевизионных и видеопрограмм, чем это могут сделать приемники, которые им не оснащены. Впрочем, для обеспечения более качественных звуковых характеристик возможно подключение телевизора к внешнему сабвуферу через цифровой ресивер или же к устройству, входящему в состав внешней акустической системы или домашнего кинотеатра.
Стереозвук – способность телевизионного приемника воспроизводить аудиоряд в стереофоническом формате. В техническом плане стереозвук означает излучение двумя динамиками звуковых волн, записанных с помощью разнесенных в пространстве микрофонов по отдельным каналам.
Следует сказать, что наличие в телевизоре двух встроенных колонок еще не означает, что он может воспроизводить эфирные телепрограммы со стереозвучанием. Существуют телевизоры с одноканальным звуком, который просто излучается двумя динамиками, а также телевизоры с эффектом «псевдостерео», который достигается специальными программными методами.
Чаще всего у нас телевизоры со стереозвуком используют только в связке с внешними устройствами (Blu-ray и DVD-плеерами, видеомагнитофонами), служащими источниками мультимедийных записей с двухканальным аудиосопровождением. А вот эфирное стереотелевидение пока еще находится на стадии раннего развития. На сегодняшний день на территории СНГ всего лишь несколько эфирных телевизионных каналов ведут вещание с трансляцией стереозвука.
Впрочем, владельцы телевизионных приемников, оборудованных специальными звуковыми декодерами, могут наслаждаться многоканальным звуком, просматривая программы спутникового телевидения.
FM-радио
Наличие в телевизоре FM-радиомодуля позволяет прослушивать на встроенных в панель и внешних аудиосредствах контент, транслируемый местными радиостанциями, вещающими в ультракоротковолновом диапазоне.
NICAM
Почти мгновенное компандирование
Двухточечные ссылки
Несколько подобных систем было разработано в разных странах, и примерно в 1977/78 году Исследовательский отдел BBC провел тесты на прослушивание, чтобы оценить их. Кандидатами были:
Было обнаружено, что NICAM-2 обеспечивает наилучшее качество звука, но снижает программно-модулированный шум до излишне низкого уровня за счет скорости передачи данных. NICAM-3, который был предложен во время испытаний для решения этой проблемы, был выбран в качестве победителя. [4] [5]
Радиопередачи для публики
Первой цифровой стереопрограммой NICAM была первая ночь 92-го выпуска выпускных вечеров, которая транслировалась на BBC2 с передающей станции Crystal Palace в Лондоне 18 июля 1986 года, хотя программы не рекламировались как транслируемые в стереорежиме на BBC до тех пор, пока некоторые пять лет спустя, когда большинство передатчиков страны были модернизированы для вещания NICAM, и большое количество программ BBC было сделано в стерео.
BBC публично запустила свою стереоуслугу NICAM в Соединенном Королевстве в субботу, 31 августа 1991 года (см. 1991 год на телевидении ), хотя другие британские вещательные компании ITV и Channel 4 объявили об этой возможности несколькими месяцами ранее. Канал 4 начал испытания намного раньше, в феврале 1989 года, через передатчик Crystal Palace в Лондоне.
Он был стандартизирован как ETS EN 300 163. [6]
Страны и регионы, использующие публичные трансляции NICAM
Несколько европейских стран (а также одна азиатская страна) внедрили NICAM с телевизионными системами PAL и SECAM [7] [8] [9]
Некоторые страны и регионы Азиатско-Тихоокеанского региона внедрили NICAM.
Чтобы обеспечить моно «совместимость», сигнал NICAM передается на поднесущей вместе со звуковой несущей. Это означает, что обычная несущая монофонического звука FM или AM остается в покое для приема монофоническими приемниками.
Инфраструктура стерео-телевидения на основе NICAM может одновременно передавать стереофоническую телепрограмму, а также монофонический «совместимый» звук или передавать два или три совершенно разных звуковых потока. Этот последний режим может использоваться для передачи звука на разных языках аналогично тому, как это используется для фильмов в полете на международных рейсах. В этом режиме пользователь может выбрать саундтрек для прослушивания при просмотре контента, используя элемент управления «выбор звука» на ресивере.
Это спектр NICAM в системе PAL. В системе SECAM L несущая звука NICAM находится на частоте 5,85 МГц перед несущей звука AM, а ширина полосы видеосигнала сокращается с 6,5 МГц до 5,5 МГц.
В настоящее время NICAM предлагает следующие возможности. Режим выбирается автоматически путем включения 3-битного поля типа в поток данных.
Четыре других варианта могут быть реализованы позднее. Однако известно, что только первые два из перечисленных являются общедоступными.
Передача пакетов NICAM
Пакет NICAM (кроме заголовка) перед передачей скремблируется девятиразрядным псевдослучайным битовым генератором.
Важно сделать поток битов NICAM более похожим на белый шум, потому что это уменьшает формирование паттерна сигнала на соседних телеканалах.
Проблемы с передачей NICAM
Есть некоторые скрытые проблемы, связанные с обработкой звука NICAM в цепочке передачи.
Мощность несущей NICAM
При измерении анализатором спектра фактический уровень несущей (L) можно рассчитать по следующей формуле:
L (NICAM) = L (Измерено) + 10 log (R / BWAnalyser) + K
Примечание: если BWAnalyser больше R, формула принимает вид L (NICAM) = L (Измерено) + K
Подписание дополнения до двух
Используется метод подписания образцов с дополнением до двух [10], так что:
± 0 В имеет три двоичных представления
Проверка четности ограничена только 6 из 10 бит
Чтобы усилить защиту четности для звуковых выборок, бит четности вычисляется только на шести верхних битах каждой выборки NICAM. Раннее исследование BBC NICAM показало, что неисправленные ошибки в четырех младших битах предпочтительнее общей сниженной защиты, обеспечиваемой защитой по четности всех десяти битов.
Видеомагнитофон
Во время записи в режиме видео (совместимом с DVD-Video ) большинство DVD-рекордеров могут записывать только один из трех каналов (Digital I, Digital II, аналоговый моно), разрешенных стандартом. Более новый стандарт, такой как DVD-VR, позволяет записывать все цифровые каналы (как в стерео, так и в двуязычном режиме), тогда как моноканал будет потерян.
Флэш-память и компьютерные мультимедиа
Кодеки для цифровых носителей на компьютерах часто преобразуют NICAM в другой цифровой аудиоформат для сжатия дискового пространства.
Связанные веб-сайты или технические объяснения
Оптимален ли выбор системы NICAM
Оптимален ли выбор системы NICAM?
Известие о том, что отныне некоторые телевизионные программы будут транслироваться со стереофоничским сопровождением, зрители восприняли с энтузиазмом. Однако в профессиональной среде по сей день не утихают споры о том, перспективно ли внедрение стереовещания в России вообще и насколько оптимальным был выбор системы NICAM в частности
Телезритель свой выбор сделал
Внедрение стереовещания перспективно в первую очередь для развлекательных телеканалов, в эфире которых много музыкальных программ, художественных фильмов, шоу. Стереозвучание сделает такие программы более выигрышными, в то время как для новостных программ внедрение стереозвука менее актуально.
Современный зритель хочет получать программы хорошего качества. Интересно, что как только «Первый канал» объявил о начале вещания в стереорежиме, покупатели московских магазинов бытовой техники стали интересоваться наличием в телевизорах стереорежима, возможностью их работы с NICAM.
Поэтому внедрение стереовещания в нашей стране я считаю перспективным. Последнее слово за телезрителем, и он свой выбор уже сделал. Если вы обратитесь к менеджерам по продажам магазинов бытовой техники, то они наверняка скажут вам, что в Москве с началом тестового вещания в системе NICAM совпал рост спроса на телевизионные приемники, позволяющие принимать программы со стереозвуком.
Технический директор телеканала «MTV Россия»
Андрей Друккер
Расцвет эпохи NICAM в Европе (сегодня вещание в этом формате осуществляют «Первый канал» и «MTV Россия») относится еще к 80-м годам прошлого века.
Сегодня, когда во всем мире идет переход на цифровые технологии вещания, полномасштабное внедрение системы NICAM попросту бесперспективно, так как она рассчитана на аналоговое телевидение.
Конечно, многие зрители обрадовались, увидев на экранах своих телевизоров значок стереовещания.
Меньше проблем с приемом стереосигнала возникает в том случае, когда сигнал принимается с эфира.
Технический директор телеканала СТС
Петр Виноградов
Стереозвук важен для музыкальных талантов
Использование для ТВ-вещания со стереозвуком системы NICAM 728 в современных российских условиях является оптимальным способом повышения качества ТВ-вещания с минимальными затратами. Альтернативы нет, так как большинство современных ТВ-приемников имеют возможность приема стереосигнала системы NICAM 728. Это один из основных аргументов в пользу данной системы, который, однако, не свидетельствует о перспективности ее применения. Ведущими научно-исследовательскими учреждениями России и международными организациями разработаны более эффективные методы кодирования звуковых сигналов, которые будут использованы в цифровом телевизионном вещании.
Следующая причина того, что выбор был остановлен именно на действующей системе NICAM 728, связана с перспективой внедрения в России цифрового ТВ-вещания. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 706-р в 2004 г. должна быть завершена разработка и введение в действие российских стандартов системы телевизионного вещания DVB, а в 2005 г. разработана программа его развития в России.
Создавать в переходный период новые стандарты стереозвукового сопровождения в системе ТВ-вещания D,K/SECAM и принимать связанные с этим нормативные документы, разрабатывать необходимое оборудование и строить приемную сеть бессмысленно. Но вполне реально с небольшими затратами и в достаточно короткое время ввести стереовещание с использованием системы NICAM 728, которое позволит принимать достаточно качественный стереозвуковой сигнал до перехода на систему цифрового ТВ-вещания DVB.
До завершения испытаний на 38 ТВ-канале не был получен ответ на вопрос о возможном снижении яркостной и цветовой четкости изображения при уменьшении ширины полосы сигнала изображения с 6 до 5,1 МГц. Вопрос о большой вероятности указанного мешающего воздействия был обозначен ведущими научно-исследовательскими учреждениями на совещании в Минсвязи России в феврале 2004 г. при обсуждении результатов испытаний на 1 ТВ-канале.
Проведение в Москве эксперимента на 38 ТВ-канале наряду с 1 ТВ-каналом было признано Минсвязи России необходимым для получения данных о работе системы NICAM 728 в дециметровом диапазоне. По результатам завершившихся испытаний, даже в условиях порогового приема сигналов цветности, наличие или отсутствие в составе видеотракта передатчика ФНЧ 5,1 МГц совместно с передачей сигнала NICAM 728 практически не ведет к изменению качества приема цветного сигнала.
Важен и еще один результат испытаний: наличие в структуре ТВ-сигнала дополнительной информации звуковой составляющей стереосигнала системы NICAM 728 не оказывает влияния на обычные ТВ-приемники, в которых отсутствует возможность приема стереосигнала. Полученные результаты исследований позволяют устранить брешь, существовавшую в стандарте, принятом Европейским институтом стандартов по телекоммуникациям EN 300 163 v.1.2.1 (1998-03) «Телевизионные системы NICAM 728: передача двухканального цифрового звукового сигнала с помощью наземных телевизионных систем B, G, H, I. K1 и L» в части возможности использования системы NICAM 728 в стандарте D, K/SECAM. Принятие дальнейшего решения остается за Минсвязи России.
В начале июня сего года Минсвязи России совместно с УНЦ «Содействие» организовали проведение семинара «Новые технологии на сетях распространения телерадиопрограмм», на котором был представлен доклад о результатах исследований возможности использования системы NICAM 728 на 38 ТВ-канале в Москве, организованных телекомпанией «MTV Россия». При обсуждении данного вопроса было рекомендовано разработать на основе проведенных испытаний временные нормы, определяющие условия и параметры регулярного вещания ТВ-программ в стандарте D, K/SECAM со стереозвуком NICAM 728. От принятия решения и оперативности разработки такого документа зависит возможность распространения в регионах рассматриваемой системы стереофонического звукового сопровождения.
Заместитель технического директора телеканала «MTV Россия»
Виталий Гребеник
Проблема в раздаче стереосигнала
ВГТРК располагает всеми техническими средствами для работы в стереорежиме. Проблема заключается только в раздаче стереосигнала.
На территории России действуют монофонические передатчики, в которых имеется только одна моделирующая частота. Поэтому сегодня актуален вопрос переключения в стереорежим большого количества передатчиков, работающих в сети распространения. Однако для этого требуется государственное решение по поводу принятия стереосигнала.
К тому же в России до сих пор не принят стандарт ТВ-вещания в стереорежиме. В этом направлении ведется большая работа, и уже в скором будущем решение по поводу введения стандарта стереофонического звукового сопровождения телевидения будет принято. Скорее всего это будет стандарт NICAM. И тогда программы, которые мы сейчас вещаем в моно, будут переключены на вещание в стереорежиме (если, конечно, они изначально создавались в этом формате).
Практически вся техника, установленная в региональных ГТРК (магнитофоны, нелинейные монтажные станции и др.), имеет стереорежим по умолчанию. Вопрос только в том, задействован ли он в работе.
Главное ограничение здесь опять-таки в сети распространения.
FM-вещание сегодня практически везде осуществляется в стереорежиме. К сожалению, компании «Радио России», «Маяк» имеют старую сеть распространения, которая рассчитана в основном на моновещание. Поэтому для того, чтобы перевести в стереорежим вещание государственных радиостанций, нужны финансовые вложения, которые будут найдены только при условии принятия решения по стандарту стереофонического вещания на государственном уровне.
Директор дирекции технического развития ВГТРК
Геннадий Качалов
Телевещание в аналоговом формате бесперспективно, и в будущем оно будет использоваться исключительно в крупных городах с целью покрытия больших территорий сигналом с одного или нескольких вещательных передатчиков.
Основной путь перехода на стереовещание, на мой взгляд, связан с переходом на цифру, на повсеместную трансляцию ТВ-сигналов в цифровом формате.
Позволю себе поделиться личным впечатлением. Когда я смотрю «Первый канал» или канал «MTV Россия», вещание которых осуществляется со стереофоническим сопровождением, то эффекта стерео я практически не замечаю, несмотря на то, что у моего телевизора есть декодер NICAM. Видимо, это связано прежде всего с качеством звукового сопровождения исходного видеоматериала. Возможно, причиной этого является качество самого радиосигнала, приходящего по кабельной распределительной сети.
При этом если я смотрю канал «MTV Россия» по DIVO-TV или в пакете «НТВ-Плюс», где вещание осуществляется в цифре, то эффект стереозвука гораздо заметнее. Причем в этом случае отсутствует дополнительная обработка цифровых сигналов звукового сопровождения, которые передаются просто как независимые транспортные потоки левого и правого каналов. Фактически на выходе цифрового приемника-декодера мы получаем отдельно левый и отдельно правый сигналы в том виде, в каком они были сформированы на передающей стороне. Никакой дополнительной обработки не происходит. Кроме того, полностью отсутствуют проблемы, связанные с необходимостью уменьшения полосы пропускания тракта изображения для передачи сигналов с использованием системы NICAM, a также проблемы взаимного влияния сигналов звукового сопровождения и сигналов изображения, которые присущи аналоговому вещанию.
Именно цифровой формат передачи изображения и звукового сопровождения обеспечивает предоставление зрителю качественного продукта с качественным изображением и качественным стереозвуком.
Думаю, что сегодня аналоговое телевизионное вещание со стереозвуком реально только для крупных российских городов. Что касается мелких ретрансляторов и передатчиков, то для них более актуальной является расширение зоны охвата или покрытия, увеличение количества транслируемых программ, модернизация и реконструкция существующего парка наземной передающей сети.
Однако если говорить о крупных городах, то трудно предположить, какой процент проживающих там телезрителей удовлетворен тем стереозвуком, который им сегодня может предложить «Первый канал» или «MTV Россия».
Технический директор «Версател» / DIVO TV
Александр Косарев
Для удобства телезрителя
Сегодня многие телезрители становятся обладателями домашних кинотеатров, поэтому внедрение стереозвука в телевидение кажется отрадным фактом. Если у человека дома стоит стереотелевизор, почему он не может получать стереозвук типа Dolby Surround, распределенный на 3-4 колонки?
Трудно говорить, оптимален ли был выбор системы NICAM, потому что, на мой взгляд, все системы стереовещания по большому счету одинаковы.
Только тогда, когда в нашей стране будет принят единый стандарт стереовещания, станет ясно, стоит использовать NICAM или какую-то другую систему. Эти вещи неразрывны.
Что касается экспериментального вещания, то, насколько мне известно, на «Первом канале» система NICAM была запущена в очень упрощенном варианте, и специалисты не использовали ее возможности на 100%. Поэтому были даже некоторые осечки, когда стереозвучание прерывалось и зритель был вынужден некоторое время смотреть передачу без звука.
Подобных осечек можно было бы избежать, предусмотрев в техническом тракте устройства, которые обеспечивали бы в случае прерывания стереовещания микширование монозвука на 2 канала. Необходима также некая аппаратура для анализа вещания, которая в случае сбоев производила бы автоматическую замену режимов звука.
Наверно, этот аспект сегодня более актуален, чем вопрос стереозвука. Почему бы англоговорящему телезрителю, который, предположим, приехал в Россию по делам, не предоставить возможность смотреть программы того же «Первого канала» на английском языке?
Подобные технологии уже существуют. Чтобы работать с ними, нужно просто решение руководства конкретного канала.
Главный специалист по телевизионным и компьютерным технологиям телекомпании НТВ
Пламен Дуновски
Зритель хочет стереозвука!
Внедрение стереовещания в России обусловлено нуждами современного видео- и аудиопроизводства, а также требованиями потребителя. Именно поэтому «Первый канал» и канал MTV перешли на вещание в стереорежиме. Думаю, со временем в стереорежиме начнут вещать все российские телеканалы. Вопрос только в том, будет ли принята за основу функционирующая ныне система NICAM или какая-то другая.
Директор компании «Окно-ТВ»
Александр Волов