networking что это поиск персонала
Как нетворкинг поможет найти идеального кандидата в списке «слабых связей»
Практика доказывает: специалисты с большей степенью вероятности получают предложение о приеме на работу, если у них уже есть «завязки» и контакты внутри компании-работодателя. Это актуально как для зарубежных организаций, так и для российских. Используйте эту вероятность: расспросите сотрудников компании, с которыми вы давно не общались, — узнайте, есть ли у них знакомые.
Постоянно используйте правило «слабых связей»
Идея в том, что слабые связи важнее сильных. Cильные связи — это те люди, с которыми вы поддерживаете частые рабочие контакты. Слабые — те, с кем перестали общаться или встречаетесь совсем редко.
Начните поднимать свои старые контакты. Вы можете назначить встречу с вашими бывшими коллегами по предыдущей работе или вспомнить об организаторе конференции, с которым вы не пересекались несколько месяцев. Именно благодаря большому временному промежутку вы можете найти контакты «знакомых знакомых», с которыми вы совершенно случайно пересекались когда-то, а сейчас они могут помочь вам с поиском идеального кандидата.
Пять советов по нетворкингу для HR-директора
1. Обращайте внимание на каждого человека
Будьте внимательны к каждому человеку, с которым вы общаетесь. Для профессионалов HR общение зачастую может быть шаблонным и автоматическим, особенно если вы ищете широкий круг специалистов для своей компании. Не упускайте возможности расспросить собеседников, кого они знают и могут порекомендовать.
2. Выходите за рамки привычного круга общения
Вас окружают одни и те же люди: коллеги, клиенты, партнеры, подчиненные, друзья, семья — это ключевые круги вашего «нетворка». Начните посещать сообщества, которые отличаются от привычных вам HR-кругов. Там, где собирается много разных людей, где происходит сильный круговорот индустрий, идей, — там вы получаете мощную мотивацию, необычные инсайты. Новые контакты помогают вам перебороть усталость и мысли «искал везде и всех, не могу больше». Психологические ограничения быстро рушатся, если вы выдергиваете себя из привычной деятельности. Начните с посещения тех конференций и сообществ, на которых вы раньше не фокусировали свое внимание.
3. Не бойтесь «ненужных» контактов и путаницы с новыми знакомствами
Стратегия обрастания новыми связями проста: сначала вы увеличиваете количество контактов с теми людьми, с которыми раньше не встречались либо встречались редко. Вас может ошеломить возникшая путаница: вы просто будете не готовы к объему контактов и связей, новой информации, с которой придется взаимодействовать. Вы будете стараться по старой привычке систематизировать контакты, встречи, заметки: возможно, это не будет получаться. Но эта методика работает: вам нужно перегрузить свой мозг новыми контактами, идеями и инсайтами, чтобы выбить себя из привычной колеи. В этот момент вы начнете ловить совершенно странные, бестолковые и безумные идеи. Не бойтесь этого состояния: именно так вы сможете вырваться из привычной колеи.
Хороший контакт приходит не сразу. Я называю это «поиском жемчужин». Чтобы найти по-настоящему драгоценного человека, нужно искать: спрашивать, просить рекомендации, узнавать, знают ли люди кого-то интересного в определенной области, и при этом задавать эти вопросы незнакомым людям.
Терпение — необходимый ингредиент поиска. Вам будет казаться, что вы ищете не там и не того человека; ведь у вас на руках есть чёткое описание требований к специалисту, список компаний, в которых такие специалисты работают: зачем время зря терять? Еще раз повторюсь: наберитесь терпения и настройтесь на то, что на первом этапе общения вы будете общаться с «не теми» людьми.
4. Переход к следующему этапу
Ключевой вопрос, который нужно задавать при общении с новыми людьми: «Кого вы еще знаете?» Установив первоначальные доверительные отношения или вернувшись к общению спустя время, вы сможете выйти на Хаба — человека, который знает многих людей. Хаб — это «соединитель», человек, задача которого — соединять людей друг с другом. Идеальный нетворкер-профессионал — это всегда хаб: он знает всех интересных людей в определенной индустрии и по звонку может вас связать практически со всеми ключевыми игроками этой индустрии.
В идеале вы должны быть таким хабом для вашей сети контактов и с радостью помогать своими связями вашим друзьям, коллегам, клиентам и слабым связям. Несколько минут, которые вы можете потратить на звонок или письмо, вернутся многократно, когда вам потребуется помощь того человека, который попросит помощи в первый раз.
5. От хабов — к результату
Хабы дают вам возможность выходить на самых интересных людей — людей, которые увлечены своим делом и не ищут работу. Это, как правило, самые успешные люди в своей профессии: они трудоустроены, работают в интересной компании и на неплохом окладе.
Зачем нам такие люди? — спросите вы. Все просто. Вы должны начать разговор до момента, когда у такого профессионала появится спрос на перемену работы. И именно такой подход приводит к тому, что в вашей сети контактов появляются, во-первых, хабы, которые знают всех, во-вторых, специалисты, которые лучше всех.
Модель расширения своих контактов и поиска специалистов с помощью нетворкинга лучше всего работает в случае сложного поиска: очевидно, что для поиска линейного профессионала нет необходимости в таких временных затратах.
Нетворкинг от А до Я: как и зачем заводить полезные знакомства
Содержание:
Что такое нетворкинг
Нетворкинг — это создание и развитие сети полезных знакомств. Это инвестиция в будущее: вы просто заводите знакомства, которые пригодятся в карьере или бизнесе. Чем больше у вас таких знакомых, тем больше возможностей.
Например, на дизайн-конференции вы познакомились с менеджером крупного бренда. Обсудили выступления спикеров, индустрию и общие проблемы, обменялись контактами. Через несколько недель этот менеджер предлагает вам поработать над новым проектом компании, потому что ему понравился ваш подход к проблемам и клиентам.
Но чтобы нетворкинг приносил пользу, нужно предложить своим новым знакомым что-то взамен, ведь вас тоже могут попросить об одолжении.
«Речь идет о налаживании двусторонних, основанных на доверии рабочих отношений. И это может делать каждый. Вероятно, это самая мощная сила, помимо фактического опыта, которая может повлиять на вашу карьеру», — считает консультант в сфере лидерства Leadership Research Institute Ралука Грейбнер [1].
Зачем развивать сеть знакомств
Чем сильнее ваше присутствие в профессиональном сообществе, тем больше пользы можно из этого извлечь. Люди попадают туда неслучайно — каждый владеет определенными ресурсами, интеллектуальным и социальным капиталом. Поэтому любой новый контакт обладает потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества. Вот какие возможности открывают такие отношения.
Вам не придется тратить время на поиск нужной информации, если в вашей записной книжке десяток специалистов из разных сфер. Они могут оперативно ответить на вопрос или посоветовать, к кому обратиться за помощью.
Вы общаетесь с профессионалами, которые постоянно ищут новые решения привычных задач, пробуют инновационные подходы и запускают разные проекты. Учитесь на чужих ошибках и перенимайте лучшие практики.
По статистике LinkedIn [2], до 85% вакансий закрывают через знакомства. Блат и кумовство здесь ни при чем: если вы хорошо делаете свою работу и с вами приятно иметь дело, вас обязательно позовут, когда откроется подходящая позиция.
Других может заинтересовать ваша работа или идеи. Они помогут привлечь деньги на проекты или опытных специалистов в команду, отрекламируют продукты, чтобы расширить аудиторию, или откроют с вами новые направления бизнеса.
Как работает нетворкинг
Любой человек занимается нетворкингом в течение жизни: знакомится, общается, вступает в сообщества. Важно научиться извлекать пользу из этих процессов. Никто и не подумает звать вас на работу, если не знает, чем вы занимаетесь.
Ключевой принцип правильного нетворкинга — рассказывать о себе и узнавать о других.
Важно не только заводить новые контакты, но и постоянно оставаться в поле зрения. Например, вы давно окончили вуз и многие из ваших однокурсников уже наверняка преуспели в своих направлениях. Они могут быть вам полезны, но если вы с самого выпуска не поддерживали связь, внезапно просить их о помощи будет не очень вежливо.
Где практиковать нетворкинг
У некоторых получается обрастать полезными знакомствами естественно: такие люди от рождения общительны и умеют располагать к себе окружающих. Но в современном мире нетворкинг — инструмент, доступный даже интровертам.
Социолог Брайан Уцци и профессор школы менеджмента им. Келлога Ричард Томас считают [3], что по-настоящему сильные связи формируются не в светских беседах, а в ситуациях, когда вы с другими людьми вовлечены во что-то важное. Поэтому самый эффективный нетворкинг — тот, что связан с совместной работой. Но не стоит пренебрегать и простым общением.
Места и мероприятия, которые способствуют хорошему нетворкингу:
Многие практико-ориентированные мероприятия построены вокруг командной работы: например, кейс-чемпионаты и хакатоны. Курсы, тренинги, интенсивы и марафоны, даже проходящие в онлайне, часто включают блоки, в которых студенты решают задачи совместно. Здесь можно познакомиться с интересными людьми, показать свои навыки в деле и посмотреть, на что способны другие.
В таких местах люди погружены в работу, и вы можете предложить помощь, задать вопрос или поделиться мнением. Единоразовое плодотворное взаимодействие легко перерастет в дальнейшее сотрудничество.
Здесь вы сразу сориентируетесь, кто может оказаться полезен вам, а кого заинтересуете вы сами.
На Западе все давно ищут профессиональные знакомства в LinkedIn, в России и СНГ есть «Профессионалы.ru», но для этого подойдут и другие платформы. В Facebook можно напрямую написать нужным людям, а с помощью канала в Telegram или YouTube легко заинтересовать других связаться с вами.
Программа-бот подбирает вам собеседника и предлагает организовать встречу один на один.
Участники объединяются в такие группы по определенным интересам или признакам, но это не значит, что у них не могут найтись и другие точки соприкосновения.
Как правильно заниматься нетворкингом
Первое впечатление
Важно научиться производить хорошее первое впечатление. Подумайте, как интересно представить себя в паре предложений. Стоит отойти от сухих обобщенных формулировок, содержащих только должность и сферу деятельности. Лучше кратко описать, чем конкретно вы занимаетесь, например: «Я анализирую данные и вместе со специалистами из смежных направлений разрабатываю маркетинговые стратегии для бизнеса».
Пригодятся и качественные визитки. Сделайте понятные карточки с лаконичным дизайном, из которых сразу понятно, где и кем вы работаете и как с вами связаться. Чтобы сделать их еще удобнее, можно добавить QR-код, который при сканировании покажет ваши профили в соцсетях. Новые знакомые непременно посмотрят вашу страницу в Facebook. Поэтому следует грамотно ее заполнить. Добавьте в профиль качественное фото, информацию об образовании и опыте, вступите в тематические группы, связанные с вашей работой, покажите, что интересуетесь профессией. Делайте репосты интересных в вашей сфере публикаций, делитесь мнением по этому поводу, сами пишите экспертные посты.
Общение
Большинству людей проще общаться один на один или в небольших группах. Поэтому лучше не приходите на мероприятия в компании с кем-то. Старайтесь появляться еще до начала события и задерживаться после его окончания. Так у вас будет возможность встретить больше людей, не занятых беседами.
Ваша цель — не просто максимально расширить список контактов, а найти полезных людей для сотрудничества. Поэтому сфокусируйтесь на общении с теми, кто действительно может вам пригодиться. Например, если вы хотите найти новые возможности для рекламы своих продуктов и заранее знаете, что какой-то человек занимается маркетингом, в первую очередь попробуйте ближе сойтись именно с ним.
Помните про банальные правила вежливости. Больше улыбайтесь, не переходите резко на «ты», делайте комплименты, обращайтесь к людям по имени, представляйте друг другу незнакомых и не перебивайте собеседников. Проявляйте искреннюю заинтересованность: задавайте больше открытых вопросов и просите поделиться мнением. Не отвлекайтесь на смартфон или посторонние вещи и старайтесь выслушивать новых знакомых до конца.
Укрепление связей
Заведите привычку оставлять «крючки» во время первого разговора и с их помощью напоминать о себе уже после встречи. Например, вы можете поделиться информацией из какого-то исследования или публикации, а на следующий день отправить ссылку на них и так завязать последующий диалог. Другой способ — сделать общее фото и после скинуть его в мессенджере.
Приглашайте на обед, кофе или совместную тренировку людей, с которыми обменялись контактами. Как пишет Кейт Феррацци в бестселлере The New York Times «Никогда не ешьте в одиночку», в такие моменты мы более открыты к свободному общению и охотнее сближаемся.
Делитесь полезными ссылками, сервисами, новыми контактами, если они могут пригодиться вашим знакомым. Привозите им небольшие сувениры из путешествий, поздравляйте с праздниками, обменивайтесь книгами, рассказывайте о значимых событиях в своей жизни и старайтесь иногда проводить время вместе просто так — не обсуждая дела.
Каких ошибок в нетворкинге стоит избегать
Что почитать о нетворкинге
Научиться нетворкингу только по книгам не получится. Потребуется постоянная практика и работа над другими soft skills. Но эта подборка книг поможет избежать ошибок, опираясь на опыт профессионалов, и узнать об основных инструментах нетворкинга.
«Нетворкинг для интровертов», Викре Карен
Книга научит располагать к себе людей, заводить полезные знакомства и добиваться разных профессиональных целей с их помощью.
«Никогда не ешьте в одиночку», Кейт Феррацци
Гуру нетворкинга описывает простые и эффективные приемы из своего опыта. Его подходы изучают в Stanford Business School.
«Как разговаривать с кем угодно, где угодно и когда угодно», Ларри Кинг
Один из известнейших тележурналистов и признанный мастер интервью делится своими секретами.
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса Эдвардс
Основательница лаборатории The Science of People рассказывает, как вести себя на мероприятиях, считывать эмоции и делать любое общение запоминающимся.
«Язык жизни», Маршалл Розенберг
Ненасильственное общение (ННО) — способ понятно доносить до человека информацию и добиваться своего. Подход сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг. В книге он рассказывает о методах общения с людьми, делится инструментами эмпатии и понимания себя.
Нетворкинг
Слово «нетворкинг» вошло в наш обиход сравнительно недавно и из-за своего англоязычного происхождения часто ассоциируется с чем-то из мира интернета и социальных сетей. На самом деле ничего нового в идее нетворкинга нет: она подразумевает создание круга знакомств, в личном или профессиональном пространстве, а этим с успехом занимались и наши родители, и дедушки, и все поколения до них. Введение модного понятия скорее связано с тем, что психологи и бизнес-коучи решили дать определение и выявить правила нетворкинга, которые помогают больше зарабатывать и продвигаться по карьерной лестнице.
Ну что же, раз есть кому формулировать эти правила, то мы вполне можем изучить их и попробовать применить в жизни!
Содержание:
Что такое нетворкинг
Создание сети знакомств в нужной сфере, или нетворкинг, — один из ключевых инструментов для продвижения по карьерной лестнице. Смена работы, новые проекты, возможности профессионального развития, свежие идеи — все это чаще всего находит нас именно через друзей и знакомых из интересной нам профессиональной сферы.
Сегодня, в эпоху интернета и социальных сетей, грамотный нетворкинг становится абсолютно необходим, причем как для предпринимателей и фрилансеров, так и для менеджеров и наемных работников. Круг профессиональных знакомств помогает заявить о своем профессионализме в той или иной сфере, а также обрести больший вес и надежность, благодаря рабочим и личным рекомендациям.
Общение на бизнес-мероприятиях – важная часть нетворкинга
Если еще двадцать лет назад расширить свою сеть контактов можно было только во время личных встреч: профессиональных конференций, тематических мероприятий и т. д., то сегодня у есть много помощников из мира высоких технологий: социальные сети (в первую очередь Facebook), форумы, сайты, онлайн-сообщества.
Не стоит забывать, что встретить интересных и «полезных» людей можно и в местах, не связанных напрямую с вашей профессиональной деятельностью: от дружеских вечеринок до гольф-клуба.
Виды нетворкинга
1. Из уст в уста
Не стоит забывать о самом древнем и проверенном способе. Если вы ищете новую работу, контакты нужных людей, ценных сотрудников и т. д., не поленитесь рассказать об этом своим друзьям и знакомым: вполне может быть, что кто-то из них решит вам помочь и познакомить с подходящими людьми. Делясь своей проблемой или предлагая свои услуги, вы подключаете еще десятки глаз и ушей, которые могут найти полезную информацию. Не забывайте по возможности оказывать аналогичные услуги и со своей стороны, так как этот способ никогда не может долго работать в одни ворота.
2. Профессиональный нетворкинг
Нетворкинг в профессиональной среде базируется на идее того, что вы — самый подходящий, подготовленный и мотивированный человек, для того чтобы рассказать о себе и своем бизнесе, и никто не справится с этой задачей лучше вас. Чтобы преуспеть в этом деле, нужно соблюдать следующие правила:
Этот тип нетворкинга широко используют те, кто занимается продажами чего-либо, если их цель — не просто продажа конкретного продукта/услуги, но и расширение портфеля потенциальных клиентов. Для этого метода важно личное общение с каждым человеком, вживую или через средства связи.
Сложно предсказать, кто именно из круга профессионального круга общения окажется полезен в тот или иной момент, но его наращивание повышает шансы на успех
3. Прицельный нетворкинг
Этот вид выстраивания сети контактов базируется на принципах, прямо противоположных описанным выше. В данном случае сначала вы определяете человека или людей, с которыми хотите познакомиться, а потом ищете того, кто может вас представить и по возможности порекомендовать. Этот метод полезен при поиске новой работы, особенно если вы — хороший специалист в своем сегменте и детально представляете себе, в какую сторону намерены развиваться.
4. Онлайн-нетворкинг
Интернет дает неограниченные возможности для нетворкинга, потому что именно с его помощью мы получаем одновременный доступ ко множеству людей в интересной нам сфере. В частности, стоит обратить внимание на следующие инструменты:
Нетворкинг в интернете подразумевает как общение с другими людьми (через личные сообщения, комментарии, обсуждения), так и поддержку своей страницы в социальных сетях и, при необходимости, сайта. Манера ведения своей страницы в Facebook или других популярных ресурсах должна соответствовать тому, какой имидж вы хотите создать. Если речь о профессиональных контактах, то лучше воздержаться от обилия личных фотографий с вечеринок (или постить их в закрытом режиме для друзей) и уделить внимание тому, что характеризует вас как профессионала: например, комментировать новости отрасли, публиковать материалы, относящиеся к вашей сфере, а также демонстрировать примеры ваших собственных работ.
Зачем нужен нетворкинг
Итак, мы разобрались с тем, что включает в себя понятие «нетворкинг», но остается вопрос: каким образом это поможет заработать деньги и подняться по карьерной лестнице?
Вопреки распространенному мнению, широкая сеть профессиональных знакомств нужна не только для непосредственной «продажи» себя или своих услуг — грамотный нетворкинг открывает массу возможностей.
В первую очередь, это то, что помогает выбраться из уютной зоны комфорта и нацелиться на развитие. Нетворкинг подразумевает постоянное общение с людьми, со взаимной помощью (чтобы рассчитывать на содействие других, надо обязательно оказывать аналогичное содействие самому), обменом свежими идеями, поиском возможностей для сотрудничества и совместных проектов. Широкая сеть знакомств в своей профессиональной сфере может не только оказаться полезной при поиске нового места работы, но и дать саму идею смены работы, развития карьеры, возможно, перехода в смежный сегмент.
Общение с интересными людьми – лучший источник вдохновения для карьерных свершений
Нетворкинг — лучший путь поиска единомышленников. Это особенно важно для тех, кто нацелен на крупные перемены в карьере: например, открытие собственного бизнеса, переход на фриланс и т. п. Ничто не поможет подготовиться к грядущим трудностям лучше, чем личное общение с теми, кто уже осуществил нечто подобное, и может грамотно помочь и поддержать советом.
Наконец, общение в своей профессиональной среде помогает лучше определиться с самоидентификацией, выявить свои сильные и слабые стороны, обозначить собственный карьерный и личностный путь развития. Попробуйте рассказать едва знакомому человеку о том, чем вы занимаетесь: сжато, понятно и интересно. После того как вы повторите это упражнение десятки раз, возможно, и вам самому станет понятнее, что вы представляете из себя на текущий момент и к чему стоит стремиться.
Правила успешного нетворкинга
Психологи и бизнес-коучи выделяют ряд правил успешного нетворкинга. Рассмотрим основные из них.
1. Будьте приветливы и дружелюбны
Казалось бы, основа основ, но никогда не будет лишним это повторить: при знакомстве с новыми людьми на деловом мероприятии, вечеринке и даже по телефону обязательно улыбайтесь, ведите себя спокойно и дружелюбно. Задавайте вопросы, внимательно слушайте собеседника, проявляйте искренние интерес к тому, что он говорит, – все это поможет вам произвести приятное впечатление.
Отнесем сюда же и внешний вид: элегантный и соответствующий обстановке
2. Составьте план
Знакомства с новыми людьми и общение — дело, которое по душе далеко не каждому. Чтобы меньше стесняться и переживать, отнеситесь к нему как к работе и составьте план: например, поговорить с 10 людьми в течение мероприятия. После этого можно дать себе отдых.
3. Всегда имейте при себе визитки
Визитные карточки — валюта нетворкинга. Обязательно носите их собой в достаточном количестве и обменивайтесь ими с другими людьми. Степень креативности визиток не должна переходить грань разумного: можно привнести в них что-то нестандартное, чтобы выделиться, но оставайтесь в рамках стиля делового общения (например, шутливые надписи и смайлики лучше оставить для друзей).
4. Используйте домашние заготовки
Далеко не все из нас способны остроумно шутить и оживленно болтать в любой ситуации. Но есть простой секрет: подумайте о том, что вы будете говорить, заранее! И речь не только о краткой презентации нового проекта — записывайте удачные фразы, шутки, темы для беседы, а также информацию о собеседниках, если вы уже знаете их. Достаточно пробежаться глазами по заготовленному листочку бумаги перед встречей, и вы точно не растеряетесь!
Поверьте, немалая доля тех, чьей манерой поддержать разговор вы восхищаетесь, использует домашние заготовки
5. Напоминайте о себе
Если в случае романтических свиданий рекомендуется подождать 3 дня, то для бизнес-нетворкинга следует другое правило: напомнить о себе в течение 24 часов (максимум 48). Самым удобным способом для этого станет электронная почта: пришлите новому знакомому короткий е-мейл с вашими контактами и, по возможности, информацией о том, о чем вы общались (например, если вы пообещали ему прислать ссылку на какой-нибудь материал). Этим вы заработаете дополнительные очки и дадите возможность выделить вас среди других случайных знакомств.
6. Старайтесь общаться лично
Привлечь внимание собеседника к вашему проекту или вопросу по е-мейл довольно сложно — как правило, гораздо больший эффект дает личная встреча. Если начало общения было воспринято положительно, предложите короткую встречу в офисе или кафе. Обязательно обозначьте цель предполагаемой беседы, ведь время — деньги, особенно у деловых людей.
Часто при личной встрече можно за полчаса решить вопрос, для которого потребовались бы недели электронной переписки
7. Не забывайте о социальных сетях
Страницы в социальных сетях — наиполезнейший источник информации. Вы можете узнать больше о людях, с которыми намерены познакомиться: их место работы, увлечения и т. д. А после знакомства социальные сети помогут вам оставаться на связи.
8. Будьте терпеливы
Нетворкинг — это долгий постоянный процесс, и вряд ли он принесет результаты уже на следующий день. Запаситесь терпением, общайтесь, оказывайте услуги. Все это обязательно окупится в перспективе.
Заключение
Не все мы любим общаться, но сложно поспорить с тем, что создание сети знакомств в профессиональной сфере помогает зарабатывать и строить карьеру. К счастью, современный мир предоставляет массу возможностей для грамотного нетворкинга, и каждый может выбрать то, что ему ближе. Знакомьтесь с успешными людьми вашей сферы, изучайте их опыт и не стесняйтесь рассказывать о себе! Тогда позитивные изменения в карьере не заставят себя ждать.