нету цели в жизни у взрослого человека
Экзистенциальное отчаяние: к чему приводит отсутствие целей в жизни
Блаженное ничегонеделанье обычно подразумевает, что мы занимаемся тем, чем хочется. А что происходит с нашей психикой, если мы и правда ничего не делаем, не ставим перед собой никаких задач и ни к чему не стремимся? И, главное, как выбраться из этого страшного состояния? Отвечает психотерапевт.
Если бы каждого человека временно лишили его повседневных обязанностей — необходимости ходить на работу, улаживать бытовые дела, заботиться о детях, — весь мир бы вскоре погрузился в кошмар. Большинство людей погрязло бы в навязчивых размышлениях на совершенно ненужные темы. Они доводили бы себя до исступления, задаваясь вопросами, на которые нет ответов.
К примеру, бесплодными рассуждениями о жизни и смерти — о том, что все мы рождаемся из некой темной и неясной пустоты, а после смерти возвращаемся в нее же. Эти тяжкие раздумья неизменно приводят к тому, что человек начинает задаваться вопросами вроде «Кто я?» и «Зачем я здесь?», загоняя себя в интеллектуальный тупик.
Лишившись всех жизненных целей, люди оказались бы в такой экзистенциальной пустоте, что тревога просто выбила бы их из равновесия. Наш разум не терпит безделья, воспринимает его как сущее наказание.
Переживая экзистенциальное отчаяние, мы сталкиваемся лицом к лицу с собственной смертностью, невыносимым осознанием конечности нашего бытия.
Экзистенциальное отчаяние подкрадывается незаметно и вынуждает нас постоянно анализировать прошлое
Благодаря им мы сохраняем равновесие и не пускаемся в бесконечные размышления о нашем эфемерном, а возможно и бессмысленном, существовании.
Одна бывшая пациентка как-то сказала мне, что, несмотря на мучившую ее тревогу и депрессию, она была вынуждена думать о будущем из-за своих двух детей. Каждый выпускной вечер, который она посещала, каждый футбольный матч, каждая музыкальная репетиция, каждая новая веха в жизни детей, — все это заставляло ее смотреть в будущее с надеждой, а не со страхом.
Чем старше мы становимся, тем важнее для нас дети и внуки. Они позволяют нам сосредоточиться на их молодости, а не на собственном старении. Для этой женщины материнство на какое-то время стало смыслом жизни. Оно помогало ей держать себя в руках и справляться с психологическими проблемами.
Если же человек с возрастом продолжает жить бесцельно и неорганизованно, скорее всего, он начнет все чаще мысленно обращаться к прошлому. Его будут мучить навязчивые раздумья о былых ошибках, потерях, неудачных решениях. Экзистенциальное отчаяние подкрадывается незаметно и вынуждает нас постоянно анализировать прошлое, хотя это ничего нам не дает.
Полная погруженность в себя
Всепоглощающее отчаяние может подтолкнуть человека к солипсизму — полному погружению в себя, в свои желания, страхи и переживания. У него возникает необоснованное убеждение, что его «я» — единственное мерило истины. Это неадекватное, искаженное эгоизмом восприятие реальности.
Неопределенность, бесконтрольность и непредсказуемость просто невыносимы для человека, который полностью погружен в себя. Эгоцентричный ум часто бывает враждебен ко всему новому, и выход из зоны комфорта становится практически невозможным.
Важно помнить, что нас пугает не будущее, а наша неспособность его контролировать. Погружаясь в себя, мы попадаем в бесконечную карусель невротических переживаний о будущем, которые вызывают постоянную тревогу.
Погружаясь в себя, мы начинаем преувеличивать собственную значимость. Начинает казаться, что наши личные проблемы важнее, чем проблемы остальных жителей планеты, и поэтому все окружающие постоянно наблюдают за нами и критикуют наши действия. Или нам кажется, что мы совершенно уникальны и никто в мире не страдает так же сильно, как мы. Или что сам Бог ополчился против нас лично и специально делает нашу жизнь невыносимой. Знаете что? Вы не настолько важная персона, и точка.
Итак, мы пришли к выводу, что бесцельность и неорганизованность повседневной жизни могут быть опасны для психики. Когда мы живем бесцельно, наш ум пребывает в безделье, не получая никаких задач, заставляющих его работать.
Я столкнулся с осознанием того, насколько ограниченны мои возможности и как краткосрочно мое пребывание в этом мире
Несколько месяцев назад я один пошел в небольшой поход по горам в Санта-Монике к западу от Лос-Анджелеса. Я почему-то особенно остро ощущал одиночество, начал немного жалеть себя. Когда я дошел до высшей точки маршрута и посмотрел вниз на открывшийся передо мной роскошный вид, у меня словно что-то переключилось в голове.
Стоя в тишине на вершине горы, словно изолированный от всего мира, я прослезился и ощутил какую-то толику отчаяния. Это было очень неприятное чувство — тяжелое и печальное. Все жизненные тревоги показались мне гораздо более серьезными, чем раньше, — от обычного страха перед старостью до сомнений по поводу того, выключил ли я кондиционер, уходя из дома. Казалось, будто это новое отчаяние пожирает меня изнутри.
Эта резкая перемена в сознании выбила меня из колеи и совершенно дезориентировала. Но было во всем этом и что-то комичное. Словно фоном звучали скрипки и виолончели, в то время как меня затягивало в какое-то болото абсурда.
Эти переживания заставили меня остановиться и задуматься. Теперь уже я сам столкнулся лицом к лицу с осознанием того, насколько ограниченны мои возможности и как краткосрочно мое пребывание в этом мире. А на прошлой неделе, играя в теннис, я получил травму — разрыв икроножной мышцы. Мне пришлось отменить все встречи с пациентами на ближайшие несколько дней. Я носил ортопедическую обувь и передвигался по дому на костылях.
Временно лишившись своих повседневных обязанностей и выбившись из привычного режима, оставшись наедине с костылями, я снова ощутил то самое отчаяние. И оно сподвигло меня написать эту статью.
Нет жизненных целей, ничего не нужно и не интересно. Завидую другим
Здравствуйте. Сколько длится у Вас такое состояние? Что предшествовало его появлению? Какое событие?
Здравствуйте. Возможно чуть меньше недели, а возможно уже год, то появляясь, то пропадая. В основном такое состояние наступает после общения с друзьями, кто то занимается ремонтом квартиры, кто то куда то съездил, кто то чего добился. Я радуюсь, когда они об этом говорят, а когда возвращаюсь домой, наступает вот такой момент, что кто то может, а я нет, по многим причинам.
Год назад или больше года не было никакого события в жизни? (Заставившего Вас переживать)? Ни в учебе, ни на работе? Ни в семье?
Год назад закончила университет, может поставила для себя большие рамки в плане целей, так как надеялась на лучшую работу, на покупку недвижимости, а сейчас обременили себя вместе с мужем кредитами, из которых явно не скоро выберемся. Со мной данное чувство уже давно, только сейчас осознала. В школе у подруг были вещи лучше чем у меня, отношения с родителями были тоже лучше чем у меня, много что было лучше чем у меня. Тогда то я и поставила себе материальную цель, добиться того, чтобы иметь много денег. Это желание как то на время угасло, были экзамены в школе, ходила в бассейн, потом готовилась к поступлению, то есть моя голова была занята другим. А сейчас же снова, вещи у того то лучше, а у того уже есть квартира. Даже появилась мысль, что замуж вышла потому, что у знакомых начался период свадеб, но развивать ее в своей голове не стала.
Я даже не понимаю или не знаю откуда во мне это снова, вроде выросла и подростковая зависть должна была пройти. Но это снова происходит и что то менять не хочу, может и не понимаю как менять, как выкинуть своих проклятых тараканов из головы, которые говорят мне, что я хуже других
Здравствуйте, головных болей у Вас не бывает? В какой степени выражено недовольство собой? Больше на уровне ума? На уровне эмоций? Или на уровне тела тоже проявляется?
Кризис желаний: «я не знаю, чего хочу»
Индивидуум ясно осознающий свои потребности, всегда ищет пути их исполнения. Движение в нужном направлении может быть более или менее успешным, но, если осознания потребностей и желаний нет, говорить о движении невозможно в принципе. Если жить, пытаясь выхватывать фрагменты бесконечно многообразного мира наугад, то человек обречен на неудовлетворенность выбором.
Проблемы выбора могут носить разный характер — от непонимания своих желаний в отдельных сферах до обезоруживающего «не знаю, чего хочу» абсолютно во всем, включая покупку одежды или заказ еды в ресторане. Чаще всего в таких взрослых вырастают дети, чьи родители все и всегда решали за них: что лучше одеть, с кем нужно дружить, чем питаться. В этом случае просто не формируется или полностью разрушается способность понимать себя и принимать решения в соответствии с собственными желаниями. Легче ситуация у тех, кто может выбирать в отдельных сферах жизни, но совершенно теряется в других (например, легко определяется в бытовых вопросах, но не может понять в какой профессии хотел бы самореализоваться). Ведь во втором случае есть успешный опыт опоры на себя и принятия решений, а это может стать хорошим ресурсом и поддержкой на пути к изменению.
Когда нет внутренней опоры
Проблема распознавания своих глубинных истинных желаний и потребностей приводит к тому, что человек обращается к установкам, общепринятым стандартами или навязанным извне ценностям. Однако, они могут быть совершенно чуждыми и тогда вместо удовлетворения приходит разочарование, апатия или даже депрессия. Так молодой мужчина, испытывающий постоянное раздражение и усталость от отношений в семье, не предпринимает попыток изменить ситуацию, потому как не может понять и выразить, чего же он хочет от своей супруги. Более того, он даже не пытается разобраться, так как уже несколько лет живет с установкой: «В браке всегда так, любовь заканчивается, но надо жить дальше». Примерно так, подменяя нераспознанные личные потребности одобряемыми общественным мнением суррогатами, человек теряет внутреннюю опору.
На этом фоне могут возникнуть:
Невозможность понять себя может породить одну или несколько из перечисленных сложностей, но может и объединить их, создавая общую неудовлетворенность жизнью — «все не то и не так!»
О психологических истоках проблемы
На становление личности оказывают влияние многие факторы, связанные как с особенностями внутренней организации человека, так и со спецификой его окружения.
Губительное воздействие на развитие функции выбора могут оказать вынесенные из детства установки и убеждения, способствующие подмене ориентира на себя (собственные желания и потребности) внешними правилами: так должно быть, это правильно, так принято и т.п.
Еще один источник проблемы — невозможность разграничить собственное мнение о себе и мнения окружающих, этакое «растворение» в других. Такой человек легко берет на веру то, что ему говорят его близкие, в том числе – и о нем самом. Из-за неспособности осознать и выразить собственную позицию идет подмена своих желаний сценариями других людей. Так девушка поступает на авиадиспетчера, потому что ее родители уверены, что это самая подходящая для нее работа и она тоже верит в это. Но в процессе обучения она постепенно понимает, что это не то, что ей нужно, а что нужно – определиться не может.
Возникает тупик, из которого не так-то просто выбраться самостоятельно. В приведенном примере понадобилась длительная работа девушки с психологом, чтобы она сначала научилась осознавать, и затем и отстаивать свои желания
Развитию личностной несостоятельности способствует и механизм проекций — защитный психологический механизм, предполагающий восприятие внутриличностных процессов как происходящих извне, наделение окружающих объектов определенными характеристиками с последующим использованием этих условных характеристик в качестве объективных данных («Я не могу сделать выбор — и никто не может; если кто-то доволен своим выбором, ему просто повезло»).
Ошибки воспитания, или как защитить своего ребенка от кризиса желаний
Абсолютное большинство родителей желают своим наследникам добра, но непонимание некоторых процессов и недооценка их важности для дальнейшей жизни нередко дает обратный эффект. В полной мере справедливо это и для зарождения кризиса желаний.
К такому результату приводят как авторитарный тип воспитания (неприятие родителями решений ребенка, его права на собственные взгляды и оценки) или чрезмерная критичность окружающих, так и избыточная забота (все делается взрослыми «авансом»), лишающая ребенка необходимости формулировать свои желания и добиваться их исполнения.
Смирение с тем, что решение принимают другие, равно как и боязнь спровоцировать собственным решением конфликт, из детства перетекают во взрослую жизнь и становятся серьезным препятствием для постановки жизненных целей и достижения жизненного успеха.
Специфика психологической помощи
Кризис желаний — это ситуация, достаточно сложная для работы психолога или психотерапевта, ведь человек с нарушением функции выбора порой не может ясно сформулировать запрос, обрисовать свои ожидания, установить ориентир в виде предполагаемого результата.
На поиски отправной точки может потребоваться до 10 встреч, и только после полной проработки запроса можно переходить к этапу, который собственно и призван достичь желаемого. И тогда уже постепенно психолог или психотерапевт помогает клиенту разобраться и с теми причинами, которые привели человека к невозможности осознавать, чего же он хочет, и с теми последствиями, которые возникли в результате данной проблемы.
Из практики. Привлекательный молодой человек с печальным взглядом, хорошо одет, правильная речь, прекрасные манеры — таким предстал перед психологом Артем, в свои двадцать пять испытывающий неудовлетворенность жизнью.
В активе юноши — успешно оконченная престижная школа, диплом бакалавра международных отношений, два курса обучения на факультете технического перевода и, наконец, осознание полной ошибочности пути, потерянного времени, а главное — неспособность выбрать что-то другое. В очередной раз бросив университет, Артем два года посвятил поиску дела по душе, но ничего так и не выбрал.
Проблема этого молодого человека оказалась «родом из детства». Любящая заботливая мать оградила мальчика буквально от всех потенциальных неприятностей (в школу/из школы — только на машине, занятия музыкой — только в щадящем режиме с частным педагогом, домашние задания — только под материнским контролем и т.д.)
Мать (как ей казалось) делала все для того, чтобы Артем не потерялся на фоне более яркого и одаренного старшего брата с рано проявившимися талантами. И мальчик действительно учился хорошо, и играл на пианино, и спортом занимался. Но по мере взросления становилось все более понятно: Артем остается «хорошим мальчиком» — и не более того.
Хотя этот случай нельзя отнести к числу особо сложных (молодой человек четко осознавал свои желания в прочих сферах, сумел выстроить хорошие отношения с любимой девушкой, нормально общался с друзьями) работа заняла не один месяц: определиться со своими жизненными планами — это во многом стать честнее по отношению к себе, что, как известно, очень непросто. Артему это удалось.
Наша жизнь полна и интересна, когда день за днем происходит приближение к цели — к большой или маленькой мечте, которая есть у каждого человека. Если вы не видите свой жизненный ориентир, вам, возможно, необходима помощь профессионального психолога, и чем скорее вы ее получите, тем большего успеете добиться в своей жизни.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Нет цели в жизни, ни в чем не вижу смысла. Определился с будущим, но зачем мне все это?
У меня не совсем депрессия. Немного обо мне: 20 лет, студент.
У меня нет цели к жизни, я ни в чем не вижу смысла. Я не могу просто жить как все не задумываясь об этом. У меня есть учеба, я определился с будущим заработком, но зачем мне все это если я не знаю что мне с этим делать? Пишу сюда потому что стали посещать мысли о суициде. Снова.
Я знаю что я этого не сделаю потому что мама, бабушка и еще несколько человек этого не выдержат, но бездействие доставляет массу неудобств, мысли копятся и все скоро придет к тому же к чему год назад. Более подробно хотелось бы уже отвечать на конкретные вопросы. У меня есть соображения что мне мешает жить нормально, но вот выход я не вижу. В 20 лет человеку в жизни ничего не нужно. Это как бы не нормально. Жду ответа.
Габриэль, обращений к психологу не было, препараты никакие не принимал, я как бы так выразиться. Умею скрывать свое состояние, тем более неквалифицированные люди никак не могут мне помочь, они пытаются, но не понимают что я от них хочу, у них как то все просто. Мысли о суициде. Это было ну если округлить то с января по июнь этого года включительно, я связался не с той компанией, много пил и курил, сигареты, не более, просто я вел здоровый образ жизни до 18 лет, и для меня это было как то совсем не верно, утверждал себе что никогда не буду курить а тут раз тебе. Доходило до пачки в день. Забросил учебу, не появлялся на занятиях. В итоге понимание собственной никчемности все росло и росло. Пил только больше. На лето приехал домой с учебы(живу в соседнем регионе от места учебы). Приехали друзья и снова пить, пускай и не все лето. Из хорошего, поговорил с матерью, поддержала меня, поняла во много, но я ей не все рассказал, не могу же я сказать матери насколько я жалкий. Договорились что начну учебу заново со 2го курса, летом помимо моих гулянок помогал по дому (живем в сельской местности, работы хватает) мама была рада, все вроде налаживалось, от работы становилось легче что ли. Приехал, восстановился на учебе( меня не отчислили, но долгов было столько что проще было начать заново со 2 курса, нежели продолжать 3ий в итоге вылететь). Начал ходить на занятия. Бросил пить(3 месяца не пил, вот недавно только на свое день рождение и то я бы не назвал это гулянкой). Бросил курить, это было намного труднее сейчас иногда курю, 1-2 сигареты в неделю, не знаю зачем, вроде как и не нравится, да и толку от этого. От нечего делать, я бы так сказал. Но занятия то я ходить начал, но вот домашнюю работу не делал и в итоге сейчас сессия, у меня много чего накопилось, а я не могу сесть за учебу. Я бы не сказал что это лень, лень она другая. Мне просто это безразлично.
Насчет моих соображений. Знаете, я думаю я ошибся, я думал это все из-за моих зависимостей, что я заменил алкоголь и сигареты сериалами, аниме и онлайн играми, но это не так. Я всем этим занимаюсь с детства, мне это раньше не мешало учиться в школе, при этом заниматься спортом, и при этом развиваться на стороне. А сейчас я этим занимаюсь чтобы не думать о том что происходит, мысли очень угнетают и я не могу ни к чему прийти, мыслю всё глубже и забредаю неизвестно куда не находя ответы на свои вопросы. Вот я вроде бы и рассказал свою историю.
И еще, все, за что я берусь, я бросаю. Так и с учебой. Почему спросите вы? Мне кажется все это слишком просто. 4 года брейк данса, бросил на пике развития, теперь не вернуть, жалею очень( а все потому что подсел на онлайн игру на месяц, и они мне казались интереснее 4 потраченных лет) а после того как бросил танцы(это было полтора года назад) мне кажется мое волевое состояния пошатнулось и начал пропускать занятия и не выполнять домашнюю. Помимо танцев. Собирал кубик-рубика за 40 секунд, тоже для меня достижение, и опять же год я его не собираю уже, в начале этого учебного года взялся за шахматы и за месяц много чего добился, стал играть намного лучше( а до этого играл лет в 14), но сейчас уже интерес пропал, отчасти это из-за сессии и текущих мыслей, но если учеба встанет в тупик и их брошу. А пока я пил прошлый учебный год научился играть на гитаре и выучил 20-30 песен, лето и текущий учебный год не играл. В общем я за что-то берусь и бросаю, и иногда такая ностальгия и от этого тоже неприятно, я бы с радостью взялся за что-то, но нужно вначале решить вопрос учебы.
А не учусь я потому что не вижу будущего, не вижу семью, детей, ничего этого, а себя я не так люблю чтоб все для себя делать, вы скажете рано думать о таком в 20 лет? А вот и нет, если у меня сейчас нет таких мыслей то через 3-4 года бесполезно прожитых лучше не станет. Мне нужна цель и мотивация. Кстати насчет хобби я зря написал. Они лишь показывают что я могу добиваться значительных результатов при желании, я бы хотел направить всю энергию в обучение и саморазвитие которое в будущем принесет мне пользу и при этом удовольствие, а все мои увлечения не приносят пользы, это просто хобби. Иногда я думаю что я выбрал не ту профессию по обучению, но если я попробую что-то другое то я так же это брошу, ведь я не знаю к чему я иду.
Прошу прощения что так много написал, много накопилось внутри, но в итоге опять мысли поплыли в бесконечный круговорот. Жду вашего ответа.
С Вашего позволения, я вклинюсь в беседу, потому что нашел несколько зацепок, впрочем, опровергните, если это не к месту и я отстану ))
Вы пишите об определенных достижениях, после чего дело забрасывается, например гитара. Рассмотрим вариант: Делать ради дела, а не ради достижения «победы»? Поясню, на мой взгляд, Вам подойдет формула 80/20 или 20/80. Я уже говорил об этом в какой-то теме. На Вашем примере это выглядит так: Вы научились играть на гитаре, разучили 20-30 песен и гитара стоит в углу (ну, и что, я сам учусь играть на синтезаторе, разучил примерно столько же песен, сейчас аппарат томится в ящике. Меня это не беспокоит, т.к.я знаю, что непременно появится какая-то песня, которую я захочу научиться играть).
Обращаясь к формуле, Вы освоили около 20% и пока достаточно! Выждите пока появиться вдохновение. Также и про брейкданс, там Вы, похоже, достигли 80%, может пока достаточно? Т.е. Вы переживаете, что не доделали до конца, а куда спешить? Вы куда-то торопитесь?
Про онлайн-игры: это не просто замещение, а больше похоже на «спрятаться» от того, что все надоело. Предположу, что Вы пытаетесь насильно запихнуть в себя всего-чего, а тело не хочет передоза. Сделайте паузу, и не даже не пытайтесь думать об этом, отдохните от всего. Вам будет проще возобновить учебу, и делайте ради «сделать», а не ради «медали».
Как найти смысл жизни, если ничего не хочется — советы психолога
Вы оказались не готовы к самостоятельной жизни? Вы обезоружены и не знаете, куда идти? У вас опускаются руки от непонимания своего предназначения. Что ж, все ясно. На лицо кризис поиска смысла жизни. Решение есть!
История из жизни, или предисловие
К слову, я вас понимаю, ибо сама еще пару месяцев назад мучилась проблемой осмысления. В моем случае проблемным звеном стал недостаток работы, которая приносила бы и удовольствие, и хороший доход. Семья была, увлечения были, убеждения были, установки были, а своего места в трудовой сфере не было. Оттого и не было, что взгляды на жизнь оказались нестандартными.
И руки опускались, и не хотелось ничего, и с собой боролась. Но все изменилось, когда я решила не отступать от своих убеждений и не ломать себя. Я прекрасно знаю свои достоинства и недостатки, способности. Я знала, что будет тяжело (и так оно и было), но нужно начать. По сути в себя верила только я, другие в лучшем случае не мешали. Но мне было достаточно собственной уверенности.
И вот сейчас я смело могу сказать, что чувствую себя гармонично и цельно. Вместе с обретением мной целостности и смысла бытия, сами собой начали совершенствоваться другие сферы, а главное, я чувствую нескончаемый поток сил и желания создавать. Но хватит лирики, думаю, я вас уже вдохновила хотя бы на прочтение данной статьи, теперь более обобщенно и научно.
Структура и суть смысла жизни
Несмотря на всю неоднозначность вопроса, ученым удалось выделить некоторые устойчивые положения о смысле жизни, например, касаемо его структуры. Отмечается, что смыслов жизни, как правило, несколько: ведущий и подчиняющиеся. По этому принципу выделяют следующие модели смыслообразования:
Таким образом, смысл жизни – это жизненные цели, средства их достижения (способности) и результат (полученная в ходе профессиональной деятельности, общения и познания мира информация).
Впервые речь о смысле жизни, как правило, заходит в подростковом возрасте. Дети младшего возраста тоже могут произносить это понятие, но, вероятно, слепо повторяя за взрослыми. Согласно психологии развития, в этом возрасте сознательно ребенок не может быть озадачен сим вопросом.
В подростковом возрасте личность начинает искать смысл своей жизни в настоящем, в юности – строить цели и мечтать о будущем, в зрелости – воплощать идеи и корректировать с учетом реалий сложившегося субъективного и объективного мира.
Смысл жизни базируется на ощущении личностью своего места в обществе, ее целях и интересах, представлениях о возможности их воплощения в жизнь. К основным характеристикам смысла жизни относится:
Таким образом, смысл жизни – это ось, которая помогает человеку придерживаться единой линии, выстраивать все свои сферы согласно одной нити. За счет этого индивид воспринимает свою жизнь целиком, а не по сферам (отдых, семья, работа), и так же целостно воспринимает себя. Например, при несогласованности смыслов человек может быть подхалимом на работе и тираном дома.
Причины опустошенности
Потеряться в лабиринтах жизни – не зазорно, смысл искать – не стыдно, как и потерять его. Это вам кажется, что все дело в вашей пассивности и апатии, но и она имеет корни. К внешним факторам ощущения бессмысленности бытия в широком смысле относится:
Все это вызывает опасение человека быть замененным роботами, технологиями; обилие информации из разных источников и разного качества сеет неопределенность в собственной стабильности, крушение ценностей мешает выстроить свое мировоззрение.
Зачем искать смысл жизни
Без смысла немыслима сама жизнь. Это может быть существование, но не жизнь. Смысл жизни позволяет:
Те, кто живут осмысленной жизнью, во всем занимают активную позицию. Они взаимодействуют с миром практически и теоретически. Смысл позволяет полноценно и максимально плодотворно прожить отведенный срок. «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» – девиз тех, кто наделяет свою жизнь смыслом.
Целеполагание
«Как найти смысл жизни, если ничего не хочется?» – спрашиваете вы. Ответ вас, видимо, не порадует: поставить цель и волей идти к ней.
Если пока не можете сконцентрировать внимание в целом на жизни, то подумайте о конкретной ее цели, волнующей вас больше остальных в настоящее время: работа, любовь, образование, здоровье.
А теперь подумайте, как достичь представленного образа, и что для этого нужно. Что у вас уже имеется? А как получить то, чего нет? Работайте над своим мировоззрением. В итоге вы должны иметь четкое представление о том, что такое мироздание, кто такой человек и как ему стоит жить.
Рекомендации на каждый день
Не бывает такого, чтобы здоровому человеку ничего не хотелось. Может быть, ваши желания просто не соответствуют чьим-то представлениям? А кто вам сказал, что обязательно должны соответствовать. Ваши желания должны соответствовать только вашим потребностям, представлениям и природным данным, ну и, конечно, нормам закона и морали. Все остальное – ваше право на свободу.
Еще раз повторюсь: почему вы ничего не хотите? Вы поступили учиться на заведомо нежеланное направление (по указке родителей или общества) и не видите дальнейших перспектив в планируемой работе? Вы уже работаете в нежелаемой сфере (пристроили по знакомству, платят хорошо, «я на это учился»)? Вы состоите в зависимых отношениях? Вы родили ребенка, потому что «надо»? Вы больны какой-то зависимостью? Почему вы стали так равнодушны к своей жизни, к себе? За кого вы живете?
Пожалуйста, перестаньте разрушать себе жизнь и реализовывать чей-то смысл жизни. Я, к сожалению, не знаю конкретно вашей истории. Но я точно знаю, что всегда и все можно исправить: если не ситуацию, то свое отношение к ней.
Однако некоторые психологи и философы считают, что жизнь имеет смысл только тогда, когда она связана с другими жизнями, то есть когда ваша деятельность полезна всему обществу. Таким образом, речь идет о саморазвитии, о выходе на новый моральный уровень. Уровень, где вы думаете о смысле своих действий для других больше, чем о смысле для себя. Об этом тоже важно помнить: для других, но не во вред себе.
Немного практики
Хочу подтолкнуть вас к действиям и отвести от обесценивания жизни. Предлагаю два упражнения. Повторять можете регулярно, особенно тогда, когда «ничего не хочется».
Популярные ловушки
В поисках жизненного смысла можно угодить в несколько ловушек.
Зависимые отношения
Это если вы решите искать себя в семье, любви. Быть может, вы только что представили себе семью с десятком детей и теперь боитесь не успеть. Это другая крайность вашего нынешнего состояния. Так нельзя. Нельзя цепляться за случайного прохожего, нельзя рожать детей потому что «надо». Нужно четко планировать и рационально оценивать каждый шаг. Помните главные условия реализации смысла жизни: реалистичность, системность, посильность.
Трудоголизм
Это вариант ухода от реальности. Это противоположность лени. Нельзя, чтобы работа заменяла семью, общение с друзьями, досуг. Это не безопасно. Работа занимает все мысли, и вы постоянно начинаете ощущать тревогу. Вы не можете не работать, но даже в процессе работы вы постоянно встревожены. Вместе с этим снижается способность к эмпатии и установке социальных контактов. Трудоголик не хочет решать межличностные проблемы, а мы-то с вами помним, что жизнь имеет смысл при глобальных ценностях и взаимодействии с социумом. Постепенно это перерастает в недовольство собой и снова возникает вопрос бессмысленности бытия.
Лжесмыслы, или саморазрушение
Под чем я понимаю саморазрушающее поведение (не всегда осознанное). Мне доводилось слышать фразы «мой смысл жизни – прожигать жизнь», «я тусовщик, и это смысл моей жизни», «саморазрушение как смысл жизни», «поиски смысла жизни через саморазрушение», «смысл жизни в том, чтобы все попробовать» (почему-то самое доступное, опасное, тривиальное), «собрать коллекцию женщин/мужчин». Это не смыслы. Это неразумное растрачивание дарованного времени и потенциала. При таких установках повторное осознание бессмысленности, как правило, приходит в старости или поздней зрелости. На фоне этого развивается кризис, который может закончиться депрессией и даже суицидом.
Итоги
Таким образом, можно сказать, что смысл жизни – это не абстрактный философский феномен (хотя, конечно, на эту тему можно долго разглагольствовать) и это не вопрос без ответа.
Вы знаете, что именно о пассивности чаще всего в старости жалеют люди, когда начинают оценивать свою жизнь, то есть достижения? Хочу процитировать советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Мое отношение к собственной смерти определяется двумя обстоятельствами: во-первых, тем, насколько завершенной, а не оборванной будет к моменту наступления смерти моя жизнь, насколько хоть в какой-то мере будет закончен ее замысел, а, во-вторых, в какой мере я не покинул, не бросил, не оставил на произвол судьбы тех людей, которым я нужен».
То есть нужно быть активным и деятельностным, наделять каждый свой шаг смыслом, причем высокозначимым. Смысл жизни – изменчивый элемент. Найти его недостаточно, нужно постоянно реализовывать. По мере выполнения целей (смыслов) на их основе находить продолжение – новые смыслы.
Среди главных смыслов можно назвать смысл:
Заметьте, что каждый из этих смыслов субъективен. У каждого человека свое представление любви, образованности, счастья. Что вы вложите в эту цель, я не знаю, но я знаю, что любой главный смысл (цель) можно разбить на вспомогательные смыслы (задачи), которые вполне достижимы, если реальны.
Таким образом, чтобы найти смысл жизни, вам нужно узнать собственные ресурсы и составить концепцию по управлению ими. Узнавайте себя, развивайте, планируйте свою жизнь, будьте активны. Живите, а не существуйте!
Литература по теме
Афоризмы по случаю – раздумий ради
Прелесть афоризмов том, что каждый человек истолковывает их по-своему. Предлагаю вам несколько популярных изречений великих людей о смысле жизни. Возможно, это станет «волшебным пинком» для вас. Ну и отвлечетесь немного от предыдущего «перегруза».