net revenue realization что это
SaaS-метрики: NRR против Logo Churn
Привет, я — Алексей Орап, основатель и гендиректор компании YouScan. Более 8 лет мы занимаемся мониторингом социальных медиа как в СНГ, так и на зарубежных (англоязычных) рынках, и помогаем известным брендам, например, таким как Nestle, слушать и анализировать мнения своих потребителей.
С 2018 года мы в YouScan используем систему управления целями и результатами по методике OKR (Objectives & Key Results). Одной из четырёх целей компании на этот год является цель “Improve customer retention”, а одним из стоящих за ней ключевых показателей — “Keep NRR better than X%”.
Что такое NRR, почему мы ушли от фокуса на измерении эффективности удержания клиентов через традиционную метрику «чарна» (оттока) по количеству клиентов и вместо этого сконцентрировались на финансовой метрике NRR, и как это изменило наш ход мышления и принятие решений?
Для начала несколько определений.
Что такое традиционный “Logo Churn” (отток клиентов, или «логотипов», выраженный в их количестве), думаю, все понимают. В самом простом варианте это соотношение количества не продливших подписку клиентов к количеству платящих клиентов в прошлом месяце.
Например, если в прошлом месяце у вас было сто платящих клиентов, а в этом из них осталось только девяносто пять (то есть пять клиентов ушло) — ваш месячный logo churn составил 5%.
Есть много вариаций измерения количественного оттока, и вы можете выбрать тот способ его измерения, который наиболее точно соответствует вашей бизнес-модели и жизненному циклу ваших клиентов.
Например, мы в YouScan в своё время воспользовались рекомендацией Линкольна Марфи и начали измерять помимо простого количественного оттока клиентов еще и «реальный отток».
Для его расчета мы исключаем из уравнения клиентов, о которых точно знаем, что они подписались только на 1 месяц (в нашем случае это довольно частый кейс с агентствами, которые с помощью нашей системы проводят одноразовые исследования), а также исключаем клиентов, которые сделали годовые предоплаты и находятся посередине своего оплаченного периода использования (поскольку они не являются кандидатами на отток в текущем месяце). Фактически эта метрика более честно показывает отток клиентов, на удержание которых мы реально могли повлиять в текущий момент времени.
Многие компании также исключают из базы расчета Logo Churn тех клиентов, которые были платящими менее нескольких месяцев, считая, что такие клиенты ещё не до конца завершили свой онбординг и не могут еще считаться “постоянными” клиентами.
Хорошей идеей также будет сегментация Logo Churn по категориям клиентов (отраслям, размеру, региону и т.п.).
К слову, некоторые публичные компании вообще очень “креативно” подходят к определению метрик оттока клиентов, нередко для того, чтобы их отчеты для акционеров выглядели получше.
В общем, считать Logo Churn можно по разному — главное, чтобы вы понимали, как и почему именно вы это делаете; как этот показатель отражает суть вашей бизнес-модели; как вы можете следить за ним в динамике и влиять на него.
Эта метрика интуитивно проста и служит базовым показателем для понимания того, что происходит с вашей клиентской базой. Если доля клиентов, не продлевающих подписки, каждый месяц высокая и не снижается — стоит серьезно задуматься о том, что не так с вашим продуктом, ценами или бизнес-моделью, а также о том, насколько «целевых» клиентов привлекает ваша маркетинговая воронка.
Однако фокусировка на Logo Churn имеет и обратную сторону. Эта метрика ничего не говорит вам о том, каких именно клиентов вы теряете. В первую очередь, уходят ли от вас мелкие или крупные по размеру ежемесячных платежей клиенты?
В связи с этим в комбинации с измерением Logo Churn в SaaS-бизнесах также часто меряют Revenue Churn — отток выручки, или же инверсированную метрику, Revenue Retention — удержание выручки.
Мы в YouScan измеряем удержание выручки следующим образом:
Итого, в феврале вы потеряли трех клиентов (Logo churn = 30%), что на первый взгляд может показаться ужасным результатом, но… стали зарабатывать гораздо больше на оставшихся клиентах.
Давайте посчитаем изменение ежемесячной выручки MRR:
Таким образом, ваш результат по удержанию выручки от существующих клиентов такой:
Измерение NRR говорит вам о наиболее важном — увеличиваете ли вы каждый месяц выручку с существующей клиентской базы, или теряете ее?
Если NRR положительный, ваш SaaS бизнес может расти по выручке (какое-то время), даже если полностью «выключить» маркетинг и продажи. Существующие клиенты получают большую ценность от вашего продукта и готовы платить больше. В идеале вы должны прийти именно к такой ситуации.
Если NRR отрицательный — уход и даунгрейды клиентов забирают больше ежемесячной выручки, чем составляет прирост за счёт апгрейдов оставшихся. Для того, чтобы расти, нужно каждый месяц перекрывать этот отток выручкой от новых клиентов (New Business MRR).
Важный момент здесь — чем больше ваша клиентская база, тем сложней будет перекрывать отток выручки новыми продажами.
NRR в сравнении с Logo Churn позволяет вам наглядно увидеть, теряете ли вы малоценных клиентов, или клиентов, которые платят вам больше остальных.
NRR позволяет вам посмотреть на бизнес «с высоты птичьего полета» и задуматься о всей стратегии привлечения и удержания клиентов и о бизнес-модели в целом.
Перейдя к фокусу на улучшении метрики NRR, мы в YouScan серьезно поменяли свой способ мышления, и стали гораздо больше задумываться о таких вопросах:
Эти вопросы в корне отличаются от банального «Как нам уменьшить количество уходящих от нас клиентов?», который очень слабо помогает вам понять, каким именно образом вы можете растить свой бизнес.
Если вы еще не начали измерять удержание выручки NRR, рекомендую заняться этим прямо сегодня. Это поможет вам более эффективно строить процессы привлечения и удержания клиентов и поможет вашему SaaS бизнесу найти новые стратегии роста.
А как вы измеряете отток (выручки и клиентов) в своём бизнесе? Буду рад комментариям.
Net revenue realization что это
В студию поступило много звонков с просьбами рассказать о том, как различать между собой различные доходы и прочие прибыли. Начнем сразу со страшного. «Прибылью» или «доходом» в зависимости от контекста может называться сразу несколько вещей:
profit
income
revenue
gains
returns
earnings
На самом деле, спутать их достаточно сложно, потому что все они употребляются в разных контекстах. Сначала рассмотрим контекст основной деятельности (operations) предприятия (то есть, производство и сбыт продукции для производственной компании, закупки и перепродажа – для торговой и т.д.). К основной деятельности могут относиться всего три (видите, уже проще) из перечисленных выше шести терминов:
revenue
income
profit
Сейчас я расположила эти термины в том порядке, в котором они будут появляться в отчете о прибылях и убытках предприятия (сверху вниз). Первый показатель (revenue) берется из бухгалтерских записей предприятия – это его выручка от основной деятельности. Для производственной компании, revenue (по-русски revenue может называться выручкой, доходом от реализации, продажами или просто доходами, хотя последнее – не самый точный термин) – это продажи произведенной продукции (и только, больше ничего). Это цена одной единицы продукции, умноженная на количество проданных единиц.
Давайте рассмотрим на примере небольшой мастерской, который производит и продает стулья (наш старый знакомый из первого мастер-класса о костах). Будем очень упрощать и допустим, что наша мастерская произвела за период 200 стульев и продала тоже 200. Цена одного стула – 5 тугриков. Себестоимость производства одного стула – 3 тугрика.
Итак, revenue нашей мастерской составит 200 х 5 = 1000 тугриков. О чем говорит этот показатель? Только об объеме продаж и цене, по которой предприятие продает свою продукцию. Чтобы понять, какой доход получила мастерская, нам нужно будет отнять от выручки те затраты, которые были понесены на создание стульев, а именно – себестоимость реализованной продукции (cost of sales). Себестоимость наших стульев будет 3 х 200 = 600 тугриков. Отнимаем одно от другого, и получаем 400 тугриков, или gross profit (валовую прибыль). Этот показатель могут еще называть income from operations, или «доход от основной деятельности». Теперь если мы добавим сюда все остальные доходы (other income, или non-operating income), не связанные с основной деятельностью (производством стульев) и отнимем непроизводственные расходы, в том числе общие и административные расходы, амортизацию и, самое главное, налоги, то в сухом остатке отчета о прибылях и убытках получим чистую прибыль, или net profit.
Видите? Все очень просто.
Revenue – это только продажи, больше ничего.
Income – это любой доход, как от основной, так и от прочей деятельности. Запомним только, что с income всегда связаны денежные потоки (cash flows), поэтому различные виды «виртуальной» бухгалтерской прибыли, например, прибыль от курсовой разницы или прибыль в результате переоценки основных средств – это не income, потому что прибыль есть, а cash inflow – нет, но об этом чуть дальше. Income может быть net и gross. Gross income – это валовые доходы от какой-либо одной категории или нескольких категорий. Net income – это валовые доходы по какой-либо категории минус расходы по этой же категории.
Profit – это «сухой остаток». Net profit мы получим после вычета всех видов расходов. Что касается различий при переводе, profit всегда переводите «прибыль», а income всегда переводите «доход».
Ну что же, с основной деятельностью разобрались, пойдем дальше.
Gains по-русски тоже называют прибылью. Как правило (тут есть много исключений, но мы сейчас упрощаем, чтобы разобраться), gains называют вот ту самую «виртуальную» прибыль, о которой мы говорили выше, т.е. связанную с увеличением стоимости актива. Антоним gains – это losses, это уменьшение стоимости актива. Примитивный пример: если у предприятия было основное средство (пусть будет станок) балансовой стоимостью|carrying value (за минусом накопленной амортизации) 1000 тугриков, и предприятие продало (disposed) этот станок за 1500 тугриков, то в своей отчетности оно отразит прибыль от выбытия основного средства (gain on disposal) в 500 тугриков. Почему мы говорим, что это виртуальная прибыль? Потому что денежных потоков, связанных с этим активом, было два: расход (cash outflow) при приобретении – пусть будет 3500 тугриков и приход (cash inflow) при выбытии (disposal) – 1500 тугриков. Разница в 2000 тугриков частично была списана на прибыль и убытки в течение срока эксплуатации актива (charged to profit and loss over the useful life) – мы уже знаем, что это амортизация, — а остальная часть – это наши 500 тугриков gain on disposal. И амортизация, и gain on disposal – это виртуальные концепции, не связанные с денежными потоками (т.е. только для целей бухгалтерской отчетности).
Аналогичным образом, если у предприятия в портфеле имеются ценные бумаги, котировки которых в следующем отчетном периоде резко выросли, мы будем говорить о fair value gains, или «прибыли от изменения справедливой стоимости». Как видим, денежного потока тут нет, потому что предприятие эти ценные бумаги не продает, а продолжает держать в портфеле, зато есть увеличение стоимости актива – значит, это gain. В противоположной ситуации, если котировки, наоборот, резко упадут, предприятие отразит в своей отчетности fair value loss, или «убыток от изменения справедливой стоимости».
Returns. Это, коллеги, всегда будет связано с инвестициями. По-русски return on investment могут называть «доходностью инвестиций», «доходом от инвестиций» или «прибылью на капиталовложения», это все более-менее одно и то же. Запомнить очень легко: если в одном предложении у нас инвестиции (вложения) и прибыль от них – значит, returns.
Disclaimer. Обращаю ваше внимание на то, что вышеперечисленное — это терминология МСФО. В US GAAP любят употреблять net income в значении net profit.
Административное. Из-за невозможного количества спама мне пришлось ввести премодерацию первых комментариев. Обратите внимание, что премодерация действует только на первый комментарий пользователя, а все последующие публикуются сразу.
Прибыль, доходы и финансовая результативность бизнеса
Получение прибыли и высокой отдачи на инвестированный капитал — финансовые цели номер один для бизнеса. Иногда, правда, вспоминаются и другие приоритеты, такие как удовлетворение потребностей рынка, строжайшее соблюдение интересов всех стейкхолдеров или реализация какой-либо глобально значимой миссии. Однако, на деле здесь не обходится без доли лукавства, поскольку без достаточного профита эти цели вряд ли будут столь уж интересны собственникам.
Итак, как же оценить прибыль? Как пробраться через частокол коэффициентов, иностранных и не очень названий? Как подобрать нужные для себя коэффициенты и как их правильно интерпретировать?
Кроме того, надо признать очевидный факт, что в систему финансового анализа уже давно вошли и закрепились иностранные термины. Конечно, можно было бы и дальше продолжать оперировать прибылью и рентабельностью, но тогда вы, возможно, если и не закрываете, то уж точно прикрываете некоторые двери в деловой мир. Но когда приходит время (а оно обязательно придёт для компании, которая развивается) общаться с банками и инвесторами, выясняется, что существуют какие-то показатели, которыми оперируют финансовые институты, а они в вашем случае или как-то неоднозначно звучат, или звучат не очень. И теряем мы на сделках прибыль, так как не можем вовремя получить деньги в оборот или отрабатываем кредиты с повышенной ставкой.
Давайте постепенно разбираться.
И часто задаваемыми вопросами здесь являются следующие:
Нет профит и гросс профит — в чём между ними основная разница?
Net Profit и Net Income — одно и то же? Или нет?
Наконец, в чём измеряется Gross Profit Margin, и что этот показатель реально означает на практике?
Что ж, попробуем развеять возникшую туманность и пролить свет на истинную суть данных показателей, заодно разобравшись — “that is that” и что, с чем и каким образом соотносится.
Total Revenue и Net Sales
Начать предлагаем с самого сверху, а если точнее — с самых верхних строчек отчёта о финансовых результатах, где, собственно, и аккумулируются предпосылки для получения прибыли. Речь идет о том, что в верхних позициях отчёта о финансовых результатах представлены такие показатели, как чистые продажи (Net Sales) и чистый доход (выручка) от реализации (Revenue).
Gross Profit, Net Profit и Net Income
Gross Profit = Net Sales − Cost of goods sold
Указанные издержи берутся во внимание при расчёте показателя чистой прибыли компании — Net Profit. Если брать буквально, то показатель Net Profit (перевод дословно с английского: “чистый доход”) представляет собой прибыль, которую получает компания после:
покрытия всех операционных издержек (Total Operating Expenses, TOE);
выплат причитающихся кредиторам процентов (Interest Expense, IE) и налогов государству (Taxes)
Net Profit = Gross Profit − TOE − IE − Tax
В целом логика формирования показателя Net Profit должна быть ясна и понятна даже тем, кто никогда не сталкивался с международными учётными стандартами и показателями, однако работал с их отечественными аналогами. Наиболее близкий по смыслу к “нет профит” — чистая прибыль после налогообложения.
Другой близкий по смыслу показатель — Net Income . Он представляет собой чистый денежный поток, остающийся в распоряжении предприятия после покрытия всех затрат на ведение хозяйственной деятельности. Грубо говоря, это остаток наличности, которым располагает бизнес на выходе. При расчёте Net Income сумма валовой прибыли корректируется за счёт:
покрытия суммарных эксплуатационных затрат (SG&A expenses);
компенсации расходов на исследования и разработки (R & D);
уплаты процентов по кредитам (Interest Expense, IE) и налогов (Taxes).
Net Income = Gross Profit − SG&A − R&D − DA − IE − Tax
Net Profit Margin и Gross Profit Margin
насколько хорошо сработал бизнес?
насколько велик запас его устойчивости, например, к снижению цены или росту прямых издержек?
Вот здесь на помощь и приходят относительные показатели маржинальности (в нашей классической интерпретации — прибыльности или рентабельности), величина которых выражается в процентах — Net Profit Margin и Gross Profit Margin.
Так, Net Profit Margin (NPM), оцениваемый как соотношение чистой прибыли (Net Profit) к доходу от продаж (Net Sales) или выручке (Revenue), в сущности представляет собой классический показатель чистой рентабельности реализации. Скажем, значение NPM на уровне 10% означает, что каждый рубль продаж или оборота гарантирует компании получение 10 копеек чистой прибыли.
С Гросс профит маржин всё обстоит аналогично, только в числителе вместо Net Profit используется показатель валовой прибыли — Gross Profit. Этот показатель является индикатором маржинальности продаж и показывает, какая часть дохода от продажи останется в распоряжении компании после того, как та покроет затраты (Cost of goods sold), напрямую связанные с реализованной продукцией.
Надеемся, что мы хоть немного помогли разложить по полочкам все эти определения и их показатели.
Но именно немного. На практике все результаты и коэффициенты должны подвергаться тщательному анализу и интерпретации. Не торопитесь хвататься за голову, разносить вдребезги бухгалтеров и финансистов и, конечно, даже не пытайтесь что-то подчистить или подправить в случае, если коэффициенты и показатели будете обсуждать с инвесторами, банками, акционерами. У любого результата есть логическое объяснение. Обязательно надо всё подвергать тщательному анализу, мониторить показатели в динамике.
Отчет о прибылях и убытках представляет информацию о финансовых результатах хозяйственной деятельности компании в течение определенного периода времени.
Отчет о прибылях и убытков сообщает, сколько выручки компания получила в течение периода, и какие расходы она понесла, чтобы получить эту выручку.
Отчет о прибылях и убытках также упоминают как «Отчет о прибыли или убытке», «Отчет о финансовых результатах» (англ. ‘income statement’, ‘statement of operations’, ‘statement of earnings’, ‘profit and loss statement’ или кратко ‘P&L’).
В рамках МСФО и US GAAP, отчет о прибылях и убытках может быть представлен как:
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» устанавливает основы представления, минимальные требования к содержанию финансовой отчетности, а также указания в отношении структуры финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
В данном чтении термин «отчет о прибылях и убытках» (income statement) или кратко «P&L» будет использоваться для описания либо отдельного отчета, представляющего прибыль или убыток, и используемого для расчета прибыли на акцию или части отчета о совокупном доходе, которая представляет ту же прибыль или убыток.
Чтение также включает обсуждение совокупного дохода (прибыль или убыток из P&L + прочий совокупный доход).
Инвестиционные аналитики интенсивно изучают P&L компаний.
Аналитики фондовых рынков (т.е., изучающие акции) заинтересованы в P&L, потому что фондовые рынки часто вознаграждают компании с относительно высокими или низкими темпами роста прибыли, оцененные выше или ниже среднего, соответственно, а также потому, что модели оценки часто используют оценку прибыли.
Аналитики рынка инструментов с фиксированным доходом (облигаций и т.п.) изучают компоненты P&L, прошлые и прогнозируемые, чтобы получить информацию о способности компании осуществить обещанные платежи по обслуживанию их долга в течение бизнес-цикла.
Компоненты отчета о прибылях и убытках.
Иллюстрации 1, 2, и 3 показывают отчеты о прибылях и убытках компаний:
Прибыль на акцию будет подробно обсуждаться далее в этом чтении, а в приведенных иллюстрациях EPS исключена, чтобы сосредоточиться на основных концепциях отчета прибылях и убытках.
В отличии от них, Danone показывает данные за два года, расположив столбцы слева направо, с последним годом в крайнем правом столбце. Различный хронологический порядок столбцов в отчете о прибылях и убытках является обычным делом.
В первой строке отчета о прибылях и убытках компании, как правило, представлены сведения о выручки.
Выручка (Revenue) в целом является суммой, полученной за поставку товаров или услуг в рамках основной (или операционной) деятельности.
Эту строку также называют продажами (Sales) или оборотом (Turnover).
Под продажами (Sales) иногда понимают продажу только товаров, в то время как выручка может включать в себя продажу товаров или услуг. Однако, эти термины часто используются как взаимозаменяемые.
В некоторых странах термин «оборот» (Turnover) может использоваться вместо выручки (Revenue).
За год, закончившийся 31 декабря 2017,
Выручка (Revenue / Sales).
Выручка представляется в P&L после корректировок (например, с учетом предоставленных скидок или для других сумму, уменьшающих выручку), а термин чистая выручка (Net Revenue) иногда используется, чтобы точно указать, что выручка была скорректирована (например, на предполагаемый объем возвратов).
Все три компании в Иллюстрациях 1-3 в примечаниях к своей финансовой отчетности указали, что выручка отражена за вычетом таких статей, как возвраты, скидки клиентам, торговые скидки или программы стимулирования продаж в зависимости от объема.
Для сравнительного анализа финансовому аналитику может понадобиться справочная информация, обычно раскрываемая в примечаниях к отчетности и комментариях руководства (MD&А), чтобы идентифицировать надлежащим образом сопоставимые суммы выручки.
Таким образом, сумма выручки в отчете о прибылях и убытках AB InBev по статье Revenue более сопоставима с суммой отчета о прибылях Molson Coors’ по статье Net Sales.
За 12 месяцев, на 31 декабря
Расходы на дистрибуцию
Sales and marketing expenses
Расходы на маркетинг и коммерческие расходы
Other operating income/(expenses)
Прочие операционные доходы / (расходы)
Business and asset disposal
Ликвидация бизнеса и активов
Acquisition costs business combinations
Расходы на объединение бизнесов
Impairment of assets
Profit from operations
Операционная прибыль или операционный результат
Net finance income/(cost)
Чистые финансовые доходы / (расходы) или финансовый результат
Share of result of associates and joint ventures
Доля результата, приходящаяся на ассоциированные компании и совместные предприятия
Прибыль до налогообложения
Income tax expense
Profit from continuing operations
Прибыль от продолжающейся деятельности
Profit from discontinued operations
Прибыль от прекращенной деятельности
Profit of the year
Profit from continuing operations attributable to:
Прибыль от продолжающейся деятельности, приходящаяся на:
Equity holders of AB InBev
Акционеров AB InBev
Неконтролирующие доли участия
Profit of the year attributable to:
Прибыль за год, приходящаяся на:
Equity holders of AB InBev
Акционеров AB InBev
Неконтролирующие доли участия
Примечание: в итоговых суммах могут быть незначительные расхождения из-за округления.
Cost of goods sold
Стоимость проданных товаров
Marketing, general and administrative expenses
Маркетинговые, общие и административные расходы
Особые статьи доходов и расходов, нетто
Equity Income in MillerCoors
Доходы от долевого участия в MillerCoors
Operating income (loss)
Операционная прибыль (убыток)
Other income (expense), net
Прочие доходы (расходы), нетто
Total other income (expense), net
Итого прочие доходы (расходы), нетто
Income (loss) from continuing operations before income taxes
Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности, до налогообложения
Income tax benefit (expense)
Net income (loss) from continuing operations
Чистая прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности
Income (loss) from discontinued operations, net of tax
Чистая прибыль (убыток) от прекращенной деятельности, после налогообложения
Net income (loss) including noncontrolling interests
Чистая прибыль (убыток), включая неконтролирующие доли участия
Net (income) loss attributable to noncontrolling interests
Чистый (прибыль) убыток, относящаяся к неконтролируемым долям участия
Net income (loss) attributable to Molson Coors Brewing Company
Чистая прибыль (убыток) Molson Coors Brewing Company
Иллюстрация 3. Консолидированный отчет о прибылях и убытках Groupe Danone (в млн. €, выдержка).
Cost of goods sold
Себестоимость проданных товаров
General and administrative expense
Общие и административные расходы
Research and development expense
Other income (expense)
Прочие доходы (расходы)
Recurring operating income
Периодическая (постоянная) операционная прибыль
Other operating income (expense)
Прочие операционные доходы (расходы)
Interest income on cash equivalents and shortterm investments
Процентные доходы от денежных эквивалентов и краткосрочных инвестиций
Other financial income
Прочие финансовые доходы
Other financial expense
Прочие финансовые расходы
Прибыль до налогообложения
Income tax expense
Net income from fully consolidated companies
Чистая прибыль от полностью консолидированных компаний Группы
Share of profit of associates
Доля прибыли, приходящаяся на ассоциированные компании
Расходы (Expenses).
Различия в представлении некоторых статей, таких как расходы, также являются обычной ситуацией.
Расходы отражают оттоки, истощение активов и возникновение обязательств в ходе ведения бизнеса.
Расходы могут быть сгруппированы и представлены в различных форматах, в соответствии предъявляемыми особыми требованиями.
Чистая прибыль (Net income).
В нижней части отчета о прибылях и убытках, компании выводят статью «Чистая прибыль» (компании могут использовать иные термины, такие как «Чистый доход» или «прибыль или убыток», англ. ‘Net income’, ‘Net earnings’, ‘Net profit’, ‘Profit or loss’).
Чистую прибыль часто называют нижней или итоговой строкой (англ. ‘bottom line’).
Это связано с тем, что чистая прибыль отражается в итоге, т.е. в последней нижней строке отчета о прибылях и убытках.
Поскольку чистая прибыль часто рассматривается как единственный наиболее значимый числовой показатель финансового результата компании за определенный период времени, термин «нижняя строка» иногда используется в бизнесе для обозначения любого итогового или наиболее значимого результата.
Несмотря на это различия в терминах и названиях статей, обратите внимание, что каждая компания представляет дополнительную детализацию чистой прибыли: информацию о том, какая часть этой чистой прибыли относится к самой компании и какая часть приходится на неконтролирующие доли участия, также называемые миноритарными долями (англ. ‘minority interest’).
Компании консолидируют дочерние компании, над которыми у них есть контроль. Консолидация означает, что они включают в P&L группы (материнской компании) все доходы и расходы дочерних компаний, даже если группе принадлежит менее на 100% долей участия в этих компаниях.
Статьи прибыли для неконтролирующих долей участия представляют часть прибыли, которая «принадлежит» миноритарным акционерам консолидированных дочерних компаний, а не самой материнской компании.
Прибыли и убытки (gains and losses).
Чистая прибыль также включает в себя чистые доходы и расходы (их также называют просто прибылями и убытками или результатом какой-либо операции), связанные с увеличением и уменьшением экономических выгод, и которые, соответственно, могут возникнуть или не возникнуть в результате обычной деятельности компании.
Например, когда производственная компания реализует свою продукцию, эти операции отражаются как выручка, а издержки на получения этой выручки являются расходами и отражаются отдельно.
Однако, если производственная компания продает излишки ненужной земли, эта операция отражается как прибыль или убыток (результат от продажи). Сумма прибыли или убытка представляет собой разницу между балансовой стоимости земли и ценой, по которой эта земля продается.
Формула прибыли и убытков в P&L.
Определение доходов включает в себя как выручку, так и подобные доходы (прибыли), а определение расходов включает как расходы, возникшие в ходе обычной деятельности бизнеса, так и подобные убытки.
См. определения доходов и расходов в CF(2018):4.68-4.72.
См. также:
Таким образом, чистую прибыль (или убыток) можно определить следующим образом:
Последнее определение можно изменить следующим образом:
Чистая прибыль (Net income) =
Выручка (Revenue)
— Расходы от обычной / операционной деятельности (Operating expenses)
+ Прочие доходы (Other Income)
— Прочие расходы (Other Expenses)
+ Прибыли (Gains)
— Убытки (Losses).
Промежуточные итоги и дополнительные статьи.
Помимо чистой прибыли, отчеты о прибылях и убытках также представляют статьи, в том числе являющиеся промежуточными итогами, которые являются существенными для пользователей финансовой отчетности.
Некоторые из этих статей определены в МСФО, но также есть статьи, не определенные в стандартах.
Некоторые статьи, такие как выручка, затраты по финансированию и расход по налогу, должны быть представлены отдельно в отчете о прибылях и убытках.
МСФО требуют, чтобы в P&L были представлены дополнительные статьи, заголовки и промежуточные итоги, имеющие отношение к пониманию финансовых результатов компании, даже если эти статьи не определены явно в МСФО.
Группировка статей.
Расходы могут быть сгруппированы либо по своему характеру, либо по своей функции.
Группировка таких расходов, как амортизация производственного оборудования и амортизация административных активов в одну статью под названием «Амортизация» (Depreciation) является примером группировки по характеру расходов.
Форматы отчета о прибылях и убытках.
Когда в P&L показывается валовая прибыль, говорят, что в отчете используется многоступенчатый формат (англ. ‘multi-step format’), а не одноступенчатый формат.
Операционная прибыль.
Операционная прибыль (англ. ‘operating profit’, ‘operating income’) получается после вычета операционных расходов, таких как коммерческие, общие, административные расходы и расходы на НИОКР из валовой прибыли.
Финансовые компании включают процентные расходы в операционные расходы и, таким образом, они уменьшают операционную прибыль, поскольку эти расходы относятся к обычной операционной деятельности таких компаний.
Для некоторых компаний, чей бизнес состоит из нескольких отдельных операционных сегментов, операционная прибыль может оказаться полезной для оценки эффективности отдельных сегментов, поскольку процентные и налоговые расходы могут быть более значимыми на уровне общей компании, чем на уровне отдельного сегмента.
Конкретные расчеты валовой и операционной прибыли могут отличаться в зависимости от компании, и пользователю финансовой отчетности следует ознакомиться с примечаниями к отчетности, чтобы выявить существенные отличия.
Операционная прибыль иногда упоминается как EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов, англ. ‘earnings before interest and taxes’).
Например, AB InBev отдельно указывает долю прибыли, приходящуюся на ассоциированные компаний и совместные предприятия, и Molson Coors отдельной статьей указывает о доходе от прекращенной деятельности.
В Иллюстрации 4 приведена выдержка из отчета о прибылях и убытках CRA International, компании, оказывающей управленческие консультационные услуги. Соответственно, CRA вычитает стоимость услуг (а не стоимость товаров) из выручки для получения валовой прибыли.
Финансовый год CRA заканчивается в ближайшую к 31 декабря субботу. Из-за этого небольшого сдвига, финансовый год CRA иногда включает 53, а не 52 недель.
Хотя дополнительная неделя, скорее всего, несущественна при вычислении и сравнении годовых темпов роста, это может оказать существенное влияние на квартальный отчет, включающий дополнительную неделю. В целом, аналитик должен быть готов к эффекту дополнительной недели при проведении исторических сравнений и прогнозированию будущей эффективности.