нестеров художник картины биография
Художник Михаил Нестеров и его картины
Художник Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в городе Уфе. Учился там же в Оренбургской мужской гимназии. После её окончания осенью 1874 года Нестеров переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Однако он не смог сдать экзамены и в итоге поступил в реальное училище К.П. Воскресенского.
Нестеров М.В. Автопортрет. 1915 г.
Забегая вперёд, стоит отметить, что несмотря на отъезд, Нестеров часто посещал родной город. Последний раз он приезжал в Уфу в 1914 году. Здесь похоронены его родители и сестра. Усадьба семьи Нестеровых была на центральной улице (ныне ул. Ленина). Дом не сохранился, на его месте стоит гостиница «Агидель». В 2012 году на её фасаде установили мемориальную табличку, сообщающую, что тут был дом Нестеровых.
Нестеров М.В. Кабинет отца. Конец 1870-х гг.
В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он писал картины и участвовал в ученических выставках. Среди ранних работ Нестерова: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Они написаны в традициях русского передвижничества.
В 1881 году Нестеров переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Однако Петербургская академия разочаровала Нестерова. В 1882 году он вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к художнику В.Г. Перову, однако любимый преподаватель был уже при смерти. Нестеров написал портрет умирающего наставника. В 1882 году Нестеров вновь поступил в училище живописи, где учился у А.К. Саврасова.
Нестеров М.В. В Уфе
Лето 1883 года Нестеров провёл на родине в Уфе. Там он встретился с М.И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В.Е. Маковского.
С 1884 года Нестров писал жанровые картины на исторические темы. Среди них «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Ради заработка не отказывался и от создания рисунков для журналов и книг. Они вошли в том числе в издания произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.
Нестеров М.В. Родина Аксакова
В 1885 году за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника, а годом позже за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
В мае 1886 года у Нестерова родилась дочь Ольга, но при родах умерла его жена М.И. Мартыновская. На некоторых последующих картинах художника угадываются черты погибшей супруги. В них чувствовалась душевная красота и глубокая безысходная скорбь русской женщины. Позже он женился второй раз на Е.П. Васильевой.
Нестеров М.В. Портрет М.И. Нестеровой, первой жены художника
Нестеров М.В. Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности таланта Нестерова, считается «Пустынник» (1888-89 гг.). На XVII Передвижной выставке эта картина стала настоящим событием и поставила молодого Нестерова в ряд выдающихся живописцев того времени. На картине изображён старец-монах, который ушёл от мирской суеты и нашёл счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.
Нестеров М.В. Пустынник, 1888-89 гг.
«Пустынник» приглянулся П.М. Третьякову, который приобрёл картину. На полученные деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие. Он посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Знакомясь с другими странами и их культурой, у него рождались сюжеты для новых картин.
С 1889 году Нестеров участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества.
Нестеров М.В. Старый да малый. 1887 г.
Нестеров М.В. Портрет Л.Н. Толстого. 1907 г.
Нестеров М.В. За приворотным зельем. 1888 г.
В 1890 году Михаила Нестерова пригласили работать над росписью Владимирского собора в Киеве. Поколебавшись, художник всё же согласился. Затем Нестеров отдал более 22 лет своей жизни работе над церковными росписями и иконами. Святых он часто изображал на фоне природы, что было необычным для фресковой живописи того времени.
Нестеров М.В. На Руси (Душа народа). 1915-16 гг.
Нестеров М.В. Святая Русь
В 1898 году младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил Нестерова расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. В живописи Нестерова всё чаще стала появляться религиозная тема.
Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею. 1889-90 гг.
Нестеров часто бывал в Ялте, где познакомился с А.М. Горьким, А.П. Чеховым, Д.Н. Мамин-Сибиряком, А.И. Куприным, Н.Д. Телешовым, Ф.И. Шаляпиным, М.Н. Ермоловым, художниками В.М. Васнецовым, И.Г. Мясоедововым.
Нестеров М.В. Старец. Раб Божий Авраамий. 1914-16 гг.
В 1901 году Нестеров совершил поездку в Соловецкий монастырь. После этого родилась серия картин про Соловки и русский Север.
Нестеров М.В. Молчание, 1903 г.
Под впечатлением от романов П.И. Мельникова-Печерского, посвящённых жизни старообрядцев, Нестеров писал в том числе картины на эту тематику.
Нестеров М.В. Девушки на берегу реки
За картину «Великий постриг» Нестеров был удостоен звания академика живописи. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.
Нестеров М.В. Великий постриг
После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, где заболел и долго не работал. Лишь в 1920 году он вернулся в Москву.
Нестеров М.В. Начало весны (Ранняя весна). 1905 г.
Нестеров М.В. Осенний пейзаж, 1906 г.
После революции Михаил Нестеров занялся портретной живописью. Он написал портреты многих известных людей. Среди них художник В.М. Васнецов, скульпторы И.Д. Шадр и В. И. Мухина, писатели Максим Горький и Лев Толстой, физиолог И.П. Павлов, архитектор А.В. Щусев и другие.
Нестеров М.В. Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1934 г.
Нестеров М.В. Портрет Веры Мухиной. 1940 г.
Нестеров М.В. Портрет архитектора А.В.Щусева. 1941 г.
В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику дали Сталинскую премию.
Нестеров М.В. Портрет академика Павлова, 1935 г.
С 1920 года Михаил Нестеров жил в Москве по адресу ул. Сивцев Вражек, 43. Уже будучи в годах Михаил Васильевич, написал воспоминания, которые вышли отдельной книгой под названием «Давние дни». Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника.
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, юрист Виктор Шретер, был обвинён в шпионаже и расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась инвалидом в 1941 году.
Нестеров скончался в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года от инсульта в возрасте 80 лет. Незадолго до смерти его наградили орденом Трудового Красного Знамени и дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Нестеров М.В. Осенний пейзаж. 1934 г.
За годы жизни Нестеров написал несколько сотен картин. Их можно увидеть во многих музеях России. Одна их крупнейших в России коллекций художника – в собрании Башкирского государственного художественного музея (109 экспонатов, в основном дореволюционные работы).
Нестеров М.В. На горах. 1896 г.
В городе Уфе художника помнят и чтят. Его имя присвоено Башкирскому государственному художественному музею. И это неслучайно. Ещё в 1905 году у него зародилась мысль открыть в родной Уфе художественный музей. В 1913 году Нестеров, «желая содействовать художественному образованию своих земляков», подарил Уфе 102 картины известных художников. Правда, открытие музея затянулось. Первых посетителей он принял лишь в 1920 году.
Нестеров М.В. Зима в монастыре. 1904 г.
В 2015 году у здания музея открыли памятник Михаилу Нестерову. Проект памятника выполнен художником Ф. Нуриахметовым в соавторстве с В. Лобановым по эскизу Б Н. Калинушкина.
Памятник М.В. Нестерову в Уфе
Интересно, что в 1991 году М.В. Нестеров был изображён на лицевой стороне купюры номиналом 50 уральских франков.
50 уральских франков с портретом М.В. Нестерова
Михаил Нестеров — выдающийся художник-передвижник и мастер «души народа»
Михаил Васильевич Нестеров (Mikhail Vasilyevich Nesterov; родился 19 мая 1862 года — умер 18 октября 1942 года) — выдающийся русский художник-передвижник, пейзажист и иконописец, известный советский портретист. Михаил Нестеров создал своё собственное течение в живописи — «опоэтизированный реализм» и сохранил ему верность, невзирая на революцию, крушение страны и смену режима. В период передвижничества творчество живописца наполнено православной мистикой. Его картины отражают «особый путь» богоизбранности, негромкое очарование красотами русской природы и душой человека.
Биография Михаила Нестерова
Михаил Нестеров родился 19 мая 1862 года, в интеллигентной религиозной семье. Путь в художники был нелёгким. Отец, уфимский купец, намеревался передать сыну своё дело, о художественном ремесле не могло быть и речи. Но способность к живописи у Михаила проявилась также рано, как и полное равнодушие к коммерции.
Михаил Нестеров в возрасте 12 лет отправляется в Москву и поступает в учебное заведение Воскресенского. А в 1877 году, по совету наставника, — в училище живописи, где попадает в класс к самому Василию Перову, художнику-передвижнику и великолепному жанристу. Первое время пишет бытовые сценки, подражая стилю учителя. Но образы передаёт с лёгким сатирическим подтекстом. В его работах чувствуется назревание чего-то более крупного и значимого.
В 1880 году Михаил переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств на курс Чистякова, быстро разочаровывается и возвращается в Москву. Учится живописи у Прянишникова, Саврасова, Маковского — известных художников-передвижников. Пишет картины и этюды в историческом жанре. Достоверно отражает суть исторических и социальных процессов. Стремится показать едва заметные тихие движения, внутреннее состояние человека, его настроение. Часто правит и переписывает картины, добиваясь «внутренней красоты» происходящей сцены.
Упорство и бескомпромиссный подход к собственному творчеству приводят молодого художника к успеху. В 1889 году Павел Третьяков, известный меценат и галерист, приобретает картину Михаила Нестерова ещё до её официального представления на XVII Передвижной выставке. Вторую картину художника коллекционер купит на выставке передвижников год спустя.
Совершенствуя стиль письма, Нестеров вырабатывает новое направление, названное им «опоэтизированным реализмом», в котором чудесным образом рябины, берёзы и осины сочетаются с одухотворённостью человека. Не порывая с реализмом, художник приближается к символизму, показывает на холстах невидимый мир грёз и видений. Образы на картинах становятся утончёнными и бесплотными. Мастер прибегает к условности и стилизации. Его произведения становятся новым словом в искусстве. Но подвергаются жёсткой критике со стороны представителей товарищества передвижников.
С 1890 года Михаил Нестеров начинает заниматься росписью православных храмов. Церковным фрескам и иконам он посвятит более 20 лет своей жизни. Произведения этого периода творчества отражают индивидуальную позицию художника, ищущего бога. Холодная палитра и бестелесность образов приближают мастера к стилю модерн — самому модному направлению эпохи. Но сюжеты, к которым он обращается, на фоне общего упадка религиозности идут вразрез с веяниями времени.
Октябрьская революция стала для мастера сродни апокалипсису. Вернувшись в 1920 году из Армавира, он обнаружил, что мастерская разорена, картины и уникальные архивные материалы утрачены. Пытаясь преодолеть ощущение катастрофы, Нестеров сохраняет верность своим идеалам и любимому православию, но лики святых и праведников пишет теперь только за закрытыми дверями.
Чтобы остаться в профессии, художник был вынужден изменить амплуа, и стал великолепным портретистом. В последний год жизни Михаил Нестеров был удостоен высоких правительственных наград и званий. 18 октября 1942 года он умер в возрасте 80 лет.
Картины Михаила Нестерова
Лучшие картины Михаила Нестерова выделить довольно трудно, посредственных произведений в наследии мастера просто нет. Вот лишь некоторые из наиболее значимых и известных работ:
Михаил Нестеров по праву считается выдающимся русским художником вне времени и эпохи. Иногда его картины можно встретить на международных аукционах. На сайте Very Important Lot ценители искусства могут купить картины также других известных мировых мастеров и работы современных художников.
Михаил Нестеров: Жизнь от чуда до советской серости
В доме осталась только мать, она положила ему на грудь образок Тихона Задонского, и случилось чудо: когда отец вернулся из церкви, мальчик нормально дышал, на его лице даже проступил румянец. На следующий день он пошел на поправку и с тех пор почти не болел…
Жизнь Михаила Нестерова (1862- 1942) — известного русского художника — передвижника, началась с чуда и до определенного момента напоминала ему сказку. Он прожил 80 лет, стал академиком живописи, заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Сталинской премии первой степени…
До самой своей старости Нестеров верил в чудеса, только вот не у каждой сказки бывает счастливый конец…У него была своя сказка. Счастливая сказка с очень печальным концом…
Давайте вместе с читателями подумаем, что же послужило причиной того, что мальчик с самого детства верил в то, волшебство рядом и рано или поздно оно себя обязательно проявит?
Известно, что, легко сдав экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества, Миша учился с удовольствием, и профессора его поначалу хвалили. Что произошло потом? Почему в молодости при всем своем несомненном таланте он ощущал себя полнейшим неудачником?
Как называлась картина, принесшая Нестерову успех и звание академика живописи? Какая картина стала проклятием?
Почему художник отказывался от участия в выставках? Почему его искусство оказалось ненужным в Советской России? За что его арестовали в 1938 году? За что посадили в Бутырскую тюрьму? И по какой причине отпустили через две недели?
Какую роль в жизни художника сыграли женщины — Мария Мартыновская и Екатерина Васильева?
Был ли счастлив Михаил Васильевич Нестеров? И почему всю жизнь жил вне времени?
С ощущением волшебства
Между прочим, с чуда началась вся его жизнь: младенцем он тяжело заболел и чуть не умер. В Уфе, где они жили, отец, богатый просвещенный купец, обратился к лучшим врачам, те делали, что могли, но с каждым днем надежды на выздоровление оставалось все меньше. Когда у ребенка заострился нос и на висках выступили синие жилки, родные ушли в церковь заказывать панихиду.
В доме осталась только мать, она положила ему на грудь образок Тихона Задонского, и случилось чудо: когда отец вернулся из церкви, мальчик нормально дышал, на его лице даже проступил румянец. На следующий день он пошел на поправку и с тех пор почти не болел… Об этом Мише часто рассказывала мать, и он рос с ощущением того, что где-то рядом живет волшебство и когда-нибудь оно обязательно случится в его жизни.
С подачи выпивохи и неудачника
В детстве Михаил Нестеров был шалопаем и непоседой. Отец отправил его в Москву поступать в техническое училище, но он срезался на экзаменах и пошел в реальное. Известия из Москвы не радовали домашних. В науках сын не блистал и по-прежнему озорничал. Бог весть, что из него вышло бы, да попался Мише на жизненном пути учитель рисования.
Художник-неудачник много пил и имел один-единственный костюм, висевший на гвозде в пустой неприбранной комнате. Рисунки мальчика поразили педагога. Он показал их профессору Училища живописи, ваяния и зодчества, и тот заверил, что из парня определенно выйдет толк.
В Уфу полетело очередное письмо: директор реального училища писал Василию Ивановичу Нестерову, что коммерсанта из его сына, судя по всему, не выйдет, а вот в Училище живописи и ваяния ему будут рады.
Миша станет художником? Вот и ладно — возможно, хотя бы станет жить в ладу с самим собой, — рассудил отец и дал свое благословение. В пятнадцать лет Михаил поступил в Училище живописи и ваяния — вступительные экзамены сдал легко, учился с удовольствием. Поначалу профессора его хвалили, но потом дела пошли куда хуже, и на каникулы юноша приехал, ощущая себя полнейшим неудачником. Он учился живописи уже семь лет, и конца этому не было видно: четыре года в Москве, два — в Петербурге, еще пару лет в Москве — и ни одной медали, ни одного первого места на конкурсах!
При этом все говорили, что Нестеров талантлив. Однако учителя считали, что у него нет своего лица, он пишет картины то «под Сурикова», то «под Маковского». И он метался то в Москву из Петербурга, то обратно, чувствуя, что ничего не выходит. Перспективы не обнадеживали, перед глазами маячила судьба учителя рисования из реального училища, кое-как перебивающегося обучением недорослей да малеванием образов — для себя он ее не хотел.
«Это — мое»
Встреча с будущей женой произошла у Нестерова случайно. Когда ему исполнился 21 год, он приехал в Уфу на каникулы. Ехал по центральной улице на коне по кличке Гнедок, а по тротуару шла барышня под легким кружевным зонтиком. Увидев ее лицо, Миша ощутил глупое, ничем необъяснимое, никогда не посещавшее его доселе счастье. Большие веселые глаза, носик картошкой, круглые щеки… Лицо как лицо: не красавица, не дурнушка, но человек, по всему видно, хороший…
Глядя на девушку, он сразу понял: «Это — мое» — и придержал Гнедка, чтобы всласть налюбоваться незнакомкой и незаметно проводить ее до дома. Девушка подглядывала за ним через дырочку в зонтике, а он старательно отворачивался, делая вид, что его интересуют вывески на противоположной стороне улицы.
Вернувшись домой, Михаил принялся разузнавать про улыбчивую круглолицую барышню, живущую около реки. Вскоре он представился Марии Ивановне Мартыновской и начал за ней ухаживать. К этому времени родные почти махнули на него рукой.
О женитьбе, разумеется, нечего и думать: как сможет содержать семью недоучившийся студент, не сидеть же на шее у родителей? Но любовь не признает разумных объяснений…
Это было чудесное, волшебное лето! Подобралась прекрасная компания, они плавали по реке Белой на лодках, жгли на островах костры, пели хором – и любовь росла с каждым днем, таким счастливым он не чувствовал себя никогда. Наконец Михаил набрался храбрости и объяснился: Мария Ивановна не ответила ему «да», но ведь и не отказала!
А вот отец лепет влюбленного Миши и слушать не хотел: ему не нравилась девица Мартыновская — без состояния, образования и определенных занятий. Он был не в восторге от ее семьи: брат Маши был сослан в Сибирь по делу о народовольцах — к чему сыну так рано вешать себе на шею обузу? Пусть закончит училище, начнет зарабатывать — вот тогда и о браке с приличной девушкой можно подумать. Михаил уехал в Москву ни с чем. Однако там его жизнь внезапно изменилась…
Окружающие только диву давались: вечный студент Нестеров, так и не оправдавший надежд, которые когда-то подавал, в одночасье превратился в лучшего ученика. На него посыпались премии, его ставили в пример — следующим летом он вернулся в Уфу окрыленным. Маша его любит. Договорились обвенчаться, когда Михаил получит диплом. Ждать пришлось недолго: работа Нестерова так приглянулась профессорам, что его выпустили из училища со званием свободного художника. Маша приехала в Москву, назначили свадьбу, хотя родители так и не дали им благословения. Их обвенчали в скромной церкви, потом устроили небольшое застолье.
Во время свадебного ужина произошло событие, которое он принял за дурное предзнаменование. К одному из гостей, врачу, за ужином подбежал взъерошенный, перепуганный посыльный — рожала женщина, к ней срочно требовали доктора. Меньше чем через час гость вернулся и сообщил, что было слишком поздно, помочь роженице он уже не в силах. Скончалась…
За столом повисла пауза, гости опустили глаза. В этот момент Михаил подумал: если бы он лишился Маши, то, наверное, наложил бы на себя руки. Но вскоре началась новая жизнь, этот случай забылся и вспомнился только тогда, когда судьба постучала в их собственную дверь…
Портрет первой жены Марии Мартыновской в подвенечном платье. Работа Михаила Нестерова.
Счастливое Рождество
Михаил часто вспоминал их единственное Рождество: елку, украшенную пряниками в серебряной фольге и дешевыми свечками, на вершине красовалась позолоченная Вифлеемская звезда — в магазине Лепажа на Кузнецком мосту он заплатил за нее без малого весь гонорар, полученный в журнале «Нива».
На столе стояли гусь с квашеной капустой и привезенные из Уфы настойки, Маша подарила ему великолепную трость из узловатого дуба с серебряным набалдашником: честно говоря, она ему совершенно не нужна, но это был великолепный подарок. Настенные часы пробили полночь, он поднял рюмку за будущего ребенка и счастье, которое их ждет, а потом устроился на полу у ее ног и положил голову Маше на колени.
В честь Рождества они ужинали не при керосиновой лампе, как обычно, — на столе, потрескивая и оплывая, горели настоящие восковые свечи, и в их призрачном свете бедная комната казалась дворцом. Счастья не надо было ждать, оно — рядом: громко тикали часы, оба молчали, и ему безумно хотелось удержать эту минуту. Пусть она тянется как можно дольше, а еще лучше — не кончится никогда… Мерно раскачивался маятник, и они не ведали о том, что им осталось быть вместе меньше полугода.
Ничто не предвещало беды…
А пока ему хотелось доказать всему миру, что он сможет самостоятельно, без родительской поддержки кормить семью. Михаил работал как вол, делая иллюстрации в журналы, расписывал стены и потолки в богатых квартирах, оформлял книги… Вот только платили за это гроши.
В свободное время Михаил писал картину, мечтая, что она принесет ему известность. Маша хозяйничала в крошечной комнатке в меблирашках за Красными воротами, а он бегал по редакциям и отделывал комнаты в доходных домах. На этом специализировался знаменитый московский декоратор, господин Томашка, чьей величайшей тайной было то, что он умел рисовать только букеты, да и то по трафарету.
Когда Нестеров приходил на работу — они оформляли особняк на Воздвиженке, — Август Августович запирал его на ключ: никто не должен знать, что росписи делает не он, а какой-то мальчишка! По окончании работы Михаил получил свой гонорар — сто рублей. Сумма казалась огромной, и он был счастлив… А потом он узнал, что Морозова заплатила Томашке 7 тысяч.
Между тем картина, над которой корпел Михаил, без конца ее переделывая, была наконец завершена. «До государя челобитчики» понравилась и публике, и профессорам училища: он наконец получил звание, и родители примирились с браком сына.
Маша уже носила ребенка. Она ходила по дому, придерживая живот и переваливаясь, как уточка, ее неуверенная поступь трогала его до слез. Мальчика они собирались назвать Василием, в честь Мишиного отца, девочку — Ольгой. Он сам раскрасил резную колыбель и начал присматривать квартиру побольше и посветлее — ничто не предвещало беды…
Я сказал тебе не все слова…
Карандаш бегал по бумаге, из штрихов возникало лицо — но это была не его жена. Эта картина на долгие годы станет его проклятием. Он все-таки ее нарисует и будет так разочарован тем, что получилось, что уничтожит работу, сохранив лишь небольшой, вырезанный из сожженного полотна квадрат — Машино лицо. Позже он возвращался к этой работе снова и снова, мучился, пробовал, в отчаянии бросал кисть — и через много лет создал истинный шедевр, картину «Больная девушка». В тяжелые минуты Нестеров подолгу перед ней стоял, молча разговаривая с покойной женой.
Какое горе, что он не успел сказать ей всего того, что хотел! Что именно она принесла ему удачу, благодаря ей он из бойкого подмастерья превратился в настоящего художника. Что встретив ее, он будто проснулся и увидел все краски мира. Его работы ожили, ему удалось найти свою тему… Без Маши он, пожалуй, так и ходил бы в неудачниках.
Когда-то художник вычитал занятную историю: когда – то на свете жило племя, которое вело бухгалтерский учет счастья. На надгробных памятниках эти люди писали: «Он был счастлив десять минут». Или пять, или три — тогда это его позабавило. Не мало ли? Человек, проживший долгую жизнь, разве может быть счастлив всего несколько мгновений? Теперь ему казалось, что может.
Он был счастлив, когда Маша ответила «да», и эти несколько минут запомнились навсегда: чувство было таким острым, что хотелось исчезнуть, раствориться в сидящей рядом любимой девушке. С тех пор с ним случилось немало хорошего, но ничего подобного он больше не испытывал…
После Маши
Прожитая жизнь оказалась, в общем-то, удачной. Маша хранила его и после смерти: все, кроме работы, стало казаться несущественным, и он трудился над своими картинами с поражавшей коллег сосредоточенностью. Без конца переделывал, порой уничтожал полотна, уже побывавшие на выставках и получившие признание.
Но все же ему многое удалось! Останутся «Великий постриг» и «На Руси», может, «Путь ко Христу» и некоторые портреты… Останется «Видение отроку Варфоломею» — картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, ставшая сенсацией XVIII Передвижной выставки и приобретенная П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет он любил повторять:
— Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.
Нестеров работал над росписями в киевском Владимирском соборе, Марфо-Мариинской обители, полностью расписал дворцовую церковь в Абастумане.
А в сорок лет он встретил Екатерину… Тогда он жил в Киеве, работал в соборе и заканчивал картину «Святая Русь». На холст еще ложились последние мазки, но он уже пускал в мастерскую знакомых — желающих было хоть отбавляй, в городе много говорили о художнике Нестерове. Однажды к нему наведалась 22-летняя девушка, преподаватель женского института Екатерина Петровна Васильева. Они разговорились, и Катенька предложила Михаилу показать город. За первой встречей последовала вторая, и вот он уже пишет в Уфу, что встретил женщину, на которой хочет жениться, — решение было принято быстро, но пожалеть о нем ему не пришлось ни разу. Катя родила ему двоих детей, они жили хорошо и дружно.
Впереди был успех, которому не помешало то, что он часто отказывался от участия в выставках. Михаил Нестеров выпал из падкого до новейших художественных течений времени, зато его картины пользовались любовью, да и знатоки ценили его весьма высоко. В 1910 году Нестерова избрали академиком живописи.
Тяжелые времена
В революцию его семья переживала большие лишения, познав и голод и холод. Художник тяжко болел и не раз был на грани смерти. Но самое ужасное заключалось в том, что после революции в большевистской России его живопись казалась не просто ненужной, а враждебной!
…Являющийся мальчику угодник. Христос, стоящий перед русскими крестьянами. Ребенок, ведущий за собой тех, кто олицетворяет историю России: священников и воинов в кольчугах, потерявшего зрение солдатика в серой шинели, барышень в шляпках и господ в сюртуках…
Теперь все это воспринималось как ересь, и он занялся портретами. Персональную выставку закрыли через шесть дней и широкую публику на нее не пускали. Это Нестерова не сильно огорчило, он давно привык жить вне времени. Куда хуже было то, что время оказалось немилосердно к его близким. Зятя, известного юриста, расстреляли, старшую дочь Ольгу сослали в Джамбул.
Михаил Нестеров с супругой Екатериной Петровной и детьми Натальей и Алексеем.
Подарки судьбы
…До праздника оставалось два дня, и Москва преобразилась. Около метро стояла огромная украшенная картонными игрушками елка, через улицу протянулся плакат: «Новому 1939 году — ударный труд!»
76-летний художник Михаил Нестеров шел к своему дому в Сивцевом Вражке и думал о том, что страна стала совсем другой, даже елки теперь ставят в иное время — не под Рождество, 7 января по новому стилю, а на неделю раньше.
Рождество большевики отменили. Не будет звона колоколов, ведь почти все московские церкви закрыты. Хорошо, что разрешили хотя бы украшенные игрушками елки, ведь до 35-го года под запретом были и они. В прошлое ушли гульба в ресторанах, мчащиеся по улицам тройки, обильный рождественский стол.
Он нес в авоське праздничный набор, которым удалось разжиться в Академии художеств, — мороженая курица, кубик сыра, селедка, подсолнечное масло, грузинское вино. За спиной остался предновогодний город: набитые трамваи с висящими на подножках людьми, очереди в магазинах и горящие электрическими гирляндами в окнах елки — они появились недавно: невероятно хрупкие, в виде отлитых из тонкого стекла разноцветных фонариков…
Михаил Васильевич брел по заснеженному Сивцеву Вражку и сетовал на то, что дворников революция определенно испортила: лед они скалывать перестали. Вот и его дом № 43, бывшее владение Шаблыкиной. В углу комнаты стояла наряженная елка. На верхушке — красная звезда, на ветках — картонные и ватные фигурки в шинелях и буденовках, стеклянные бусы и гости из прежних времен: три больших стеклянных шара со снежинками и восковой ангел с отломанным крылом.
В уходящем году художник две недели провел в Бутырской тюрьме, ожидая самого худшего, но потом наверху, там, где решают, жить человеку или умереть, что-то переменилось, и его отпустили. Вероятно, Нестеров-попутчик оказался нужнее, чем разоблаченный и преданный анафеме враг.
Ольга жива, она часто ему пишет, он по-прежнему работает… Подарки судьбы надо ценить: рано или поздно придут другие времена, и тогда он еще вспомнит этот Новый год.
…На елке горели разноцветные лампочки, однокрылый рождественский ангел казался чужим рядом с картонным мальчишкой в буденовке, пузатым серебряным дирижаблем с надписью «СССР», и ватным гусем-бюрократом в кепке и с папкой под крылом. Из кукольной мастерской ангел вышел благостно улыбающимся, но теперь краска стерлась, и его улыбка стала какой-то скептической. С годами ангел стал чем-то вроде семейного талисмана, и художнику казалось, что он хочет ему что-то сказать. Так не спросить ли его шутки ради: чего ждать от будущего, что подстерегает нас за поворотом? Будем ли мы счастливы?
Хотя об этом лучше не спрашивать — к чему искушать судьбу…
Скончался Михаил Васильевич Нестеров от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру, кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.